Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №124»
ПРИНЯТО
Методическим объединением учителей _____________
МБОУ «Лицей №124»
Протокол от 30.08.2013 №1
| Утверждаю
Директор МБОУ «Лицей №124»
____________Н.М. Погребников
Приказ от 29.08.12 №01-13/154
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Лицей №124» ____________Н.М. Погребников
Приказ от 30.08.13 №1-13/154
|
Рабочая программа по учебному предмету
Обществознание
Программа основного (общего) образования (базовый уровень)
9 А, Б, В, Г классы
Срок реализации данной программы 1 год – 2013-2014 учебный год
Разработана на основе примерной министерской программы по обществознанию Учитель Карбышев Д.Г.
Барнаул 2013 Пояснительная записка.
Цели обучения.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации по разделам: «Общество и человек», «Экономическая сфера», «Социальная сфера»
Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности, характерных для подросткового возраста
Формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
Воспитание готовности к социальным действиям.
Дать возможность ученику раскрыться в различных социальных группах, создать условия для активного участия учащегося в различных преобразованиях в общественной жизни страны, края, социума, в котором он проживает.
Задачи курса:
Изучить признаки, типологию и основные сферы общества
Выделить взаимосвязь между человеком, природой и обществом
Познакомиться с признаками прогресса и регресса
Изучить классификацию человеческих потребностей по теории А. Маслоу
Дать представление о социализации человека, формах общения
Познакомить учащихся с основными экономическими понятиями, ролью государства в экономике
Сформировать у учащихся представление о социальной структуре общества, социальной стратификации, этносе, межнациональных отношениях
Обществознание – учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология. а также философия. Обществознание как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях и призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Курс обществознания для 8 класса органически входит в предмет, изучаемый с 6 по 11 класс. Его содержание учитывает социальный статус, дееспособность, возможности и интересы подростка, вступающего в возраст формирования личностной позиции.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Курс обществознания предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.
Первый этап (6 кл.) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.
Второй этап (7-9 кл.) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.
Срок реализации данной программы 1 год. Программа рассчитана на 35 учебных часов, 1 час в неделю.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (35 часов) Общество (5 часов)
Тема 1. Что такое человек (8 часов)
Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь. Половозрастные роли в современном обществе. Феминизм и эмансипация. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Познание мира и самого себя. Пути познания. Ограниченность человеческого знания. Самопознание. Социализация индивида. Личность. Факторы ее формирования. Мировоззрение. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Поиск смысла жизни. Жизненные ориентиры и ценности. Ценность человеческой жизни. Свобода и ответственность. Тема 2. Человек и природа (4 часа)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование.
Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Тема 3. Человек среди людей (7 часов)
Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.
Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Реальные и номинальные доходы. Обменные курсы валют.
Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике.
Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда. Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.
Социальная роль и социальный статус. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Взаимосвязь «Я» и социальной роли. Социальное неравенство.Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества.Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.Образ жизни. Тема 4. Человек в обществе (13 часов)
Социальная значимость здорового образа жизни.Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.
Семья как малая группа. Брак и развод. Неполная семья. Межличностные отношения в семье. Психологический климат в семье. Этика семейных отношений. Семейный долг, забота о членах семьи. Отношения между поколениями. Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей. Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства. Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ. Местное самоуправление. Формы и методы обучения:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практикумы;
исследование.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
на использование элементов причинно-следственного анализа;
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. В процессе изучения курса учащиеся должны знать:
Социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми
Сущность общества как формы совместной деятельности людей
Характерные черты и признаки основных сфер жизни общества
Содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения
Основные понятия и термины курса
В процессе изучения курса учащиеся должны научиться:
Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;
Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
Отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации;
Результатом изучения содержания курса обществознания за 8 класс должны стать процессы по формированию толерантности, умения конструктивного мышления, адекватной реакции в конфликтной ситуации, развитие широты кругозора и интересов. Самостоятельные, практические работы, выполняемые учащимися
Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
Календарно-тематический план учебного предмета «Обществознание» 8 класс (вариант: 1 час в неделю, 35 учебных недель).
№ ур. п/п
| Наименование
раздела/темы урока
| Виды деятельности обучающихся (практические работы, обобщающие уроки)
| Планируемые образовательные результаты
| Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке
| Тема 1. Что такое человек (8 часов)
| 1 урок
| Что делает человека человеком.
|
| Ученик должен знать: Происхождение человека, отличие человека от других живых существ, человек – существо биосоциальное. Уметь применять понятия: Человек – существо биосоциальное, мышление, потребность, общение, деятельность, виды деятельности.
|
Извлечения необходимой информации из источников. Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и т.д.). Выступления с сообщениями.
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечения необходимой информации из источников.
Работа с тестами.
Работа по составлению таблицы.
| 2 урок
| Потребности человека.
|
| Ученик должен знать: Потребности человека, роль ценностных ориентиров в жизни человека.
Уметь применять понятия: Потребности, иерархия потребностей, классификация потребностей.
| 3 урок
| Способности человека.
|
| Ученик должен знать: Способности человека как способ самореализации личности.
Уметь применять понятия: Способности, талант, гениальность, характер, воля,
сила воли.
| 4 урок
| Человек и человечность.
|
| Ученик должен знать: Моральные нормы как образец поведения человека по отношению к другим людям.
Уметь применять понятия:
Человек, мораль, нравственность, гуманизм, нормы морали.
| 5 урок
| Человек и культура.
| Практическая работа.
| Ученик должен знать: Необходимость взаимоотношения человека и общества через культуру
Уметь применять понятия: Культура. Ценности культуры.
| 6 урок
| Человек познаёт мир.
|
| Ученик должен знать: Многообразие познавательных возможностей человека
Уметь применять понятия: Познание, ощущение, восприятие, понятие, суждение, умозаключение, истина, самоанализ, самооценка,
«образ Я»
| 7 урок
| Вечные вопросы.
|
| Ученик должен знать: Осознание связи цели жизни человека и потребностей.
Уметь применять понятия: Человек, личность, индивид, индивидуальность, смысл жизни, способности, потребности.
| 8 урок
| Обобщающий урок «Что такое человек».
| Урок - игра
|
| Тема 2. Человек и природа (4 часа)
| 9 урок
| Природа, общество, человек.
|
| Ученик должен знать: Природа – естественная основа жизнедеятельности человеческого общества. Взаимодействие человека с окружающей природной средой.
Уметь применять понятия: Природа, биосфера, ноосфера, общество, моральные нормы.
|
| 10 урок
| У роковой черты
|
| Ученик должен знать: Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. Прогрессирующее загрязнение природы. Экологические кризисы. Особенности современной экологической ситуации.
Уметь применять понятия: Экологический кризис. «Красная книга», экологическое равновесие, деградация биосферы
|
| 11 урок
| Природа под охраной закона
|
| Ученик должен знать: Права граждан в сфере экологической безопасности и обязанности граждан в области охраны природы. Общественные движения в защиту природы. Экологическое право, экологические права и обязанности, объекты природоохранной деятельности. Ответственность за экологические правонарущения.
Уметь применять понятия: Экологическое право, экологические права и обязанности, объекты природоохранной деятельности, экологическая экспертиза, ответственность за экологические правонарушения, зона экологического бедствия.
|
| 12 урок
| Обобщающий урок. «Человек и
природа».
| Урок закрепления и обобщения знаний
| Закрепление и углубление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы. Контроль знаний.
|
| Тема 3. Человек среди людей (7 часов)
| 13 урок
| Межличностные отношения
|
| Ученик должен знать: Особенности межличностных отношений, виды:
знакомство, приятельство, товарищество; симпатии и антипатии.
Уметь применять понятия: Межличностные отношения, симпатия, антипатия, приятельство, товарищество, взаимодействие, взаимопонимание, взаимовосприятие.
| Извлечения необходимой информации из источников. Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и т.д.). Выступления с сообщениями.
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечения необходимой информации из источников.
Работа с тестами.
Работа по составлению таблицы.
| 14 урок
| Радости и
сложности общения
|
| Ученик должен знать: Необходимость общения для человека, культура общения, конфликт: причины, пути выхода из конфликта.
Уметь применять понятия: Межличностное общение, конфликты, гуманизм, культура общения.
| 15 урок
| Малая группа
| Практическая работа.
| Ученик должен знать: Классификация социальных групп, малая группа, динамические процессы в группе. Групповые нормы, санкции. Роль лидера в малой группе. Уметь применять понятия: Групповой эгоизм, конформизм.
Малая группа, нормы, санкции, конформизм.
| 16 урок
| Бесценный дружеский союз
|
| Ученик должен знать: Дружба как межличностные отношения. Несовместимость дружбы с эгоизмом. Уметь применять понятия: Дружба, групповая солидарность.
Дружба, групповая солидарность.
| 17 урок
| «Самое утреннее из чувств»
|
| Ученик должен знать: Любовь — сложнейшее человеческое чувство. Уметь применять понятия: Любовь и другие чувства.
Любовь
| 18 урок
| Психологический климат в семье
|
| Ученик должен знать: Семья как малая группа. Межличностные отношения в семье. Семейный долг и семейные обязанности. Семья как источник человеческого счастья.
Уметь применять понятия: Семья, семейный долг, психологический климат в семье.
| 19 урок
| Обобщающий урок. Человек среди людей
| Урок закрепления и обобщения знаний
| Закрепление и углубление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы. Контроль знаний.
|
| Тема 4. Человек в обществе (13 часов)
| 20 урок
| Человек и общество
|
| Ученик должен знать: Общество, основные сферы общественной жизни. Виды обществ. Социальные нормы. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество. Изменение человека в обществе в процессе развития.
Уметь применять понятия: Общество, основные сферы жизни общества, аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество, социальные нормы.
| Извлечения необходимой информации из источников. Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и т.д.). Выступления с сообщениями.
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечения необходимой информации из источников.
Работа с тестами.
Работа по составлению таблицы.
| 21 урок
| От хозяйства Робинзона к экономике
|
| Ученик должен знать: Как рождается экономика. Экономическая сфера общества: понятие и основные элементы. Техника и технология. НТР и её социальные последствия.
Уметь применять понятия: Экономика, техника, технология, производство, НТР, НТП, рабочая сила, средства труда, предметы труда.
| 22 урок
| Человек в мире экономических отношений
| Практическая работа
| Ученик должен знать: Потребности и ресурсы: проблема выбора. Факторы производства. Главные ресурсы экономики. «Невидимая рука» рынка.
Уметь применять понятия: Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение, ресурсы, равновесная цена, деньги, «невидимая рука» рынка.
| 23 урок
| Государство и экономика
|
| Ученик должен знать: Роль государства в регулировании экономики. Налоговая система. Государственный бюджет. Статьи расхода, дефицит бюджета.
Уметь применять понятия: Государственный бюджет, налоговая система, государственный долг, налог, бюджет, дефицит бюджета.
| 24 урок
| Социальная сфера жизни общества
|
| Ученик должен знать: Социальная структура и социальное неравенство. Социальные группы. Социальный статус. Современный этап социального развития. Социальная роль. Социальный конфликт.
Уметь применять понятия: Социальная структура, социальное неравенство, социальный статус, социальный конфликт.
| 25 урок
| Нации и межнациональные отношения
|
| Ученик должен знать: Этнические общности. Понятие «нация». Отношение к истории и традициям народа. Межнациональные отношения в современном обществе. Этнос,нации, национальность, племя, народность, культура межнациональных отношении.
Уметь применять понятия: Этнос, народность, нация, национальность, межнациональные отношения.
| 26 урок
| Связь поколений
| Практическая работа
| Ученик должен знать: Понятие о поколениях. Связь поколений. Конфликт поколений. Детство - особый период в жизни человека. Защита прав человека.
Уметь применять понятия: Поколение, Конвенция о правах ребенка.
| 27 урок
| Политика и политическая жизнь
|
| Ученик должен знать: Политическая сфера общества. Политическая власть. Политическая власть. Политические организации. Роль политики в жизни общества. Политика — дело каждого. Условия успешной политической деятельности.
Уметь применять понятия: Политика, политическая власть, политическая партия, многопартийность, политическая организация, оппозиция.
| 28 урок
| Гражданин и государство
|
| Ученик должен знать: Происхождение государства. Государство, в котором мы живем. Гражданство. Становление правового государства. Государство, суверенитет, монархия, республика.
Уметь применять понятия: Государство, суверенитет, монархия, республика, унитарное государство, федерация, авторитаризм, тоталитаризм, демократия, гражданство.
| Извлечения необходимой информации из источников. Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и т.д.). Выступления с сообщениями.
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечения необходимой информации из источников.
Работа с тестами.
Работа по составлению таблицы.
| 29 урок
| Культура. Наука. Образование.
|
| Ученик должен знать: Духовная и материальная культура. Наука. Художественное творчество. Истина. Сокровища человека и человечества. Понятие «культура»
Уметь применять понятия: Культура (материальная, духовная), наука, искусство.
| 30 урок
| Человек и выбор жизненного пути.
| Практическая работа.
| Ученик должен знать: Выбор жизненного пути. Адаптация. Индивидуализация. Интеграция.
Уметь применять понятия: Адаптация, социализация, индивидуализация, интеграция, выбор профессии.
| 31 урок
| Современный мир
| Практическая работа.
| Ученик должен знать: Многообразие современного мира. Глобальные проблемы современности. Пути решения мировых проблем. Единение мира.
Уметь применять понятия: Современный мир, глобальные проблемы, демографический кризис, техногенная катастрофа.
| 32 урок
| Обобщающий урок. Человек в обществе
| Урок закрепления и обобщения знаний
| Закрепление и углубление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы. Контроль знаний.
| 3 часа - резерв
|
Используемый УМК:
Введение в обществознание: учебник для 8-9 классов общеобразовательных. учреждений/ [Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева и др.]; под. ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2008 год. Рабочая тетрадь по курсу "Введение в обществознание" 8 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2008 год. Методические рекомендации по курсу "Введение в обществознание".8-9 кл. под. ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2006 год. "Обществознание".8 класс. Поурочное планирование по учебнику Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева и др. под. ред. Л.Н. Боголюбова. Автор-составитель С.Н.Степанько. "Учитель".Волгоград.2007год |