Скачать 155.44 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР) УТВЕРЖДАЮ Проректор по УР ____________Л.А. Боков «_____»____________2010 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
Учебный план набора 2008 г. и последующих лет Распределение учебного времени Лекции 70 часов Самостоятельная работа 60 часов Общая трудоемкость 130 часов Зачет 1, 2 семестр 2010 Рабочая программа составлена на основании учебного плана по направлению 080100.62 – Экономика Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры ____ августа 2010 г., протокол № __________ Разработчик ст.преподаватель каф. Экономики Ж.Н. Аксенова
1 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 1.1 Цели и задачи изучения дисциплины Целью настоящей учебной дисциплины является стимулирование интереса к выбранной профессии, формирования у студентов мировоззрения, способствующего осознанному отношению к учебным занятиям, а также к современным способам получения профессиональных знаний. Задачи данной дисциплины: - формирование у студентов представления о существующей системе высшего профессионального образования и тенденциях его развития; - знакомство студентов с историей учебного заведения, со структурой университета; - овладение спецификой организационно-управленческой деятельности; - знакомство с основной организационной документацией учебного заведения; - получение знаний о выбранной профессии; - адаптация студентов в новой для них обстановке; - формирование навыков оформления письменных работ по изучаемым в университете дисциплинам. После изучения дисциплины студент должен: 1) иметь системное представление: - о профессии экономиста и деловой среде организации; - о структуре учебного плана направления 080100.62 – «Экономика» и о дисциплинах, которые должны быть ими освоены за время обучения в вузе; - о технологии вузовского обучения; - о психологической и профессиональной культуре будущих специалистов в области экономики; 2) знать: - историю развития высшего образования в России; - структуру университета (включая функции подразделений); - правила организации учебного процесса в вузе; - структуру и содержание учебного плана; - виды и формы учебного процесса; - организацию работы студентов в университете; - требования к написанию курсовых и выпускных квалификационных работ; - квалификационную характеристику выпускника данного направления; 3) уметь: - работать со специализированной литературой; - систематизировать и обобщать полученную информацию; - использовать полученные знания для успешного обучения в университете; - управлять собой, определять свои цели и планировать собственную деятельность; - принимать решения и активно работать в коллективе, устанавливать и расширять социальные контакты, преодолевать коммуникативные барьеры; - творчески решать поставленные задачи; 4) владеть навыками самостоятельного освоения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии, специальной терминологией и лексикой высшего образования. 1.2 Краткая характеристика дисциплины и, ее место в учебном процессе В соответствии с разделом 1.3 «Квалификационная характеристика выпускника» ГОУ ВПО выпускник направления 080100.62 – «Экономика» должен быть подготовлен к профессиональной работе в экономических службах предприятий и организаций различных отраслей и форм собственности, к работе на преподавательских и административных должностях в средних общепрофессиональных и профессиональных учебных заведениях, в государственных органах федерального и муниципального уровня на должностях, требующих базового высшего экономического образования согласно квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному постановлением Минтруда России от 21.08.98 № 37. Бакалавр экономики может осуществлять аналитическую, организаторскую (административную) и образовательную (преподавательскую) деятельность в следующих областях экономики: функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные и исследовательские процессы, осуществляемые на предприятиях (фирмах) любой формы собственности. Методологической основой является осмысление процесса получение профессии, процесса становления личности, ее самоутверждение, воспитание деловой активности и коммуникативности, психологической совместимости, умение работать в команде. «Введение в специальность» является дисциплиной, которая знакомит студентов с областью будущей профессиональной деятельности, областью профессиональных знаний и навыками будущего экономиста. Ее изучение помогает студентам убедиться в правильном выборе профессии, расширить кругозор и воспринять принятые требования государственного образовательного стандарта, осмыслить процесс получения профессии. Дисциплина «Введение в специальность» в учебном плане включена в блок факультативных дисциплин. В структуре изучаемой дисциплины выделяются следующие темы: 1. Предмет, цели и задачи курса «Введение в специальность». 2. Высшее образование в России: история и стратегия развития. 3. История и направления развития ТУСУРа. 4. Организационная структура университета. 5. Виды и формы учебного процесса. 6. Организация работы студентов в вузе. 7. Государственный стандарт – основная профессиональная образовательная программа по направлению 080100. 8. Структура и содержание учебного плана направления 080100.62 – «Экономика». 9. Итоговая государственная аттестация выпускников. 10. Требования к написанию и оформлению курсовых и выпускных квалификационных работ. 11. Научно-исследовательская работа студентов и перспективы дальнейшего образования. Дисциплина «Введение в специальности» является теоретическим фундаментом ряда специальных экономических дисциплин. Ее изучение обусловлено тем, что она формирует у студентов более осознанный подход к овладению профессиональными знаниями при изучении всего комплекса последующих дисциплин специальности, предусмотренных учебным планом. Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО направления 080100.62 – «Экономика». Рабочей программой дисциплины предусмотрено чтение лекций, а также самостоятельная работа студента. Длительность курса: курс изучается в двух семестрах и рассчитан на 70 часов лекционных занятий и 60 часов самостоятельной работы. 2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина «Введение в специальность» формирует ценностную базу человека, помогает студенту осознано подойти к обучению, к планированию карьеры, сформировать потребность в самосовершенствовании и, в конечном итоге, максимально эффективно использовать весь период обучения в университете. Для оказания помощи студентом в решении этих и многих других проблем разработана программа «Введение в специальность», главным предназначением которой является формирование у студентов мировоззрения, способствующего осознанному отношению к учебным занятиям, планированию своей карьеры, к тому, чтобы начать ее осуществление не после окончания учебы, а с первого года обучения. 2.1 Наименование тем, их содержание и объем в часах Тема 1. Предмет, цели и задачи курса «Введение в специальность» – 4 часа. Предмет, цели и задачи курса. Понятие учебного плана. Место учебной дисциплины в учебном плане специальности. Порядок взаимодействия с преподавателем. Порядок аттестации по дисциплине. Организация труда студентов. Тема 2. Высшее образование в России: история и стратегия развития – 8 часов. История высшего образования в России: 18-20 века. Стратегия развития образования в 21 веке. Основные сведения о вузах Томской области. Тема 3. История и направления развития ТУСУРа – 6 часов. История создания университета, традиции и обычаи. Направления развития Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники в современных условиях. Тема 4. Организационная структура университета – 8 часов. Устав университета. Основные характеристики организационной структуры университета. Подразделения, непосредственно взаимодействующие со студентом во время учебного процесса. Деканат. Кафедра. Студенческая группа. Куратор группы. Преподаватели. Экономические подразделения. Информационные подразделения и службы. Службы содействия занятости и трудоустройству. Ректорат и другие элементы аппарата управления университета. Роль библиотеки в организации учебного процесса. Тема 5. Виды и формы учебного процесса – 8 часов. Основные виды учебных занятий в вузе: лекции; семинары; учебная практика. Методы повышения эффективности труда студента во время учебных занятий. Основные способы аттестации студента. Виды зачетов и экзаменов. Требования, предъявляемые к студенту при сдаче зачетов и экзаменов. Государственные экзамены. Порядок выполнения и сдачи контрольных, курсовых и дипломных работ. Самостоятельна работа студентов. Студенческие сессии: понятие; виды; грамотное распределение усилий студента. Пересдача зачетов и экзаменов. Последствия нарушения требований учебного плана. Правовые основания, условия и порядок отчисления неуспевающего студента. Академический отпуск. Возможность восстановления ранее отчисленных студентов. Рейтинговая система для оценки успеваемости студентов. Тема 6. Организация работы студентов в вузе – 8 часов. Основные документы, регламентирующие правила учебы, внутреннего распорядка университета и поведения студентов. Организация работы студентов в высшем учебном заведении. Назначение стипендий. Поощрение успешно сдавших сессию студентов. Платные образовательные услуги. Организация научно-исследовательской работы студентов. Инновационная образовательная технология, реализуемая в университете - «Групповое проектное обучение». Тема 7. Государственный стандарт – основная профессиональная образовательная программа по направлению 080100 – 10 часов. Стандарт в образовании. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования и его структура. Образовательная программа подготовки по направлению 0080100 – «Экономика». Уровневая система подготовка студентов. ГОС второго поколения, его особенности. ФГОС третьего поколения и его особенности. Болонский процесс и особенности реализации системы уровневой подготовки студентов в России. Тема 8. Структура и содержание учебного плана направления 0080100.62 – «Экономика». – 4 часа. Уровни образования. Бакалавриат и магистратура. Общая характеристика направления. Учебный план направления 0080100.62 – «Экономика». Понятие федеральной компоненты, региональной составляющей, курсы по выбору, их роль и значение. Строение учебного плана, его системность, логика плана. Виды практик. Образовательные программы магистратуры. Тема 9. Итоговая государственная аттестация выпускников – 4 часа. Итоговая государственная аттестация. Государственный экзамен. Выпускная квалификационная работа. Тема 10. Требования к написанию и оформлению курсовых и выпускных квалификационных работ. – 6 часов. Доклад, реферат, тезисы, резюме и аннотация. Курсовая работа (курсовой проект). Цель написания курсовых работ (проектов). Структура и содержание курсовых работ (проектов). Выпускная квалификационная работа. Цель написания выпускных квалификационных работ, основные этапы подготовки и выполнения работ. Оформление письменных работ. Научный руководитель и его обязанности. Тема 11. Научно-исследовательская работа студентов и перспективы их дальнейшего образования – 4 часа. Объекты профессиональной деятельности выпускников. Виды профессиональной деятельности. Требования, предъявляемые рынком труда к выпускникам с высшим образованием. Влияние уровня образования менеджера на возможность получения работы и последующую карьеру. Перспективы дальнейшего образования. Магистратура. Второе высшее образование. Образовательные курсы. Аспирантура. Докторантура. Виды работ, выполняемых студентом в вузе. Коммерческий и научный результат исследовательской работы студентов. Возможность получения и опубликования научного результата при выполнении контрольной, курсовой и выпускной квалификационной работы. Другие студенческие научные публикации. Предметные олимпиады и конкурсы. Научные конференции.
Виды самостоятельной работы
Тема рефератов Студентам предлагается выполнить реферат на тему «Моя карьера». В рамках данной темы каждый студент структурирует и раскрывает содержание реферата по своему усмотрению. Преподаватель выполняет роль консультанта и проверяющего. 3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 3.1. Основная и дополнительная литература Основная литература
2 Резник С.Д. Введение в специальность: Менеджмент организации: учеб. пособие для вузов / С.Д. Резник, И.А. Игошина, B.C. Резник, под общ. ред. Э.М. Короткова и С.Д. Резника. — М.: Логос, 2004. — 320 с. Дополнительная литература
Нормативно – правовые акты ТУСУРа
4 ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ
5 Применение рейтинговой системы к оценке успеваемости студентов по дисциплине «Введение в специальность Оценка объема и качества знаний студентов по результатам семестровой аттестации определяется в соответствии с «Положением о порядке использования рейтинговой системы для оценки успеваемости студентов утвержденного приказом ректора от 25.02.2010 г. № 1902. Семестровая раскладка по дисциплине «Введение в специальность» приведена в таблице 1. Таблица 1 – Дисциплина «Введение в специальность» (лекции, самостоятельная работа, зачет)
Методика формирования внутрисеместровой оценки (контрольная точка)
Зачет выставляется на основании набранных баллов за семестр: от 80% и выше |
Рабочая программа по дисциплине Введение в специальность Дисциплина «Введение в специальность» является вводным предметом специальности «Организация перевозок и управление на транспорте... | Рабочая программа по дисциплине В. В введение в специальность ... | ||
Рабочая программа по дисциплине Введение в специальность Программой учебной дисциплины «Введение в специальность» предусматривается изучение основных вопросов развития страхования в Российской... | Рефератов по дисциплине «введение в специальность» Темы рефератов по дисциплине «введение в специальность» (блок кафедры экономической теории и прикладной экономики) для студентов... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине введение в специальность ... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Введение в специальность»... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История... История отрасли и введение в специальность: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История отрасли и введение... | Рабочая программа дисциплины «Введение в специальность» Рабочая программа дисциплины «Введение в специальность» разработана Гудковым Игорем Валентиновичем, кандидатом педагогических наук,... | ||
Рабочая программа по дисциплине Введение в специальность Рабочая программа составлена на основе фгос спо и учебного плана мгту по специальности 100401 Туризм | Рабочая программа по дисциплине Введение в специальность Рабочая программа составлена на основе фгос спо и учебного плана мгту по специальности 250401Технология деревообработки | ||
Методические рекомендации 8 Введение 10 часть первая введение в специальность.... Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, учащихся техникумов и колледжей, изучающих адаптивную физическую культуру,... | Рабочая программа учебной дисциплины «введение в специальность» «введение в специальность» ознакомление студентов направлениея подготовки бакалавра 200100. 62 электроника и наноэлектроника профиль... | ||
Рабочая программа по дисциплине Введение в специальность для студентов направления подготовки Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа по дисциплине Введение в специальность для студентов направления подготовки Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа по дисциплине гсэ. В. 03 Введение в специальность Рабочая программа составлена на основе гос впо и учебного плана мгту по направлению (специальности) 280104 Пожарная безопасность | Рабочая программа по дисциплине «Введение в специальность» Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос утвержденного ученым советом юргту(нпи) протоколом №4 от... |