Высшего профессионального образования





Скачать 393.12 Kb.
НазваниеВысшего профессионального образования
страница1/3
Дата публикации08.01.2015
Размер393.12 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Экономика > Пояснительная записка
  1   2   3
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ФГБОУ ВПО ОРЕЛ ГАУ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




Основной образовательной программы (ООП)

Специальность 250203 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»




Дисциплина: ОГСЭ. 07 “Основы экономики”



Орел, 2012 г.
Одобрена Составлена в соответствии с

ПЦК «СЭД» Государственными требованиями

Протокол № «_» от «__»___2012 г. к минимуму содержания и уровню

подготовки выпускников по

специальности

250203 «Садово-парковое и

ландшафтное строительство»


Председатель ПЦК «СЭД» Заместитель директора

____________ Е.А.Алфимова по учебной работе

«__» ___________ 2012 г. _____________ С.Р.Бондарева

«___» ____________ 2012 г.


Автор: преподаватель ПЦК «СЭД» Е.А.Алфимова

Рецензенты:

внешний:


внутренний:

преподаватель

Многопрофильного колледжа

ФГБОУ ВПО «ОРЁЛ ГАУ» С.А.Жутиков


Рецензия

на рабочую программу по курсу «Основы экономики» преподавателя Орловского строительного колледжа ФГОУ ВПО Орел ГАУ Алфимовой Е.А.

В рабочей программе, составленной преподавателем Алфимовой Е.А. даются основные , фундаментальные экономические знания, необходимые для усвоения базовых положений экономической теории и самостоятельного применения их в практической деятельности. В программе уделяется большое внимание толкованию основных экономических понятий, законов , проблем и закономерностей развития экономики.

Рабочая программа выражает современные тенденции и требования к обучению и практическому применению по проблемам экономики , способствует самостоятельному экономическому мышлению и объективной оценки сложных экономических процессов.
Пояснительная записка

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы экономики» предполагает освоение студентами обязательного минимума содержания экономической подготовки.

Рабочая программа исходит из того, что будущие специалисты должны получить экономические знания, которые соответствуют новому уровню и характеру развития хозяйства в нашей стране и во всем мире в начале XXI столетия. В связи с этим в данной программе четко определяется содержание термина «экономика».

При изучении курса «Основы экономики» истинными являются теоретические положения, которые правильно отражают сущность и тенденции развития реальной экономики, опираются на типичные факты, массовые статистические данные и хозяйственный опыт.

В программе курса в центре внимания находятся новейшие положения об изменениях в отечественной и мировой экономике в XX в., о тенденциях и перспективах ее развития в новом столетии.

Вопросы методологии, общие исходные положения, проблемы предмета и метода экономической науки рассмотрены в программе. Следует обратить внимание на то, что за основу методологии выбран цивилизационный подход к исследованию экономических процессов, ибо именно он дает возможность изложить проблемы смешанной регулируемой рыночной экономики как общественной организации хозяйства, присущей человеческой цивилизации на всем протяжении ее истории, за исключением ее начального этапа.

Повышению качества экономической подготовки студентов будет способствовать то, что в данную программу включены новые положения экономической теории, основанные на обобщении современной хозяйственной практики. К ним, в частности, относятся положения о конкуренции, о зависимости рыночной цены от массового спроса и предложения, о применении информационных технологий в деятельности фирм и др.

Рабочая программа курса «Основы экономики» предусматривает достаточно полное ознакомление студентов с практической организацией хозяйственных связей. Речь идет, например, о рассмотрении коммерческого расчета в деятельности фирм, способах получения прибыли в промышленных и торговых фирмах, в банковском деле; формах стимулирования труда работников; о путях повышения эффективности хозяйственной деятельности.

В настоящую программу включены положения о множественности типов и форм собственности, о взаимосвязи конкуренции и монополии, о смешанной системе управления национальным хозяйством.

В разделе «Макроэкономика» подробно рассмотрены основные инструменты макроэкономического регулирования. Рабочая программа

подробно рассматривает вопросы финансовой, монетарной, фискальной, социальной политики.

Изучение курса «Основы экономики» заканчивается рассмотрением вопросов и проблем развития мирового хозяйства..

Данная рабочая программа нацелена на формирование у студентов современного экономического мышления. Побуждать студентов к творческому мышлению помогут практические занятия, которые могут проводиться в форме нетрадиционных типов уроков.

Основная цель курса- это:

1. Формирование определенных теоретических знаний и явлениях о процессах экономической жизни общества, о методах и инструментах изучения этих явлений о способах и средствах решения экономических проблем.
2. Формирование экономического кругозора студентов и воспитание у них современного экономического мышления.
3. Осмысление теоретических аспектов современной экономической жизни. Изучение материала создаст надлежащую базу для последующего освоения дисциплин экономики и организации сельскохозяйственного производства, маркетинга, менеджмента, предпринимательства, а так же многих современных проблем, экономических реформ в России.
По окончании курса экономики студент должен знать:
- Знать и правильно понимать основные экономические процессы и категории.
- Знать и применять на практике действие экономических законов.
- Уметь грамотно объяснить экономические процессы и явления.
- Теоретические основы и закономерности функционирования рыночной экономики, включая переходные процессы.
- Знать актуальные проблемы функционирования рыночной экономики.
- Знать закономерности функционирования рыночного механизма на микро и макро уровне.
- Знать основные направления государственной экономической политики различных государств и методы государственного регулирования экономики.

Требования к знаниям студентов по дисциплине «Экономика»
После освоения дисциплины «Экономика» студенты должны.
- владеть категориальными аппаратом микро- и макроэкономики, на уровне понимания и свободного воспроизведения;
- понимать основные проблемы экономики, видеть на многообразие и взаимосвязь с процессами, происходящими в обществе;
- иметь представление об экономической роли и функциях государства и рыночной экономики, основных направлениях и особенностях экономической политики государства ( финансовой, кредитно-денежной, инвестиционной, социальной и др.);
- понимать сущность и направления глобализации мировой экономики, преимущества и недостатки открытой и закрытой экономики, особенности современной международной валютно-финансовой системы;
- уметь использовать методы экономической науки в своей профессиональной управленческой и организационно-социальной деятельности, выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций на микро- и макроуровнях, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;
- владеть навыками систематической работы с учебной и справочной литературой по экономической тематике;
- уметь в письменной и в устной форме оформлять результаты своих исследований, отстаивать свою точку зрения.

Данная программа включает в себя следующие разделы.
- Программу курса
- Планы семинарских занятий
- Темы рефератов
- Темы для самостоятельной работы студентов
- Тесты и упражнения для проверки знаний и правильных выводов студентов
- Тематику контрольных заданий для студентов заочной формы обучения
- рекомендации по выполнению контрольных работ
- Вопросы для сдачи экзамена
- Список рекомендуемой литературы

Процесс изучения курса включает проведение лекций и семинарских занятий , самостоятельную работу студентов в виде изучения отдельных тем и вопросов, написание рефератов, обзор новой и дополнительной литературы.
В течении семинара предполагается текущий контроль в следующих формах: коллоквиум, контрольная работа, тестовые и проблемные задания. По окончанию курса- зачет.

3. Тематический план учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Максимальная

учебная нагрузка

студента, час.

Количество

аудиторных

часов при очной

форме обучения

Самостоятельная работа студента, час

Всего

Практи­ческие занятия

Раздел 1. Экономика и ее роль в жизни общества

14

10

2

4

1.1. Экономика и ее основные проблемы

3

2




1

1.2. Экономика и ее структура. Факторы производства.

3

2




1

1.3. Организация хозяйственной деятельности

3

2




1

1.4. Деньги и их роль в экономике.

3

2




1

1.5. Практическое занятие «Экономика и ее роль в жизни общества»

2

2

2




Раздел 2. Микроэкономика

16

12

2

4

2.1. Рынок. Рыночная система.

3

2




1

2.2. Законы спроса и предложения

3

2




1

2.3. Конкуренция и монополия.

3

2




1

2.4. Россия. Путь к современному развитому рынку.

2

2

2




2.5. Экономические основы бизнеса.

3

2




1

2.6. Издержки производства. Прибыль. Рентабельность.

2

2







Раздел 3. Распределение доходов в обществе.

10

8

2

2

3.1. Рынок труда. Заработная плата.

3

2




1

3.2. Банки. Банковская система.

2

2







3.3. Рынок ценных бумаг.

5

4

2

1

Раздел 4. Макроэкономика. Основные проблемы макроэкономики.

18

14

2

4

4.1. Структура экономики страны.

5

4




1

4.2. Безработица.

3

2




1

4.3. Инфляция.

3

2




1

4.4. Экономический рост. Цикличность.

3

2




1

4.5. Эффективность производства. Научно-технический прогресс.

4

4

2




Раздел 5. Регуляторы макроэкономики.

12

10




2

5.1. Финансы. Финансовая система.

2

2







5.2. Фискальная политика.

3

2




1

5.3. Монетарная (денежно-кредитная) политика.

2

2







5.4. Социальная политика.

3

2




1

5.5. Регуляторы макроэкономики.

2

2







Раздел 6. Современная мировая экономика.

13

10

2

3

6.1. Мировое хозяйство.

3

2




1

6.2. Мировая торговля.

3

2




1

6.3. Международные валютные отношения.

3

2




1

6.4. Глобальные социально-экономические проблемы современности

2

2







6.5. Итоговое занятие. Зачет.

