1. Мировая экономика как целостная система. Ресурсный потенциал мирового хозяйства





Скачать 319.14 Kb.
Название1. Мировая экономика как целостная система. Ресурсный потенциал мирового хозяйства
страница1/3
Дата публикации13.12.2014
Размер319.14 Kb.
ТипСамостоятельная работа
100-bal.ru > Экономика > Самостоятельная работа
  1   2   3


Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный аграрный университет»

Кафедра предпринимательства

и мировой экономики


Цымбаленко Ю.В.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Методические указания для самостоятельной работы студентов

направления 080100.62 «Экономика»

Ставрополь
2013



Рецензент:

доктор экономических наук, профессор кафедры предпринимательства и мировой экономики Ставропольского государственного аграрного университета

Ермакова Н.Ю.

Цымбаленко Ю.В.

Мировая экономика и международные экономические отношения: Методические указания для самостоятельной работы студентов направления 080100.62 «Экономика» / Цымбаленко Ю.В.; Ставропольский государственный аграрный университет. – Ставрополь: 2013. –с. 25

Методические указания предназначены для практических занятий студентов всех форм обучения направления 080100.62 «Экономика» (профили «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Налоги и налогообложение»).


Содержание





Введение

4

Цели, виды и основные задачи самостоятельной работы студентов

5

Организация самостоятельной работы студентов

6

Самостоятельная работа студентов в условиях балльно-рейтинговой системы обучения.

9

Тема 1. Мировая экономика как целостная система. Ресурсный потенциал мирового хозяйства

10

Тема 2.Международное разделение труда как объективная основа мировой экономики

11

Тема 3.Теории международной торговли

12

Тема 4.Международная торговля и внешнеторговая политика. Конъюнктура мирового рынка.

13

Тема 5.Международное движение факторов производства

14

Тема 6. Международные экономические организации

16

Тема 7.Международная экономическая интеграция

17

Тема 8. Валютно – финансовые отношения стран в мировой экономике

18

Тема 9. Глобальные проблемы в мировой экономике

19

Вопросы к экзамену по дисциплине «Мировая экономика и международные экономические отношения»

20

Рекомендуемая литература по курсу «Мировая экономика и международные экономические отношения»

24


Введение
Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности студента, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Для решения этой задачи в учебные планы всех специальностей включена самостоятельная работа, составляющая значительную часть учебного времени студента.

В связи с этим, студенту из пассивного потребителя знаний необходимо превратиться в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Происходящая в настоящее время реформа высшего образования связана по своей сути с переходом парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности.

В широком смысле под самостоятельной работой студентов следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне ее, в контакте с преподавателем и в его отсутствие.

Следовательно, для более глубокого изучения дисциплины следует приучать себя к целесообразному распределению занятий по месяцам и неделям семестра. При этом очень важна равномерная работа как основное условие успешных занятий в вузе.

Высшей ступенью обучения является приобретение навыков самостоятельной творческой работы, а творческому применению знаний нужно учиться параллельно с их приобретением.

Цели, виды и основные задачи самостоятельной работы студентов
Ведущая цель организации и осуществления самостоятельной работы студентов (СРС) должна совпадать с целью обучения студента – подготовкой бакалавра с высшим образованием. При организации СРС по дисциплине «Мировая экономика и международные экономические отношения» важным и необходимым условием становятся формирование умения самостоятельной работы для приобретения знаний, навыков и возможности организации учебной и научной деятельности.

Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Задачами СРС являются:

• систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

• углубление и расширение теоретических знаний;

• развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

• формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

• развитие исследовательских умений;

• использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических занятиях, для эффективной подготовки к итоговому экзамену.

Виды самостоятельной работы

В образовательном процессе высшего профессионального образовательного учреждения выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Тесная взаимосвязь этих видов работ предусматривает дифференциацию и эффективность результатов ее выполнения и зависит от организации, содержания, логики учебного процесса.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются:

• формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);

• написание рефератов;

• подготовка к практическим занятиям;

• подготовка научных статью, тезисов по темам изучаемой дисциплины;

• выполнение домашних заданий в виде решения отдельных задач, проведения типовых расчетов и т.д.;

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются:

• текущие консультации;

• контрольные задания как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин;

• прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий);

• выполнение научно-исследовательской работы;
Организация самостоятельной работы студентов
Методика организации самостоятельной работы студентов зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы студентов, индивидуальных качеств студентов и условий учебной деятельности.

Согласно учебного плана направления 080100.62 «Экономика», профили «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Налоги и налогообложение» всего часов на изучение дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения» отводится 144 часа, из них:

аудиторная работа - 54 ,

в т.ч. лекций – 18 часов,

практических занятий – 36 часов

самостоятельная работа - 54 часов.

В целом процесс организации самостоятельной работы студентов включает в себя следующие этапы:

• подготовительный (определение целей, составление плана работы);

• основной (реализация плана, использование приемов поиска информации, усвоение, переработка, применение знаний, фиксирование результатов);

• заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, выводы о направлениях оптимизации труда).
Общие рекомендации по организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы студента является изучение конспекта лекций, их дополнение, рекомендованной литературы, активное участие на практических занятиях. Но для успешной учебной деятельности, ее интенсификации, необходимо учитывать следующие субъективные факторы:

1. Наличие прочной системы знаний сформированной из дисциплин изученных ранее.

2. Наличие умений, навыков умственного труда:

а) умение конспектировать на лекции и при работе с книгой;

б) владение логическими операциями: сравнение, анализ, синтез, обобщение, определение понятий, правила систематизации и классификации.

3. Специфика познавательных психических процессов: внимание, память, речь, наблюдательность, интеллект и мышление. Слабое развитие каждого из них становится серьезным препятствием в учебе.

4. Хорошая работоспособность, которая обеспечивается нормальным физическим состоянием. Ведь серьезное учение - это большой многосторонний и разнообразный труд. Результат обучения оценивается не количеством сообщаемой информации, а качеством ее усвоения, умением ее использовать и развитием у себя способности к дальнейшему самостоятельному образованию.

5. Соответствие избранной деятельности, профессии индивидуальным способностям. Необходимо выработать у себя умение саморегулировать свое эмоциональное состояние и устранять обстоятельства, нарушающие деловой настрой, мешающие намеченной работе.

6. Овладение оптимальным стилем работы, обеспечивающим успех в деятельности. Чередование труда и пауз в работе, периоды отдыха, индивидуально обоснованная норма продолжительности сна, предпочтение вечерних или утренних занятий, стрессоустойчивость на экзаменах и особенности подготовки к ним,

7. Уровень требований к себе, определяемый сложившейся самооценкой.

Адекватная оценка знаний, достоинств, недостатков - важная составляющая самоорганизации человека, без нее невозможна успешная работа по управлению своим поведением, деятельностью.

Одна из основных особенностей обучения в высшей школе заключается в том, что постоянный внешний контроль заменяется самоконтролем, активная роль в обучении принадлежит уже не столько преподавателю, сколько студенту.

Зная основные методы научной организации умственного труда, можно при наименьших затратах времени, средств и трудовых усилий достичь наилучших результатов.

Эффективность усвоения поступающей информации зависит от работоспособности человека в тот или иной момент его деятельности.

Работоспособность - способность человека к труду с высокой степенью напряженности в течение определенного времени. Различают внутренние и внешние факторы работоспособности.

К внутренним факторам работоспособности относятся интеллектуальные особенности, воля, состояние здоровья.

К внешним:

- организация рабочего места, режим труда и отдыха;

- уровень организации труда - умение пользоваться информацией;

- величина умственной нагрузки.

Таким образом, чтобы выполнить весь объем самостоятельной работы по дисциплине «Мировая экономика и международные экономические отношения», необходимо дополнительно заниматься по 2 - 3 часа еженедельно, при этом первая задача организации внеаудиторной самостоятельной работы – это составление расписания, которое должно отражать время занятий, их характер (теоретический курс, практические занятия, графические работы, чтение), перерывы на обед, ужин, отдых, сон, проезд и т.д. Расписание не предопределяет содержания работы, ее содержание неизбежно будет изменяться в течение семестра. Порядок же следует закрепить на весь семестр и приложить все усилия, чтобы поддерживать его неизменным (кроме исправления ошибок в планировании, которые могут возникнуть из-за недооценки объема работы или переоценки своих сил).
Самостоятельная работа студентов в условиях балльно-рейтинговой системы обучения.
Рейтинговая система обучения предполагает многобалльное оценивание студентов, но это не простой переход от пятибалльной шкалы, а возможность объективно отразить в баллах расширение диапазона оценивания индивидуальных способностей студентов, их усилий, потраченных на выполнение того или иного вида самостоятельной работы. Существует большой простор для создания блока дифференцированных индивидуальных заданий, каждое из которых имеет свою «цену». Правильно организованная технология рейтингового обучения позволяет с самого начала уйти от пятибалльной системы оценивания и прийти к ней лишь при подведении итогов, когда заработанные студентами баллы переводятся в привычные оценки (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Кроме того, в систему рейтинговой оценки включаются дополнительные поощрительные баллы за оригинальность, новизну подходов к выполнению заданий для самостоятельной работы или разрешению научных проблем. У студента имеется возможность повысить учебный рейтинг путем участия во внеучебной работе (участие в олимпиадах, конференциях; выполнение индивидуальных творческих заданий, рефератов; участие в работе научного кружка, написание научных статей и т.д.).

Рейтинговая система - это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе, выполнения планового объема самостоятельной работы. Ведение многобалльной системы оценки позволяет, с одной стороны, отразить в балльном диапазоне индивидуальные особенности студентов, а с другой, объективно оценить в баллах усилия студентов, затраченные на выполнение отдельных видов работ. Так каждый вид учебной деятельности приобретает свою «цену». Получается, что «стоимость» работы, выполненной студентом безупречно, является количественной мерой качества его обученности по той совокупности изученного им учебного материала, которая была необходима для успешного выполнения задания. Разработанная шкала перевода рейтинга по дисциплине в итоговую пятибалльную оценку доступна, легко подсчитывается как преподавателем, так и студентом: 85%-100% максимальной суммы баллов - оценка «отлично», 66%-84% - оценка «хорошо», 55%-65% - «удовлетворительно», 55% и менее от максимальной суммы - «неудовлетворительно».

При использовании рейтинговой системы:

• основной акцент делается на организацию активных видов учебной деятельности, активность студентов выходит на творческое осмысление предложенных задач;

• во взаимоотношениях преподавателя со студентами есть сотрудничество и сотворчество, существует психологическая и практическая готовность преподавателя к факту индивидуального своеобразия «Я-концепции» каждого студента;

• предполагается разнообразие стимулирующих, эмоционально-регулирующих, направляющих и организующих приемов вмешательства (при необходимости) преподавателя в самостоятельную работу студентов;

• преподаватель выступает в роли педагога-менеджера и режиссера обучения, готового предложить студентам минимально необходимый комплект средств обучения, а не только передает учебную информацию; обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности наряду с преподавателем, а развитие его индивидуальности выступает как одна из главных образовательных целей;

• учебная информация используется как средство организации учебной деятельности, а не как цель обучения.

Рейтинговая система обучения обеспечивает наибольшую информационную, процессуальную и творческую продуктивность самостоятельной познавательной деятельности студентов при условии ее реализации через технологии личностно-ориентированного обучения (проблемные, диалоговые, дискуссионные, эвристические, игровые и другие образовательные технологии).

Таким образом, использование рейтинговой системы позволяет добиться более ритмичной работы студента в течение семестра, а так же активизирует познавательную деятельность студентов путем стимулирования их творческой активности. Весьма эффективно использование тестов непосредственно в процессе обучения, при самостоятельной работе студентов. В этом случае студент сам проверяет свои знания. Не ответив сразу на тестовое задание, студент получает подсказку, разъясняющую логику задания и выполняет его второй раз.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Мировая экономика как целостная система. Ресурсный потенциал мирового хозяйства iconРабочая программа по дисциплине с 7 Мировая экономика
Целью изучения курса «Мировая экономика» является формирование системного представления у студентов о принципах образования, организации...
1. Мировая экономика как целостная система. Ресурсный потенциал мирового хозяйства iconОтветы для экзамена «мировая экономика» Вопрос №1. Понятие мировой...
«2», «3-», «3», «3+», «4-», «4», «4+»,«5-», «5», «5+», принятым в рэш. Сначала выписаны баллы из ста, поставленные преподавателем...
1. Мировая экономика как целостная система. Ресурсный потенциал мирового хозяйства iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В этом реферате мы рассмотрим этапы развития мирового хозяйства, законы и закономерности развития мирового хозяйства, структуру мирового...
1. Мировая экономика как целостная система. Ресурсный потенциал мирового хозяйства iconКурс (прием 2011 г.) Сессия с 24. 02. по 09. 03. 2014 год Мировая экономика
Основные подходы к определению понятия «глобализация мирового хозяйства», ее позитивные и негативные последствия
1. Мировая экономика как целостная система. Ресурсный потенциал мирового хозяйства iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Экономика», по профилю «Экономическая теория» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры политической экономии...
1. Мировая экономика как целостная система. Ресурсный потенциал мирового хозяйства iconМетодические указания по изучению курса «Мировая экономика» для студентов...
Охватывает широкий круг вопросов, связанных с формированием и функционированием мирового хозяйства и системы международных экономических...
1. Мировая экономика как целостная система. Ресурсный потенциал мирового хозяйства iconМетодические указания по изучению курса
Изучение курса дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения» формирует у студентов комплексное представление...
1. Мировая экономика как целостная система. Ресурсный потенциал мирового хозяйства iconМировая экономика и национальное хозяйство: проблемы взаимодействия
В конечном итоге хх1 век ознаменовался началом формирования единого глобального мирового хозяйства. В настоящее время ученые анализируют...
1. Мировая экономика как целостная система. Ресурсный потенциал мирового хозяйства iconЛекции по курсу «Мировая экономика и международные экономические отношения» Кафедра «Маркетинг»
Охватывают многоуровневый комплекс наиболее часто повторяющихся, типичных экономических отношений между отдельными странами, их региональными...
1. Мировая экономика как целостная система. Ресурсный потенциал мирового хозяйства icon5. примерный перечень вопросов к экзамену человек как целостная биологическая...
Общая характеристика стволовой части мозга. Строение и функционирование его отделов
1. Мировая экономика как целостная система. Ресурсный потенциал мирового хозяйства iconРеферат по дисциплине «Экономическая теория» на тему «Региональные...
Существует три основных подхода к определению понятия мировой экономики или мирового хозяйства
1. Мировая экономика как целостная система. Ресурсный потенциал мирового хозяйства iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Факультет/отделение факультета/Подразделение Мировая экономика и мировая политика / Мировая экономика
1. Мировая экономика как целостная система. Ресурсный потенциал мирового хозяйства iconУрок как целостная система
Дать представление о педагогической теории как системе идей, концепций, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности...
1. Мировая экономика как целостная система. Ресурсный потенциал мирового хозяйства iconТемы рефератов по курсу «Мировая экономика» для аспирантов
Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. Учебник. Под ред. В. П. Колесова и М. Н. Осьмовой, М., 2002, сс. 57 – 67
1. Мировая экономика как целостная система. Ресурсный потенциал мирового хозяйства iconГенотип как целостная система
«Средняя общеобразовательная школа с. Кормежка», Саратовская одл,, Балаковский р- он
1. Мировая экономика как целостная система. Ресурсный потенциал мирового хозяйства icon«Мировая экономика»
Рабочая программа по дисциплине «Мировая экономика» для студентов очной формы обучения, экономического факультета по специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск