Рабочая программа по учебному предмету Обществознание





Скачать 237.34 Kb.
НазваниеРабочая программа по учебному предмету Обществознание
Дата публикации04.10.2014
Размер237.34 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Экономика > Рабочая программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №124»


ПРИНЯТО

Методическим объединением учителей _____________

МБОУ «Лицей №124»

Протокол от 30.08.2013 №1

Утверждаю

Директор МБОУ «Лицей №124»

____________Н.М. Погребников

Приказ от 29.08.12 №01-13/154




УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Лицей №124» ____________Н.М. Погребников

Приказ от 30.08.13 №1-13/154


Рабочая программа по учебному предмету

Обществознание

Программа основного (общего) образования (базовый уровень)

9 А, Б, В, Г классы

Срок реализации данной программы 1 год – 2013-2014 учебный год

Разработана на основе примерной министерской программы по обществознанию
Учитель Карбышев Д.Г.


Барнаул 2013
Пояснительная записка.

Цели обучения.

Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

  • Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации по разделам: «Общество и человек», «Экономическая сфера», «Социальная сфера»

  • Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности, характерных для подросткового возраста

  • Формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;

  • Воспитание готовности к социальным действиям.

  • Дать возможность ученику раскрыться в различных социальных группах, создать условия для активного участия учащегося в различных преобразованиях в общественной жизни страны, края, социума, в котором он проживает.

Задачи курса:

  • Изучить признаки, типологию и основные сферы общества

  • Выделить взаимосвязь между человеком, природой и обществом

  • Познакомиться с признаками прогресса и регресса

  • Изучить классификацию человеческих потребностей по теории А. Маслоу

  • Дать представление о социализации человека, формах общения

  • Познакомить учащихся с основными экономическими понятиями, ролью государства в экономике

  • Сформировать у учащихся представление о социальной структуре общества, социальной стратификации, этносе, межнациональных отношениях


Обществознание – учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология. а также философия. Обществознание как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях и призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.

Курс обществознания для 8 класса органически входит в предмет, изучаемый с 6 по 11 класс. Его содержание учитывает социальный статус, дееспособность, возможности и интересы подростка, вступающего в возраст формирования личностной позиции.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Курс обществознания предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.

Первый этап (6 кл.) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.

Второй этап (7-9 кл.) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.

На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.

Срок реализации данной программы 1 год. Программа рассчитана на 35 учебных часов, 1 час в неделю.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (35 часов)


Общество (5 часов)

Тема 1. Что такое человек (8 часов)

Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь. Половозрастные роли в современном обществе. Феминизм и эмансипация. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Познание мира и самого себя. Пути познания. Ограниченность человеческого знания. Самопознание. Социализация индивида. Личность. Факторы ее формирования. Мировоззрение. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Поиск смысла жизни. Жизненные ориентиры и ценности. Ценность человеческой жизни. Свобода и ответственность.
Тема 2. Человек и природа (4 часа)

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование.

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Тема 3. Человек среди людей (7 часов)

Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.

Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Реальные и номинальные доходы. Обменные курсы валют.

Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике.

Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда. Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.

Социальная роль и социальный статус. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Взаимосвязь «Я» и социальной роли. Социальное неравенство.Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества.Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.Образ жизни.
Тема 4. Человек в обществе (13 часов)

Социальная значимость здорового образа жизни.Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.

Семья как малая группа. Брак и развод. Неполная семья. Межличностные отношения в семье. Психологический климат в семье. Этика семейных отношений. Семейный долг, забота о членах семьи. Отношения между поколениями. Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей. Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства. Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ. Местное самоуправление.
Формы и методы обучения:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикумы;

  • исследование.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

  • на использование элементов причинно-следственного анализа;

  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.


Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
В процессе изучения курса учащиеся должны знать:

  • Социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми

  • Сущность общества как формы совместной деятельности людей

  • Характерные черты и признаки основных сфер жизни общества

  • Содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения

  • Основные понятия и термины курса

В процессе изучения курса учащиеся должны научиться:

  • Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;

  • Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • Отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации;

Результатом изучения содержания курса обществознания за 8 класс должны стать процессы по формированию толерантности, умения конструктивного мышления, адекватной реакции в конфликтной ситуации, развитие широты кругозора и интересов.
Самостоятельные, практические работы, выполняемые учащимися

Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

  • формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;

  • наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;

  • оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;

  • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;

  • конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;

  • совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.


Календарно-тематический план учебного предмета «Обществознание» 8 класс (вариант: 1 час в неделю, 35 учебных недель).

№ ур. п/п

Наименование

раздела/темы урока

Виды деятельности обучающихся (практические работы, обобщающие уроки)

Планируемые образовательные результаты

Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке

Тема 1. Что такое человек (8 часов)

1 урок

Что делает человека человеком.




Ученик должен знать: Происхождение человека, отличие человека от других живых существ, человек – существо биосоциальное. Уметь применять понятия: Человек – существо биосоциальное, мышление, потребность, общение, деятельность, виды деятельности.


Извлечения необходимой информации из источников.
Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и т.д.).
Выступления с сообщениями.

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечения необходимой информации из источников.

Работа с тестами.

Работа по составлению таблицы.


2 урок

Потребности человека.




Ученик должен знать: Потребности человека, роль ценностных ориентиров в жизни человека.

Уметь применять понятия: Потребности, иерархия потребностей, классификация потребностей.

3 урок

Способности человека.




Ученик должен знать: Способности человека как способ самореализации личности.

Уметь применять понятия: Способности, талант, гениальность, характер, воля,

сила воли.

4 урок

Человек и человечность.




Ученик должен знать: Моральные нормы как образец поведения человека по отношению к другим людям.

Уметь применять понятия:

Человек, мораль, нравственность, гуманизм, нормы морали.

5 урок

Человек и культура.

Практическая работа.

Ученик должен знать: Необходимость взаимоотношения человека и общества через культуру

Уметь применять понятия: Культура. Ценности культуры.

6 урок

Человек познаёт мир.




Ученик должен знать: Многообразие познавательных возможностей человека

Уметь применять понятия: Познание, ощущение, восприятие, понятие, суждение, умозаключение, истина, самоанализ, самооценка,

«образ Я»

7 урок

Вечные вопросы.




Ученик должен знать: Осознание связи цели жизни человека и потребностей.

Уметь применять понятия: Человек, личность, индивид, индивидуальность, смысл жизни, способности, потребности.

8 урок

Обобщающий урок «Что такое человек».

Урок - игра




Тема 2. Человек и природа (4 часа)

9 урок

Природа, общество, человек.




Ученик должен знать: Природа – естественная основа жизнедеятельности человеческого общества. Взаимодействие человека с окружающей природной средой.

Уметь применять понятия: Природа, биосфера, ноосфера, общество, моральные нормы.




10 урок

У роковой черты




Ученик должен знать: Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. Прогрессирующее загрязнение природы. Экологические кризисы. Особенности современной экологической ситуации.

Уметь применять понятия: Экологический кризис. «Красная книга», экологическое равновесие, деградация биосферы




11 урок

Природа под охраной закона




Ученик должен знать: Права граждан в сфере экологической безопасности и обязанности граждан в области охраны природы. Общественные движения в защиту природы. Экологическое право, экологические права и обязанности, объекты природоохранной деятельности. Ответственность за экологические правонарущения.

Уметь применять понятия: Экологическое право, экологические права и обязанности, объекты природоохранной деятельности, экологическая экспертиза, ответственность за экологические правонарушения, зона экологического бедствия.




12 урок

Обобщающий урок. «Человек и

природа».

Урок закрепления и обобщения знаний

Закрепление и углубление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы. Контроль знаний.




Тема 3. Человек среди людей (7 часов)

13 урок

Межличностные отношения




Ученик должен знать: Особенности межличностных отношений, виды:

знакомство, приятельство, товарищество; симпатии и антипатии.

Уметь применять понятия: Межличностные отношения, симпатия, антипатия, приятельство, товарищество, взаимодействие, взаимопонимание, взаимовосприятие.

Извлечения необходимой информации из источников.
Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и т.д.).
Выступления с сообщениями.

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечения необходимой информации из источников.

Работа с тестами.

Работа по составлению таблицы.


14 урок

Радости и

сложности общения




Ученик должен знать: Необходимость общения для человека, культура общения, конфликт: причины, пути выхода из конфликта.

Уметь применять понятия: Межличностное общение, конфликты, гуманизм, культура общения.

15 урок

Малая группа

Практическая работа.

Ученик должен знать: Классификация социальных групп, малая группа, динамические процессы в группе. Групповые нормы, санкции. Роль лидера в малой группе. Уметь применять понятия: Групповой эгоизм, конформизм.

Малая группа, нормы, санкции, конформизм.

16 урок

Бесценный дружеский союз




Ученик должен знать: Дружба как межличностные отношения. Несовместимость дружбы с эгоизмом. Уметь применять понятия: Дружба, групповая солидарность.

Дружба, групповая солидарность.

17 урок

«Самое утреннее из чувств»




Ученик должен знать: Любовь — сложнейшее человеческое чувство. Уметь применять понятия: Любовь и другие чувства.

Любовь

18 урок

Психологический климат в семье




Ученик должен знать: Семья как малая группа. Межличностные отношения в семье. Семейный долг и семейные обязанности. Семья как источник человеческого счастья.

Уметь применять понятия: Семья, семейный долг, психологический климат в семье.

19 урок

Обобщающий урок. Человек среди людей

Урок закрепления и обобщения знаний

Закрепление и углубление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы. Контроль знаний.




Тема 4. Человек в обществе (13 часов)

20 урок

Человек и общество




Ученик должен знать: Общество, основные сферы общественной жизни. Виды обществ. Социальные нормы. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество. Изменение человека в обществе в процессе развития.

Уметь применять понятия: Общество, основные сферы жизни общества, аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество, социальные нормы.

Извлечения необходимой информации из источников.
Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и т.д.).
Выступления с сообщениями.

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечения необходимой информации из источников.

Работа с тестами.

Работа по составлению таблицы.


21 урок

От хозяйства Робинзона к экономике




Ученик должен знать: Как рождается экономика. Экономическая сфера общества: понятие и основные элементы. Техника и технология. НТР и её социальные последствия.

Уметь применять понятия: Экономика, техника, технология, производство, НТР, НТП, рабочая сила, средства труда, предметы труда.

22 урок

Человек в мире экономических отношений

Практическая работа

Ученик должен знать: Потребности и ресурсы: проблема выбора. Факторы производства. Главные ресурсы экономики. «Невидимая рука» рынка.

Уметь применять понятия: Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение, ресурсы, равновесная цена, деньги, «невидимая рука» рынка.

23 урок

Государство и экономика




Ученик должен знать: Роль государства в регулировании экономики. Налоговая система. Государственный бюджет. Статьи расхода, дефицит бюджета.

Уметь применять понятия: Государственный бюджет, налоговая система, государственный долг, налог, бюджет, дефицит бюджета.

24 урок

Социальная сфера жизни общества




Ученик должен знать: Социальная структура и социальное неравенство. Социальные группы. Социальный статус. Современный этап социального развития. Социальная роль. Социальный конфликт.

Уметь применять понятия: Социальная структура, социальное неравенство, социальный статус, социальный конфликт.

25 урок

Нации и межнациональные отношения




Ученик должен знать: Этнические общности. Понятие «нация». Отношение к истории и традициям народа. Межнациональные отношения в современном обществе. Этнос,нации, национальность, племя, народность, культура межнациональных отношении.

Уметь применять понятия: Этнос, народность, нация, национальность, межнациональные отношения.

26 урок

Связь поколений

Практическая работа

Ученик должен знать: Понятие о поколениях. Связь поколений. Конфликт поколений. Детство - особый период в жизни человека. Защита прав человека.

Уметь применять понятия: Поколение, Конвенция о правах ребенка.

27 урок

Политика и политическая жизнь




Ученик должен знать: Политическая сфера общества. Политическая власть. Политическая власть. Политические организации. Роль политики в жизни общества. Политика — дело каждого. Условия успешной политической деятельности.

Уметь применять понятия: Политика, политическая власть, политическая партия, многопартийность, политическая организация, оппозиция.

28 урок

Гражданин и государство




Ученик должен знать: Происхождение государства. Государство, в котором мы живем. Гражданство. Становление правового государства. Государство, суверенитет, монархия, республика.

Уметь применять понятия: Государство, суверенитет, монархия, республика, унитарное государство, федерация, авторитаризм, тоталитаризм, демократия, гражданство.

Извлечения необходимой информации из источников.
Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и т.д.).
Выступления с сообщениями.

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечения необходимой информации из источников.

Работа с тестами.

Работа по составлению таблицы.


29 урок

Культура. Наука. Образование.




Ученик должен знать: Духовная и материальная культура. Наука. Художественное творчество. Истина. Сокровища человека и человечества. Понятие «культура»

Уметь применять понятия: Культура (материальная, духовная), наука, искусство.

30 урок

Человек и выбор жизненного пути.

Практическая работа.

Ученик должен знать: Выбор жизненного пути. Адаптация. Индивидуализация. Интеграция.

Уметь применять понятия: Адаптация, социализация, индивидуализация, интеграция, выбор профессии.

31 урок

Современный мир

Практическая работа.

Ученик должен знать: Многообразие современного мира. Глобальные проблемы современности. Пути решения мировых проблем. Единение мира.

Уметь применять понятия: Современный мир, глобальные проблемы, демографический кризис, техногенная катастрофа.

32 урок

Обобщающий урок. Человек в обществе

Урок закрепления и обобщения знаний

Закрепление и углубление знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы. Контроль знаний.

3 часа - резерв


Используемый УМК:

Введение в обществознание: учебник для 8-9 классов общеобразовательных. учреждений/ [Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева и др.]; под. ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2008 год.
Рабочая тетрадь по курсу "Введение в обществознание" 8 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2008 год.
Методические рекомендации по курсу "Введение в обществознание".8-9 кл. под. ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2006 год.
"Обществознание".8 класс. Поурочное планирование по учебнику Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева и др. под. ред. Л.Н. Боголюбова. Автор-составитель С.Н.Степанько. "Учитель".Волгоград.2007год

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по учебному предмету Обществознание iconРабочая программа по учебному предмету Обществознание
Разработана на основе авторской программы авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванов, А. И. Матвеев Обществознание....
Рабочая программа по учебному предмету Обществознание iconРабочая программа по учебному предмету Обществознание
Разработана на основе авторской программы авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванов, А. И. Матвеев Обществознание....
Рабочая программа по учебному предмету Обществознание iconУчебному предмету "обществознание" учителя истории и обществознания...
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе авторской программы А. И. Кравченко «Программа курса. 8-9 классы»,...
Рабочая программа по учебному предмету Обществознание iconРабочая программа по учебному предмету «Обществознание» (базовый уровень)
Мо учителей гуманитарного цикла мбоу средняя общеобразовательная Монаковская школа
Рабочая программа по учебному предмету Обществознание iconУчебному предмету "обществознание" учителя истории и обществознания...
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе авторской программы под редакцией А. И. Кравченко «Программа...
Рабочая программа по учебному предмету Обществознание iconРабочая программа по учебному предмету «Музыка»
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» L класса гуо составлена на основании «Программы обучения глубоко умственно отсталых...
Рабочая программа по учебному предмету Обществознание iconРабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» на уровень среднего общего образования составлена на основе
Рабочая программа по учебному предмету Обществознание iconРабочая программа по учебному предмету "литература"
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов...
Рабочая программа по учебному предмету Обществознание iconРабочая программа по учебному предмету «Технология»
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» составлена на основе авторской программы «Технология»1-4 классы /. Лутцевой Е....
Рабочая программа по учебному предмету Обществознание iconРабочая программа по учебному предмету история
Новая история для 7-8 классов авторы: А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина (Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание....
Рабочая программа по учебному предмету Обществознание iconРабочая программа по учебному предмету история
Новая история для 7-8 классов авторы: А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина (Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание....
Рабочая программа по учебному предмету Обществознание iconПояснительная записка рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе
Рабочая программа по учебному предмету Обществознание iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» включает в себя следующие разделы
Рабочая программа по учебному предмету Обществознание iconРабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 1-4 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» включает в себя следующие разделы
Рабочая программа по учебному предмету Обществознание iconРабочая программа по учебному предмету «Православная культура»
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 4 класса составлена на основе авторской программы Шевченко Л....
Рабочая программа по учебному предмету Обществознание iconРабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для...
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск