Рабочая программа дисциплины





Скачать 353.45 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины
страница1/4
Дата публикации26.11.2014
Размер353.45 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Экономика > Рабочая программа
  1   2   3   4
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования «Национальный исследовательский

Томский политехнический университет»
УТВЕРЖДАЮ

Директор ИПР

А.Ю. Дмитриев

« » __________ 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ПРОМЫШЛЕННЫЕ ТИПЫ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
НАПРАВЛЕНИЕ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ) ООП

130101 ПРИКЛАДНАЯ ГЕОЛОГИЯ

ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ)

130101.01 Геологическая съемка поиски и разведка месторождений твердых полезных ископаемых

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ): инженер (специалист)

БАЗОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРИЕМА 2011 г.

КУРС 5; СЕМЕСТР 9

КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ 3

ПРЕРЕКВИЗИТЫ: минералогия, петрография, литология, основы учения о полезных ископаемых (основы теории рудообразующих процессов), формационный анализ, опробование твердых полезных ископаемых, основы технологии переработки руд, основы разработки месторождений твердых полезных ископаемых

КОРЕКВИЗИТЫ: геотектоника и геодинамика, экономика и организация геологоразведочных работ, разведка и геолого-экономическая оценка месторождений полезных ископаемых, геохимические методы поисков месторождений полезных ископаемых, основы горно-промышленной геологии и маркшейдерии

ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС:

Лекции

22

час.

Лабораторные занятия

22

час.

Аудиторные занятия

44

час.

Самостоятельная работа

110

час.

Итого

154

час.

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Очная


ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ Экзамен

ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ Кафедра геологии и разведки полезных ископаемых

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ д.г.- м.н., профессор А.К. Мазуров
РУКОВОДИТЕЛЬ ООП д.г.- м.н., профессор В.Г. Ворошилов

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ д.г.- м.н., профессор И.В. Кучеренко

2011 г.
  1. ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ



Дисциплина дополняет дисциплину «Основы учения о полезных ископаемых», которую студенты изучают в 8 семестре.

В преподавании дисциплины развиваются идеи и традиции научной школы в области геологии полезных ископаемых, созданной профессорами В.А. Обручевым, П.П. Гудковым, М.А. Усовым, Ф.Н. Шаховым, В.К. Черепниным.

Согласно этим традициям, учебный процесс по дисциплине ориентирован на обучение студентов способности логически строго и аргументированно излагать в устной и письменной форме освоенные знания, используя сведения из области физики, химии, минералогии, петрографии, теории рудообразующих процессов и других дисциплин. Одна из традиций кафедры, которая развивается и сейчас, – акцент в преподавании дисциплины на фундаментальный материал по сибирским регионам, для работы в которых в основном готовятся специалисты геологического профиля в стенах НИ ТПУ. В Сибири и на Дальнем Востоке воспитанниками Томского технологического, индустриального, политехнического института открыты многие месторождения полезных ископаемых, которые служат крупной сырьевой базой золота, платины, цветных металлов, урана и других видов минерального сырья. Все это находит отражение в соответствующих разделах дисциплины.

В лекциях дается разработанная лектором И.В. Кучеренко классификация рудообразующих процессов, построенная, в отличие от других современных классификаций, на основе принципов теории систем и, наряду с формационной классификацией, составляющая основу промышленной типизации месторождений твердых полезных ископаемых. Раскрываются разработанные лектором принципы формационной типизации месторождений полезных ископаемых, синтезирующие в себе все положительное, прошедшее проверку временем, что накоплено в данной области геологических знаний.

На лекционных и лабораторных занятиях затрагиваются вопросы экологии и охраны окружающей среды, особенно тогда, когда речь идет о добыче полезных ископаемых в контексте безопасности жизнедеятельности, экологической безопасности государства и человеческого сообщества. В частности, сравниваются разные технологии добычи минерального сырья, обсуждаются достоинства и недостатки сравнительно экологически чистых способов (технология Фраша для извлечения из недр самородной серы, технологии подземного выщелачивания минеральных солей, урана и др., технологии скважинной гидродобычи и др.).

Особое внимание в преподавании дисциплины, также согласно традициям кафедры и выдающихся предшественников, обращается на важнейший аспект процесса – формирование у студентов способности общаться с коллегами на профессиональном русском и английском языках посредством собеседования преподавателя и студентов в форме диалога, формулирования студентами в письменной форме тестов (вопросов-ответов) на аудиторных занятиях, выполнения в письменной форме рефератов (домашних заданий) и текущих контрольных работ.

Дисциплина имеет своей целью формировать у студентов объем знаний в области промышленного использования различных видов металлических и неметаллических полезных ископаемых, требований потребителей к их качеству и количеству, технологической типизации полезных ископаемых, экономики минерального сырья в мире, России, сибирских регионах, принципов промышленной типизации полезных ископаемых и промышленно-генетических типов полезных ископаемых по видам. Все это, в свою очередь, призвано формировать у студентов инженерный кругозор, необходимый для исполнения на высоком уровне профессиональной деятельности будущими специалистами.


  1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП


Дисциплина входит в структуру базовой части профессионального цикла (СЗ.Б.1.10).

Пререквизиты. Освоению дисциплины должно предшествовать изучение следующих дисциплин: минералогия, петрография, литология, основы учения о полезных ископаемых (основы теории рудообразующих процессов), формационный анализ, опробование твердых полезных ископаемых, основы технологии переработки руд, основы разработки месторождений твердых полезных ископаемых.

Студенты должны знать важнейшие промышленные минералы и наиболее распространенные магматические, метаморфические, осадочные горные породы – их химический состав, диагностические свойства, и быть способными их диагностировать на визуальном уровне.

Для промышленной типизации месторождений полезных ископаемых, которая опирается на генетическую и формационную классификации полезных ископаемых, необходимо знать сущность процессов рудообразования и рациональные принципы формационной типизации месторождений полезных ископаемых, уметь распознавать по условиям залегания и составу полезных ископаемых условия их образования.

Знание назначения и способов опробования полезных ископаемых, основных технологических схем переработки руд и способов их разработки требуется для понимания принципов технологической типизации руд и влияния факторов, определяющих дифференциацию полезных ископаемых на технологические типы.

Кореквизиты. Геотектоника и геодинамика, экономика и организация геологоразведочных работ, разведка и геолого-экономическая оценка месторождений полезных ископаемых, геохимические методы поисков месторождений полезных ископаемых, основы горно-промышленной геологии и маркшейдерии.



  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

  • состояние (распределение) сырьевой базы (запасы, ресурсы) важнейших полезных ископаемых по видам в мире, в России, сибирских регионах (З2.2.1);

  • объемы добычи важнейших полезных ископаемых в мире, в России, сибирских регионах (З2.2.2);

  • области промышленного использования важнейших полезных ископаемых по видам (З2.3.1);

  • промышленные минералы, технологические типы полезных ископаемых по видам (З2.3.2);

  • требования промышленности к качеству и количеству полезных ископаемых (З2.3.3);

  • важнейшие промышленно-генетические типы месторождений полезных ископаемых, их значение в экономике минерального сырья по видам (З4.8);

уметь:

  • анализировать генезис месторождений полезных ископаемых (У4.8.1);

  • определять положение месторождений полезных ископаемых в генетической классификации рудообразующих процессов (У4.8.2);

  • определять принадлежность месторождений полезных ископаемых к промышленным типам (У4.8.3);

  • использовать перечисленные знания в производственной деятельности (У2.3);

владеть:

  • навыками самостоятельной работы (В2.3);

  • навыками составления заключений о возможном происхождении месторождений (В4.8.1);

  • навыками геолого-генетического и геолого-промышленного описания месторождений полезных ископаемых (В4.8.2).

В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции.

Универсальные (общекультурные):

  • способность обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути её достижения (ОК-1);

  • способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-3);

  • способность к саморазвитию, стремление к повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

  • способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, иметь высокую мотивацию к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

Профессиональные (ПК):

  • способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения (ПК-2);

  • способность организовать свой труд, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности, владеть навыками самостоятельной работы (ПК-4);

  • способность применять основные методы, способы и средства получения, хранения и обработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информации (ПК-8);

  • способность использовать теоретические знания при выполнении производственных, технологических и инженерных исследований в соответствии со специализацией (ПК-10);

  • способность применять основные принципы рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды (ПК-17);

  • способность подготавливать данные для составления обзоров, отчетов и научных публикаций (ПК-25);

  • способность прогнозировать на основе анализа геологической ситуации вероятный промышленный тип полезного ископаемого, формулировать благоприятные критерии его нахождения и выделять перспективные площади для постановки дальнейших работ (ПСК-1.1).


4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Содержание разделов дисциплины
Студентам необходимо усвоить материал по следующим вопросам:

- принципы классифицирования (промышленной типизации) полезных ископаемых;

- качество полезных ископаемых, технологические типы руд и дифференциация месторождений по масштабам запасов;

- особенности геолого-промышленной оценки месторождений металлических и неметаллических полезных ископаемых;

- области промышленного использования каждого включенного в программу полезного ископаемого;

- требования промышленности (потребителей) к качеству, технологические типы и сорта полезного ископаемого;

- состояние сырьевой базы, объем добычи полезного ископаемого в мире, России, сибирских регионах; цены на мировом рынке;

- геолого-промышленная характеристика важнейших промышленно-генетических типов месторождений каждого полезного ископаемого, значение их в экономике минерального сырья.

Металлические полезные ископаемые

Раздел 1. Месторождения черных металлов

Ж е л е з о. Полигенные (метаморфизованные) месторождения железистых кварцитов (Курская магнитная аномалия, Россия). Осадочные месторождения морские (Керченское, Россия), в том числе вулканогенно-осадочные (Каражал, Казахстан), и континентальные (Лисаковское, Казахстан). Магматические (Качканарское, Россия) и скарновые (Соколовское, Сарбайское, Казахстан) месторождения.

М а р г а н е ц. Осадочные и вулканогенно-осадочные месторождения (Никополь, Украина; Западный Каражал, Казахстан). Месторождения, образованные в корах выветривания марганецсодержащих кремнистых и карбонатных толщ (Бразилия, Индия). Железо-марганцевые конкреции дна современных океанов.

Т и т а н. Осадочные месторождения, образованные в результате механической дифференциации вещества (литоральные россыпи), древние (Туганское, Россия; Правобережное, Украина) и современные (Бразилия, Австралия, Индия). Магматические месторождения (Кусинское, Россия).

Х р о м. Магматические месторождения ранне-кристаллизационные (Бушвельд, ЮАР) и позднее-кристаллизационные (Сарановское, Россия). Россыпи.

В а н а д и й Магматические месторождения ванадийсодержащих титано-магнетитовых и ильменит-магнетитовых руд в анортозитах, габбро, норитах (Качканарское, Россия; Бушвельд, ЮАР). Месторождения, образованные в корах выветривания – зонах окисления полиметаллических месторождений (Тсумеб, Намибия; Брокен-Хилл, Замбия) и в зонах пластовой инфильтрации (плато Колорадо, США). Осадочные месторождения ванадиеносных фосфоритов, бокситов, железных руд, углей (формация Фосфория, США; Керченское, Россия), а также литоральных россыпей – ванадийсодержащих титано-магнетитовых песков (Новая Зеландия). Ванадиеносные асфальтиты (Минас-Рагра, Перу) и нефти (Урало-Волжская провинция, Россия). Полигенные (метаморфизованные) месторождения (Отанмяки, Финляндия).
Раздел 2. Месторождения цветных металлов

С в и н е ц и ц и н к. Полигенные месторождения: гидротермально-осадочные (Холоднинское, Озерное, Россия), метаморфизованные в карбонатных породах (Горевское, Россия), в глубокометаморфизованных толщах (Брокен-Хилл, Австралия). Месторождения стратиформные неясного генезиса (Миргалим-Сай, Казахстан). Гидротермальные плутоногенные месторождения: скарновые (Верхнее, Россия), метасоматические в карбонатных породах (Благодатское, Россия), жильные (Садонское, Россия). Гидротермальные вулканогенные месторождения в вулканических поясах (Ново-Широкинское, Россия).

М е д ь. Гидротермальные плутоногенные месторождения штокверковых руд типа медных порфиров (Коунрад, Казахстан; Эль-Тениенте, Чили). Полигенные месторождения осадочные метаморфизованные типа медистых песчаников и сланцев (Удоканское, Россия; Джезказганское, Казахстан; Роан-Антилоп, Замбия), гидротермально-осадочные медно-колчеданные (Гайское, Россия; Куроко, Япония). Магматические ликвационные месторождения (Норильское, Россия).

А л ю м и н и й. Месторождения, образованные в корах выветривания (Боке, Гвинея; Гвианская береговая равнина). Осадочные месторождения бокситов платформенные (Тихвинское, Россия) и геосинклинальные (Северо-Уральский бокситоносный район). Магматические месторождения уртитовых, апатит-нефелиновых, сынныритовых руд (Хибинское, Кия-Шалтырь, Россия).

М а г н и й. Гидротермальные метасоматические месторождения кристаллического магнезита в карбонатных и ультраосновных породах (Саткинская группа, Онотское, Удерейское, Шабровское, Россия). Месторождения «аморфного» магнезита, образованные в корах выветривания гипербазитов, инфильтрационные (Халиловское, Россия). Осадочные месторождения магнезита, доломита, магнезиальных солей. Морская вода и рассолы как источник магния.

О л о в о. Осадочные месторождения, образованные в результате механической дифференциации вещества – аллювиальные и литоральные россыпи (Депутатское, Россия; Малайзия, Индонезия). Плутоногенные гидротермальные месторождения грейзеновые (Этыка, Россия), сопровождаемые кварц-турмалиновыми и кварц-серицит-хлоритовыми метасоматитами касситерит-силикатно-сульфидные и касситерит-сульфидные (Хапчеранга, Солнечное, Россия). Вулканогенные гидротермальные месторождения (Джалинда, Россия).

В о л ь ф р а м. Плутоногенные гидротермальные месторождения: скарновые шеелитовых и шеелит-молибденитовых руд (Чорух-Дайрон, Узбекистан; Тырны-Ауз, Россия), грейзеновые вольфрамитовых руд (Акчатау, Казахстан), жильные и штокверковые в сопровождении турмалиновых, березитовых и других метасоматитов (Бом-Горхон, Россия).Вулканогенные гидротермальные месторождения вольфрамовых с оловом, серебром, сурьмой, ртутью, золотом, марганцем руд (Ново-Ивановское, Россия; Тасна, Боливия).

М о л и б д е н. Плутоногенные гидротермальные месторождения: скарновые шеелит-молибденитовых руд (Тырныауз, Россия), грейзеновые молибденитовых, в том числе с вольфрамом руд (Восточный Коунрад, Казахстан), жильные в сопровождении калишпатовых, серицитовых, березитовых метасоматитов (Шахтама, Россия) и штокверковые типа молибденовых и медно-молибденовых порфиров (Сорское, Россия; Клаймакс, США).

Н и к е л ь. Магматические ликвационные месторождения медно-никелевых руд (Норильское, Россия, Седбери, Канада). Месторождения гидросиликатных никелевых с кобальтом руд, образованных в корах выветривания ультраосновных магматических пород (Аккермановское, Россия; о. Новая Каледония).

К о б а л ь т. Полигенные месторождения осадочные метаморфизованные типа кобальтсодержащих медистых песчаников (Замбия, Заир). Магматические ликвационные месторождения медно-никелевых кобальтсодержащих руд (Норильское, Россия). Плутоногенные гидротермальные жильные месторождения (Кобальт, Канада).

В и с м у т. Плутоногенные гидротермальные месторождения: скарновые шеелитовые с висмутином и самородным висмутом (Восток-2, Россия; Санг-Донг, Корея); грейзеновые вольфрамовые, оловянные, молибденовые с висмутом (Акчатау, Казахстан); жильные, сопровождаемые окварцованными, березитизированными породами; мышьяково-висмутовые (Устарасай, Узбекистан), кобальт-никель-серебро-висмут-урановые (Кобальт, Канада). Вулканогенно-гидротермальные месторождения (Адрасман, Узбекистан).

С у р ь м а. Плутоногенные гидротермальные месторождения: кварцево-антимонитовых руд (Сарылах, Россия), шеелит-золото-антимонитовых (Воси, Китай), вольфрамит-антимонит-киноварных (Барун-Шивея, Россия), антимонит-аргентит-галенит-сфалеритовых (Саншайн, США), касситерит-антимонитовых (Сары-Булак, Узбекистан) руд. Вулканогенные гидротермальные месторождения мышьяково-сурьмяных, сурьмяно-серебряных, сурьмяно-оловянных руд (Йеллоу-Пайн, США). Стратиформные сурьмяные и ртутно-сурьмяные месторождения (Кадамджай, Кыргызстан).

Р т у т ь. Плутоногенные гидротермальные месторождения ртутно-сурьмяных, ртутно-золото-серебряных, ртутно-оловянных, ртутно-медных, ртутно-вольфрам-мышьяковых, ртутно-полиметаллических руд (Ильдикан, Россия), ртутных в лиственитах (Чаган-Узун, Россия) руд. Вулканогенные гидротермальные месторождения опалит-киноварных (Пламенное, Россия; Монте-Амиата, Италия) и стратиформных (Никитовское, Украина; Альмаден, Испания) руд.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины ФИЛОСОФИЯ
Рабочая программа включает в себя определение целей освоения дисциплины; места дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины Международное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Международное право» подготовлена Яблоковым Е. К., старшим преподавателем кафедры общественных...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины Профессиональная этика (наименование...
Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика» подготовлена Слободян Л. Д. старшим преподавателем кафедры общественных...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины финансовое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Финансовое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины парламентское право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Парламентское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины экологическое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологическое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины трудовое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Трудовое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины гражданское право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Гражданское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины коммерческое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Коммерческое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины предпринимательское право (наименование...
...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины жилищное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Жилищное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины избирательная система в РФ (наименование...
...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины уголовное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Уголовное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины муниципальное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Муниципальное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины административное право (наименование...
Рабочая программа учебной дисциплины «Административное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины семейное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Семейное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск