Скачать 1.14 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА» Кафедра экономической теории и управления ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ по направлению подготовки бакалавра 050700.62 «ПЕДАГОГИКА» (профиль: «Психологическое образование») КРАСНОЯРСК 2008 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ Рабочая программа составлена к.э.н., доцентом Т.А. Рудзитис, к.э.н., доцентом А.А. Соколовским, к.и.н., доцентом О.Ю. Лютых под руководством д.э.н., профессора А.Н. Фалалеева. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры экономической теории « 07 » сентября 2011 г., Протокол № 1. Заведующий кафедрой А.Н. Фалалеев д.э.н., профессор, член-корр. РАО Одобрено научно-методическим советом специальности «___»____________2011 г. Председатель НМСС Г.С. Пьянкова ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров 050700.62 «Педагогика» утверждён 27.03.2000 г. Дисциплина «Основы экономических учений» относится к учебным дисциплинам национально-регионального (вузовского) компонента и потому в Образовательном стандарте не прописана. Не прописаны и дидактические единицы. Примерной программы дисциплины, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Федеральным агентством по образованию) нет. РАБОЧАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Введение Дисциплина реализует следующие основные задачи ОПП: 1) обеспечивает приобретение системы знаний в области истории экономических учений; 2) способствует дальнейшему формированию экономической культуры студентов; 3) осуществляет подготовку к ведению профессионально-педагогической деятельности в области экономических дисциплин, в частности, экономики. Дисциплина обеспечивает образовательные интересы личности студента, обучающегося данной ОПП, заключающиеся: - в приобретении представлений об истории экономических учений; - в приобретении навыков экономического анализа с учётом опыта прошлых лет; - в формировании способностей экономического прогнозирования. Дисциплина удовлетворяет требования заказчиков выпускников университета данной ОПП в их готовности к преподаванию «Экономики» и «Основы экономических учений» на уровне начального профессионального образования и профильной ступени общего среднего образования. Изучение экономической теории должно предшествовать изучению дисциплины «История экономических учений». Материал, полученный студентами при изучении дисциплины «Основы экономических учений», будет использоваться в дисциплинах «История экономики», «Экономическая теория». Цель преподавания дисциплины – приобретение студентами специальных компетенций в области истории экономических учений. Задачи преподавания дисциплины:
Технология процесса обучения дисциплине «Основы экономических учений» включает в себя прослушивание студентами курса лекций, работу на семинарских занятиях, выполнение заданий по самостоятельной работе, итоговую проверку знаний в виде экзамена. Содержание теоретического курса дисциплины Модуль 1. Экономические идеи в Древности и Средневековье Тема 1. Введение в курс «Основы экономических учений» Предмет истории экономических учений. Место истории экономических учений в системе экономических наук. Методология исследования «Истории экономических учений». Периодизация «Истории экономических учений» и структура курса. Тема 2. Зарождение экономических идей на Древнем Востоке Возникновение первых государств и особенности экономического развития стран Древнего Востока. Особенности экономической мысли древнего мира. Экономическая мысль Древнего Египта. «Поучение гераклеопольского царя своему сыну». «Речение Ипусера». Месопотамия. Кодекс законов царя Хаммурапи. «Артхашастра» об искусстве политики и управления государством в Древней Индии. Основные течения общественной мысли Древнего Китая: конфуцианство, легизм, даосизм. Тема 3. Развитие экономических учений античного мира Экономическая мысль Древней Греции. Идеи рабства и государства в произведениях Ксенофонта и Платона. Аристотель. Особенности экономической мысли Древнего Рима. Катон Старший. Варрон и Колумелла о рациональной организации рабовладельческого хозяйства. Аграрная реформа братьев Гракхов. Августин Блаженный. Сенека о рабстве. Тема 4. Развитие экономической мысли эпохи Средневековья Основные черты феодальной экономики. Экономическая мысль средневекового Китая. Трактат Ли Гоу как продолжение традиций экономических идей древности. Арабский Восток. Социально-экономические идеи Корана. Ибн Хальдун – крупнейший мыслитель Средневековья. Средневековая Европа. Становление феодальных отношений в королевстве франков. Канонисты. Социально-экономические идеи средневековых ересей. Модуль 2. Эволюция экономической мысли в период зарождения рыночной экономики и предпринимательства Тема 5. Меркантилизм – главное направление экономической мысли раннего капитализма Причины возникновения и сущность меркантилизма. Ранний меркантилизм. Б. Даванзатти – выразитель монетаристской доктрины. Практическое применение идей меркантилизма в XV – XVI вв. в Англии. Зрелый меркантилизм в трудах Томаса Мена. Возникновение и становление протекционистской политики в странах Западной Европы в XVII – XVIII вв. Особенности русского меркантилизма. Тема 6. Экономические учения западноевропейских социалистов-утопистов Социальные утопии позднего Средневековья: Томас Мюнцер, Томас Мор и Томмазо Кампанелла об устройстве общества будущего. Общая характеристика утопического социализма конца XVIII – начала XIX вв. Экономические идеи А. Сен-Симона. Периодизация истории человеческого общества и идеализация Средневековья. Сен-Симон о возникновении капитализма. Индустриальная система – справедливое общество будущего. Учение о страстях Шарля Фурье. Историческая концепция Ш. Фурье и его критика капитализма. Классификация монополий. Концепция Ш. Фурье о справедливом гармоническом обществе. Особенности утопического социализма в Англии. Роберт Оуэн о причинах противоречия между трудом и капиталом. Критика мальтузианства. Учение о социализме. Организация «кооперативных общин» и провал коммунистических экспериментов. Тема 7. Возникновение классической политической экономии Становление капиталистических отношений в Западной Европе в первой половине XVIII в. и кризис меркантилизма. Общая характеристика классической буржуазной политической экономии. У. Петти – основоположник классической школы политэкономии в Англии. Методология У. Петти и его теория стоимости. У. Петти о заработной плате и ренте. Учение о проценте и цене земли. Особенности экономического развития Франции в XVII – XVIII вв. и возникновение классической политической экономии. П. Буагильбер. Физиократы. Ф. Кенэ и его концепция «естественного порядка». Ф. Кенэ о чистом продукте и капитале. Анализ воспроизводства в «Экономической таблице» Кенэ. Развитие идей физиократизма в трудах Ж. Тюрго. Учение о чистом продукте. Ж. Тюрго о классовой структуре общества и доходах различных групп населения. Ж. Тюрго – основоположник теории предельной полезности. Тема 8. Английская классическая школа политэкономии Развитие экономической мысли в Англии во второй половине XVIII в. и возможности анализа капитализма как системы. Методология А. Смита. Теория разделения труда и денег. Труд – главное мерило стоимости. Учение о доходах. А. Смит о капитале и воспроизводстве. Вопросы экономической политики в теории А. Смита. Эволюция классической школы политэкономии в период промышленного переворота. Д. Рикардо – идеолог крупной буржуазии. Методология Д. Рикардо. Теория стоимости и денег. Учение о заработной плате и прибыли. Земельная рента и законы ее динамики. Учение Д. Рикардо о капитале и воспроизводстве. Тема 9. Экономические воззрения Ж. Б. Сэя Возникновение вульгарной политической экономии. Ж. Б. Сэй о трех факторах производства. «Теория полезности» и стоимость вещи. Ж. Б. Сэй о трех видах доходов. «Экономическая гармония» и возможность частичного перепроизводства. «Закон Сэя». Т.Р. Мальтус о причинах голода и нищеты. «Закон народонаселения». Мальтузианство и глобальные проблемы развития человеческого общества сегодня. Тема 10. Завершение формирования классической политэкономии. К. Маркс Предпосылки возникновения марксизма. К. Маркс о товаре и деньгах. Производство прибавочной стоимости и накопление капитала. Формы капитала и виды доходов. Воспроизводство общественного капитала. Фазы капиталистического цикла. К. Маркс и Ф. Энгельс о социалистическом устройстве общества. Тема 11. Экономические идеи в России в XV-XIX веках Формирование феодальных отношений в Киевской Руси. «Русская правда». Образование централизованного государства. Иван Калита и усиление Московского княжества. Экономическая политика Ивана III. «Судебник» – первый кодекс феодального права на Руси. Принципы экономической политики Ивана IV Грозного. И. С. Пересветов, Ермолай Еразм о поместном дворянстве. Идеологи русского купечества и российского дворянства: А.Л. Ордин-Нащокин, Юрий Крижанич, И.Т. Посошков. Кризис крепостничества в предреформенной России. Экономические взгляды А.Н. Радищева. А.Н. Радищев об источнике богатства помещиков. А.Н. Радищев о внешней торговле и протекционистской экономической политике. Металлические и бумажные деньги. А.Н. Радищев о налогообложении. Формирование экономической мысли декабристов. Декабристы о роли сельского хозяйства. Аграрный проект Н.М. Муравьева. Программа аграрных реформ П. И. Пестеля – программа капиталистического развития России. Идеи утопического социализма в России и их особенности. «Крестьянский социализм» А.И. Герцена. А.И. Герцен и Н.П. Огарев о капитализме – новой системе рабства. Развитие антикрепостнических идей в творчестве Н.Г. Чернышевского. Чернышевский о крестьянском хозяйстве. Анализ и критика капитализма. Разница между феодальной и капиталистической рентами. Модуль 3. Формирование основных направлений современной экономической мысли Тема 12. Маржинализм Возникновение маржинализма. Сущность и этапы маржинальной революции. Маржиналисты о производстве и обращении, о деньгах и их функциях, о первичности и вторичности экономических категорий, о формировании цены. «Первый этап революции» – субъективное направление политической экономии. Теория предельной полезности товара в трудах представителей австрийской школы. Концепция ценности в работах Карла Менгера. Классификация благ в зависимости от важности удовлетворяемых ими потребностей. Блага низшего порядка и блага высших порядков. К. Менгер о субституции производительных благ. Понятие ликвидности. Понятия «цена спроса» и «цена предложения». Ойген Бём-Баверк о субъективной и меновой ценности благ. О. Бём-Баверк о полезности и предельной полезности блага. Модель формирования рыночной цены. Установление равновесной цены. Теория капитала в работах О. Бём-Баверка. Фридрих фон Визер о ценности факторов, образующих издержки производства. «Закон Визера». Теория вменения. Уильям Стенли Джевонс о цели экономической науки. Идея «конечной степени полезности как основа цены блага». Уравнивание конечных степеней полезности в процессе товарообмена. «Теорема Джевонса». Анализ понятий бесполезности и антиполезности труда. Использование математических и статистических методов исследования в трудах У. С. Джевонса. Тема 13. Зарождение неоклассической экономической теории А. Маршалл – политическая экономия и экономикс: трансформация терминов. Теория ценообразования: спрос и предложение; производственные издержки; полезность благ; равновесная цена. «Крест Маршалла». Леон Вальрас о равновесии в экономике. Цена – основной инструмент в рыночном механизме. Дж. Б. Кларк: принцип предельной производительности. Предельная производительность и взаимозаменяемость факторов. Экономическая теория благосостояния А. Пигу. Дж. Тобин и У. Нордхауз о чистом экономическом благосостоянии. Тема 14. Институционализм – неортодоксальная концепция Основные черты институционализма. Т. Веблен – основоположник институционального направления. «Теория праздного класса». Т Веблен о «моральных канонах поведения». Концепция недопотребления Дж. Гибсона. У. Митчелл: теория экономических циклов. Е. Шумахер. Теория «технологии с человеческим лицом». Институционалисты о предмете экономической науки. «Вирджинская школа». Дж. Бьюкенен. Теория общественного выбора: применение экономических методов к изучению политических процессов. Джеймс Бьюкенен о двух уровнях общественного выбора. «Вирджинская школа» о роли государства. Гари Беккер о роли человеческого фактора в экономической деятельности общества. «Экономические обоснования» поведения человека. Г. Беккер об удорожании фактора времени. Практическая значимость институционализма. Тема 15. Теоретические разработки экономистов в России второй половины XIX – начала XX веков Теория издержек В.К. Дмитриева. Две математические модели цены. Спрос и цена товара. Е.Е. Слуцкий: теория сбалансированного бюджета потребителя. Определение «полезности». Анализ циклических колебаний. М.И. Туган-Барановский о путях хозяйственного развития пореформенной России. «Теорема Туган-Барановского»: ценность блага и его стоимость. Социальная теория распределения. М.И. Туган-Барановский о системе государственного социализма. А.В. Чаянов – основоположник школы экономистов-аграрников. Концепция семейно-трудового хозяйства. А.В. Чаянов о специфике развития крестьянского хозяйства. Идея «интегральной» кооперации в сельском хозяйстве. Л.Н. Юровский о задачах стабилизации и упрочения экономики. Проблема динамического равновесия. Теория цены и несовершенная конкуренция. Проблема динамического равновесия. Природа «товарно-социалистической системы». Теория линейного программирования Л.В. Канторовича. Математический метод выбора оптимального варианта. Двойственные оценки в задачах линейного программирования. |
Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика» Направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика», профиль «Детская практическая психология», квалификация — бакалавр | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика» Направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика», профиль «Управление дошкольным образованием», квалификация — бакалавр | Учебно-методический комплекс дисциплины дн(М). В 1 Тренинг педагогического... Для профессии педагога коммуникативная компетентность является ведущей профессиональной характеристикой, от которой зависят персональный... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62 «Педагогика» Просекова Вера Михайловна. Психотерапия. Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62 «Педагогика», профиль... | Учебно-методический комплекс дисциплины Направление: 050700. 62 «Педагогика» Протокол согласования рабочей программы дисциплины «сравнительная педагогика» с другими дисциплинами направления «Педагогика» по... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса... | Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62... Г. В. Кухтерина. Основы психодиагностики. Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62 Педагогика, профиль подготовки... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины 050700. 62 Направление «Педагогика» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология... | Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62... | Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62... Семеновских Т. В. Социальная психология. Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для студентов... | ||
Педагогика Т. В. Сазанова. Концепции современного естествознания: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания... | Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62... Семеновских Т. В. Методы коррекционно-развивающей работы психолога в образовании. Учебно-методический комплекс. Методические указания... |