2

2

2




ИТОГО:

83

64

10

19

1\

4. Требования к минимуму содержания учебной дисциплины (основные дидактические единицы)

Экономика и ее основные проблемы; микроэкономика; ресурсы; механизмы рыночного ценообразования; конкуренция; экономические основы деятельности фирмы; монополизм; антимонопольная политика; рынок труда; доходы населения; банковская система; рынок ценных бумаг; регулирование социально-экономических проблем; макроэкономика; структура экономики страны; финансы; монетарная (денежно-кредитная) политика; фискальная политика; инфляционные процессы; безработица; проблемы экономического роста; цикличность; социальная политика; микро- и макроэкономические проблемы российской экономики; мировое хозяйство; международное разделение труда; мировой рынок товаров, услуг и валют; основы бизнеса и предпринимательства.

V.

5. Содержание учебной дисциплины

Раздел 1. Экономика и ее роль в жизни общества.

Студент должен

Иметь представление:

о роли потребностей в экономике и пути их удовлетворения. Потребности и производство; о цели и задачах экономики.Знать:

студент должен знать главные функции экономики, структуру потребностей

общества и виды экономических благ; роль собственности в развитии

социально-экономических отношений; различия между натуральным и

товарным производством; место управления в организации хозяйственной

деятельности; функции денег и их виды; структуру современной экономики,

ее основные проблемы.

Знать:

  • предмет, структура и функции экономической теории;

  • методологию экономической теории. Законы и категории экономической теории.

Уметь:

студент должен уметь анализировать факторы производства и

производственные возможности; выявлять достоинства и недостатки разных

видов собственности; подсчитывать эффективность кооперации и разделения

труда.

Тема 1.1. Экономика и ее основные проблемы.

Студент должен

Иметь представление:

  • об исторических аспектах различных экономических систем в разных странах;

Знать:

  • типы и модели экономических систем. Преимущества и недостатки их;

Уметь:

  • понятие о границе производственных возможностей и факторах ее изменения.


Экономика как хозяйственная деятельность и как наука о такой деятельности. Главное назначение хозяйственной деятельности. Потребности общества и виды благ, необходимые для жизни людей. Закон Энгеля. Основные школы и направления развития экономической теории.

Самостоятельная работа:

1. Подготовка доклада на тему:"История развития экономической теории".

2. Работа с экономическим словарем.
Тема 1.2. Экономика и ее структура. Факторы производства.

Студент должен

Иметь представление:

  • о границе производственных возможностей и факторах ее изменения.

Знать:

  • понятие об ограниченности ресурсов, ее влияние на экономическую жизнь Общества и экономические механизмы. Экономические товары.

Уметь:

  • анализировать основные экономические события в своей стране и за рубежом;

  • применять их для объяснения конкретных ситуаций.

Структура современного производства. Потребности и ресурсы. Факторы производства. Возрастающая роль научно-технического прогресса в развитии хозяйственной деятельности. Структура хозяйственной деятельности на рубеже XX - XXI в

Экономические отношения и их место в экономической системе. Воспроизводство. Основной и оборотный капитал. Производственные возможности общества.

Самостоятельная работа:

1. Подготовка реферата на тему:"Становление развития товарного хозяйства".

2. Обсуждение вопросов по теме.

Тема 1.3. Организация хозяйственной деятельности.

Студент должен

Иметь представление:

  • о типах организации хозяйства, собственности и ее видах, типы и модели экономических систем. Их преимущества и недостатки.

Знать:

  • понятия товара, его свойств, правоотношение собственности.

Уметь:

  • анализировать процесс коренных преобразований госсобственности в 90-х годах в России, а также основные экономические события в своей стране и за рубежом;

  • применять их для выяснения конкретных ситуаций.

Хозяйственная деятельность общества. Типы организации хозяйства: натуральное и товарное. Преимущества товарного производства. Товар и его свойства. Собственность и ее виды. Типы присвоения. Основные типы собственности. Правоотношения собственности. Полное огосударствление собственности в социалистических странах. Коренные преобразования государственной собственности в 1990-х годах в России. Структура отношений собственности в России в начале XXI в.

Экономическая система. Типы экономических систем.

Самостоятельная работа:

1. Конспектирование материала из учебника Куликова Л.М. "Основы экономических знаний". Тема:"Место и роль государства в рыночной экономике" .

2. Экономическое сочинение на тему:"Пути перехода экономики России к рынку", "Изменение форм собственности в России"(по вариантам).

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное Государственное бюджетное образовательное...
«руководство студией декоративно-прикладного творчества» в соответствии с Федеральным образовательным стандартом высшего профессионального...
Высшего профессионального образования iconГосударственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 03. 2000 №686 “Об утверждении государственных...
Высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Пермский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (фгос впо) по специальности 060101...
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального...
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной...
Высшего профессионального образования национальный исследовательский университет
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОбразовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки
Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Нормативные документы, являющиеся основой для основной образовательной программы высшего профессионального образования 4
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск