Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации





Скачать 241.62 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации
Дата публикации19.08.2014
Размер241.62 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Экономика > Программа дисциплины


Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет дизайна

Программа дисциплины

Русский язык и культура речи

для направления 072500.62 «Дизайн» подготовки бакалавра


Авторы программы:

Джакупова С.С., svetlanads@yandex.ru

Ахапкина Я.Э., к.ф.н, kultura.rechy.hse@gmail.com

Одобрена на заседании кафедры «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой
Рекомендована секцией УМС «___»____________ 20 г

Председатель
Утверждена УС факультета «___»_____________20 г.

Ученый секретарь ________________________


Москва, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
  1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 072500.62 «Дизайн» по специализации «Графический дизайн», «WEB-дизайн», «Телевизионный и кинодизайн», «Дизайн костюма» и «Дизайн среды», изучающих дисциплину «Русский язык и культура письменной речи».

Программа разработана в соответствии с:

    1. Образовательным стандартом государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования Высшей школы экономики, в отношении которого установлена категория «национальный исследовательский университет» (ГОБУ ВПО НИУ-ВШЭ) протокол от 02.07.2010;

    2. Образовательной программой направления «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра;

    3. Рабочим учебным планом НФ НИУ-ВШЭ на 2012/2013 по направлению подготовки «Дизайн», утвержденным в 2013 году.


  1. Цели освоения дисциплины


Целью освоения дисциплины «Русский язык и культура речи» является развитие таких базовых коммуникативных компетенций, как умение понимать и интерпретировать чужие тексты, выделять главное, выражать чужие мысли своими словами; умение самостоятельно и ясно выражать собственные мысли и организовывать их в связный, композиционно выстроенный письменный текст или устное выступление; умение правильно выбрать жанр и стилистические средства для создания текста в определенных коммуникативных условиях; умение редактировать текст, в том числе с использованием современных справочных электронных ресурсов.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать особенности функциональных стилей и жанров письменной речи, основной репертуар средств выражения смысла в рамках научного и делового стилей, по возможности полно представлять совокупность лексических и грамматических вариантов воплощения коммуникативного замысла.

Уметь понимать и анализировать тексты по специальности и создавать грамотные, связные тексты на актуальную тему, учитывать коммуникативную цель текста, особенности его адресатов и ситуацию общения.

Иметь навыки определять набор языковых средств, подходящих для текста данного типа, адекватно воспринимать и самостоятельно создавать тексты разных типов, с одной стороны, принадлежащие к повседневному опыту (публицистика, реклама), а с другой – к деловой и научной сфере, близкой по тематике специальности студентов.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность воспринимать, обобщать, анализировать, информацию, ставить цели и выбирать пути её достижения.

ОК-1

Адекватно понимает прочитанный текст научного и публицистического характера, использует справочную литературу для углубления понимания прочитанного, владеет ключевыми методами компрессии информации, без искажения воспроизводит основное содержание прочитанного, свободно создает тексты вторичных жанров – составляет конспективный план, тезисы, резюме, аннотацию прочитанного текста.

Индивидуальный и групповой анализ специальных текстов с содержательной и формальной точек зрения с опорой на справочные пособия, выполнение письменных упражнений по предложенным текстам, перекрестный контроль понимания содержания в составе учебной группы, мониторинг понимания в парах, взаимное рецензирование текстов вторичных жанров.

Способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь.

ОК-6

Доказательно отстаивает разделяемую точку зрения на проблему, грамотно строит деловые и научные тексты реферативного и учебно-исследовательского характера в соответствии с требованиями, предъявляемыми к студентам.

Апробация собственных письменных текстов в учебной группе, работа в аналитических группах, взаимное рецензирование и редактирование письменных работ, оппонирование в парах.



  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Для специализаций «Графический дизайн», «WEB-дизайн», «Телевизионный и кинодизайн», «Дизайн костюма» и «Дизайн среды» настоящая дисциплина является обязательной.
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1).


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Принципы подготовки научно-исследовательской работы.
  1. Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Нормы построения письменного текста. Цельность, связность, логичность, завершенность, точность, грамотность. Словари и справочники. Образцовый текст и его анализ.










3




2

Стили и жанры. Адресат текста. Варьирование характеристик текста в зависимости от коммуникативной ситуации. Чтение и понимание текстов разных типов: читательские стратегии. Корректное цитирование. Оформление библиографии.










2




3

Средства языкового выражения: словарь. Ошибки и стилистические приемы лексического уровня. Редактирование, правка, корректура.










3




4

Средства языкового выражения: грамматика. Ошибки и стилистические приемы, связанные с морфологией и синтаксисом. Редактирование, правка, корректура.










3




5

Жанры деловой письменности. Законы официально-делового стиля. Шаблоны клишированных текстов. Недостатки канцелярита за пределами сферы нормативной документации.










2




6

Жанры научной письменности. Рекомендации к написанию реферативной и исследовательской работы.










2




7

Композиция. Выбор темы. Сбор материала. Тезисы, план, аннотация.










2




8

Вступление. Варианты преамбул. Взаимозависимость зачина и основного тезиса работы.










2




9

Этапы подготовки черновика. Анализ и интерпретация данных. Иллюстративный материал. Чтение таблиц, графиков, диаграмм. Текст и метатекст. Анафора. Данное и новое в предложении, абзаце, главе, тексте.










2




10

Предупреждение типичных содержательных и стилистических ошибок. Практикум по грамматической стилистике.










2




11

Выводы. Варианты заключения. Взаимообусловленность заключения и основного тезиса.










2




12

Защита письменной работы: как построить краткое выступление. Презентация результатов. Доклад как устное сопровождение презентации. Вторичные тезисы. Представление проекта эксперту.










5










30







30







  1. Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

3 модуль

4 модуль

Параметры

Промежуточный

Контрольная работа

+

+

Письменная контрольная работа

Итоговый

Зачет

+

+

Устное выступление


    1. Критерии оценки знаний, навыков


Контрольная работа: продемонстрировать навыки анализа научного текста и поиска недостающей информации; адекватно понимать предложенный текст; в ходе изложения проблематики исходного текста уметь аргументировать собственные суждения по проблеме.

Зачет: владеть базовой терминологией, уметь написать грамотный, содержательный учебный текст научного, публицистического, официально-делового стиля.


  1. Содержание дисциплины


1.Раздел 1. Нормы построения письменного текста. Цельность, связность, логичность, завершенность, точность, грамотность. Словари и справочники. Образцовый текст и его анализ.

Содержание раздела

Понятие речевой нормы. Нормативность как свойство языка. Норма и речевая вариативность. Рекомендательная и описательная норма. Стратификация языка. Норма как порождение языковой системы и ее речевой реализации. Стратегии кодификации нормы: где искать правила, советы и образцы. Отличие письменной речи от устной. Литературный язык и просторечие. Грамотный и неграмотный текст. Зачем и как писать грамотно. Авторитетные справочные издания. Специальный текст и его особенности. Как пишется понятный текст о сложной проблеме. Средства создания цельного, связного, логичного текста. Виды компрессии текста. Работа с ключевыми словами.

Количество часов аудиторной работы – 3 часа практическое занятие.

Литература по разделу:

Левинзон А.И., Добрушина Е.Р., Добрушина Н.Р., Кувшинская Ю.М., Плисецкая А.Д. Практикум по культуре речи. Учебное пособие для вузов. 2010. Издательство ГУ-ВШЭ.

Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001.

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (krugosvet@www.ru).

Бут У. К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2004 и послед. издания. Текст книги доступен здесь: http://aperlov.narod.ru/ar/posobija.htm

Райнкинг Дж. Э., Харт Э. У., фон дер Остен Р. Композиция: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2009. Текст книги доступен здесь: http://narod.ru/disk/21299409000/221810.zip.html
2.Раздел 2. Стили и жанры. Адресат текста. Варьирование характеристик текста в зависимости от коммуникативной ситуации. Чтение и понимание текстов разных типов: читательские стратегии. Корректное цитирование. Оформление библиографии.

Содержание раздела

Атрибуты функционального стиля. Жанр и его модификации. Читательские ожидания. Деловой и научный стили: черты сходства и различия. Регистр и коммуникативная роль. Коммуникативная ситуация. Кто и зачем читает текст. Типология текстов. Ознакомительное, выборочное, подробное чтение. Приемы введения чужого слова в текст. Работа с источником. Правила цитирования и оформления ссылок и сносок. Библиография.

Количество часов аудиторной работы – 2 часа практическое занятие.

Литература по разделу:

Левинзон А.И., Добрушина Е.Р., Добрушина Н.Р., Кувшинская Ю.М., Плисецкая А.Д. Практикум по культуре речи. Учебное пособие для вузов. 2010. Издательство ГУ-ВШЭ.

Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001.

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (krugosvet@www.ru).

Бут У. К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2004 и послед. издания. Текст книги доступен здесь: http://aperlov.narod.ru/ar/posobija.htm

Райнкинг Дж. Э., Харт Э. У., фон дер Остен Р. Композиция: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2009. Текст книги доступен здесь: http://narod.ru/disk/21299409000/221810.zip.html
3. Раздел 3. Средства языкового выражения: словарь. Ошибки и стилистические приемы лексического уровня. Редактирование, правка, корректура.

Содержание раздела

Лексическая система языка. Синонимия и ее границы. Структура значения слова. Тропы. Вес ошибки. Типология лексических ошибок. Запреты и рекомендации. Приемы исправления чужого и своего текста.

Количество часов аудиторной работы – 3 часа практическое занятие.

Литература по разделу:

Левинзон А.И., Добрушина Е.Р., Добрушина Н.Р., Кувшинская Ю.М., Плисецкая А.Д. Практикум по культуре речи. Учебное пособие для вузов. 2010. Издательство ГУ-ВШЭ.

Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001.

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (krugosvet@www.ru).

Бут У. К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2004 и послед. издания. Текст книги доступен здесь: http://aperlov.narod.ru/ar/posobija.htm

Райнкинг Дж. Э., Харт Э. У., фон дер Остен Р. Композиция: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2009. Текст книги доступен здесь: http://narod.ru/disk/21299409000/221810.zip.html

4. Раздел 4. Средства языкового выражения: грамматика. Ошибки и стилистические приемы, связанные с морфологией и синтаксисом. Редактирование, правка, корректура.

Содержание раздела

Словообразование. Аффиксация и нежелательная паронимия. Словоизменение и связанные с ним типичные ошибки. Падежное управление. Порядок слов в предложении. Структура простого осложненного и сложного предложения: где скрывается главная мысль. Тема и рема. Средства связи внутри предложения и абзаца. Вводные и вставные конструкции. Приемы исправления чужого и своего текста.

Количество часов аудиторной работы – 3 часа практическое занятие.

Литература по разделу:

Левинзон А.И., Добрушина Е.Р., Добрушина Н.Р., Кувшинская Ю.М., Плисецкая А.Д. Практикум по культуре речи. Учебное пособие для вузов. 2010. Издательство ГУ-ВШЭ.

Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001.

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (krugosvet@www.ru).

Бут У. К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2004 и послед. издания. Текст книги доступен здесь: http://aperlov.narod.ru/ar/posobija.htm

Райнкинг Дж. Э., Харт Э. У., фон дер Остен Р. Композиция: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2009. Текст книги доступен здесь: http://narod.ru/disk/21299409000/221810.zip.html
5. Раздел 5. Жанры деловой письменности. Законы официально-делового стиля. Шаблоны клишированных текстов. Недостатки канцелярита за пределами сферы нормативной документации.

Содержание раздела

Официально-деловой стиль и его характеристики. Сфера применения делового письма и требования к тексту. Потенциальный читатель деловых текстов. Объяснительная записка, служебная записка, пояснительная записка, заявление, резюме, отчет, протокол заседания, инструкция, распоряжение. Образцы и варианты. Структура документа. Понятие канцелярита и средства профилактики расширения сферы его применения. Как читать документацию? Как написать документ?

Количество часов аудиторной работы – 2 часа практическое занятие.

Литература по разделу:

Левинзон А.И., Добрушина Е.Р., Добрушина Н.Р., Кувшинская Ю.М., Плисецкая А.Д. Практикум по культуре речи. Учебное пособие для вузов. 2010. Издательство ГУ-ВШЭ.

Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001.

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (krugosvet@www.ru).

Бут У. К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2004 и послед. издания. Текст книги доступен здесь: http://aperlov.narod.ru/ar/posobija.htm

Райнкинг Дж. Э., Харт Э. У., фон дер Остен Р. Композиция: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2009. Текст книги доступен здесь: http://narod.ru/disk/21299409000/221810.zip.html
6. Раздел 6. Жанры научной письменности. Рекомендации к написанию реферативной и исследовательской работы.

Содержание раздела

Основные требования к научному тексту. Научный стиль и его варианты. Жанры научной письменности. Научные тексты в учебном процессе. Требования к реферату и к учебному исследованию. Квалификационные работы. Первичные и вторичные жанры. Этапы работы над научным текстом. Экспертиза научного текста. Работа с источниками. Представление данных. Категоризация и ее варианты. Как строятся классификации. Что такое определение понятие и как дается дефиниция. Как написать хороший реферат? Как написать курсовой проект?

Количество часов аудиторной работы – 2 часа практическое занятие.

Литература по разделу:

Левинзон А.И., Добрушина Е.Р., Добрушина Н.Р., Кувшинская Ю.М., Плисецкая А.Д. Практикум по культуре речи. Учебное пособие для вузов. 2010. Издательство ГУ-ВШЭ.

Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001.

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (krugosvet@www.ru).

Бут У. К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2004 и послед. издания. Текст книги доступен здесь: http://aperlov.narod.ru/ar/posobija.htm

Райнкинг Дж. Э., Харт Э. У., фон дер Остен Р. Композиция: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2009. Текст книги доступен здесь: http://narod.ru/disk/21299409000/221810.zip.html
7. Раздел 7. Композиция. Выбор темы. Сбор материала. Тезисы, план, аннотация.

Содержание раздела

Какие бывают темы и проблемы? Как выбрать тему? Стратегии подготовки к сбору материала. Записные книжки, интервью, мозговой штурм, изучение источников. Свертка пространного текста и развертывание сжатого. Ключевые слова в своем тексте. Рекомендации начинающему автору.

Количество часов аудиторной работы – 2 часа практическое занятие.

Литература по разделу:

Левинзон А.И., Добрушина Е.Р., Добрушина Н.Р., Кувшинская Ю.М., Плисецкая А.Д. Практикум по культуре речи. Учебное пособие для вузов. 2010. Издательство ГУ-ВШЭ.

Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001.

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (krugosvet@www.ru).

Бут У. К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2004 и послед. издания. Текст книги доступен здесь: http://aperlov.narod.ru/ar/posobija.htm

Райнкинг Дж. Э., Харт Э. У., фон дер Остен Р. Композиция: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2009. Текст книги доступен здесь: http://narod.ru/disk/21299409000/221810.zip.html
8. Раздел 8. Вступление. Варианты преамбул. Взаимозависимость зачина и основного тезиса работы.

Содержание раздела

Функции вступления. Типология зачинов научной работы. Как связано начало и основной тезис. Кооперация с читателем. Введение базовых терминов. Обзор литературы вопроса. Материал и метод. Постановка проблемы. Чем вреден текст о тексте? Как избежать пустых фраз? Риторические формулы введений. Варианты зачинов работы на одну тему. Достоинства и недостатки разных видов вступления.

Количество часов аудиторной работы – 2 часа практическое занятие.

Литература по разделу:

Левинзон А.И., Добрушина Е.Р., Добрушина Н.Р., Кувшинская Ю.М., Плисецкая А.Д. Практикум по культуре речи. Учебное пособие для вузов. 2010. Издательство ГУ-ВШЭ.

Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001.

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (krugosvet@www.ru).

Бут У. К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2004 и послед. издания. Текст книги доступен здесь: http://aperlov.narod.ru/ar/posobija.htm

Райнкинг Дж. Э., Харт Э. У., фон дер Остен Р. Композиция: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2009. Текст книги доступен здесь: http://narod.ru/disk/21299409000/221810.zip.html
9. Раздел 9. Этапы подготовки черновика. Анализ и интерпретация данных. Иллюстративный материал. Чтение таблиц, графиков, диаграмм. Текст и метатекст. Анафора. Данное и новое в предложении, абзаце, главе, тексте.

Содержание раздела

Основной тезис работы. Аргументация. Доводы и контрдоводы. Иллюстрации: чтение, понимание, подбор. Опора на предшествующие результаты. Новое в исследовании. Сопоставление точек зрения. Полемика и солидарность. От плана к черновику: как прописывается тезис. Структура абзаца. Предложение, абзац, глава, раздел. Как представить материал? Как построить текст? Как отредактировать написанное?

Количество часов аудиторной работы – 2 часа практическое занятие.

Литература по разделу:

Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: конспект лекций. Учебное пособие для вузов. Айрис-пресс, 2005.

Левинзон А.И., Добрушина Е.Р., Добрушина Н.Р., Кувшинская Ю.М., Плисецкая А.Д. Практикум по культуре речи. Учебное пособие для вузов. 2010. Издательство ГУ-ВШЭ.

Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001.

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (krugosvet@www.ru).

Бут У. К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2004 и послед. издания. Текст книги доступен здесь: http://aperlov.narod.ru/ar/posobija.htm

Райнкинг Дж. Э., Харт Э. У., фон дер Остен Р. Композиция: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2009. Текст книги доступен здесь: http://narod.ru/disk/21299409000/221810.zip.html
10. Раздел 10. Предупреждение типичных содержательных и стилистических ошибок. Практикум по грамматической стилистике.

Содержание раздела

Основные ошибки и их профилактика. Образцовый текст. Неудачи и их коррекция. Сопоставление вариантов. Переводные тексты по специальности: как найти адекватный способ выражения смысла.

Количество часов аудиторной работы – 2 часа практическое занятие.

Литература по разделу:

Левинзон А.И., Добрушина Е.Р., Добрушина Н.Р., Кувшинская Ю.М., Плисецкая А.Д. Практикум по культуре речи. Учебное пособие для вузов. 2010. Издательство ГУ-ВШЭ.

Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001.

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (krugosvet@www.ru).

Бут У. К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2004 и послед. издания. Текст книги доступен здесь: http://aperlov.narod.ru/ar/posobija.htm

Райнкинг Дж. Э., Харт Э. У., фон дер Остен Р. Композиция: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2009. Текст книги доступен здесь: http://narod.ru/disk/21299409000/221810.zip.html
11. Раздел 11. Выводы. Варианты заключения. Взаимообусловленность заключения и основного тезиса.

Содержание раздела

Что такое заключение? Как соотносятся выводы и основной тезис. Какие бывают варианты заключений. Как оформлять результаты. Анализ основного текста и заключения.

Количество часов аудиторной работы – 2 часа практическое занятие.

Литература по разделу:

Левинзон А.И., Добрушина Е.Р., Добрушина Н.Р., Кувшинская Ю.М., Плисецкая А.Д. Практикум по культуре речи. Учебное пособие для вузов. 2010. Издательство ГУ-ВШЭ.

Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001.

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (krugosvet@www.ru).

Бут У. К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2004 и послед. издания. Текст книги доступен здесь: http://aperlov.narod.ru/ar/posobija.htm

Райнкинг Дж. Э., Харт Э. У., фон дер Остен Р. Композиция: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2009. Текст книги доступен здесь: http://narod.ru/disk/21299409000/221810.zip.html
12. Раздел 12. Защита письменной работы: как построить краткое выступление. Презентация результатов. Доклад как устное сопровождение презентации. Вторичные тезисы. Представление проекта эксперту.

Содержание раздела

Чек-лист. Самопроверка и подготовка работы к проверке. Выступление по результатам работы. Рецензирование и оппонирование. Подробный и краткий текст. Техника презентаций. Построение кадра. Выбор положений для представления. Визуальная информация. Важное и второстепенное. Комментарий слайда. Как представить работу. Тезисы готовой работы. Как оценивают учебную работу. Критерии и баллы.

Количество часов аудиторной работы – 5 часов практическое занятие.

Литература по разделу:

Левинзон А.И., Добрушина Е.Р., Добрушина Н.Р., Кувшинская Ю.М., Плисецкая А.Д. Практикум по культуре речи. Учебное пособие для вузов. 2010. Издательство ГУ-ВШЭ.

Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001.

Статьи из электронной энциклопедии «Кругосвет» (krugosvet@www.ru).

Бут У. К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2004 и послед. издания. Текст книги доступен здесь: http://aperlov.narod.ru/ar/posobija.htm

Райнкинг Дж. Э., Харт Э. У., фон дер Остен Р. Композиция: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, 2009. Текст книги доступен здесь: http://narod.ru/disk/21299409000/221810.zip.html


  1. Образовательные технологии


Образовательные технологии включают самостоятельное и взаимное редактирование и рецензирование, взаимное оппонирование, работу в группах.

  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    1. Тематика заданий текущего контроля


Примерные вопросы / задания для контрольной работы:

Сформулируйте ключевую мысль текста в одном предложении.

Найдите в тексте ключевые слова (7-12).

Письменно изложите основное содержание текста с опорой на ключевые слова.

Составьте аннотацию текста для конкретного адресата (указываются возрастные и образовательные, а также иные социальные параметры адресата).

Прокомментируйте композицию текста (содержание вступления и заключения, последовательность изложения, полноту, характер аргументации и иллюстраций).

Обоснуйте варианты абзацного членения текста.

Тезисно изложите основное содержание текста.

Объясните необходимость цитат в предложенном тексте.

Дайте определение важнейшим терминам из текста.

Укажите признаки принадлежности текста к функциональному стилю.

Сопоставьте варианты формулировки суждения и выберите лучший из них; мотивируйте свое решение.

Отредактируйте предложение.

Восстановите исходную последовательность изложения.

Реконструируйте пропущенный фрагмент текста.

Разбейте текст на абзацы и объясните свое решение.

Назовите функции средств выделения в тексте.

Оформите корректно библиографическую ссылку.

Объясните, на какого адресата рассчитан текст.

Сопоставьте два фрагмента с точки зрения композиции и стиля.

Объясните, как соотносятся вступление и основной тезис текста.

Объясните, как соотносятся заключение и основной тезис текста.


    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу или к каждому промежуточному и итоговому контролю для самопроверки студентов.


  1. Проанализируйте предложенный текст с точки зрения структуры аргументации, композиции, стиля.

  2. Объясните, на какую аудиторию рассчитан текст и по каким признакам это видно.

  3. Сформулируйте основной тезис текста и напишите аннотацию этого текста.

  4. Изложите свое понимание поднятой в тексте проблемы. Проверьте себя:


1.        Чувствую ли я, что собираюсь сообщить своему читателю что-то важное?
2.        Действительно ли я разговариваю со своим читателем, а не сам с собой?
3.        Учитываю ли я запросы и интересы своей аудитории?
4.        Привлекают ли внимание читателя название и введение моего
эссе, подводят ли они его к основному тезису?
5.        Содержит ли мой основной тезис одну четко сфокусированную идею?
6.        Указывает ли тезис на то, о чем я буду говорить?
7.        Содержит ли основной текст необходимые для поддержки
главного тезиса предложения и выражены ли они явно?
8.        Поддержано ли каждое мое важное утверждение детально
рассмотренными примерами?
9.        Можно ли сказать, что каждый абзац отличается смысловым
единством и развивает одну мысль?
10.         Связаны ли все мои абзацы логической связью?
11.         Представляет ли собой последний абзац заключение, хорошо
подходящее для моего эссе (с учетом моего основного тезиса)?
12.        Все ли предложения моего текста понятны, согласованы и
грамматически правильны?
13.        Все ли употребленные слова необходимы и уместны в моем тексте?
14.        Перечитал ли я текст, чтобы поправить стилистические,
орфографические, пунктуационные  ошибки и опечатки?
15.        Было ли мое эссе отредактировано так, что я действительно
доволен получившимся текстом?


  1. Отредактируйте предложенный текст.



  1. Порядок формирования оценок по дисциплине


Посещаемость и активность на занятиях – 30% итогового балла.

Домашние задания – 30% итогового балла.

Контрольная работа – 20% итогового балла.

Зачет – 20% итогового балла.
Оценивается умение анализировать чужой текст по заданным параметрам и писать собственный в соответствии с нормами стиля, жанра, поставленной задачей и с учетом предполагаемого адресата, умение редактировать чужой и свой текст, сопоставлять тексты по заданным параметрам, аргументировать высказанные суждения.

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    1. Базовый учебник


Д.Э. Райнкинг, Э.У. Харт, Р. фон дер Остен. Композиция: шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Наука, 2009.

11.2.Основная литература


Бут, Уэйн К., Коломб, Грегори Дж., Уильяме Джозеф М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. Авторизованный перевод с английского языка А. Станиславского. М.: Наука, 2001.

А.И. Левинзон, Е.Р. Добрушина, Н.Р. Добрушина, Ю.М. Кувшинская, А.Д. Плисецкая. Практикум по культуре речи. М.: ГУ-ВШЭ, 2010.

Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М.: Норма, 2001

11.3.Дополнительная литература


Уильямс Дж.М. Стиль: Десять уроков для начинающих авторов / Авт. пер. с англ. и адаптация А. Станиславского. 2-е изд., испр. М.: Флинта: Наука, 2005.
Уэстон Э. Аргументация: Десять уроков для начинающих авторов / Авт. пер. с англ. А. Станиславского. М.: Флинта: Наука, 2005. Текст книги доступен здесь: http://zalil.ru/upload/33734510.

Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. Любое издание.

Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. Любое издание.

Голуб И. Б. Стилистика русского языка. Любое издание.

Голуб И. Б. Сборник упражнений по стилистике русского языка. Любое издание.


11.4.Справочники, словари, энциклопедии


Электронная энциклопедия «Кругосвет» (www.krugosvet.ru);

Справочно-информационный портал http://www.gramota.ru/;

http://www.msses.ru/education/students/essay/good_essay.php – Как написать хорошее эссе;
http://www.kakprosto.ru/kak-52244-kak-napisat-referat-po-state – Как написать реферат по статье;
http://www.oxfordquality.ru/teachers/teachers_english/articles/esse/ – Как научиться писать эссе;
http://www.khstu.ru/rus/?menu=Essay – Эссе (структура, классификация, правила написания, проверка и др.).

11.5.Программные средства


Для успешного освоения дисциплины используется электронная система обучения и тестирования «Тренажер».

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Занятия, посвященные редактированию и работе с лингвистическим тренажером, проводятся в компьютерном классе.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для студентов направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих Материальную...
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для студентов направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих Материальную...
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 «Менеджмент»...
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 032401. 65 «Реклама»...
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 62 "Культурология"...
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»...
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности,...
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200....
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031600. 62 «Реклама...
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления...
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск