Учебно-методический комплекс по дисциплине б4 Экономика Модуль Макроэкономика





НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине б4 Экономика Модуль Макроэкономика
страница1/20
Дата публикации04.11.2014
Размер2.68 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"


"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова

Общественных наук

Ярыгин Д.В.

Лихачев М.О.

____________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № 1 от 2.09.2013


Учебно-методический комплекс
по дисциплине Б1.Б4 Экономика

Модуль Макроэкономика

Факультет: Психологии и управления человеческими ресурсами

Направление: (080200 "Менеджмент")
Кафедра общественных наук

Составители: Лихачев М.О.


Москва-2013
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"


Утверждаю зав. кафедрой

___________________________

___________(Лихачев М.О.)
Решение заседания

кафедры Протокол № 1

от 2.09.2013


Программа дисциплины
Б1.Б4 Экономика
Модуль Макроэкономика

Для направления

080200 "Менеджмент"









Москва-2013
1. Пояснительная записка
Основные цели и задачи курса.

Цель: формирование и развитие у студентов умений анализировать состояние и тенденции социально – экономического развития национальной и мировой экономики дать необходимый объем знаний об основных экономических теориях, концепциях, принципах функционирования и управления экономикой предприятия в условиях рынка и, соответственно, дать практические навыки экономического обоснования управленческих решений.

Задачи:

  • усвоение основных экономических понятий и проблем (предмет, методы и функции экономической теории, потребности и ресурсы, эффективность, экономическая система, спрос, предложение и рыночное равновесие, эластичность спроса и предложения, полезность, равновесие потребителя, издержки производства, правило максимизации прибыли, рынки факторов производства, основные макроэкономические показатели, модель совокупного спроса и предложения, модель совокупных доходов и расходов, финансовая и денежно-кредитная система государства, социальная политика государства, типы и модели экономического роста, современное мировое хозяйство, его структура и тенденции развития, формы международных экономических отношений, платежный баланс и его структура);

  • изучение основных законов (принципов) функционирования рынка, определяющих механизмы ценообразования, поведение экономических субъектов, способы эффективного размещения и использования ограниченных ресурсов;

  • выяснение функций и границ эффективности рыночной системы, а также основных форм регулирования экономики;

  • изучение российской экономической модели.

  • изучение российской экономической модели.

Объем в ЗЕ: ____1 кредит_______________________________

Время изучения: курс____2________семестр_____4____________

Взаимосвязь с другими модулями:

Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей: ___ Основы математики, Логика с основами методологии мышления, Методология исследовательской деятельности, Микроэкономика___________________________________________________ _____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

____Основы маркетинга, Основы менеджмента , Экономическая и социальная организация современного российского общества _________________________

___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Групповая принадлежность ОМ: общекультурный ОМ

Кластерная принадлежность ОМ:

мировоззренческий ОМ

Модуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):

Обладает знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2)

способностью анализировать социальные проблемы и процессы (ОК-13)

1.4.1. Ориентируется в экономической, социальной и политической организации общества, в том числе российского_____________________

Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

Лекции, практические занятия, имитационные упражнения; реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы, исторический анализ, эксперимент; курсовая работа, эссе, проект

Формы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):

1 уровень сложности: тесты с закрытой формой задания (с однозначным и многозначным выбором ответа); тесты идентификации; устный и письменный опрос; тесты на соответствие; тесты с заданиями на группировку информации; тесты с заданиями установление последовательности; тесты на дополнение; тесты с заданиями на исключение лишнего; тесты перекрестного выбора; классификация; ранжирование;

2 уровень сложности: имитационное упражнение; реферирование, тезирование, планирование текста, конспектирование, аннотирование; анализ различных типов данных; структурирование проблемы, Synectics, исторический анализ, эксперимент;

3 уровень сложности: курсовая работа, эссе, проект.____________________

_________________________________________________________________________
Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: (ненужное удалить)

70/30 % - мировоззренческий кластер
Технологическая карта образовательного модуля


Компетенции

(шифр)

Тема

Лекции (групповая работа)

Семинарские занятия (групповая, звеньевая работа)

Практические занятия *

(групповая, звеньевая работа)

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

Контроль


Компетенция

ОК-2

ОК-13

1.4.1

Тема 1


Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности

тесты, тезирование, реферирование, анализ разных типов данных (статистические данные), эссе


Задания 2 и 3 уровня сложности

реферирование, анализ разных типов данных (статистические данные), эссе


Рабочая тетрадь

тесты, тезирование, реферирование, анализ разных типов данных (статистические данные), эссе


Устный опрос, проверка рабочих тетрадей


Компетенция

ОК-2

ОК-13

1.4.1

Тема 2


Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности

тесты, тезирование, реферирование, анализ разных типов данных (статистические данные), эссе


Задания 2 и 3 уровня сложности

реферирование, анализ разных типов данных (статистические данные), эссе


Рабочая тетрадь

тесты, тезирование, реферирование, анализ разных типов данных (статистические данные), эссе


Устный опрос, проверка рабочих тетрадей


Компетенция

ОК-2

ОК-13

1.4.1

Тема 3


Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности

тесты, тезирование, реферирование, анализ разных типов данных (статистические данные), эссе


Задания 2 и 3 уровня сложности

реферирование, анализ разных типов данных (статистические данные), эссе


Рабочая тетрадь

тесты, тезирование, реферирование, анализ разных типов данных (статистические данные), эссе


Устный опрос, проверка рабочих тетрадей


Компетенция

ОК-2

ОК-13

1.4.1

Тема 4


Конспекты, презентации


Задания 1 и 2 уровня сложности

тесты, тезирование, реферирование, анализ разных типов данных (статистические данные), эссе


Задания 2 и 3 уровня сложности

реферирование, анализ разных типов данных (статистические данные), эссе


Рабочая тетрадь

тесты, тезирование, реферирование, анализ разных типов данных (статистические данные), эссе


Устный опрос, проверка рабочих тетрадей


2. Объем модуля и виды учебной работы

Очное

Факультет/

направление

Название модуля

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестр

Аудитор

ные

Самост. работа

080200 "Менеджмент"

Макроэкономика

Лекции

8

22

IV

Практические/семинарские

6




IV

Лабораторные










Консультации










Курсовые/рефераты










Контрольные работы










Итоговый контроль

Зачет

Экзамен









Общий объем часов по дисциплине

14

22

36



3. Содержание модуля/ дисциплины
3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий

(по каждой форме обучения)

Очное отделение

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Лекции

Практические занятия

Семинары



Самостоятельная работа

1.

Основы макроэкономики

2

2







6

2.

Макроэкономическое равновесие, циклические колебания, экономический рост

2

2







6

3.

Государственное регулирование в рыночной экономике

2

1







5

4.

Международная экономика

2

1







5


3.2. Содержание разделов ОМ/ УД

№ п/п

Наименование раздела ОМ/ УД

Содержание раздела

Тематический план лекционных занятий

Тематический план практических занятий

1.

Основы макроэкономики

Понятие макроэкономики. Система национальных счетов и основные макроэкономические показатели. ВВП как основной макроэкономический показатель.

Методы расчета и структура ВВП. Метод суммирования добавленной стоимости и производственная структура ВВП. Структура ВВП по расходам. Потребительские расходы. Инвестиции. Государственные расходы. Чистый экспорт.

Номинальный и реальный ВВП. Расчет ВВП в текущих ценах. Инфляционное искажение. Постоянные цены. Выбор базисного периода для расчета реального ВВП. Индекс-дефлятор ВВП и ИПЦ – альтернативные методы измерения инфляции.

Лекция 1

1. Понятие макроэкономики. Система национальных счетов и основные макроэкономические показатели.

2. Методы расчета и структура ВВП.

3. Номинальный и реальный ВВП.

Семинар 1

1. ВВП и его структура.

2. Номинальный и реальный ВВП.

3. ИПЦ и измерение инфляции.

2.

Макроэкономическое равновесие, циклические колебания, экономический рост

Понятие макроэкономического равновесия и его основные модели. Модель AD – AS. Совокупный спрос. График совокупного спроса. Уровень цен. Эффект процентной ставки. Эффект реальных денежных остатков. Эффект импортных закупок. Неценовые факторы совокупного спроса. Совокупное предложение. График совокупного предложения. Кейнсианский, промежуточный и классический отрезки графика совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения. Определение параметров макроэкономического равновесия в модели AD – AS.

Циклические колебания в экономике. Фазы экономического цикла. Причины и типы циклических колебаний и их влияние на социально-экономическую и политическую сферу общества.

Экономический рост как показатель нормального функционирования экономики. Измерение темпов экономического роста. Факторы экономического роста. Факторы предложения. Фактор спроса. Институционально-законодательные ограничения и их влияние на темпы роста. Экстенсивный и интенсивный рост.

Лекция 2

1. Понятие макроэкономического равновесия и его основные модели.

2. Циклические колебания в экономике.

3. Экономический рост: понятие, факторы, типы.

Семинар 2

1. Общее понятие макроэкономического равновесия.

2. Неоклассическая теория равновесия.

3. Кейнсианская теория равновесия.

Практическое занятие 1

1. Модель совокупного спроса.

2. Модель совокупного предложения.

3. Модель AD - AS как инструмент анализа макроэкономической ситуации

3.

Государственное регулирование в рыночной экономике

Функции государства в рыночной экономике. Недостатки рыночного механизма и необходимость государственного регулирования. Функция эффективности. Функция справедливости. Функция стабильности.

Бюджетно-налоговая политика. Государственный бюджет и его структура. Типы и модели бюджетной политики. Влияние бюджетной политики на уровень экономической активности. Проблема бюджетного дефицита и государственного долга.

Денежно-кредитная политика. Центральный банк и его функции. Денежная масса как объект государственного регулирования. Регулирование наличного и безналичного обращения. Основные инструменты денежно-кредитной политики. Политика дешевых и дорогих денег. Инфляция: причины, виды и методы антиинфляционной политики.

Лекция 3

1. Функции государства в рыночной экономике.

2. Бюджетно-налоговая политика.

3. Денежно-кредитная политика.

Практическое занятие 2

1. Моделирование различных типов бюджетно-налоговой политики в модели AD - AS

2. Моделирование различных типов денежно-кредитной политики в модели AD - AS

3. Антиинфляционная политика.

4.

Международная экономика

Мировая экономика и международные экономические отношения. Основные формы международных экономических отношений. Международное разделение труда. Международная торговля. Свободная торговля и протекционизм. Методы протекционизма. ВТО и принципы международного регулирования торговой политики.

Платежный баланс страны и его регулирование. Счет текущих операций и счет операций с капиталом и финансовыми инструментами. Изменение официальных резервов и регулирование сальдо платежного баланса. Дефицит платежного баланса и методы борьбы с ним.

Валютный курс и валютная система. Фиксированные и плавающие валютные курсы. Основные этапы развития мировой валютной системы. Золотой стандарт. Бреттон-вудская система. Ямайская система.

Макроэкономические процессы в открытой экономике. Отражение влияния внешнеэкономических факторов в модели AD – AS. Влияние изменений платежного баланса и валютного курса на внутренние макроэкономические параметры.

Лекция 4

1. Мировая экономика и международные экономические отношения.

2. Платежный баланс страны и его регулирование.

3. Валютный курс и валютная система.

4. Макроэкономические процессы в открытой экономике

Практическое занятие 3

1. Макроэкономическое равновесие в открытой экономике.

2. Платежный баланс и его влияние на макроэкономическую ситуацию.

3. Валютный курс и валютная политика.


Основные понятия

  • Валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, воспроизводство, депрессия, длинные циклы, интенсивные и экстенсивные факторы роста экономики, конечный продукт, кризис, кризис недопроизводства, личный доход, макроэкономическое равновесие, малые циклы, мультипликатор, национальное богатство, национальный доход, оживление, подъем, промежуточный продукт, простое воспроизводство, расширенное воспроизводство, структурный кризис, трансформационный кризис, цикличность, чистый доход;

  • Акцизы, бюджет, государственный долг, дефицит бюджета, капитальные доходы бюджета, консолидированный бюджет, косвенные налоги, налоги, налоговая база, объект налогообложения, прогрессивные ставки обложения, пропорциональные ставки, профицит госбюджета, прямые налоги, таможенные пошлины, текущие расходы, бюджетов, финансы, финансовая система, финансовая функция налогов;

  • Бреттон-Вудская валютная система, внешняя торговля, внешнеэкономические связи России, Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), Европейский платежный союз (ЕПС), Европейский союз (ЕС), евро, Единая валютная система (ЕВС), интеграция, интернационализация, квотирование экспорта и импорта, либерализация международной торговой политики, международная торговля, международная валютная система (МВС), Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), мировое рыночное хозяйство (мировая экономика), новые индустриальные страны (НИС), платежный баланс, пошлины, протекционизм, развитые страны, развивающиеся страны, региональный рынок, свободные экономические зоны (СЭЗ), таможенные тарифы, технологический рынок, транснациональные корпорации (ТНК), Экономический и валютный Союз (ЭВС).




  1. Календарно-тематический план

(по каждой форме обучения)

Факультет Психологии

Календарно-тематическое планирование по дисциплине/ модулю__Микроэкономика______________________________________________

Форма обучения ___очная _________

Курс__2____________


направление

Наименования разделов

Всего часов

лекции

практические

лабораторные

Самостоятельная работа

Календарные сроки выполнения




Основы макроэкономики

8,5

2

2




4,5

апрель

Макроэкономическое равновесие, циклические колебания, экономический рост

11,5

3

4




4,5

апрель

Государственное регулирование в рыночной экономике

8,5

2

2




4,5

май

Международная экономика

7,5

2

1




4,5

май


  1. Организация самостоятельной работы студентов

График самостоятельной работы студентов очной формы обучения

Факультет Психологии

Специальность/ направление: Психология

Курс __2___


направление

Темы, выносимые на самостоятельную работу

Форма отчета по самостоятельной работе

Планируемые сроки выполнения

сентябрь

октябрь

декабрь

февраль

март

апрель

май

июнь




Основы макроэкономики



















1.04 – 15.04







Макроэкономическое равновесие, циклические колебания, экономический рост



















16.04 – 30.04







Государственное регулирование в рыночной экономике






















1.05 – 15.05




Международная экономика






















16.05 – 30.05







  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине б4 Экономика Модуль Макроэкономика iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Макроэкономика»
«Макроэкономика» разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по дисциплине б4 Экономика Модуль Макроэкономика iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Макроэкономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине б4 Экономика Модуль Макроэкономика iconУчебно-методический комплекс 080102 Мировая экономика Москва 2009...
Учебно-методический комплекс «Внешнеторговые переговоры» составлен в соответствии с требованиями примерной программы по дисциплине...
Учебно-методический комплекс по дисциплине б4 Экономика Модуль Макроэкономика iconМетодическая разработка По дисциплине «Макроэкономика»
Учебно методическая разработка по дисциплине «Макроэкономика» подготовлена в соответствии с программой курса, составленной на основе...
Учебно-методический комплекс по дисциплине б4 Экономика Модуль Макроэкономика iconУчебно-методический комплекс по «экономической теории» Часть3 «макроэкономика»...
«Макроэкономика»: учебно методическое пособие. – Иркутск: Изд-во бгуэп, 2010. – с
Учебно-методический комплекс по дисциплине б4 Экономика Модуль Макроэкономика iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Финансы»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансы» разработан для студентов, обучающихся на очной и заочной формах обучения направления...
Учебно-методический комплекс по дисциплине б4 Экономика Модуль Макроэкономика iconУчебно-методический комплекс по направлению 521500 «менеджмент» Санкт-Петербург
Овчинников Г. П. Макроэкономика: Учебно-методический комплекс. Спб.: Ивэсэп, 2005 13 с
Учебно-методический комплекс по дисциплине б4 Экономика Модуль Макроэкономика iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Мировая экономика»
Специальность 080502 Экономика и управление на предприятии (транспорт, связь, лесной комплекс)
Учебно-методический комплекс по дисциплине б4 Экономика Модуль Макроэкономика iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «экономика строительного предприятия и отрасли»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры Экономики и управления инвестициями и недвижимостью (протокол...
Учебно-методический комплекс по дисциплине б4 Экономика Модуль Макроэкономика iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Налоговая система рф»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Налоговая система рф» разработан для студентов очной и заочной форм обучения направления...
Учебно-методический комплекс по дисциплине б4 Экономика Модуль Макроэкономика iconУчебно-методический комплекс Для специальности 080102 Мировая экономика...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международная торговля» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине б4 Экономика Модуль Макроэкономика iconУчебно-методический комплекс Для специальностей: 080102 Мировая экономика...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Таможенное дело» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине б4 Экономика Модуль Макроэкономика iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «деньги, кредит, банки»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансы» для специальностей 060400 «Финансы и кредит», 060500 «Бухгалтерский учет, анализ...
Учебно-методический комплекс по дисциплине б4 Экономика Модуль Макроэкономика iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Институциональная экономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине б4 Экономика Модуль Макроэкономика iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Статистика»
Михайлов Б. А. Статистика: Учебно-методический комплекс. Для студентов всех форм обучения, обучающихся по специальностям «Финансы...
Учебно-методический комплекс по дисциплине б4 Экономика Модуль Макроэкономика iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Организация и управление вэд»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация и управление вэд» разработан в соответствии с требованиями Государственного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск