МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ДОКЛАД
МИНИСТЕРСТВА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ О РЕЗУЛЬТАТАХ ЗА 2011 ГОД, ОЦЕНКЕ 2012 ГОДА И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
на 2013-2015 годы
Волгоград
Введение
Доклад о результатах за 2011 год, оценке 2012 года и основных направлениях деятельности на 2013-2015 годы министерства промышленности и торговли Волгоградской области (далее – Доклад), как главного распорядителя средств областного бюджета, подготовлен в соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 11 августа 2008 года № 54-п «О представлении докладов о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей средств областного бюджета», постановлением Губернатора Волгоградской области от 22 июня 2012 г. № 507 "О показателях оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Волгоградской области".
Министерство промышленности и торговли Волгоградской области (далее – Министерство) было образовано в соответствии с Законом Волгоградской области № 22-ОД “О системе органов исполнительной власти Волгоградской области” и постановлением Губернатора Волгоградской области от 04.04.2012 № 145 “О министерстве промышленности и торговли Волгоградской области и министерстве экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области”.
Министерство осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Волгоградской области от 10 июля 2012 года № 209-п и является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере промышленности и торговой деятельности, недропользования, в области защиты прав потребителей, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, лицензирования заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных и цветных металлов на территории Волгоградской области.
Раздел 1.Цели, задачи и показатели деятельности Стратегической целью деятельности Министерства является обеспечение условий для развития конкурентоспособного, экономически устойчивого промышленного комплекса и торговой деятельности Волгоградской области.
Ключевыми документами, определяющими политику Волгоградской области в сфере развития промышленного потенциала являются указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №596 «О долгосрочной социально-экономической политике в Российской Федерации», а также Концепция развития промышленности Волгоградской области до 2020 года, утвержденная постановлением Администрации Волгоградской области от 26 сентября 2011 года № 531-п.
Торговая деятельность регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Федеральный закон от 30 декабря 2006г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». На очередной финансовый год и плановый период определены следующие приоритетные цели:
1) обеспечение устойчивых темпов роста промышленности Волгоградской области и повышение ее конкурентоспособности;
2) создание условий для формирования современной торговой инфраструктуры.
Результатом станет достижение максимального социально-экономического эффекта для развития Волгоградской области, выражающегося в стабильном развитии промышленности и обеспечении доступности услуг торговой деятельности и формировании потребительского спроса. Цель 1: Обеспечение устойчивых темпов роста промышленности Волгоградской области и повышение ее конкурентоспособности Достижение цели осуществляется путем планомерного решения следующих задач:
содействие привлечению инвестиций и инноваций в установленные сферы промышленной деятельности;
содействие модернизации и техническому перевооружению промышленных предприятий и создание благоприятных условий для открытия современных конкурентоспособных предприятий промышленности;
содействие в обеспечении промышленности квалифицированными кадрами, отвечающими потребностям рынка;
повышение эффективности взаимодействия с промышленными предприятиями и организациями;
совершенствование внешней среды для развития промышленных предприятий.
Результатом достижения цели должна стать положительная динамика основных показателей, характеризующих степень ее достижения:
- индекс промышленного производства;
- объем отгруженных товаров, работ, услуг организациями промышленных производств на 1 жителя;
- создание новых рабочих мест (с учетом членов семей).
Данные показатели позволяют провести межрегиональное сравнение среди субъектов РФ.
| Индекс промышленного производства, в процентах к предыдущему году
| Объем отгруженных товаров, работ, услуг организациями промышленных производств на 1 жителя, тыс. руб.
| 2009
| 2010
| 2011
| 2009
| 2010
| 2011
| Российская Федерация
| 90,7
| 108,2
| 104,7
| 158,5
| 196,7
| 235,4
| ЮФО
| 91,4
| 108,9
| 107,2
| 60,7
| 99,8
| 121,3
| Краснодарский край
| 91,5
| 108,1
| 104,7
| 68,1
| 78,6
| 91,4
| Астраханская область
| 84,3
| 117,4
| 114,9
| 62,6
| 75,2
| 90,5
| Волгоградская область
| 87,4
| 104,8
| 104,5
| 138,0
| 173,2
| 213,1
| Ростовская область
| 86,1
| 116,4
| 110,3
| 77,9
| 98,3
| 124,8
| Представленные показатели направлены на обеспечение достижения целевых показателей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной политике». Задача 1. Содействие привлечению инвестиций и инноваций
в установленные сферы промышленной деятельности В целях оказания содействия привлечению инвестиций и инноваций в промышленность Волгоградской области министерство осуществляет работу по следующим направлениям:
1) Расширение участия промышленных предприятий региона в федеральных целевых программах
В целях привлечения дополнительных федеральных средств в бюджет региона и следовательно увеличения количества предприятий, участвующих в федеральных целевых программах (далее – ФЦП), Министерством проводится адресная работа по информированию предприятий о действующих и разрабатываемых государственных программах (далее -ГП) и ФЦП, мониторинг участия промышленных предприятий в ФЦП.
В 2011 году 8 промышленных предприятий области приняли участие в следующих ФЦП:
«Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации» (2009-2014 годы) (ЗАО «Экотор», ФГУП «НИИ ГПТ» ФМБА России),
«Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы» (ОАО «ПК Ахтуба),
«Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008-2015 годы (ОАО «Завод «Метеор»),
«Развитие фармацевтической и медицинской промышленности российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздравсоцразвития России),
«Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» (проектный институт «Гипросинтез», ФГУП «НИИ ГПТ» ФМБА России),
«Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации» (ОАО «ПО «Баррикады», ОАО ЦКБ Титан; ОАО «Завод «Метеор»).
Общая сумма участия в отчетном периоде составила 1,4 млрд. рублей.
По оценке 2012 года участниками федеральных целевых программ станут 9 промышленных предприятий на общую сумму 1,6 млрд. рублей, по прогнозу 2013 года планируется 10 участников на общую сумму около 1,8 млрд. рублей.
В целях увеличения количества предприятий, участвующих в ФЦП и непрограммных мерах государственной поддержки специалистами Министерства проводится информирование о существующих и разрабатываемых мерах поддержки, консультирование по подготовке заявок на участие. Кроме того, проводится организация подготовки сотрудников промышленных предприятий по формированию заявок в федеральные целевые программы и непрограммные мероприятия, их подаче и дальнейшему сопровождению.
2)Содействие в создании и развитии кластеров, индустриальных и технологических парков.
В регионе планируется создание кластеров и зон экономического развития, способных дать мощный толчок дальнейшему развитию промышленности региона.
В настоящее время реализуется проект по созданию текстильного кластера «Поволжье». В результате реализации проекта предполагается создание 1600 рабочих мест, увеличение ежегодного объема производства до 5,2 млрд. рублей. В состав кластера войдут также предприятия, выпускающие химические волокна и текстильную химию, учебные заведения, осуществляющие подготовку кадров для легкой промышленности, предприятия, производящие фурнитуру, упаковку, полиграфию, логистические и выставочные центры, дома моды и объекты торговли.
Инновационный территориальный кластер на базе ОАО «Каустик» «Производство современных магнезиальных строительных материалов» реорганизуется в инновационный территориальный кластер «Инновационные производства по использованию бишофита». Совместно с предприятием осуществляется подготовка к участию в конкурсе пилотных проектов кластеров (проводит Министерство экономического развития Российской Федерации) в 2013 г.
В дальнейшем планируется создание химико-фармацевтического кластера, Котельниковской промышленной зоны, Эльтонской зоны эконономического развития, развитие автобусного производства (ООО ИПГ «Волга-Бас»), прорабатывается вопрос создания инновационного территориального кластера «Электроника» (инициатива ОАО «Аврора-БИНИБ»).
В соответствии с проектом долгосрочной областной целевой программы «Развитие промышленности Волгоградской области и повышение ее конкурентоспособности», разрабатываемым в настоящее время Министерством, планируется создание Центра кластерного развития – специализированной организации по координации кластерной политики в регионе .
3) Организация взаимодействия предприятий с институтами развития
Министерством организуется взаимодействие промышленных предприятий с институтами развития, некоммерческими организациями для участия в программах поддержки, реализуемых данными организациями, с целью привлечения инвестиций и организации инновационной деятельности на предприятиях. В этих целях планируется организация и проведение круглых столов, семинаров и конференций с участием представителей институтов развития и промышленных предприятий региона.
Рассматривается возможность установления сотрудничества промышленных предприятий региона со следующими организациями:
Фонд развития Центра разработки коммерциализации новых технологий (Фонд «Сколково»).
В случае сотрудничества, предприятия могут получить льготы по уплате таможенных платежей, налоговые льготы, а также доступ к инфраструктуре инновационного центра (по экстерриториальному принципу, до 2014 года). Предприятия могут создать прорывные бизнес-направления на своей базе с 100% финансированием за счет государственных средств на начальном этапе.
ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»
Участие «Внешэкономбанка» в реализации инвестиционных проектов и поддержке экспорта промышленной продукции возможно в форме предоставления кредита, гарантии и поручительства, участия в уставных капиталах хозяйственных обществ, осуществлении лизинговых операций, страховании экспортных кредитов, финансовой и гарантийной поддержки экспорта.
Фонд посевных инвестиций (Российская венчурная компания)
Фонд предоставляет до 75% от объема инвестиционной потребности инновационной компании на первом раунде инвестирования и в сумме, не превышающей 25 млн. рублей .
Биофонд (Российская венчурная компания)
Биофонд предоставляет не более 75% от объема инвестиционной потребности Сервисных компаний и не более 50% от объема инвестиционной потребности Инновационных биофармацевтических компаний в денежной, имущественной формах, либо в виде прав на результаты интеллектуальной деятельности в сумме (эквиваленте) не более 100 млн. рублей на первом раунде инвестирования.
Открытое Акционерное Общество «Российская корпорация нанотехнологий» (РОСНАНО)
Для осуществления финансирования инвестиционных проектов Корпорация может использовать такие инструменты, как участие в капитале компаний (не более 50% минус 1 акция), выдача займов, приобретение облигаций и конвертируемых долговых обязательств, поручительства по кредитам, приобретение долей в венчурных фондах.
4) содействие открытию новых производств на территории Волгоградской области
В декабре 2011 года стартовал проект по открытию швейных производств полного цикла в муниципальных образованиях Волгоградской области ЗАО "Корпорация "Глория Джинс".
Совместно с инвестором и администрациями муниципальных образований осуществляется подбор площадок под размещение производства.
В 2012 году открыто 6 фабрик под брендом "Глория Джинс". На фабрики трудоустроено 850 человек. До конца 2012 года планируется открытие еще 4 фабрик. Объем инвестиций в 2012 году составит более 450 млн. руб. На фабриках используется самое передовое в мире швейное оборудование.
В соответствии с постановлением Губернатора Волгоградской области от 05 июля 2012 г. № 563 «Об установлении персональной ответственности за практическую реализацию инвестиционных проектов и осуществление электронного мониторинга хода реализации инвестиционных проектов на территории Волгоградской области» Министерство является ответственным за практическую реализацию 17 инвестиционных проектов в промышленной сфере региона, общая сумма инвестиций по которым составляет более 190 млрд. рублей.
В целях привлечения иностранных инвестиций и внедрения передовых технологий Министерство будет оказывать содействие в установлении сотрудничества промышленных предприятий с международными организациями и административно-территориальными образованиями иностранных государств, такими как Евразийская экономическая комиссия и Центр международного промышленного сотрудничества ЮНИДО.
Кроме того, Министерство информирует и организует участие промышленных предприятий области о проводящихся в Волгоградской области, Российской Федерации и за рубежом инвестиционных и инновационных форумах, выставках, ярмарках. Показатели деятельности:
- величина привлеченных федеральных финансовых средств;
- количество предприятий, участвующих в государственных и федеральных целевых программах;
- количество промышленных предприятий, принимающих участие в программах институтов развития. |