Скачать 197 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет экономики Программа дисциплины «Деньги, кредит, банки» для направления 080100.62 «Экономика» для направления 080100.62 «Экономика» специализация «Мировая экономика» подготовки бакалавра Автор программы: Балковская Дарья Вячеславна, старший преподаватель банковского дела dbalkovskaya@hse.ru Одобрена на заседании кафедры банковского дела «___»___________ 2013 г. Зав. кафедрой М.И. Гуревич Рекомендована секцией УМС «Экономика» «___»____________ 2013г. Председатель М.А. Штефан Утверждена УМС НИУ ВШЭ-НН «___»_____________2012г. Председатель Н.С. Петрухин Н.Новгород, 2013 г. Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1.Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100 - "Экономика", 080100.62 «Экономика» профиль «Мировая экономика», изучающих дисциплину . Программа разработана в соответствии с: Программа разработана в соответствии с:
080100.62 «Экономика», по направлению 080100.62 «Экономика» профиль «Мировая экономика», утвержденным в 2013 г. 2.Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины «Деньги, кредит, банки» являются формирование у студентов основ информационно-аналитической деятельности, развитие универсальных и формирование предметно-специализированных компетенций, способствующих их социальной мобильности и устойчивости на рынке труда. Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен: Знать:
Уметь:
Иметь навыки (приобрести опыт):
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4.Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина является факультативом в рабочем учебном плане для направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: Знать
Уметь
Владеть навыками:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
5.Тематический план учебной дисциплины
6.Формы контроля знаний студентов
6.1. Критерии оценки знаний, навыков Дисциплина «Деньги, кредит, банки» ориентирована на формирование у студентов теоретического блока знаний по курсу, а также практических профессиональных навыков, в силу этого занятия состоят из лекционных и семинарских занятий. Большой упор делается на самостоятельную работу студентов. В ходе обучения студенты должны выполнить ряд практических заданий (домашних и аудиторных, индивидуальных и групповых), подготовить доклад, новостной дайджест, принять участие в деловой игре и дебатах. Текущий контроль проводится в форме тестирования по каждой теме курса, проверки заданий для самостоятельной работы, формами текущего контроля являются также опросы на семинарских занятиях, оценки работы в аудитории. Задания для самостоятельной работы представляют собой набор практических, в том числе расчетных, заданий по изучаемым разделам дисциплины. При проведении тестирования, в том числе в LMS, процент выполнения задания переводится в 10-балльную шкалу следующим образом:
Результатом проверки компетенций, полученных студентом в ходе освоения данной дисциплины, является оценка, выставляемая по 10-ти балльной шкале в соответствии со следующими критериями:
6.2. Порядок формирования оценок по дисциплине Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Онакопленная= 0,4* Отекущий + 0,3* Оауд + 0,3* Осам.работа Где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в программе дисциплины. Отекущий = 0,4·Ок/р + 0,6·Од/з; Способ округления накопленной оценки текущего контроля – арифметический Аудиторная оценка отражает работу студента на семинарских занятиях, которые проводятся в форме обсуждения группой или в подгруппах проблемных аспектов тем курса, разбора кейсов, деловых игр, расчетных работ. Аудиторная оценка представляет собой среднее арифметическое накопленных оценок студента на семинарских занятиях. Оценка за самостоятельную работу студента отражает точность соответствия домашних заданий заданным критериям. Одна из форм самостоятельной работы – написание аналитического обзора объемом около 20 000 печатных знаков (0,5 а.л.) по одной из предложенных тем. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка представляет собой среднее арифметическое накопленных оценок студента по итогам выполненных домашних заданий. Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле: Оитоговый = 0,3·Озачет + 0,7·Онакопл где Озачет – оценка за итоговое тестирование Способ округления оценки итогового контроля – арифметический. 7.Содержание дисциплиныРаздел 1. Денежный рынок и финансовая система Тема 1. Финансовая система: функции, структура, инструменты финансовых рынков, регулирование. Финансовое посредничество. Функции, структура финансовой системы. Инструменты финансового рынка: денежный рынок и рынок капитала. Интернационализация финансовых рынков. Финансовые посредники: функции, типы. Регулирование финансовой системы. Последствия финансового кризиса 2008-2010 гг.: ключевые вопросы и задачи Тема 2. Понятие денег и денежной системы. Безналичный оборот. Необходимость и предпосылки возникновения и применения денег. Сущность и функции денег. Теории денег. Эволюция форм и видов денег как тенденция снижения трансакционных издержек обращения: товарные, полноценные, неполноценные, суррогатные, электронные деньги. Наличные и безналичные деньги. Денежная система и основные ее типы. Денежная система. Понятие денежного оборота. Безналичный оборот как составная часть совокупного денежного оборота. Структура безналичного денежного оборота. Безналичные расчеты. Принципы организации безналичных расчетов. Формы безналичных расчетов. Тема 3. Создание денежной массы. Спрос на деньги. Денежная база и денежная масса. Денежные агрегаты. Принципы построения. Национальные особенности построения денежных агрегатов. Однократное и многократное расширение денежной массы: модели эндогенного и экзогенного предложения денег. Депозитный и денежный мультипликаторы. Банковский мультипликатор. Спрос на деньги и его измерение. Количественная теория денег. Теория предпочтения ликвидности. Портфельная теория спроса на деньги. Равновесие на денежном рынке: внутренние и внешние механизмы уравновешивания. Тема 4. Деньги и инфляция, методы денежной стабилизации. Инфляция, ее виды и методы денежной стабилизации. Факторы, определяющие инфляцию. Виды и формы современной инфляции. Типы инфляции. Последствия инфляции. Формы и методы стабилизации денежного обращения. Антиинфляционная политика государства. Литература:
Раздел 2. Банки и банковская деятельность Тема 5. Экономический анализ финансовой структуры: транзакционные издержки, асимметрия информации, финансовые кризисы. Роль банков в финансовой системе. Тема 6. Кредитная и банковская системы. Деятельность коммерческих банков. Структура кредитной системы. Банковский сектор кредитной системы. Парабанковский сектор кредитной системы. Банковская система России: формирование и современное состояние. Центральный банк как главное звено банковской системы страны. Коммерческий банк: сущность, функции, виды. Роль банков в рыночной экономике. Операции и услуги коммерческих банков. Виды банковских операций: пассивные операции, активные операции, посреднические и доверительные операции. Традиционные и новые услуги коммерческих банков. Баланс банка. Сущность и виды кредита. Ссудный процент. Тема 7. Банковский менеджмент. Кредит и его роль в рыночной экономике. Регулирование банковского сектора. Состав и структура банковских пассивов. Собственные средства (капитал) банка и источники его образования. Привлеченные средства. Управление пассивами. Особенности и проблемы формирования ресурсной базы российских банков. Состав и структура банковских активов. Оценка активов с точки зрения ликвидности и доходности. Управление активами банка. Банковские риски и управление ими. Банковская прибыль: формирование и использование. Международное регулирование банковской деятельности: Базель I, II, III. Страхование вкладов. Банковские кризисы. Тема 8. Центральные банки и денежно-кредитная политика. Взаимодействие денежного и реального секторов экономики. Формы организации и функции центральных банков. Цели и задачи функционирования центральных банков. Независимость центральных банков: степень и критерии независимости. Основные операции центральных банков. Федеральная Резервная Система США. Европейский Центральный Банк. Денежно-кредитная политика центрального банка и ее инструменты. Виды денежно-кредитной политики. Выбор целей денежно-кредитной политики: таргетирование инфляции и процентных ставок. Влияние финансового кризиса на денежно-кредитную политику центральных банков. Влияние денежно-кредитной политики на реальный сектор: каналы трансмиссии монетарной политик. Литература:
Раздел 3. Международные финансовые рынки Тема 9. Международные валютные и кредитные отношения Валютные отношения как особый вид экономических отношений. Резервная (ключевая) валюта. Конвертируемость валют. Понятие и эволюция мировой валютной системы. Понятие и эволюция мирового рынка ссудных капиталов. Мировой денежный рынок. Финансовые инструменты мирового рынка ссудных капиталов. Процентные ставки на мировом рынке ссудных капиталов, их структура (учетные ставки, процентные ставки по кредитам и казначейским векселям, межбанковские ставки ЛИБОР) и другие. Место России и стран СНГ на мировом рынке ссудных капиталов. Тема 10. Международные финансовые и кредитные институты Классификация и общая характеристика международных валютно-кредитных и финансовых организаций. Международный валютный фонд (МВФ). Группа Всемирного банка. Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация, особенности их деятельности. Взаимодействие России с МВФ и МБРР, эффективность этого сотрудничества. Понятие «новой мировой финансовой архитектуры». Литература:
8.Образовательные технологииВ рамках курса предусмотрено использование активных и интерактивных методов обучения, в частности ознакомление студентов с тематиками курса через выделение проблематик темы, совместное обсуждение и поиск путей их решения, использование элементов деловых и ролевых игр, критический анализ и обсуждение статей, индивидуальная и групповая работа студентов, подготовка и проведение дебатов, стендовых докладов с последующим оппонированием и обсуждением, компьютерное моделирование экономических процессов, расчетные задания. 9.Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента9.1 Примерный перечень вопросов для оценки качества освоения дисциплины
10.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины10.1. Базовый учебник
10.2. Основная литература
10.3. Дополнительная литература
10.4. Интернет-ресурсы
10.5. Программные средстваДля успешного освоения дисциплины используются следующие профессиональные пакеты программных средств: Доступ к электронным библиотечным ресурсам НИУ ВШЭ Microsoft Word Microsoft Excel Microsoft Power Point Информационная система «Консультант – Плюс» 10.6. Дистанционная поддержка дисциплиныДистанционная поддержка дисциплины осуществляется посредством образовательной среды LMS, где размещены материалы лекций, формулировки домашних заданий, литература по курсу; также в LMS возможно сдавать эссе, домашние работы, проводить и проверять текущие и итоговые тестирования. 11.Материально-техническое обеспечение дисциплиныАвтор: Балковская Д.В. |
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 030501. 65 «Юриспруденция»,... | ||
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки, обучающихся... | Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал федерального... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 68 «Менеджмент»,... | ||
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по направлению подготовки... | Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 «Менеджмент»... | ||
Российской Федерации Нижегородский филиал федерального государственного... ... | Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального... Федерации в переходный период к рынку обусловило усиление значения цен и ценообразования в развитии экономики страны. Очевидно, что... | ||
Протокол Нижегородский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования... | Протокол Нижегородский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования... | ||
Правительство Российской Федерации Пермский филиал федерального государственного... Цель: продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения, обратить внимание детей на разные цвета дорожных знаков: красный... | Российской Федерации Пермский филиал федерального государственного... Пермский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования | ||
Российской Федерации Пермский филиал федерального государственного... Пермский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования | Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного... Анооспо «Оренбургский колледж менеджмента, туризма и гостиничного сервиса» (техникум) |