Организационно-экономические аспекты государственного регулирования зернового подкомплекса





Скачать 298.3 Kb.
НазваниеОрганизационно-экономические аспекты государственного регулирования зернового подкомплекса
страница1/3
Дата публикации06.01.2015
Размер298.3 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Экономика > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи


Чекулаева Елена Юрьевна

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕРНОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА

Специальность: 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление

предприятиями, отраслями, комплексами

(АПК и сельское хозяйство)
АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Ростов-на-Дону - 2007
Диссертация выполнена на кафедре анализа хозяйственной деятельности и прогнозирования Ростовского государственного экономического университета «РИНХ»
Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор

Усенко Людмила Николаевна

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Белокрылова Ольга Спиридоновна

кандидат экономических наук, старший

научный сотрудник

Тарасов Александр Николаевич

Ведущая организация: Донской государственный аграрный университет
Защита состоится «31» октября 2007 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.03 по экономическим наукам Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская 160, ИППК при ЮФУ. ауд. 54.

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская 148.
Автореферат разослан: «28» сентября 2007 г.
Отзывы на автореферат, заверенные печатью, просим направлять по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул.Пушкинская 160, к.105, диссертационный совет Д 212.208.03, ученому секретарю.

Ученый секретарь

диссертационного совета

д.э.н., профессор Матвеева Л.Г.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
 Актуальность темы исследования. Уровень развития зернового хозяйства в России традиционно определяет решение вопроса продовольственного обеспечения страны. Рыночные реформы, которые затронули и зерновой продовольственный подкомплекс АПК, давали все условия для его динамичного развития. Однако зерновое хозяйство в своем развитии увеличило существовавший разрыв в сравнении с уровнем продуктивности зерновой отрасли в странах - крупнейших производителях аграрной продукции. В настоящее время зерновому хозяйству России присущ крайне экстенсивный уровень его ведения, что в полной мере распространяется и на зерновой рынок. Вследствие этого, по оценкам Минсельхоза РФ, ежегодно Россия недополучает 30 млн т зерна. В прошлые годы проблема повышения продуктивности отрасли решалась как за счет вовлечения в оборот новых земель, так и путем увеличения капитальных вложений. На государственном уровне с устойчивым постоянством принимались многочисленные законодательные и нормативно-правовые акты, направленные на решение проблем, препятствовавших эффективному и устойчивому развитию зернового хозяйства, но затем меры господдержки отрасли в большинстве своем не осуществлялись государством. В этом также заключается специфика развития зернопродуктового подкомплекса страны.

Возвращение в 1990-х годах российской экономики к рыночным отношениям направило научный поиск решения трудностей в развитии зернового производства в сторону заимствования системы рыночных механизмов стран с высоким уровнем развития зернового хозяйства, исследования отечественного исторического опыта государственного регулирования зернопродуктового подкомплекса. Однако простое копирование, пусть и доказавших свою эффективность зарубежных организационно-экономических механизмов, институтов господдержки производства зерна, существовавших ранее в стране, невозможно, так как требует критической оценки, адаптации к условиям экономического развития страны и прогноза их влияния на зерновое производство. Иначе говоря, экономическая политика, в том числе не может быть универсальной, поскольку должна соответствовать уровню экономического развития страны и этапу цикла экономической конъюнктуры. На практике государственная поддержка отдельных отраслей экономики должна также обеспечивать преференции тем рыночным агентам, которые могут использовать их наиболее эффективно. Существующая в России система субсидий сельскому хозяйству, налоговых льгот, таможенных пошлин и т.п. оказалась малоэффективной, поскольку не соответствовала стадиям экономического роста, слабо воздействовала на формирование производственного потенциала зернового хозяйства и рынка зерна. Сказанное в полной мере относится к южнороссийским регионам, особенно к Ростовской области, занимающей по уровню развития зернопродуктового подкомплекса второе место и использующей потенциал зерновой отрасли на 44-50 %, что инициирует данное диссертационное исследование, предопределяет его актуальность.

Степень разработанности проблемы. Исследование современных тенденций в развитии зернового хозяйства России обуславливает при характеристике научных и практических проблем функционирования зерновой продуктовой цепочки выделить работы как российских, так и зарубежных ученых по таким проблемам как экономика зерновой отрасли, региональная экономика, теорий аграрной политики и развития аграрных рынков.

Вопросы государственного регулирования агропромышленного производства рассматривались в работах российских экономистов А.В.Петрикова, И.Ф. Хицкова, А.А. Черняева, А.Г. Папцова, Б.И. Пошкуся, И.Г.Ушачева, В.В. Кузнецова, В.Н. Овчинникова, О.С. Белокрыловой, Е.В.Серовой, И.Ю. Солдатовой, М.Н. Андреевой, А.А. Коныгина, О.К.Ястребовой и др.

Теоретические и практические проблемы развития российского АПК в условиях перехода к рыночной экономике рассматривали в своих трудах российские экономисты И.Д. Афанасенко, О.С. Буздалова, В.В. Гарькавый, А.Емельянова, В.В. Иванова, Н.Д. Колесова, Э. Крылатых, В.В. Кузнецов, А.А.Маркина, А.С. Миндрин, А. Петрикова, В.А. Пешехонова, Н. Радугина, Е.В. Серова, А.Н. Тарасов, Л.Н.Усенко, Н. Харитонова, И.Г. Храмой, А.С.Шелепа, Г.И. Шмелёва. В них анализируется широкий круг вопросов реформирования современного российского АПК, проблем становления и функционирования агропродовольственного рынка.

Экономические аспекты зернового подкомплекса рассматривались и развивались в работах А.И. Алтухова, В.Ф. Бирмана, В.Н. Василенко, А.С.Васютина, А.В. Гордеева, В.А. Грачева, В.П. Ермоленко, А.Л. Злочевского, В.И. Нечаева, Т.Ф. Рябовой, А.И. Трубилина, И.Г. Ушачева, А.Е. Юкиша и других.

Следует также отметить, что в практическом плане в России существует проблема в адаптации и использовании современных форм государственного регулирования аграрной сферы, доказавших свою эффективность в зарубежной практике разработке и реализации мер аграрной политики. Это замечание в первую очередь относится к таким институтам регулирования государством развития зернового подкомплекса, как зерновые интервенции и зерновые товарные биржи. А это требует критического анализа и экономического прогноза результатов внедрения этих институтов в практику госрегулирования зернового рынка.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является исследование современной системы государственного регулирования зернового подкомплекса в Российской Федерации и обоснование организационно-экономического механизма повышения ее эффективности как основы поддержания стабильного и эффективного функционирования стратегически важной отрасли национальной экономики.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

- определить необходимость, возможности и пределы государственного вмешательства в экономику с теоретической и практической точек зрения, охарактеризовав специфику госрегулирования аграрной сферы в целом и зернового подкомплекса в частности;

- исследовать структуру зернового подкомплекса и современного состояния, и тенденций развития его элементов в России на федеральном и региональном уровнях, в том числе пилотного региона – Ростовской области;

- провести сравнительный анализ накопленного опыта государственного регулирования зерновой отрасли в зарубежных странах и на уровне международных организаций и критически оценить действующую систему госрегулирования в РФ с позиций правил ВТО;

- изучить интервенционный механизм государственного воздействия на зерновой подкомплекс (как экономический аспект регулирования) с позиций его эффективности и выработать направления его совершенствования;

- обосновать значение биржевой торговли зерном как организационного механизма государственного регулирования рынка зерна и разработать систему мер по ее активизации;

- сформулировать принципы согласования федерально-региональных аспектов разработки и внедрения организационно-экономического механизма госрегулирования зернового хозяйства на примере Ростовской области.

Предметом исследования является система государственного регулирования зерновой отрасли в комплексе ее составляющих объектов, субъектов, инструментов и целевых установок.

Объектом исследования выступает агропромышленный комплекс Российской Федерации с выделением в качестве области исследования зернового продуктового подкомплекса. Предметом более глубокого анализа диссертационной работы стало зерновое хозяйство Ростовской области и организационно-экономические аспекты его государственного регулирования.

Теоретическую и методологическую основы исследования составили структурно-системный и воспроизводственный подходы к изучению социально-экономических явлений и процессов в российской и зарубежной практике и труды ведущих зарубежных и отечественных ученых в области аграрной политики и реформирования аграрной сферы.

В диссертации использованы законодательные и нормативно-правовые акты по вопросу регулирования агропромышленного комплекса, в целом, и зернового хозяйства, в частности.

Инструментарно - методический аппарат исследования. Обоснование теоретических положений, аргументация выводов и предложений осуществлялись на основе использования различных методов и приемов экономических исследований, в том числе системного, воспроизводственного и уровневого подходов, единства логического и исторического, статистических группировок,  экономико - статистических расчетов, сравнения и сопоставления.

Информационно-эмпирическая база. Источниками информации послужили данные Федеральной службы государственной статистики и его территориальных органов, материалы министерства сельского хозяйства России, министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, годовые отчеты районных управлений сельского хозяйства Ростовской области, результаты научных исследований институтов РАСХН. Информационно-правовой базой исследования стали федеральные и региональные законодательные и нормативно-правовые акты и документы.

Концепция диссертационного исследования заключается в развитии системы государственного регулирования зерновой отрасли в Российской Федерации на основе адаптации зарубежного опыта и учета норм и правил международной торговли посредством выбора эффективных институтов поддержки устойчивого развития зернового производства в зернопроизводящих регионах страны.

Положения, выносимые на защиту.

1. Целью обеспечения эффективности функционирования зерновой отрасли в силу ее стратегического характера при двойственности проявления и реализации во внутренней и внешней экономической среде выступает многообразие субъектов и инструментов регулирования различных структурных составляющих зернового подкомплекса.

2. Разработка эффективной стратегии государственного регулирования зернового подкомплекса предполагает обоснование приоритетов развития его структурных элементов, выделяемых с позиций воспроизводственного подхода по фазам. В условиях посткризисного развития производству и потреблению зерновых в РФ характерны растущие тренды показателей валового сбора, урожайности, потребления на технические и продовольственные нужды. Спецификой отличается фаза «распределение», непосредственно представленная государственным вмешательством в форме закупочных и товарных интервенций, одновременно затрагивающих и фазу «обмен». Для них характерны неэффективность государственного регулирования и отсутствие цивилизованных форм функционирования рынка зерна. В результате система государственного регулирования отрасли должна быть ориентирована, в первую очередь, на повышение эффективности воздействия на рынок зерна, посредствам организационно-экономических механизмов.

3. При выборе инструментов государственного регулирования рынка зерна необходимо их методическое обоснование и учет таких факторов его развития, как сезонность производства и колебаний ценовой конъюнктуры, высокие инфраструктурные затраты при низком уровне ее развития, неравномерность территориального размещения источников снабжения при равномерном распределении потребителей, вступление России в ВТО. Они учитываются в рамках использования метода ранжирования и типологизации российских регионов в координатах «производство – обмен – потребление», на основе которого все регионы подразделяются на зернопроизводящие с избытком, выступающие одновременно как зерновывозящие, что справедливо и для Ростовской области, и зернопроизводящие с недостатком, ввозящие недостающее зерно, причем все без исключения являются зернопотребляющими.

4. Зарубежный опыт государственного регулирования зерновой отрасли свидетельствует об использовании мер государственной поддержки сельхозпроизводителей и компенсации их затрат, ценового вмешательства на продовольственных рынках, содействия развитию рыночной и производственной инфраструктуры, осуществления федеральных и региональных программ и макроэкономической политики. Весь спектр выделенных мер в свете международной практики регулирования соглашениями ВТО разделяется на разрешенные, допустимые и запрещенные. При этом большинство государств, несмотря на членство в ВТО, используют весь арсенал. Для Российской Федерации в связи с вступлением в данную организацию и адаптации к ее требованиям при одновременном соблюдении собственных национальных интересов необходим пересмотр действующей системы госрегулирования зернового подкомплекса, что предполагает задействование и совершенствование организационно-экономического механизма регулирования, включая во взаимосвязи повышение эффективности государственных интервенций, активизацию и диверсификацию биржевой торговли зерном, четкое и рациональное распределение полномочий между федеральными и региональными властями.

5. Неэффективность механизма государственных интервенций на рынке зерна в параметрах «сроки проведения – объемы закупок – адресность – охват участников – порядок расчетов» требует оптимизации в направлении совершенствования нормативно-правовой базы, выбора приоритетов по видам зерновых и финансированию совершаемых с ними операций, взаимоувязке внутренних и внешних аспектов развития отрасли. Актуально также задействование механизма биржевой торговли в рамках осуществления государственных интервенций. Однако использование биржевой торговли рассматривается как стратегическое направление формирования в стране цивилизованной формы организации рынка зерна с четкой специализацией бирж, развитой их инфраструктурой, широким спектром совершаемых операций и рациональным размещением в зернопроизводящих с избытком регионах.

6. Учет регионального фактора развития зернового подкомплекса обеспечивается взаимоувязкой федеральной и региональной политики государственной поддержки его элементов с учетом типологизации региона. В Ростовской области как зернопроизводящем с избытком и зерновывозящем регионе инструментами государственного регулирования рынка зерна являются: в фазе «производство» - субсидии и дотации сельхозпроизводителям в рамках федеральных целевых программ, лизинг сельхозтехники; в фазе «распределение» - расширение закупок в региональные продовольственные фонды; в фазе «обмен» - формирование специализированной зерновой биржи и стимулирование экспорта; в фазе «потребление» - региональные программы развития потребляющих отраслей. Замыкание воспроизводственной цепочки оказывается возможным за счет инициации региональной администрацией создания структур холдингового типа.

Научная новизна исследования заключается в авторском теоретическом анализе эволюции институтов государственного регулирования развития зернового хозяйства на федеральном и региональном уровнях и функционировании зерновой отрасли сельского хозяйства в рамках модели переходной экономики, в обосновании (на эмпирической базе Ростовской области) институтов и механизмов развития системы господдержки на этапе экономического роста в глобализирующейся экономике и определяется следующими элементами приращения научного знания:

- выявлена системная сущность определения «государственное регулирование зернового рынка» как целенаправленной системы мер законодательного и организационно-экономического характера, реализуемых в целях приостановления экстенсивного развития зерновой отрасли, повышения потенциала ее развития по инновационному сценарию;

- реализован воспроизводственный подход к структурированию зерновой отрасли страны, который позволил выделить основные и вспомогательные элементы по фазам зерновой продовольственной цепочки и обосновать специфику функционирования зернового подкомплекса с позиций выработки эффективного механизма воздействия на него в целом и отдельные составляющие в частности, а также выбора мер государственного воздействия на них по этапам товародвижения «производство – распределение – обмен – потребление»;

- обоснована методика ранжирования регионов в координатах «производство – обмен – потребление», которая заключается в выделении зернопроизводящих регионов (ЗПР) в качестве опорных точек формирования эффективных форм функционирования рынка зерна с участием государства и ориентирована на повышение адресности различных форм государственной поддержки;

- доказано, что формирование адаптированной системы госрегулирования зернового подкомплекса к условиям глобализации должно сопровождаться как расширением сферы взаимодействия и координации между уровнями территориального управления АПК, так и общей интернализацией (межстрановые зерноторговые союза, создание баз данных справочных цен и т.п.);

- предложены концептуальные направления совершенствования проведения закупочных и товарных интервенций в РФ как экономического механизма государственного регулирования зернового подкомплекса, суть которых состоит в необходимости их совершенствования в параметрах «сроки проведения, объемы закупок, адресность, охват участников рынка и порядок расчетов за зерно»;

- доказана целесообразность дальнейшего развития биржевой торговли зерном как организационного механизма государственной поддержки отрасли и предложены меры ее последовательной активизации в РФ, включающие создание единого информационного пространства, а также формирование и развитие биржевых площадок;

- адаптирован с учетом региональной специфики применительно к Ростовской области (как ведущего зернопроизводящего с избытком и зерновывозящего региона) организационно-экономический механизм госрегулирования развития зернового подкомплекса, что позволило усилить сопряженность федерального и регионального аспектов системы государственного регулирования отрасли, нацеленных на повышение ее эффективности.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организационно-экономические аспекты государственного регулирования зернового подкомплекса iconТеоретико-концептуальное и эмпирическое обоснование прогнозов развития...
Диссертационная работа выполнена в гну «Всероссийский научно-исследовательский институт экономики и нормативов»
Организационно-экономические аспекты государственного регулирования зернового подкомплекса iconКурсовая работа по курсу «Мировая экономика и международные экономические...
Теоретические аспекты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
Организационно-экономические аспекты государственного регулирования зернового подкомплекса iconЛекция №2 Тема: Организационно-экономические основы сельскохозяйственных предприятий
Вопрос Организационно-экономические основы хозяйственных товариществ и обществ
Организационно-экономические аспекты государственного регулирования зернового подкомплекса iconГерасимова ксения Владимировна организационно-экономические аспекты...
Кукес В. Г. академик рамн, д м н., профессор, заведующий кафедрой клинической фармакологии и пропедевтики внутренних болезней мма...
Организационно-экономические аспекты государственного регулирования зернового подкомплекса iconПрограмма дисциплины «Организационно-правовые аспекты информационной безопасности»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки специальности...
Организационно-экономические аспекты государственного регулирования зернового подкомплекса iconПрограмма социальных реформ «Великое общество»
Функции государства в рыночном хозяйстве США. Основные направления государственного вмешательства в социально-экономические процессы....
Организационно-экономические аспекты государственного регулирования зернового подкомплекса iconЭкономические аспекты повышения эффективности систем освещения многоквартирных...
Экономические аспекты повышения эффективности систем освещения многоквартирных домов
Организационно-экономические аспекты государственного регулирования зернового подкомплекса iconСписок использованной литературы Л. Н. Ларичев,Р. Г. Погребняк, А....
Л. Н. Ларичев,Р. Г. Погребняк, А. П. Грудев «Экономические аспекты природопользования и природоохранной деятельности», Москва, «Налоговый...
Организационно-экономические аспекты государственного регулирования зернового подкомплекса iconРеферат На тему: Экономические основы государственного регулирования...
Тенденции развития сферы услуг в экономике России, ее место на мировом рынке услуг 6
Организационно-экономические аспекты государственного регулирования зернового подкомплекса iconЭкономические основы социальной работы
На основе изучения курса студенты должны уметь доказать необходимость государственного регулирования механизма конкурентного рынка...
Организационно-экономические аспекты государственного регулирования зернового подкомплекса icon“Космические технологии (научно-технические, экологические и экономические аспекты)”
Как устроена ракета?
Организационно-экономические аспекты государственного регулирования зернового подкомплекса iconРоль государственного регулирования в решении проблемы неравенства и распределения
Теоретические основы государственного регулирования неравенства и распределения благ в обществе 5
Организационно-экономические аспекты государственного регулирования зернового подкомплекса iconРазработка методики регулирования рисков и обеспечения информационной...

Организационно-экономические аспекты государственного регулирования зернового подкомплекса iconРекомендованные темы рефератов по специальности
Организационно-методологические и методические аспекты обеспечения экономической безопасности
Организационно-экономические аспекты государственного регулирования зернового подкомплекса iconДоклад о действующей в Российской Федерации системе государственного...
Совет по общественному надзору за развитием бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, организацией государственного...
Организационно-экономические аспекты государственного регулирования зернового подкомплекса icon1. Экономические учения Древнего Востока и античности а л к тема...
Печатается по решению Ученого Совета Института экономики и бизнеса Ульяновского государственного университета


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск