Кабардино-балкарская республика закон о внесении изменений в республиканскую целевую программу улучшения демографической ситуации в кабардино-балкарской республике на период до 2015 года





Скачать 450.9 Kb.
НазваниеКабардино-балкарская республика закон о внесении изменений в республиканскую целевую программу улучшения демографической ситуации в кабардино-балкарской республике на период до 2015 года
страница1/5
Дата публикации07.07.2013
Размер450.9 Kb.
ТипЗакон
100-bal.ru > Экономика > Закон
  1   2   3   4   5



18 июля 2011 года N 76-РЗ


КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА
ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕСПУБЛИКАНСКУЮ ЦЕЛЕВУЮ ПРОГРАММУ

УЛУЧШЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ

РЕСПУБЛИКЕ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА
Принят

Парламентом

Кабардино-Балкарской Республики

28 июня 2011 года
Статья 1. Внести в Республиканскую целевую программу улучшения демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике на период до 2015 года, утвержденную Законом Кабардино-Балкарской Республики от 4 декабря 2007 года N 89-РЗ "О Республиканской целевой программе улучшения демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике на период до 2015 года" ("Кабардино-Балкарская правда", 2007, N 378 - 379; "Официальная Кабардино-Балкария", 2009, N 27, 28, 29), следующие изменения:

1. В паспорте Программы:

1) позицию "Исполнители Программы" изложить в следующей редакции:

"Министерство труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики, Министерство здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики, Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики, Министерство культуры Кабардино-Балкарской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, Министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики, Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по занятости населения, Министерство спорта, туризма и курортов Кабардино-Балкарской Республики, Министерство по делам молодежи и работе с общественными объединениями Кабардино-Балкарской Республики, органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (по согласованию), Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по печати и массовым коммуникациям";

2) позицию "Источники и объемы финансирования" изложить в следующей редакции:
"Источники и объемы мероприятия Программы реализуются

финансирования: за счет средств республиканского бюджета

Кабардино-Балкарской Республики и

внебюджетных средств.

Прогнозируемый объем средств на реализацию

Программы - 279,0 млн. рублей, в том числе:

из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской

Республики - 179,0 млн. рублей;

внебюджетные средства - 100,0 млн. рублей";
3) позицию "Ожидаемые результаты реализации Программы" изложить в следующей редакции:
"Ожидаемые результаты улучшение демографической ситуации в республике,

реализации Программы: в том числе:

повышение рождаемости до 14,6 на 1000 человек

населения;

снижение общей смертности до 8,8 на 1000 человек

населения;

снижение младенческой смертности до 5,8 в

расчете на 1000 родившихся;

увеличение ожидаемой продолжительности жизни

до 75,3 года".
2. Раздел I Программы изложить в следующей редакции:

"I. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ
1. Характеристика проблемы
Численность населения Кабардино-Балкарской Республики, по предварительным данным, на начало 2011 года составила 894,9 тыс. человек. Республика относится к числу немногих регионов, в которых сохраняется естественный прирост населения. Показатель смертности по республике в 1,6 раза ниже, чем в среднем по стране, показатель рождаемости соответствует среднероссийскому уровню.

Динамика основных демографических показателей за 2000 - 2010 годы приведена в таблице:





2000
год

2005
год

2006
год

2007
год

2008
год

2009
год

2010
год

Число родившихся, тыс. человек

9,2

9,0

9,3

11,4

12,0

12,1

12,6

Число умерших, тыс. человек

8,8

9,1

8,8

8,4

8,1

8,4

8,1

в том числе детей в возрасте
до года, тыс. человек

0,1

0,1

0,1

0,1

0,07

0,08

0,08

Естественный прирост
населения, тыс. человек

0,4

-0,1

0,5

3,0

3,9

3,7

4,5

Коэффициент рождаемости
на 1000 человек

10,4

10,0

10,4

12,8

13,5

13,6

14,0

Коэффициент смертности
на 1000 человек

10,0

10,1

9,8

9,5

9,1

9,4

9,0

Коэффициент младенческой
смертности на 1000 родившихся

14,2

14,5

16,1

11,4

5,8

6,4

6,2

Коэффициент естественного
прироста на 1000 человек

0,4

-0,1

0,6

3,3

4,4

4,2

5,0


Реализация принятых на федеральном уровне мер по стимулированию рождаемости и поддержке семей с детьми обусловила существенное улучшение демографической ситуации в республике.

Если в 2000 году общий коэффициент естественного прироста составлял 0,4 на 1000 человек населения, к 2005 году он достиг практически нулевой отметки (- 0,1 человек), то в 2007 - 2010 годах естественный прирост увеличился в 1,5 раза и составил 5,0 в расчете на 1000 человек населения.

По сравнению с 2000 годом рождаемость населения выросла на 35 процентов (с 10,4 родившихся на 1000 человек населения в 2000 году до 14 - в 2010 году). Однако современные параметры рождаемости меньше, чем требуется для замещения поколений: в республике в среднем на одну женщину приходится 1,5 рождений, тогда как для простого воспроизводства населения этот показатель должен составлять 2,15.

Уровень бедности населения, несмотря на некоторое снижение в последние годы, сохраняется достаточно высоким: в 2010 году доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 16,5 процента. Значительную часть бедных семей составляют многодетные и неполные семьи.

Низкая заработная плата родителей, безработица, отсутствие жилищных условий и недостаточная социальная поддержка отрицательно сказываются на уровне и качестве жизни семей с детьми, препятствуют достойному воспитанию подрастающего поколения.

Крайне недостаточны средства, выделяемые на поддержку семей с детьми. Размер ежемесячного детского пособия составляет 83,6 рубля, или 1,9 процента от величины прожиточного минимума.

Не теряет остроты проблема трудоустройства женщин с малолетними детьми, организации гибких форм занятости, обеспечения дошкольными учреждениями.

Положительным фактором является снижение смертности населения в последние годы - с 10 умерших в расчете на 1000 человек населения в 2000 году до 9 - в 2010 году. В определенной степени это связано с реализацией комплекса мер по повышению доступности и качества медицинской помощи, предусмотренных приоритетным национальным проектом "Здоровье".

Отмечена положительная динамика ожидаемой продолжительности жизни, которая увеличилась за последние 10 лет на 4 года (с 68,1 года в 2000 году до 72,1 года в 2009 году). При этом продолжительность жизни мужчин (66,7 года) намного меньше продолжительности жизни женщин (77,4 года). Эти показатели несколько выше средних по Российской Федерации (соответственно 62,8 и 74,7 года), но значительно уступают показателям развитых стран (75 - 80 лет.)

Острой проблемой остается высокая смертность трудоспособных мужчин, которая в 5 раз выше, чем смертность женщин в аналогичной возрастной категории. Высокий уровень преждевременной и предотвратимой смертности связан с сердечно-сосудистыми, онкологическими заболеваниями, несчастными случаями, отравлениями и травмами и в значительной мере обусловлен ухудшением состояния здоровья населения, распространением социально обусловленных заболеваний (туберкулез, наркомания, токсикомания, алкоголизм).

В условиях высокой преждевременной смертности мало внимания уделяется формированию у населения установок здорового образа жизни, профилактике сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, алкоголизма, наркомании и табакокурения.

Важным индикатором, отражающим социально-экономическое благополучие республики, состояние здоровья населения и качество медицинской помощи, является уровень младенческой смертности.

За счет активизации работы по улучшению службы материнства и детства, уменьшения материнской и младенческой заболеваемости и смертности младенческая смертность имеет четкую тенденцию к сокращению. Если в 2000 году коэффициент младенческой смертности составлял 14,2 на 1000 новорожденных, то в 2010 году - 6,2 на 1000 родившихся живыми (по Российской Федерации - 7,5).

Долговременные процессы, происходящие в естественном движении населения, обусловили изменение его возрастной структуры в сторону увеличения доли трудоспособного населения и уменьшения доли детского контингента. Удельный вес населения младше трудоспособного возраста сократился с 25,3 процента в 2000 году до 18,7 процента в 2010 году. Удельный вес трудоспособного населения увеличился с 59 процентов в 2000 году до 64 процентов в 2010 году, а доля лиц пенсионного возраста возросла за этот же период с 15,8 до 17,3 процента.

Вместе с тем в перспективе с 2010 до 2015 года произойдет сокращение численности населения трудоспособного возраста, вызванное вступлением в рабочий возраст малочисленного поколения 90-х годов и выбытием лиц послевоенных годов рождения. Одновременно продолжится рост числа пожилых людей.

Изменения в возрастной структуре вызовут рост иждивенческой нагрузки, что потребует принятия дополнительных мер по социальной поддержке населения.

Серьезной проблемой, связанной с демографическим и социально-экономическим развитием республики, являются миграционные процессы, где по-прежнему превалирует отток населения. В течение последних 10 лет в республике наблюдается отрицательное сальдо миграции. Если в 2000 году миграционная убыль населения составляла 2 тыс. человек, то в 2010 году - 3,4 тыс. человек.

Основными причинами миграционного оттока из республики являются острая нехватка рабочих мест, безработица, низкий уровень заработной платы. Основную часть мигрантов составляет экономически активное население, главным образом молодежь в возрасте от 20 до 30 лет.

Одной из причин демографических проблем является снижение в сознании населения ценности и престижа института семьи и здорового образа жизни.

Требуется активная разъяснительная работа средств массовой информации, образовательных учреждений, общественных организаций по пропаганде семейных ценностей, роли здорового образа жизни, укреплению нравственного и физического здоровья.

Разнообразие факторов, влияющих на демографическую ситуацию, и их социальная значимость требуют комплексного межведомственного подхода к решению проблемы программно-целевым методом.

Реализация предлагаемых программных мероприятий позволит сконцентрировать усилия исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления, обеспечить комплексность и системность в работе по преодолению негативных тенденций в демографическом развитии и создать условия для улучшения демографической ситуации в республике.

2. Прогноз демографического развития Кабардино-Балкарской Республики на период до 2015 года

Вследствие высокой инерционности демографических процессов существующие тенденции изменения численности населения Кабардино-Балкарской Республики сохранятся на длительную перспективу. При этом прогнозируется некоторое улучшение отдельных параметров демографической ситуации в республике.

Прогноз демографического развития Кабардино-Балкарской Республики на период до 2015 года базируется на разработке и реализации благоприятной инвестиционной политики, улучшении общеэкономической ситуации в республике, создании новых производств и существенном расширении занятости, положительных изменениях в уровне и качестве жизни, приближении уровня доходов населения к среднероссийским показателям.

Прогноз предполагает, что численность населения республики по сравнению с 2009 годом увеличится на 14,2 тыс. человек.

Расчетная численность населения по прогнозу приведена в целевых индикаторах реализации настоящей Программы согласно приложению N 1.

Рождаемость. Увеличение уровня рождаемости на среднесрочную перспективу будет определяться благоприятными изменениями в возрастной структуре населения и мерами социальной политики. В ближайшие годы в возраст наиболее интенсивного деторождения (20 - 29 лет) будут входить относительно многочисленные поколения женщин, родившихся во второй половине восьмидесятых годов.

Положительное значение для стимулирования рождаемости в долгосрочном периоде будет иметь реализация мер материальной поддержки семей с детьми, принимаемых на федеральном и республиканском уровне.

Под влиянием этих факторов ожидается, что рождаемость увеличится к 2013 году на 5 процентов и составит 14,8 в расчете на 1000 человек. После 2013 года, когда активного репродуктивного возраста достигнут сравнительно малочисленные поколения, родившиеся в девяностые годы, произойдет некоторое снижение показателя рождаемости - до 14,6 в расчете на 1000 человек.

Смертность. Динамика смертности также будет определяться социально-экономическими перспективами республики, прежде всего, уровнем доходов населения и качеством медицинской помощи. Учитывая меры, принимаемые в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" и настоящей Программы, прогнозируется снижение смертности до 8,8 в расчете на 1000 человек.

Миграция. Показатель миграции в наибольшей степени по сравнению с показателями рождаемости и смертности зависит от уровня экономического развития, уровня и качества жизни населения республики. Поэтому прогнозные сценарии миграционных процессов определяются экономическими и политическими перспективами республики на рассматриваемый период.

Важными стимулирующими факторами сокращения миграционного оттока из республики будут развитие рынка труда, создание новых рабочих мест в результате размещения производственных объектов, увеличение потребности предприятий в кадрах, повышение уровня заработной платы и активизация жилищного строительства в республике. В этом случае отрицательное сальдо миграции снизится к 2015 году до 2 тыс. человек.

Возрастная структура. В период с 2009 года наблюдается сокращение численности населения трудоспособного возраста, вызванное вступлением в рабочий возраст малочисленного поколения 90-х годов и выбытием лиц послевоенных годов рождения.

По расчетам, за 2011 - 2015 годы ожидается сокращение численности населения трудоспособного возраста на 23,6 тыс. человек. При этом в прогнозном периоде доля населения трудоспособного возраста уменьшится с 63,6 процента в 2011 году до 60,2 процента в 2015 году.

Численность лиц моложе трудоспособного возраста будет сокращаться вплоть до 2012 года. Доля детей в возрасте до 16 лет сократится с 18,9 процента в 2009 году до 18,6 процента в 2011 году. Затем предполагается рост числа лиц данной категории, обусловленный мерами социальной поддержки семей с детьми.

Продолжится процесс старения населения. Доля лиц старше трудоспособного возраста будет устойчиво расти в течение всего периода и увеличится с 16,7 процента в 2009 году до 20,7 процента в 2015 году.

Вследствие прогнозируемых изменений демографической пирамиды иждивенческая нагрузка на трудоспособное население возрастет с 553 до 661 человек в расчете на 1000 человек трудоспособного населения.

Прогноз структуры населения по основным демографическим группам на 2007 - 2015 годы приведен в приложении N 2 к настоящей Программе.

3. Последствия демографических процессов в Кабардино-Балкарской Республике

В рассматриваемой перспективе основными последствиями демографического развития Кабардино-Балкарской Республики будут являться:

дальнейшие миграционные потери численности населения республики;

уменьшение численности детей и молодежи и, как следствие, снижение численности обучающихся в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях;

сокращение численности молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, и неблагоприятное соотношение возрастных групп населения моложе и старше трудоспособного возраста;

дальнейшее развитие тенденции старения населения и рост масштабов демографической нагрузки на трудоспособное население, а также повышение нагрузки на систему здравоохранения и социального обеспечения.

В сложившихся условиях необходима разработка мер, направленных на улучшение демографической ситуации, прежде всего, на повышение рождаемости, снижение уровня смертности, увеличение продолжительности жизни и укрепление здоровья населения.".

3. В разделе IV Программы:

1) абзац второй изложить в следующей редакции:

"Объем финансирования Программы за счет всех источников оценивается в 272,8 млн. рублей, в том числе:";

2) абзацы четвертый и пятый изложить в следующей редакции:

"из республиканского бюджета - 172,8 млн. рублей,

из внебюджетных источников - 100,0 млн. рублей.".

4. Раздел VI Программы изложить в следующей редакции:

"VI. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
Реализация мероприятий Программы позволит значительно улучшить демографическую ситуацию в республике и достичь следующих результатов:

повышение рождаемости с 14 до 14,6 на 1000 человек населения;

снижение смертности с 9 до 8,8 на 1000 человек населения;

снижение младенческой смертности с 6,2 до 5,8 на 1000 родившихся;

увеличение средней продолжительности жизни с 72,5 года до 75,3 года.

Кроме того, техническое переоснащение ряда лечебно-профилактических учреждений позволит значительно улучшить диагностику и лечение широкого круга заболеваний, уменьшить инвалидизацию, улучшить качество жизни, что в совокупности даст значительный социальный и экономический эффект.".

5. Приложения N 1 - N 3 к указанной Программе изложить в следующей редакции:
"Приложение N 1

к Республиканской целевой программе

улучшения демографической ситуации

в Кабардино-Балкарской Республике

на период до 2015 года

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кабардино-балкарская республика закон о внесении изменений в республиканскую целевую программу улучшения демографической ситуации в кабардино-балкарской республике на период до 2015 года iconЗакон кабардино-балкарской республики о программе социально-экономического...
Кабардино-Балкарской Республики в целях повышения качества жизни жителей Кабардино-Балкарской Республики посредством реализации комплекса...
Кабардино-балкарская республика закон о внесении изменений в республиканскую целевую программу улучшения демографической ситуации в кабардино-балкарской республике на период до 2015 года iconПравительство кабардино-балкарской республики
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года №1226-р утвердить план мероприятий по реализации...
Кабардино-балкарская республика закон о внесении изменений в республиканскую целевую программу улучшения демографической ситуации в кабардино-балкарской республике на период до 2015 года iconEuralis srmences
Кабардино-Балкарской Республики в целях повышения качества жизни жителей Кабардино-Балкарской Республики посредством реализации комплекса...
Кабардино-балкарская республика закон о внесении изменений в республиканскую целевую программу улучшения демографической ситуации в кабардино-балкарской республике на период до 2015 года iconЭкзаменационный билет №1
Кабардино-Балкарской Республики в целях повышения качества жизни жителей Кабардино-Балкарской Республики посредством реализации комплекса...
Кабардино-балкарская республика закон о внесении изменений в республиканскую целевую программу улучшения демографической ситуации в кабардино-балкарской республике на период до 2015 года iconОвощеводство Алексеев, Ю
Кабардино-Балкарской Республики в целях повышения качества жизни жителей Кабардино-Балкарской Республики посредством реализации комплекса...
Кабардино-балкарская республика закон о внесении изменений в республиканскую целевую программу улучшения демографической ситуации в кабардино-балкарской республике на период до 2015 года iconМ. Н. Гордеев, В. Г. Евтушенко техники гипноза
Кабардино-Балкарской Республики в целях повышения качества жизни жителей Кабардино-Балкарской Республики посредством реализации комплекса...
Кабардино-балкарская республика закон о внесении изменений в республиканскую целевую программу улучшения демографической ситуации в кабардино-балкарской республике на период до 2015 года iconС. Горин нлп: Техники россыпью
Кабардино-Балкарской Республики в целях повышения качества жизни жителей Кабардино-Балкарской Республики посредством реализации комплекса...
Кабардино-балкарская республика закон о внесении изменений в республиканскую целевую программу улучшения демографической ситуации в кабардино-балкарской республике на период до 2015 года iconЦентр психотерапии профессора Малыгина
Кабардино-Балкарской Республики в целях повышения качества жизни жителей Кабардино-Балкарской Республики посредством реализации комплекса...
Кабардино-балкарская республика закон о внесении изменений в республиканскую целевую программу улучшения демографической ситуации в кабардино-балкарской республике на период до 2015 года iconТесты по теме: «Основные понятия генетики»
Кабардино-Балкарской Республики в целях повышения качества жизни жителей Кабардино-Балкарской Республики посредством реализации комплекса...
Кабардино-балкарская республика закон о внесении изменений в республиканскую целевую программу улучшения демографической ситуации в кабардино-балкарской республике на период до 2015 года iconЦели и идеи патриотического воспитания в волонтёрской деятельности
Кабардино-Балкарской Республики в целях повышения качества жизни жителей Кабардино-Балкарской Республики посредством реализации комплекса...
Кабардино-балкарская республика закон о внесении изменений в республиканскую целевую программу улучшения демографической ситуации в кабардино-балкарской республике на период до 2015 года iconЮлия Гиппенрейтер Продолжаем общаться с ребенком. Так?
Кабардино-Балкарской Республики в целях повышения качества жизни жителей Кабардино-Балкарской Республики посредством реализации комплекса...
Кабардино-балкарская республика закон о внесении изменений в республиканскую целевую программу улучшения демографической ситуации в кабардино-балкарской республике на период до 2015 года iconАнонсы мастер-классов Фестиваля практической психологии сафу 0
Кабардино-Балкарской Республики в целях повышения качества жизни жителей Кабардино-Балкарской Республики посредством реализации комплекса...
Кабардино-балкарская республика закон о внесении изменений в республиканскую целевую программу улучшения демографической ситуации в кабардино-балкарской республике на период до 2015 года iconСовершенствование технологии семеноводства сортов и гибридов подсолнечника в степном поволжье
Кабардино-Балкарской Республики в целях повышения качества жизни жителей Кабардино-Балкарской Республики посредством реализации комплекса...
Кабардино-балкарская республика закон о внесении изменений в республиканскую целевую программу улучшения демографической ситуации в кабардино-балкарской республике на период до 2015 года iconМинсельхоз разработал стратегию развития семеноводства и селекции, призванную возродить отрасль
Кабардино-Балкарской Республики в целях повышения качества жизни жителей Кабардино-Балкарской Республики посредством реализации комплекса...
Кабардино-балкарская республика закон о внесении изменений в республиканскую целевую программу улучшения демографической ситуации в кабардино-балкарской республике на период до 2015 года iconБалкарской Республике" на 2011-2015 годы"
Утв постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 3 марта 2011 г. N 55-пп
Кабардино-балкарская республика закон о внесении изменений в республиканскую целевую программу улучшения демографической ситуации в кабардино-балкарской республике на период до 2015 года iconЗадача №1 Какая окраска шерсти кроликов доминирует? Каковы генотипы...
Кабардино-Балкарской Республики в целях повышения качества жизни жителей Кабардино-Балкарской Республики посредством реализации комплекса...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск