Общие вопросы моделирования и конструирования г лава 1





НазваниеОбщие вопросы моделирования и конструирования г лава 1
страница1/19
Дата публикации01.10.2014
Размер3.04 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ И КОНСТРУИРОВАНИЯ

ГЛАВА 1

СУЩНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И КОНСТРУИРОВАНИЯ

§ 1. МОДЕЛИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ

Слово «модель» (от лат. modulus — мера, образец) имеет несколько смысловых оттенков и используется во многих об­ластях науки, техники, производства, обучения. В широком смысле — это условный образ (изображение, схема, описание и т.п.) какого-либо объекта (или системы объектов), процесса или явления.

В научных исследованиях под моделью понимают такую мысленно представленную или материально реализованную, систему, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте.

В обучении модели применяются как одно из средств нагляд­ности. Они могут быть объектами трудовой деятельности (пред­метами изготовления) и способствовать воспитанию интереса, у школьников к определенному виду техники и развитию у них технических способностей.

Модели различных сооружений люди начали строить очень давно. Однако при этом они часто учитывали только геометрическое соотношение отдельных частей модели и реального объекта, не принимая во внимание различных физических явлений, "связанных, например, с использованием неодинаковых материалов для их постройки. Это было причиной многих неудач, катастроф. Постепенно усилиями многих ученых была создана теория подобия, которая рассматривает подобие физических явлений.

Одним из первых применил теорию подобия при постройке модели арочного моста русский изобретатель И. П. Кулибин. Он установил, что при изменении масштаба деталей условия работы их меняются непропорционально. Например, при изменении линейных размеров модели в k раз собственный вес ее изменяется в kb раз, а площадь поперечных сечений элементов— в № раз; модели в l/k натуральной величины имеют напряжения от собственного веса в k раз меньше, чем напряжения в оригиналах.

Теория подобия применяется при постройке моделей, технических устройств и инженерных сооружений. При этом модель испытывается в условиях, близких к тем, в которых будет работать спроектированный объект. Полученные результаты используются при постройке объекта. Такой подход в технике получил широкое распространение и стал называться моделированием. Мастерски делали модели отечественные изобретатели И. П. Кулибин, А. Н. Крылов, Д. И. Журавский, В.А. Дегтярев и многие другие творцы техники.

Моделирование есть метод исследования сложных технических устройств, сооружений или процессов на их моделях одинаковой или различной физической природы с применением теории подобия при постановке эксперимента и обработке его результатов.

Потребность в моделировании возникает тогда, когда непосредственное исследование самого объекта затруднительно, дорого или требует больших затрат времени. В зависимости от характера замещаемого процесса или объекта различают прямое моделирование и метод аналогии.

Прямое моделирование основано на замещении изучаемого физического процесса подобным ему процессом той же физической природы и применяется при изучении сравнительно простых систем, например гидравлических, тепловых в случае движения однофазных сред и т. п. Все крупные гидростанции, такие, как Асуанская, Братская, Волгоградская, Саяно-Шушенская, Нурекская и другие, при проектировании исследовались в искусственно созданных руслах и водоемах на моделях, изображающих в уменьшенном масштабе эти грандиозные сооружения.

Метод аналогии используют при изучении более сложных систем, например, электрических, живых организмов и других, а также производственных и технологических процессов. При этом замещают изучаемые физические, химические, психологические и другие процессы подобными им процессами другой природы. Исследование проводят с помощью специальных моделей, построенных на идентичности математического описания оригинала (объекта) и модели.

Следует отметить, однако, что теория подобия и основанное на ней моделирование не отражают с абсолютной полнотой все стороны и детали изучаемых явлений.

На практике применяют три способа моделирования: пол­ное, неполное и приближенное. При полном моделировании процессы, характеризующие изучаемые явления, подобно изменяются и во времени, и в пространстве. При неполном моделировании процессы, характеризующие изучаемое явление, подобны частично. В приближенном модели­ровании между некоторыми параметрами систем или неко­торыми параметрами их режимов не существует соотношений подобия.

С точки зрения соответствия физической природы подобных явлений различают два вида подобия: физическое и математи­ческое. Физическое подобие существует при одинаковой физической природе подобных явлений. Это значит, что механическим процессам в прототипе должны соответствовать меха­нические процессы в подобной ему модели, электрическим про­цессам — электрические и т. д. Математическое подобие пред­полагает лишь соответствие параметров технического устройст­ва и модели.

В технических задачах обычно выделяют еще и частные ви­ды физического подобия. Так, о подобии движения тел говорят как о кинематическом подобии, подобие масс отдельных ча­стей устройства называется материальным подобием, а подобие сил — динамическим. Технические устройства, подобные кине­матически, материально и динамически, называют механи­чески подобными.

Модели могут быть материальными (изготовленными из конструкционных материалов) и идеальными (существующими в воображении).

К последним можно отнести условно графические изображе­ния: схемы, чертежи, технические рисунки и т. п.

Материальные модели в зависимости от того, как они отображают изучаемые объекты, делят на группы.

Пространственно подобные модели характеризуются гео­метрическим подобием по отношению к изучаемому объекту. Это макеты домов, застройки поселков и городов, инструмен­тов и приспособлений, географические макеты; биологические муляжи; модели кристаллов, молекул и т. п.; компоновки (рас­положение оборудования в кабинетах, мастерских, цехах).

Физически подобные модели — это модели плотин, кораблей, самолетов, ракет, механизмов и узлов машин и т. п.; модели, замещающие один вид живых организмов другим, более рас­пространенным в биологических исследованиях, и др.

Математические подобные модели отличаются от изучаемого объекта физической природой, а отношение между изучаемым объектом и моделью выражается аналогией. Это аналоговые модели — аналоговые вычислительные машины (АВМ), элект­рические модели механических, тепловых, биологических про­цессов и т. п.; цифровые вычислительные машины (ЦВМ), раз­личные кибернетические устройства.

Особую группу материальных моделей составляют трена­жеры. Их применяют для формирования навыков в управлении сложными объектами и машинами. Физическая модель здесь сочетается с реальными приборами. Воздействие на эти приборы преобразуется в импульсы, моделирующие поведение управляемого объекта. Так, тренажеры для летчиков, управ­ляющих вертолетами, воспроизводят у обучаемого все физиче­ские ощущения, связанные с полетом в любом направлении, подъемом и спуском вертолета.

Термин «моделирование», который широко применяется во внеклассной работе по технике, не имеет непосредственного отношения к моделированию как методу научного познания. Изготовление моделей на занятиях является одним из наиболее распространенных видов приобщения учащихся различных воз­растных групп к творческой деятельности в области техники. А для многих это прикладной технический вид спорта. Модели технических объектов, изготавливаемые учащимися на уроках технического труда, внеклассных занятиях или дома, обычно называют техническими. По назначению они делятся на модели—наглядные пособия и спортивно-технические. При пост­ройке моделей— наглядных пособий основное внимание обраща­ют на принцип действия прототипа. При этом не так важно добиться внешнего сходства, как воспроизвести внутреннее уст­ройство. Например, модель автомобиля должна иметь двига­тель, сцепление, коробку передач, рулевое управление и т. п. При постройке спортивных моделей стремятся к тому, чтобы они либо развивали максимальную скорость, либо перемещались на большое расстояние, либо поднимали или перемещали определенный груз на заданное расстояние и т. п. Спортивные модели могут быть кордовыми (авиа-, судо-), стендовыми (авто- и судо-), с дистанционным управлением и свободно пе­ремещающимися.

Технические модели в зависимости от того, как они отобра­жают объект, можно разделить на модели-копии и обобщен­ные модели. Модели-копии отражают либо геометрическое по­добие прототипа (образца), либо его физическую сущность. Они имеют внешнее сходство (форму и цвет) с прототипом, содер­жат большинство узлов, органы управления, двигательную ус­тановку с источником питания и могут перемещаться. Обоб­щенные модели не обязательно должны быть похожи по внеш­нему виду на прототип. Они отражают основные признаки и свойства всего класса представляемых ими машин, механизмов, сборочных единиц (узлов) и т. п. (например, модели винтовой передачи, дифференциала и др.).

Модели могут быть динамическими (действующими) и ста­тическими (не действующими).

Учащиеся строят модели по имеющимся чертежам или про­тотипу, применяя при этом прямое моделирование и основыва­ясь на неполном или приближенном подобии. Задавшись мас­штабным коэффициентом К, по формулам пересчитывают параметры прототипа на модель. Например, линейные размеры модели по сравнению с прототипом уменьшают в Л раз, т. е.

LM=Ln/K,

где LM — линейный размер детали модели или модели в целом; Ln— линейный размер аналогичной детали или прототипа. Такие параметры модели, как скорость движения, мощность двигательной установки, площадь конкретной детали и т.п., определяют по иным формулам. Об этом будет сказано во вто­ром разделе.

§ 2. КОНСТРУИРОВАНИЕ

Создание новых машин и технических устройств — сложный и длительный процесс, в котором можно выделить инженерное прогнозирование, проектирование и конструирование, подготов­ку и освоение производства.

Инженерное прогнозирование предполагает сбор научно обоснованной информации, отражающей в виде вероятностной категории потенциальные возможности развития техники. Де­лается это для того, чтобы создаваемая машина соответство­вала современному состоянию науки и техники и учитывала тенденции их развития на ближайшие 5—30 лет.

Основной задачей проектирования и конструирования явля­ется разработка документации, необходимой для изготовления, монтажа, испытания и эксплуатации создаваемой конструкции. Проектирование обычно предполагает разработку общей кон­струкции изделия.

Техническое конструирование (от лат. construere — строить, Сооружать, создавать) — часть процесса создания машины, со­оружения, заканчивающаяся составлением рабочих чертежей и текстов в виде специальных технических требований, указа­ний к изготовлению, контролю качества, испытания и др. До­кументация, получаемая в результате проектирования и кон­струирования, носит единое наименование — проект.

В создании технических устройств участвует большой твор­ческий коллектив различных специалистов: инженеров-конст­рукторов, художников-конструкторов, технологов, экономистов. Работа их протекает как единый процесс, но каждый имеет свое поле деятельности, свои задачи, которые решаются в тес­ном творческом содружестве. Специализация труда позволяет учесть квалификацию, знания, опыт и склонности каждого чле­на коллектива. В конечном счете, ускоряется процесс проек­тирования и постройки новой машины. Например, проектиро­вание трактора ведут несколько групп конструкторов: одни про­изводят тепловой расчет двигателя, другие конструируют механизмы и системы двигателя, третьи — трансмиссию и ходо­вую часть, четвертые — гидросистему и рабочее оборудование и т. п.

Возможны три варианта конструирования; конструируется принципиально новое техническое устройство; существующей техническое устройство заменяется новым; улучшаются отдель­ные параметры и технико-экономические показатели работаю­щего технического устройства.

Процесс конструирования технического устройства условно делится на этапы.

Первый этап — уточнение технического задания от выше­стоящей организации. Делают это и заказчик, и исполнители — инженеры, художники-конструкторы. Прежде всего, они ста­раются убедиться в том, что конечная цель в задании сфор­мулирована правильно. Критический подход к формулировке цели — одна из особенностей решения конструкторских задач.

Участие в работе на этом этапе разных специалистов объе­диняет их для дальнейшей деятельности. Конструктор получа­ет четкое представление о принципиальной схеме устройства, дополнительных технических требованиях и общем технологи­ческом направлении конструирования устройства. У конструк­тора формируется обобщенный образ устройства.

Второй этап — эскизное конструирование. Художник-конст­руктор обеспечивает удобство пользования устройством, его наиболее полное соответствие условиям эксплуатации, эстети­ческие качества и др.

Технические устройства соприкасаются с человеком. При этом простота и удобство играют важную роль. Некрасивый, неудобный станок, примитивный, грубый инструмент раздра­жают рабочего, делают работу неприятной, снижают произво­дительность труда. Неудобное расположение элементов на пуль­те управления, за которым сидит оператор или пилот, может быстро вызвать утомление и даже привести к аварии. Поэтому при конструировании систем управления, регулирования и кон­троля рукоятки, рычаги, кнопки и другие элементы распола­гают так, чтобы человеку было удобно ими пользоваться, что­бы тексты и цифры на щитках, приборах легко читались и т. п.

В сферу деятельности художника-конструктора, проектирующего, например, автомобиль, входит следующий круг задач:

общая компоновка машины (расположение ее основных помещений, механизмов и агрегатов);

планировка пассажирских и грузовых помещений, определе­ние положения и размеров сидений, дверей, окон и люков, про­ектирование моста управления (органы управления, приборы и сиденье водителя);

поиски композиции, формы и внешней отделки машины, участие в аэродинамических исследованиях и графической раз­работке поверхности; разработка интерьера, включая разработку сидений, внешних и внутренних осветительных приборов, эмблем, товарных знаков и других декоративных элементов; разработка формы и отделки всех видимых (а иногда и находящихся в машинных отсеках) механизмов и их деталей: колес, приводных механизмов, механизмов управления;

подготовка сопроводительной документации, включая слу­жебное конструирование, справочные и предупреждающие таблицы, знаки и надписи, размещаемые на самой машине.

Особое внимание художник-конструктор уделяет вопросам эксплуатации изделий, чтобы обеспечить человеку необходимый комфорт.

Инженер-конструктор на этапе эскизного проектирования делает эскизные наброски основных частей устройства и вы­бирает из них наиболее удачный. Эскизы, как правило, изобра­жают конструктивную схему без подробностей и выполняются быстро, так как конструктор должен рассмотреть много вари­антов. Выбранные варианты проверяют, выполняя чертежи в масштабе. Теперь взамен технических требований, реализован­ных конструктивно, появляются связи между частями устрой­ства.

Третий этап — разработка технического проекта. Процесс подгонки частей друг к другу ведется путем поиска удачного сочетания каких-либо двух частей по схеме, и на этой основе выполняется эскизный вариант компоновки устройства в целом. Однако эскиз не дает полного представления о будущем изде­лии. На помощь приходит макетирование в масштабе (на на­чальной стадии поиска) или в натуральную величину.

Объемный реальный макет позволяет выявить допущенные ранее ошибки, оценить функциональные, технические и эстети­ческие достоинства, а также представить форму предмета, его пропорции, цветовое оформление. Макетирование необходимо для разработки технического проекта, в ходе которого делают расчеты на прочность, износостойкость, динамический, тепловой и другие, определяют геометрическую форму и основные раз­меры сборочных единиц и деталей.

Этап разработки технического проекта своеобразен. Выпол­нение сборочного чертежа подводит итог проделанной ранее длительной работе, но это не просто вычерчивание, а конструи­рование, заканчивающееся созданием чертежа. В ходе этой ра­боты продолжают вносить изменения в создаваемую конструкцию.

Технический проект, как правило, содержит уточненную техническую

характеристику устройства и краткую пояснитель­ную записку, в которой приводятся данные расчета и технико-экономические показатели изделия. Технический проект явля­ется основой для разработки рабочих чертежей.

Четвертый этап — создание рабочего проекта. На каждую деталь, а их в машине нередко более тысячи, разрабатывают отдельный чертеж. Параллельно ведутся разработка и изготов­ление технологической оснастки. С ее помощью делают отдельные детали, а из них в экспериментальном цехе собирают опытный образец устройства. При этом уточняют конструктивную форму деталей и технические требования на их изготовление. Опытный образец проходит испытания в реальных условиях. В процессе испытания выявляются слабые места конструкции. Конструкторы и технологи тщательно изучают результаты ис­пытаний и ведут доработку технической документации с целью устранения выявленных недостатков. После этого документа­цию передают в производство, где налаживают выпуск спроек­тированного устройства.

Для повышения эффективности процесса конструирования технических устройств разрабатывают систему мероприятий, реализация которых сокращает время проектирования и повы­шает качество конструкторских разработок. К таким мероприя­тиям можно отнести совершенствование процесса решения тех­нических задач, кодирования, хранения и поиска технической информации, создание устройств, ускоряющих выполнение чер­тежей, применение ЭВМ и т. п.

§ 3. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ

Конструктор, проектируя техническое устройство, стремится к получению наибольшего экономического эффекта, который характеризуется отношением полученного результата от при­менения устройства к затратам на его создание, включая экс­плуатационные расходы за весь период работы. Работа техни­ческого устройства определяется его полезной отдачей, т. е. стоимостью продукции или полезной работы, производимой в единицу времени, и зависит от его производительности (от объ­ема продукции или работы, выполненной в единицу времени) и от стоимости операций. Основными способами повышения производительности, например, технологической линии являют­ся увеличение числа одновременно осуществляемых операций или одновременно обрабатываемых изделий, сокращение дли­тельности технологического цикла, автоматизация технологиче­ского процесса. Экономический эффект во многом зависит от надежности. Надежность технического устройства заключается в его способности выполнять заданные функции, сохраняя свои основные характеристики (при определенных условиях эксплуа­тации). Надежность охватывает такие понятия, как безотказ­ность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость. По­казатели надежности — вероятность безотказной работы, нара­ботка на отказ, технический ресурс, срок службы и др.

Долговечность — это свойство технического устройства со­хранять работоспособность в течение определенного времени или до выполнения определенного объема работы.

Основным путем повышения надежности является увеличе­ние прочности и жесткости конструкции. Прочность можно по­высить без увеличения массы благодаря применению выгодных профилей и форм, максимальному использованию свойств ма­териала и -равномерной нагрузке всех элементов конструкции. Жесткость повышают выбором рациональных схем нагружения, расстановкой опор и т. п.

Рассмотрим основные принципы, которыми руководствуется конструктор, проектируя машину,— принцип унификации и прин­цип технологичности конструкции.

Унификация — рациональное сокращение числа объектов одинакового функционального назначения, выражающееся в многократном применении в конструкции одних и тех же эле­ментов. Это способствует сокращению числа типов деталей од­ного назначения, уменьшению стоимости изготовления, упро­щению эксплуатации и ремонта технических устройств. Так, грузовые автомобили и другие транспортные и универсальные машины Белорусского автомобильного завода (БелАЗ-540, БелАЗ-548 и др.) грузоподъемностью 27, 40, 65, НО и 160 т созданы из унифицированных деталей и узлов на базе двух двигателей, отличающихся только числом цилиндров и мощ­ностью.

Различают унификацию конструктивную, технологическую, унификацию марок и типоразмеров материалов.

Унификация при конструировании и техническом моделиро­вании в учебном заведении практически приводит к уменьше­нию количества разнотипных деталей. Она создает условия для обеспечения взаимозаменяемости и для многократного исполь­зования унифицированных деталей и сборочных единиц: дви­гательных установок, редукторов, подшипников качения, источ­ников питания, крепежных деталей, пружин и т.п. При проек­тировании новой модели или технического устройства используют уже имеющуюся технологическую оснастку, унифицированные детали и сборочные единицы.

На основе унификации, применяя различные методы констру­ирования, создают производные машины.

Технологичность конструкции — это ее производственная и эксплуатационная характеристика, включающая комплекс тех­нико-экономических требований. Обеспечение технологичности начинается еще в процессе проектирования. Так, при разработ­ке принципиальной кинематической схемы машины стараются сократить общее число звеньев, входящих в машину, объеди­нить рабочие органы. Это уменьшает габариты и массу ма­шины, расход материала и трудовые затраты при ее изготов­лении, способствует упрощению ее эксплуатации и ремонта.

Создавая новую машину, конструктор должен предусмотреть все, что может облегчить и удешевить как ее сборку и разборку, так и ее эксплуатацию и ремонт. Детали и сборочные единицы, пригодность которых необходимо систематически контролиро­вать, должны быть взаимозаменяемы и удобно расположены в машине, с тем, чтобы их можно было легко снимать и ставить на место. Поэтому стараются рационально расчленить машину» на отдельные сборочные единицы. Различают конструктивное расчленение машины на отдельные легко заменяемые сбороч­ные единицы и технологическое расчленение на удобные для изготовления части, соединяемые затем в законченные единицы. Чем более дробно расчленена машина на отдельные части, тем шире фронт работ на сборке, короче производственный цикл, проще организовать поточное производство. С другой стороны, с увеличением числа разъемов растет число обрабатываемых поверхностей деталей, увеличивается трудоемкость их механи­ческой обработки и сборки стыков.

Для обеспечения технологичности важен выбор материала. При выборе материала детали учитывают технические требо­вании, характер и величину нагрузок. Ассортимент материалов сейчас очень широк. Следует иметь в виду, что дешевый мате­риал часто требует дополнительных затрат на его упрочнение и другие операции, связанные с улучшением качества, поэтому при выборе нужно руководствоваться не дешевизной материала, а минимальной себестоимостью готовой детали. Необходимо учитывать также эффективность машины, сборочной единицы, детали в эксплуатации, соизмерять затраты на их производство с экономией, которая может быть получена от увеличения сро­ка безотказной работы машины, удлинения ее межремонтного периода.

В повышении технологичности важную роль играет обеспе­чение взаимозаменяемости деталей.

Следует отметить, однако, что технологичность не может служить определяющим началом в конструировании. Главным направлением конструирования является повышение качества машин, их надежности, экономического эффекта. Технология же должна обеспечивать всеми средствами решение этих основных задач, но не диктовать направление конструирования.

В большинстве случаев при решении новых задач конструк­тор старается использовать те методы, с помощью которых в прошлом решались подобные задачи, а если эти методы не дают желаемого результата — отыскивает новые. В практике создания техники применялось множество методов и приемов решения задач. Расскажем о некоторых из них.

Метод аналогии — использование при конструировании из­вестных конструкций, форм, процессов, материалов и т. п., су­ществующих в смежных областях техники, науки или в природе. Аналогия лежит в основе моделирования. Наиболее ответст­венным этапом при этом является поиск аналога. Использова­ние аналогов наиболее часто осуществляют с помощью сле­дующих приемов: имитации, псевдоморфизации, масштабного изменения размеров и др.

Имитация — придание новому техническому объекту формы, цвета, внешнего вида по аналогии с каким-либо уже известным объектом. При этом новый объект может отличаться от анало­га по химическому составу, структуре и другим свойствам.

Псевдоморфизация — выполнение технического объекта в форме другого объекта совершенно иного назначения (напри­мер, шариковую ручку делают в виде охотничьего ружья, от­бойного молотка и т. д.).

Масштабное изменение размеров — увеличение (гиперболи­зация) или уменьшение размеров известных технических объек­тов с целью получения нового эффекта. Для получения однотип­ных машин с различной производительностью изменяют линей­ные размеры, причем чаще всего — длину, сохраняя форму и размеры поперечного сечения прежними. Так конструируют главным образом роторные машины, производительность кото­рых пропорциональна длине ротора, например шестеренные и лопастные насосы, вальцовые машины, мешалки и др.

Метод объединения предполагает при создании новой кон­струкции применение сборочных единиц или их группы, заим­ствованных из других, уже известных конструкций. При этом возможно несколько вариантов объединения.

Интеграция — получение нового объекта путем объединения двух или нескольких элементов самостоятельного назначения таким образом, что они полностью или частично включаются один в другой. Например, при объединении насоса и форсунки можно получить агрегат для подачи строго определенного количества топлива в цилиндр двигателя внутреннего сгорания.

Агглютинация — присоединение к основному техническому объекту другого, который может и не иметь самостоятельного назначения. Например, присоединение к любительским кино­проекторам «Луч-2», «Квант», «Русь» электрического синхрони­затора СЭЛ-1 позволяет демонстрировать фильмы со звуковым сопровождением с помощью магнитофона.

Агрегатирование — создание конструкции на основе геомет­рической и функциональной взаимозаменяемости отдельных аг­регатов и сборочных единиц, которые обособленно монтируются на одной общей базовой детали: корпусе, раме, станине и т. п. При этом появляется возможность параллельно проектировать отдельные сборочные единицы машин силами специализирован­ных групп конструкторов. Так организовано изготовление ре­дукторов, тормозов, гидро - и пневмоаппаратуры и других сбо­рочных единиц, входящих в машины различного назначения. В условиях быстрой смены моделей агрегатирование является наиболее прогрессивным методом конструирования. Разновид­ностью агрегатирования является использование базового аг­регата и модульных элементов. Например, при создании само­ходных кранов, дорожных машин, погрузчиков, укладчиков, ряда сельскохозяйственных машин базовым агрегатом служит выпускаемое серийно автомобильное или тракторное шасси. Монтируя - на нем дополнительное оборудование, получают серию машин различного назначения. Модульные элементы широко используют при конструировании аппаратуры в электрон­ной промышленности. Микромодули — простейшие сборочные единицы радиоэлектронных изделий, изготовленные из диэлект­рических пластинок с укрепленными на них микросхемами. Применяют модульные элементы также в строительстве при создании роботов.

Резервирование — увеличение количества ненадежных одно­типных сборочных единиц и элементов в объекте для повыше­ния его надежности. Например, на тепловых электростанциях в котельных ставят резервные насосы, которые включаются в работу в случае остановки или выхода из строя основных.

Компаундирование — это параллельное соединение машин или агрегатов с целью увеличения общей мощности или произ­водительности установки. Соединяемые машины устанавливают либо рядом как независимые агрегаты (двигатели на самоле­тах и судах), либо связывают друг с другом синхронизирующими транспортными и другими устройствами (параллельная уста­новка машин-орудий группами в автоматических линиях рабочие клети в прокатных станах и др.).

Мультипликация рабочих органов и рабочих позиций позво­ляет увеличить количество одновременно обрабатываемых дета­лей, поверхностей и т. п.

Метод секционирования — дробление технического объекта на секции, ячейки, блоки, звенья с целью получения новых объ­ектов набором различного количества этих секций и т.п. обес­печения взаимозаменяемости, удобства в эксплуатации и ре­монте. Так получают подъемно-транспортные устройства (транс­портеры) различных видов, пластинчатые теплообменники, гидравлические насосы. Набором секций можно получить, например, ряд многоступенчатых насосов различного давления унифицированных по основным рабочим органам

Метод модифицирования -это перестройка машины для приспособления ее к иным условиям работы или к выпуску но­вой продукции без изменения основной конструкции Напри­мер, модифицирование машины для работы в различных кли­матических условиях сводится преимущественно к замене материалов: для машин, работающих в жарком и влажном кли­мате, применяют коррозионно-стойкие сплавы, в арктическом— морозостойкие материалы и т. п.

Унифицированные ряды служат для образования ряда про­изводных машин различной мощности или производительности путем изменения числа главных рабочих органов и применения их в различных сочетаниях. Такие ряды называют семейством гаммой или серией машин. Примером является создание рядов четырехтактных двигателей внутреннего сгорания на основе унифицированной цилиндровой группы и частично унифицированной шатунно-поршневой группы.

Двигатели унифицированного ряда.

Эскиз

Тип двигателя

Число цилиндров

Эскиз

Тип двигателя

Число цилиндров




Однорядный

2




Двух рядный W-образный


12



То же

4



Трех рядный W-образный

18






6



То же

18



Двух рядный V-образный



8




Четырехрядный Х-образный

24 (16)



Трех рядный W-образный

12




Шестирядный

24




Четырехрядный Х-образный

16




Двухрядный

Двух вальный

12 (8)



Двухрядный с оппозитными цилиндрами

12 (9)




Четырехрядный двухвальный

24 (16)




















Другим примером могут быть роторные машины-орудия. Производительность роторных машин пропорциональна числу операционных блоков, установленных на них. Блоки можно менять, приспосабливая машину к выполнению различных опе­раций.
Следует отметить, что изобретатели и рационализаторы ши­роко применяют при решении технических задач методы транс­формации (механической, гидравлической, пневматической) и комбинирования. При комбинировании возможны перестановка детали, сборочной единицы или механизма с одного места на другое в пределах одного технического объекта или перенесе­ние элемента с одного технического объекта на другой. Напри­мер, сервомеханизм, предназначенный для регулирования гидротурбин, устанавливают на тракторах, автомобилях и других транспортных машинах для облегчения управления. При постройке технических моделей применяют методы ко­пирования, прототипов и оптимального проектирования.

Метод копирования предполагает изготовление новой моде­ли по уже имеющейся или по подробно разработанной докумен­тации. Он применяется для создания моделей-копий, когда сроки постройки модели ограничены. Модели для спортивных сорев­нований методом копирования не изготавливают, так как он ограничивает творческий поиск лучших решений.

Метод прототипов, или статистический, предполагает полу­чение параметров нового образца модели путем сравнения их со статистическими данными построенных моделей того же клас­са. Используя этот метод, стремятся создать модель с лучшими характеристиками. Метод прототипов хорош, если есть много образцов моделей, уже проявивших себя на соревнованиях.

Метод оптимального проектирования моделей предполагает поиск наивыгоднейших параметров модели с помощью инже­нерных расчетов.

При разработке конструкции необходимо:

отдавать предпочтение простым цилиндрическим формам по сравнению с коническими и сферическими; избегать острых уг­лов, снимая фаски, делая скругления; выполнять плавные пе­реходы от одной поверхности к другой;

предусматривать одинаковую и равномерную толщину сте­нок изделий; делать приливы, бобышки с целью усиления сла­бых мест;

на одной высоте располагать поверхности обработки; для облегчения ремонта поверхности трения выполнять на отдель­ных, легко заменяемых деталях, а не на корпусах;

заменять, где это возможно, механизмы с прямолинейным поступательно-возвратным движением более выгодными меха­низмами с вращательным движением;

избегать открытых механизмов и передач, заключая их в корпуса;

сокращать объем механической обработки или заменять ее более производительными способами обработки без снятия стружки;

разрабатывать сначала отдельные детали, входящие в сбо­рочные единицы, а потом корпусные детали;

экономить дорогостоящие и дефицитные материалы, приме­няя их полноценные заменители;

соблюдать требования технической эстетики, придавая ма­шинам стройные архитектурные формы, улучшать внешнюю от­делку машины.

Контрольные вопросы. 1. Что понимают под моделированием? 2. По ка­ким признакам классифицируются технические модели? 3. Что является тео­ретической основой создания технических моделей? 4. Из каких этапов ус­ловно слагается процесс конструирования технического объекта? б. В чем отличие деятельности художника-конструктора и инженера-конструктора? 6. Какими факторами определяется экономический эффект от применения технических устройств? 7. Что такое надежность технических устройств?

  1. Какими принципами руководствуется конструктор, проектируя машину?

  2. В чем суть принципов унификации и технологичности? 10. Как на основе унификации создают производные машины? П. Какие методы применяют при конструировании технических моделей и в чем их суть? 12. Какие пра­вила необходимо соблюдать при конструировании?

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Общие вопросы моделирования и конструирования г лава 1 iconКонспект урока технологии в 6 классе Тема: основы конструирования...
Цель: изучить с учащимися элементы и последовательность конструирования и моделирования изделий
Общие вопросы моделирования и конструирования г лава 1 iconВопросы к экзамену по дисциплине «Основы конструирования и моделирования костюма»
Расчет и построение базовой конструкции плечевой одежды (спинка, перед). Построение базисной сетки
Общие вопросы моделирования и конструирования г лава 1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: познакомить учащихся с ассортиментом юбок, рассмотреть особенности их моделирования и конструирования
Общие вопросы моделирования и конструирования г лава 1 iconУроки по технологии Под уроком по технологии
Эти уроки посвящаются вопросам конструирования и моделирования изделий, составлению
Общие вопросы моделирования и конструирования г лава 1 iconОтветы на вопросы 19-20
Технология обработки, конструирования материалов с элементами машиноведения 26 часов
Общие вопросы моделирования и конструирования г лава 1 iconПрограмма дисциплины общие вопросы физической экологии дпп. Дс. 01...
Курс «Общие вопросы физической экологии» является начальным в серии дисциплин, связанных с физической экологией. Он призван дать...
Общие вопросы моделирования и конструирования г лава 1 iconФормирование социальных и личностных компетенций у учащихся через...
Цель обучения учащихся с нарушением интеллекта по профилю швейное дело заключается в овладении учащимися основных знаний по технологии...
Общие вопросы моделирования и конструирования г лава 1 iconРеферат №1 На тему: «История развития экономико-математического моделирования»
Однако методология моделирования долгое время развивалась независимо отдельными науками. Отсутствовала единая система понятий, единая...
Общие вопросы моделирования и конструирования г лава 1 iconЭкзаменационные вопросы 2 общие вопросы
Охватывается опросом, составляло суточный цикл жизнедеятельности человека в данное время
Общие вопросы моделирования и конструирования г лава 1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Основные приемы моделирования», таблица «Правила моделирования», схема «Приемы моделирования», шаблоны основ переда плечевого изделия,...
Общие вопросы моделирования и конструирования г лава 1 iconСодержание предисловие 4 Общие вопросы медицины. Философские вопросы
Методы оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях
Общие вопросы моделирования и конструирования г лава 1 iconВопросы к экзамену по специальности 14 Список рекомендуемой литературы 16
Методология моделирования и инструментальные средства управления бизнес-процессами 10
Общие вопросы моделирования и конструирования г лава 1 iconОвместное использование функционального и имитационного моделирования...
Ого моделирования, обеспечивающая повышение результативности разработки различных этапов жизненного цикла сложной технической системы....
Общие вопросы моделирования и конструирования г лава 1 iconОбщие сведения ”. Основные вопросы: Назначение, запуск, интерфейс модуля “
Модуль “Общие сведения” содержит базовую информацию об образовательном учреждении, обеспечивая основу для создания адресных отчетов,...
Общие вопросы моделирования и конструирования г лава 1 iconУчебное пособие по дисциплине «Математическое моделирование и теория принятия решений»
Общие сведения и основные понятия математического моделирования и теории принятия решений
Общие вопросы моделирования и конструирования г лава 1 iconДипломному проекту На тему: Прогнозирование безотказности современных...
Охватывает вопросы конструирования, исследования и принципов применения интегральных микросхем


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск