Скачать 130.84 Kb.
|
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» Факультет физической культуры, спорта и туризма УТВЕРЖДАЮ Декан факультета ______________/Полевщиков М.М./ (подпись/ Ф.И.О.) « » 20 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебная дисциплина Педагогическая практика (наименование) Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование Профили подготовки Безопасность жизнедеятельности и право Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности (название) Курс 2, 3, 4, 5 семестр 4, 6, 7, 10 форма обучения очная Программа разработана доцентом каф. МБД и БЖ Бахтиной В.В., к.п.н. (должность ,Ф.И.О., учёная степень ,звание автора(ов) программы) Рецензент(ы) ______________________________________________________ (должность ,Ф.И.О., учёная степень ,звание рецензента(ов) программы) Йошкар-Ола 2011
СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой ______________________________________________________________________________________________________ (название кафедры) протокол заседания №__ от __________200__г____________________________________ (Ф.И.О. зав.кафедрой, подпись)Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Педагогическая практика в общеобразовательной школе является важным этапом в становлении будущего специалиста, т.к. направлена на формирование умений трансляции культуры безопасности в учебно-воспитательном процессе школы. Для этого необходимо формирование у студентов общепедагогических умений: прогностических, перцептивных, интеллектуальных, коммуникативных, организационных, контрольно-корректировочных, рефлексивных. Развитие перечисленных умений возможно только в процессе самостоятельной профессиональной деятельности. Однако за время педагогической практики студент может наметить основные ориентиры для формирования у себя профессионально-значимых качеств с учетом своих личностных особенностей. Педагогическая практика распределяется на протяжении всего периода обучения студентов в вузе и имеет разную продолжительность по времени и разные виды деятельности по содержанию: - 2 курс 4 семестр (1 неделя) – ознакомительная практика; - 3 курс 6 семестр (1 неделя) – пробная практика; - 4 курс 7 семестр (5 недель) – методическая практика; - 5 курс 10 семестр (6 недель) – стажерская практика. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ Цель: развитие профессионально-педагогической компетенции будущего учителя в процессе практического применения методики обучения безопасности жизнедеятельности. Задачи: - углубление и закрепление теоретических знаний и применение этих знаний в учебно-воспитательной работе; - формирование умений организовывать познавательную деятельность учащихся, овладение методикой учебно-воспитательного процесса по безопасности жизнедеятельности; - проведение учебно-воспитательной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников и с применением здоровьесберегающих технологий; - самостоятельное планирование, проведение, контроль и корректировка урочной и внеурочной деятельности по безопасности жизнедеятельности; - развитие умений самостоятельной педагогической деятельности в качестве учителя безопасности жизнедеятельности и классного руководителя; - овладение современными педагогическими технологиями в преподавании безопасности жизнедеятельности; - отработка приемов владения аудиторией, формирования мотивации учащихся; - развитие у студентов умений выявлять, анализировать и преодолевать собственные педагогические затруднения; - овладение некоторыми умениями научно-исследовательской работы в области педагогических наук, наблюдение, анализ и обобщение передового педагогического опыта. Педагогическая практика проводится в образовательных учреждениях г. Йошкар-Олы. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Выпускник должен обладать следующими компетенциями: 1. Общекультурными: быть способным логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6); быть готовым к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7); 2. Профессиональными: общепрофессиональными: осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1); владеть основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); быть способным нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4); в области педагогической деятельности: быть способным реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1); быть готовым применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2); быть способным использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4); быть готовым включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5); быть способным организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6); быть готовым к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7). Ознакомительная практика 2 курс (4 семестр) Цель практики: ознакомление студентов с организацией учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, различными видами деятельности преподавателя-организатора ОБЖ в школе. Задачи практики: 1) познакомиться с работой учителей по решению учебно-воспитательных задач в образовательном процессе (как учитываются возрастные и индивидуальные особенности учащихся, осуществляется ли забота о здоровье учащихся); 2) ознакомиться с функциональными обязанностями преподавателя - организатора ОБЖ; 3) ознакомиться с планом проведения внеурочных мероприятий по ОБЖ и планом учебно-воспитательной работы; 4) познакомиться с правилами оформления школьной документации; Для достижения поставленных задач в процессе педагогической практики студентам необходимо осуществлять следующие виды деятельности: - познакомиться с распорядком работы образовательного учреждения; - изучить школьную документацию (учебный план школы на текущий учебный год, комплексный календарный план учителя ОБЖ на текущий год, тематический план изучения курса ОБЖ, классный журнал в прикрепленном классе); - проводить методический анализ уроков ОБЖ; - посещать другие уроки в прикрепленном классе (не менее 6-ти) и анализировать их с точки зрения деятельности учителя в процессе организации деятельности учащихся, соответствия гигиеническим нормам к организации урока; - оказывать необходимую помощь классным руководителям в организации воспитательной работы в прикрепленном классе; - наблюдать за учащимися на уроках, во внеклассной и внешкольной работе; - изучить материально-техническое оснащение школьного кабинета ОБЖ. Отчетная документация
Пробная практика 3 курс (6 семестр) Цель практики: 1) ознакомление студентов с организацией учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, различными видами деятельности преподавателя-организатора ОБЖ в школе; 2) формирование умений по организации учебной и воспитательной работы с учащимися по основам безопасности жизнедеятельности. Задачи практики: 1) углубить и закрепить теоретические знания и научиться применять эти знания на практике в учебно-воспитательной работе с обучаемыми; 2) познакомиться с работой учителей по решению учебно-воспитательных задач в образовательном процессе (как учитываются возрастные и индивидуальные особенности учащихся, осуществляется ли забота о здоровье учащихся); 3) ознакомиться с функциональными обязанностями преподавателя - организатора ОБЖ; 4) получить опыт в подготовке к уроку ОБЖ, составлении конспекта урока; 5) подготовиться к самостоятельному проведению урока по ОБЖ; 6) получить начальный опыт в организации и проведении воспитательной работы с учениками; Для достижения поставленных задач в процессе педагогической практики студентам необходимо осуществлять следующие виды деятельности: - познакомиться с распорядком работы образовательного учреждения; - изучить школьную документацию (учебный план школы на текущий учебный год, комплексный календарный план учителя ОБЖ на текущий год, тематический план изучения курса ОБЖ, классный журнал в прикрепленном классе); - проводить методический анализ уроков ОБЖ; - посещать другие уроки в прикрепленном классе (не менее 6-ти) и анализировать их с точки зрения деятельности учителя в процессе организации деятельности учащихся и соответствия гигиеническим нормам к организации урока; - наблюдать за учащимися на уроках, во внеклассной и внешкольной работе; - изучить материально-техническое оснащение школьного кабинета ОБЖ; - провести один урок по ОБЖ в прикрепленном классе. Отчетная документация
Методическая практика 4 курс (7 семестр) Цель практики: закрепление, углубление и обогащение психолого-педагогических и профессиональных знаний, умений и навыков в процессе их использования при решении конкретных педагогических задач. Задачи практики: 1) ознакомиться с особенностями современного состояния учебно-воспитательного процесса по ОБЖ в общеобразовательном учреждении; 2) изучить передовой педагогический опыт со спецификой преподавания ОБЖ в разных возрастных группах общеобразовательного учреждения (основной, средней); 3) ознакомиться с функциональными обязанностями преподавателя — организатора ОБЖ и классного руководителя; 4) ознакомиться с содержанием работы преподавателя — организатора ОБЖ по допризывной подготовке школьников; 5) ознакомиться с планом работы преподавателя — организатора ОБЖ по Гражданской обороне в общеобразовательном учреждении; 6) формировать у студентов профессиональные педагогические умения и навыки учителя ОБЖ по подготовке и проведению уроков, используя разнообразные формы и методы учебно-воспитательной деятельности, в том числе активные и нетрадиционные формы работы; 7)научиться анализировать учебно-воспитательную работу (в том числе и свои уроки) с целью дальнейшей их корректировки для повышения эффективности учебно-воспитательной работы по ОБЖ; 8) учиться организовывать и проводить внеклассные мероприятия по ОБЖ; 9) изучить психолого-педагогические особенности учащихся на примере одного класса. Основные направления деятельности студентов в период практики:
Отчетная документация 1) дневник студента-практиканта; 2) индивидуальный план прохождения педагогической практики; 3) конспект зачетного урока с оценкой методиста и (или) учителя ОБЖ; 4) методический анализ урока ОБЖ; 5) характеристика классного коллектива; 6) методическая разработка внеклассного мероприятия по предмету с оценкой классного руководителя; 7) отчет о практике; 8) характеристика с комплексной оценкой деятельности студента в период прохождения им практики за подписью учителя ОБЖ, классного руководителя, директора школы с печатью образовательного учреждения; 9) мультимедийные презентации к урокам ОБЖ по заданию учителя ОБЖ (в методическую копилку). Стажерская практика 5 курс (10 семестр) Цель практики: формирование практической готовности студентов к выполнению обязанностей учителя безопасности жизнедеятельности. Задачи практики: – закрепить и расширить теоретические знания в области педагогики и психологии; – повысить степень владения методикой обучения безопасности жизнедеятельности и методикой проведения воспитательной работы; – овладеть организацией различных видов учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности; – совершенствовать умения анализировать результаты педагогической деятельности; – вести учебную документацию. Основные направления деятельности студентов в период практики: – ознакомление студентов с основными сведениями об образовательном учреждении, в котором организуется педагогическая практика, и с учебно-методическим комплексом предмета ОБЖ; – составление индивидуального плана прохождения педагогической практики (ежедневное планирование учебной, внеклассной, воспитательной и других видов деятельности на весь период практики); – ознакомление и анализ учебной программы по ОБЖ; – посещение и анализ уроков учителя ОБЖ; – изучение планирования учебно-воспитательной работы по безопасности жизнедеятельности в общеобразовательном учреждении; – составление календарно-тематического планирования на период педагогической практики (темы уроков ОБЖ по расписанию); – разработка конспектов и планов-конспектов уроков по безопасности жизнедеятельности (план-конспект урока представляет собой менее подробное изложение урока по сравнению с конспектом); – проведение всех уроков по ОБЖ в прикрепленном классе; – проведение профориентированной беседы об университете и о специальности «Безопасность жизнедеятельности»; – оказание помощи учащимся в их профессиональном самоопределении; – методическая работа студентов в кабинете безопасности жизнедеятельности; – подготовка и проведение внеклассного мероприятия; – посещение индивидуальных и групповых консультаций группового руководителя практики и учителя безопасности жизнедеятельности; – посещение и анализ (обсуждение) уроков студентов-практикантов (два урока), которые позволяют корректировать и совершенствовать профессиональную деятельность студентов; – проведение внеклассной работы с учащимися по плану образовательного учреждения; – индивидуальная работа с учащимися; – участие в педсоветах и совещаниях учителей; – участие в методических семинарах, проводимых районным методистом по ОБЖ, совместно с учителями ОБЖ; – участие в работе учителя безопасности жизнедеятельности по Гражданской обороне и допризывной подготовке юношей; – выполнение исследовательской работы по программе экспериментальной части выпускной квалификационной работы, утвержденной научным руководителем; – оформление отчетной документации по практике. Отчетная документация студентов: – индивидуальный план прохождения педагогической практики; – план-конспект зачетного урока с оценкой; – самоанализ урока; – дневник студента-практиканта; – отчет о практике; – характеристика, выданная представителями администрации образовательного учреждения, с комплексной оценкой деятельности студента в период прохождения практики; – методическая разработка внеклассного мероприятия по ОБЖ. |
Гоувпо «Марийский государственный университет» Факультет физической культуры, спорта и туризма Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования «Город Псков» 6 | Фгбоувпо «Марийский государственный университет» Факультет физической культуры, спорта и туризма Меняется ли Ваша жизнь, если дорогу перебегает черная кошка? Верите ли Вы в удачу, если на экзамене попался билет под номером 13?... | ||
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта... Утверждены приказом Минобрнауки России от 16 марта 2011 г. №1365, программой кандидатских минимумов, учебным планом специальности... | Российской Федерации Администрация Краснодарского края Администрация... Фгбоу впо «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма» | ||
Рефератов по дисциплине: «история туризма» «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (гцолифк)» | Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального... Постановления, распоряжения Правительства РФ и Правительства Москвы, приказы и инструктивные письма Министерства образования и науки... | ||
Уральский институт Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» | Кафедра теории и методики танцевального спорта Информационная справка Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма | ||
Прайс ид «Магистр-Пресс» Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» | Бюллетень управления научных исследований Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» | ||
О, сколько нам открытий чудных Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» | Лекция №2. Педагогическая антропология. 1 вопрос Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» | ||
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» | ||
В. М. Аллахвердов Методологическое путешествие по океану бессознательного Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» | Российский гуманитарный научный фонд (ргнф) Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» |