Скачать 153.04 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет – «Высшая школа экономики»Санкт-Петербургский филиал Кафедра менеджмента Программа дисциплины ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧАСТЬ 1. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ Для направления 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра Курс 2,3 Автор: к.экон.н. Сатикова С.В.
Санкт – Петербург 2012 I. Пояснительная записка. Требования к студентам: курс «Теория организации и организационное поведение» предназначен для студентов второго и третьего курса специальности «Менеджмент организации», «Государственное и муниципальное управление». Программа курса опирается на знания, полученные студентами в рамках следующих дисциплин: философия, социология, психология, история экономики, история экономической мысли, институциональная экономика, маркетинг, менеджмент. Аннотация. Программа составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. «Теория организации и организационное поведение» объединяет две относительно самостоятельные, но взаимосвязанные области профессионального знания, в которых широко ведется научный поиск и специальные исследования, связанные с феноменом организации, влияние организаций на жизнь и поведение людей, постоянно накапливается фактический материал по развитию организаций, их преобразованию и соответственному изменению деятельности менеджеров и сотрудников. Цель курса – сформировать у студентов целостное представление об организациях, основных закономерностях их существования и развития, особенностях управления организациями. А также определить роль человека в организации, влияние основных организационных характеристик на поведение сотрудников, выделить организационные, социокультурные, межличностные и другие методы понимания, прогнозирования и управления поведением людей в организации, дать базовые навыки применения этих методов. Учебный курс состоит из двух взаимодополняющих частей. Часть 1. Теория организации. Читается студентам 2-го курса. В рамках данной части курса реализуется целостный эволюционный подход к пониманию организации, рассматриваются основные компоненты организации, их роль в управлении, эволюция организации как системы, классические и современные типы организаций, методы проектирования и управления организацией. Основная задача - сформировать базовые знания об организации как особой социальной системе, выделить ее функции, специфические особенности и характеристики. Дать представления и базовые навыки теоретического осмысления организации, освоить элементы организационного проектирования, провести сравнительный анализ различных подходов к работе с организацией. Учебные задачи и предполагаемые результаты изучения дисциплины В результате изучения дисциплины по части 1 «Теория организации» студент должен: знать: - функции и сущностные признаки организации;
уметь: - определять организационные типы; -уметь проводить комплексные исследование развития организации; -уметь прогнозировать на базе данных исследования дальнейшее преобразование организаций; - диагностировать возможные патологии развития организации. обладать навыками: - анализа вертикальных и горизонтальных конструктов организации; - проектирования ключевых элементов организации; - организации и координации работ в процессе совместной деятельности (в данном случае – учебной); - самоорганизации и планирования учебной деятельности. Формы работы студентов: курс основан на сочетании традиционных (лекционных) и активных методов обучения. В рамках курса проводятся деловые игры, мозговые штурмы, обсуждения и дискуссии в ходе практических занятий. Студенты в парах и малых группах работают с кейсами и научными текстами, ведут разработку проектов дизайна организаций, осваивают методы совершенствования управления поведением людей. Виды контроля:
- итоговый контроль: реферат в виде аналитической работы "сравнительный анализ организаций". - итоговое оценивание знаний может быть получено по накопительной системе за работу в течение модуля и/или по результату зачета. Студенты, которые - не воспользовались накопительной системой; - не удовлетворены оценкой по сумме накопительных баллов, - имеют менее 80 баллов сдают зачет при условии допуска. Допуск к зачету получает студент после сдачи групповой презентации организационного дизайна и индивидуальной аналитической работы «Сравнительный анализ организации». Зачет проходит в форме итогового теста, соответствующего вопросам для подготовки.. В случае неудовлетворительной оценки по тесту, аналитической работе и нерегулярной работе на практических занятиях студенту может быть выдано дополнительное задание для анализа. Список вопросов прилагается. Шкала накопительной оценки Система накопительных баллов вводиться в качестве средства организации регулярной подготовки студента к занятиям. Регулярная работа имеет приоритетное значение при подведении итогов работы в курсе. Ниже перечислен перечень работ, за которые студент может набрать баллы. В списке указывается максимальный балл за каждый конкретный вид работ. Обязательное условие – работы должны быть выполнены и сданы вовремя – к текущему назначенному сроку.
II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. Тема 1. Теория организации как наука. Теория организации в системе наук. Организации как предмет междисциплинарного изучения. Система наук об организации. Вклад различных наук в теорию организации: менеджмента, психологии, социологии, социальной психологии, антропологии, экономических наук, юридических наук, информатики. Модели организаций на основе исторического и системного подхода, классические и современные взгляды на организацию. Специфика понимания организации в различных школах управления, особенности подходов М.Вебера, Дж.Одиорне, Н.Смелзера. Тектология А.А.Богданова как всеобщая организационная наука. Теория систем и теории хаоса в понимании организации. Современные взгляды на организацию. Функции организации как части социума. Задачи организации во внешней и внутренней среде. Иерархия организационных моделей. Тема 2. Организация как система. Определение организации. Формальные и неформальные организации. Подходы к управлению. Подход с позиций выделения различных школ в управлении. Процессный подход. Системный подход. Ситуационный подход. Системные концепции. История теории систем. Определение системы. Особенности системы: целостность, структурность, иерархичность. Уровни иерархии систем: живые и неживые системы. Социальные системы. Открытые и закрытые системы. Подсистемы. Управление как система. Управление на основе системного подхода. Тема 3. Развитие организации. Этапы жизненного пути организации модели Л. Грейнера. Теория жизненных циклов организации И. Адизеса. Практическая важность теории Адизеса. Жизненный путь организации в бизнесе с социокультурной точки зрения Е. Емельянова и С. Поварницыной. Специфика работы органиазции на разных этапах. Управление развитием организации. Тема 4. Проектирование организации. 4.1. Принципы организационного проектирования и организационного дизайна. Суть организационного проектирования. Последовательность организационного проектирования. Этапы реализации организационного проекта. Направления проектирования организации: структуризация, композиция, регламентация, ориентация. 4.2. Вертикальные конструкты: дерево целей, работа с организационной структурой. Классификация целей организации. Этапы проектирования целей организации. Миссия, видение, стратегия, как основы проектирования организации. Формирование качественных целей. Оценка целей. Построение дерева целей. Исследование и формирование количественных целей. Оценка степени достижения качественных и количественных целей. Проектирование структуры организации на основе дерева целей. Виды и особенности использования структур различных типов. 4.3. Горизонтальные конструкты: бизнес процессы и технологии. Уточнение понятия «бизнес-процесс». Моделирование бизнес-процессов. Технологии описания бизнес-процессов. Технологии, реализуемые в бизнес-процессах. Оценка эффективности бизнес-процессов. Бенчмаркинг. Тема 5. Эффективность организации. Критерии оценки. Два направления оценки эффективности организации: оценка эффективности всех ее подсистем и оценка эффективности развития организации во внешней среде. Кадровый, организационный, информационный потенциал. Показатели эффективности организации. Критерии оценки эффективности организации. Подходы к определению критериев эффективности. Проблемы при оценке эффективности организации. Тема 6. Патологии организации. Раскрытие термина «организационная патология». Болезни роста в организации. Отличие патологий от болезней роста. Типы организационных патологий. Патологии в строении организаций. Патологии в управленческих решениях. Патологии в организационных отношениях. Борьба с патологиями. Инновации как способ преодоления кризиса. Опасность инноваций – возможность образования новых патологий. Тема 7. Современные тенденции в развитии организации: обучающиеся организации Органические организации. Их цели. Проблемы органических организаций. Принципы построения. Организационное обучение. Характеристики компаний с долгосрочной деятельностью. «Живые» и «экономические» компании. Принципы обучающихся организаций. Тенденции гармонизации и инновационности в развитии организаций. III. ТЕМАТИКА ЗАДАНИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ КОНТРОЛЯ. 3.1. Подготовка реферата (аналитической работы) «Сравнительный анализ организаций При подготовке аналитической работы используются материалы совместной домашне - аудиторной работы микрогруппы студентов по проектированию основных элементов какой-либо воображаемой органиазции. Созданный проект сравнивается каждым членом группы с какой-либо реальной организацией – потенциальным «конкурентом» по основным этапам проектирования и предполагаемой эффективности. Делается обоснованный вывод об особенностях, конкурентоспособности, эффективности реальной и спроектированной органиазции. 3.2. Вопросы для подготовки к итоговому контролю по курсу теории организации:
IV. Учебно-методическое обеспечение Литература Базовый учебник
Основная литература
Дополнительная литература
IV. Тематический расчёт часов. 4.1. Расчет часов для направления Менеджмент
4.2. Расчет часов для направления Менеджмент, специализация Государственное и муниципальное управление.
|
Рабочая программа дисциплины «Гражданская война в России: источники и историография» Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные... | Программа дисциплины дпп. Ддс. 03. Страноведение цели и задачи дисциплины... Цель дисциплины заключается в формировании у студентов лингвострановедческой компетенции | ||
Программа дисциплины дпп. Ддс. 03. Страноведение цели и задачи дисциплины... Цель дисциплины заключается в формировании у студентов лингвострановедческой компетенции | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ую программу дисциплины, где представлены цели, задачи и предмет дисциплины; требования к уровню освоения дисциплины; объем дисциплины... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные... | Примерная программа наименование дисциплины Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины дать общие представления об основных общебиологических закономерностях | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Современные микропроцессоры... Место дисциплины в структуре ооп: Профессиональный цикл. Дисциплины по выбору студента | Программа дисциплины Для направления «Менеджмент» (программа подготовки бакалавров) В программе дисциплины представлены содержание дисциплины, перечень вопросов для подготовки к экзамену, методы текущего контроля... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины «Финансовое право» Ооп находится в вариативной части – дисциплины по выбору. Изучение данной дисциплины предполагает предварительное освоение следующих... | Программа дисциплины Наименование дисциплины История государства и права зарубежных стран В рамках учебной дисциплины осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности | ||
Программа дисциплины Наименование дисциплины: римское В рамках учебной дисциплины осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности: нормотворческая,... | Рабочая программа учебной дисциплины Программа дисциплины разработана для студентов технического вуза, в чью профессиональную деятельность Психология и Педагогика войдут... | ||
Вопросы к экзамену: 15 VI. Тематический план изучения дисциплины... Место дисциплины в структуре ооп впо (основной образовательной программы высшего профессионального образования) 4 | Программа учебной дисциплины наименование дисциплины: «Химия атмосферы»... Изучение дисциплины базируется на предварительном усвоении студентами материала основных метеорологических дисциплин: «Основы климатологии... | ||
Тематика курсовых работ 16 Вопросы к зачету: 16 VI. Тематический... Место дисциплины в структуре ооп впо (основной образовательной программы высшего профессионального образования) 5 | 1. цели и задачи освоения дисциплины цель дисциплины Данная дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин, вариативная часть, дисциплины по выбору ( В. Дв. 4) |