Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста





Скачать 130.58 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
Дата публикации24.07.2013
Размер130.58 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Экономика > Программа дисциплины


Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет философии отделение востоковедения
Программа дисциплины
ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ И ИСТОРИОГРАФИЯ ИЗУЧАЕМОГО РЕГИОНА

(Япония)

для направления 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра
Автор программы:

Новикова Анна Андреевна alisitsyna@hse.ru

к.и.н. Ким Наталья Николаевна nkim@hse.ru (в разработке)


Одобрена на заседании кафедры цивилизационного развития Востока «___» сентября 2011 г

Зав. кафедрой Маслов А.А.
Рекомендована секцией УМС «___»сентября 2011 г

Председатель
Утверждена УС факультета философии «___»_____________20 г.
Ученый секретарь ________________________

Москва, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для студентов направления 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих Источниковедение и историографию изучаемого региона.

Программа разработана в соответствии с:

  • Образовательным стандартом государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «НИУ-ВШЭ), протокол заседания Ученого совета от 02.07.2010 г. № 15.

  • Образовательной программой направления 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, утвержденным в 2011 г.

2Цели освоения дисциплины

Цель курса − дать учащимся систематические представления об основных источниках по истории Японии; осветить основные трактовки исторической наукой как японской, так и зарубежной ключевых проблем истории древнего Японии.

Содержанием курса являются: основы источниковедения как раздела исторической науки, основные виды источников, доступные историкам-японовидам; особенности работы с историческими источниками по истории Японии; историография истории Японии: формирование японского взгляда на историю.

Курс состоит из лекций, семинаров и самостоятельных занятий. На самостоятельных занятиях студенты знакомятся с источниками по истории Японии (в переводе на русский и западноевропейские языки), с литературой, посвященной этим источинкам, а также базовыми методами исторического исследования.

От студентов требуется посещение лекций, подготовка не менее одного устного доклада и участие в обсуждениях поднимаемых на семинаре вопросов, обязательное участие в написании аттестационных работ, выполнение заданий преподавателя. Особо оценивается активная работа в течение курса (творческий подход к анализу изучаемых материалов, и использование при подготовке доклада нескольких источников, способность четко и емко формулировать свои мысли), а также уровень подготовки докладов и качество итоговой письменной работы.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:
• Владеть основными понятиями об истории, социальных и культурных традиций Японии.

• Иметь представление о характерных особенностях японских исторических источников, их типологии.

• Иметь навыки работы с японскими текстами с учетом японских цивилизационных особенностей.

3Место дисциплины в структуре образовательной программы




Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих ____ подготовку.

Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих ____ подготовку.



Для специализаций настоящая дисциплина является базовой.

Для специализаций настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору.

Для специализаций
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:


4Тематический план учебной дисциплины






пп


Название темы




Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа







Лекции

Сем. и практ.

занятия




1

РАЗДЕЛ I Введение




2







2

РАЗДЕЛ II Археологические и эпиграфические памятники истории Японии











2.1

Японская археология




2

4




2.2

Эпиграфические источники по истории Японии



2

4




















Итого по разделу:



6

8

















3

РАЗДЕЛ III. Письменные источники по истории Японии













3.1

Введение



1







3.2

Письменные источники периода Нара (710 – 784)



3

4



3.3

Письменные источники периода Хэйан (794 – 1185)




2

4




3.4

Письменные источники Средних веков и Нового времени




2

4







Итого по разделу:



8

12

















4

РАЗДЕЛ IV. Становление японской историографической традиции.









4.1

Исторические концепции Средних веков и Нового времени




2

2



4.2

Японская историография под влиянием европеизации




2

2







Итого по разделу:




4

4






















Итого в модуле:

40

16

24






ИТОГО:

40

16

24





РАЗДЕЛ I Введение


Источниковедение как раздел исторической науки. Становление критического подхода к источнику в европейской и японской историографии.

Основные методы исторической науки: описательно-повествовательный, биографический, сравнительно-исторический, ретроспективный, математический, терминологический, их применимость по отношению к японским источникам.

Особенности японских источников: проблема сохранности, переписки и достоверности. Языковые особенности.

и

РАЗДЕЛ II. Археологические и эпиграфические памятники истории Японии

2.1 Японская археология.

Археология как часть исторической науки. Особенности интерпретации вещественных источников. Соотношение письменных и дописьменных периодов истории человечества.

Основные этапы становления археологической науки в Японии. Археологические периоды и возможнось их соотнесения с общемировой периодизацией дописьменной истории.

Основные этапы археологического исследования. Методы датировки археологического памятника.

Особенности археологии в Японии. Культурно-социальные аспекты, самоидентификация японской нации посредством археологии. Популяризация археологических исследований. Проблемы японской археологии: избыточность материала, закрытость памятников, связанных с императорской семьей, кислотность почв и влияние сейсмоактивности региона, плохая доступность антропологического материала.

2.2 Эпиграфические памятники по истории Японии.

Определение эпиграфики. Виды эпиграфических памятников.

Распространение письменности на Японском архипелаге и особенности ее использования на ранних этапах. Особенности языка.

Надписи на бронзовых культовых предметах: проблема дешифровки и интерпретации. Эпитафии боси. Мокканы как важнейший из эпиграфических массовых источников. Классификация мокканов. Урусигами мондзё. Корреляция эпиграфических источников и летописных сводов.
РАЗДЕЛ III. Письменные источники по истории Японии

3.1 Введение. Письменные источники как основной объект исследования историка. Классификация письменных источников. Особенности документальных и нарративных источников по истории Японии.

3.2 Письменные источники периода Нара (710 – 784)

Первые летописные своды. Кодзики и Нихон сёки. Условия создания. Фиксация устной традиции и становление письменной. Первоисточники создания Нихон сёки. Сопоставительный анализ Нихон сёки и китайских династических хроник. Проблема датировок в японских сводах. Верифицируемость первых летописей. Шесть национальных историй.

Первые законодательные своды. Тайхорё и его континентальные прототипы. Особенности правовых документов в Японии и их функционирования.

Фудоки как памятник географической мысли.

3.3 Письменные источники периода Хэйан.

Появление вариативности в исторических сочинениях. Рэкиси-моногатари. Особенности правовых источников периода Хэйан.

Жанр дневников. Служебные дневники как важнейший тип синхронного источника. «Женские» дневники.

Становление письменности на национальном языке.

Художественная литература периода Хэйан и возможность ее привлечения для исторических исследований

3.4 Письменные источники Средних веков и Нового времени

Упадок государства рицурё и становление самурайской письменной традиции. Гунки как исторический источник: проблема достоверности информации в эпических сказаниях. Особенности права феодальной эпохи в Японии: деградация и возрождение правовой традиции.

Хозяйственные документы Средних веков: особенности терминологии и интерпретации.
РАЗДЕЛ IV. Становление японской историографической традиции.

4.1 Исторические концепции Средних веков и Нового времени.

Истоки японского взгляда на историю: период рицурё и самурайские сказания.

Первые индивидуальные концепции истории Японии. Монах Дзиэн: синтез буддийского и аристократического мировоззрения. Китабатакэ Тикафуса: «Дзино сётоки» и его влияние на последующую историческую традицию. Первые попытки периодизации истории Японии.

Взгляд на историческую науку в эпоху Токугава. Чжусианство: история как отражение моральных качеств правителя. Концепция хокэн и гункэн в японской историографии. Кокугаку: альтернативный взгляд на историю. Зарождение независимой историографической традиции. Школа Мито. Наука горожан: становление рационализма
4.2 Японская историография под влиянием европеизации

Первые европейские концепции, представленные в Японии после открытия страны. Изучение истории в первых японских университетах.

Становление современной периодизации истории Японии под влиянием европейской исторической науки: проблемы актуальности выделения периодов.

История как составная часть идеологии периода Мэйдзи.

4.1Критерии оценки знаний, навыков



Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

Посещение занятий

Работа на семинарах (доклады, ответы на вопросы, обсуждения, дискуссии)

Домашний реферат (до 10 тыс. знаков)

Письменный зачет (90 мин.)

Структура итоговой оценки

  • Посещаемость семинарских и лекционных занятий – 15%

  • Выступления на семинарских занятиях (доклады, ответы на вопросы, обсуждения, дискуссии и т.п.) – 20%

  • Написание реферата – 15%

  • Письменная зачетная работа по заранее предложенным вопросам (см. ниже, в билете один вопрос, одно тестовое задание, одно задание на разъяснение двух терминов или названий из словаря-минимума) – 50%


ЛИТЕРАТУРА
Основная

История Японии. В 2 т. Под ред. А.Е.Жукова. Москва, 1998

Мещеряков А.Н., Грачев М.В. История древней Японии. М., 2002

Толстогузов А.А. Японская историческая наука. М., 2005

The Cambridge History of Japan Vol. 2.-4. Cambridge^ 1993



Дополнительная


Горегляд В.Н. Дневники и эссе в японской литературе IX – XIII вв. М., 1995

Горегляд В.Н. Японская литература VIII – XVI вв. М, 1966

Грачев М.В. Япония в эпоху Хэйан. Хрестоматия. М.:2010

Воробьев М.В., Соколова Г.А. Очерки по истории науки, техники и ремесла в Японии. М.1976

Конрад. Н.И. Избранные труды.История. М. 1974

Попов К.А. Свод законов Тайхорё. В 2 т. М., 1984
Интернет-ресурсы:

Японские памятники на http://www.vostlit.info/
Требования к письменному ответу на зачете:
Время на выполнение заданий письменного зачета – 2 академических часа. Задание, предлагаемое на зачете, помимо контрольного вопроса (вопросов) включает также тест и перечень персоналий, терминов, названий из числа содержащихся в словаре, приложенном к методическим материалам к курсу, значения которых должны быть раскрыты в одном-трех предложениях. Оценка снижается за искажение фактов, неполное раскрытие темы вопроса, бессистемное изложение, некорректные формулировки, неверные ответы на вопросы тестов, неправильное раскрытие содержания предложенных терминов и названий.


Примерные темы семинарских занятий:
    1. Изобразительные источники по истории Японии на примере укиё-э


б. Эпитафии боси: проблемы интерпретации памятников

в. Сравнительная характеристика Кодзики и Нихон сёки как письменных источников

г. Женские дневники и эссе как источник по истории Японии периода Хэйан

д. Повести гунки как исторический источник

е. Мыслители эпохи Токугава и их взгляды на историю.
Вопросы для итогового контроля:

  1. Источниковедение как часть исторической науки. Типология исторических источников.

  2. Основные методы исторического исследования

  3. Японские археологические памятники

  4. Эпиграфические памятники по истории Японии: эпитафии и надписи на бронзовых зеркалах и мечах

  5. Эпиграфические памятники по истории Японии: моккан и урусигами мондзё

  6. Первые мифолого-летописные своды

  7. Правовые документы по истории Японии

  8. Дневниковая литература. Ее виды и особенности

  9. Эпические сказания как исторический источник

  10. Хозяйственный документы

  11. Исторические концепции Средних веков

  12. Исторические концепции периода Токугава

  13. Историография периода Мэйдзи


Автор программы _____________________________

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления...
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления...
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления...
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 010300. 62...
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для студентов направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих Материальную...
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для студентов направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих Материальную...
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 032401. 65 «Реклама»...
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 62 "Бизнес-информатика"...
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 62 "Культурология"...
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»...
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200....
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста iconПрограмма дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск