Методические рекомендации по изучению дисциплины дпп. 05 Дизайн





НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины дпп. 05 Дизайн
страница1/9
Дата публикации26.07.2014
Размер1.18 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Экономика > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Методические рекомендации по изучению дисциплины

ДПП.05 Дизайн


Цели освоения дисциплины:

Дизайн является одной из крупнейших и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. В РФ также происходит усиление роли дизайна как одного из наиболее динамично развивающихся видов бизнеса. В этих условиях актуальным является как подготовка специалистов в области дизайна.

Основной целью изучения курса:

- История дизайна.

- Дать основные представления: о стилях и направлениях в дизайне;

- Основы современного дизайна, его задачи.

- Понятие комфорта. Общие положения изучение особенностей дизайна, как вида творческой деятельности, т.е. той предметной области, на которую непосредственно ориентирована специальность «Дизайн».

- Классификация основных видов дизайна; основные этапы в истории развития и ведущие направления современного художественного проектирования и декорирования интерьера в зависимости от выбора стиля и зональной принадлежности;

Задачи курса:

- Развитие психофизиологических и интеллектуальных качеств личности;

- Духовно- нравственное, трудовое и эстетическое воспитание средствами архитектуры, искусства, дизайна;

- Овладение знаниями, умениями и навыками в области дизайна;

- Развитие познавательной деятельности, воспитание активной жизненной позиции, любви к своей профессии;

- Развитие профессиональных навыков через формирование практических умений;

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Определение дизайна как формальной деятельности и как составного элемента экономической системы. Формирование предметно-пространственной среды в эпоху ремесленного производства древних цивилизаций. Духовно-материальная культура в эпоху Средневековья; переход к индустриальной цивилизации в эпоху Возрождения. Ремесленное производство и художественно-конструкторская деятельность в России, особенности развития материальной культуры в России. Социально-экономические корни дизайна, место дизайна в современной мировой культуре; виды дизайна.

Введение в композицию: ритм и пропорции, статика и динамика, симметрия и асимметрия, контраст и нюанс, фактура и текстура. Средства графического дизайна; организация пространства из предметов – элементов, создающих заданный образ.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
«Дизайн»:


- владеет рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта; владеет принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка; навыками линейно- конструктивного построения и основами академической живописи; элементарными профессиональными навыками скульптора; современной шрифтовой культурой; приемами работы в макетировании и моделировании; приемами работы с цветом и цветовыми композициями; методами и технологией классической техники станковой графики (гравюра, офорт, монотипия); основными правилами и принципами набора и верстки (ПК-15);

Для студентов- дизайнеров «Дизайн» является важнейшей дисциплиной, которая формирует гармонично развитого человека с творческим художественным мышлением.

В процессе обучения по разным разделам данного курса студенты должны знать:

- Теоретические концепции западного и отечественного Дизайна.

- Историю становления и эволюции дизайна (мировой и отечественный опыт).

- Основные понятия и составляющие дизайна; виды дизайна, стили и направления;

- Законы формообразования в природе и технике.

- Социально-функциональные требования к жилищу, к объектам общественного обслуживания;

- Теоретические основы, основные положения и современные методы дизайнерского проектирования.

Уметь:

- Выбирать оптимальную модель профессионального поведения с учетом реальной ситуации.

- Формулировать документы и другие тексты адекватно коммуникативной задаче.

- Направлять развитие и саморазвитие личности.

- Использовать на практике знания о различных принципах и приёмах, элементах моделирования интерьера и предметной среды;

- Уметь собрать социологическую информацию и составить социально-функциональную программу проектирования несложного интерьера;

- Применять знания художественного моделирования в других сферах творческой деятельности

3) Владеть:

• Основные понятия и термины художественного моделирования и проектирования.методом творческого проектирования ;

• Свободно ориентироваться в предметном содержании курса.

Объем дисциплины «Дизайн» и виды учебной работы (для всех направлений подготовки, на которых обеспечивается данная дисциплина).

Общая трудоемкость дисциплины «Дизайн» составляет 700 зачетных единиц
(из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов);

320 аудитоорных часов.

Содержание разделов дисциплины Дизайн.

Поскольку лекционный курс, включает в себя 700 учебных часов, 50 лекций, 150 практических и 120 лабораторных занятий. Представляется более целесообразным разделить его на разделы, с последующим делением на темы, последовательно и систематически раскрывающие основные вопросы данного курса.

Лекционный цикл предваряет практические задания в каждом из пяти разделов. Темы лекций последовательно раскрывают теоретические и исторические аспекты художественного моделирования для дизайнеров. Каждая тема является логическим продолжением предыдущей и помогает студентам формировать профессиональное мышление и овладевать научным пониманием и познанием искусства..

  1. Определение дизайна, как формальной деятельности и как составного элемента экономической системы.

1.Тема.Специфика дизайна. Основные понятия и определения. Термин «дизайн» сегодня употребляется для характеристики процесса художественного или художественно-технического проектирования, результатов этого процесса проектирования (эскизов, макетов и других визуальных материалов), а также осуществленных проектов – изделий, средовых объектов, полиграфической продукции и пр..

2.Тема. Виды дизайна. Глобализация дизайна сопровождается специализацией проектировщиков, хотя эти процессы достаточно условны и многие дизайнеры успешно работают в нескольких сферах одновременно. Основные виды современного проектного дизайнерского творчества: индустриальный дизайн, графический дизайн, компьютерный дизайн, дизайн архитектурной среды (охватывает интерьеры и внешнюю архитектурную среду), дизайн выставочных экспозиций, дизайн одежды и аксессуаров, арт- дизайн.

3.Тема. Понятие стиль.

2.Формирование предметно-пространственной среды в эпоху ремесленного производства древних цивилизаций.

1.Тема. Древний Египет. Огромную роль в искусстве Египта, начиная с самых первых династий , играет религия. Религиозно-догматическое мышление египтян накладывает отпечаток на все стороны жизни и культуры, усиливает синкретичный характер искусства.

2.Тема. Древняя Греция. Развитие искусства и архитектуры, их необычайно высокие художественные достижения, оказавшие огромное влияние на весь дальнейший ход мировой культуры, во многом связаны с новыми ,по сравнению с древневосточными деспотиями, социально-экономическими и идеологическими факторами: окончательным разложением первобытно-общинного строя, образованием полисов и рабовладельческой демократии, развитием торговли и ремесла.

3.Тема. Древний Рим. На протяжении всей своей истории римская архитектура и искусство заимствовали многие черты у культуры покоренных Римом стран и народов. С распространением христианской религии в первые века новой эры в Римской империи возникла необходимость создания архитектурных пространств для собрания приверженцев новой религии.

4.Тема. Византия.

Византийская империя в течение своего тысячелетнего существования сохраняла относительно единую замкнутую внутри себя культуру.

3.Духовно – материальная культура в эпоху средневековья.

1.Тема. Раннее средневековье (дороманский период V-X вв) Каролингское Возрождение – расцвет культуры, культурный подъем, относящийся к эпохе императора «Священной Римской империи» Карла великого и в королевствах династии Каролингов.

2.Тема. Романский период (X-XIIвв.). В создании более крупных и величественных построек, чем во времена раннего средневековья, складывается синтез пластических искусств, в котором архитектура подчиняет единой образной задаче живопись и скульптуру.

3.Тема. Готический период (XII-XVвв). Кроме культового строительства дальнейшее развитие в период готики ( особенно высокой и поздней) получила городская жилая и дворцовая архитектура , появились новые , не известные ранее типы зданий : ратуши , дворцы Правосудия, странноприимные дома. Прогресс в различных отраслях материального производства обусловил расцвет многих видов искусств, формирующих предметно-пространственую среду интерьеров – в первую очередь художественного витража, декоративных тканей, мебели.

Ранняя готика (вторая половина XII в. началоXIII в.).

Высокая готика (XIII-вторая половина XIVв.).

Поздняя (пламенеющая) готика (конец XIV-XVвв.).

4.Переход к индустриальной цивилизации .

1.Тема.Ренессанс.XV-XVIвв. Эта эпоха , которую характеризовали как «величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством» , отразилась на содержании и формах архитектуры. Основные периоды Ренессанса – ранний , высокий и поздний.

2.Тема. Барокко XVI-XVIIIвв. Характерной особенностью стиля было создание иллюзии движения архитектурных масс, запутанности форм, различных пространственных эффектов. Это достигалось изогнутыми плоскостями и линиями, нагромождением форм, обилием декора, необычайно яркими контрастами цвета и освещенности.

3.Тема. Рококо - середина XVIIIв. (1723-1774). Парадные дворцовые ансамбли сменяются сооружениями более интимного, камерного характера, с уютными изящными интерьерами. Черты и особенности стиля Шинуазри.

4.Тема.Классицизм – вторая половина XVIIIв. Классицизм обратился к античным художественным формам, как эталону гармонии, что создало в определенном смысле совершенный стиль, выражавший этические и эстетические идеалы эпохи.

5.Тема.Ампир.Франция -последние годы XVIII-и начальный период XIX века

Стиль ампир был создан, а не возник в результате естественного развития художественных традиций. Особенности стиля.

6.Тема. Основные европейские стили.

Бидермейер (середина XIX)- синоним мещанства.

Неорококо (1830-1860)-стиль Луи-Филиппа.

Романтизм – скорее художественное направление ,чем стиль- до конца XIX –начала XX века.

5.Индустриальный дизайн.

1.Тема. Уильям Моррис. Позиция: от массовой продукции с безвкусной имитацией ручного декора назад к выразительной работе ремесленников.

2.Тема. Модерн. Урбанизм и мистика, «поэзия города» – и романтическая символика, пафос индустриального прогресса – и проповедь всевозможнейших «возвратов» к той или иной эстетической старине, успехи точных наук – и расцвет всяческих «онаученных» идеалистических философий – таков фон, связывающих модерн с другими явлениями буржуазной культуры конца века. Основные черты и особенности стиля.

3.Тема. Баухауз. Одним из наиболее ярких представителей того нового, что было выдвинуто передовыми кругами мелкой буржуазии в области художественной промышленности и архитектуры на Западе, надо считать деятельность германского Баухауза. Основные концепции.

6.Особенности развития материальной культуры в России

1Тема. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН. Смена стиля на рубеже XX века. Комплексные художественные объединения и организации. Стремление создать эстетически полноценную предметную среду для широких слоев населения, внести в массовые виды труда художественно-творческое начало требовало художников, ориентированных на сферу промышленности.

2.Тема. Новый стиль. Пионеры Советского дизайна.

Степень красоты изделия определяется степенью соответствия его формы его функции. Эстетика целесообразности» оказывается, таким образом, оборотной стороной крайнего, доведенного до своих последних пределов абстрактного формализма.

3. Тема. . 50-70-е годы. Все более ясно понимается роль дизайна в повышении качества продукции. «Оливетти». «Браун». Международный Совет Организаций Индустриал Дизайна (ИКСИД) 1957г..

5.Тема. 80-90-е годы. 80-90-е годы в Советском Союзе. Союз дизайнеров СССР (1987). Московская выставка «Дизайн США» (сентябрь 1987). 80-90-е годы на международном уровне. Бум рутинных покупок «по необходимости» оставлен далеко позади новым рынком - «рынком удовольствия», рынком «эмоциональных покупок».Хай - тек. Кантри. Традиционный. Контемпорари. Эко-стиль. Арт-повери. Авангардный дизайн. Явление трансформинга. Интерактивный дизайн. Основные характеристики и объективные особенности.

7.Теоретические концепции западного дизайна.

1.Тема.Отправные точки зарождения концепций дизайна. Теоретические взгляды основателей Германского Веркбунда. Концепция, восходящая к традициям функционализма. Дизайн- креатив, как профессия, область самовыражения художника, форма искусства. Промежуточная позиция между «антивещистким» дизайном Т. Мальдонадо и «Арт-дизайном» Г. Рида. Коммерческий дизайн. Идеи системного подхода в дизайне. Создание изделий, пленяющих воображение, приносящих наслаждение, удобных, надежных.

8.Из истории рекламы (отечественной) и промышленной графики. Понятие фирменного стиля.

1.Тема. Рекламная графика в России: годы конца XIXв. и начала XXв..

2.Тема. Реклам конструкторы 1920-х годов. Начало 30-х годов. -60-е годы. Посл. годы XX в..

3.Тема Визуальные коммуникации и понятие фирменного стиля.

9 Средства графического дизайна.

1.Тема. Шрифт. Исходные графические сообщения.

2.Тема. Проектирование графических элементов фирменного стиля..

3.Тема Принцип «открытой формы» художественного проектирования. Теория системного проектирования. Метод дизайн – программ.

Исходные графические сообщения. Алфавиты. Шрифт. Объекты- носители. Проектирование графических элементов фирменного стиля.

10. Мебель в системе материально-художественной культуры

1.Тема Дизайн как объект промышленной собственности. Социальная природа дизайна. Роль дизайна. История мебели. Мебель ХХ века. Виды мебели и требования к ней.

2.Тема.Существенные признаки промышленного образца Условия охраноспособности промышленного образца. Художественно- конструкторское решение. Новизна. Оригинальность. Промышленная применимость. Промышленная собственность и произведения индустриального и графического дизайна.

11. Роль и значение композиции в художественном конструировании.

1.Тема. Введение в композицию. Анализ творений природы, как и подлинно прекрасных творений рук человеческих, постоянно подтверждает наличие неких объективных закономерностей. Закономерности композиции. Систематизация форм по наиболее существенным признакам. Особенности композиционного формообразования. Аппаратные средства композиции.

2.Тема. Пример постановки и решения простейшей композиционной задачи. Пример метафорического истолкования понятия величины формы. Выделение композиции в качестве особого и относительно самостоятельного вида художественной практики симптоматично именно для сегодняшних художественных поисков. Композиционное равновесие. Распределения основных масс композиции относительно ее центра .

12 Средства и свойства композиции.

1.Тема. Гармония формы достигается с помощью особых средств. Это пропорции, масштаб, контраст, нюанс, ритм, метрический повтор, характер формы. Несколько особняком стоит группа средств композиции, основанных на использовании цвета и тона, фактуры и текстуры, а также пластики.

2.Тема. Средства композиции.Композиционный прием. Соподчиненность элементов. Модульность. Пропорции и пропорционирование. Контраст. Нюанс и нюансировка. Ритм. Метрический повтор. Цветовая композиция. Пластика.

3.Тема.Свойства композиции. Целостность формы. Композиционное равновесие. Соподчиненность элементов. Симметрия. Асимметрия. Динамичность. Статичность. Масштаб . Взаимосвязь масштаба и пропорций. .

13. Категории композиции.

1.ТЕМА:Тектоника. Понятие термина - тектоника. Теория композиции базирующаяся на категориях, отражающих общие и существенные связи и отношения рассматриваемых явлений. Категории тектоники и объемно-пространственная структура. Тектоника как явление в композиции.

2.ТЕМА: Объемно-пространственная структура. Условное подразделение промышленных изделий по признаку объемно-пространственного строения . на три большие группы: относительно просто организованные моноблочные структуры с сокрытым механизмом, размещенным в корпусе; Открытые технические структуры действующих механизмов или несущих конструкций; Объемно-пространственные структуры, сочетающие в себе элементы первой и второй групп.

3.ТЕМА:Взаимосвязь тектоники и объемно-пространственной структуры. Решение проблем дизайнера в мире реальных объектов. Выявления взаимоотношений тектоники и ОПС – пространственного выражения работы конкретных материалов и конструкций. Материаловедение (металл, пластмасса, дерево, бетон и т.п.), свойства, текстуры, качество.

14. Основные принципы колористки , применяемые в художественном конструировании

Основные принципы колористки, применяемые в художественном конструировании. Цвет в интерьере и мебели. Цвет в композиции.

1.ТЕМА: Общие сведения. Роль цвета в быту и в трудовой деятельности.

Цвет способен изменять настроение человека, рождать у него ощущение бодрости или угнетения, радости или печали, может усиливать ощущение тяжести, зрительно изменять пропорции и размеры пространства и предметов, влиять на ощущение тепла и холода и т. д.

2.ТЕМА: Характеристика цвета.

Цвет, результат физиологического воздействия на сетчатку глаза световых волн (электромагнитные волны). Ахроматические и хроматические цвета. Светлота, яркость, насыщенность. Три закона смешения цвета. Общие положения яркостного и цветового контраста. Зрение и цветовое восприятие. Психофизиологическое воздействие цвета и света.

Цветовые гармонии. Свет и цвет. Основные принципы применения цвета в художественном конструировании. Свет и цвет интерьеров промышленных зданий. Оптическое смешение цветов. Контраст. Новая нормативная теория гармоничных сочетаний цветовых тонов.

15. Основы дизайнерского проектирования и конструирования мебели.

1.ТЕМА. Функция мебели. Практичность, функциональность, эргономичность и дизайн. Эргономические, конструктивные, технологические, композиционные основы проектирования мебели. Представление об архитектурных элементах в изделиях мебели.

Представление о габаритах человека, оборудования и пространства в интерьере.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины дпп. 05 Дизайн iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины история искусств и стилей
Профиль «Дополнительное образование (дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера)»
Методические рекомендации по изучению дисциплины дпп. 05 Дизайн iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дв 2 основы дизайна...
Педагогическое образование. Профиль «Дополнительное образование (дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера)»
Методические рекомендации по изучению дисциплины дпп. 05 Дизайн iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Технический дизайн...
Этот тип исследований основывается на изучении учебной и периодической литературы. Главным условием работы над темой является полная...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дпп. 05 Дизайн iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7
«Основы психоконсультирования» является профессионально-ориентированным курсом в системе подготовки студентов педагогического университета,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дпп. 05 Дизайн iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины дпп. 05 Дизайн iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины дпп. 05 Дизайн iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Административная...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины дпп. 05 Дизайн iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В...
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дпп. 05 Дизайн iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008
Информационные технологии: Методические рекомендации по изучению дисциплины / Сост. М. Н. Машкин. М.: Вгна, 2008. –16 с
Методические рекомендации по изучению дисциплины дпп. 05 Дизайн iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). В7 Колористика...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ №1089 от...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дпп. 05 Дизайн iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология»
Методические рекомендации по изучению дисциплины дпп. 05 Дизайн iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии
Методические рекомендации по изучению дисциплины дпп. 05 Дизайн iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности
Методические рекомендации по изучению дисциплины дпп. 05 Дизайн iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дс. Ф «Современные...
Дать представление о широком спектре технологий применения разных покрытий и конструкций поверхностей, о методах поиска и формирования...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дпп. 05 Дизайн iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для курсовой...
Лапутина, О. А. Организация производства и предпринимательства в апк: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дпп. 05 Дизайн iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендовано объединенной...
Методические рекомендации предназначены для студентов ннгу, обучающихся по направлению «Менеджмент»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск