Правительство Российской Федерации





Скачать 187.88 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации
Дата публикации22.07.2013
Размер187.88 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Экономика > Программа дисциплины

Правительство Российской Федерации



Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

ФАКУЛЬТЕТ МАТЕМАТИКИ


Программа дисциплины


"Экономическая социология"

для направления 010100.62 «Математика»

подготовки бакалавра
Автор:

Г.Б. Юдин

gregloko@yandex.ru






Рекомендована УМС

Секция «Социология»

Председатель В.Г. Ледяев


Одобрена на заседании

кафедры экономической социологии

Зав. кафедрой В.В. Радаев


_______________

“___” __________ 2011 г.

_______________

“___” __________ 2011 г.



Утверждено УС факультета математики

Ученый секретарь

Ю.М. Бурман
_______________

“___” __________ 2011 г.

Москва, 2011 г.

I. Пояснительная записка
Требования к студентам. Курс предназначен для студентов 3-4 курса бакалавриата, обучающихся по направлению «Математика». Изучение курса предполагает знания по обществознанию, всемирной истории в объёме, соответствующем уровню выпускника средней общеобразовательной школы.

Задачи курса. Данный курс призван, во-первых, дать студентам общее представление о специфике гуманитарного знания, об истории формирования таких академических дисциплин, как философия, экономика, социология; во-вторых – ознакомить студентов с основными проблемами и подходами в области социологии хозяйственной жизни. Гуманитарные дисциплины представляют собой не только важнейшую составляющую современной системы наук, но и являются одной из главных содержательных сфер применения формального математического знания. В ходе освоения материала курса студенты обучаются элементарной проблематизации обыденной жизни с помощью инструментов гуманитарной науки. В результате изучения курса студенты должны иметь представление об основных принципах организации гуманитарной науки, о демаркации естественнонаучного и гуманитарного знания, знать социально-исторический контекст возникновения социальной и экономической теории. Успешное освоение изучаемого материала поможет студентам выработать критическую позицию в отношении социальных и экономических процессов, в которых они участвуют, последовательно сформировать собственный взгляд на важнейшие проблемы современной социальной жизни. В ходе обучения студенты получают представление об основных рубриках социологической науки (в первую очередь, социологии хозяйства), в которых могут применяться математические методы анализа.

Структура курса. Курс состоит из двух частей. Первая часть представляет собой историческое и концептуальное введение в социологию. Акцент делается на взаимосвязи между генезисом социальной науки и науки о хозяйстве. В рамках данной части описываются основные подходы к обоснованию гуманитарной науки, а также предлагаются инструменты рефлексии о науке как общественном феномене. Во второй части обсуждаются ключевые проблемы экономической социологии: экономический рост, кооперация, хозяйственная мотивация, дар и рынок, роль институтов в хозяйственной жизни.

Курс состоит из лекций и семинаров. Семинары построены вокруг обсуждения ключевых текстов. Семинарская работа опирается на схему «самостоятельное освоение текстов – контроль усвоения основных идей – критическая дискуссия на семинаре».

Базовая литература.

Радаев В. Экономическая социология. М.: Издательский дом ВШЭ, 2005.
Формы контроля.

Текущий контроль:

  1. Работа на семинарах и ответы на проверочные работы по текстам (в 1 и 2 модулях).

  2. Контрольная работа (1 модуль).

  3. Домашнее задание (2 модуль).

Промежуточный контроль:

  1. Письменный зачёт (1 модуль)

Итоговый контроль:

  1. Письменный экзамен (2 модуль)


Структура промежуточной оценки за 1 модуль:

Работа на семинарах и ответы на проверочные работы по текстам – 30%

Контрольная работа – 30%

Письменный зачёт – 40%.
Структура итоговой оценки за 2 модуль:

Работа на семинарах и ответы на проверочные работы по текстам – 30%

Домашнее задание – 30%

Письменный экзамен – 40%.

Структура семинара.

К каждому семинару предлагается текст для самостоятельного изучения. На семинаре производится проверка усвоения материала – письменный ответ на 1-2 вопроса в течение 15 минут. Далее на семинарах происходит обсуждение прочитанных текстов. Письменные ответы студентов оцениваются по 10-балльной шкале, итоговая оценка представляет собой сумму всех набранных в течение модуля баллов, разделённую на общее число проверочных работ. К получившемуся числу добавляются баллы за активность, проявленную во время обсуждений на семинарах.
Контрольная работа.

Контрольная работа представляет собой творческое задание, нацеленное на проверку усвоения изученных концепций и способности студента актуализировать ключевые изученные понятия и применить полученные знания в анализе. Студенту предлагается отрывок из художественного произведения, сопровождаемый вопросами, на основании которых студент пишет мини-эссе в аудитории.

Ответ студента оценивается исходя из (в порядке убывания значимости):

- знания изученных концепций

- логичности аргументации

- умения оперировать основными понятиями

- оригинальности мышления

- уровня владения языком и стилем

Максимальная оценка – 10 баллов.
Время написания работы – 60 минут.
Домашнее задание.

Домашнее задание представляет собой творческую работу, нацеленную на проверку способности студента применить полученные знания в анализе и создать короткий структурированный аналитический текст. Студенту предлагается проанализировать произведение искусства и ответить на вопросы, апеллирующие к изученным концепциям.

Домашнее задание оценивается исходя из (в порядке убывания значимости):

- понимания логики социологического объяснения в выбранной концепции

- логичности аргументации

- глубины проработки темы

- оригинальности мышления

- соответствие работы академическим стандартам оформления

- уровня владения языком и стилем

Максимальная оценка – 10 баллов.
Домашнее задание сдаётся на последнем занятии модуля. Последний семинар выделяется на презентацию домашних заданий. Презентация не является обязательной, но успешная презентация позволяет повысить оценку за домашнее задание.

Письменный зачёт и экзамен.

Зачёт и экзамен строятся по одинаковой схеме: студенту предлагается 4 вопроса для письменного ответа.

2 вопроса являются закрытыми (сопровождаются вариантами ответа, из которых нужно осуществить выбор) и оцениваются из 2 баллов каждый. В каждом закрытом вопросе может быть сколько угодно правильных вариантов ответа. 2 балла получает студент, отметивший все правильные варианты и не отметивший ни одного неправильного. За выбор одного неправильного варианта вычитаются баллы, набранные за выбор одного правильного варианта. Оценка за один закрытый вопрос не может быть меньше 0 баллов.

2 вопроса являются открытыми и нацелены на контроль знания основных понятий и концепций, а также на способность произвести короткое рассуждение по теме курса. Каждый открытый вопрос оценивается из 3 баллов.

Зачёт и экзамен оцениваются из 10 баллов и продолжаются 60 минут.
II. Тематический план учебной дисциплины



Название раздела

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Сем. занятия

1

Истоки мышления о социальном и экономическом.

20

4

4

12

2

Элементарные формы социальной жизни и основные категории социологии

20

4

4

12

3

Проблема метода в экономической науке

10

2

2

6

4

Разделение наук. Проблема метода в социологии

12

2

2

8

5

Научный этос и роль ценностей в науке

20

4

4

12

6

Социальные истоки экономического роста. Доверие и социальный капитал

20

4

4

12

7

Роль институтов в хозяйстве. Множественность форм капитализма

20

4

4

12

8

Неформальная экономика

10

2

2

6

9

Совершенный рынок и реальные рынки

10

2

2

6

10

Идеальное государство и реальное государство

20

4

4

12




ИТОГО:

162

32

32

98

III. Содержание программы
Раздел 1. Истоки мышления о социальном и экономическом.

Социально-исторический контекст возникновения знания о хозяйстве и обществе. Физика, метафизика и политическая философия в Древней Греции. Проблема благого бытия человека в полисе.

Экономика как этическая дисциплина. Отделение экономики от хрематистики. Укоренённое и неукоренённое состояние экономики.

Зарождение политической экономии. Открытие бедности и реформа законодательства о бедных. Закон Спинхемленда. Политическая экономия как наука об обществе. Образ человека в философии А. Смита.
Основная литература.

Аристотель. Политика. 1256a-1260b28 (Аристотель. Политика // Сочинения. М.: Мысль, 1984. Т. 4. С. 387-402.) [английский перевод: Aristotle. Politics / Tr. by B. Jowett. IndoEuropeanPublishing.com, 2009

(URL: <http://classics.mit.edu/Aristotle/politics.1.one.html>)].

Поланьи К. Аристотель открывает экономику // Истоки: экономика в контексте истории и культуры. М.: ГУ ВШЭ, 2004. С. 9-51. См. также: "Великая трансформация" Карла Поланьи: прошлое, настоящее, будущее / Под ред. Р.М. Нуреева. М.: ГУ ВШЭ, 2006. С. 99-137.

Радаев В. Экономическая социология. Учебное пособие. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. Главы 1-2. С. 17-62.
Дополнительная литература.

Кессиди Ф. Этические сочинения Аристотеля // Аристотель. Сочинения. . М.: Мысль, 1984. Т. 4. С. 8-37.

Ксенофонт. Домострой // Ксенофонт. Сократические сочинения. М.: Ладомир, 2003. С. 220-237.

Радаев В. Экономическая альтернатива Карла Поланьи // Экономическая социология. 2004. Том 5, № 5. С. 20-34.

Finley M. The ancient economy. Berkeley; Los Angeles: University of California Press, 1973. P. 17-94.

Polanyi K. The great transformation: The political and economic origins of our time. Boston: Beacon Press, 1957. P. 39-74.

Раздел 2. Элементарные формы социальной жизни и основные категории социологии.

Роль дарообмена в социальных отношениях. Кольцо Кула и структура дара. Спор о природе человека в экономической антропологии. Преодоление оппозиции «альтруизм/эгоизм».

Основные понятия социологии Ф. Тённиса и их связь с античной философией. Доверие и дружба. Смысл социальной эволюции от общности к обществу. Сущностная и избирательная воля. Проблема возможности гражданского общества.
Основная литература.

Тённис Ф. Общность и общество // Социологический журнал. 1998. № 3/4. С. 206-229 (URL: <http://www.nir.ru/sj/sj/34-tennis.htm>).
Дополнительная литература.

Малиновский Б. Аргонавты западной части Тихого океана. М.: РОССПЭН: 2004.

Мосс М. Очерк о даре // М. Мосс. Общества, обмен, личность: труды по социальной антропологии. М.: Восточная литература, 1996. С. 83-222.

Филиппов А. Ф. Тённис как основоположник немецкой социологии // История теоретической социологии. М.: Канон+, 2002. Т. 1. С. 340-351.

Хархордин О. Дружба: классическая теория и современные заботы // Дружба: очерки по теории практик. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009.
Раздел 3. Проблема метода в экономической науке.

Смысл маржиналистской революции в экономической науке. Спор о методе. Идея «социальной экономики» в работах молодой немецкой исторической школы.

Проблема определения предмета экономической науки. Формальное и содержательное понятие «экономического». Значение модели homo oeconomicus и её основные составляющие. Множественность форм интеграции хозяйства. Рынок как институт. Основные различия между рынком и дарообменом.
Основная литература.

Поланьи К. Экономика как институционально оформленный // Экономическая социология. 2002. Том 3, № 2. С. 62-73 (URL:<http://ecsoc.hse.ru/issues/2002-3-2/index.html>).

Радаев В. Экономическая социология. Учебное пособие. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. С. 64-111.

Роббинс Л. Предмет экономической науки // Thesis. 1993. Вып. 1. С. 10-23 (URL:<http://igiti.hse.ru/data/058/314/1234/1_1_1Robb.pdf>).
Дополнительная литература.

Автономов В. Модель человека в экономической теории и других социальных науках // Истоки: вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли. М.: ГУ ВШЭ, 1998. Вып. 3. С. 24-71 (URL:<http://ecsocman.edu.ru/db/msg/238527.html>).

Вайзе П. Homo economicus и homo sociologicus: монстры социальных наук // Thesis. 1993. Вып. 3. С. 115-130 (URL:<http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/90843>).

Polanyi K. The great transformation: The political and economic origins of our time. Boston: Beacon Press, 1957. P. 32-43, 95-126.

Swedberg R. Max Weber and the Idea of Economic Sociology. Princeton: Princeton Univer-sity Press, 1998. P.22-53, 146-172.

Раздел 4. Разделение наук. Проблема метода в социологии.

Формирование гуманитарных наук в диалоге с естественными науками. Позитивистские идеи в теории познания. Социально-исторический контекст возникновения социологии. Спор о разделении наук: разделение по предмету и по методу. Специфика внутреннего опыта. Объясняющий и понимающий метод.

Общество как реальность sui generis и социология как наука о социальных фактах (Э. Дюркгейм). Субъективный смысл поведения и социология как наука о социальном действовании (М. Вебер). Актуальное и научное понимание смысла.
Основная литература.

Вебер М. Хозяйство и общество. Глава 1 (Основные социологические понятия) // Социологическое обозрение. 2008. Т. 7, № 2. С. 89-127 (URL:<http://sociologica.hse.ru/data/2011/03/30/1211833582/7_2_11.pdf>).
Дополнительная литература.

Арон Р. Критическая философия истории. СПб: Университетская книга, 2000. С. 15-106.

Гофман А. Становление французской социологической школы: Э. Дюркгейм // История теоретической социологии. М.: Канон+, 2002. Т. 1. С. 315-339.

Дюркгейм Э. Метод социологии // Э. Дюркгейм. Социология: её предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995. С. 5-164.

Turner S., Factor R. Max Weber: the lawyer as social thinker. London; New York: Routledge, 1994. P. 13-44.
Раздел 5. Научный этос и роль ценностей в науке.

Ценностный фундамент социального мира. Проблема объективности социологического и экономического познания. Идея «свободы от оценки» и «отнесения к ценности». Граница между наукой и политикой в академической деятельности. Роль науки в решении экзистенциальных вопросов. Наука как техника и ценность: значение научной деятельности в жизни учёного (М. Вебер).

Значение и структура научного этоса по Р. Мертону. Роль научного сообщества в познании. Проблема автономии науки.
Основная литература.

Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке // М. Вебер. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 546-601

(URL:<http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000302/index.shtml>).

Вебер М. Наука как призвание и профессия // М. Вебер. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 707-735

(URL:<http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000305/index.shtml>).

Мертон Р. Наука и демократическая социальная структура // Р. Мертон. Социальная теория и социальная структура. М.: Хранитель, 2006. С. 767-781

(URL:<http://socioline.ru/pages/r-merton-sotsialnaya-teoriya-i-sotsialnaya-struktura>).
Дополнительная литература.

Гайденко П. Познание и ценности // Научная рациональность и философский разум. М.: Прогресс-Традиция, 2003. С. 493-521.

Давыдов Ю. Этика убеждения и этика ответственности: Макс Вебер и Лев Толстой // Этическая мысль. Вып. 7. М.: ИФ РАН, 2006.

Мертон Р. Наука и социальный порядок // Р. Мертон. Социальная теория и социальная структура. М.: Хранитель, 2006. С. 750-766.

Мирская Е. Р. Мертон и этос классической науки // Философия науки. Вып. 11: Этос науки на рубеже веков. М.: ИФ РАН, 2005.
Раздел 6. Социальные истоки экономического роста. Доверие и социальный капитал.

Проблема объяснения экономического роста в социальной науке. Теория генезиса капитализма К. Маркса (формационный подход). Капитализм как духовное явление: связь капитализма и протестантизма в теории М. Вебера.

Роль хозяйственной мотивации и кооперации в экономическом развитии. Проблема доверия в экономической теории. Дилемма заключённого. Источники доверия: примордиальные связи и гражданское общество. Социальный капитал.
Основная литература.

Радаев В. Экономическая социология. Учебное пособие. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. Главы 23-24. С. 446-476.

Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и сотворение благоденствия // Неприкосновенный запас. 2001. №2 (URL:< http://magazines.russ.ru/nz/2001/2/fook.html>).
Дополнительная литература.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // М. Вебер. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 61-272.

Коулман Дж. Введение социальной структуры в экономический анализ // Экономическая социология. Т. 10, № 3. С. 33-40.

Патнем Р. Чтобы демократия сработала. М.: Ad Marginem, 1996.

Axelrod R. The evolution of cooperation. New York: Basic Books, 1984. P. 3-26.

Axelrod R., Hamilton W. The evolution of cooperation // Science. 1981. Vol. 211, No. 4489. P. 1390-1396.
Раздел 7. Роль институтов в хозяйстве. Множественность форм капитализма.

Институциональная логика хозяйства и ситуативность рациональности. Проблема импорта институтов. Структура и функции хозяйственных идеологий.

Границы капитализма. Различия японской и англосаксонской моделей капитализма. Роль государства, профсоюзов и корпораций в капиталистических экономиках. Свободный рынок труда и его ограничения. Будущее welfare state. Внутренние противоречия либерально-рыночного капитализма.
Основная литература.

Биггарт Н. Социальная организация и экономическое развитие // Экономическая социология. 2001. Т. 2, № 5. С. 49-58 (URL:<http://ecsoc.hse.ru/issues/2001-2-5/index.html>).

Дор Р. Различия японской и англо-саксонской моделей капитализма // Экономическая социология. 2008. Т. 9, № 1. С. 65-75 (URL:<http://ecsoc.hse.ru/issues/2008-9-1/index.html>).
Дополнительная литература.

Доббин Ф. Политическая культура и индустриальная рациональность // Экономическая социология. Т. 5, № 1. С. 45-62.

Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997. С. 119-136.

Шевчук А.В. Модели современного капитализма: основы сравнительного институционального анализа // Экономическая социология. 2008. Т. 9. № 5. С. 17–29.

Boyer R. How and why capitalisms differ // Economy and Society. 2005. Vol. 34, No. 4. P. 509-557.
Раздел 8. Неформальная экономика.

Социально-исторический контекст возникновения исследований неформальной экономики. Моральный аспект проблемы. Основные механизмы функционирования неформальной экономики. Роль государства в развитии неформальной экономики. Доверие и реципрокность в неформальном секторе.

Коррупция. Проблемы определения и эмпирического исследования. Основные подходы к измерению неформальной экономики. Основные источники данных о размерах неформальной экономики. Роль неформальной экономики в адаптации к институциональным изменениям в России в конце XX – начале XXI в.
Основная литература.

Портес А. Неформальная экономика и ее парадоксы // Экономическая социология. 2003. Том 4, № 5. C. 34-53 (URL:<http://ecsoc.hse.ru/issues/2003-4-5/index.html>).

Радаев В. Экономическая социология. Учебное пособие. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. Глава 8. С. 177-200.
Дополнительная литература.

Барсукова С. Неформальная экономика: экономико-социологический анализ. М.: ГУ-ВШЭ, 2004. С. 13-74, 303-328.

Паченков О., Олимпиева И. Коррупция, антикоррупция и позиция социального ученого // Борьба с ветряными мельницами? Социально-антропологический подход к исследованию коррупции. СПб: Алетейя, 2007. С. 1-12.

де Сото Э. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. М.: Catallaxy, 1995. Гл. 1.

Харт К. Неформальные доходы и городская занятость в Гане // Неформальная экономика / Под ред. Т. Шанина. М.: Логос, 1999. С. 532-536.
Раздел 9. Совершенный рынок и реальные рынки.

Значение рыночного механизма для экономической теории. Рынок как объяснительный принцип. Совершенная конкуренция.

Базар как прототип рынка. Антропологические исследования базара. Подвижность границы между рынком и дарообменом.

Конструирование совершенных рынков. Локальная рациональность. Исследования биржевой торговли в экономической социологии.
Основная литература.

Гирц К. Базарная экономика: информация и поиск в крестьянском маркетинге // Экономическая социология. 2009. Том 10, № 2. С. 54-62 (URL:<http://ecsoc.hse.ru/issues/2009-10-2/index.html>).

Радаев В. Экономическая социология. Учебное пособие. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. Глава 6. С. 138-156.
Дополнительная литература.

Аболафия М. Рынки как культуры: этнографический подход // Экономическая социология. 2003. Т. 4, № 2. С. 63-79.

Гарсия М.-Ф. Социальное конструирование совершенного рынка: голландский аукцион в Фонтен-ан-Солонь // Вопросы экономики. 2010. № 8. С. 72-89.

Самуэльсон П. Экономика. М.: Алгон, 1993. Т.1. Гл. 3.

Knorr Cetina K. How are global markets global? The architecture of a flow world // Oxford: Oxford University Press, 2005. P. 38-61.
Раздел 10. Идеальное государство и реальное государство.

Современное государство как социально-исторический феномен. Теории происхождения государства (Ч. Тилли). Определение государства по М. Веберу. Природа современного бюрократического государства.

Дискуссии о функциях государства: аналитический и политический аспект. Классификации типов государства и их основания. Нормативная и позитивная программа в исследованиях роли государства в хозяйстве. Границы государства. Мафия как источник легитимного насилия и как функциональный субститут доверия.
Основная литература.

Волков В. Мафия в зеркале социологии // Экономическая социология. 2004. Т. 5, № 3. С. 16-34 (URL:<http://ecsoc.hse.ru/issues/2004-5-3/index.html>).

Радаев В. Экономическая социология. Учебное пособие. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. Глава 7. С. 157-176.
Дополнительная литература.

Блок Ф. Роли государства в хозяйстве // Экономическая социология. 2004. Т. 5. № 2. С. 37–56.

Волков В. Силовое предпринимательство. Москва: ГУ ВШЭ, 2005. Гл. 2.

Рюшемайер Д. , Эванс П. Государство и экономические преобразования: к анализу условий эффективного государственного вмешательства // Экономическая социология. 2011. Т. 12, № 3. С. 54–84.

Тилли Ч. Принуждение, капитал и европейские государства: 990-1992 гг. М.: Территория будущего, 2009. С. 21-71.

Тилли Ч. Создание России // Прогнозис. 2006. № 3. С. 168-210.

IV. Примерные темы контрольных работ и домашних заданий


  1. Прочитайте рассказ И. Тургенева «Реформатор и русский немец». Используя известные Вам концепции хозяйства, предложите ответы на следующие вопросы: Почему помещик говорит о себе, что он «человек практический»? Почему его действия терпят неудачу?

  2. Прочитайте отрывок из романа В. Набокова «Пнин». Ответьте на следующие вопросы: Можно ли считать, что Пнин руководствуется принципом «свободы от оценки»? Почему? Достаточно ли предложенного описания для ответа на этот вопрос?

  3. Прочитайте рассказ М. Зощенко «Опасные связи». Ответьте на следующие вопросы: К какому типу социальной связанности можно причислить отношения между героями? Используя известные Вам социологические концепции, объясните, почему брак не удался.

V. Примерные вопросы к зачёту и экзамену


  1. В чём, согласно Аристотелю, состоят различия между экономикой и хрематистикой?

  2. Почему К. Поланьи полагает, что Аристотель «открыл экономику»?

  3. Правомерно ли называть политическую экономию первой наукой об обществе?

  4. Почему, с точки зрения Ф. Тённиса, избирательная воля в процессе эволюции вытесняет сущностную волю?

  5. Чем обусловлены трудности формирования гражданского общества?

  6. В чём состоят различия между формальным и содержательным понятием «экономического»?

  7. Как формальное понятие «экономического» связано с институтом рынка?

  8. Почему, согласно М. Веберу, актуальное понимание является недостаточным для социологического понимания смысла действования?

  9. Сопоставьте известные Вам подходы к разделению наук.

  10. Верно ли утверждение: «Согласно М. Веберу, учёный должен исключить из своей деятельности все практические оценки»?

  11. Почему с этических позиций Л. Толстого наука не имеет смысла?

  12. Соответствует ли стремление учёного первым сделать научное открытие принципам научного этоса?

  13. Сравните подходы К. Маркса и М. Вебера к объяснению происхождения капитализма.

  14. Каким образом может возникать доверие в рамках общностных отношений и общественных отношений?

  15. Почему экономический капитал недостаточен для обеспечения экономического роста?

  16. Какие выводы для экономической политики можно сделать из тезиса о значимости институтов в хозяйственной жизни?

  17. В чём состоят различия между японской и англо-саксонской моделями капитализма?

  18. Возможно ли для государства искоренить неформальную экономику? Сопоставьте известные Вам теории неформальной экономики для ответа на этот вопрос.

  19. С каких позиций можно утверждать, что коррупция – «вредное» явление?

  20. Укажите основные элементы совершенно конкурентного рынка.

  21. Что такое «локальная рациональность»? Какое значение она имеет для функционирования совершенных рынков?

  22. Каким образом, с точки рения К. Гирца, осуществляется поиск информации в экономике базара?

  23. Прокомментируйте с социологических позиций утверждение: «Государство нужно для того, чтобы помогать гражданам».

  24. Какую функцию выполняет мафия в обществах с низким социальным капиталом?

  25. Возможно ли существование мафии в «сильном» государстве?


Автор программы: _____________________________/ Ф.И.О./


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации iconПравительство российской федерации постановление
В соответствии со статьей 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации п о с т а...
Правительство Российской Федерации iconПравительство российской федерации постановление от 8 апреля 2000...
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Правительство...
Правительство Российской Федерации iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Правительство Российской Федерации iconРезолюция XV cъезда Коммунистической партии Российской Федерации
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской...
Правительство Российской Федерации iconОб утверждении правил продажи отдельных видов
В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996,...
Правительство Российской Федерации icon"О порядке награждения граждан нагрудным знаком "Почетный донор России"...
Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, n 28, ст. 1064; Собрание...
Правительство Российской Федерации iconО правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей
...
Правительство Российской Федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ от 8...
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской...
Правительство Российской Федерации iconПостановление От 15 мая 2010 г n 337 о министерстве образования и...
Во исполнение пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 4 марта 2010 г. N 271 "Вопросы Министерства образования и науки Российской...
Правительство Российской Федерации iconУдк 37. 026. 1 Иерархия основных категорий
Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 21. 10. 2011 n 856 "о программе государственных гарантий...
Правительство Российской Федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации министерство транспорта...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Правительство Российской Федерации iconСтатья 2 Понятия, используемые в настоящем Соглашении, означают следующее:...
Правительство Республики Беларусь, Правительство Республики Казахстан и Правительство Российской Федерации, именуемые
Правительство Российской Федерации iconПравительство российской федерации постановление о внесении изменений...
«О правилах дорожного движения» Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, №47, ст. 4531; Собрание законодательства...
Правительство Российской Федерации iconМетодические указания к выполнению реферата по дисциплине «введение в специальность»
Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 21. 10. 2011 n 856 "о программе государственных гарантий...
Правительство Российской Федерации iconМинистерство образо вания и науки российской федерации федеральное...
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти"...
Правительство Российской Федерации iconУтверждена решением комиссии по мониторингу достижения в Волгоградской...
В соответствии со статьей 88 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Правительство Российской...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск