1. Меркантилизм как первая школа политической экономии Политическая экономия как система экономических знаний возникает в эпоху разложения феодализма, в эпоху





Название1. Меркантилизм как первая школа политической экономии Политическая экономия как система экономических знаний возникает в эпоху разложения феодализма, в эпоху
страница1/6
Дата публикации01.12.2014
Размер0.9 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6
1. Меркантилизм как первая школа политической экономии

Политическая экономия как система экономических знаний возникает в эпоху разложения феодализма, в эпоху перехода от натурального к капиталистическому товарному хозяйству.

Меркантилизм, как первая школа в истории политической экономии, зародился в Италии во второй половине 16 в. Наибольшее развитие получил в Англии в 17 – 18 вв., существовал в Испании, Португалии, Нидерландах, во Франции, России и других странах Европы.

Под меркантилизмом понимается экономическая политика государств периода позднего феодализма, способствовавшая накоплению капиталов и подготовке капиталистического способа производства.

Меркантилизм это и экономическая идеология, и экономическая политика

Меркантилизм положил начало политической экономии богатства

Под богатством меркантилисты понимали деньги – золото и серебро, и его источник видели во внешней торговле, за счет превышения объемов проданных товаров над купленными

Главное в экономических воззрениях меркантилистов и наиболее ценное для науки заключалось в их стремлении выяснить объективное движение денег как капитала и представить прибыль как основной мотив капиталистического хозяйства

В своем развитии меркантилизм прошел два этапа – ранний меркантилизм – идеология денежного баланса, и поздний – идеология торгового баланса

Ранний меркантилизм сводил экономическую задачу к удержанию и накоплению денег в стране

Идеология позднего меркантилизма сводилась к тому, чтобы деньги не накоплять, а пускать их в оборот с тем, чтобы они приносили большие деньги, при этом денежная сумма покупок должна быть меньше суммы продажи своих товаров

Все меркантилисты являлись сторонниками вмешательства государственной власти в хозяйственную жизнь страны, для того, чтобы обеспечить достижения денежного и торгового баланса. Дело доходило до дипломатических и торговых войн с применением военной силы. Например, Англия в общей сложности провела в торговых войнах около 70 лет

Английский меркантилизм (ранний – Джон Гельс, Томас Грешем; поздний – Томас Мэн)

Итальянский меркантилизм (ранний – Гариель Скаруффи; поздний – Антонио Серра)

Французский меркантилизм (Антуан де Монкретьен; Жан Батист Кольбер – министр короля Людовика Х1У) Идеология и политика меркантилизма возникает в России в конце 17 в. и связана с именами А.Л. Ордын-Нащокина (? – 1680) – Новоторговый устав 1667 г., Ю. Крижанича (1618 – 1683) – «Политические думы» (1659) , И.Т. Посошкова (1652 – 1726) – «Книга о скудости и богатстве» (1724) ( и Петра Великого (1672 - 1725), который, сознавая это или нет, проводил политику меркантилизма

Особенностью меркантилизма в России является то, что, во-первых, он возник позднее, чем в Европе, во-вторых, он отражал идеологию только позднего меркантилизма, и в-третьих, его представители, прежде всего И.Т. Посошков и Ю.Крижанич, под богатством понимали не только деньги, но и продукты производства, удовлетворяющие потребности людей, и призывали всячески стимулировать развитие национального хозяйства
2.Буржуазная классическая политическая экономия

Буржуазная классическая политическая экономия зародилась в конце 17 – начале 18 вв. трудами У. Петти (Англия) и П. Буагильбера и Ф. Кенэ (Франция)

Время ее завершения рассматриваетя с двух теоретико- методологических позиций:

марксистская школа указывает на период первой четверти 19 в. и завершителями классической школы считает А. Смита и Д. Рикардо

по другой версии классическая школа исчерпала себя в последней трети 19 в. трудами Дж.С. Милля

Как и меркантилизм, идеи классической школы можно квалифицировать как политическую экономию богатства

В отличие от меркантилистов объектом анализа является не сфера обращения, а сфера производства

Источником богатства считается труд (Труд – отец богатства, земля – его мать – У. Петти)

Под богатством понимается продукт производства, а не деньги, как то утверждали меркантилисты («Зато читал Адама Смита и был глубокий эконом, то есть умел судить о том, как государство богатеет и как живет и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет» - А.С. Пушкин

Задачей политической экономии представители классической школы считали изучение глубинной природы капиталистического хозяйства и выявление объективных законов его функционирования

В трудах представителей классической школы нашли отражение и были проанализированы все основные категории капиталистического хозяйства –труд, стоимость, цена, капитал, прибыль, заработная плата, земельная рента, процент, налоги

Впервые в истории экономической науки был поставлен вопрос о методологии экономического анализа, что нашло свое отражение уже в трудах У. Петти

В основе экономической идеологии представителей классической школы лежит концепция экономического либерализма , невмешательства государства в экономическую жизнь общества и свободной конкуренции

Человек в системе экономических отношений рассматривается только как «экономический человек», для которого характерно лишь такого рода интересы как личная выгода и личное благополучие. Нравственность, культура, обычаи и т. п. не принимаются во внимание

Все участники производственного процесса свободны и равны перед законом

Каждый экономический субъект осведомлен об уровне цен, прибылей, заработной платы и ренты, т.е. хорошо знает рыночную конъюнктуру

Рынок обеспечивает полную мобильность ресурсов: труд и капитал могут свободно перемещаться в любую сферу деятельности

На рынке труда имеет место абсолютная гибкость заработной платы. Ее величина определяется только соотношением между спросом и предложением на рабочую силу

Эластичность численности рабочей силы по отношению к заработной плате не меньше единицы, т.е. всякое повышение заработной платы ведет к росту численности рабочей силы, а ее сокращение – к уменьшению численности занятых

Единственной целью капиталиста является максимизация прибыли на вложенный капитал

Главным фактором увеличения богатства является накопление капитала

Конкуренция должна быть совершенной, т.е. свободной, а экономика ограждена от вмешательства государства. В таком случае стихийные законы рынка («невидимая рука» рынка) обеспечат оптимальное распределение ресурсов и сочетание индивидуальных и общественных интересов

Функции государства состоят в защите внешней и внутренней безопасности общества, создании инфраструктуры и обеспечении образования граждан

Общие выводы:

Классическая школа относится к числу вполне зрелых направлений экономической мысли, оставивших глубокий след в истории экономических учений и заложивших теоретические и методологические основы для дальнейшего развития экономической науки

Величайшая заслуга классиков состоит в том, что они поставили в центр экономических исследований труд, как созидательную силу и стоимость как воплощение ценности, заложив основы теории трудового происхождения стоимости

Классическая школа заложила основы идеологии экономической свободы и экономического либерализма

3. Экономическая теория У. Петти

Основателем классической буржуазной политэкономии в Анг­лии был Уильям Петти (1623-1687). Родился он в семье ремеслен­ника, трудовую деятельность начал корабельным юнгой, затем рабо­тал моряком. В дальнейшем У. Петти — врач, учёный, политиче­ский деятель Англии.

У. Петти был выдающимся ученым, которого К. Маркс называл "отцом английской политической экономии". Он написал ряд произ­ведений: "Трактат о налогах и сборах" (1662), "Слово мудрых" (1664); "Политическая анатомия Ирландии" (1672), "Политическая ариф­метика" (1676), "Кое-что о деньгах" (1682).

Экономические воззрения У. Петти в истории английской полит­экономии представляли переходную эпоху от меркантилизма к клас­сической школе. В вопросах экономической политики У. Петти во многом ещё стоял на позициях меркантилизма, постепенно преодоле­вая его догмы. Так, например, золото и серебро он считал преимуще­ственной формой богатства, а заботу о пополнении денег — одной из важнейших забот государства. По его мнению, драгоценные метал­лы нужны для всех времён, для всех мест. Он поддерживал идею торгового баланса, считал, что промышленность доставляет больше барыша, чем сельское хозяйство, а торговля — больше, нежели про­мышленность. У. Петти ратовал за торговую экспансию. Вместе с тем укреплялось его убеждение в том, что основная часть населе­ния должна заниматься производством, а не торговлей. В процессе эволюции своих взглядов У. Петти преодолел влияние мерканти­лизма.

В отличие от меркантилистов У. Петти выяснил внутренние за­висимости, сущность изучаемых экономических явлений. Хотя его интересовала главным образом количественная сторона изучаемых процессов, он сделал большой шаг вперёд в развитии экономиче­ской теории.

Это проявилось прежде всего в учении о стоимости. Трудовая теория стоимости, которая берет свое начало от У. Петти, явилась важнейшим отправным пунктом, от которого началось исследова­ние внутренних зависимостей производства.

У. Петти различал рыночные и естественные цены, меняющиеся в зависимости от соотношения спроса и предложения. Такую цену он называл политической ценой. Вместе с тем Петти приходит к выводу, что основу цены составляет "естественная цена", или стоимость. Он определял ее затраченным на производство товара тру­дом. Такая цена, по его мнению, выражается определённым количе­ством серебра. "Если одну унцию серебра можно добыть и доста­вить в Лондон из перуанских рудников с такой же затратой време­ни, какая необходима для производства одного бушеля хлеба, то первый из этих продуктов будет составлять естественную цену вто­рого; и если вследствие открытия новых, более богатых рудников две унции можно будет добывать так же легко, как и теперь одну, то при прочих равных условиях хлеб будет так же дёшев при цене в 10 шил. за бушель, как теперь при цене в 5 шил."*

 У. Петти рассматривал стоимость только в денежной форме. Он не исследовал меновое отношение двух товаров, не видел, что в нем заключен зародыш денежной системы, беря её в таком виде, как она проявляется в процессе обмена. "Опутанный представлениями монетарной системы, он объявляет этот особый вид реального тру­да, которым добывается золото и серебро, трудом, создающим ме­новую стоимость"*

 Высказав исходную идею трудовой теории стоимости, Петти не сумел развить её в стройное учение и последовательно проводить в своих исследованиях. Не понимая двойственного характера труда при товарном производстве, он смешивал стоимостную и натураль­ную формы богатства, не мог согласовать такие его источники, как труд и земля. "Труд есть отец и активный принцип богатства, а земля его мать", — говорил Петти. Это верно по отношению к по­требительной стоимости, производство которой требует сочетания конкретного труда и вещества природы. Распространив данное поло­жение на стоимость, Петти впал в глубокое противоречие и вынуж­ден был отойти от первоначального определения стоимости. Так, стоимость ирландской хижины он сводил к числу дневных пайков продовольствия, потребных её строителям, т.е. по существу, к зара­ботной плате.

Опираясь на трудовую теорию стоимости, Петти рассматривал другие экономические категории, высказав ряд весьма ценных для политической экономии положений. Это проявилось прежде всего в определении ренты как разницы между стоимостью товара и зара­ботной платой. Рента представляла излишек стоимости над издерж­ками производства, сводившимися в основном к стоимости рабочей силы. Рента у Петти — единственная форма прибавочной стоимос­ти. Он высказал догадку о природе прибавочного продукта, указал, что рента как выражение совокупной сельскохозяйственной стоимос­ти выводится не из земли, а из труда, и определяется как создан­ный трудом избыток над тем, что необходимо для поддержания жизни работника.

Характеризуя заработную плату, Петти исходил из того, что она имеет объективную основу, установил её зависимость от стои­мости средств существования рабочего. Петти сводил заработную плату к минимуму средств существования. Он был сторонником низкой заработной платы, считая, что только в этом случае рабочий будет трудиться с достаточным напряжением сил.

Опираясь на трудовую стоимость, Петти сделал существенньш шаг вперед в вопросе о цене земли. Он рассматривал её в тесной связи с проблемой ренты. По его мнению, цена земли должна пред­ставлять капитализированную ренту, т.е. сумму годовых рент за определённое число лет. Петти дал оригинальный расчёт, по которому цена земли включала такое количество годовых рент, которое опре­делялось продолжительностью совместной жизни представителей трех поколений: деда (50 лет), сына (28 лет) и внука (7 лет). Это составило 21 год. Такой расчет был произвольным и не решал пробле­мы. Для ее научного понимания требовалось знание природы ссуд­ного процента, который у Петти выступал не в качестве заранее данной величины, связанной с движением прибыли, а лишь как особая форма ренты. Прибыли как особой, отличной от ренты, кате­гории, Петти не выделял.
4.экономичские идеи А. Смита

Как называлась и какие основные идеи несла в себе первая книга А. Смита?

«Теория нравственных чувств» (1759) Эта книга признана Деизмом. Деизм (Deus – Бог) – религиозно-философское учение, отрицающее сверхъестественное вмешательство в дела людей и в природу.

Основные идеи «Теории нравственных чувств»: Общественная деятельность должна строиться на естественных чувствах взаимной симпатии. Создание богатства – это дело самой природы, оно не поддается регламентации.

В чем А. Смит видел главный источник национального богатства?

В книге Смит по-новому подходит к определению главного источника богатства:

Если у меркантилистов это правильно организованная торговля, у физиократов – естественное плодородие почвы, то у Смита – это стимулируемое обменом производство. В отличие от меркантилистов Смит подчеркивал обоюдную выгодность обмена для обеих сторон.

Свободный обмен стимулирует разделение труда, а значит и рост его производительности. Свободный обмен – исключительное свойство человеческого существа. В основе этого – ущербность человека (человек больше зависит от других, чем детеныши животных от своих родителей). Именно в силу неразвитости человеческого существа он может достигать результата только с помощью коллективной деятельности.

В чем сущность учения А. Смита об общественном разделении труда?

Предпосылка роста богатства – разделение труда. С анализа разделения труда Смит начинает свое исследование. Разделение труда увеличивает ловкость каждого работника, обеспечивает экономию времени при переходе от операции к операции. Оно способствует применению более совершенных машин и механизмов, более эффективных приемов, облегчающих труд, делающих его более результативным. Пример про производство булавок (в результате применения РТ производительность ↑ в 240 раз).

Чем, по Смиту, определяется меновая ценность товара?

Всякий товар представляет ценность в двояком смысле:

  1. сколько денег можно за него извлечь (основа ценности – вложенный в товар труд)

  2. потребительная ценность

Если товар покупается важно, на сколько он полезен. Но определить общую основу невозможно. Рыночную цену нельзя сводить к потребительной.

Смит задается вопросом, что лежит в основе рыночной цены: потребительная или трудовая ценность. Ответ – трудовая. Пример: Вода (потребительная ценность важнее) и Алмаз (стоит больше, чем стакан воды, т.к. его сложно найти).

Какие виды основных доходов выделял А. Смит, и как он характеризовал их источники?

  1. Капитал → производство → прибыль = (вычет из меновой стоимости, результат эффективности средств, вознаграждение за услуги и риск)

  2. Труд → з\п = (цена труда, часть меновой ценности)

  3. Земля → рента = (вычет из меновой стоимости, результат естественного плодородия, следствие монополии на землю)
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Меркантилизм как первая школа политической экономии Политическая экономия как система экономических знаний возникает в эпоху разложения феодализма, в эпоху iconТематика рефератов. Курс «История экономических учений»
Меркантилизм как первая школа политической экономии эпохи разложения феодализма
1. Меркантилизм как первая школа политической экономии Политическая экономия как система экономических знаний возникает в эпоху разложения феодализма, в эпоху iconЕсли с именем А. Смита связывают становление политической экономии...
Сам Милль в предисловии к свой работе пишет, что его задача заключается в том, чтобы написать обновленный вариант "Богатства народов"...
1. Меркантилизм как первая школа политической экономии Политическая экономия как система экономических знаний возникает в эпоху разложения феодализма, в эпоху iconПримерная тематика рефератов по курсу
Характерные черты европейского феодализма, роль городов в феодальной Европе. Основные торговые регионы Европы в эпоху феодализма
1. Меркантилизм как первая школа политической экономии Политическая экономия как система экономических знаний возникает в эпоху разложения феодализма, в эпоху iconВ. Э. Вацуро Центральное положение, которое занял Пушкин в русской...
Пушкина и выдвинули его на это место. Первая треть XIX в в России не случайно определяется как «пушкинская эпоха» — и этот термин...
1. Меркантилизм как первая школа политической экономии Политическая экономия как система экономических знаний возникает в эпоху разложения феодализма, в эпоху iconПрограмма курса «Текст в информационную эпоху»
Сформировать у студентов комплекс знаний об особенностях создания и функционирования текста в информационную эпоху
1. Меркантилизм как первая школа политической экономии Политическая экономия как система экономических знаний возникает в эпоху разложения феодализма, в эпоху iconУрок истории в 6 классе Тема: Англия в эпоху высокого средневековья
Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Франция в эпоху средневековья» (игра «крестики-нолики», разбор синквейна)
1. Меркантилизм как первая школа политической экономии Политическая экономия как система экономических знаний возникает в эпоху разложения феодализма, в эпоху iconРабочая программа учебной дисциплины «история физики»
Охватывает; Зарождение новых физических учений в эпоху Средневековья и их дальнейшее развитие в эпоху Возрождения
1. Меркантилизм как первая школа политической экономии Политическая экономия как система экономических знаний возникает в эпоху разложения феодализма, в эпоху iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целями освоения дисциплины (модуля) являются познакомить студентов с актуальными проблемами теории журналистики в эпоху глобализации...
1. Меркантилизм как первая школа политической экономии Политическая экономия как система экономических знаний возникает в эпоху разложения феодализма, в эпоху icon«Межпоселенческая централизованная библиотечная система» план работы мук ар «мцбс» на 2010 год
Публичные библиотеки занимают важнейшее место в этой ситуации, так как их основные функции – сбор и распространение информации и...
1. Меркантилизм как первая школа политической экономии Политическая экономия как система экономических знаний возникает в эпоху разложения феодализма, в эпоху iconРоссия в эпоху дворцовых переворотов
Шесть царствований на протяжении 37 лет вот что характеризует так называемую эпоху дворцовых переворотов
1. Меркантилизм как первая школа политической экономии Политическая экономия как система экономических знаний возникает в эпоху разложения феодализма, в эпоху iconИстория
Принято считать, что наука как форма познания складывалась в Древней Греции в VII-VI вв до н э., как результат длительного развития...
1. Меркантилизм как первая школа политической экономии Политическая экономия как система экономических знаний возникает в эпоху разложения феодализма, в эпоху iconПрограмма дисциплины «Мировая политика и международная политическая экономия»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по направлению...
1. Меркантилизм как первая школа политической экономии Политическая экономия как система экономических знаний возникает в эпоху разложения феодализма, в эпоху iconФедоров Н. В. Компьютерный набор библиографии
Все эти люди жили в эпоху Средневековья. Мы с вами уже многое изучили: эпоху, средневековую архитектуру, замки, костюмы и многое...
1. Меркантилизм как первая школа политической экономии Политическая экономия как система экономических знаний возникает в эпоху разложения феодализма, в эпоху iconКлассный час на тему: «Символика Российского государства»
Все эти люди жили в эпоху Средневековья. Мы с вами уже многое изучили: эпоху, средневековую архитектуру, замки, костюмы и многое...
1. Меркантилизм как первая школа политической экономии Политическая экономия как система экономических знаний возникает в эпоху разложения феодализма, в эпоху iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №90»
Все эти люди жили в эпоху Средневековья. Мы с вами уже многое изучили: эпоху, средневековую архитектуру, замки, костюмы и многое...
1. Меркантилизм как первая школа политической экономии Политическая экономия как система экономических знаний возникает в эпоху разложения феодализма, в эпоху iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Иначе говоря, любая политическая теория, как и формы политической деятельности, укоренены в культуре и выражают дух своего времени....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск