Вид деятельности,
тема
| Программное содержание
| Материал
|
Сентябрь
|
Игра-занятие
«Семейный бюджет: доход, расход».
| Раскрыть сущность понятия «доход» и его основные и дополнительные источники (заработная плата, пенсия); уточнить представления детей о ведении семейного хозяйства.
| Модели: «Доход», «Расход», «Семейный бюджет», карточки с изображением членов семьи, сюжетные картинки.
Литература: Э. Успенский «Бизнес Крокодила Гены».
|
Игра-занятие
«Ты - хороший хозяин?»
| Закрепить понятие «бережливость», формировать бережное отношение к предметам, нетерпимость к неряшливости, небрежности; воспитывать уважение к людям разных профессий.
| Плакаты о бережном отношении к воде, газу и другим природным ресурсам; кукольная посуда.
Литература: К. Чуковский «Федорино горе».
|
Сюжетно-ролевая игра
«Фермер».
| Побуждать детей более широко и творчески использовать в игре знания об окружающей жизни; закрепить понятие «бартер» (обмен); воспитывать навыки трудолюбия.
| Сельскохозяйственная техника (игрушки: трактор, культиватор); семена для посева, набор «Домашние животные».
Литература: Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот», О. Меньшиков «Экономика детям, большим и маленьким».
|
Сюжетно-дидактическая игра «Аукцион»
| Раскрыть особенности продажи товаров на аукционе, упражнять в практике увеличения указанной цены.
| Молоточек для аукциона, трибуна; товар (игрушки) для продажи.
|
Октябрь
|
Сюжетно-ролевая игра «Семья».
| Продолжать расширять представления о семье, родственных отношениях; продолжать знакомить с составляющими семейного бюджета.
| Таблицы «Доход», «Расход», денежные знаки, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Семья».
|
Игровая ситуация
«Сберегательный банк», чтение отрывков «Бизнес Крокодила Гены», «Золотой ключик или Буратино».
| Раскрыть смысл вложения денег в сберегательный банк. Развивать у детей интерес к экономическим знаниям. Совершенствовать умение детей отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
| Литература: Э. Успенский «Бизнес Крокодила Гены», А. Толстой «Золотой ключик, или Буратино».
|
Игра-занятие «Путешествие денежки».
| Дать детям представление о разнообразии денежных знаков в разных странах и почему необходимо менять деньги, если уезжаешь отдыхать в другую страну. Расширить словарный запас: франк, марка, доллар, евро.
| Персонажи сказок (фигурки из картона) Ш. Перро «Красная шапочка», Братьев Гримм «Бременские музыканты» и т.д.; модели монет (рубль, франк, марка); игровые деньги.
|
Игра-занятие
«Волшебные помощники».
| Уточнить представление о роли бытовой техники в доме; развивать фантазию и творческие способности дошкольников. Развивать сообразительность и умение разгадывать загадки.
| Картинки с изображением бытовой техники; герои сказок (бабушка Федора, Золушка, три поросёнка, Золотая рыбка, Старик, Старуха); карточки с загадками.
|
Ноябрь
|
Игровая ситуация
«День рождения».
| Закрепить знания детей, что покупка производиться с учётом интересов, желаний именинника; активизировать слова «дарение», «выгода»; воспитывать желание разделить радость друга.
| Кондитерские изделия из солённого теста (торты, пирожные); игрушечный набор чайной посуды, игрушки; материал для упаковки подарков.
|
Сюжетно-ролевая игра «Менеджер».
| Дать знания о разных профессиях экономической направленности (менеджер, и т.д.); реализовать знания о работе менеджера и художника-оформителя.
| Атрибуте к сюжетно-ролевой игре «Магазин-самообслуживание»; плакаты, буклеты, бумага, краски для изготовления рекламных стендов.
|
Игра-занятие «Монетный двор».
| Закрепить знания детей о производстве денежных знаков (купюр и монет).
| Купюры и монеты разного достоинства; игровые деньги.
|
Экскурсия в магазин «Визит».
| Учить делать покупки в магазине, расплачиваться настоящими деньгами; показать характер труда продавца. Дать детям знания о том, что если сложить все деньги (по рублю), то можно купить что-нибудь.
| У каждого ребёнка по 1-му рублю.
|
Игра-занятие «Золотые правила экономики».
| Помочь понять и закрепить основные правила экономики, объяснить необходимость их выполнения ; пробудить интерес к экономике, воспитывать честность, трудолюбие. Закрепит понятие «экономика», «экономист».
| Карточки с надписями: «экономика», «прибыль», «доход», «выгода», «предприниматель», «закон».
|
Декабрь
|
Сюжетно-ролевая игра «Универмаг».
| Показать разнообразие товаров; учить сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами; формировать умение производить операции купли-продажи; способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений (продавец-покупатель).
| Разнообразные товары, игровые деньги, аксессуары для игры; ценники, чеки и т.п.
|
Игра-занятие «Профессии».
| Закрепить представление детей о содержании труда людей некоторых профессий (повар, швея, строитель, врач и др.), связанных с удовлетворением потребностей людей в пище, одежде, жилье и т.п.; развивать смекалку, сообразительность, логическое мышление.
| Модель «ромашки», картинки-портреты участников игры, модели (схемы) с изображением видов домашнего труда, газеты.
|
Игра-путешествие «Промышленные предприятия в Моргаушах».
| Расширять знания о промышленности села Моргауши; формировать чувство гордости за своё село Моргауши.
| Карта-план села Моргауши с указателями объектов промышленности; фотографии, эмблемы, карточки с изображениями выпускаемой продукции.
|
Игра-занятие «Фабрика ёлочных украшений» (конструирование из бумаги ёлочных украшений).
| Обогащать представления детей об этапах трудового процесса по изготовлению ёлочных украшений; показать, что совместный труд и использование рациональных способов производства уменьшают трудовые затраты, экономят силы и время. Воспитывать чувство коллективизма, доставить детям радость от результата общего труда.
| Цветная бумага, клей ПВА, ножницы, тряпочки, кисточки, подставка для кисточек.
|
Январь
|
Сюжетно-ролевая игра «Банк».
| Расширять первичное представление детей о банке и производимых им операциях (банк принимает деньги на хранение, выдаёт деньги в долг); совершенствовать речевое общение детей в игровой деятельности.
| Модели: банк, касса, банкомат; аксессуары для игры: чековые книжки, пластиковые карты, игровые денежные знаки, договоры для оформление кредита.
|
Игровая ситуация
Детская лотерея «Удача».
| Познакомить детей с особенностями разыгрывания лотереи. Закрепить умение радоваться за выигрыш своих сверстников.
| Лотерейные билеты с указанием номера и серии, специальные подарки-выигрыши (детские поделки).
|
Игра-занятие «чудо-природа».
| Закрепить понятие «природа»; выяснить у детей, что, по их мнению, относиться к природному миру; продолжать подводить ребят к пониманию того, что одни материалы, из которых делают товары, можно найти в природе, а другие – произведены людьми.
| Карточки с загадками о растительном мире, кроссворды, ребусы, муляжи предметов.
|
Игра-викторина «Что? Где? Когда?»
| Закреплять представление детей о разнообразии природных ресурсов, способах их использования; выявить знания детей о производителях товаров и услуг; продолжать учить работать командой, сопереживать, находить коллективный ответ путём обсуждения.
| Оборудование для игры «Что? Где? Когда?»; конверты с вопросами.
|
Февраль
|
Игра-телепередача «Будущие строители».
| Расширить представления о профессии строителя. Продолжать знакомить с разными строительными материалами; воспитывать желание оказывать помощь и уделять внимание нуждающимся в этом; обогащать познавательные знания (знакомство с бетоном, его свойствами и качествами, способом его изготовления); показать значимость профессии строителя, воспитывать уважительное отношение к человеку труда.
| Игрушка лиса, картинки с изображением домиков из сказки «Три поросёнка», других домов и строительных материалов; материал для проведения игры-эксперимента «Изготовим бетон» (песок, щебень, вода, формочки, салфетки, готовые плитки бетона); фотографии с изображением красивых зданий и домов.
|
Игра-занятие «Рынок».
| Закрепит представления детей о разных видах цен, расширить знания детей о специфике купли-продажи товаров на рынке (свободные цены, торг, количество продавцов и покупателей).
| Ценники, товары, картинки с изображением персонажей сказок, необходимое оборудование (весы, гири, пакеты и т.п.)
|
Настольно-печатная игра «Кому что нужно для работы?»
| Закрепить знания об орудиях труда повара, шофёра, кассира и др.; определить их роль в изготовлении товаров.
| Набор различных инструментов, сюжетных картинок.
|
Игра-занятие
«В гости к дымковским мастерам»
| Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления дымковских изделий и историей возникновения этого промысла; воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства и уважение к труду мастеров.
| Географическая карта, изделия дымковских мастеров, иллюстрации с изображением этапов изготовления дымковских игрушек.
|
Март
|
Сюжетно-дидактическая игра
«Дом бытовых услуг».
| Расширять представления детей о прфессиях: модельер, портной, швея; выделить зависимость продажи товара от результатов творческой деятельности модельера; обсудить, как использовать рекламу для реализации товара.
| Швейные машинки (детские), ткань различных видов, мелки, швейная фурнитура; куклы.
|
Игра-занятие «Реклама».
| Продолжать знакомить детей с назначением рекламы и её видами: печатная (журналы, брошюры). Телевизионная, уличная и т.д. Учить детей составлять рекламу самостоятельно, в виде рисунков и стихов и т. д. Развивать воображение, самостоятельность.
| Различные рекламные материалы (наклейки, газеты, календарики), краски, бумага, фломастеры, картинки с изображением людей разных профессий.
|
Игра-занятие «Путешествие к мастерам хохломы».
| Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления хохломских изделий, историей возникновения этого промысла; воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства. Активизация словаря: токарь, расписывали, хохлома.
| Географическая карта, изделия хохломских мастеров.
|
Чувашская подвижная игра «Серем пусса вир акрам».
| Закрепить знания детей о трудолюбие чувашского народа, воспитывать уважение к людям работающим на земле, развивать чувашскую речь.
|
|
Апрель
|
Сюжетно-дидактическая игра
«Президент и государство».
| Дать детям первоначальные экономические знания, возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; учить конструктивному общению друг с другом.
| Трибуна, избирательный участок, схема управления государством, телефоны, герб, флаг, права, законы страны.
|
Игра-занятие «Путешествие в страну товаров».
| Закрепить знания детей о том, что есть товары первой необходимости и товары, просто украшающие наш быт; рассказать о них, обратив внимание детей на эстетику предметов быта.
| Народные игрушки; подставки из металла, вазочки, коробочки, фарфоровые фигурки и др.
|
Игра-занятие «Обмен игрушками».
| Закрепить первичные представления детей о необходимости товарного обмена между странами. Активизировать словарный запас детей: импорт, экспорт.
| Разнообразные игрушки отечественного и зарубежного производства.
|
Сюжетно-ролевая игра «Добрые дела инвестора».
| Познакомить детей с понятием «инвестор» (человек или группа людей, вкладывающая деньги в производство материальных благ); продолжать учить ребят пользоваться экономическими терминами.
| Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин»; костюмы животных (лиса, сорока, белка, ёж, медведь, филин).
|
Май
|
Просмотр мультфильма «Золотая антилопа».
| Дать детям понятие, что много денег счастья не приносят. В жизни есть вещи дороже денег: дружба, взаимопомощь, уважение.
| Диск с мультфильмами.
|
Чтение грузинской сказки «Заработанный рубль».
| Помочь детям понять смысл сказки: будешь работать – и деньги будут, и всё у тебя будет. А не будешь работать, так и чужие деньги тебе не помогут. Воспитывать трудолюбие, желание честно зарабатывать деньги.
| Хрестоматия по детской литературе.
|
Беседа на тему «Меценаты, спонсоры».
| Рассказать детям о спонсорах, которые в наше время помогают бедным и нуждающимся: сиротам, талантливым, но бедным детям, детским садам и школам. Среди богатых людей много людей добрых.
| Информация о местных спонсорах.
|
Разгадывание кроссвордов.
| Развивать быстроту реакции, смекалку, сообразительность, умение соблюдать правила игры, выполнять задания в условиях соревнования.
| Кроссворды на экономическую тему.
|