Скачать 199.03 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Рабочая учебная программа по дисциплине ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению 080500.62 «Менеджмент» Москва 2011 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Рабочая учебная программа по дисциплине ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению 080500.62 «Менеджмент» Факультет менеджмента и маркетинга Кафедра региональной экономики и управления Москва 2011 ББК 65.4 Рабочую учебную программу разработали: доктор экономических наук, профессор А.Н. Бойко, доктор экономических наук, профессор В.А. Тупчиенко Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры региональной экономики и управления Зав. кафедрой доктор экономических наук, профессор В.А. Тупчиенко Рабочая учебная программа одобрена на заседании Научно-методического совета ВЗФЭИ Проректор, председатель НМС, профессор Д.М. Дайитбегов Государственное регулирование экономики. Рабочая учебная программа для студентов, обучающихся по направлению 080500.62 «Бакалавр Менеджмент». – М.: ВЗФЭИ, 2011. ББК 65.4 © Всероссийский заочный финансово-экономический институт (ВЗФЭИ), 2011 1. Цель преподавания дисциплины, ее место в учебном процессе Изучение учебного курса «Государственное регулирование экономики» углубляет знания в области одного из ключевых направлений деятельности в системе государственного управления, предусмотренного Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Государственное и муниципальное управление». Студентам необходимо:
2. Задачи изучения дисциплины В процессе изучения дисциплины «Государственное регулирование экономики» решаются следующие задачи:
В результате изучения дисциплины бакалавры менеджмента должны: а) знать:
б) уметь:
в) иметь представление о:
3. Дисциплины, знание которых необходимо для изучения данной дисциплины
4. Распределение бюджета времени при изучении дисциплины (в часах)
5. Содержание дисциплины Изучение дисциплины предусматривает проведение лекционных и практических занятий, самостоятельную работу студента, выполнение контрольной работы и сдачу экзамена. Тема 1. Предмет, задачи и механизм государственного регулирования экономики Предмет государственного регулирования экономики как учебной дисциплины. Государственное регулирование экономики как особая форма управления социально-экономическими процессами. Основные учения о роли государства в регулировании экономики. Классическая школа политической экономии и ее последователи. Возникновение кейнсианской школы как антипода неолиберального течения в экономической мысли. Марксистское учение о роли государства в экономике и его практическое воплощение в СССР. Научное обоснование необходимости, сферы применения и возрастающей роли государственного регулирования экономики. «Фиаско рынка» и «фиаско государства». Сущность, содержание и факторы, детерминирующие механизм государственного регулирования экономики. Элементы механизма государственного регулирования экономики: концептуальные модели и формы, субъекты, ресурсы, методы, институты, инструменты, встроенные (автоматические) регуляторы. Модели хозяйствования и государственного регулирования экономики. Особенности и практика социально ориентированных моделей «смешанной экономики». Новое в структурах, ресурсах, формах, методах и инструментах регулирования современной российской экономики. Тема 2. Государственное регулирование денежного обращения и финансовых рынков Понятие денег и денежного обращения. Необходимость государственного регулирования бумажно-денежного обращения. Роль государственного регулирования бумажно-денежного обращения для нормального функционирования экономики. Инфляция и дефляция. Причины инфляции и методы ее регулирования. Количество денег, необходимых в обращении (формула К. Маркса). Уравнение обмена Ирвинга Фишера. Понятие и задачи денежно-кредитной политики государства. Роль и функции Центрального банка РФ в сфере денежно-кредитного регулирования. Порядок разработки, принятия и реализации основных направлений денежно-кредитной политики. Денежные агрегаты. Инструменты и методы регулирования денежной массы и денежного обращения. Учетная ставка. Обязательные резервы. Операции на вторичном рынке ценных бумаг. Мультипликация денежно-кредитной эмиссии. Установление валютных курсов и их влияние на макроэкономическую ситуацию в стране. Основные концепции денежно-кредитного регулирования. Кейнсианство и монетаризм. Монетарное правило М. Фридмена и результаты его практического применения (современный опыт США). Состояние мировой денежной и платежной системы, необходимость ее реформирования. Причины мирового финансового кризиса и способы его преодоления методами монетарной политики. Необходимость, содержание и структура финансового рынка. Понятие, назначение и структура денежного рынка. Понятие, назначение и структура рынка денежных капиталов. Содержание, роль и порядок государственного регулирования фондового рынка. Государство и Банк России как участники и субъекты регулирования различных сегментов финансового рынка. Тема 3. Государственное регулирование отношений собственности, государственного хозяйствования и предпринимательства Генезис и содержание экономической категории собственности. Структурные элементы собственности и процесса присвоения. Эволюция форм и отношений собственности, современные тенденции. Виды государственной собственности в Российской Федерации. Объекты федеральной собственности. Правовой и фактический порядок возникновения федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и муниципальных образований. Распоряжение и управление государственной собственностью. Управление преобразованием государственной собственности, включая процессы ее приватизации и национализации. Управление использованием (функционированием) объектов собственности и получаемыми доходами. Обоснование объективной необходимости и усиления роли государственной собственности, государственного хозяйствования и предпринимательства. История и практика развитых зарубежных стран. Формы государственного хозяйствования и предпринимательства в современной экономике России. Назначение и особенности хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий, казенных предприятий и холдинговых структур. Необходимость, особенности организации и хозяйствования государственных корпораций разного назначения. Специфика государственных корпораций «Росатом», «Роснанотех», «Ростехнологии» и «Олимпстрой». Современная практика государственно-частного предпринимательства и партнерства, участие в нем государственных институтов развития. Тема 4. Государственное регулирование инвестиций и инновационной перестройки экономики Понятие и виды инвестиций. Инвестиции в производительный капитал как фактор расширенного воспроизводства. Финансовые инвестиции: прямые и портфельные. Ключевое значение капитальных вложений. Необходимость, основные цели и задачи государственного регулирования инвестиций и инвестиционной деятельности в широком смысле. Инвестиционная политика государства: содержание, проблемы и приоритеты. Инвестиции как фактор структурной и инновационной перестройки российской экономики, намеченной в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации. Современные методы и формы государственного регулирования и осуществления инвестиций и инвестиционной деятельности, включая стратегически значимые производства. Источники инвестиционных ресурсов. Бюджетные источники инвестиций согласно Бюджетному кодексу РФ. Ключевые направления государственного инвестирования средств. Институты развития и практика финансирования ими инвестиционных проектов. Механизмы стыковки федеральных и региональных инвестиционных ресурсов для решения программно-целевых задач. Модернизация и инновационная перестройка экономики. Необходимость, сущность и виды инновационной деятельности. Направления и методы государственного регулирования инновационной деятельности. Значение для инновационной деятельности развития государственно-частного партнерства. Тема 5. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности Необходимость, основные формы, сферы и типы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Цели и задачи, правовая база и органы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Порядок взаимодействия органов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Система и цели государственного регулирования внешней торговли. Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование. Система пошлин (тарифов) и их регулятивные функции. Состояние и динамика российского экспорта и импорта товаров. Факторы, влияющие на состояние торгового баланса. Методы государственного регулирования и стимулирования экспорта и импорта товаров. Валютная политика и валютное регулирование. Правовые основы и административный порядок регулирования международного движения капиталов, текущих валютных операций, конвертирования валют и установления валютных курсов. Государственные органы валютного регулирования и валютного контроля. Роль и функции Центрального банка РФ. Платежный баланс государства: сущность, содержание и структура. Необходимость и порядок государственного регулирования платежного баланса и обеспечения его активного сальдо. Балансирующая функция золотовалютных (международных) резервов государства. Анализ и оценка динамики и перспектив платежного баланса и международных резервов России, их роль в предотвращении финансовой дестабилизации страны в современных условиях. Тема 6. Государственное макроэкономическое регулирование воспроизводственных процессов Понятие общественного воспроизводства, его типы, структура, показатели развития. Государственное регулирование производства валового внутреннего продукта (ВВП) и его распределения. Практика зарубежных развитых стран. Система национальных счетов. Измерение объемов, динамики и структуры национального ВВП и ВНД, НЧП и национального дохода. Основные показатели Концепции 2020. Экономический рост. Факторы и способы государственного регулирования экономического роста. Актуальность обеспечения инновационного экономического роста в России. Экономический (воспроизводственный) цикл. Регулирование экономики на разных стадиях экономического цикла. Теория и практика применения кейнсианских и монетаристских методов антикризисного регулирования. Мировой финансовый кризис как фактор экономического спада. Меры по преодолению финансовых и экономических потрясений, предпринимаемые развитыми странами. Экономика как система взаимодействия хозяйствующих и предпринимательских структур. Современная государственная политика в отношении малого, среднего и крупного корпоративного предпринимательства. Условия и причины возрастания роли государственных холдинговых компаний и корпораций и государственно-частного партнерства. Обеспечение системного взаимодействия всех сегментов хозяйствования и предпринимательства как основа утверждения целесообразного и регулируемого развития рыночной экономики в России. Практические занятия Цель практических занятий – закрепление теоретических знаний по дисциплине «Государственное регулирование экономики», приобретение студентами навыков анализа и логического обоснования экономической политики и программ государства, а также навыков самостоятельного принятия управленческих решений в практике государственного регулирования экономики. В связи с этим практические занятия основываются на дискуссионном и проблемно-логическом методах их проведения. Практические занятия имеют специально разработанную проблематику и предполагают решение экономических и управленческих задач из хозяйственной практики. Содержание практических занятий
Организация самостоятельной работы Основная цель самостоятельной работы студента – аналитическое осмысление и систематизация знаний в целях закрепления учебного лекционного материала, а также приобретение практических навыков самостоятельного поиска необходимых материалов, их изучения и использования при выполнении практических заданий и решении задач. Самостоятельная работа студента при изучении курса «Государственное регулирование экономики» включает:
На самостоятельную работу отводится 34 ч. учебного времени. Распределение бюджета времени самостоятельной работы (в часах)
6. Методические рекомендации преподавателю При изложении лекционного материала по дисциплине «Государственное регулирование экономики» преподавателю рекомендуется использовать презентации в программе PowerPoint и электронный планшет, что позволяет существенно интенсифицировать лекционный процесс за счет более насыщенного и систематизированного представления учебного материала. Кроме того, электронная система позволяет при подготовке к практическим занятиям анализировать табличные материалы и решать в беглом режиме проблемно-логические задания и типовые задачи. Особое внимание следует уделить подготовке студентов к освоению различных форм, средств и навыков самостоятельной работы по программе учебного курса. Помимо традиционных форм работы и предлагаемых к изучению материалов преподавателю целесообразно готовить и предоставлять студентам наиболее актуальные учебные материалы в электронном виде – КОПРы, обзорные курсы, фрагменты из литературных источников и правовых документов, углубляющие знания и понимание сложных вопросов дисциплины. Литература Основная:
Дополнительная:
Электронные ресурсы:
Номер регистрации: 8848 Дата регистрации: 30 июля 2007 г. Авторы: Романов А.Н., Торопцов В.С., Григорович Д.Б., Галкина Л.А., Герасимова Е.В., Шубцова Л.В. и зарегистрирована в Национальном информационном фонде неопубликованных документов. Номер государственной регистрации: 50200701636 Дата регистрации: 24августа 2007 г. Авторы: Романов А.Н., Торопцов В.С., Григорович Д.Б., Галкина Л.А., Герасимова Е.В., Шубцова Л.В.
Содержание 1. Цель преподавания дисциплины, ее место в учебном процессе 2. Задачи изучения дисциплины 3. Перечень дисциплин, знание которых необходимо при изучении данной дисциплины 4. Распределение бюджета времени при изучении дисциплины (в часах) 5. Содержание дисциплины 6. Методические рекомендации преподавателю Литература |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Правоведение. Рабочая учебная программа для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению 080500. 62 «Менеджмент». – М.: Взфэи,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Хозяйственное право. Рабочая учебная программа для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению 080500. 62 «Менеджмент». –... | ||
Экзаменационные вопросы по дисциплине «стратегический менеджмент»... Международное частное право: Рабочая учебная программа и вопросы к экзамену / Авт сост. Максимова Т. А. г. Калининград: мфюа, 2012.... | Программа дисциплины «Основы региональной экономики и управления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500.... | ||
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистра... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «история экономики и экономических учений» Учебная программа дисциплины «История экономики и экономических учений» разработана для студентов специальности 080507. 65 «Менеджмент... | ||
Программа ига (Приложение 6, 7). Учебно-исследовательская деятельность... Нормативные документы для разработки ооп (бакалавриата) по направлению подготовки «Менеджмент» | Змиенко М. В. Теория управления: рабочая программа дисциплины для... Беляева И. Ю., Бутова Т. В., Змиенко М. В. Теория управления: Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению... | ||
Самостоятельная работа по дисциплине «Коммуникационный менеджмент» Самостоятельная работа по дисциплине «Коммуникационный менеджмент» для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров... | Программа для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 521500... Государствнное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Российской федерации Содержание: умк по дисциплине Государственное регулирование экономики для студентов направления подготовки 38. 03. 04. Государственное... | Программа дисциплины «Аутсорсинг в логистике» для направления 080500. 62 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов бакалавриата направления 080500.... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины государственное регулирование... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Дв 2 студентам очной формы обучения | Рабочая учебная программа по дисциплине «Занятость населения и ее... Занятость населения и ее регулирование [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 28 с | ||
Программа курса экономическая теория для студентов, обучающихся по... Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине «Экономическая теория» для студентов, обучающихся по специальностям | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Правоведение. Рабочая учебная программа для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению 080100. 62 «Экономика». – М.: Взфэи,... |