ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Волгоградский филиал
Кафедра экономики и финансов
Косицына Ф.П. Экономическая теория
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки
081100 Государственное и муниципальное управление (квалификация «специалиcт»)
-
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры
Протокол № 1 от «30» августа 2011 г.
Подпись заведующего кафедрой ………………………………..
|
Волгоград 2011
Содержание Наименование раздела
| № Стр.
| Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины «Экономическая теория»
| 3
| 1.1.
| Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине
| 3
| 1.2..
| Цели и задачи учебной дисциплины
| 3
| 1.3.
| Требования к уровню освоения дисциплины
| 4
| 1.4.
| Принадлежность дисциплины к учебному циклу и междисциплинарные связи
| 5
| 1.5.
| Тематический план учебной дисциплины
| 5
| 1.6.
| Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины
| 10
| Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
| 57
| 2.1.
| Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса
| 57
| 2.2.
| Пожелания к изучению отдельных тем курса
| 57
| 2.3.
| Рекомендации по работе с литературой
| 59
| 2.4.
| Разъяснения по работе с тестовой системой курса
| 60
| 2.5.
| Советы по подготовке к экзамену
| 60
| Раздел 3. Материалы тестовой системы или практических заданий (задач) по темам лекций
| 61
| Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий)
| 69
| Раздел 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ
| 72
| Раздел 6. Данные о мультимедийных лекциях
| 73
|
РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины 1.1. Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине «Экономическая теория» ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования. Дидактические единицы
по учебной дисциплине «Экономическая теория» ДЕ 1. Введение в экономическую теорию
ДЕ 2. Микроэкономика
ДЕ 3. Макроэкономика
ДЕ 4. Мировая экономика и мировое хозяйство
ДЕ 5. История экономических учений
1.2. Целью учебной дисциплины «Экономическая теория» является подготовка будущих специалистов системы государственного управления, преподавание курса экономической теории с одновременным прослеживанием исторической эволюции экономической мысли, формирование у студентов фундаментальной теоретической базы, необходимой для будущей практической деятельности. Для этого требуется помочь им понять и твердо усвоить закономерный и поступательный характер развития экономических систем, тенденции и противоречия такого развития, необходимость сочетания на современном этапе общих закономерностей развития рыночного хозяйства с национальными особенностями страны. Это особенно важно помнить в периоды кардинальных хозяйственных преобразований и экономических реформ.
Основными задачами данного учебного курса являются:
овладение студентами анализа экономической действительности и ее отражения в экономических концепциях, сформировать навыки системного и исторического подходов к решению теоретических и практических проблем экономической жизни;
умение свободно пользоваться категориальным аппаратом современного экономического мышления;
формирование способностей вскрывать взаимосвязь экономических теорий с практическими запросами экономической жизни и в будущей своей деятельности посильно способствовать укреплению взаимосвязи науки и практики.
Изучение дисциплины «Экономическая теория» предусматривает включение следующих вопросов:
предмет и метод экономической теории;
условия возникновения товарного хозяйства;
проблемы стоимости, денег, цены, спроса и предложения;
факторные рынки и проблема безработицы;
фирма и формы конкуренции;
проблемы распределения доходов;
структура бизнеса;
макроэкономические показатели и СНС;
циклический характер развития экономики;
финансовая система и кредитно-денежные отношения;
мировое хозяйство и формы международных экономических отношений;
регулирование и дерегулирование;
международное разделение труда и формы международных экономических отношений;
глобализация экономики и глобальные экономические кризисы;
место России в мировой экономике и современные проблемы рыночной экономики.
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины.
В результате изучения предмета «Экономическая теория» студент должен знать:
закономерности и этапы исторического процесса;
основные события и процессы мировой и отечественной экономической истории;
основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления;
основные нормативные правовые документы;
основные понятия экономической теории;
основные макроэкономические и микроэкономические показатели, принципы их расчета.
Студент, прошедший курс обучения, должен уметь:
применять понятийно- категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;
ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;
применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;
ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности;
использовать правовые нормы в профессиональной и общественной деятельности;
оценивать экономическую эффективность деятельности организации.
Студент должен приобрести следующие навыки:
целостного подхода к анализу проблем общества;
самостоятельного осмысления и оценки экономических процессов.
применения компаративного метода, выявления позитивного опыта передовых стран с точки зрения возможности и необходимости его использования в отечественной экономике.
критического и в то же время уважительного отношения к другим точкам зрения и другим теоретическим позициям.
работы с литературой и статистическим материалом.
убедительного аргументирования своих собственных позиций.
выработки практических рекомендаций для повышения социально-экономической эффективности отечественной экономики.
В результате изучения данной дисциплины студент должен обладать:
- знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);
- владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);
- умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);
- умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9);
- стремлением к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);
- способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);
- владеть методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-15);
- пониманием роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний (ОК-16).
профессиональными компетенциями (ПК):
организационно-управленческая деятельность:
- знанием основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1);
- способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);
- способностью анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-9);
- способностью участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-10);
- способностью использовать основные методы финансового менеджмента для стоимостной оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуре капитала (ПК-11);
- способностью оценивать влияние инвестиционных решений и решений по финансированию на рост ценности (стоимости) компании (ПК-12);
- готовностью участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций (ПК-21);
информационно-аналитическая деятельность:
- способностью к экономическому образу мышления (ПК-26);
- способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления (ПК-27);
- пониманием основных мотивов и механизмы принятия решений органами государственного регулирования (ПК-28);
- способностью анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ПК-29);
- знанием экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способностью проводить анализ конкурентной среды отрасли (ПК-30);
- умением применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31);
- способностью проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений (ПК-42);
предпринимательская деятельность:
- способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50). 1.4. Принадлежность дисциплины к учебному циклу и междисциплинарные связи. Дисциплина «Экономическая теория» принадлежит к учебному циклу “Б-1” - гуманитарный, социальный и экономический цикл. С учетом взаимодействия входящих в этот цикл дисциплин (философия, иностранный язык, история, политология, правоведение, социология, психология, культурология, культура речи и деловое общение, экономическая теория, экономика организации) у студентов должны быть сформированы указанные выше компетенции. 1.5. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «Экономическая теория» (250 ч.)
на 2011 – 2012 уч. год
|