Скачать 0.76 Mb.
|
Институт Международных Экономических Связей Кафедра международной торговли и внешней торговли РФ Дипломная работа Торгово-экономические отношения Российской Федерации и КНР на современном этапе Студент: Половцев В.С. Допускается к защите Научный руководитель: Капитонов И.А. Заведующий кафедрой Москва 2010 Содержание работы Введение 3 Глава 1. Основные направления торгово-экономического сотрудничества России и Китая
1.3. Производственная, научно-техническая кооперация и совместное предпринимательство 26 Глава 2. Развитие товарооборота между Россией и Китаем 2.1. Внешнеторговый оборот РФ 39 2.2. Динамика российско-китайской торговли 43 Глава 3. Основные проблемы и перспективы торгово-экономических отношений России и Китая 3.1. Проблемы в развитии торгово-экономических связей 53 3.2. Перспективы торгово-экономического сотрудничества 57 3.3. Внешнеэкономическое сотрудничество России и Китая как способ приобретения опыта при вступлении в ВТО 60 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60 Список литературы 65 Приложения 67 ВведениеВнешнеэкономические связи России и Китая играют ведущую роль во всём комплексе внешнеэкономической деятельности Российской Федерации со всеми странами мира. Это полностью отвечает нашим экономическим и геополитическим интересам. Современный Китай – это динамично развивающееся государство, которое по праву считается одним из политических центров силы и локомотивов глобальной экономики. По данным Секретариата Всемирной торговой организации (ВТО) в 2004 году Китай занял третье место в мире по внешнеторговому обороту, экспорту и импорту, пропустив вперед лишь США и Германию. Согласно данным ВТО, по итогам 2004 года Китай переместился с четвертого на третье место по общему объему внешней торговли и экспорту и сохранил за собой третье место в мире по импорту. На долю Китая приходилось, соответственно, 6,5% и 5,9% мирового экспорта и импорта, что на 0,6-процентного пункта превышает показатели 2003 года. В 2004 году рост внешней торговли Китая составил 35,7%. Общий объем экспорта и импорта впервые превысил отметку в 1 трлн. долларов США и достиг 1154,8 млрд. долларов США. [28]. Есть серьезные основания полагать, что к середине 21 века он может стать ведущей мировой державой. С таким Китаем считаются все, даже те, кто отнюдь не заинтересован в его процветании и стабильности. Практика последних двух десятилетий показала: по мере стремительного развития Китая его внешнеполитический курс становился все более взвешенным и ориентированным на интеграцию в мировую экономику. Китай выступает за тесные связи в мировой экономике и принцип международного разделения труда, за дальнейшую либерализацию мировой торговли на основе устойчивого развития. В соответствие с этим строится и внешнеэкономическая политика Китая. Правительство КНР в рамках политики открытости внешнему миру поставило китайским компаниям задачу о проведении во всём мире «внешнеэкономического наступления» - укрепления своих позиций как на традиционных, так и на новых рынках сбыта, повышение конкурентоспособности своих товаров и технологий, содействие экспортёрам, усиление представительства китайкой экономики за рубежом с помощью государственных, общественных и частных структур. Для повышения своих конкурентных позиций намечается укрепление финансовой базы для поддержки НИОКР, инноваций и ноу-хау, расширение международной производственной и научно-технической кооперации, привлечение в Китай всё большего количества учёных и специалистов. В системе внешнеэкономических приоритетов Китая Россия занимает особое место, что обусловлено следующими факторами:
Торгово-экономические отношения России и Китая имеют многолетнюю историю. На этом пути внешнеэкономическое сотрудничество между двумя странами знало и подъёмы, и спады. Но они с честью выдержали все испытания и к началу 21 века наши торгово-экономические отношения с Китаем обрели крупномасштабный и разносторонний характер. Кроме торговли, деловые партнёры участвуют в производственной и научно-технической кооперации, совместном предпринимательстве, осуществляют инвестиционные проекты, развивают кредитно-финансовые отношения. Наши торгово-экономические связи с Китаем имеют взаимовыгодный и равноправный характер. Их стабильность и масштабность обусловлены такими важными факторами, как исторической и географической близостью, взаимодополняемостью экономик, развитым экономическим и интеллектуальным потенциалом обеих стран. Между руководителями обеих стран установились доверительные партнёрские отношения. Регулярные политические и экономические консультации Президента России В.В.Путина и Председателя КНР Ху Цзиньтао в последние годы позитивно отразились на результатах всего комплекса экономического сотрудничества двух стран, придав им больше динамичности, конкретности и масштабности, способствовали успешному преодолению и ликвидации препятствий, в частности, в кредитно-финансовой сфере, в осуществлении ряда крупных инвестиционных проектов в России. Определяя тему для данной дипломной работы «Анализ особенностей внешнеэкономического сотрудничества России и Китая», автор исходил, прежде всего, из актуальности её в условиях реформирования российской экономики в целом и, в частности, внешнеэкономических связей РФ. Это важно для поиска более эффективных форм двусторонних и многосторонних торгово-экономических связей между странами и глобализации мировых экономических процессов. Интерес для специалистов может представлять также взаимодействие по различным направлениям с деловыми кругами Китая, являющегося крупнейшим экономическим партнёром России. Не случаен и выбор данной страны как объекта исследования, – в его пользу говорят не только объём взаимной торговли, но и богатый опыт взаимодействия в поисках преодоления препятствий и решения проблемных вопросов, возникающих в торговых отношениях, в инвестиционном сотрудничестве и кооперации, в кредитно-финансовой сфере, в процессе укрепления организационных структур сотрудничества. Данное исследование имеет следующие задачи:
Глава 1. Основные направления торгово-экономического сотрудничества России и Китая
Торгово-экономические отношения с Китаем имеют одно из приоритетных значений в общем комплексе внешнеэкономических связей нашей страны, что было подтверждено в ходе последних встреч на высшем уровне президента России В.В.Путиным и Председателя КНР Ху Цзиньтао. Регулярные ежегодные встречи глав государств и правительств непрерывно укрепляют взаимное политическое доверие: созданы Комиссия по подготовке регулярных встреч глав правительств, Комиссия по сотрудничеству в области образования, культуры, здравоохранения и спорта, десятки подкомиссий и рабочих групп. Созданы также системные, надежные механизмы обеспечения сотрудничества. С 90-х годов прошлого века Китай замыкал десятку основных торговых партнёров России. В последние же годы на него приходится от 6 до 8% всего внешнеторгового оборота нашей страны [20]. Он является крупнейшим поставщиком в Россию промышленных товаров народного потребления (около 50% всего объёма российского импорта), продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (30%), бытовых приборов и других товаров бытового назначения (10%) [20 и 24]. По данным Главного таможенного управления Китая доля России во внешней торговле КНР является более скромной (порядка 4-5%). Тем не менее, Россия играет важную роль для Китая в поставках топливно-энергетических ресурсов, минеральных удобрений, лесоматериалов, бумаги и целлюлозы, черных и цветных металлов. Существует взаимодополняемость экономик двух стран. Помимо сырьевых и энергетических ресурсов, Китай заинтересован в использовании российского научно-технического потенциала, высококачественной техники и оборудования по сравнительно невысоким ценам в области энергетики, авиастроении, транспорта, металлургии, космонавтики, мирном использовании ядерной энергии, лазерной техники, а также в военно-техническом сотрудничестве. Обе стороны проявляют объективный интерес к повышению уровня своего сотрудничества на новой качественной основе. Российское оборудование обладает рядом технологических преимуществ, например, более легкой адаптацией к производственным условиям Китая в силу известных историко-экономических предпосылок, уходящих корнями в сотрудничество наших стран в 50-е годы. Для России Китай в ближайшей перспективе будет иметь важное значение как крупный рынок сбыта машинотехнической продукции и энергоносителей, а также как источник снабжения российского рынка недорогими и качественными товарами народного потребления и продовольствия. Развитие двустороннего сотрудничества осуществляется соответственно провозглашенной Китаем политике диверсификации его экспортных рынков. Российское направление – одно из приоритетных в этой политике – позволит Китаю ослабить свою экономическую зависимость от США, Японии и других развитых стран. Углублению двусторонних связей также объективно благоприятствуют идущие параллельно в КНР и России процессы постепенной либерализации внешнеторгового и инвестиционного режимов. Одной из особенностей российско-китайских торгово-экономических отношений является то, что они развиваются в значительной степени по линии межрегиональной приграничной торговли, на которую по данным Посольства Китая в РФ приходится около 50% взаимного товарооборота. Основной объем операций осуществляется преимущественно мелкими кустарными (семейными) предприятиями. Однако в последние годы наблюдается тенденция выхода на российский рынок крупных ТНК, а также государственных предприятий, их стремление к организации и созданию совместных производств. Их плодотворная деятельность на российском рынке и сотрудничество с нашими производителями является примером для новых предпринимателей – участников внешнеэкономических связей. В настоящее время на российском рынке активно работают более 1000 крупных и средних фирм, большинство из которых имеют свои представительства в России, аккредитованные при Минэкономразвития, Минпроме, Минфине, Минсельхозе России и других федеральных ведомствах. Как правило, это фирмы, работающие на нашем рынке долгие годы, зарекомендовавшие себя как добросовестные, надёжные и платёжеспособные партнеры по экспортно-импортным операциям, в кооперационных и инвестиционных проектах. С другой стороны, на китайском рынке успешно продолжают работать несколько десятков старых внешнеторговых объединений системы Минэкономразвития РФ и самостоятельных объединений (Технопромимпорт, Тяжпромэкспорт, Энергомашэкспорт, Экспортлес, Мебельинторг, Трактороэкспорт, Автопромимпорт, Госинкор, Продинторг и др.). На территории Китая по-прежнему работают более 150 смешанных обществ с российским капиталом. Не так давно они были специализированными фирмами, участвующими в экспортно-импортных операциях по своей номенклатуре. К числу этих фирм относятся: «Приаморское Пароходство» (перевозка нефти и нефтепродуктов), «ИТЕРА» (природный газ), «Станко» (станки), «Промвесторг» и «Трубоимпекс» (металлопродукция), «ЮниТранс» (транспортно-экспедиторские услуги), «Интернекско» (ядерные материалы, изотопы), ОАО «Атомредметзолото» (драгметаллы и камни) и т.д.. Что касается торгово-политического режима Китая, то он, в целом, благоприятный для российских участников экспортно-импортных операций. Необходимо отметить, что в Китае постепенно идёт процесс либерализации режима для торговых операций со странами – контрагентами, в соответствии с нормами и правилами ВТО. В Китае сформирована и эффективно действует надёжная нормативно-правовая база, регулирующая её внешнеэкономические связи и защищающая интересы Китая в этом направлении. Основой законодательства Китая, регулирующего порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, является:
Законом установлено, что товарооборот, предоставление услуг, движение капиталов, производство платежей и прочие экономические связи с иностранными государствами являются свободными от ограничений, за исключением тех, которые содержатся в самом законе или определяются в постановлениях Правительства КНР, издаваемых на его основе. Ограничения могут быть установлены государственными органами КНР для обеспечения безопасности, создании условий для выполнения обязательств, недопущения негативного влияния на экономику Китая отношений, а также мероприятий, проводимых правительствами других стран, препятствующих свободной конкуренции или ведущих к ограничению экономических связей КНР. Регулирование импортной деятельности. Министерство коммерции (МК) КНР ежегодно публикует перечни товаров, запрещенных и разрешенных к импорту в Китай. К ввозу главным образом запрещены товары, которые могут нанести ущерб государству или гражданам КНР. С момента вступления Китая в ВТО список таких товаров сокращается. Кроме того, либерализация импортной деятельности проявляется в снижении импортных пошлин и отмене квотирования некоторых категорий товаров. В отношении товаров, импорт которых ограничен по количеству, в КНР действует система государственного квотирования. Для других товаров, в соответствии с «Законом о внешней торговле», а также «Положениями о регулировании импорта и экспорта товаров» применяется система импортного лицензирования. С 1 января 2003 г. МК КНР определено 143 наименования (восьмизначных кода) лицензируемых и квотируемых импортных товаров, сгруппированных в 8 категорий. При импорте товаров по толлинговым схемам допускается их ввоз без получения лицензий, за исключением нефтепродуктов, контролируемых химических веществ и оборудования для производства лазерных дисков. В целях усиления контроля над импортом и экспортом некоторых видов сырья и стратегических товаров, в КНР введена система автоматической регистрации в отношении 14 категорий товаров, включающих зерно, алкоголь, нефть и т.д.. Государственный комитет по развитию и планированию КНР ответствен за руководство работой в данном направлении. В отношении важных ресурсов применяется система государственной торговли. В Китае запрещен импорт зарубежных отходов для свалки или захоронения на его территории. Регулирование экспортной деятельности. Китайское правительство поощряет экспорт товаров китайскими предприятиями, который ведет к увеличению запасов иностранной валюты и доходов предприятий. Однако экспорт некоторых товаров запрещен или ограничен. К последним применяется экспортное квотирование и лицензирование. Товары, запрещенные к экспорту любыми предприятиями:
В КНР в отношении товаров, экспорт которых в соответствии с "Законом о внешней торговле" ограничен, применяется система экспортных квот и лицензий. Перечень квотируемых товаров и размер экспортных квот определяются и публикуются ведомством, регулирующим квоты (ведомством по внешней торговле и экономическому сотрудничеству Госсовета и т.п.) каждый год. Квоты распределяются как прямым способом, так и через торги. Основополагающим правовым документом, определяющим все нормы и правила функционирования торгово-экономических отношений между РФ и КНР, является Межправительственное Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве, подписанное 5 марта 1992 г. Стороны договорились о предоставлении участникам торгово-экономических отношений режима наибольшего благоприятствования, принятии мер для поощрения и развития инвестиций. Следует отметить, что Россия и Китай имеют солидную договорно-правовую базу хозяйственных связей. Она включает принципиальные межправительственные соглашения о торгово-экономических отношениях, о поощрении и взаимной защите капиталовложений, о научно-техническом сотрудничестве, об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы, о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, о сотрудничестве в области охраны интеллектуальной собственности и т.д. Кроме того, подписаны десятки межведомственных соглашений о сотрудничестве в нефтяной, угольной, газовой, химической, атомной и авиационной отраслях промышленности, машиностроении и металлургии. Соглашения и договоры предусматривают развитие и углубление долгосрочного сотрудничества на основе равноправия и взаимной выгоды, создания условий для большей сбалансированности товарооборота. Принципиально новое качество взаимоотношений закреплено в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР, подписанном 16 июля 2001 г. В документе сформулированы основополагающие принципы и определены магистральные направления взаимодействия на длительную перспективу, заложен прочный фундамент для дальнейшего развития российско-китайских отношений. За последние полтора десятка лет создана развитая договорно-правовая база двустороннего взаимодействия. С 1992 г. на межгосударственном и межправительственном уровне заключено более 180 соглашений. Документы о сотрудничестве подписаны 55 парами регионов и городов России и Китая. В экономической и научно-технической сферах действуют 8 межправительственных подкомиссий и 25 постоянных рабочих групп. Базовыми документами стали, в первую очередь Соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве (от 10.07.1985), Соглашение о научно-техническом сотрудничестве (от 18.12.1992), Договор о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений. Существует немало предпосылок к расширению и укреплению сотрудничества компаний обеих стран в области нефтегазового строительства и газификации. Подтверждением этого является реализация проекта магистрального газопровода Запад - Восток протяженностью 4127 км. Отличительным признаком этого проекта является его долгосрочность (15-20 лет). В планах совершенствование экологических условий, коррекция производственных структур, подготовка кадров, развитие высоких технологий и современной техники для работы в китайских местных условиях. С помощью нашей страны в Китае успешно сооружается ряд крупных, современных объектов, в том числе уже второй блок Тяньваньской атомной электростанции вблизи города Ляньюньган (провинции Цзянсу). Большой интерес для нас представляет участие в торгах на поставку энергоагрегатов для ряда гидро- и тепловых электростанций. Из нашей страны в Китай поставляются более 50 видов станков, а также комплектное оборудование для предприятий машиностроения, металлургической, химической и других отраслей. В настоящее время прорабатывается ряд крупных проектов сотрудничества в нефтегазовой сфере. Российские компании участвуют в разработке месторождений Таримского газового бассейна, строительстве и эксплуатации газопровода Тарим-Шанхай. В стадии проработки находятся проекты строительства нефтепровода и газопровода из восточных районов Сибири в Китай. Планируется построить нефтепровод, проект которого сейчас разрабатывается. С его вводом объемы поставок нефти в Китай составят до 20 млн. тонн в год в период 2005-2009 гг. и до 30 млн. тонн начиная с 2010 г. Строительство газопровода "Россия-Китай" рассматривается как основа будущей Азиатской газопроводной системы, которая уже в начале XXI века соединит месторождения Иркутской области, Республики Саха (Якутия) и о.Сахалин, что позволит в дальнейшем объединить потенциальные возможности следующих проектов: - "Иркутский" - подача с Ковыктинского газоконденсатного месторождения 20 млрд.куб.м природного газа в год в Китай и 10 млрд.куб.м в год в Ю.Корею; - проекты подачи газа в КНР, КНДР и Ю.Корею из месторождений Республики Саха (Якутия) и о.Сахалин. Намечаются крупные совместные проекты в сфере телекоммуникаций, в разработке нефтегазовых месторождений, в алюминиевой отрасли. Традиционным направлением является разработка, проектирование, изготовление и поставка воздухоразделительных установок. Оборудование, отличаясь высоким уровнем современных криогенных технологий и длительным сроком эксплуатации, является конкурентоспособным на потребительском рынке КНР. Набирает ход сотрудничество в области геополитической разведки, добычи, взаимных поставок алмазов и бриллиантов, производства ювелирных изделий. Предполагается создание в Китае совместных производств по огранке российских алмазов на давальческой основе. Важным направлением стало сотрудничество с Китаем в сфере гражданской авиатехники. Россия предлагает к поставке самолеты нового поколения и готова к техническому сотрудничеству в разработке и налаживании в КНР собственного производства самолетов для региональных воздушных линий. Существует проект радикального увеличения пропускных способностей воздушного пространства страны ("Воздушный транзит России"). В результате его реализации удастся увеличить пропускную способность в три раза к концу 2006 года, а в дальнейшем рост может достигнуть от 5 до 10 раз. Перспективным является и наше сотрудничество с Китаем по линии производственной кооперации. Успешно реализуются соглашения между китайскими и российскими компаниями, которые предусматривают сборку в России цветных телевизоров и бытовых кондиционеров. Отечественные технологии в авиакосмической, лазерной, атомной, космической промышленности также пользуются устойчивым спросом на китайском рынке. Совместное освоение экспортного потенциала этих и многих других наукоемких отраслей народного хозяйства России позволит удовлетворять внутренний спрос в обеих странах и успешно выходить на мировой рынок. В 2000-2005 гг. было достигнуто усиление двустороннего переговорного процесса, результатом чего стало подписание ряда документов. В результате совместных усилий была сформирована новая организационная структура, получившая название «механизм регулярных встреч глав правительств России и Китая». Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Россией и Китаем закрепляет действующий между двумя странами торгово-политический режим, устанавливает обязательства стран по дальнейшей либерализации торговли. В целом можно ожидать создания благоприятных рамочных условий для нового этапа в развитии экономических отношений двух стран. В дальнейшем необходимо планомерно развивать двусторонние межбанковские отношения, предусматривающее сотрудничество банков в области кредитования корпоративной клиентуры, укреплять сотрудничество в продвижении технико-экономического и инвестиционного сотрудничества, особенно совместное освоение лесов и полезных ископаемых, а также расширять сотрудничество на объектах глубокой переработки, создавать наиболее благоприятные условия для хозяйствования, повышать уровень приграничной торговли и сочетать ее с технико-экономическим сотрудничеством, совершенствовать расчетные отношения при оплате в приграничной торговле, ускорять улучшение инфраструктуры КПП на межгосударственной границе. Лишь достижение еще большего взаимопонимания в подходах и политике даст возможность активнее мобилизовать потенциал сотрудничества. Проблем в области экономического взаимодействия между Китаем и Россией довольно много, но много и возможностей для их устранения. Благодаря постоянно расширяющимся политическим и экономическим контактам Китаю и России удастся возобновить и продвинуть вперед когда-то подорванное экономическое и научно-техническое сотрудничество. |
Тема 45 Особенности международной торговли Внешняя торговля – важная форма международных экономических отношений. Посредством внешней торговли страны, используя свои преимущества... | Роль и место международной торговли в системе международных экономических отношений Структура. Стандартная модель международной торговли. Ценообразование на мировом рынке товаров | ||
Реферат по дисциплине «Экономическая теория» на тему: «Теория международной... Международная торговля в системе международных экономических отношений. Основные концепции международной торговли | Методические рекомендации по написанию рефератов Москва Мировой экономики и международной торговли ноу впо «Институт международных экономических связей» к э н. Богомоловой Ю. И. с использованием... | ||
Методические рекомендации по написанию рефератов Москва Мировой экономики и международной торговли ноу впо «Институт международных экономических связей» к э н. Богомоловой Ю. И. с использованием... | 3 Термодинамика Рецензент программы: д э н., проф. Орешкин В. А., профессор кафедры Международной торговли и внешней торговли РФ | ||
2. Пояснительная записка Рецензент программы: д э н., проф. Орешкин В. А., профессор кафедры Международной торговли и внешней торговли РФ | Автор савранская О. Л Рецензент: д э н., профессор кафедры международной торговли и внешней торговли РФ орешкин Валерий Алексеевич | ||
Протокол №1 от 27 августа 2012г Рецензент: д э н., профессор кафедры международной торговли и внешней торговли РФ орешкин Валерий Алексеевич | Научное сообщество и терроризм Рецензент программы: д э н., проф. Орешкин В. А., профессор кафедры Международной торговли и внешней торговли РФ | ||
Программа 511620 «Финансы» Рецензент: д э н., профессор кафедры международной торговли и внешней торговли РФ орешкин Валерий Алексеевич | Аннотация к изучению учебной дисциплины Рецензент: д э н., профессор кафедры международной торговли и внешней торговли РФ орешкин Валерий Алексеевич | ||
Об излишних самоуверенностях и непереводимых терминах Рецензент программы: д э н., проф. Орешкин В. А., профессор кафедры Международной торговли и внешней торговли РФ | Критерии оценок при проведении экзамена Рецензент программы: д э н., проф. Орешкин В. А., профессор кафедры Международной торговли и внешней торговли РФ | ||
Название: «наука и образование против террора» Рецензент программы: д э н., проф. Орешкин В. А., профессор кафедры Международной торговли и внешней торговли РФ | Конкурс «наука и образование против террора» Рецензент программы: д э н., проф. Орешкин В. А., профессор кафедры Международной торговли и внешней торговли РФ |