Инвестиционный потенциал развития сельского муниципального района: условия и механизм реализации





Скачать 298.93 Kb.
НазваниеИнвестиционный потенциал развития сельского муниципального района: условия и механизм реализации
Дата публикации11.12.2014
Размер298.93 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Экономика > Автореферат


На правах рукописи

Курочкин Владимир Николаевич



ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА:

УСЛОВИЯ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

Специальность 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством: управление инновациями и инвестиционной деятельностью;

муниципальная экономика и управление местным развитием


А В Т О Р Е Ф Е Р А Т


диссертации на соискание учёной степени

кандидата экономических наук

Ростов-на-Дону – 2008

Диссертация выполнена в Азово-Черноморской государственной агроинженерной академии

Научный руководитель: кандидат экономических наук, доцент

Жолобов Александр Фёдорович

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Слепаков Сергей Семёнович

доктор экономических наук, профессор

Андреева Лариса Юрьевна

Ведущая организация: Южно-Российский государственный

технический университет (НПИ)
Защита диссертации состоится «29» октября 2008 г. В 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.03 по экономическим наукам в Южном федеральном университете по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, ауд. 45.
С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.
Автореферат разослан «28» сентября 2008 г.
Отзывы на автореферат, заверенные печатью, просим отправлять по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, к. 105, диссертационный совет Д.212.208.03, учёному секретарю.
Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор экономических наук, профессор И.П. Красовская
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. На протяжении ряда лет в России на федеральном и региональном уровне интенсифицируются усилия по увеличению объёма инвестиций в различные сферы экономики. Рост инвестиций за пять лет составил в целом по России 303 %, с 1165,2 до 3534 млрд руб., а по Ростовской области 257 %, с 22,4 до 57,7 млрд руб.

С участием первых лиц государства проводятся инвестиционные форумы. На муниципальном уровне эти процессы идут крайне неравномерно и не так активно, как на федеральном и региональном, а ведь для увеличения объёма инвестиций имеются благоприятные макроэкономические предпосылки, такие как:

– устойчивый экономический рост экономики страны и её международного инвестиционного рейтинга, позволяющий увеличивать объёмы не только собственных, но и иностранных инвестиций;

– непрерывная активизация процессов глобализации мировой экономики, выражающееся в приходе на российский рынок крупных международных компаний, работающих в реальном секторе экономики.

Инвестиционный потенциал сельских районов Ростовской области, на наш взгляд, реализуется не в полной мере. Особенно ярко это выражено в перерабатывающей промышленности. Значительная часть выращенной сельскохозяйственной продукции вывозится за пределы региона и возвращается назад уже в переработанном в конечный продукт виде. В результате и доходы от переработки, зачастую превышающие доходы тех, кто эту продукцию выращивает, и налоги уходят в другие муниципальные образования. По этой причине проблема реализации инвестиционного потенциала на муниципальном уровне приобретает высокую научно-практическую значимость. Назревшая потребность в адаптации к условиям сельских муниципальных районов имеющихся на региональном уровне методик привлечения инвестиций актуализирует разработку аналогичного механизма для сельских районов.

Степень разработанности проблемы. Вопросы исследования инвестиционных процессов на разных уровнях управления неоднократно рассматривались многими учёными. Так принципы инвестиционного менеджмента нашли отражение в работах И. Бланка, В. Бочарова, М. Кныша, В. Павлюченко, В. Шапиро, В. Шеремета.

Проблемам управления и стимулирования инвестиций на макроуровне уделялось внимание в работах А. Аганбегяна, Р. Белоусова, Д. Львова.

Региональный аспект инвестиционной деятельности, а также стратегия и технология экономического развития на региональном уровне анализировалась А. Губиной, А. Джаримовым, А. Дружининым, Ю. Колесниковым, А. Маршаловой, А. Новосёловой, В. Овчинниковым, М. Положихиной, Р. Поповым.

Тема государственного регулирования экономики в сфере инвестиционной деятельности и аграрной отрасли исследовалась в трудах А. Андросова, В. Гарькавого, А. Гейко, Л. Игониной, Е. Королёва, В. Кузнецова, Р. Нуреева, В. Потехина, Л. Усенко и др., а изучению механизмов активизации инвестиционных процессов в муниципальном районе посвящены работы М. Глазырина, А. Дряницина, О. Исабековой и других авторов.

Однако при всём многообразии опубликованных материалов по управлению инвестициями вопросам управления инвестициями на муниципальном уровне уделялось мало внимания. Исходя из этого необходимо было адаптировать отдельные положения теории управления инвестициями, а также эффективно действующие на региональном уровне методики к экономическим условиям муниципальных сельских образований.

Следует подчеркнуть, что в работах российских авторов оценивается экономическая эффективность инвестиционных проектов в целом, а взаимосвязи между объёмами инвестиций и их бюджетной отдачей подробно не рассматриваются. Данные обстоятельства актуализируют выбор темы диссертации и обуславливают её цель и задачи.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является теоретико-методологическая характеристика особенностей инвестиционного потенциала развития сельского муниципального района и разработка механизма и инструментария его реализации для активизации экономического развития на муниципальном уровне.

Алгоритм достижения поставленной цели предусматривает решение таких взаимоувязанных задач, как:

– исследование факторов и концепций инвестирования производственной деятельности в локальных природно-хозяйственных системах: выявление механизмов регулирования инвестиционных процессов и анализ экономических основ местного самоуправления;

– диагностика состояния и анализ тенденций экономического развития сельскохозяйственного района: сравнение с трендами развития региона, выявление отклонений и их интерпретация;

– определение взаимозависимостей между объёмом инвестиций и другими экономическими факторами развития хозяйственной системы муниципального уровня для формирования концептуального подхода к выявлению инструментария управления инвестиционным процессом;

– расчёт различными методами возможных сценариев и прогнозов развития инвестиционного потенциала в сложившейся экономической среде, в том числе и с использованием разработанной соискателем экономико-математической модели доходной части бюджета муниципального района;

– анализ организационно-управленческих аспектов формирования благоприятного инвестиционного климата в сельском муниципальном районе и разработка инструментария по реализации его инвестиционного потенциала.

Объектом исследования является территориально-хозяйственный комплекс сельского муниципального образования, его инвестиционный потенциал.

Предметом исследования выступают механизмы, тенденции, особенности развития и активизации инвестиционных процессов в сельском муниципальном районе, методы и инструменты реализации его инвестиционного потенциала.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в таких областях знаний, как теория эффективности инвестиционных проектов, экономическая теория, теория менеджмента, антикризисное управление, инвестиционный менеджмент, региональная экономика, а также разработки научно-исследовательских институтов по проблемам инвестирования. В процессе выполнения работы использовались экономико-статистический, абстрактно-логический методы, экономико-математическое моделирование, метод Брауна – Хольта, графический анализ, метод сравнения, экстраполяционные методы выявления тенденций и др. При обосновании и разработке предложений и рекомендаций по совершенствованию доходной части бюджета применялся системный, целевой и другие современные методические подходы.

Информационно-эмпирическая база исследования представлена официальными отчетными и статистическими данными федеральных и региональных органов статистической службы России, официальными публикациями печатных изданий об исполнении местных и региональных бюджетов, материалами монографических исследований. Репрезентативность эмпирической базы позволила обеспечить аргументированность теоретических выводов исследования и обоснованность его практических рекомендаций.

Нормативно-правовую основу диссертации составляют Законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, методические рекомендации Министерства финансов и Министерства сельского хозяйства РФ, а также региональные законодательные и нормативные акты Администрации Ростовской области в сфере бюджетного и инвестиционного регулирования.

Концепция диссертационного исследования. На основе анализа экономических ресурсов и источников финансирования инвестиций в экономику сельского муниципального района обосновывается, что среди факторов и условий активизации инвестиционного процесса на селе в настоящее время приоритетная роль принадлежит институциональной системе его организации и стимулирования, а также рыночному инструментарию по мобилизации инвестиционного потенциала частного и государственного секторов экономики. В качестве наиболее адекватной сложившимся условиям хозяйствования выступает модель управления инвестиционными процессами, предусматривающая наращивание за счёт активизации институтов привлечения внешних и внутренних инвестиций муниципальной доли как в объёме инвестиций, так и в территориально-хозяйственном комплексе района.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Экономическая оценка инвестиционного эффекта в условиях ограниченности ресурсов муниципального образования и изучение механизмов регулирования инвестиционной деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях являются необходимыми составляющими стратегии реализации потенциала локальных природно-хозяйственных систем, активизации процессов их устойчивого роста.

2. Диагностика состояния и анализ тенденций экономического развития сельскохозяйственного района позволяет определить наиболее значимые экономические факторы, влияющие на доходную часть бюджета и, как следствие, на благосостояние граждан, проживающих в муниципальных образованиях такие как размер государственных и частных инвестиций, а также наличие институциональной структуры, отвечающей за активизацию инвестиционных процессов.

3. Сравнение с трендами регионального развития способствует выявлению эффективно действующих методик по реализации инвестиционного потенциала, которые можно адаптировать к условиям муниципальных сельских районов.

4. Модельная методика экономической оценки бюджетной эффективности, базирующаяся на системе взаимосвязанных критериев, отражающих экономические результаты хозяйствования, позволяет выработать концептуальный подход к формированию механизма реализации инвестиционного потенциала развития сельского муниципального образования.

5. Результаты сценарного, прогностического и экономико-математического анализа, проведённого автором, показывают, что переход к инвестиционно ориентированным отношениям хозяйствования предполагает необходимость создания институциональной структуры, отвечающей за активизацию инвестиционных процессов и широкое использование всех возможных экономических и внеэкономических инструментов. Причём действия должны быть направлены не только на создание благоприятного инвестиционного климата, в том числе путём адаптации имеющихся на федеральном и региональном уровнях методик, но и на увеличение доли прямого участия муниципалитета в инвестиционной деятельности для обеспечения роста доходной части его бюджета.

Научная новизна результатов исследования состоит в систематизации имеющихся методик и механизмов реализации инвестиционного потенциала на федеральном и региональном уровне и выработке предложений по их адаптации к условиям сельского муниципального района, авторской разработке экономико-математической модели доходной части бюджета муниципального района, а также в предложении инструментария для активизации процессов инвестиционного роста. В итоге получены самостоятельные результаты, обладающие элементами научной новизны:

– предложен авторский концептуальный подход к исследованию системы муниципальной экономики, заключающийся в анализе взаимосвязей и взаимозависимостей между объёмами инвестиций и собственными доходами бюджета;

– определены расчётно-аналитические характеристики бюджетной эффективности различного вида инвестиций, на основе построения многофакторных экономико-математических моделей, описывающих механизм формирования доходной части бюджета, позволяющие прогнозировать изменения одних при варьировании других экономических параметров;

– эмпирически подтверждена посредством построенных поверхностей отклика, высокая бюджетная отдача государственных инвестиций по сравнению с частными, аргументирующая необходимость участия государства в экономике вопреки признанному большинством российских авторов мнению о том, что оно должно быть сведено к минимуму;

– предложен механизм формирования и функционирования муниципальной инвестиционной политики, позволяющий реализовать инвестиционный потенциал развития сельского муниципального района, снизить уровень экономической дифференциации территорий, заключающийся в адаптации действующей в сфере инвестирования законодательной базы к условиям района, выявлении наиболее эффективных направлений муниципальных программ развития и приведении их в соответствие с государственными программно-целевыми стратегиями в целях рационализации действий по их реализации, определении возможных источников финансирования инвестиционных проектов и создании управляющей структуры в составе администрации района, отвечающей за данное направление работы;

– аргументирована авторская гипотеза о необходимости придания муниципальному воспроизводственному циклу завершённого характера, заключающегося в формировании, посредством муниципальных инвестиций, локального сектора экономики, ориентированного на переработку сельскохозяйственной продукции в рыночный товар, отличающаяся от экономически доминирующей в настоящее время концепции фокусирования на частный капитал.

Значение полученных результатов для теории состоит в определении значения для муниципальных бюджетов государственных инвестиций, превалирующих над частными, и в научном обосновании необходимости государственного регулирования и управления инвестиционными процессами на посткризисном этапе развития экономики в сельском муниципальном образовании.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенный механизм и инструментарий формирования муниципальной инвестиционной политики может быть непосредственно использован руководителями сельских муниципальных районов для дальнейшего развития локальных природно-хозяйственных систем.

Апробация работы. Основные положения, результаты и выводы докладывались на международной конференции «Россия и глобальные экономические процессы: инвестиционный климат и инновации» (г. Ростов-на-Дону, 2007), на научных конференциях Азово-Черноморской агроинженерной академии. Получено свидетельство Роспатента о регистрации программы для ЭВМ № 2007611056. Математическая модель, разработанная в ходе исследования, использована в процессе формировании проекта бюджета Тацинского района Ростовской области на 2008 год. Теоретико-методические и практико-прикладные результаты диссертации используются в процессе преподавания учебной дисциплины «Инновационный менеджмент» на кафедре менеджмента Азово-Черноморской агроинженерной академии.

Публикации. По результатам исследований опубликовано 9 работ общим объемом 6,8 п.л., в том числе авторских – 2,3 п.л.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, содержащих семь параграфов, заключения, списка используемых источников, включающего 199 наименований. Работа содержит 15 рисунков, 24 таблицы и 9 приложений.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы, определена степень изученности проблемы, сформулированы цели и задачи исследования, описаны объект и предмет исследований, представлены основные положения, выносимые на защиту и элементы научной новизны, отражена методология, методика и информационно-эмпирическая база исследования, сформулированы концепция диссертационного исследования, практическая и теоретическая значимость работы.

В первой главе«Концепции инвестирования производственной деятельности в локальных природно-хозяйственных системах» – исследуется экономическая сущность и понятийный аппарат теории инвестирования, действующий механизм законодательного регулирования инвестиционных процессов, а также экономические основы местного самоуправления.

Под термином «инвестиции» понимается совокупность затрат, реализуемых в форме целенаправленного вложения капитала на определённый срок в различные отрасли и сферы экономики, в объекты предпринимательской деятельности для получения прибыли (дохода) и достижения как индивидуальных целей инвесторов, так и для социального эффекта.

Изучение законодательно утверждённого порядка регулирования инвестиционной деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях является необходимым составляющим стратегии реализации потенциала локальных природно-хозяйственных систем, активизации процессов их устойчивого роста. Государственное регулирование, в соответствие с действующим законодательством, включает:

– регулирование условий инвестиционной деятельности (косвенное регулирование);

– прямое участие государства в инвестиционной деятельности.

Косвенное регулирование – это совокупность методов и рычагов воздействия, стимулирующих развитие инвестиционной деятельности, включая налоговую, амортизационную политику, защиту интересов инвесторов, предоставление им льготных условий пользования земельными участками и другими природными ресурсами, а также другие меры экономического воздействия. Его задачей является создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности заключается в осуществлении за счёт федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации капитальных вложений в соответствии с федеральными и региональными целевыми программами, а также по предложениям Правительства и Президента РФ. Оно проявляется в предоставлении государственных гарантий и размещении государственных средств на конкурсной основе, закреплении в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, которые через определённое время будут реализованы на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов.

Раскрытию инвестиционного потенциала на муниципальном уровне может способствовать законодательное, административное и экономическое регулирование инвестиционных процессов, цель которого - активизация экономики сельских районов. Экономической основой их жизнедеятельности являются налоги. Согласно действующему налоговому законодательству большая часть стабильных налогов, дающих основной объём поступлений в бюджет, в значительной части уходит на федеральный уровень, а в общей сумме доходов районного бюджета доля налоговых поступлений снижается. Поэтому источником собственных доходов может быть отдача от инвестиций, а дефицит бюджета, вызванный инвестиционной активностью муниципалитета, может быть признаком экономического роста, а не кризиса.

Исходя из этого вопросам управления инвестициями на муниципальном уровне должно уделяться особое внимание.

Во второй главе«Тенденции и прогнозы экономического развития сельского муниципального района» – рассмотрено современное состояние инвестиций в основной капитал АПК России. Доля капитальных вложений в сельское хозяйство в общем объёме инвестиций в основной капитал страны, сократилась по сравнению с 1990 г. в 5,3 раза, однако с 2004 г. наметились тенденции повышения доли инвестиций в сельское хозяйство, что свидетельствует о некотором увеличении привлекательности отрасли для инвесторов.

Диагностика состояния бюджета сельского муниципального образования проведена на примере Зерноградского района Ростовской области. Исследование динамики поступления средств в муниципальный и региональный бюджеты позволило выявить приоритетный экономический фактор, действующий в его системе хозяйствования, и максимально влияющий на бюджетную эффективность инвестиций (рисунок 1).



Рисунок 1  Сводный график поступлений средств в бюджет района

Этим фактором является налог на доходы физических лиц. Его доля в собственных доходах бюджета составляет более 80 %. Были определены векторы изменений в структуре источников формирования бюджетов сельских районов и регионов, а также взаимосвязи бюджетного процесса и инвестиционной деятельности. Для проецирования региональных зависимостей на уровень муниципалитета на основании статистических данных было проведёно исследование и сравнение тенденций экономического развития региона (Ростовская область) и рассматриваемого района. Сравнение проводилось по таким факторам, как размер инвестиций, доходы бюджета от различных источников, темпы их роста с учётом и без учёта инфляции. Их анализ показал существенное отличие показателей доходной части бюджета Ростовской области от показателей доходной части бюджета района по степени автономности, темпам роста и удельному доходу бюджета на одного жителя как с учётом, так и без учёта инфляции. Собственные доходы Ростовской области имели устойчивую тенденцию к росту в период с 1999 по 2006 г., а доходы муниципального бюджета Зерноградского района снижались. Взаимозависимости между исследуемыми экономическими факторами муниципального района определялись с помощью двухфакторной линейной модели зависимости доходов бюджета от государственных и частных инвестиций, имеющей следующий вид:

Y = a0 + a1х12х2,

где Y – доход бюджета; х1 – объём государственных инвестиций;

х2 – объём частных инвестиций; a0, a1 и а2 - коэффициенты уравнения регрессии. Помимо этого были определены парные коэффициенты корреляции, коэффициенты множественной корреляции и детерминации. Анализ развития муниципального сельского района, а также взаимосвязей между объёмом инвестиций и его другими количественными показателями свидетельствует: – о значимой экономической связи между доходами бюджета и объёмом государственных и частных инвестиций, причём коэффициенты детерминации составляют 0,94 и 0,88 соответственно;

– превалирующем (на 6 %) влиянии государственных инвестиций;

– более низких объёмах инвестиций и темпах их роста в муниципальных сельских районах по сравнению с городами и регионами;

– значительной степени зависимости реализации инвестиционного потенциала муниципального образования от государственного и муниципального регулирования.

Проведённая диагностика состояния и анализ тенденций экономического развития сельскохозяйственного района способствовала определению наиболее значимых экономических факторов, влияющих на доходную часть бюджета и, как следствие, на благосостояние граждан, проживающих в муниципальных образованиях. Сравнение с трендами регионального развития показало, что в масштабах региона имеются эффективно действующие методики по реализации инвестиционного потенциала, которые можно адаптировать к условиям муниципальных сельских районов.

В третьей главе – «Экономические и организационные аспекты реализации инвестиционного потенциала района» – проводится посредством построения моделей экономическая оценка бюджетной эффективности, базирующаяся на системе взаимосвязанных критериев, отражающих экономические результаты. Её результаты позволяют выработать концептуальный подход к формированию механизма реализации инвестиционного потенциала развития рассматриваемой системы. Для наглядного представления влияния инвестиционных факторов на доходы бюджета, по уравнению регрессии, были построены поверхности отклика (рисунок 2) и изолинии исследуемых критериев (рисунок 3) при фиксировании одного из факторов при его уровнях варьирования.



Рисунок 2 – Зависимость доходов областного бюджета

от государственных и частных инвестиций. Поверхность отклика

Рисунок 3 – Изолинии исследуемых критериев
Эти графики убедительно доказывают, что государственные инвестиции более важны для наполнения регионального бюджета, чем частные.

С использованием экономико-математической модели доходной части бюджета муниципального района, представленной в виде системы уравнений

Y0 = - 550,7 + 1,0723х0,

Y0 = 39,923 + 1,0199z0,

Y1 = 39,923 + 1,0199(z1 + z2), (1)

Y0 = - 550,7 + 1,0723х1,

Y1 = 167,6 + Y 0,

Z2 = (Х1 - Х0 ) 0,0182,

где Х0 - размер инвестиций в 2006 г.; Х1 - размер инвестиций, необходимый для обеспечения бездотационного бюджета на уровне 2006 г.; Y 0 – размер собственных доходов бюджета в 2006 г.; Y 1 – размер доходов бюджета, равный сумме расходов бюджета в 2006 г.; Z0 – поступления налог на доходы физических лиц в 2006 г.; Z1 – размер поступления налога на доходы физических лиц при обеспечения бездотационного бюджета на уровне 2006 г.; Z2 – дополнительные поступления налога на доходы физических лиц (как ливеридж от инвестиций), была определена зависимость

Δ Y =ƒΔх,

обозначающая объём инвестиций, необходимых для того, чтобы доход бюджета с уровнем расходов 2006 г. стал бездотационным и каково соотношение приращения объёма инвестиций к приращению объёмов собственных доходов бюджета Δ х / Δ Y для выявления коэффициента зависимости между этими величинами.

Для решения данной системы уравнений была написана и официально зарегистрирована компьютерная программа. В результате компьютерной обработки системы уравнений (1) были получены следующие данные:

– объём дополнительного дохода от фонда заработной платы всё время возрастает и в пределах варьирования бюджета от 91,9 до 550 млн руб. вырастает с 0,4 до 7,5 % и имеет явно выраженную тенденцию дальнейшего роста, что свидетельствует о необходимости создания дополнительных рабочих мест;

– для получения безубыточного бюджета необходимо инвестировать 156,29 млн руб.;

– для доведения уровня средней заработной платы района до средней по области нужны инвестиции в экономику района в сумме 179,3 млн руб.

С использованием данных за период с 1999 - 2006 г г. составлен прогноз доходов изучаемого района на последующие пять лет.

Для прогнозирования сначала применили метод обработки динамических рядов. Для районного бюджета уравнение имеет вид:

Y t = 85,5 + 4,6 t,

где t – условное обозначение времени.

Для областного бюджета уравнение имеет вид:

Y t = 13,3 + 1,7 t,

где t – условное обозначение времени.

Произведя расчёты, получили следующие результаты: В 2011 году доход районного бюджета, при неизменных тенденциях развития, составит 163,7 млн руб., а доход областного бюджета, при неизменных тенденциях развития, составит 42,2 млрд руб.

Затем были произведены расчёты прогнозов методом Брауна – Хольта для прогнозирования объёмов доходов как в муниципальный, так и в региональный бюджет. В таблице 1 приведены данные, полученные при различных методах прогнозирования.

Таблица 1 – Результаты прогнозирования*

Применяемый метод

Районный бюджет, млн руб.

Областной бюджет, млрд руб.

Динамический

163,7

42,2

Брауна – Хольта

211,1

48,05

Средняя величина прогноза

187,4

45,13

Рост по отношению к 1999 г.

5,5

11,4

* Рассчитано автором по: Ростовская область в цифрах 2006: Стат. Сб./ Ростовстат. – Ростов-н/Д, 2007.

.

Сопоставление прогнозов показало, что перспективы наполнения доходной части районного бюджета значительно хуже, чем областного.

Далее из базы данных инвестиционных проектов России были отобраны и проанализированы три проекта по переработке пшеницы с одинаковым сроком окупаемости двадцать семь месяцев, включая технологическое оборудование для мельничного комплекса итальянской фирмы Брайбанти Голфето СпА, вафельную линию по производству плоских вафель с начинкой в широком ассортименте и оборудование для производства печенья, зефира, драже, восточных сладостей (таблица 2). Вся продукция весовая и упакована потребительскую упаковку.

Кондитерская направленность рассматриваемых проектов обусловлена следующими факторами:

1. Зерноградский район является одним из лидеров в производстве зерновых культур и обладает значительным земельным и кадровым потенциалом.

2. В районе нет крупного перерабатывающего предприятия с полным циклом производства, сырьём для которого являются зерновые. Поэтому и доходы от переработки (зачастую превышающие доходы тех, кто эту продукцию выращивает), и налоги уходят в бюджеты других муниципальных образований.

3. Потребность населения в кондитерских изделиях в регионах, имеющих дефицит мощности, обеспечивается за счёт их ввоза из других регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Например, из Екатеринбурга, Тюмени, Барнаула, Челябинска, Украины, Турции, Польши.

Таблица 2 – Основные экономические показатели проектов*

Наименование

Проекта

Производительность,

тыс. т в год

Стоимость проекта,

млн руб.

Чистая прибыль в месяц,

млн руб.

Кол-во новых рабочих мест,

чел.

Мельничный комплекс

31

71,0

3,904

100

Линия по производству плоских вафель

1,3

17,3

0,655

120

Кондитерская линия для производства печенья и мучных сладостей

2,4

40,6

1,493

60

Итого




128,9

6,052

280

* Рассчитана автором на основании экономических характеристик проектов: www.bplans.ru.
Расчёт дополнительных доходов бюджета от осуществления инвестиционных проектов показал, что после окупаемости вложенных инвестиций в размере 128,9 млн руб. ежегодный дополнительный доход будет составлять 88,1 млн руб. Собственные доходы в общей их структуре после реализации инвестиционных проектов достигнут не 25,6, а 50,7 %, что позволит приблизиться к соответствующим показателям областного бюджета (64 %).

Для дальнейшего увеличения поступлений в бюджет созданные предприятия необходимо реализовать заинтересованным инвесторам, не исключая и работников этих предприятий.

Доходы, получаемые от реализации, целесообразно вкладывать в новые инвестиционные проекты, исключая или снижая долю кредитных заимствований. Такие действия, помимо увеличения количества рабочих мест, позволят переменить тренд зависимости от бюджетов вышестоящего уровня.

Для осуществления местной инвестиционной политики нужен механизм, который бы обеспечивал её выполнение (рисунок 4).

Нормативная база

Управляющая

структура

Источники финансирования





Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций


Рисунок 4 Механизм реализации инвестиционного потенциала

муниципального образования

Результаты сценарного, прогностического и экономико-математического анализа свидетельствуют о том, что переход к инвестиционно ориентированным отношениям в системе хозяйствования предполагает необходимость создания институциональной структуры, отвечающей за активизацию инвестиционных процессов и широкое использование всех возможных экономических и внеэкономических инструментов. Причём действия должны быть направлены не только на создание благоприятного инвестиционного климата, в том числе путём адаптации имеющихся на федеральном и региональном уровнях методик, но и на увеличение доли прямого участия муниципалитета в инвестиционной деятельности для обеспечения роста доходной части бюджета. Условием успешного управления социально-экономическими процессами на подведомственных территориях является эффективная структура аппарата и чёткая организация прохождения управленческих команд. Поэтому предлагается под руководством одного из заместителей главы администрации района создать подразделение, по развитию форм государственного регулирования и стимулирования процесса инвестирования. Структура управления обуславливается функциями, возлагаемыми на неё: привлечение инвестиций, создание и реализация отдельных проектов и т.д. Выбор структурной схемы зависит от сложившейся системы управления территории, масштабов инвестиционной деятельности и определяется её эффективностью в каждом конкретном случае. Если главным структурообразующим признаком признать вид работ, то она будет выглядеть так (таблица 3).

Таблица 3 – Структурные подразделения и их функции*

Наименование

подразделения

Функции

Аналитическое

Прогноз, выявление ресурсов, планирование, проверка эффективности проектов, расчёт бизнес-планов, анализ результатов

Маркетинговое

Продвижение района как инвестиционно привлекательного объекта, изучение инвестиционного рынка, связи с внешней средой, ведение переговоров, заключение контрактов, комплекс стимулирования

Юридическое

Правовое обеспечение деятельности, формирование и продвижение законодательных инициатив, арбитражное управление

Финансовое

Финансовое обеспечение деятельности, управление дебиторской и кредиторской задолженностью, развитие различных финансовых инструментов для привлечения денежных средств

Административное

Организационное и управленческое сопровождение деятельности, принятие решений, оперативное управление, контроль, мотивация

*Составлена автором по результатам исследования.
Структуру можно строить и исходя из иных признаков, таких как виды источников инвестиций, матричной схеме, предусматривающей управление конкретными проектами.

По мере реализации инвестиционного проекта структура управления может меняться. Если в процессе этого будет создано много предприятий, то для их обслуживания целесообразно формирование единого логистического комплекса, строительство ТЭЦ и других объединяющих объектов инфраструктуры.

В зависимости от вида источника инвестиций может применяться различный инструментарий управления инвестиционной деятельностью для активизации экономического развития на муниципальном уровне (таблица 4).

Таблица 4 – Источники и формы финансирования инвестиционной деятельности муниципальных районов*


Вид источника

Формы инвестиций

Частные инвесторы

Вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги. Инвестиции частных предприятий.

Средства муниципалитетов

Реализация и сдача в аренду неиспользуемого имущества. Эмиссия ценных бумаг. Использование средств бюджета на инвестиционные проекты. Неналоговые доходы. Ресурсы предприятий муниципальной собственности.

Средства федерального бюджета

Национальные проекты. Федеральные целевые программы. Инвестиционный фонд.


Средства регионального бюджета

Региональные проекты. Субсидии на поддержку лизинга, малых предприятий и т.д.

Иностранные инвесторы

Венчурные фонды западных банков (ЕБРР). Финансирование строительства предприятий в России. Банковские кредиты. Частные инвестиции.

Отраслевые инвесторы

Инвестиционные средства крупных корпораций и отраслей промышленности, направляемые на крупные проекты, реализуемые на территории муниципального образования (автодорога Москва-Сочи, проекты «Газпром» и т.д.). Банковские кредиты, в т.ч. специализированных инвестиционных банков.

* Составлена автором по результатам исследования.
Для пополнения собственных источников муниципальных инвестиций

необходимо:

– проведение мероприятий по выявлению собственников земельных участков и другого недвижимого имущества и их налогообложению;

– организация и содействие в оформлении прав собственности на земельные участки и имущество физических лиц;

– установление экономически обоснованных налоговых ставок по местным налогам;

– создание перечня сдаваемого в аренду имущества;

– определение перечня имущества, подлежащего передаче под залог, в доверительное управление и расчёт объёмов поступлений в бюджет от использования этого имущества;

– приватизация муниципального имущества;

– осуществление учёта доходов по акциям и другим формам участия в капитале;

– обеспечение прибыльности муниципальных унитарных предприятий;

– установление платы за пользование бюджетными средствами.

Для привлечения иностранных инвестиций следует:

– размещать информацию о преимуществах размещения инвестиционных проектов на территории, подведомственной муниципалитету, в специализированных средствах массовой информации и в сети Интернет;

– принимать участие в выставках, инвестиционных форумах;

– вести активную работу с региональными и зарубежными торгово-промышленными палатами;

– сотрудничать с российскими, региональными и муниципальными негосударственными инвестиционными агентствами, такими как агентство инвестиционного развития Ростовской области, Ростовская инвестиционная компания, а также аналогичными организациями России;

– проводить переговоры с сотрудниками представительств различных стран и руководством российских филиалов промышленных и финансовых корпораций;

– выходить на прямые контакты с зарубежным бизнесом;

– изыскивать возможности получения инвестиций от зарубежных банков и инвестиционных фондов;

– приглашать иностранных бизнесменов и финансистов в муниципальный район для ознакомления с условиями ведения бизнеса. Это особенно актуально для районов, расположенных недалеко от г. Ростова-на-Дону, так как в столице ЮФУ имеется необходимая для этих целей инфраструктура (международный аэропорт, гостиницы высокого уровня и т.д.).

Развивая региональные проекты, целесообразно рассматривать не только проекты Ростовской области, но системно и непрерывно вести мониторинг проектов других регионов.

Необходимо использовать и возможности, возникающие при осуществлении Национальных проектов и Федеральных целевых программ. Возможно прямое и косвенное участие в мероприятиях по созданию «Игровой зоны» и реализации проекта «Олимпиада в г. Сочи».

Широкое поле деятельности для руководителей муниципальных сельских образований Ростовской области представляют отраслевые инвестиционные проекты, проводимые крупными российскими компаниями и отраслевыми министерствами. Кроме того следует инициировать межмуниципальную кооперацию с близкорасположенными городами и районами. Всё вышеперечисленное будет способствовать повышению эффективности реализации инвестиционного потенциала района.

В заключении диссертации сформулированы основные выводы и предложения, обобщены результаты исследования, имеющие научное и практическое значение.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах автора:

Статьи в рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК РФ

1. Курочкин В.Н., Жолобов А.Ф. Роль и задачи местного самоуправления в развитии инвестиционных процессов в сельскохозяйственном районе // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2007. Т. 5. Вып. 1. Ч. 3. С. 109-113 (0,5/0,4 п.л.).
Статьи в научных журналах и изданиях

2. Курочкин В.Н., Лимарев Ю.В., Никитченко С.Л. и др. Системные методы обеспечения эффективной эксплуатации машинно-тракторного парка на сельскохозяйственных предприятиях в условиях альтернатив: Методические рекомендации. – Зерноград, 2003 (4,0/0,3 п.л.).

3. Курочкин В.Н., Агаркова Г.А., Буряков Д.Е. Анализ действующего законодательства в части формирования районного бюджета // Экономика, организация и управление в АПК: Межвузовский сб. – Зерноград, 2004. С. 173-177 (0,2/0,1 п.л.).

4. Курочкин В.Н., Деменко О.В. Инвестиции как экономическая основа удвоения ВВП // Актуальные проблемы экономики и учёта в отраслях агропромышленного комплекса: Межвузовский сб. – Зерноград, 2005. С. 81-85 (0,4/0,2 п.л.).

5. Курочкин В.Н., Деменко О.В. Влияние инвестиций на функционирование сельскохозяйственных предприятий // Актуальные проблемы экономики и учёта в отраслях агропромышленного комплекса: Межвузовский сб. – Зерноград, 2005. С. 109-111 (0,36/0,2 п.л.).

6. Курочкин В.Н. Методика функционально-стоимостного анализа функционирования отдела сбыта // Актуальные проблемы экономики и учёта в отраслях агропромышленного комплекса: Межвузовский сб. – Зерноград, 2005. С. 181-185 (0,4 п.л.).

7. Курочкин В.Н., Баранов В.Н., Евдокимов В.В. Учёт фактора времени при расчётах экономической эффективности // Учёные записки. – Ростов н/Д: РИЦ РГЭУ (РИНХ), 2006. Вып. 9. С. 30-37 (0,5/0,3 п.л.).

8. Курочкин В.Н., Жолобов А.Ф. Бюджетная эффективность инвестиций // Россия и глобальные экономические процессы: инвестиционный климат и инновации: Материалы конференции. – Ростов н/Д, 2007. С. 168-171 (0,3/0,2 п.л.).

9. Курочкин В.Н. Совершенствование экономического механизма привлечения инвестиций // Россия и глобальные экономические процессы: инвестиционный климат и инновации: Материалы конференции. – Ростов н/Д, 2007. С. 175-177 (0,2 п.л.).

10. Курочкин В.Н. Прикладная программа для решения системы уравнений. Роспатент, ФГУ «Федеральный институт промышленной собственности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам». Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ № 2007611056 от 12.03.2007.



 Построен автором по материалам отчётов об исполнении бюджета Зерноградского района (1999 – 2006 г г.).

 Построен автором по результатам исследования.

 Построен автором по результатам исследования.


 Построен автором по результатам исследования.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Инвестиционный потенциал развития сельского муниципального района: условия и механизм реализации iconВыступление Министра сельского хозяйства Ульяновской области А. В....
Выступление Министра сельского хозяйства Ульяновской области А. В. Чепухина «О предварительных итогах реализации Государственной...
Инвестиционный потенциал развития сельского муниципального района: условия и механизм реализации iconО ходе реализации Комплексной Программы социально-экономического...
Ограмма социально-экономического развития Кизеловского муниципального района Пермского края на 2012-2014 годы направлена на осуществление...
Инвестиционный потенциал развития сельского муниципального района: условия и механизм реализации iconРешение «26» марта 2013 г. №384 г. Тулун о реализации мероприятий...
Тулунского муниципального района Константиновой Л. И. о реализации мероприятий целевой муниципальной программы «Молодежь Тулунского...
Инвестиционный потенциал развития сельского муниципального района: условия и механизм реализации iconКонтрольная работа по дисциплине «Инвестиционный анализ» на тему...
Фондовый рынок это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) фондовых ценностей,...
Инвестиционный потенциал развития сельского муниципального района: условия и механизм реализации iconРешением Совета сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального...
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-фз «О муниципальной службе в Российской Федерации» Совет...
Инвестиционный потенциал развития сельского муниципального района: условия и механизм реализации iconКори Ломовича Тепсуева Нижне-Нойберского сельского поселения Гудермесского...
Школа создает необходимые условия для обеспечения возможности получения качественного, доступного образования детям, обучающимся...
Инвестиционный потенциал развития сельского муниципального района: условия и механизм реализации iconУстав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней...
В целях развития единого образовательного информационного пространства, обеспечения открытости деятельности образовательных учреждений...
Инвестиционный потенциал развития сельского муниципального района: условия и механизм реализации iconМбоу «Средняя общеобразовательная школа Ишхой-Юртовского сельского поселения» за
Ишхой-Юртовского сельского поселения» Гудермесского муниципального района (далее Учреждение) является правопреемником Муниципального...
Инвестиционный потенциал развития сельского муниципального района: условия и механизм реализации iconСхема теплоснабжения муниципального образования сельского поселения горетовское
Схема теплоснабжения сельского поселения горетовское можайского муниципального района московской области до 2028 года
Инвестиционный потенциал развития сельского муниципального района: условия и механизм реализации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мэра Шелеховского муниципального района от 24. 11. 2008 №923-п «Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и реализации...
Инвестиционный потенциал развития сельского муниципального района: условия и механизм реализации iconО государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования...
В целях реализации Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» Правительство Российской Федерации постановляет
Инвестиционный потенциал развития сельского муниципального района: условия и механизм реализации iconОтчет о работе в 2013 году
...
Инвестиционный потенциал развития сельского муниципального района: условия и механизм реализации iconПостановление от 6 апреля 2011 г. N 88 об утверждении положения о...
Пермского края, в целях формирования, подготовки и использования муниципального резерва управленческих кадров в администрации Кишертского...
Инвестиционный потенциал развития сельского муниципального района: условия и механизм реализации iconА. А. Базилевскому Уважаемый Андрей Александрович!
Управление образования администрации Вяземского муниципального района направляет информацию по выполнению и реализации муниципального...
Инвестиционный потенциал развития сельского муниципального района: условия и механизм реализации iconТерриториальное общественное самоуправление «колосок» Клетского сельского...
Дата регистрации организации общественного самоуправления в администрации Клетского сельского поселения
Инвестиционный потенциал развития сельского муниципального района: условия и механизм реализации iconО муниципальном резерве управленческих кадров сивинского муниципального района
В целях реализации на территории Сивинского муниципального района единой кадровой политики Пермского края постановляю


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск