Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»





НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
страница1/5
Дата публикации05.11.2014
Размер0.81 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Экономика > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
Методические рекомендации по изучению дисциплины «ЭКОНОМИКА»

для студентов, обучающихся по специальности

«Биология (Теория образования и методика преподавания Биологии)»
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА»:


  • раскрыть основные понятия, тенденции, категории и за­коны экономического развития применительно к историческому процессу в целом, к условиям рыночной экономики, в частности;

  • определить базовые закономерности хозяйственной жизни и механизм интерпретации значимых моделей и стереотипов экономического поведения в современной действительности;

  • рассмотреть экономическую систему с точки зрения от­дельных субъектов рыночной экономики и законов их поведения в ме­няющихся рыночных условиях;

  • определить возможность и необходимость применения теоретических положений экономики в рамках регулирования всех сфер хозяйственной жизни;

  • охарактеризовать экономическую систему на микро-, макро- и мезо- эко­номическом уровне;

  • выявить базовые дисфункции рыночных механизмов в современной экономической системе формируемой как на территории отдельно взятых стран, так и в условиях мирового хозяйства.

  • максимально приблизить теоретические экономиче­ские понятия к реальной хозяйственной практике.


Задачи курса состоят:

- в понимании сущности и содержания экономических процессов, принципов и методов хозяйствования на различных уровнях обществен­ного производства;

- в уяснении поведения человека в условиях ограниченности ресур­сов и безграничности потребностей;

- в сокращении дистанции между во многом абстрактными экономи­ческими категориями и реальными фактами экономической жизни;

- в методологической помощи студентам при выборе решений на микро-, макро- и глобальном уровнях экономики.
Студенты должны знать:

- основные научные понятия и категории экономической теории;

- закономерности развития природы экономических явлений, общества и мышления;

- основные концепции развития экономической науки;

- причинно-следственные связи социально-экономического развития российского общества;

- мировоззренческие социально-, политико- и личностно значимые проблемы в экономике;

- экономические законы и категории рыночной экономики;

- основные события, процессы и исторические этапы развития экономики Российского государства в контексте мировой экономической истории;

- механизм и инфраструктуру рыночной экономики;

- главные элементы экономической политики, которые привели целую группу стран к высокому уровню экономического благосостояния;

- тенденции и направления развития науки в современной действительности;

- базовые дисфункции современного рынка и направления регулирования в экономике.
Студенты должны уметь:

- анализировать экономические процессы и явления, протекающие в современном обществе;

- формировать гражданскую и мировоззренческую позицию в современном обществе;

- проводить микроэкономический анализ работы учреждений сферы образования и культуры;

- охарактеризовать макроэкономические показатели и их динамику;

- давать объективную оценку различным социально-экономическим явлениям и процессам;

- анализировать и оценивать исторические факты, события и процессы;

- выражать и обосновывать свою позицию по отношению к экономической истории;

- пользоваться экономической информацией, решать цифровые эко­номические задачи, объяснить конкретные экономические ситуации на макро- и микроэкономическом уровнях, на уровне мирового рынка;

- ориентироваться в мировом экономическом процессе.
Студенты должны владеть:

- базовой научной терминологией по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам;

- методами систематизации экономических знаний;

- навыками публичного выступления, аргументации, ведения дискуссии по современным экономическим проблемам;

- методами исследований, приемами и методами анализа проблем социально-экономического развития общества и государства;

- целостного и системного подхода к анализу экономических проблем;

  • технологиями приобретения, использования и обновления экономических знаний в процессе решения задач образовательной и профессиональной деятельности;

  • методами изучения экономических процессов и явлений;

  • методами формально-правового, исторического и экономического анализа социальных явлений и процессов.


Студенты должны иметь представление:

- об основных понятиях и категориях в экономике;

- об основных закономерностях развития природы экономических явлений, общества и мышления;

- об основных концепциях развития экономической науки и направлениях совершенствования методологического аппарата применяемого в рамках проводимых исследований в данной сфере;

- об причинно-следственных связях социально-экономического развития российского общества;

- о значимых проблемах в экономике и возможных путях их решения;

- о механизмах и инфраструктуре рыночной экономики;

- об основных элементах реализуемой и перспективной экономической политики, как основы стабилизации и устойчивого экономического развития;

- о тенденциях и направлениях развития науки в современной действительности;

- о базовых дисфункциях современного рынка и направлениях, а также методах регулирования в экономике.
1.5. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

(для всех специальностей, на которых читается дисциплина: «Экономика»)


Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. раб.

020201.65 – Биология со специализацией Теория образования и методика преподавания биологии

4

8

100

56

36

20

-

56

экзамен


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:


№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

(очная форма обучения)

Вариант 2

(заочная форма обучения)

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам раб.

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. раб




ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ

1

Предмет и метод экономической науки


2

2

-




4
















2

Основы экономического анализа. Базовые экономические понятия

4

2

2




4



















МИКРОЭКОНОМИКА

3

Основы обмена. Рыночная система хозяйствования

4

2

2




4
















4

Деньги как развитая форма товарно-денежных отношений

2

2

-




4
















5

Конкуренция: виды, методы и роль в рыночной экономике

2

2

-




4
















6

Спрос, предложение, рыночное равновесие. Равновесная цена

4

2

2




2
















7

Поведение потребителя

4

2

2




2
















8

Фирма. Производство и издержки.

4

2

2




2
















9

Рынки факторов производства и формирование факторных доходов

2

2

-




4



















МАКРОЭКОНОМИКА

10

Макроэкономическое равновесие и его обеспечение

6

4

2




2
















11

Денежно-кредитная система

4

2

2




4
















12

Финансовая система. Финансовая и фискальная политика государства

4

2

2




2
















13

Инфляция. Система антиинфляционных мер

6

2

4




2
















14

Государственное регулирование экономики

2

2

-




4
















15

Теория и действительность экономического роста

2

2

-




4
















16

Международные аспекты экономического развития

2

2

-




4
















17

Переходная экономика России

2

2

-




4



















ИТОГО:

56

36

20




56

















СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ

Тема 1. Предмет и метод экономической науки

Экономика как наука: предмет и функции. Основные методы экономической теории. Уровни экономи­ческого анализа: микро-, макро-, мезо-, мегаэкономика. Позитивная и нормативная экономика.

Основные исторические этапы развития экономических знаний и экономической науки (меркантилизм, физиократы, монетаризм, неолиберализм, маржинализм, марксизм, кейнсианство, институционализм, теория социально-ориентированного рыночного хозяйства). Нобелевские лауреаты в области экономики.

Основные понятия и термины: экономика, политическая экономия, экономикс, экономические категории и экономиче­ские законы, процесс труда, экономические ресурсы, производительные силы, производственные отношения.
Тема 2. Основы экономического анализа. Базовые экономические понятия

Объективные условия и противоречия экономического развития. Блага. Безграничные потребности общества. Виды потребностей. Экономические ресурсы и их ограниченность. Выбор альтернатив использования ресурсов.

Эффективность использования ограниченных ресурсов. Проблема занятости ресурсов. Кривая производственных возможностей. Вмененные издержки. Закон возрастания вмененных издержек. Альтернативная стои­мость.

Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом. Что производить? Как должны быть произведены товары и услуги? Для кого произведен продукт? Экономические отношения.

Экономический рост. Незанятость и неполное использование ресур­сов. Изменение количества и качества ресурсов. Современные производст­венные альтернативы и будущий экономический рост.

Основные понятия собственности: экономические и правовые аспек­ты. Права собственности как «правила игры» в хозяйственной системе. «Пучок прав». Спецификация прав собственности. Виды и формы собст­венности. Субъекты собственности. Объект собственности. Отношения собственности

Модели экономических систем (рыночная экономика, административно-командная экономика, смешанная экономика). Критерии классификации экономических систем.

Основные понятия и термины: блага, воспроизводство, производство, распределение, обмен, потребление, эконо­мическая система, факторы производства, вмененные издержки, альтернативная стоимость, собственность, при­ватизация, разгосударствление.
МИКРОЭКОНОМИКА

Тема 3. Основы обмена. Рыночная система хозяйствования

Условия появления товарного производства и возникновения рыноч­ной организации производства. Свойства товара.

Ограниченность ресурсов. Общественное разделение труда и спе­циализация. Обмен. Принцип «невидимой руки».

Черты, цели и субъекты рыночной экономики. Модели рыночной системы хозяйствования. Рынок: виды и функции, «провалы» рынка. Развитый рынок. Деформированный рынок. Рыночная структура. Инфраструктура рынка. Российский вариант возрождения рынка. Рынок и государство: цели вмешательства и границы.

Основные понятия и термины: общественное разделение труда, на­туральная форма хозяйства, товарное хозяйство, простое и расширенное произ­водство, первоначальное накопление капитала, рынок, товар, стоимость, це­на, рыночная инфраструктура.
Тема 4. Деньги как развитая форма товарно-денежных отношений

Концепции возникновения и сущности денег: рационалистическая и эволюционная. Функции денег. Эволюция денег: товарные, металлические, бумажные, кредитные и электронные. Денежные реформы.

Денежные агрегаты. Уравнение обмена. Денежный запас.

Основные понятия и термины: деньги, денежное обращение, инфляция.
Тема 5. Конкуренция: виды, методы и роль в рыночной экономике

Совершенная и несовершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия (чистая монополия, естественная монополия). Монопсония.

Методы конкурентной борьбы. Эффективность конкурентной борьбы. Ценовая дискриминация. Рыночная власть. Монополия «за» и «против». Двойственная роль монополии.

Антимонопольное (антитрестовское) законодательство. Особенно­сти монополизма в российской Федерации. Антимонопольное регулирова­ние в России.

Основные понятия и термины: конкуренция, совершенная конку­ренция, несовершенная конкуренция, неценовая конкуренция, монополия, естественная монополия, монопсония, ценовая дискримина­ция.
Тема 6. Спрос, предложение, рыночное равновесие

Спрос и факторы, влияющие на спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Функция спроса. Спрос и вели­чина спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Предложение товаров на рынке. Факторы, влияющие на предложе­ние. Закон предложения. График предложения. Предложение и объем (величина) предложения.

Эластичность спроса и эластичность предложения: расчет и практи­ческое значение показателей.

Цена спроса и цена предложения, равновесная цена. Равновесие. Устойчивое и неустойчивое равновесие. Нарушения ры­ночного равновесия.

Основные понятия и термины: спрос, предложение, эластичность, рав­новесие.
Тема 7. Поведение потребителя

Основы теории потребительского поведения. Предельная полезность. Анализ потребитель­ских предпочтений. Кривые безразличия. Бюджетные ограничения. Бюджетная линия. Прави­ло потребительского поведения. Эффект дохода и эффект замещения.

Основные понятия и термины: потребности, полезность, потреби­тельский выбор, правило максимизации полезности, закон убывающей предельной полезности, предельная норма замеще­ния, эффект дохода и эффект замещения.
Тема 8. Фирма. Производство и издержки

Фирма как субъект рыночной экономики. Основные формы пред­принимательской деятельности.

Издержки, их сущность, виды и структура. Поведение фирмы в крат­косрочном и долгосрочном периодах. Минимизация издержек. Производ­ственная функция. Основные пути сокращения издержек. Эффект масштаба. Закон убывающей предельной производительности.

Закон убывающей производительности (доходности). Общий и пре­дельный доход. Выручка. Прибыль: виды, условия и принцип максимизации. Равновесие фир­мы. Банкротство.

Основные понятия и термины: издержки производства, виды издержек производства: постоян­ные, переменные, общие, средние, предельные; себестоимость, прибыль: экономическая, бухгалтерская.
Тема 9. Рынки факторов производства. Формирование факторных доходов

Рынки факторов производства. Особенности спроса и предложения. на факторы производства.

Земля как фактор производства. Рынок земли и рентные отношения. Рента и ее виды.

Труд как фактор производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Цена труда как заработная плата. Номинальная и реальная. Отклонение от равновесия на рынке труда и без­работица. Виды и последствия безработицы. Занятость. Роль профсоюзов в регулиро­вании рынка труда. Особенности рынка труда в РФ. Трудовой кодекс РФ.

Капитал как фактор производства. Рынок капитальных активов (капитала). Дис­контирование. Процент на капитал: сущность, динамика. Процентные ставки в финансовой политике государства в РФ. Инвестиции.

Закон взаимозамещения и ценообразования на факторы производства. Предпринимательство как фактор производства. Экономическая природа прибыли.

Политика распределения доходов в обществе. Общее равновесие. Благосостояние. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства в распределении доходов.

Основные понятия и термины: доход, факторные доходы, валовый и предельный доход; закон убывающей доход­ности, норма прибыли, заработная плата, прибыль, процент, номинальная и реальная процентная ставка.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» iconМетодические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Социально-экономическое...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Административная...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В...
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008
Информационные технологии: Методические рекомендации по изучению дисциплины / Сост. М. Н. Машкин. М.: Вгна, 2008. –16 с
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» iconМетодические рекомендации по изучению курса «Основы менеджмента обсуждены...
Методические рекомендации предназначены для студентов очной, заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины
...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для курсовой...
Лапутина, О. А. Организация производства и предпринимательства в апк: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендовано объединенной...
Методические рекомендации предназначены для студентов ннгу, обучающихся по направлению «Менеджмент»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной...
Лапутина, О. А. Менеджмент: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной...
Лапутина, О. А. Маркетинг: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания теологии»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» iconМетодические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск