Скачать 0.81 Mb.
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины «ЭКОНОМИКА» для студентов, обучающихся по специальности «Биология (Теория образования и методика преподавания Биологии)» ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА»:
Задачи курса состоят: - в понимании сущности и содержания экономических процессов, принципов и методов хозяйствования на различных уровнях общественного производства; - в уяснении поведения человека в условиях ограниченности ресурсов и безграничности потребностей; - в сокращении дистанции между во многом абстрактными экономическими категориями и реальными фактами экономической жизни; - в методологической помощи студентам при выборе решений на микро-, макро- и глобальном уровнях экономики. Студенты должны знать: - основные научные понятия и категории экономической теории; - закономерности развития природы экономических явлений, общества и мышления; - основные концепции развития экономической науки; - причинно-следственные связи социально-экономического развития российского общества; - мировоззренческие социально-, политико- и личностно значимые проблемы в экономике; - экономические законы и категории рыночной экономики; - основные события, процессы и исторические этапы развития экономики Российского государства в контексте мировой экономической истории; - механизм и инфраструктуру рыночной экономики; - главные элементы экономической политики, которые привели целую группу стран к высокому уровню экономического благосостояния; - тенденции и направления развития науки в современной действительности; - базовые дисфункции современного рынка и направления регулирования в экономике. Студенты должны уметь: - анализировать экономические процессы и явления, протекающие в современном обществе; - формировать гражданскую и мировоззренческую позицию в современном обществе; - проводить микроэкономический анализ работы учреждений сферы образования и культуры; - охарактеризовать макроэкономические показатели и их динамику; - давать объективную оценку различным социально-экономическим явлениям и процессам; - анализировать и оценивать исторические факты, события и процессы; - выражать и обосновывать свою позицию по отношению к экономической истории; - пользоваться экономической информацией, решать цифровые экономические задачи, объяснить конкретные экономические ситуации на макро- и микроэкономическом уровнях, на уровне мирового рынка; - ориентироваться в мировом экономическом процессе. Студенты должны владеть: - базовой научной терминологией по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам; - методами систематизации экономических знаний; - навыками публичного выступления, аргументации, ведения дискуссии по современным экономическим проблемам; - методами исследований, приемами и методами анализа проблем социально-экономического развития общества и государства; - целостного и системного подхода к анализу экономических проблем;
Студенты должны иметь представление: - об основных понятиях и категориях в экономике; - об основных закономерностях развития природы экономических явлений, общества и мышления; - об основных концепциях развития экономической науки и направлениях совершенствования методологического аппарата применяемого в рамках проводимых исследований в данной сфере; - об причинно-следственных связях социально-экономического развития российского общества; - о значимых проблемах в экономике и возможных путях их решения; - о механизмах и инфраструктуре рыночной экономики; - об основных элементах реализуемой и перспективной экономической политики, как основы стабилизации и устойчивого экономического развития; - о тенденциях и направлениях развития науки в современной действительности; - о базовых дисфункциях современного рынка и направлениях, а также методах регулирования в экономике. 1.5. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ (для всех специальностей, на которых читается дисциплина: «Экономика»)
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ Тема 1. Предмет и метод экономической науки Экономика как наука: предмет и функции. Основные методы экономической теории. Уровни экономического анализа: микро-, макро-, мезо-, мегаэкономика. Позитивная и нормативная экономика. Основные исторические этапы развития экономических знаний и экономической науки (меркантилизм, физиократы, монетаризм, неолиберализм, маржинализм, марксизм, кейнсианство, институционализм, теория социально-ориентированного рыночного хозяйства). Нобелевские лауреаты в области экономики. Основные понятия и термины: экономика, политическая экономия, экономикс, экономические категории и экономические законы, процесс труда, экономические ресурсы, производительные силы, производственные отношения. Тема 2. Основы экономического анализа. Базовые экономические понятия Объективные условия и противоречия экономического развития. Блага. Безграничные потребности общества. Виды потребностей. Экономические ресурсы и их ограниченность. Выбор альтернатив использования ресурсов. Эффективность использования ограниченных ресурсов. Проблема занятости ресурсов. Кривая производственных возможностей. Вмененные издержки. Закон возрастания вмененных издержек. Альтернативная стоимость. Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом. Что производить? Как должны быть произведены товары и услуги? Для кого произведен продукт? Экономические отношения. Экономический рост. Незанятость и неполное использование ресурсов. Изменение количества и качества ресурсов. Современные производственные альтернативы и будущий экономический рост. Основные понятия собственности: экономические и правовые аспекты. Права собственности как «правила игры» в хозяйственной системе. «Пучок прав». Спецификация прав собственности. Виды и формы собственности. Субъекты собственности. Объект собственности. Отношения собственности Модели экономических систем (рыночная экономика, административно-командная экономика, смешанная экономика). Критерии классификации экономических систем. Основные понятия и термины: блага, воспроизводство, производство, распределение, обмен, потребление, экономическая система, факторы производства, вмененные издержки, альтернативная стоимость, собственность, приватизация, разгосударствление. МИКРОЭКОНОМИКА Тема 3. Основы обмена. Рыночная система хозяйствования Условия появления товарного производства и возникновения рыночной организации производства. Свойства товара. Ограниченность ресурсов. Общественное разделение труда и специализация. Обмен. Принцип «невидимой руки». Черты, цели и субъекты рыночной экономики. Модели рыночной системы хозяйствования. Рынок: виды и функции, «провалы» рынка. Развитый рынок. Деформированный рынок. Рыночная структура. Инфраструктура рынка. Российский вариант возрождения рынка. Рынок и государство: цели вмешательства и границы. Основные понятия и термины: общественное разделение труда, натуральная форма хозяйства, товарное хозяйство, простое и расширенное производство, первоначальное накопление капитала, рынок, товар, стоимость, цена, рыночная инфраструктура. Тема 4. Деньги как развитая форма товарно-денежных отношений Концепции возникновения и сущности денег: рационалистическая и эволюционная. Функции денег. Эволюция денег: товарные, металлические, бумажные, кредитные и электронные. Денежные реформы. Денежные агрегаты. Уравнение обмена. Денежный запас. Основные понятия и термины: деньги, денежное обращение, инфляция. Тема 5. Конкуренция: виды, методы и роль в рыночной экономике Совершенная и несовершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия (чистая монополия, естественная монополия). Монопсония. Методы конкурентной борьбы. Эффективность конкурентной борьбы. Ценовая дискриминация. Рыночная власть. Монополия «за» и «против». Двойственная роль монополии. Антимонопольное (антитрестовское) законодательство. Особенности монополизма в российской Федерации. Антимонопольное регулирование в России. Основные понятия и термины: конкуренция, совершенная конкуренция, несовершенная конкуренция, неценовая конкуренция, монополия, естественная монополия, монопсония, ценовая дискриминация. Тема 6. Спрос, предложение, рыночное равновесие Спрос и факторы, влияющие на спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Функция спроса. Спрос и величина спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Предложение товаров на рынке. Факторы, влияющие на предложение. Закон предложения. График предложения. Предложение и объем (величина) предложения. Эластичность спроса и эластичность предложения: расчет и практическое значение показателей. Цена спроса и цена предложения, равновесная цена. Равновесие. Устойчивое и неустойчивое равновесие. Нарушения рыночного равновесия. Основные понятия и термины: спрос, предложение, эластичность, равновесие. Тема 7. Поведение потребителя Основы теории потребительского поведения. Предельная полезность. Анализ потребительских предпочтений. Кривые безразличия. Бюджетные ограничения. Бюджетная линия. Правило потребительского поведения. Эффект дохода и эффект замещения. Основные понятия и термины: потребности, полезность, потребительский выбор, правило максимизации полезности, закон убывающей предельной полезности, предельная норма замещения, эффект дохода и эффект замещения. Тема 8. Фирма. Производство и издержки Фирма как субъект рыночной экономики. Основные формы предпринимательской деятельности. Издержки, их сущность, виды и структура. Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Минимизация издержек. Производственная функция. Основные пути сокращения издержек. Эффект масштаба. Закон убывающей предельной производительности. Закон убывающей производительности (доходности). Общий и предельный доход. Выручка. Прибыль: виды, условия и принцип максимизации. Равновесие фирмы. Банкротство. Основные понятия и термины: издержки производства, виды издержек производства: постоянные, переменные, общие, средние, предельные; себестоимость, прибыль: экономическая, бухгалтерская. Тема 9. Рынки факторов производства. Формирование факторных доходов Рынки факторов производства. Особенности спроса и предложения. на факторы производства. Земля как фактор производства. Рынок земли и рентные отношения. Рента и ее виды. Труд как фактор производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Цена труда как заработная плата. Номинальная и реальная. Отклонение от равновесия на рынке труда и безработица. Виды и последствия безработицы. Занятость. Роль профсоюзов в регулировании рынка труда. Особенности рынка труда в РФ. Трудовой кодекс РФ. Капитал как фактор производства. Рынок капитальных активов (капитала). Дисконтирование. Процент на капитал: сущность, динамика. Процентные ставки в финансовой политике государства в РФ. Инвестиции. Закон взаимозамещения и ценообразования на факторы производства. Предпринимательство как фактор производства. Экономическая природа прибыли. Политика распределения доходов в обществе. Общее равновесие. Благосостояние. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства в распределении доходов. Основные понятия и термины: доход, факторные доходы, валовый и предельный доход; закон убывающей доходности, норма прибыли, заработная плата, прибыль, процент, номинальная и реальная процентная ставка. |
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология» | Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Социально-экономическое... Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Административная... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В... «050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008 Информационные технологии: Методические рекомендации по изучению дисциплины / Сост. М. Н. Машкин. М.: Вгна, 2008. –16 с | Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии... Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии | ||
Методические рекомендации по изучению курса «Основы менеджмента обсуждены... Методические рекомендации предназначены для студентов очной, заочной формы обучения | Методические рекомендации по изучению дисциплины ... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для курсовой... Лапутина, О. А. Организация производства и предпринимательства в апк: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания... | Методические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендовано объединенной... Методические рекомендации предназначены для студентов ннгу, обучающихся по направлению «Менеджмент» | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной... Лапутина, О. А. Менеджмент: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф... | Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной... Лапутина, О. А. Маркетинг: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания... Методические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания теологии» | Методические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301.... |