Учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения направления 080100. 62"Экономика" Пятигорск 2012 удк 330. 1 Ббк 65. 02 Ч 44 Кафедра «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины»





Скачать 475.68 Kb.
НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения направления 080100. 62"Экономика" Пятигорск 2012 удк 330. 1 Ббк 65. 02 Ч 44 Кафедра «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины»
страница1/4
Дата публикации01.12.2014
Размер475.68 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Экономика > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4
  1. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса”

(ФГБОУ ВПО “ЮРГУЭС”)

Кавминводский институт сервиса (филиал)

(КМВИС ФГБОУ ВПО “ЮРГУЭС”)


Чепукова А.Б.

История экономических учений

учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения направления 080100.62"Экономика"

Пятигорск

2012

УДК 330.1

ББК 65.02

Ч 44
Кафедра «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины».
Составитель:

Ст.преподаватель кафедры ЕНиГД

Чепукова А.Б.
Рецензент:

к.э.н., профессор кафедры ЕНиГД

Липовая Т.Б.
Ч 44 Чепукова А.Б. История экономических учений. Учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения направления 080100.62"Экономика" Пятигорск: КМВИС ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2012г. -27 с.

Данное учебно-методическое пособие выполнено в полном соответствии с рабочей программой и учебным планом направления 080100.62 “Экономика”.

Пособие включает планы семинарских занятий для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения, темы для самостоятельной работы, тематику рефератов и методические указания по их выполнению. Для проверки освоения материала приводится итоговый тест по всему курсу и вопросы для подготовки к экзамену.

Учебно-методическое пособие "История экономических учений" печатается по решению Научно-методического совета КМВИС ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС» для внутривузовского издания (протокол № 3 от10.12.12)

© КМВИС ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС»

© Чепукова А.Б.


Содержание
Введение

Планы семинарских занятий

Разделы и темы для самостоятельной работы студентов

Тематика рефератов и методические указания по их выполнению

Итоговый тест

Вопросы к экзамену

Основные термины и понятия

Рекомендуемая литература




ВВЕДЕНИЕ
Свое начало история экономики и экономических учений берет со времен древнего мира, т.е. появления первых государств. С тех пор и до настоящего времени осуществляются постоянные попытки систе­матизировать экономические воззрения в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осу­ществлении хозяйственной политики. При этом по мере происхо­дящих изменений в экономике, науке, технике и культуре посто­янно обновляется и совершенствуется и экономическая теория.

Целью изучения истории экономических учений является: 1) углубить и расширить знания по экономической теории, 2) повысить экономическую и общую культуру, расширить кругозор в области общих, специальных и отраслевых экономических наук, 3) познакомиться с выдающимися экономистами мира и изучить сформулированные ими концепции. Профессиональный экономист обязан знать историю своей науки, ее выдающихся представителей и их основные идеи.

Изучение данной дисциплины является важным подспорьем для выявления объективных закономерностей в развитии как мировой, так и отечественной экономики. Кроме того, знания в области эволюции экономической мысли формируют у студентов необ­ходимую эрудицию и творческие навыки, которые позволят им свободно ориентироваться в проблемах экономической теории, сравнивать альтернативные теоретические подходы и принимать самостоятельно решения по практической реализации актуальных хозяйственных задач.

Данное пособие призвано помочь студенту в ориентировке по усвоению вопросов, включаемых в изучение дисциплины, определенных рабочей программой и учебным планом направления 080100 “Экономика”.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Очное отделение
Семинар 1. Общая характеристика и структура курса “История экономики и экономических учений”. Античная экономическая мысль.
Вопросы для обсуждения:

  1. Предмет, метод дисциплины.

  2. Основные этапы истории экономических учений.

  3. Общая характеристика экономической мысли Античности.

  4. Основные положения экономической мысли Античности: богатство, разделение труда, товар, деньги, учение об экономике и хрематистике.


Семинар 2. Экономическая мысль средневековья. Возникновение буржуазной экономической мысли. Меркантилизм.
Вопросы для обсуждения:

  1. Предмет и метод экономической мысли Средневековья.

  2. Характеристика основных положений экономических взглядов Ф.Аквинского.

  3. Отличительные черты экономических воззрений ранних и поздних христиан. (Августин Блаженный и Фома Аквинский)

  4. Общая характеристика меркантилизма.

  5. Основные теоретические положения меркантилизма: богатство, теория прибыли, проблемы общественного потребления и занятости, теория денег.

  6. Отличие раннего и позднего меркантилизма.


Семинар 3. Зарождение классической политической экономии. Учение физиократов.
Вопросы для обсуждения:

  1. Характеристика и основные этапы классической политиэкономии.

  2. Возникновение классической политической экономии в Англии (Уильям Петти).

  3. Возникновение классической политической экономии во Франции( Пьер Буагильбер).

  4. Учение физиократов(Франсуа Кенэ).


Семинар 4. Классическая школа в трудах Адама Смита и его последователей(экономические учения Д.Рикардо, Ж.Б.Сея, Т. Мальтуса, С.Сисмонди, Р.Оуэна).
Вопросы для обсуждения:

  1. Предмет и метод экономической теории А.Смита.

  2. Основные теоретические положения теории А.Смита: богатство, разделение труда, деньги, стоимость и цена, капитал.

  3. Экономическая теория Ж.Б.Сея. Основные теоретические положения: богатство, стоимость, распределение доходов, производительный труд, реализация, роль государства в экономике.

  4. Экономическая теория Т.Мальтуса. Основные теоретические положения: закон народонаселения, стоимость и распределение доходов, реализация, производительный труд.

  5. Экономическая теория Д.Рикардо. Основные теоретические положения: стоимость, деньги, распределение доходов, капитал, сравнительные преимущества во внешней торговле.

  6. Экономическая теория С.Сисмонди. Основные теоретические положения: богатство, стоимость и распределение, реализация, роль государства в экономике.

  7. Экономическая теория Р.Оуэна. Основные теоретические положения: стоимость и деньги, доходы, реализация.


Семинар 5. Завершение классической политической экономии. Экономические теории Дж. С.Милля и К.Маркса.
Вопросы для обсуждения:

  1. Экономическая теория Дж.С.Милля. Предмет и метод. Основные теоретические положения: стоимость и цена, экономический рост, роль государства в экономике.

  2. Экономическая теория К.Маркса. Предмет и метод. Основные теоретические положения: стоимость, межотраслевая конкуренция и перелив капитала и т.д.


Семинар 6. “Маржинальная революция” в экономической науке.
Вопросы для обсуждения:

  1. Маржинализм и “маржиналистская революция”.

  2. Основные этапы “маржиналистской революции”.

  3. Экономические теории австрийской школы.

  4. Экономические теории А.Маршалла и Д.Б.Кларка.

  5. Экономические теории лозаннской школы.


Семинар 7. Зарождение институционалистского направления в экономической науке.
Вопросы для обсуждения:

  1. Общая характеристика институционалистского направления.

  2. Историческая школа Германии:

    • экономические концепции старой исторической школы;

    • экономические концепции новой исторической школы;

    • экономические концепции новейшей исторической школы.

3. Историческая школа и институционализм в России.
Семинар 8,9. Развитие экономической науки в XX веке.
Вопросы для обсуждения:

  1. Развитие экономической науки в 20-30-х гг XX в.:

    • теории монополистической конкуренции;

    • теория общественного благосостояния;

    • экономическая теория Дж.Кейнса;

    • экономическая мысль России в 20-30-х гг.XXв.

  2. Экономическая наука в конце 40-60-х гг XX в.:

  • Основные направления экономической науки;

  • экономическая теория неокейнсианства;

  • неоклассический синтез.

  1. Развитие экономической науки в 1970-х – начале 1990-х гг. :

  • развитие маржинализма;

  • экономические теории предложения;

  • экономические теории монетаризма.

  • институционализм 1970-х – начале 1990-х гг.


Заочное отделение

Семинар 1. Экономическая мысль средневековья. Возникновение буржуазной экономической мысли. Меркантилизм.
Вопросы для обсуждения:

  1. Характеристика основных положений экономических взглядов Ф.Аквинского.

  2. Отличительные черты экономических воззрений ранних и поздних христиан. (Августин Блаженный и Фома Аквинский)

  3. Общая характеристика меркантилизма.

  4. Основные теоретические положения меркантилизма: богатство, теория прибыли, проблемы общественного потребления и занятости, теория денег.

  5. Отличие раннего и позднего меркантилизма.


Семинар 2. Развитие экономической науки в XX веке.
Вопросы для обсуждения:

1.Развитие экономической науки в 20-30-х гг XX в.:

    • теории монополистической конкуренции;

    • теория общественного благосостояния;

    • экономическая теория Дж.Кейнса;

    • экономическая мысль России в 20-30-х гг.XXв.

2.Экономическая наука в конце 40-60-х гг XX в.:

  • Основные направления экономической науки;

  • экономическая теория неокейнсианства;

  • неоклассический синтез.

3.Развитие экономической науки в 1970-х – начале 1990-х гг. :

  • развитие маржинализма;

  • экономические теории предложения;

  • экономические теории монетаризма.

  • институционализм 1970-х – начале 1990-х гг.


РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Раздел 1. Экономическая мысль до появления экономической теории

Тема 1. Экономическая мысль Древнего Востока

Выразители экономической мысли древнего мира - крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств - стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство.

Доказательства идеологов древнего мира основывались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, то есть против свободного функционирования денежного и торгового капитала.

Основными источниками, из которых мы узнаем об экономической мысли Древнего Востока, были юридические документы того времени и сочинения о государственном управлении
Тема 2. Отличие раннего и позднего меркантилизма

В развитии меркантилизма выделяют 2 этапа:

1 этап называется ранним меркантилизмом или монетаризмом(XIV-XVIвв).

2 этап – поздний меркантилизм(конец XVI-XVIIвв.).

Ранние меркантилисты акцентировали внимание на накоплении драгоценных металлов в стране.

Для меркантилистов позднего периода накопление денег перестало быть актуальной проблемой. Они продолжали придавать большое значение деньгам, но лишь как средствам, позволяющим получить прибыль.

Основным путем накопления капитала поздние меркантилисты считали положительное сальдо внешней торговли. Поэтому главной задачей стал активный торговый баланс, т.е. превышение экспорта над импортом.

Еще одним отличием раннего и позднего меркантилизма является смена ценовой политики. Если на раннем этапе общей рекомендацией было завышение цен на экспортные товары, то позднее, когда борьба за рынки стала более напряженной, главной задачей стало увеличение объемов продаж. Для этого рекомендовалась продажа по низким ценам.
Тема 3. Учение физиократов

Основателем школы физиократов был Франсуа Кенэ. Физиократы считали, что источник богатства – производство, хотя есть только одна его отрасль – сельское хозяйство, где богатство возникает естественным путем и выглядит как дар природы.

В теории Кенэ важное место занимает учение о чистом продукте. Источники чистого продукта – земля и приложенный к ней труд людей, занятых в сельскохозяйственном производстве. В промышленности и других отраслях экономики - чистой прибавки к доходу не производится, происходит только смена первоначальной формы этого продукта.
Тема 4. Экономические учения Д.Рикардо, С.Сисмонди, Р.Оуэна

Английский экономист Давид Рикардо, будучи крупным капиталистом и общественным деятелем, пришел в на­уку первоначально как публицист, участвуя в дискуссии об эмиссионной деятельности Английского банка. Далее он участвовал в дискуссии о введенных в 1815 г. высоких таможенных пошлинах на ввоз хлеба в Англию . По этому поводу Рикардо написал небольшую работу «Опыт о влиянии цены хлеба ни прибыль с капитала», где уже были заложены основы его тео­рии распределения. И, наконец, развернутую экономическую теорию он представил в работе «Начала политической экономии» (1817).

Как и все представители классической политэкономии, Рикардо изучал сферу производства, но в качестве главного предмета изучения сам он указывал на пробле­му распределения доходов между классами. «Определить законы, которые управляют этим распределением, — главная задача политической экономии», — писал он.

Последователем Смита в Швейцарии был Симон Сисмонди (1773—1842), который в 1803 г. выпустил работу «О коммерчес­ком богатстве». Однако негативные стороны раннего капитализ­ма (тяжелые условия труда и низкие заработки рабочих; отсутствие законодательства, защищающего их права; разорение крестьян и ремесленников, не выдерживающих конкуренции с капиталисти­ческим производством) все больше отвращали от него Сисмонди, отдаляя его теоретические позиции от позиций других последо­вателей Смита — Сэя, Мальтуса и Рикардо, что получило окон­чательное оформление в его книге «Новые начала политической экономии» (1819), где Сисмонди уже противопоставляет «неесте­ственному» капитализму «естественное» мелкотоварное производ­ство. Таким образом, с Сисмонди начинается мелкобуржуазное направление в классической политэкономии.

Как у всех представителей классической политэкономии, у Сис­монди присутствует примат в экономике сферы производства, но в то же время ему присущ и определенный интерес к сфере по­требления (спроса), что проявляется в ряде теорий.

Отличительной методологической чертой его подхода к эконо­мике было дополнение основных принципов классической полит­экономии морально-этическим элементом, который он всячески подчеркивал, утверждая, что политэкономия — «наука не простого расчета, а наука моральная», что она вводит в «заблуждение, ког­да оперирует голыми цифрами, и ведет к цели лишь тогда, когда приняты во внимание чувства, потребности и страсти людей».

Английский социалист-утопист Роберт Оуэн и его последователи получили также назва­ние «социалисты-рикардианцы» за попытку придать теории Ри-кардо социалистические выводы. Первая работа Оуэна «Образо­вание человеческого характера (новый взгляд на общество)» вышла в 1813 г. Экономические проблемы рассматривались им в работах «Доклад графству Ленарк» (1820), «Книга о новом нравственном мире» (1836).

Предметом изучения и основой экономики у Оуэна, как у всех представителей классической политэкономии, считалась сфера производства, но в методологии были некоторые отличия. Во-пер­вых, «естественным строем» он считал не капитализм и не мел­котоварное производство, а социализм, который Оуэн представ­лял как систему общин с аграрными и промышленными коопе­ративными предприятиями. Во-вторых, был еще больше, по сравнению с Сисмонди, усилен морально-этический подход к эко­номическим отношениям, и прежде всего использование крите­рия «справедливость».
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения направления 080100. 62\"Экономика\" Пятигорск 2012 удк 330. 1 Ббк 65. 02 Ч 44 Кафедра «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» iconУчебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной...
Ч 44 Чепукова А. Б история экономики. Учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения направления...
Учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения направления 080100. 62\"Экономика\" Пятигорск 2012 удк 330. 1 Ббк 65. 02 Ч 44 Кафедра «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» iconУчебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения...
Ш 34 Швелидзе В. Б английский язык. Учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения. Пятигорск: кмвис фгбоу...
Учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения направления 080100. 62\"Экономика\" Пятигорск 2012 удк 330. 1 Ббк 65. 02 Ч 44 Кафедра «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» iconУчебно-методическое пособие для бакалавров направления 080100. 62...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очного и заочного отделения с целью организации и обеспечения учебного процесса...
Учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения направления 080100. 62\"Экономика\" Пятигорск 2012 удк 330. 1 Ббк 65. 02 Ч 44 Кафедра «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения направления 080100. 62\"Экономика\" Пятигорск 2012 удк 330. 1 Ббк 65. 02 Ч 44 Кафедра «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» iconКафедра мировой экономики и международных отношений
Рабочая программа учебной дисциплины Микроэкономика составлена в соответствии с требованиями гос впо РФ для студентов очно-заочной...
Учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения направления 080100. 62\"Экономика\" Пятигорск 2012 удк 330. 1 Ббк 65. 02 Ч 44 Кафедра «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» iconУчебно-методическое пособие для подготовки к практическим занятиям...
Л 61 Липовая Т. Б. Экономика организаций(предприятий). Учебно-методическое пособие для подготовки к практическим занятиям / Пятигорск:...
Учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения направления 080100. 62\"Экономика\" Пятигорск 2012 удк 330. 1 Ббк 65. 02 Ч 44 Кафедра «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов...
Методические указания предназначены для студентов очной, очно-заочной, заочной формы обучения по направлению «Экономика» иразработаны...
Учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения направления 080100. 62\"Экономика\" Пятигорск 2012 удк 330. 1 Ббк 65. 02 Ч 44 Кафедра «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» iconУчебно-методический комплекс по научно-исследовательской работе (далее...
Экономика по магистерской программе «Комплексное развитие городов» всех форм обучения (очной, очно-заочной, заочной и заочной с применением...
Учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения направления 080100. 62\"Экономика\" Пятигорск 2012 удк 330. 1 Ббк 65. 02 Ч 44 Кафедра «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» iconУчебно-методический комплекс по научно-исследовательской работе направление подготовки
Экономика по магистерской программе «Экономика фирмы» всех форм обучения (очной, очно-заочной, заочной и заочной с применением дистанционных...
Учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения направления 080100. 62\"Экономика\" Пятигорск 2012 удк 330. 1 Ббк 65. 02 Ч 44 Кафедра «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» iconМетодическое пособие по курсу «Организация и экономика ветеринарного...
Липатова О. А. Методическое пособие по курсу «Организация и экономика ветеринарного дела» для самостоятельной работы студентов очной...
Учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения направления 080100. 62\"Экономика\" Пятигорск 2012 удк 330. 1 Ббк 65. 02 Ч 44 Кафедра «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов Красноярск
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов, обучающихся в Юридическом институте Сибирского федерального университета...
Учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения направления 080100. 62\"Экономика\" Пятигорск 2012 удк 330. 1 Ббк 65. 02 Ч 44 Кафедра «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» iconУчебно-методическое пособие для студентов специальности «Национальная...
Э40 для студ спец. «Национальная экономика и экономическая безопасность» очно-заочной формы обучения / сост. А. А. Никитин; Перм...
Учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения направления 080100. 62\"Экономика\" Пятигорск 2012 удк 330. 1 Ббк 65. 02 Ч 44 Кафедра «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
«Экономика и правовое регулирование бизнеса», «Экономика фирмы и отраслевых рынков», «Экономическая теория и финансово-кредитные...
Учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения направления 080100. 62\"Экономика\" Пятигорск 2012 удк 330. 1 Ббк 65. 02 Ч 44 Кафедра «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
«Экономика и правовое регулирование бизнеса», «Экономика фирмы и отраслевых рынков», «Экономическая теория и финансово-кредитные...
Учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения направления 080100. 62\"Экономика\" Пятигорск 2012 удк 330. 1 Ббк 65. 02 Ч 44 Кафедра «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» iconУчебно-методическое пособие адресовано студентам очной формы обучения...
Кискин Е. В., Ахмедова А. К. Юридическое делопроизводство: Учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной формы обучения....
Учебно-методическое пособие для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения направления 080100. 62\"Экономика\" Пятигорск 2012 удк 330. 1 Ббк 65. 02 Ч 44 Кафедра «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» iconМетодические рекомендации по самостоятельному изучению теоретической...
Мазикова Е. В. Введение в специальность. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080100. 62 «Экономика»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск