Диагностика детей раннего дошкольного возраста
Диагностика - это обоснование всех аспектов дидактического процесса, направленное на определение его результатов. Диагностирование является своевременным выявлением, оценка и анализ течения как учебно-воспитательного процесса, так и индивидуального развития ребенка.
В обследовании детей раннего возраста используются, как правило, нестандартизированные методики, а именно игровые методики со знакомыми ребенку предметами - пирамидками, кубиками и др. Процесс обследование проводится в произвольной форме, ведущим методом является наблюдение.
Основными задачами коррекции психического развития ребенка являются: - профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития; -коррекция отклонений на основе создания оптимальных условий для развития зоны ближайшего развития ребенка.
Эффективность коррекционно- развивающей работы зависит от : 1.Раннего выявления и начала целенаправленной педагогической работы с ребенком. 2.Содержания и методов воспитания и обучения ребенка. 3.Своевременного включения родителей в коррекционно- педагогический процесс. 4.Реализация единства требований к воспитанию и обучению ребенка в семье и детском саду.
Недостатки в организации диагностики воспитателей - субъективное отношение к воспитаннику; - недостаток времени на проведение трех разовых срезов нервно – психического и педагогического развития детей; - частая некомпетентность воспитателей групп раннего возраста в психологических вопросах. Таким образом, контроль старшего воспитателя помогает выявить недочеты в работе с детьми и наметить пути выполнения требований программы, своевременно оказать помощь, подсказать, найти пути улучшения учебно- воспитательного процесса. И достичь гармоничного развития малыша, своевременно формировать основные умения и навыки , что исключит трудности дальнейшего обучения.
Примерный план диагностического исследования детей в 1 год 3 месяца Познавательная сфера (способности)
| Уровень развития навыков (способностей)
| Развитие речи
| Понимание речи
| Уметь различать и называть знакомые игрушки и окружающие предметы, их основные качества;
| иметь представления об одежде, назначении вещей; закрепить названия одежды и ее деталей, обозначение действий и последовательность одевания на прогулку;
| уметь называть изображенные на картинке предметы и их качества, действия; выполнять действия по картинкам
| Уметь показывать по просьбе взрослого части лица у человека и у образной игрушки; закреплять умение определять части тела человека и животных
| Уметь выполнять поручения по просьбе взрослого, связанные со знакомыми действиями
| Уметь рассматривать картинки в книжке, слушать потешки, стихи
| Активная речь (произносит до 20 облегченных слов)
| Уметь произносить простые слова, соотносить их с предметами
| Уметь сравнивать предметы по величине; отчетливо произносить звук о
| Иметь представления о том, кто, что и как ест; учить отчетливо произносить звук а
| Уметь произносить простые слова, соотносить их с действиями
| Иметь способность к обобщению путем упражнения в подборе к глаголам соответствующих существительных
| Иметь представления о назначении предметов, активизировать в речи слова – названия предметов и их качеств; учить образовывать существительные по аналогии
| Уметь произносить длительные «гудящие» звуки – у у у у
| Уметь отчетливо произносить звуки «у», «а»; закрепить произношение «ау»
| Уметь различать и называть птиц; побуждать подражать голосам птиц и запоминать звукоподражания (кря-кря, га-га-га, ко-ко-ко, бал-бал-бал)
| Уметь подражать голосам птиц и запоминать их; закрепить произношение звуков «м», «мь», «у»
| Сенсорное воспитание
| Форма
| Уметь группировать предметы по их форме (круг, квадрат)
| Цвет
| Уметь группировать предметы по цвету
| Величина
| Уметь чередовать предметы по величине
| Нанизывание колец одинакового раз мера
| Уметь снимать и надевать на стержень кольца с широким отверстием
| Нанизывание колец, разных по размеру
| Уметь надевать и снимать большие и маленькие кольца на стержень пирамидки
| Действия с кубиками
| Уметь детей ставить кубики один на другой (строить башню, дом)
| Игровые действия с предметами
| Показ предметов в действии
| Разыграть с несколькими предметами несложный сюжет с использованием обобщения действия
| Воспроизведение одного знакомого действия с игрушкой
| Уметь детей по подражанию воспроизводить одно знакомое действие (качает, возит и т.д.)
| Действия с несколькими игрушками
| Уметь переносить знакомые действия с одним предметом на другой предмет, учить выполнять действия с простейшими транспортными средствами для перевозки небольших предметов, игрушек, (каталка, коляска тележка), отмечать особенности (ездит, гудит, есть колеса, они крутятся)
| Действия с разными игрушками
| Уметь производить одинаковые действия с разными предметами
| Развитие движений
| Ходьба
| Уметь ходить самостоятельно
| Общеразвивающие упражнения
| Уметь устойчиво стоять, приседать, наклоняться, поворачиваться
| Упражнять в ползании, способствовать развитию самостоятельности
| Основные движения
| Упражнять в ползании и пролезании под препятствие
| Разнообразные движения (действия) с предметами круглой формы
| Уметь выполнять разнообразные действия с предметами круглой формы: переносить, бросать, катать, учить подниматься по лесенке детской горки приставным шагом
| Уметь бегать в указанном направлении
| Развитие бытовых навыков
| Бытовые навыки
| Уметь пить из чашки
| Уметь держать ложку в кулачке, опускать в густую пищу, доносить до рта, есть (взрослый докармливает)
| Уметь правильно умываться, мыть и вытирать руки, лицо после умывания
| Уметь проситься на горшок
| Социально-эмоциональная сфера
| социально-эмоциональная сфера
| Уметь подражать мимике, движениям близкого взрослого (смеется, хмурится, улыбается)
| Уметь познавать окружающее через эмоциональные ощущения (упасть – больно, дотронуться до батареи – горячо)
| Уметь заинтересовываться новой игрушкой
| Уметь проявлять интерес к играм детей
| Уметь различно реагировать на плясовые и спокойные мелодии, напевность стихов, прибауток
| Примерный план диагностического исследования детей в 1 год 6 месяца Познавательная сфера (способности)
| Уровень развития навыков (способностей)
| Развитие речи
| Понимание речи
| Уметь показывать части тела по просьбе взрослого, понимать слова, обозначающие части тела человека и животных
| Уметь обобщать по внешнему виду игрушки, предметы, независимо от размера и цвета
| Уметь выполнять знакомые бытовые действия по просьбе взрослого
| Активная речь
| Продолжается развитие подражания звукам, имитирующим голоса животных. В активной речи присутствуют общеупотребляемые слова
| Сформировано четкое произношение звуков м, п., б (мь, пь, бь), изучено, отчетливо и внятно произносить отдельные звукосочетания, закреплены в речи названия отдельных предметов
| Закреплены произношение звука Ф; закреплены названия предметов и их качеств; укреплены артикуляция и голосовой аппарат
| Сенсорное воспитание
| Форма
| Уметь ориентироваться в двух формах (шар – куб, кубик – кирпичик); находить предметы этих форм по просьбе взрослого
| Уметь подбирать предмет такой же формы, как на образце
| Уметь группировать однородные объекты, ориентировать на слова «такой», «не такой»
| Величина
| Уметь ориентироваться в двух величинах (большой и маленький), находить предметы этих величин после показа и по просьбе взрослого
| Величина
| Уметь собирать пирамидку из двух контрастных колец по величине после показа
| Цвет
| Уметь ориентироваться в двух-трех цветах находить такого же цвета игрушку, как просит или показывает взрослый
| Уметь формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов
| Уметь различать цвета и понимать названия цвета
| Уметь располагать грибочки в отверстия на квадрате аналогичной окраски
| Игровые действия с предметами
| Игровые действия
| Уметь переворачивать страницы книг, учить катать перед собой коляску
| Уметь тянуть игрушку за веревочку за собой
| Уметь производить (отображать) часто наблюдаемые действия: кормить куклу; причесывать куклу
| Уметь использовать в играх предметы-заместители. Производить с ними такие же действия, что и с реальными предметами
| Уметь проявлять сообразительность: подставлять что-то, например, вязать; использовать дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь
| Развитие движений
| Ходьба обычная
| Уметь хорошо самостоятельно ходить: прямо, по кругу, огибая предметы
| Перешагивание,
Ходьба по лесенке
| Уметь перешагивать через препятствия на полу приставным шагом
| Уметь входить и сходить по детской лесенке чередующимся шагом
| Уметь проходить по слегка наклонной доске
| Уметь бросать мяч вниз, вперед вверх
| Развитие бытовых навыков
| Бытовые навыки
| Уметь держать ложку в кулаке
| Уметь есть частично полужидкую и жидкую пищу
| Уметь пить из чашки, почти не проливая во время кормления
| Уметь самостоятельно умываться и вытирать руки полотенцем
| Социально-эмоциональная сфера
| Социально-эмоциональная сфера
| Уметь проявлять социально значимые жесты и мимику («жалеет»)
| Уметь переключаться с одного эмоционального состояния на другое (огорчается – успокаивается)
| Уметь уступать игрушку другому ребенку, не отнимать игрушку
| Уметь воспринимать различные художественное слово
| Уметь повторять с удовольствием знакомые движения под музыку
| Примерный план индивидуального развития детей в 1 год 9 месяца Познавательная сфера (способности)
| Уровень развития навыков (способностей)
| Развитие речи
| Понимание речи
| Уметь понимать сюжеты по картинке; отвечать на вопросы: «Кто это?», «Что делает?», «Где?»;
| Уметь выполнять (и запоминать) два поручения (возьми и поставь, возьми и принеси)
| Уметь понимать несложный рассказ со знакомыми событиями
| Активная речь; четкое произношение
| Уметь использовать предложения из двух слов: – при общении со взрослыми; – при общении друге другом; – в играх; упражнять в развитии речевого дыхания; учить называть словом свои или чьи-то действия; учить договаривать последние слова знакомых стихов, потешек.
| Сенсорное воспитание
| Форма
| Закреплено умение сопоставлять предметы по форме, осуществляя выбор из двух заданных форм: шар-кубик; шар-кирпичик; призма-кирпичик; упражнения в группировке предметов по форме.
| Величина
| Уметь ориентироваться в трех величинах одной формы (большой – поменьше – маленький)
| Уметь управлять, нанизывать и снимать двух- трёх-размерную коническую пирамидку, нанизывая на стержень сначала по одному кольцу, потом по два кольца каждой величины
| Цвет
| Уметь ориентироваться в цветах: красный, желтый, зелёный, синий. Уметь группировать предметы по цвету
| Игровые действия с предметами
| Игровые действия
| Уметь отображать жизненные действия в игре (кормить, возить, баюкать)
| Уметь укладывать куклу спать, побуждать к называнию слов, обозначающих одежду куклы, ласковых слов «убаюкивания»
| Уметь произносить слова, обозначающие столовые принадлежности, использовать их при кормлении куклы
| Уметь пользоваться предметами-заместителями
| Уметь воспроизводить из кубиков несложные постройки (башня, дорожка, стол, стул, кровать, ворота, забор) после показа
| Развитие движений
| Ходьба-перешагивание
| Уметь перешагивать через небольшие препятствия на полу
| Ходьба по гимнастическим снарядам (доске, скамейке)
| Уметь проходить по доске, немного приподнятой над полом; развивать чувство равновесия, умение ориентироваться пространстве
| Метание
| Уметь забрасывать мяч в корзину, стоящую на полу
| Бег
| Уметь бегать в разных направлениях
| Лазание
| Уметь легко влезать на диван, стул, спускаться на пол
| Развитие бытовых навыков
| Бытовые навыки
| Уметь самостоятельно есть любую пищу
| Уметь есть с хлебом
| Уметь самостоятельно снимать шапку, обувь
| Уметь частично одеваться (натягивать шапку, надевать туфельки и другую одежду, обувь по погоде и времени года)
| Уметь обращать внимание на грязное лицо, руки
| Уметь знать место игрушек, одежды и других вещей
| Социально-эмоциональная сфера
| Социально-эмоциональная сфера
| Уметь подражать взрослым в ситуациях радости, огорчения, тревоги
| Уметь при общении со взрослым использовать эмоционально окрашенные возгласы, мимику, движения
| Уметь контактировать со сверстниками
| Уметь эмоциональному узнаванию настроения, т. е. собственно реагировать на речь, музыку, художественное слово
| Примерный план диагностического исследования детей в 2 года Познавательная сфера (способности)
| Уровень развития навыков (способностей)
| Развитие речи
| Понимание речи
| Уметь понимать короткий рассказ (без показа действий) о знакомых событиях; отвечать на вопросы об этих событиях
| Уметь выполнять до 3 поручений (возьми, отнеси, положи)
| Уметь называть части лица (губы, зубки, язык, лоб, ушки, щёки и др.) и тела (руки, ноги, спина и др.)
|
| Уметь использовать предложения из 2-3 слов при общении со взрослыми и детьми
| Уметь употреблять в речи: – прилагательные, – местоимения, – предлоги
| Уметь договаривать четверостишия в знакомых стихах
| Уметь называть предметы по картинкам
| Уметь говорить «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуй»
| Сенсорное воспитание
| Форма
| Уметь соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец
| Уметь группировать однородные по форме предметы и соотносить разные предметы
| Величина
| Уметь ориентироваться в трёх и более контрастных величинах
| Уметь собирать пирамидку по убыванию размера из 4-5 колец
| Цвет
| Уметь различать 3-4 цвета, подбирать цвета по образцу, некоторые из них называть
| Уметь устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов
| Качества предметов
| Уметь различать величину предмета: тяжелый – легкий; учить различать фактуру: мягкий – твердый; учить различать температуру: холодный – теплый
| Игровые действия с предметами
| Игровые действия
| Уметь доставать (вылавливать) сачком га воды понравившуюся игрушку
| Уметь производить несколько последовательных игровых действий, находясь в проблемной ситуации (кормит куклу, если рядом посудка; строит гараж, если рядом кубики и машинки); учить пользоваться предметами-заместителями
| Уметь выполнять два последовательных действия
| Уметь сооружать из кубиков знакомые постройки для мягких игрушек
| Развитие движений
| Ходьба
| Уметь перешагивать через несколько препятствий чередующимся шагом
| Ходьба и бег
| Уметь удерживать равновесие при ходьбе по ограниченной площади или по гимнастическому снаряду, лежащему на полу
| Уметь подниматься и спускаться по лестнице, забираться на детскую горку и спускаться с нее
| Уметь менять темп: ходьба и бег
| Бег
| Уметь бегать семенящим шагом
| Прыжки, подскоки
| Уметь подпрыгивать, подскакивать
| Ловля и бросание
| Уметь удерживать мяч одной или двумя руками
| Уметь бросать мяч в горизонтальную цель
| Уметь ловить мяч с близкого расстояния
| Катание предметов круглой формы
| Уметь скатывать с горки предметы круглой формы
| Развитие бытовых навыков
| Бытовые навыки
| Уметь есть аккуратно, не обливаясь
| Уметь при умывании тереть ладони, части лица, вытираться полотенцем, носовым платком
| Уметь самостоятельно одеваться (натягивать носочки, шапку, обуваться
| Уметь частично раздеваться
| Уметь складывать на место одежду, обувь, посуду, игрушки
| Уметь пользоваться носовым платком (при напоминании)
| Социально-эмоциональная сфера
| Социально-эмоциональная сфера
| Уметь проявлять эмоции при общении (мимика, возгласы, движения)
| Уметь улыбаться, пользоваться эмоционально-окрашенной речью при совместных играх с детьми
| Уметь эмоционально заинтересовать детей музыкой, пением, фольклором
| Уметь смотреть мультфильмы, детские телевизионные передачи
| Уметь сопереживать, сочувствовать другому человеку, учить понимать фразы: «Это можно», «Это нельзя»
|
Список литературы
1.Источник: Н. А. Богачкина "Психология. Конспект лекций.
2. Воспитание детей раннего возраста. Аксарина Н.М.- М.: Издательство «Медицина»,1972, с.263
3. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. Печора К.Л., Пантюхина В.Г., Голубева Л.Г. - М.: Просвещение , 1986г, с.218
4. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ. Сотникова В.М.- М.: Издательство Скрипторий,2005,с.56 |