Республика Татарстан Балтасинский муниципальный район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Карадуванская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» На заседании ШМО Протокол №__ от ______2013г. Руководитель ШМО:______________ /Фаткырахманов Р.А./ | «Согласовано» Заместитель директора по УР: ______ /Ахметова Г.Р./ №____от_______2013г. | «Утверждаю» Директор МБОУ Карадуванская СОШ _____________ /Зарипова Г.Ф./ Приказ № ____от____ 2013г. | РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По технологии Класс 8 класс Количество часов: 35 Уровень базовый Учитель технологии первой квалификационной категории Фаткырахманов Рязап Адгамович
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №____ от «_____» ___________ 2013 г. 2013 - 2014 учебный год Пояснительная записка
1. Рабочая программа разработана на основе:
Закона «Об образовании» РФ и РТ (в действующей редакции);
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
(Приказ МО и Н РФ от 5 марта 2004г. №1089 (ред.от 19.10.2009);
Примерной программы основного общего образования по технологии;
Образовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Карадуванская средняя общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района РТ на 2013-2014 учебный год утвержденного решением педагогического совета (Протокол № 1 от 26 августа 2013 года)
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2013-2014 учебный год.(Приказ МО и Н РФ (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. №1067 г.Москва, зарегистрирован в Минюсте РФ 30 января 2013 года Регистрационный №26755);
Учебного плана МБОУ «Карадуванская средняя общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района РТ на 2013-2014 учебный год, утвержденного решением педагогического совета (Протокол № 1 от 26 августа 2013 года, приказ по школе № 154 от 26.08.2013)
2. Программа рассчитана на 1 час в неделю (35 рабочих недель, итого 35 часов).
3. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Технология. 8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений ; под ред. И.А. Сасовой.- 2-е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2010.
Особый акцент сделан на инновационный раздел «Основы ведения домашнего хозяйства». Его актуальность обусловлена глубокими социальными изменениями, которые происходят во всех сферах жизни общества, и прежде всего в экономических отношениях. Содержание раздела направлено на формирование у учащихся экономической культуры, которая рассматривается нами как синтез знаний, убеждений и практических действий. Экономическая культура включает в себя определенный уровень образования, т.е. представления об экономике, ее процессах и явлениях, умения применять полученные экономические знания на практике, достигая при этом высоких(в конкретных реальных условиях) результатов. При изучении этого раздела мы ставили задачу сформировать у учащихся представление о рациональном семейном бюджете, научить их правильному ведению домашнего хозяйства. Так, тема «Элементы домашней экономики» позволит учащимся ознакомиться с составляющими семейного бюджета и приобрести навыки экономного ведения домашнего хозяйства. Следующая тема «Как правильно делать покупки» позволит учащимся стать грамотными потребителями и научиться определять качество продуктов, используя штриховой код, а также по внешнему виду. Рассматриваемый раздел содержит не только теоретические сведения, но и практические задания, которые помогут школьникам принимать участие в планировании семейного бюджета.
Принципиально важная роль отведена в тематическом плане участию школьников в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, развитии умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.
Средства, реализуемые с помощью компьютера:
библиотека оцифрованных изображений (фотографии, иллюстрации, творческие проекты, лучшие эскизы и работы учащихся);
слайд-лекции по ключевым темам курса;
редакторы текста;
графические редакторы (моделирование формы и узора);
принтерные распечатки тестов (на определение выбора профессии, диагностика предметной направленности, на определение личностных пристрастий к определенному стилю, «характер человека») в количестве экземпляров комплекта тестов, равному числу учащихся в классе;
индивидуальные пакеты задач (на развитие творческого мышления);
схемы, плакаты, таблицы; интернет-ресурсы.
Цели и задачи предмета.
Цель «Трудового обучения» в школе – ознакомить учащихся с наиболее распространенными материалами, используемыми в промышленности и в быту для изготовления различных изделий (бумагой, древесиной), техникой и технологией их обработки, а также сформировать элементарные умения осуществлять систему умственных и практических действий, необходимых для самостоятельной работы по планированию, осуществлению и контролю своих действий при обработке различных материалов.
Задачи:
Формирование политехнических знаний и экологической культуры;
Привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
Ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
Обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
Воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия;
Овладение простейшими понятиями рыночной экономики.
Содержание программы
Основы растениеводства ( 3 ч )
Вводный урок. Техника безопасности при выполнении сельхоз работ. Основы индустриальной технологии в сельском хозяйстве
Почва и ее плодородие. изучить способы защиты почвы от эрозии Домашняя работа Органические и минеральные удобрения Кислотность почвы
ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ. (2 ч)
| Основы проектирования Выбор и обоснование проектной работы
Знать: творческие методы поиска новых решений; методы сравнения вариантов; технологическую последовательность изготовления изделия.
Уметь: выбирать тему в соответствии со своими возможностями; обосновывать свой выбор; проектировать изделие; изготавливать изделие и представлять его
Основные и дополнительные компоненты проекта.
Знать: творческие методы поиска новых решений; методы сравнения вариантов; технологическую последовательность изготовления изделия. Уметь: выбирать тему в соответствии со своими возможностями; обосновывать свой выбор; проектировать изделие; изготавливать изделие и представлять его
ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА.
Общие сведения о системах водоснабжения и канализации.
Основные теоретические сведения. Правила эксплуатации систем теплоснабжения, водоснабжения и канализации. Устройство современных кранов, вентилей, смесителей, сливных бачков. Причины подтекания воды в водоразборных кранах и вентилях, сливных бачках. Способы ремонта. Соблюдение правил предотвращения аварийных ситуаций в сети водопровода и канализации-Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических работ. Практические работы. Ознакомление с системой теплоснабжения, водоснабжения и канализации в школе и дома. Подбор по каталогам элементов сантехники для ванной комнаты и туалета.
Варианты объектов труда. Каталоги санитарно-технического оборудования, справочники, рекламная информация, Интернет.
Цели и задачи курса; правила безопасного поведения в мастерской Знать: основные элементы систем водообеспечения и канализации; виды материалов для ремонта; последовательность действий; правила безопасной работы. Уметь: использовать системы водообеспечения и канализации; выполнять работы по ремонту
Проект "Замена смесителя
Знать: основные элементы систем водообеспечения и канализации; виды материалов для ремонта; последовательность действий; правила безопасной работы. Уметь: использовать системы водообеспечения и канализации; выполнять работы по ремонту творческие методы поиска новых решений; методы сравнения вариантов; технологическую последовательность изготовления изделия.
Уметь: выбирать тему в соответствии со своими возможностями; обосновывать свой выбор; проектировать изделие; изготавливать изделие и представлять его
Технология отделки и ремонта помещений. Малярные работы
Знать: виды красок; инструменты и приспособления для выполнения малярных работ; правила безопасной работы.
Уметь: различать виды красок и инструментов и приспособлений.
Ремонт и отделка помещений. Технология малярных работ Виды красок
Оклейка помещений обоями Технология оклейки
Знать: виды обоев; инструменты и приспособления, последовательность выполнения обойных работ; правила безопасной работы.
Уметь: различать виды обоев и инструментов и приспособлений для обойных работ
Проектная работа "Ремонт моей комнаты
Знать: творческие методы поиска новых решений; методы сравнения вариантов; технологическую последовательность изготовления изделия.
Уметь: выбирать тему в соответствии со своими возможностями; обосновывать свой выбор; проектировать изделие; изготавливать изделие и представлять его
| Элементы домашней экономики (2 ч)
Экономические функции семьи. Понятие «домашняя экономика». Источники доходов семьи. Особенности семейной предпринимательской деятельности. Бюджет семьи.
Практические работы. Описание источников, из которых складываются доходы семьи. Составление перечня товаров и услуг, которые могла бы производить семья. Составление бюджета семьи на 1 месяц. Расчет затрат на приобретение необходимых вещей к началу учебного года.
Варианты объектов труда: рабочая тетрадь, инструкционные карты.
Как правильно делать покупки.
Штриховой код потребительского товара, правила его расшифровки. Основные правила определения качества продуктов (колбасы, молочные продукты, фрукты, овощи, мясо, птица, рыба).
Практические работы. Расшифровка штриховых кодов, определение качества предложенных продуктов по внешнему виду.
Варианты объектов труда: упаковки товаров, штриховые коды, продукты питания по выбору учителя. Уход за квартирой (1ч)
Основные требования к уходу за квартирой. Проветривание. Освещение. Борьба с сыростью. Уборка, средства для уборки. Уход за мебелью.
Практические работы. Составление последовательности генеральной уборки квартиры.
Варианты объектов труда: рабочая тетрадь.
Реконструкция старой мебели. Обновление мягкой мебели.
Способы обновления старой мебели, варианты ее отделки. Мягкие накладные элементы. Замена обивки.
Практические работы. Замена обивки мягкой мебели. Варианты объектов труда: стулья, кресла. Электротехнические работы (6 ч)
Электричество в нашем доме (1 ч)
Электрическая энергия – основа современного технического прогресса. Типы электростанций. Типы гальванических элементов. Изображение источников получения и потребления электрической энергии на схемах. Простейшие электрические схемы. Правила безопасности труда
Знать: понятие электрический ток; область применения электрической энергии; источники электрической энергии; правила электробезопасности.
Уметь: читать электрические схемы
Элементарная база электроники ( 1ч)
Электрические схемы и условные обозначения на них, Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.
Бытовые нагревательные приборы и светильники (1ч)
Сборка моделей электроосветительных приборов и проверка их работы с использованием электроизмерительных приборов. (1ч)
Вольтметр, амперметр, омметр.Электроизмерительные приборы: их типы и область применения. Устройство и назначение вольтметра, амперметра, омметра. Правила пользования электроизмерительными приборами.
Знать: типы электроизмерительных приборов и область их применения; устройство и назначение вольтметра, амперметра, омметра; условные обозначения приборов на электрических схемах.
Уметь: производить измерения электроизмерительными приборам
Подключение к источнику тока коллекторного электродвигателя и управление скоростью вращения
Подключение типовых аппаратов защиты электрических цепей и бытовых потребителей электрической энергии.
Принципы работы и использование типовых средств управления и защиты. Творческий проект. Светильник с самодельными элементами
Тематика творческих проектов. Творческие методы поиска новых решений. Дизайнерская проработка изделия. Критерии оценки качества.
Знать: технологию изготовления светильников, электрических элементов; правил электробезопасности.
Уметь: изготавливать простейшие источники света из подручных материалов
Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения (5 ч)
Художественная обработка металла
Фольга и её свойства. Инструменты и приспособления для обработки фольги. Ручное тиснение. Последовательность операций. Правила безопасной работы Чеканка на резиновой подкладке Чеканка как вид художественной обработки листового металла. Инструменты и приспособления для чеканки. Технология чеканки. Правила безопасности труда.
Знать: виды и свойства фольги, инструменты и приспособления для её обработки; технологическую последовательность операции при ручном тиснении; правила безопасной работы.
Уметь: готовить инструменты; подбирать рисунок; выполнять тиснение по фольге
Ажурная скульптура
Виды проволоки и область их применения. Инструменты и приспособления для обработки проволоки. Художественная обработка металла. Приёмы изготовления скульптуры из металлической проволоки. Правила безопасности труда
Знать: виды проволоки; способы её правки и гибки; инструменты и приспособления для обработки проволоки, их устройство и назначение; приёмы выполнения проволочных скульптур; правила безопасной работы.
Уметь: разрабатывать эскиз скульптуры; выполнять правку и гибку проволоки; соединять отдельные элементы между собой
Мозаика с металлическим контуром
Накладная филигрань как вид контурного декорирования. Способы крепления металлического контура к основе.
Инструменты для выполнения накладной филиграни.
Знать: особенности мозаики с металлическим контуром и накладной филиграни; способы крепления металлического контура к основе; инструменты для выполнения накладной филиграни;
Уметь: разрабатывать эскиз художественной обработки изделий металлической контурной мозаики;выполнять накладную филигрань различными способами Басма
Басма – один из видов художественной обработки металла. Инструменты и приспособления для выполнения тиснения. Способы изготовления матриц. Технология изготовления басмы
Знать: особенности басменного тиснения; способы изготовления матриц; технологию изготовления басменного тиснения; правила безопасности.
Уметь: выполнять технологические приёмы басменного тиснения
Пропильный металл
История развития художественной обработки листового металла. Техника пропильного металла. Инструменты для выполнения работ в технике пропильного металла. Последовательность выполнения техники пропильного металла. Правила безопасности труда
Знать: инструменты для выполнения работ в технике пропильного металла; особенности данного вида художественной обработки металла; приёмы выполнения изделий в технике пропильного металла; правила безопасной работы.
Уметь: выполнять изделия в технике пропильного металла
Современное производство и профессиональное образование (3ч)
Сферы производства и их составляющие (1 ч)
Основные теоретические сведения. Сферы и отрасли современного производства. Основные структурные подразделения производственного предприятия. Разделение труда. Приоритетные направления развития техники и технологий в легкой и пищевой промышленности. Влияние техники и технологий на виды и содержание труда. Понятие о профессии, специальности и квалификации работника. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда.
Практические работы. Анализ структуры предприятия легкой промышленности. Анализ профессионального деления работников предприятия. Ознакомление с деятельностью производственного предприятия или предприятия сервиса. Экскурсия на предприятие швейной промышленности.
Варианты объектов труда. Устав предприятия. Данные о кадровом составе предприятия и уровне квалификации работников.
Пути получения профессионального образования (2 ч)
Основные теоретические сведения. Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы производства и сервиса. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Профессиональные качества личности и их диагностика. Источники получения информации о профессиях и путях профессионального образования. Возможности построения карьеры в профессиональной деятельности.
Практические работы. Знакомство с профессиями работников, занятых в легкой и пищевой промышленности. Анализ предложений работодателей на региональном рынке труда. Поиск информации о возможностях получения профессионального образования. Диагностика склонностей и качеств личности. Построение планов профессионального образования и трудоустройства.
Варианты объектов труда. Единый тарифно-квалификационный справочник, справочники по трудоустройству, справочники по учебным заведениям, сборники диагностических тестов, компьютер, сеть Интернет. Окружающая среда (2 ч)
Проектирование зеленых насаждений. Правила безопасности при работе на пришкольном участке (4 ч) Основные методы и приемы проектирования зеленых насаждений. История развития «зеленого строительства». Этапы проектирования озеленения пришкольной территории. Стили садово-паркового искусства. Основные особенности ландшафтного и регулярного стилей. Содержание труда цветовода. Практические работы. Разработка творческого проекта по созданию клумбы, миксбордера на пришкольном участке, выращивание рассады декоративных растений. Варианты объектов труда: эскизы и макеты проектов озеленения, рассада декоративных растений.
Практические работы. Распознавание болезней культурных растений по внешним признакам. Создание гербария или коллекции изображений растений, являющихся индикаторами кислотности почв. Определение симптомов болезней растений.
Варианты объектов труда: комнатные растения, растения с дачного участка.
Учебно-тематический план
| Наименование раздела
| Количество часов
|
|
| Теорети
ческих
| Практических
| зачет
| Проект
ная работа
|
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
| Основы растениеводства
| 1
| 2
|
|
|
| Вводный курс. Техника безопасности в школьной мастерской. Основы проектирования
| 1
| 1
|
|
|
| Технология ведения домашнего хозяйства
| 5
| 6
| 1
| 2
|
| Электротехнические работы
| 1
| 5
|
| 1
|
| Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения
| 1
| 4
|
| 1
|
|
|
|
|
| Проект
|
| 3
|
|
| Современное производство и профессиональное образование
| 3
| 3
|
|
|
| Окружающая среда
|
| 2
|
|
|
| Итого часов
| 35
| 23
| 1
| 4
|
|
Требования к уровню подготовки обучающихся
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса (базовый уровень)
Учащиеся должны знать:
цели и значение семейной экономики;
общие правила ведения домашнего хозяйства;
роль членов семьи в формировании семейного бюджета;
необходимость производства товаров и услуг как условия жизни общества в целом и каждого его члена;
цели и задачи экономики, принципы и формы предпринимательства;
сферы трудовой деятельности;
принципы производства, передачи и использования электрической энергии;
принципы работы и использование типовых средств защиты;
о влиянии электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека;
способы определения места расположения скрытой электропроводки;
устройство бытовых электроосветительных и электронагревательных приборов;
как строится дом;
профессии строителей;
основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов на чертежах;
особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей;
основные условия обозначения на кинематических и электрических схемах.
уметь:
анализировать семейный бюджет;
определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося;
анализировать рекламу потребительских товаров;
выдвигать деловые идеи;
осуществлять самоанализ развития своей личности;
соотносить требования профессий к человеку и его личным достижениям;
собирать простейшие электрические цепи;
читать схему квартирной электропроводки;
определять место скрытой электропроводки;
подключать бытовые приёмники и счетчики электроэнергии;
утеплять двери и окна;
анализировать графический состав изображения;
читать несложные архитектурно-строительные чертёжи.
Должны владеть компетенциями:
информационно-коммуникативной;
социально-трудовой;
познавательно-смысловой;
учебно-познавательной;
профессионально-трудовым выбором;
личностным саморазвитием.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач и как источник информации;
проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов;
ориентироваться на рынке товаров и услуг;
определять расход и стоимость потребляемой энергии;
Календарно- тематический план
| № урока
| Тема урока
| Кол - во
часов
| Дата
| Приме-
чание
|
|
| По плану
| Факти-
ческая
|
|
|
| Введение. Основы ратениеводства
| 3
|
|
|
|
|
| 1
| Вводный урок. Техника безопасности при выполнении сельхоз работ. Основы индустриальной технологии в сельском хозяйстве
| 1
| 5.09
|
|
|
|
| 2
| Почва и ее плодородие. изучить способы защиты почвы от эрозии
| 1
| 12.09
|
|
|
|
| 3
| Органические и минеральные удобрения Кислотность почвы
| 1
| 19.09
|
|
|
|
|
| Введение. ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ.
| 2
|
|
|
|
|
| 4
| Основы проектирования Выбор и обоснование проектной работы
| 1
| 26.09
|
|
|
|
| 5
| Основные и дополнительные компоненты проекта.
| 1
| 03.10
|
|
|
|
|
| ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА.
| 11
|
|
|
|
|
| 6
| Общие сведения о системах водоснабжения и канализации. Проект «Замена смесителя».
| 1
| 10.10
|
|
|
|
| 7
| Проект "Замена смесителя
| 1
| 17.10
|
|
|
|
| 8
| Проект "Замена смесителя
| 1
| 24.10
|
|
|
|
| 9
| Технология отделки и ремонта помещений. Малярные работы
| 1
| 31.10
|
|
|
|
| 10
| Ремонт и отделка помещений. Технология малярных работ Виды красок
| 1
| 14.11
|
|
|
|
| 11
| Оклейка помещений обоями Технология оклейки
| 1
| 21.11
|
|
|
|
| 12
| Проектная работа "Ремонт моей комнаты
| 1
| 28.11
|
|
|
|
| 13
| Основы семейной экономики
| 1
| 05.12
|
|
|
|
| 14
| Бюджет семьи
| 1
| 12.12
|
|
|
|
| 15
| Трудовые отношения в семье
| 1
| 19.12
|
|
|
|
|
| Уход за квартирой
|
|
|
|
|
|
| 16
| Уход за квартирой. Обновление мягкой мебели
| 1
| 26.12
|
|
|
|
|
| ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ.
| 6
|
|
|
|
|
| 17
| Электричество в нашей жизни.
| 1
| 16.01
|
|
|
|
| 18
| Элементарная база электроники
| 1
| 23.01
|
|
|
|
| 19
| Бытовые нагревательные приборы и светильники
| 1
| 30.01
|
|
|
|
| 20
| Сборка моделей электроосветительных приборов и проверка их работы с использованием электроизмерительных приборов.
| 1
| 6.02
|
|
|
|
| 21
| Подключение к источнику тока коллекторного электродвигателя и управление скоростью вращения
| 1
| 13.02
|
|
|
|
| 22
| Подключение типовых аппаратов защиты электрических цепей и бытовых потребителей электрической энергии. Принципы работы и использование типовых средств управления и защиты. Проект «Светильник с самодельными элементами».
| 1
| 20.02
|
|
|
|
|
| Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения.
| 5
|
|
|
|
|
| 23
| Тиснение по фольге. Чеканка на резиновой подкладке
| 1
| 27.02
|
|
|
|
| 24
| Ажурная скульптура
| 1
| 6.03
|
|
|
|
| 25
| Мозаика с металлическим контуром
| 1
| 13.03
|
|
|
|
| 26
| Басма
| 1
| 20.03
|
|
|
|
| 27
| Пропильный металл
| 1
| 27.03
|
|
|
|
| Проект
| 3
|
|
|
| 28
| Правила оформления пояснительной записки
| 1
| 10.04
|
|
| 29
| Практическая работа по проекту.
| 1
| 17.04
|
|
| 30
| Защита проекта
| 1
| 24.04
|
|
|
| Современное производство и профессиональное образование
| 3
|
|
|
| 31
| Сферы производства и их составляющие
| 1
| 1.05
|
|
| 32-
33
| Пути получения профессионального образования. Проф. пригодность и профессиональная карьера
| 1
1
| 08.05
15.05
|
|
|
| Окружающая среда
| 2
|
|
|
| 34 35
| Проектирование зеленых насаждений. Правила ТБ.
Итоговое занятие
| 1 1
| 22.05
29.05
|
|
|
| Итого:
| 35
|
|
|
| Перечень учебно-методического обеспечения, список дополнительной литературы,
электронно-образовательные ресурсы Для учителей:
1. Сасова И.А. Технология: 5-8 классы. Программа /И.А.Сасова, А.В.Марченко. – М.: Вента-Граф, 2007
2. Павлова М.Б. Технология. 5-9 классы. Метод проектов образовании школьников. Пособие для учителя /М.Б.Павлова, Дж. Питт, М.И. Гуревич, И.А.Сасова.- М.:Вента-Граф, 2000.
3..Сасова И.А. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки /И.А.Сасова, А.Ф.Аменд. – М.:1988.
4. Марченко А.В. Сборник нормативно-методических материалов по технологии /МА.В.Марченко, И.А.Сасова, М.И.Гуревич; под редакцией И.А.Сасовой. – М.: Вента-Граф, 2004.
5. Гуревич,М.И. Технология.8 класс: сб. проектов: пособие для учителя/ М.И.Гуревич, М.Б.Павлова, Дж.Питт, И.А.Сасова. – М.: Вента-Граф. Для учащихся:
|