Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки бакалавра 050700. 62 «педагогика»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки бакалавра 050700. 62 «педагогика»
страница1/10
Дата публикации26.11.2014
Размер1.14 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА»
Кафедра экономической теории и управления

ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
по направлению подготовки бакалавра 050700.62 «ПЕДАГОГИКА» (профиль: «Психологическое образование»)

КРАСНОЯРСК 2008


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов:

  1. Пояснительной записки, которая ориентирует в составе и содержании УМКД «Основы экономических учений».

  2. Общей программы дисциплины, включающей в себя:

    1. выписку из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности 050700.62;

    2. рабочую модульную программу дисциплины «Основы экономических учений»;

    3. учебно-методическую карту дисциплины «основы экономических учений»;

    4. карту самостоятельной работы студента по дисциплине «Основы экономических учений»;

    5. протокол согласования рабочей программы с другими дисциплинами специальности;

    6. лист внесения изменений;

    7. карту литературного обеспечения дисциплины «Основы экономических учений»;

    8. технологическую карту дисциплины «Основы экономических учений».

  3. Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Основы экономических учений».

  4. Банка контрольных заданий и вопросов по дисциплине «Основы экономических учений», который представлен различными тестами, логическими, проблемными задачами и упражнениями, что позволяет углубить и расширить теоретический материал по изучаемым темам. К каждой теме даны вопросы для проверки знаний студентов и для закрепления учебного материала.

  5. Вопросов к зачету, который является итоговым контролем освоения студентом истории экономических учений.

  6. Глоссарий, который включает в себя основные термины и понятия учебного курса.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Рабочая программа составлена к.э.н., доцентом Т.А. Рудзитис, к.э.н., доцентом А.А. Соколовским, к.и.н., доцентом О.Ю. Лютых под руководством д.э.н., профессора А.Н. Фалалеева.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры экономической теории

« 07 » сентября 2011 г., Протокол № 1.
Заведующий кафедрой А.Н. Фалалеев

д.э.н., профессор, член-корр. РАО
Одобрено научно-методическим советом специальности «___»____________2011 г.
Председатель НМСС Г.С. Пьянкова

ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров 050700.62 «Педагогика» утверждён 27.03.2000 г. Дисциплина «Основы экономических учений» относится к учебным дисциплинам национально-регионального (вузовского) компонента и потому в Образовательном стандарте не прописана. Не прописаны и дидактические единицы.
Примерной программы дисциплины, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Федеральным агентством по образованию) нет.

РАБОЧАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Введение
Дисциплина реализует следующие основные задачи ОПП:

1) обеспечивает приобретение системы знаний в области истории экономических учений;

2) способствует дальнейшему формированию экономической культуры студентов;

3) осуществляет подготовку к ведению профессионально-педагогической деятельности в области экономических дисциплин, в частности, экономики.

Дисциплина обеспечивает образовательные интересы личности студента, обучающегося данной ОПП, заключающиеся:

- в приобретении представлений об истории экономических учений;

- в приобретении навыков экономического анализа с учётом опыта прошлых лет;

- в формировании способностей экономического прогнозирования.

Дисциплина удовлетворяет требования заказчиков выпускников университета данной ОПП в их готовности к преподаванию «Экономики» и «Основы экономических учений» на уровне начального профессионального образования и профильной ступени общего среднего образования.

Изучение экономической теории должно предшествовать изучению дисциплины «История экономических учений».

Материал, полученный студентами при изучении дисциплины «Основы экономических учений», будет использоваться в дисциплинах «История экономики», «Экономическая теория».

Цель преподавания дисциплины – приобретение студентами специальных компетенций в области истории экономических учений.

Задачи преподавания дисциплины:

  1. установление последовательности и логики эволюции научных положений и идей в области экономической теории,

  2. выявление связи различных научных положений и идей с происходящими переменами в социально-экономической жизни общества,

  3. изучение важнейших теоретических положений и методологических установок различных научных школ, оставивших значительный след в истории экономических учений.

Технология процесса обучения дисциплине «Основы экономических учений» включает в себя прослушивание студентами курса лекций, работу на семинарских занятиях, выполнение заданий по самостоятельной работе, итоговую проверку знаний в виде экзамена.
Содержание теоретического курса дисциплины
Модуль 1. Экономические идеи в Древности и Средневековье

Тема 1. Введение в курс «Основы экономических учений»

Предмет истории экономических учений. Место истории экономических учений в системе экономических наук. Методология исследования «Истории экономических учений». Периодизация «Истории экономических учений» и структура кур­са.
Тема 2. Зарождение экономических идей на Древнем Востоке

Возникновение первых государств и особенности экономического развития стран Древнего Востока. Особенности экономической мысли древнего мира. Экономическая мысль Древнего Египта. «Поучение гераклеопольского царя своему сыну». «Речение Ипусера». Месопотамия. Кодекс законов царя Хаммурапи. «Артхашастра» об искусстве политики и управления государством в Древней Индии. Основные течения общественной мысли Древнего Китая: конфу­цианство, легизм, даосизм.
Тема 3. Развитие экономических учений античного мира

Экономическая мысль Древней Греции. Идеи рабства и государст­ва в произведениях Ксенофонта и Платона. Аристотель. Особенности экономической мысли Древнего Рима. Катон Стар­ший. Варрон и Колумелла о рациональной организации рабовладельче­ского хозяйства. Аграрная реформа братьев Гракхов. Августин Блаженный. Сенека о рабстве.
Тема 4. Развитие экономической мысли эпохи Средневековья

Основные черты феодальной экономики. Экономическая мысль средневекового Китая. Трактат Ли Гоу как продолжение традиций экономических идей древности. Арабский Восток. Социально-экономические идеи Корана. Ибн Хальдун – крупнейший мыслитель Средневековья. Средневековая Европа. Становление феодальных отношений в ко­ролевстве франков. Канонисты. Социально-экономические идеи средневе­ковых ересей.
Модуль 2. Эволюция экономической мысли в период зарождения рыночной экономики и предпринимательства
Тема 5. Меркантилизм – главное направление экономической мысли раннего капитализма

Причины возникновения и сущность меркантилизма. Ранний меркантилизм. Б. Даванзатти – выразитель монетаристской доктрины. Прак­тическое применение идей меркантилизма в XV – XVI вв. в Англии. Зрелый меркантилизм в трудах Томаса Мена. Возникновение и становление протекционистской политики в странах Западной Европы в XVII – XVIII вв. Особенности русского меркантилизма.
Тема 6. Экономические учения западноевропейских социалистов-утопистов

Социальные утопии позднего Средневековья: Томас Мюнцер, То­мас Мор и Томмазо Кампанелла об устройстве общества будущего.

Общая характеристика утопического социализма конца XVIII – начала XIX вв. Экономические идеи А. Сен-Симона. Периодизация истории чело­веческого общества и идеализация Средневековья. Сен-Симон о возникновении капитализма. Индустриальная систе­ма – справедливое общество будущего. Учение о страстях Шарля Фурье. Историческая концепция Ш. Фу­рье и его критика капитализма. Классификация монополий. Концепция Ш. Фурье о справедливом гармоническом обществе. Особенности утопического социализма в Англии. Роберт Оуэн о причинах противоречия между трудом и капита­лом. Критика мальтузианства. Учение о социализме. Организация «кооперативных общин» и провал коммунистических экспериментов.
Тема 7. Возникновение классической политической экономии

Становление капиталистических отношений в Западной Европе в первой половине XVIII в. и кризис меркантилизма. Общая характеристика классической буржуазной политической экономии. У. Петти – основоположник классической школы политэкономии в Англии. Методология У. Петти и его теория стоимости. У. Петти о зара­ботной плате и ренте. Учение о проценте и цене земли. Особенности экономического развития Франции в XVII – XVIII вв. и возникновение классической политической экономии. П. Буагильбер. Физиократы. Ф. Кенэ и его концепция «естественного порядка». Ф. Кенэ о чистом продукте и капитале. Анализ воспроизводства в «Эко­номической таблице» Кенэ. Развитие идей физиократизма в трудах Ж. Тюрго. Учение о чис­том продукте. Ж. Тюрго о классовой структуре общества и доходах раз­личных групп населения. Ж. Тюрго – основоположник теории предель­ной полезности.
Тема 8. Английская классическая школа политэкономии

Развитие экономической мысли в Англии во второй половине XVIII в. и возможности анализа капитализма как системы. Методология А. Смита. Теория разделения труда и денег. Труд – главное мерило стоимости. Учение о доходах. А. Смит о капитале и воспроизводстве. Вопросы экономической политики в теории А. Смита.

Эволюция классической школы политэкономии в период про­мышленного переворота. Д. Рикардо – идеолог крупной буржуазии. Методология Д. Рикардо. Теория стоимости и денег. Учение о за­работной плате и прибыли. Земельная рента и законы ее динамики. Учение Д. Рикардо о капитале и воспроизводстве.
Тема 9. Экономические воззрения Ж. Б. Сэя

Возникновение вульгарной политической экономии. Ж. Б. Сэй о трех факторах производства. «Теория полезности» и стоимость вещи. Ж. Б. Сэй о трех видах доходов. «Экономическая гармония» и возможность частичного перепроиз­водства. «Закон Сэя». Т.Р. Мальтус о причинах голода и нищеты. «Закон народонаселе­ния». Мальтузианство и глобальные проблемы развития человеческого общества сегодня.
Тема 10. Завершение формирования классической политэкономии. К. Маркс

Предпосылки возникновения марксизма. К. Маркс о товаре и деньгах. Производство прибавочной стоимости и накопление капитала. Формы капитала и виды доходов. Воспроизводство общественно­го капитала. Фазы капиталистического цикла. К. Маркс и Ф. Энгельс о социалистическом устройстве общества.
Тема 11. Экономические идеи в России в XV-XIX веках

Формирование феодальных отношений в Киевской Руси. «Русская правда». Образование централизованного государства. Иван Калита и уси­ление Московского княжества. Экономическая политика Ивана III. «Судебник» – первый кодекс феодального права на Руси. Принципы экономической политики Ивана IV Грозного. И. С. Пересветов, Ермолай Еразм о поместном дворянстве. Идеологи русского купечества и российского дворянства: А.Л. Ордин-Нащокин, Юрий Крижанич, И.Т. Посошков.

Кризис крепостничества в предреформенной России. Экономические взгляды А.Н. Радищева. А.Н. Радищев об источнике богатства помещиков. А.Н. Радищев о внешней торговле и протекционистской экономической политике. Метал­лические и бумажные деньги. А.Н. Радищев о налогообложении. Формирование экономической мысли декабристов. Декабристы о роли сельского хозяйства. Аграрный проект Н.М. Муравьева. Программа аграрных реформ П. И. Пестеля – программа капиталистического разви­тия России. Идеи утопического социализма в России и их особенности. «Кре­стьянский социализм» А.И. Герцена. А.И. Герцен и Н.П. Огарев о капита­лизме – новой системе рабства. Развитие антикрепостнических идей в творчестве Н.Г. Чернышев­ского. Чернышевский о крестьянском хозяйстве. Анализ и критика капи­тализма. Разница между феодальной и капиталистической рентами.
Модуль 3. Формирование основных направлений современной экономической мысли
Тема 12. Маржинализм

Возникновение маржинализма. Сущность и этапы маржинальной революции. Маржиналисты о производстве и обращении, о деньгах и их функциях, о первичности и вторичности экономических категорий, о формировании цены.

«Первый этап революции» – субъективное направление политической экономии. Теория предельной полезности товара в трудах представителей австрийской школы.

Концепция ценности в работах Карла Менгера. Классификация благ в зависимости от важности удовлетворяемых ими потребностей. Блага низшего порядка и блага высших порядков. К. Менгер о субституции производительных благ. Понятие ликвидности. Понятия «цена спроса» и «цена предложения».

Ойген Бём-Баверк о субъективной и меновой ценности благ. О. Бём-Баверк о полезности и предельной полезности блага. Модель формирования рыночной цены. Установление равновесной цены. Теория капитала в работах О. Бём-Баверка.

Фридрих фон Визер о ценности факторов, образующих издержки производства. «Закон Визера». Теория вменения.

Уильям Стенли Джевонс о цели экономической науки. Идея «конечной степени полезности как основа цены блага». Уравнивание конечных степеней полезности в процессе товарообмена. «Теорема Джевонса». Анализ понятий бесполезности и антиполезности труда. Использование математических и статистических методов исследования в трудах У. С. Джевонса.
Тема 13. Зарождение неоклассической экономической теории

А. Маршалл – политическая экономия и экономикс: трансформа­ция терминов. Теория ценообразования: спрос и предложение; производ­ственные издержки; полезность благ; равновесная цена. «Крест Маршал­ла».

Леон Вальрас о равновесии в экономике. Цена – основной инст­румент в рыночном механизме.

Дж. Б. Кларк: принцип предельной производительности. Предель­ная производительность и взаимозаменяемость факторов.

Экономическая теория благосостояния А. Пигу. Дж. Тобин и У. Нордхауз о чистом экономическом благосостоянии.
Тема 14. Институционализм – неортодоксальная концепция

Основные черты институционализма. Т. Веблен – основополож­ник институционального направления. «Теория праздного класса». Т Веб­лен о «моральных канонах поведения». Концепция недопотребления Дж. Гибсона. У. Митчелл: теория экономических циклов. Е. Шумахер. Теория «технологии с человеческим лицом». Институционалисты о предмете экономической науки. «Вирджинская школа». Дж. Бьюкенен. Теория общественного выбо­ра: применение экономических методов к изучению политических про­цессов. Джеймс Бьюкенен о двух уровнях общественного выбора. «Вирд­жинская школа» о роли государства. Гари Беккер о роли человеческого фактора в экономической дея­тельности общества. «Экономические обоснования» поведения человека. Г. Беккер об удорожании фактора времени. Практическая значимость институционализма.
Тема 15. Теоретические разработки экономистов в России второй половины XIX – начала XX веков

Теория издержек В.К. Дмитриева. Две математические модели це­ны. Спрос и цена товара. Е.Е. Слуцкий: теория сбалансированного бюджета потребителя. Определение «полезности». Анализ циклических колебаний. М.И. Туган-Барановский о путях хозяйственного развития поре­форменной России. «Теорема Туган-Барановского»: ценность блага и его стоимость. Социальная теория распределения. М.И. Туган-Барановский о системе государственного социализма. А.В. Чаянов – основоположник школы экономистов-аграрников. Концепция семейно-трудового хозяйства. А.В. Чаянов о специфике разви­тия крестьянского хозяйства. Идея «интегральной» кооперации в сельском хозяйстве. Л.Н. Юровский о задачах стабилизации и упрочения экономики. Проблема динамического равновесия. Теория цены и несовершенная кон­куренция. Проблема динамического равновесия. Природа «товарно-социалистической системы». Теория линейного программирования Л.В. Канторовича. Математический метод выбора оптимального варианта. Двойственные оценки в задачах линейного программирования.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки бакалавра 050700. 62 «педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки бакалавра 050700. 62 «педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика»
Направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика», профиль «Детская практическая психология», квалификация — бакалавр
Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки бакалавра 050700. 62 «педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика»
Направление подготовки: 050700. 62 «Педагогика», профиль «Управление дошкольным образованием», квалификация — бакалавр
Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки бакалавра 050700. 62 «педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дн(М). В 1 Тренинг педагогического...
Для профессии педагога коммуникативная компетентность является ведущей профессиональной характеристикой, от которой зависят персональный...
Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки бакалавра 050700. 62 «педагогика» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62 «Педагогика»
Просекова Вера Михайловна. Психотерапия. Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62 «Педагогика», профиль...
Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки бакалавра 050700. 62 «педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Направление: 050700. 62 «Педагогика»
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «сравнительная педагогика» с другими дисциплинами направления «Педагогика» по...
Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки бакалавра 050700. 62 «педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки бакалавра 050700. 62 «педагогика» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62...
Г. В. Кухтерина. Основы психодиагностики. Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62 Педагогика, профиль подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки бакалавра 050700. 62 «педагогика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины 050700. 62 Направление «Педагогика»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки бакалавра 050700. 62 «педагогика» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки бакалавра 050700. 62 «педагогика» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки бакалавра 050700. 62 «педагогика» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления подготовки...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки бакалавра 050700. 62 «педагогика» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62...

Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки бакалавра 050700. 62 «педагогика» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62...
Семеновских Т. В. Социальная психология. Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для студентов...
Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки бакалавра 050700. 62 «педагогика» iconПедагогика
Т. В. Сазанова. Концепции современного естествознания: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания...
Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки бакалавра 050700. 62 «педагогика» iconУчебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62...
Семеновских Т. В. Методы коррекционно-развивающей работы психолога в образовании. Учебно-методический комплекс. Методические указания...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск