Скачать 187.88 Kb.
|
Правительство Российской ФедерацииГосударственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» ФАКУЛЬТЕТ МАТЕМАТИКИ Программа дисциплины"Экономическая социология" для направления 010100.62 «Математика» подготовки бакалавра Автор: Г.Б. Юдин gregloko@yandex.ru
Утверждено УС факультета математики Ученый секретарь Ю.М. Бурман _______________ “___” __________ 2011 г. Москва, 2011 г. I. Пояснительная записка Требования к студентам. Курс предназначен для студентов 3-4 курса бакалавриата, обучающихся по направлению «Математика». Изучение курса предполагает знания по обществознанию, всемирной истории в объёме, соответствующем уровню выпускника средней общеобразовательной школы. Задачи курса. Данный курс призван, во-первых, дать студентам общее представление о специфике гуманитарного знания, об истории формирования таких академических дисциплин, как философия, экономика, социология; во-вторых – ознакомить студентов с основными проблемами и подходами в области социологии хозяйственной жизни. Гуманитарные дисциплины представляют собой не только важнейшую составляющую современной системы наук, но и являются одной из главных содержательных сфер применения формального математического знания. В ходе освоения материала курса студенты обучаются элементарной проблематизации обыденной жизни с помощью инструментов гуманитарной науки. В результате изучения курса студенты должны иметь представление об основных принципах организации гуманитарной науки, о демаркации естественнонаучного и гуманитарного знания, знать социально-исторический контекст возникновения социальной и экономической теории. Успешное освоение изучаемого материала поможет студентам выработать критическую позицию в отношении социальных и экономических процессов, в которых они участвуют, последовательно сформировать собственный взгляд на важнейшие проблемы современной социальной жизни. В ходе обучения студенты получают представление об основных рубриках социологической науки (в первую очередь, социологии хозяйства), в которых могут применяться математические методы анализа. Структура курса. Курс состоит из двух частей. Первая часть представляет собой историческое и концептуальное введение в социологию. Акцент делается на взаимосвязи между генезисом социальной науки и науки о хозяйстве. В рамках данной части описываются основные подходы к обоснованию гуманитарной науки, а также предлагаются инструменты рефлексии о науке как общественном феномене. Во второй части обсуждаются ключевые проблемы экономической социологии: экономический рост, кооперация, хозяйственная мотивация, дар и рынок, роль институтов в хозяйственной жизни. Курс состоит из лекций и семинаров. Семинары построены вокруг обсуждения ключевых текстов. Семинарская работа опирается на схему «самостоятельное освоение текстов – контроль усвоения основных идей – критическая дискуссия на семинаре». Базовая литература. Радаев В. Экономическая социология. М.: Издательский дом ВШЭ, 2005. Формы контроля. Текущий контроль:
Промежуточный контроль:
Итоговый контроль:
Структура промежуточной оценки за 1 модуль: Работа на семинарах и ответы на проверочные работы по текстам – 30% Контрольная работа – 30% Письменный зачёт – 40%. Структура итоговой оценки за 2 модуль: Работа на семинарах и ответы на проверочные работы по текстам – 30% Домашнее задание – 30% Письменный экзамен – 40%. Структура семинара. К каждому семинару предлагается текст для самостоятельного изучения. На семинаре производится проверка усвоения материала – письменный ответ на 1-2 вопроса в течение 15 минут. Далее на семинарах происходит обсуждение прочитанных текстов. Письменные ответы студентов оцениваются по 10-балльной шкале, итоговая оценка представляет собой сумму всех набранных в течение модуля баллов, разделённую на общее число проверочных работ. К получившемуся числу добавляются баллы за активность, проявленную во время обсуждений на семинарах. Контрольная работа. Контрольная работа представляет собой творческое задание, нацеленное на проверку усвоения изученных концепций и способности студента актуализировать ключевые изученные понятия и применить полученные знания в анализе. Студенту предлагается отрывок из художественного произведения, сопровождаемый вопросами, на основании которых студент пишет мини-эссе в аудитории. Ответ студента оценивается исходя из (в порядке убывания значимости): - знания изученных концепций - логичности аргументации - умения оперировать основными понятиями - оригинальности мышления - уровня владения языком и стилем Максимальная оценка – 10 баллов. Время написания работы – 60 минут. Домашнее задание. Домашнее задание представляет собой творческую работу, нацеленную на проверку способности студента применить полученные знания в анализе и создать короткий структурированный аналитический текст. Студенту предлагается проанализировать произведение искусства и ответить на вопросы, апеллирующие к изученным концепциям. Домашнее задание оценивается исходя из (в порядке убывания значимости): - понимания логики социологического объяснения в выбранной концепции - логичности аргументации - глубины проработки темы - оригинальности мышления - соответствие работы академическим стандартам оформления - уровня владения языком и стилем Максимальная оценка – 10 баллов. Домашнее задание сдаётся на последнем занятии модуля. Последний семинар выделяется на презентацию домашних заданий. Презентация не является обязательной, но успешная презентация позволяет повысить оценку за домашнее задание. Письменный зачёт и экзамен. Зачёт и экзамен строятся по одинаковой схеме: студенту предлагается 4 вопроса для письменного ответа. 2 вопроса являются закрытыми (сопровождаются вариантами ответа, из которых нужно осуществить выбор) и оцениваются из 2 баллов каждый. В каждом закрытом вопросе может быть сколько угодно правильных вариантов ответа. 2 балла получает студент, отметивший все правильные варианты и не отметивший ни одного неправильного. За выбор одного неправильного варианта вычитаются баллы, набранные за выбор одного правильного варианта. Оценка за один закрытый вопрос не может быть меньше 0 баллов. 2 вопроса являются открытыми и нацелены на контроль знания основных понятий и концепций, а также на способность произвести короткое рассуждение по теме курса. Каждый открытый вопрос оценивается из 3 баллов. Зачёт и экзамен оцениваются из 10 баллов и продолжаются 60 минут. II. Тематический план учебной дисциплины
III. Содержание программы Раздел 1. Истоки мышления о социальном и экономическом. Социально-исторический контекст возникновения знания о хозяйстве и обществе. Физика, метафизика и политическая философия в Древней Греции. Проблема благого бытия человека в полисе. Экономика как этическая дисциплина. Отделение экономики от хрематистики. Укоренённое и неукоренённое состояние экономики. Зарождение политической экономии. Открытие бедности и реформа законодательства о бедных. Закон Спинхемленда. Политическая экономия как наука об обществе. Образ человека в философии А. Смита. Основная литература. Аристотель. Политика. 1256a-1260b28 (Аристотель. Политика // Сочинения. М.: Мысль, 1984. Т. 4. С. 387-402.) [английский перевод: Aristotle. Politics / Tr. by B. Jowett. IndoEuropeanPublishing.com, 2009 (URL: <http://classics.mit.edu/Aristotle/politics.1.one.html>)]. Поланьи К. Аристотель открывает экономику // Истоки: экономика в контексте истории и культуры. М.: ГУ ВШЭ, 2004. С. 9-51. См. также: "Великая трансформация" Карла Поланьи: прошлое, настоящее, будущее / Под ред. Р.М. Нуреева. М.: ГУ ВШЭ, 2006. С. 99-137. Радаев В. Экономическая социология. Учебное пособие. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. Главы 1-2. С. 17-62. Дополнительная литература. Кессиди Ф. Этические сочинения Аристотеля // Аристотель. Сочинения. . М.: Мысль, 1984. Т. 4. С. 8-37. Ксенофонт. Домострой // Ксенофонт. Сократические сочинения. М.: Ладомир, 2003. С. 220-237. Радаев В. Экономическая альтернатива Карла Поланьи // Экономическая социология. 2004. Том 5, № 5. С. 20-34. Finley M. The ancient economy. Berkeley; Los Angeles: University of California Press, 1973. P. 17-94. Polanyi K. The great transformation: The political and economic origins of our time. Boston: Beacon Press, 1957. P. 39-74. Раздел 2. Элементарные формы социальной жизни и основные категории социологии. Роль дарообмена в социальных отношениях. Кольцо Кула и структура дара. Спор о природе человека в экономической антропологии. Преодоление оппозиции «альтруизм/эгоизм». Основные понятия социологии Ф. Тённиса и их связь с античной философией. Доверие и дружба. Смысл социальной эволюции от общности к обществу. Сущностная и избирательная воля. Проблема возможности гражданского общества. Основная литература. Тённис Ф. Общность и общество // Социологический журнал. 1998. № 3/4. С. 206-229 (URL: <http://www.nir.ru/sj/sj/34-tennis.htm>). Дополнительная литература. Малиновский Б. Аргонавты западной части Тихого океана. М.: РОССПЭН: 2004. Мосс М. Очерк о даре // М. Мосс. Общества, обмен, личность: труды по социальной антропологии. М.: Восточная литература, 1996. С. 83-222. Филиппов А. Ф. Тённис как основоположник немецкой социологии // История теоретической социологии. М.: Канон+, 2002. Т. 1. С. 340-351. Хархордин О. Дружба: классическая теория и современные заботы // Дружба: очерки по теории практик. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009. Раздел 3. Проблема метода в экономической науке. Смысл маржиналистской революции в экономической науке. Спор о методе. Идея «социальной экономики» в работах молодой немецкой исторической школы. Проблема определения предмета экономической науки. Формальное и содержательное понятие «экономического». Значение модели homo oeconomicus и её основные составляющие. Множественность форм интеграции хозяйства. Рынок как институт. Основные различия между рынком и дарообменом. Основная литература. Поланьи К. Экономика как институционально оформленный // Экономическая социология. 2002. Том 3, № 2. С. 62-73 (URL:<http://ecsoc.hse.ru/issues/2002-3-2/index.html>). Радаев В. Экономическая социология. Учебное пособие. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. С. 64-111. Роббинс Л. Предмет экономической науки // Thesis. 1993. Вып. 1. С. 10-23 (URL:<http://igiti.hse.ru/data/058/314/1234/1_1_1Robb.pdf>). Дополнительная литература. Автономов В. Модель человека в экономической теории и других социальных науках // Истоки: вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли. М.: ГУ ВШЭ, 1998. Вып. 3. С. 24-71 (URL:<http://ecsocman.edu.ru/db/msg/238527.html>). Вайзе П. Homo economicus и homo sociologicus: монстры социальных наук // Thesis. 1993. Вып. 3. С. 115-130 (URL:<http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/90843>). Polanyi K. The great transformation: The political and economic origins of our time. Boston: Beacon Press, 1957. P. 32-43, 95-126. Swedberg R. Max Weber and the Idea of Economic Sociology. Princeton: Princeton Univer-sity Press, 1998. P.22-53, 146-172. Раздел 4. Разделение наук. Проблема метода в социологии. Формирование гуманитарных наук в диалоге с естественными науками. Позитивистские идеи в теории познания. Социально-исторический контекст возникновения социологии. Спор о разделении наук: разделение по предмету и по методу. Специфика внутреннего опыта. Объясняющий и понимающий метод. Общество как реальность sui generis и социология как наука о социальных фактах (Э. Дюркгейм). Субъективный смысл поведения и социология как наука о социальном действовании (М. Вебер). Актуальное и научное понимание смысла. Основная литература. Вебер М. Хозяйство и общество. Глава 1 (Основные социологические понятия) // Социологическое обозрение. 2008. Т. 7, № 2. С. 89-127 (URL:<http://sociologica.hse.ru/data/2011/03/30/1211833582/7_2_11.pdf>). Дополнительная литература. Арон Р. Критическая философия истории. СПб: Университетская книга, 2000. С. 15-106. Гофман А. Становление французской социологической школы: Э. Дюркгейм // История теоретической социологии. М.: Канон+, 2002. Т. 1. С. 315-339. Дюркгейм Э. Метод социологии // Э. Дюркгейм. Социология: её предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995. С. 5-164. Turner S., Factor R. Max Weber: the lawyer as social thinker. London; New York: Routledge, 1994. P. 13-44. Раздел 5. Научный этос и роль ценностей в науке. Ценностный фундамент социального мира. Проблема объективности социологического и экономического познания. Идея «свободы от оценки» и «отнесения к ценности». Граница между наукой и политикой в академической деятельности. Роль науки в решении экзистенциальных вопросов. Наука как техника и ценность: значение научной деятельности в жизни учёного (М. Вебер). Значение и структура научного этоса по Р. Мертону. Роль научного сообщества в познании. Проблема автономии науки. Основная литература. Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке // М. Вебер. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 546-601 (URL:<http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000302/index.shtml>). Вебер М. Наука как призвание и профессия // М. Вебер. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 707-735 (URL:<http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000305/index.shtml>). Мертон Р. Наука и демократическая социальная структура // Р. Мертон. Социальная теория и социальная структура. М.: Хранитель, 2006. С. 767-781 (URL:<http://socioline.ru/pages/r-merton-sotsialnaya-teoriya-i-sotsialnaya-struktura>). Дополнительная литература. Гайденко П. Познание и ценности // Научная рациональность и философский разум. М.: Прогресс-Традиция, 2003. С. 493-521. Давыдов Ю. Этика убеждения и этика ответственности: Макс Вебер и Лев Толстой // Этическая мысль. Вып. 7. М.: ИФ РАН, 2006. Мертон Р. Наука и социальный порядок // Р. Мертон. Социальная теория и социальная структура. М.: Хранитель, 2006. С. 750-766. Мирская Е. Р. Мертон и этос классической науки // Философия науки. Вып. 11: Этос науки на рубеже веков. М.: ИФ РАН, 2005. Раздел 6. Социальные истоки экономического роста. Доверие и социальный капитал. Проблема объяснения экономического роста в социальной науке. Теория генезиса капитализма К. Маркса (формационный подход). Капитализм как духовное явление: связь капитализма и протестантизма в теории М. Вебера. Роль хозяйственной мотивации и кооперации в экономическом развитии. Проблема доверия в экономической теории. Дилемма заключённого. Источники доверия: примордиальные связи и гражданское общество. Социальный капитал. Основная литература. Радаев В. Экономическая социология. Учебное пособие. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. Главы 23-24. С. 446-476. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и сотворение благоденствия // Неприкосновенный запас. 2001. №2 (URL:< http://magazines.russ.ru/nz/2001/2/fook.html>). Дополнительная литература. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // М. Вебер. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 61-272. Коулман Дж. Введение социальной структуры в экономический анализ // Экономическая социология. Т. 10, № 3. С. 33-40. Патнем Р. Чтобы демократия сработала. М.: Ad Marginem, 1996. Axelrod R. The evolution of cooperation. New York: Basic Books, 1984. P. 3-26. Axelrod R., Hamilton W. The evolution of cooperation // Science. 1981. Vol. 211, No. 4489. P. 1390-1396. Раздел 7. Роль институтов в хозяйстве. Множественность форм капитализма. Институциональная логика хозяйства и ситуативность рациональности. Проблема импорта институтов. Структура и функции хозяйственных идеологий. Границы капитализма. Различия японской и англосаксонской моделей капитализма. Роль государства, профсоюзов и корпораций в капиталистических экономиках. Свободный рынок труда и его ограничения. Будущее welfare state. Внутренние противоречия либерально-рыночного капитализма. Основная литература. Биггарт Н. Социальная организация и экономическое развитие // Экономическая социология. 2001. Т. 2, № 5. С. 49-58 (URL:<http://ecsoc.hse.ru/issues/2001-2-5/index.html>). Дор Р. Различия японской и англо-саксонской моделей капитализма // Экономическая социология. 2008. Т. 9, № 1. С. 65-75 (URL:<http://ecsoc.hse.ru/issues/2008-9-1/index.html>). Дополнительная литература. Доббин Ф. Политическая культура и индустриальная рациональность // Экономическая социология. Т. 5, № 1. С. 45-62. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997. С. 119-136. Шевчук А.В. Модели современного капитализма: основы сравнительного институционального анализа // Экономическая социология. 2008. Т. 9. № 5. С. 17–29. Boyer R. How and why capitalisms differ // Economy and Society. 2005. Vol. 34, No. 4. P. 509-557. Раздел 8. Неформальная экономика. Социально-исторический контекст возникновения исследований неформальной экономики. Моральный аспект проблемы. Основные механизмы функционирования неформальной экономики. Роль государства в развитии неформальной экономики. Доверие и реципрокность в неформальном секторе. Коррупция. Проблемы определения и эмпирического исследования. Основные подходы к измерению неформальной экономики. Основные источники данных о размерах неформальной экономики. Роль неформальной экономики в адаптации к институциональным изменениям в России в конце XX – начале XXI в. Основная литература. Портес А. Неформальная экономика и ее парадоксы // Экономическая социология. 2003. Том 4, № 5. C. 34-53 (URL:<http://ecsoc.hse.ru/issues/2003-4-5/index.html>). Радаев В. Экономическая социология. Учебное пособие. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. Глава 8. С. 177-200. Дополнительная литература. Барсукова С. Неформальная экономика: экономико-социологический анализ. М.: ГУ-ВШЭ, 2004. С. 13-74, 303-328. Паченков О., Олимпиева И. Коррупция, антикоррупция и позиция социального ученого // Борьба с ветряными мельницами? Социально-антропологический подход к исследованию коррупции. СПб: Алетейя, 2007. С. 1-12. де Сото Э. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. М.: Catallaxy, 1995. Гл. 1. Харт К. Неформальные доходы и городская занятость в Гане // Неформальная экономика / Под ред. Т. Шанина. М.: Логос, 1999. С. 532-536. Раздел 9. Совершенный рынок и реальные рынки. Значение рыночного механизма для экономической теории. Рынок как объяснительный принцип. Совершенная конкуренция. Базар как прототип рынка. Антропологические исследования базара. Подвижность границы между рынком и дарообменом. Конструирование совершенных рынков. Локальная рациональность. Исследования биржевой торговли в экономической социологии. Основная литература. Гирц К. Базарная экономика: информация и поиск в крестьянском маркетинге // Экономическая социология. 2009. Том 10, № 2. С. 54-62 (URL:<http://ecsoc.hse.ru/issues/2009-10-2/index.html>). Радаев В. Экономическая социология. Учебное пособие. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. Глава 6. С. 138-156. Дополнительная литература. Аболафия М. Рынки как культуры: этнографический подход // Экономическая социология. 2003. Т. 4, № 2. С. 63-79. Гарсия М.-Ф. Социальное конструирование совершенного рынка: голландский аукцион в Фонтен-ан-Солонь // Вопросы экономики. 2010. № 8. С. 72-89. Самуэльсон П. Экономика. М.: Алгон, 1993. Т.1. Гл. 3. Knorr Cetina K. How are global markets global? The architecture of a flow world // Oxford: Oxford University Press, 2005. P. 38-61. Раздел 10. Идеальное государство и реальное государство. Современное государство как социально-исторический феномен. Теории происхождения государства (Ч. Тилли). Определение государства по М. Веберу. Природа современного бюрократического государства. Дискуссии о функциях государства: аналитический и политический аспект. Классификации типов государства и их основания. Нормативная и позитивная программа в исследованиях роли государства в хозяйстве. Границы государства. Мафия как источник легитимного насилия и как функциональный субститут доверия. Основная литература. Волков В. Мафия в зеркале социологии // Экономическая социология. 2004. Т. 5, № 3. С. 16-34 (URL:<http://ecsoc.hse.ru/issues/2004-5-3/index.html>). Радаев В. Экономическая социология. Учебное пособие. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. Глава 7. С. 157-176. Дополнительная литература. Блок Ф. Роли государства в хозяйстве // Экономическая социология. 2004. Т. 5. № 2. С. 37–56. Волков В. Силовое предпринимательство. Москва: ГУ ВШЭ, 2005. Гл. 2. Рюшемайер Д. , Эванс П. Государство и экономические преобразования: к анализу условий эффективного государственного вмешательства // Экономическая социология. 2011. Т. 12, № 3. С. 54–84. Тилли Ч. Принуждение, капитал и европейские государства: 990-1992 гг. М.: Территория будущего, 2009. С. 21-71. Тилли Ч. Создание России // Прогнозис. 2006. № 3. С. 168-210. IV. Примерные темы контрольных работ и домашних заданий
V. Примерные вопросы к зачёту и экзамену
Автор программы: _____________________________/ Ф.И.О./ |
Правительство российской федерации постановление В соответствии со статьей 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации п о с т а... | Правительство российской федерации постановление от 8 апреля 2000... В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Правительство... | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | Резолюция XV cъезда Коммунистической партии Российской Федерации В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской... | ||
Об утверждении правил продажи отдельных видов В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996,... | "О порядке награждения граждан нагрудным знаком "Почетный донор России"... Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, n 28, ст. 1064; Собрание... | ||
О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей ... | Министерство образования и науки российской федерации приказ от 8... В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской... | ||
Постановление От 15 мая 2010 г n 337 о министерстве образования и... Во исполнение пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 4 марта 2010 г. N 271 "Вопросы Министерства образования и науки Российской... | Удк 37. 026. 1 Иерархия основных категорий Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 21. 10. 2011 n 856 "о программе государственных гарантий... | ||
Министерство здравоохранения российской федерации министерство транспорта... В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | Статья 2 Понятия, используемые в настоящем Соглашении, означают следующее:... Правительство Республики Беларусь, Правительство Республики Казахстан и Правительство Российской Федерации, именуемые | ||
Правительство российской федерации постановление о внесении изменений... «О правилах дорожного движения» Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, №47, ст. 4531; Собрание законодательства... | Методические указания к выполнению реферата по дисциплине «введение в специальность» Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 21. 10. 2011 n 856 "о программе государственных гарантий... | ||
Министерство образо вания и науки российской федерации федеральное... Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти"... | Утверждена решением комиссии по мониторингу достижения в Волгоградской... В соответствии со статьей 88 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Правительство Российской... |