| Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Религия и культура» для направления 030700.62
«Международные отношения» подготовки бакалавра
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет мировой экономики и мировой политики
Программа дисциплины РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА
для направления 030700.62 «Международные отношения»
подготовки бакалавра
Автор программы:
Коваль Т. Б. , проф., д.и.н., (e-mail: t.b.koval@yandex.ru) Одобрена на заседании кафедры мировой политики
«14» марта 2012 г.
И.о. зав. кафедрой М.В. Братерский _____________________ Рекомендована секцией УМС «Мировая экономика и мировая политика»
«29» марта 2012 г.
Председатель _________________________ Утверждена УС факультета мировой экономики и мировой политики
«12» апреля 2012 г.
Ученый секретарь А.И. Суздальцев ________________________ [подпись]
Москва, 2012
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030700.62 «Международные отношения», изучающих дисциплину «Религия и культура» на 1-ом курсе. Программа разработана в соответствии с:
ФГОС-3/НИУ;
Образовательной программой подготовки бакалавров по направлению 030700.62 «Международные отношения»;
Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030700.62 «Международные отношения», утвержденным в 2011 г.
2 Цели освоения дисциплины
Цели освоения дисциплины «Религия и культура» состоят в том, чтобы:
- в соответствии с требованиями обязательного государственного образовательного стандарта ознакомить студентов с основными категориями, проблемами и теоретико-методологическими подходами современного религиоведения и культурологи;
- на широком религиоведческом, историческом и культурологическом материале и с учетом новейших научных открытий дать студентам общие представления о развитии мировой религиозной культуры и искусства с древнейших времен до наших дней;
- рассмотреть наиболее крупные и значимые религии мира, их вероучение, представления о Боге, мире и человеке, смысле жизни и посмертном существовании;
- ознакомить студентов с этическими и эстетическими представлениями мировых религий;
- проследить историческое развитие основных религиозных традиций мира и их влияние на развитие культуры и цивилизации;
- расширить кругозор студентов, предоставив информацию об основных религиозных праздниках и обрядах, особенностях богослужения и устройстве храмов, религиозной архитектуре и изобразительном искусстве;
- дать представление об основных мифологических сюжетах и литературе древних цивилизаций, основных сакральных текстах различных религий;
- рассказать об особенностях монотеистических религий и подходов к культуре,
- рассмотреть основные этапы истории христианской религии и культуры, особенности византийской и западной средневековой культуры, культуры эпохи Возрождения и последующих эпох, а также современное религиозное искусство и храмовую архитектуру разных стран.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен: иметь представление о мировых религиях и их сакральных текстах, основных вероучительных постулатах;
знать основы этики монотеистических религий (иудаизма, христианства и ислама), а также их особенности в подходах к вопросу о смысле и целях земной жизни, разбираться в основах вероучения православия, католицизма и протестантизма и их подходах к этике и эстетике;
разбираться в основных художественных, архитектурных и литературных формах выражения религиозных представлений, в том числе, типах храмов и храмового убранства различных религиозных традиций;
уметь ориентироваться в многообразии духовных и религиозных учений; вырабатывать свое собственное отношение к ним, уважительно и толерантно относится к религиозным или атеистическим убеждениям других людей;
обладать навыками критической оценки различных религиозных текстов и проповедей, способностью отстаивать свои убеждения, самостоятельно мыслить.
Уметь активно использовать полученные знания на практике, самостоятельно работать с текстами и пользоваться учебной и научной литературой, справочниками, словарями.
Иметь навыки дискуссий на основе полученных данных и уметь самостоятельно критически оценивать аналитические и научные материалы, исторические факты и события современной жизни, связанной с религией.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| А. Аналитические компетенции
| ОК-1
| Студенты, успешно окончившие программу обучения, приобретут:
1. Способность к сравнительному анализу и синтезу (компаративистика) благодаря анализу вероучений различных религий и их эстетических предпочтений; 2. Знание особенностей вероучений мировых религий и особенностей их этики;
3. Учет влияния религиозного фактора на современное культурное и цивилизационное развитие;
| Лекционные занятия; обсуждение эссе студентов. Работа на лекционных занятиях, которые проводятся в интерактивном режиме (в частности, на лекциях студентам предлагается отстоять свою точку зрения и высказать самостоятельные суждения по рассматривающимся вопросам).
Индивидуальные и групповые консультации;
Написание аналитического эссе.
Работа в составе группы:
Коллективное обсуждение эссе
| В. Системные компетенции
|
| 1) Владеет навыками научного исследования
2) Уважительно и толерантно относится к религиозным или атеистическим убеждениям других людей;
| Поиск данных в Интернет ресурсах, библиотеках, базах данных, у экспертов;
Работа с научной литературой и информацией.
|
С. Коммуникационные компетенции
|
| 1) Может привлекательно и живо вести дискуссии и отстаивать свою точку зрения
| Работа на семинарах, доклады и выступления перед группой.
Презентации эссе по группам.
Ролевые игры на семинаре: проигрывание роли ведущего на «международных симпозиумах»
Организация дебатов (группа разбивается на подгруппы и отстаивает различные точки зрения на проблему).
|
|