Скачать 470.83 Kb.
|
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации» (Финакадемия) Кафедра «Микроэкономика» Думная Н.Н., Юданов А.Ю. «МИКРОЭКОНОМИКА (ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ)» Рабочая программа учебной дисциплины Для студентов, обучающихся по направлению 080100.68 «Экономика» (программа подготовки магистров) Москва 2010 Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации» (Финакадемия) Кафедра «Микроэкономика»
Думная Н.Н., Юданов А.Ю. «МИКРОЭКОНОМИКА (ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ)» Рабочая программа учебной дисциплины Для студентов, обучающихся по направлению 080100.68 «Экономика» (программа подготовки магистров) Рекомендовано Ученым советом факультета «Налоги и налогообложения» протокол № __от __.__.2010 г. Одобрено кафедрой «Микроэкономика» протокол № от 11 от 07.06.2010 г. Москва 2010 УДК 004: 330.(073) 299259 ББК 65с51я73 М 48 Думная Н.Н., Юданов А.Ю. Микроэкономика (продвинутый уровень): Рабочая программа учебной дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 080100.68 «Экономика» (программа подготовки магистров).– М.: Финакадемия, кафедра «Микроэкономика», 2010. – 36 с. Рецензенты: Пивоварова М.А., д.э.н., профессор Касьянова А.К., к.э.н., профессор Учебная дисциплина «Микроэкономика (продвинутый уровень)» является дисциплиной профессионального цикла и входит в перечень обязательных дисциплин базовой (общепрофессиональной) части и соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования для специальности 080100.68 «Экономика». Программа включает организационно-методический раздел, объем дисциплины и виды учебной работы, содержание дисциплины (в т.ч. междисциплинарные связи дисциплины, учебно-тематический план), технологическую карту дисциплины, тематику семинарских занятий, формы самостоятельной работы, систему оценивания и примерный перечень вопросов для подготовки к зачету и экзамену, учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. Программа рассчитана на лиц, имеющих подготовку бакалавра или специалиста в рамках дисциплин «Экономика», «Экономическая теория», «Микроэкономика», «Экономика. Политэкономия». Учебное издание Думная Наталья Николаевна Юданов Андрей Юрьевич Компьютерный набор, верстка Ю.И. Будович Формат 60х90/16. Гарнитура Times New Roman Усл. п.л. 2,3 Изд. № 20.13 – 2010. Тираж 20 экз. Отпечатано в Финакадемии © Думная Н.Н., Юданов А.Ю., 2010 © Финакадемия, 2010. СОДЕРЖАНИЕ
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Качественное экономическое образование предполагает комплексное усвоение знаний и навыков в области теоретических основ экономики, а также умений ориентироваться в современной экономической ситуации. Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины «Микроэкономика (продвинутый уровень)» ознакомить студентов с новейшими достижениями микроэкономической теории, наиболее актуальными для использования в хозяйственной практике. Задача дисциплины. Обеспечить современный методологический и теоретический фундамент практической деятельности студентов в качестве экономистов-практиков высшей квалификации, владеющих теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для подготовки, принятия и реализации эффективных решений, Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина является обязательной в подготовке экономистов-практиков для бизнес-среды, то есть «дисциплиной ядра» (core course), и призвана обеспечить современную теоретическую базу изучения конкретно-экономических дисциплин. Успешное освоение дисциплины предполагает наличие у студентов знаний и компетенций в объеме бакалавриата. Требования к результатам освоения дисциплины В результате освоении содержания дисциплины «Микроэкономика (продвинутый уровень)» студент должен обладать следующими компетенциями, востребованными в условиях рыночной экономики в России и за рубежом. а) общекультурными (ОК):
б) профессиональными (ПК):
В результате освоения дисциплины «Микроэкономика (продвинутый уровень)» студент должен: знать:
уметь:
владеть:
При преподавании данной дисциплины используются как классические методы обучения - лекции, контрольно-обучающие семинары, так и различные формы семинаров продвинутого уровня: обучающий семинар, на котором в центре внимания самостоятельные выступления студентов; творческий семинар (в форме дискуссии, пресс-конференции, диспута и т.п.); практические занятия в виде встречи с учеными, практиками, преподавателями (в рамках постоянно действующего семинара «Новая экономика», проводимого кафедрой «Микроэкономика»). ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ «МИКРОЭКОНОМИКА (ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ)» И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Общая трудоёмкость дисциплины составляет 4 зачётные единицы. Вид промежуточной аттестации – 1экзамен.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МИКРОЭКОНОМИКА (ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ)» Часть 1 – Содержание дисциплины ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МИКРОЭКОНОМИКА (ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ)» Тема 1. Предприниматель как субъект инноваций в рыночной экономике. Координация производственных ресурсов и несение риска как основные функции предпринимательства. Шумпетеровский предприниматель. Поиск «новых комбинаций». Кирцнеровский предприниматель. Роль предпринимателя в установлении рыночного равновесия и его нарушении («взрыве»). Предпринимательская функция и менеджер. Менеджер как агент. Цепочка реализации функций предпринимательства в рыночной экономике: предприниматель – менеджер – фирма. Равновесные и неравновесные состояния рынка. Предприниматель как субъект нарушения и установления равновесия. Использование неравновесных и равновесных ситуаций в деятельности экономиста-практика. Использование концепций бухгалтерских и альтернативных издержек в практике предпринимательства. Концепция временного горизонта, изменения уровня издержек и прибыли при изменении временного горизонта. Учет эффекта временного горизонта в предпринимательской практике. Принцип нулевой прибыли и его значение для практической деятельности предприятия. Концепция чистого предпринимателя. Предпринимательская бдительность в трактовке неоавстрийской школы. Взаимосвязь прибыли и информации. Соотношение между предпринимательской бдительностью и техникой максимизации прибыли. Конкуренция как состязание. Предпринимательская бдительность и конкуренция. Монополия «ex ante» и «ex post». Монополистические преимущества как стимул (краткосрочная, в т.ч. патентная монополия). Менеджер и краткосрочная монополия. Тема 2. Роль информации в деятельности экономических агентов. Информация как ресурс. Неполная применимость принципа ограниченности ресурсов к случаю информации. Неконкурентность потребления информации. Потребление информации как формирование нового знания. Минимальный уровень затрат на копирование информации и последствия этого феномена. Неполнота информации. Информационная асимметрия и рынок «лимонов». Фиаско на рынке «лимонов». Неполнота информации об уровне спроса на продукцию фирмы. Определение релевантных переменных спроса. Этапы оценки объема спроса. Основные проблемы практического управления издержками в условиях неполной информации. Роль информации в поведении потребителя. Господствующие практические способы ценообразования в условиях неполноты информация, их теоретические основы. Методы сжатия информации: рутины и инструкции. Рутины, их основные типы и черты. Рутины как информационный тезаурус фирмы. Рутины и управление фирмой. Тема 3. Мультибизнесная фирма. Ассортимент и качество продукции в экономической теории. Многопродуктовая фирма. Анализ критических точек и его использование в управлении фирмой. Совместный и альтернативный выпуск продукции. Оптимизация совместного выпуска товаров. Совместный выпуск и экономическая роль использования отходов. Оптимизация совместного производства при избытке одного из продуктов. Альтернативный выпуск: специфические и общие ресурсы. Спрос на общие ресурсы. Оптимизация альтернативного выпуска товаров. Продукт как экономическая переменная. Кривая «цена – качество». Оптимизации качества товара (по одной переменной). Проблема управления многомерным качеством. Оптимизация степени дифференциации ассортимента. Экономическое понимание качества. Обобщенные принципы применения правила MR = MC для многопродуктовой, многозаводской и мультирыночной фирмы. Контролируемые, неконтролируемые и частично контролируемые переменные спроса. Предпосылки ценовой дискриминации и ее разновидности. Границы цены при дискриминации. Незаконная дискриминация. Легальная дискриминация и ее использование фирмой. Сегментация рынка. Ценовая дискриминация в России. Тема 4. Проектный подход к экономическим решениям. Инкрементальный анализ. Трудности и границы практического применения маржинального анализа. Инкрементальные издержки и доходы, их сущность и структура. Модификация правила максимизации прибыли в рамках инкрементального анализа. Сферы применения инкрементального анализа. Инвестиционный проект в широком и узком толковании, его стадии. Бюджетирование капитала. Тема 5. Риски и неопределенность в деятельности экономических агентов. Риск и неопределенность. Априорная, статистическая и ожидаемая вероятность события. Применение базовых вероятностных категорий в экономике. Взаимосвязь риска и дохода. Средняя ожидаемая полезность. Неприятие и предпочтение риска, нейтральное отношение к риску. Их типовые проявления в экономике. «Дерево решений». Степени неопределенности. Неприятие неопределенности. Эффект контекста. Предпринимательство и риск. Неопределенность и предпринимательство. Риск как особый вид издержек. Методы снижения риска. Барьер трансакционных издержек на пути к полной информации. Случай абсолютной недоступности информации. Способы устранения информационной асимметрии. Гарантии. Бренды. Дипломы и сертификаты. Судебная защита потребителя. Риск и поведенческая неопределенность. Роль контрактов в снижении риска. Саморегулирующиеся контракты. Отношенческий контракт, его обеспечение и применимость. Роль государства в снижении системных рисков. Выбор уровня риска фирмой. Отказ от рисков. Самострахование. Распределение рисков. Методы распределения (страхование, контрактное разделение риска, поручительство и факторинг). Объединение рисков (деятельность страховых компаний, венчурных фондов, банков и др., диверсификация риска, хеджирование). Управление рисками и предпринимательская бдительность. Тема 6. Теоретические проблемы «новой экономики». Индустриальная и постиндустриальная системы. Теории «информационной», «постиндустриальной» экономики и «экономики, основанной на знании». Новая экономика как часть постиндустриальной экономики, определяемая прогрессом науки и техники. Особая роль информационных и коммуникационных технологий. Новая экономика в узком и широком смысле слова. Инновации в новой экономике. Сетевые экономические структуры. Кластеры, аутсорсинг, сетевые компании, динамичные компании среднего бизнеса – «газели». Виртуализация экономической деятельности. Виртуальные компании. Трансформация экономических и социально-политических институтов. Часть 2 – Междисциплинарные связи тем дисциплины с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
Часть 3 – Темы дисциплины и виды занятий (учебно-тематический план) Учебно-тематический план
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ И СЕМИНАРЫ Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины
* По усмотрению преподавателя. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
*По усмотрению преподавателя. **Предусматривает подготовку к вопросам семинарского занятия (подготовка ответов при помощи материалов учебника, лекций, работа дополнительной литературой и Интеренет-ресурсами, указанными в учебно-методическом и информационном обеспечении дисциплины к каждой теме дисциплины, ознакомление с текущими микроэкономическими проблемами в России по изучаемой теме по заданию преподавателя). КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ Вопросы и задания для самостоятельной работы (тематика докладов и эссе)
Примерный перечень контрольных вопросов к экзамену
|
Рабочая программа дисциплины для студентов магистратуры, обучающихся... Л. Г., Тютюкина Е. Б., Шохин Е. И. Современные концепции корпоративных финансов. Рабочая программа дисциплины для студентов магистратуры,... | Основная образовательная программа 080100. 62 Экономика. Мировая... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов, обучающихся по ооп 080100. 62 Экономика. Мировая... | ||
Гермогентова М. Н. Программа дисциплины. Риск-менеджмент: для студентов... Рабочая программа предназначена для студентов магистратуры, обучающихся по направлению 080100. 68 “Экономика” | Рабочая программа учебной дисциплины Для студентов, обучающихся по... В 6 семестре занятия проводятся для студентов, обучающихся по полной программе подготовки бакалавра, в 4 семестре – для студентов,... | ||
Рабочая программа по дисциплине «логистика» для студентов экономического... Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления... | Рабочая программа по дисциплине «Маркетинг» для студентов экономического... Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления... | ||
Методические указания по написанию магистерских диссертаций для студентов... Для студентов магистерской подготовки, обучающихся по направлению 080100. 68 — Экономика, магистерской программы «Корпоративные финансы:... | Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Международные валютно-финансовые и кредитные отношения» составлена в соответствии с требованиями... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «экономика природопользования» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части (дисциплины по выбору студента) естественнонаучного... | Рабочая программа дисциплины Для студентов, обучающихся по направлению 080100. 62 «Экономика» Рецензенты: доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и финансы» Васильева Л. Ф., кандидат экономических наук, доцент... | ||
Рабочая программа дисциплины Для студентов, обучающихся по направлению 080100. 62 «Экономика» Рецензенты: доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и финансы» Ашхотов В. Ю., кандидат экономических наук, доцент... | Методические указания по самостоятельному изучению дисциплины и написанию... Методические указания предназначены для студентов Института заочного образования и повышения квалификации, обучающихся по направлению... | ||
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение... Думная Н. Н., Юданов А. Ю. Микроэкономика (продвинутый уровень): Рабочая программа учебной дисциплины для студентов, обучающихся... | Программа дисциплины «Социальная структура мира» для направления 080100. 68 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по направлению... | ||
Программа дисциплины Для студентов, обучающихся по направлению 080100. 68 «Экономика» Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Программа дисциплины «Социальная структура стран мира» для направления 080100. 62 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по направлению... |