Скачать 140.74 Kb.
|
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по социальной политике
Заслушав и обсудив информации Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Министерства образования и науки Республики Татарстан, Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, Комитет отмечает следующее. Численность занятого населения в республике в 2012 году составляет 1 812,3 тысяч человек, из них более 1 300 тысяч человек работают на крупных и средних предприятиях. В составе занятых работников: 29,8 % имеют высшее профессиональное образование, 19,2 % - среднее профессиональное, 22 % - начальное профессиональное, 29 % не имеют профессионального образования. При этом 20,7% - являются высококвалифицированными работниками, 68 % - среднего уровня квалификации, 11,3 % - низкоквалифицированные работники. На 1 июня 2012 года по сведениям службы занятости более 43,2 тысяч рабочих мест являются незаполненными, включая вакансии сезонного характера. Основная доля потребности приходится на работников средней квалификации – 72,6%, на работников низкой квалификации – 17,8 %. По прогнозам территориального органа государственной статистики в среднем ежегодно пенсионного возраста будут достигать 43 тысячи человек. По данным центров занятости в ближайшие три года ежегодно будут создаваться около 30 тысяч новых рабочих мест, включая сферы малого бизнеса и предпринимательства. Таким образом, по прогнозам Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан ежегодный дополнительный, к числу занятых, спрос на кадры составит порядка 120 тысяч человек. Обеспечение экономики кадрами осуществляется путем: подготовки кадров в учреждениях профессионального образования (выпуск ежегодно из учреждений всех форм и уровней образования составляет более 70 тысяч человек, в том числе с дневных отделений около 33 тысяч человек); трудоустройства и переобучения незанятого населения (порядка 33 тысяч человек ежегодно); привлечения трудовых ресурсов из-за пределов республики и из-за рубежа. В этих условиях молодежь становится, с одной стороны, главной силой развития экономики страны и в тоже время остается одной из особо уязвимых групп на рынке труда. В соответствии с методологией Росстата к молодежной категории населения относятся лица в возрасте от 16 до 29 лет. Это солидная часть потенциальной рабочей силы, составляющая 25,7% экономически активного населения страны. Серьезной проблемой молодежной занятости является несоответствие объемов и профилей подготовки специалистов потребностям рынка труда, что создает предпосылки роста безработицы среди выпускников учреждений профессионального образования. Несбалансированность рынка образовательных услуг и рынка труда приводит к тому, что наиболее активная и образованная часть молодежи, оканчивая учебное заведения, вынуждена получать статус безработного. С трудностями в поиске работы сталкиваются бухгалтеры, финансисты и юристы, прежде всего, со средним профессиональным образованием, а также инженеры и менеджеры различных специализаций всех уровней полученного образования. В меньшей степени проблемы с трудоустройством испытывают выпускники профессиональных училищ, имеющие профессии, востребованные на промышленных предприятиях республики. Работодатели часто отказывают молодым специалистам в трудоустройстве, поскольку в большинстве случаев планы приема в высшие учебные заведения соответствуют запросам населения, но не соответствуют требованиям экономики. Свыше 50% студентов государственных и 97% негосударственных вузов осваивают гуманитарные, социальные науки, специальности в сферах экономики и управления. Перепроизводство таких специалистов достигло критических значений. Три четверти будущих специалистов (а точнее – будущих безработных специалистов) в сфере экономики и управления обучаются за счет личных средств, фактически выбрасывая деньги на ветер. В результате доля молодежи в числе безработных - почти 30%, а свыше 25% выпускников вузов не трудоустраиваются по специальности. Именно поэтому очень важна поступательная государственная поддержка и стимулирование потенциала молодежи, ее своевременное профессиональное ориентирование. В настоящее время сложившийся рынок труда заказывает не только вузовских дипломированных специалистов, но и квалифицированных специалистов рабочих профессий: станочников, каменщиков, маляров и т.п. Профессиональная ориентация молодежи предусматривает оказание помощи школьнику в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями рынка труда в квалифицированных кадрах с учетом демографической ситуации. В республике имеется опыт реализации мер по поднятию престижа рабочих профессий. В период 2008 – 2010 годов действовала первая Республиканская программа популяризации рабочих и инженерных профессий, на реализацию ряда мероприятий которой из бюджета Республики Татарстан было израсходовано 33 млн. рублей. Программа показала свою эффективность: доля лиц со средним полным общим образованием, поступивших на обучение по программам начального профессионального образования, до начала реализации программы составляла 12% к численности выпускников 11 классов, к концу реализации (в 2010 году) возросла до 30%. Кроме того, конкурс на вступительных экзаменах в государственные вузы по техническим специальностям вырос в среднем с 3,3 человек на место в 2008 году до 11,3 человек на место в 2009 году. В этот же период конкурс на специальности экономические и юридические вырос незначительно - в среднем с 2,2 до 2,6 человек на место. Решением Правительства (Постановление от 9 декабря 2010 года № 1021) Республики Татарстан утверждена следующая долгосрочная целевая программа «Популяризация рабочих и инженерных профессий с целью привлечения и закрепления специалистов на предприятиях Республики Татарстан на 2011-2013 годы». Общий бюджет Программы - 30,0 млн.рублей, по 10,0 млн.рублей ежегодно за счет средств бюджета Республики Татарстан. Финансирование направлено на следующие основные мероприятия Программы: сопровождение Интернет-портала «Профессиональная ориентация молодежи»; проведение среди учащихся конкурсов сочинений «Моя будущая профессия»; организация взаимодействия со СМИ по популяризации рабочих профессий; оснащение учреждений НПО и СПО современным спортивным оборудованием и инвентарем; проведение спортивных соревнований и спартакиад среди учреждений НПО и УСПО; оснащение учреждений НПО и СПО музыкальными инструментами и современным аудио-видео-инструментальным оборудованием в целях проведения культурно-массовых мероприятий; организация и проведение республиканских конкурсов профессионального мастерства по наиболее востребованным рабочим профессиям среди учащихся учреждений НПО и СПО, молодежи предприятий; подготовка команды из учащихся учреждений НПО и СПО для участия во всероссийских конкурсах профессионального мастерства; организация зарубежных стажировок для победителей конкурсов профессионального мастерства из числа учащихся учреждений НПО и СПО. С введением профильного обучения сегодня наиболее остро стоит вопрос раннего самоопределения учащихся: перед школой стоит важная задача - наладить профориентационную работу таким образом, чтобы выпускник 9-го класса был готов сделать выбор будущей профессии в органичном единстве с потребностями рынка труда в квалифицированных кадрах с учетом демографической ситуации. С целью создания единого профориентационного пространства в республике ежегодно в апреле-мае проводится месячник профориентации для учащихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений Республики Татарстан. В рамках месячника организуются посещение профессиональных учебных заведений в дни открытых дверей, проведение «Недели профессии», встречи с интересными людьми, конкурсы классных уголков профориентации. Ежегодно учащиеся старших классов посещают республиканскую выставку «Образование. Карьера», на которой широко представляется потенциал системы профессионального образования республики. Министерством образования и науки Республики Татарстан разработан и апробирован по 2009 год мониторинг профессиональных предпочтений учащихся 7-9 и 11 классов, реализуемый на основе компьютерной диагностики. Мониторинг позволяет составлять рекомендации по планированию дальнейшей образовательной траектории каждому выпускнику основной школы. В 2009 году в диагностике приняли участие 130 225 учащихся 7-9-х и 11-х классов, родителей учащихся 9-х и 11-х классов, учителей, директоров школ Республики Татарстан. Помимо опроса учеников проводился опрос их родителей, учителей и директоров школ, которые признают необходимость получения учениками первоначальных профессиональных навыков в период обучения в школе:
При этом многие из них сознают, что сама школа не способна проводить такую работу и ей в этом должны помогать, в первую очередь, межшкольные учебные комбинаты. В системе профильного обучения Республики Татарстан функционируют различные организационные варианты сетевого взаимодействия: внутришкольная (внутри одной школы) и сетевая (когда обучение конкретного ученика выходит за рамки одной школы, ученик получает образование фактически в нескольких учебных заведениях). Имеется достаточный опыт создания «горизонтального» сетевого взаимодействия профильного обучения (партнерами выступают учреждения общего образования). Организация базовых школ и ресурсных центров позволяет получать качественное профильное образование в сельской местности. «Вертикальный» вариант сетевого взаимодействия (когда партнерами школ выступают учреждения дополнительного и профессионального образования, предприятия и организации экономической и социальной сферы), характерен для школ городов Казань, Набережные Челны, Бугульма, Елабуга, Заинск, Чистополь, которые активно сотрудничают с учреждениями высшего профессионального образования: К(П)ФУ, КНИТУ им. Туполева, Камской государственной инженерно-экономической академией. Преподаватели вузов занимаются со старшеклассниками исследовательской работой, для реализации профильного обучения используют свой библиотечный фонд, лабораторную базу. Взаимодействие школ с предприятиями и организациями экономической и социальной сферы наблюдается в школах г. Казани в сотрудничестве с ОАО «КМПО», ООО «Бэхетле», ОАО «Казанский вертолетный завод», ОАО «ПОЗИС», МВД РТ, УГПС РФ по РТ. В городских и сельских базовых общеобразовательных школах создана система автоклассов, в которых учащиеся старших классов получают профессии водителей категории «В» и автослесарей. В 2011/2012 учебном году в республике функционировал 171 автокласс, в которых обучились 3752 учащихся. В 2011/2012 учебном году в профильных классах обучались 75 % старшеклассников (в предыдущем учебном году - 71,4%), доля девятиклассников, охваченных программами предпрофиля, составляет 98%. Наиболее востребованные профили:
Востребованность физико-математического, математического, химико-математического профилей за последние 4 года возросла с 11% до 25 %. Широкий спектр направлений профильного обучения для старшеклассников (более 10) реализуется в городах Казань, Набережные Челны, Бугульма, Мензелинск, в Балтасинском и Нурлатском муниципальных районах. Значительное внимание уделяется развитию оборонно-спортивного, технологического и технического профилей. В сельских районах (Агрызский, Бугульминский, Дрожжановский, Рыбнослободский, Сабинский, Спасский и др.) продолжена реализация программ агротехнологического профиля. Обучение проводится в 70 школах (с охватом 1052 обучающихся), в которых организованы плодово-ягодные сады, дендрарии, питомники, отделы лекарственных растений, подсобные хозяйства. В современных условиях все большую значимость приобретает идея непрерывного образования – последовательного формирования способностей и творческого потенциала специалистов, готовых работать с пакетами современных технологий в изменяющихся внешних условиях, умеющих самостоятельно оценивать ситуацию и принимать ответственные решения. В этом контексте профориентационная работа приобретает особое значение и становится важнейшей функцией образовательного процесса. Опыт участия республиканских предприятий в подготовке молодых специалистов показывает, что на многих из них в целях привлечения молодых специалистов к работе, поднятия престижа рабочих и инженерных профессий, повышения привлекательности рабочих специальностей на предприятиях республики проводится целый ряд комплексных мер по социальной поддержке, культурному и спортивному развитию молодых специалистов. Так, в целях воспитания и дальнейшей подготовки к жизни в обществе администрация предприятия «ПОЗИС» совместно с профсоюзным комитетом и комитетом молодежи «ПОЗИС» проводит «Дни открытых дверей» для детей работников компании «ПОЗИС», на которых школьники посещают основные цеха производства, те подразделения, где трудятся их родители, а отличники учебы и активисты по представлению педагогических коллективов школ награждаются ценными подарками и грамотами. По заявкам педагогических коллективов учебных заведений города объединение за 2011 год посетило более 100 школьников и студентов Зеленодольского механического колледжа, Зеленодольского судостроительного техникума филиала КГТУ им. А.Н. Туполева. Один раз в год «ПОЗИС» организует ознакомление молодых специалистов с производственным потенциалом объединения, которое сопровождается обязательной встречей с генеральным директором компании «ПОЗИС». Это мероприятие направлено на скорейшую адаптацию молодого специалиста, помогает ближе познакомиться с производством, дает возможность, непосредственно общаясь с Генеральным директором, получить ответы на интересующие вопросы. Все они пополняют ряды молодых инженеров и специалистов компании, объединенных под эгидой Совета Молодых Специалистов. «ПОЗИС» совместно с КГТУ им. А.Н. Туполева с 2004 года в рамках образовательного республиканского кластера реализует образовательный «пилотный» проект, направленный на обучение и закрепление молодёжи на предприятии. Дипломные проекты выпускников направлены на решение конкретных производственных проблем с элементами инновационных составляющих. Все выпускники Зеленодольского филиала КГТУ им. А.Н. Туполева включены в кадровый резерв предприятия. Ежегодно проводятся общезаводские конкурсы: «Лучший молодой рабочий», «Лучший молодой специалист», встречи поколений. В соответствии с республиканской целевой программой «Популяризация рабочих и инженерных профессий с целью привлечения и закрепления специалистов на предприятиях Республики Татарстан на 2011-2013 годы» Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан определено основным исполнителем по проведению информационной кампании по популяризации и повышению престижа рабочих и инженерных профессий. Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан регулярно публикуется в новостной ленте официального сайта Министерства информация о проведении ярмарок вакансий рабочих мест. Министерством разработан и реализуется комплекс PR-мероприятий, наиболее интересные из которых «Журналист меняет профессию», «День профессионала», «Школа успеха». В рамках акции «Журналист меняет профессию» представители СМИ на один день становятся работниками различных сфер, где наблюдается дефицит кадров рабочих профессий (ЖКХ, транспорт и др.). В «День профессионала» были организованы пресс-туры в Колледж малого бизнеса и предпринимательства и Профессиональный лицей наземного и поземного электрического транспорта. В Васильевском автотранспортном техникуме с участием министра А.Р. Шафигуллина, выпускником данного техникума, проведен «мастер-класс» по вождению. Кроме того, руководители и специалисты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан систематически принимают участие в программах «Яшьлер тукталышы», «7 дней», «Среда обитания», новостных телепередачах на телеканалах ГТРК «Татарстан», ТНВ, ТРК «Казань». Регулярно на площадках Кабинета Министров Республики Татарстан и «Татмедиа» инициируется организация и проведение пресс-конференций и брифингов. Активная работа ведется с республиканскими и местными газетами и журналами, информационными агентствами «Татар-информ», деловым центром Республики Татарстан «ТаtCenter.ru», «intertat.ru», информационными порталами «116.ru», «Казань24», деловой электронной газетой Татарстана «Бизнес Online». К размещению на рекламных щитах в городах и районах республики готовится серия тематических баннеров, популяризирующих рабочие и инженерные специальности. Широкое освещение в республиканских СМИ получают мероприятия, повышающие престиж рабочих и инженерных специальностей: конкурсы профессионального мастерства, курсы повышения квалификации сотрудников НПО, СПО, КВН лиги «Профтехобразования», проведение всероссийских (национальных) состязаний профессионального мастерства «WorldSkills». Исходя из вышеизложенного, учитывая важность и актуальность проводимой в Республике Татарстан среди молодежи работы по информированию и профессиональной ориентации в целях поднятия престижа рабочих и инженерных профессий, Комитет ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Информации профильных министерств принять к сведению. 2. Рекомендовать Кабинету Министров Республики Татарстан: 2.1. Рассмотреть вопрос о создании центров профессиональной ориентации и прикладной квалификации молодежи; 2.2. Рассмотреть вопросы о создании единого портала по профессиональной ориентации молодежи и интерактивного музея науки и труда; 2.3. Повторно рассмотреть возможность принятия Республиканской программы развития авиационно-технических и военно-прикладных видов спорта в Республике Татарстан; 2.4. Рассмотреть возможность предоставления государственной поддержки (грантов) на реализацию социальных проектов, направленных на организацию и поддержку проведения мероприятий по профессиональному ориентированию детей в образовательных учреждениях республики; 2.5. Рассмотреть вопрос о привлечении студенческих трудовых отрядов к выполнению работ по оказанию услуг для государственных и муниципальных нужд, финансируемых за счет бюджетных средств. 3. Рекомендовать Министерству образования и науки Республики Татарстан, Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан: 3.1. Привлекать хозяйствующие субъекты реального сектора экономики к обсуждению приоритетных направлений профессиональной подготовки молодых граждан по рабочим и инженерным специальностям; 3.2. Воссоздать широкую сеть образовательных комплексов научно-технического творчества детей и молодежи. 4. Предложить Министерству промышленности и торговли Республики Татарстан совместно с региональным объединением работодателей «Ассоциация предприятий и предпринимателей Республики Татарстан» рассмотреть вопрос об оказании содействия студенческим трудовым отрядам в организации занятости молодежи на промышленных предприятиях в каникулярный период. 5. Предложить Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан при формировании государственного заказа на высшее и среднее профессиональное образование считать приоритетным получение молодыми людьми первого очного образования по техническим и инженерным специальностям. 6. Рекомендовать Министерству образования и науки Республики Татарстан совместно с Министерством информатизации и связи Республики Татарстан, Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, Министерством культуры Республики Татарстан, муниципальными образованиями республики и общественной организацией «Молодежь промышленных предприятий» продолжить работу по формированию позитивного образа профессионала рабочих специальностей через показ тематических видеороликов и размещение информационных стендов в образовательных учреждениях, на крупных республиканских молодежных и культурных мероприятиях. 7. Министерству по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан при оказании поддержки студенческим трудовым отрядам оказывать приоритетную помощь отрядам, формируемым для организации вторичной занятости молодежи. 8. Проинформировать Комитет о результатах выполнения предложенных в настоящем постановлении рекомендаций до 1 апреля 2013 года. 9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на председателя Комитета С.М. Захарову.
|
О реализации законодательства в сфере молодежной политики в части... Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по социальной политике и Комиссии Государственного Совета Республики Татарстан... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, Министерством образования и науки Республики Татарстан и Министерством... | ||
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 августа... Республики Татарстан по реализации молодежной политики, формированию здорового образа жизни и содействию подготовке XXVII всемирной... | Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан №256 от 23. 04. 2009 г Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах, расположенных на территории Республики Татарстан | ||
Заседание Ученого совета гну ставропольского ниисх россельхозакадемии,... Республики Татарстан по реализации молодежной политики, формированию здорового образа жизни и содействию подготовке XXVII всемирной... | Российской Федерации Департамент образования Комитета по социальной... Департамент образования Комитета по социальной политике и культуре администрации города Усть-Илимска | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Республики Татарстан, утверждён Постановлением исполнительного комитета Атнинского муниципального района Республики Татарстан №719... | Международная научная конференция Республики Татарстан по реализации молодежной политики, формированию здорового образа жизни и содействию подготовке XXVII всемирной... | ||
Семинар Предмет философии Республики Татарстан по реализации молодежной политики, формированию здорового образа жизни и содействию подготовке XXVII всемирной... | Календарь знаменательных дат рс(Я) Январь Республики Татарстан по реализации молодежной политики, формированию здорового образа жизни и содействию подготовке XXVII всемирной... | ||
И науки республики татарстан институт развития образования республики татарстан Печатается по решению Ученого совета Института развития образования Республики Татарстан | Родительский всеобуч «Подросток в мире вредных привычек» Республики Татарстан по реализации молодежной политики, формированию здорового образа жизни и содействию подготовке XXVII всемирной... | ||
Теоретические и методологические аспекты регионализма в современной россии Республики Татарстан по реализации молодежной политики, формированию здорового образа жизни и содействию подготовке XXVII всемирной... | Некоторые особенности общения с китайскими деловыми партнерами Республики Татарстан по реализации молодежной политики, формированию здорового образа жизни и содействию подготовке XXVII всемирной... | ||
Программа в рамках "Селигера" Теория и практика по направлению "фэшн" Республики Татарстан по реализации молодежной политики, формированию здорового образа жизни и содействию подготовке XXVII всемирной... | Программа в рамках "Селигера" Теория и практика по направлению "фэшн" Республики Татарстан по реализации молодежной политики, формированию здорового образа жизни и содействию подготовке XXVII всемирной... |