Высшего профессионального образования





Скачать 81.52 Kb.
НазваниеВысшего профессионального образования
Дата публикации09.01.2015
Размер81.52 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ
НА РЫНКЕ ТРУДА: РОЛЬ УЧРЕЖДЕНИЙ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В. В. Борщ1, Е. Г. Абрамова2

1Московский автомобильно-дорожный государственный технический
университет (МАДИ), г. Москва
2Директор Центра трудоустройства и практической подготовки
«МАДИ-ПРОФИ», г. Москва

profi@madi.ru


Одними из наиболее проблематичных участников российского рынка труда являются молодые специалисты – выпускники высших профессиональных учреждений. В России насчитывается 1156 вузов [1], а если считать филиалы, то и все 3 тысячи, из которых ежегодно выпускается 1,1 млн. дипломированных специалистов [2]. Несбалансированность объемов и профилей подготовки специалистов с потребностями рынка труда в ряде случаев усугубляет проблемы трудоустройства выпускников образовательных учреждений (особенно коммерческого сектора профессионального образования).

Из 1,7 млн. студентов, поступивших в вузы в 2007 г., лишь 569 тыс. человек (33,5 %) проходят обучение за счет бюджетных средств с преимуществом трудоустройства после окончания обучения. В настоящее время около 834 тыс. человек (37,9 %), окончивших образовательные учреждения, из числа молодежи в возрасте до 29 лет являются безработными [3].

Вышеперечисленные проблемы являются «стандартными» в условиях роста экономики, так как все исследования прошлых лет (начиная с 2005 г. и заканчивая 2008 г.) показывают одни и те же тенденции в вопросе трудоустройства выпускников вузов. Но с началом финансового кризиса (с осени 2008 г.) ситуация изменилась: некоторые вышеперечисленные проблемы усугубились, появились новые, связанные с трудоустройством молодых специалистов.

Изменившиеся условия социально-экономического, социокультурного и технологического развития г. Москвы и Московской области требуют нового подхода к установлению взаимодействия сфер образования, организаций-работодателей и органов исполнительной власти. Главное содержание такого взаимодействия – подготовка специалистов, способных на высоком профессиональном уровне решать сложные современные задачи в условиях научно-технического прогресса, дифференциации и интеграции производства.

В связи с тем что выпускников вузов в нашей стране с каждым годом все больше, весьма актуальной становится проблема установления взаимодействия между высшими профессиональными учебными заведениями и организациями-работодателями.

В последние годы в г. Москве предприняты определенные усилия по регулированию отношений между образовательными учреждениями и организациями-работодателями. На региональном уровне они законодательно закреплены в совместных постановлениях совета ректоров вузов Москвы и Правительства Москвы «О взаимодействии с московскими государственными вузами федерального подчинения в 1999/2000 (2000/2001, 2001/2002 и 2002/2003) учебном году», рекомендациях совещания проректоров по учебной работе высших учебных заведений РФ, постановлении Президиума совета ректоров вузов Москвы «О создании комиссии по координации деятельности вузов г. Москвы в области профессиональной ориентации и трудоустройства студентов и выпускников», постановлениях правительства Москвы и других документах.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» одним из условий повышения качества профессионального образования выдвинуто «создание эффективной системы содействия трудоустройству выпускников, включая развитие целевой контрактной подготовки, формирование у всех выпускников вузов... готовности к самоопределению в вопросах подбора работы...».

Для содействия занятости выпускников учебных заведений высшего профессионального образования Министерство образования и науки РФ совместно с Федеральным агентством по образованию проводит работу по созданию центров содействия занятости для указанной категории граждан. В настоящее время в 342 вузах, подведомственных Рособразованию, создано 336 центров, из них 77 региональных.

Основными задачи служб трудоустройства являются:

  • помощь выпускникам в трудоустройстве;

  • трудоустройство студентов как на постоянную работу, так и на временную во время каникул;

  • организация взаимодействия вуза с предприятиями-работода-телями;

  • оказание консультационной (правовой и психологической) помощи выпускникам и студентам во время поиска ими работы;

  • постоянное информирование студентов вуза о вакансиях.

Анализ московского опыта показывает, что организация трудоустройства выпускников определяется только самим учебным заведением и, как показывает практика, формы и методы ее организации различны. Однако, как нам кажется, в период, когда фундаментально изменились почти все направления человеческой деятельности, экономические и производственные отношения, не следует ограничиваться построением очередной формализованной организационной структуры. Служба (центр, отдел) трудоустройства выпускников должна быть той соломинкой, за которую можно ухватиться выпускнику и начать свое карьерное продвижение.

Для того чтобы продуктивно организовать работу в службе (центре, отделе), сотрудникам необходимо понимать, как происходит процесс трудоустройства выпускников вуза. С целью получения объективной и достоверной информации о трудоустройстве выпускников вузов на момент завершения обучения в Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете (МАДИ) в 2010 г. была разработана и реализована информационно-аналитичес-кая система «PROвуз» (далее – PROвуз).

PROвуз позволяет получать информацию об эффективности трудоустройства выпускников вуза, на основе которой можно анализировать характеристики процесса трудоустройства как одной, так и группы специальностей. В основе системы «PROвуз» лежит исследование, целью которого является анализ результатов трудоустройства выпускников вузов и выявление факторов, оказывающих ключевое влияние на эффективность трудоустройства.

PROвуз включает:

  • методику сбора первичной информации, в т. ч. анкетный материал;

  • информационно-аналитический комплекс, позволяющий обрабатывать результаты исследования;

  • методику интерпретации результатов исследования.

Сбор первичной информации о результатах трудоустройства выпускников вуза осуществляется на основе их опроса на момент завершения обучения в университете (институте), который проводится методом сплошного (опрос всех представителей выборки) очного (в присутствии исследователя-анкетера) анкетирования. Данные, полученные в ходе опроса, вносятся в программу «PROвуз», что значительно сокращает время их обработки. Система строит отчет, включающий информационно-аналитические таблицы, содержащие статистическую информацию по всему выпуску, диаграммы, гистограммы и графики для наглядного представления полученной информации, а также рассчитанные информационно-аналитические показатели, отражающие основные характеристики трудоустройства выпускников вуза.

PROвуз позволяет получать информацию, отражающую не только основные характеристики трудоустройства, но учитывать факторы, оказывающие на них влияние (табл.).

Таблица

Характеристики трудоустройства и факторы, оказывающие
на них влияние

Характеристика
(информационно-аналитический показатель)

Факторы

Уровень востребованности (УВ), %

Опыт работы

Успеваемость

Уровень профессиональной востребованности (УПВ), %

Опыт работы

Успеваемость

Уровень заработной платы (УЗП), руб.

Опыт работы

Успеваемость

Способ трудоустройства

Уровень профессиональной самоидентификации (УПС), %

Опыт работы

Успеваемость

Способ трудоустройства

Окончание табл.

Уровень ожидаемого дохода работающего (УДР), руб.

Опыт работы

Успеваемость

Способ трудоустройства

Уровень ожидаемого дохода соискателя (УДС), руб.

Успеваемость

Способ трудоустройства

Уровень карьерного сопровождения (УКС), %

Способ трудоустройства

Эффективность карьерного сопровождения (ЭКС), руб.

Способ трудоустройства


PROвуз позволяет не только провести комплексный анализ процесса трудоустройства выпускников, но и оценить степень участия вуза в трудоустройстве выпускников с помощью анализа показателей УКС и ЭКС.

Организация взаимодействия с работодателями оценивается при помощи информационно-аналитических показателей УКС, ЭКС, УЗП а также результатов графической интерпретации.

Чем больше значение УКС (максимально 100 %), тем выше число специальных мероприятий, организуемых вузом совместно с заинтересованными работодателями с целью повышения уровня востребованности выпускников вуза на рынке труда. Большие значения УКС указывают на то, что:

  • значительное число преподавателей включены в работу по трудоустройству выпускников;

  • на регулярной основе и высоком качественном уровне проводятся информационно-коммуникативные мероприятия по подбору персонала (ярмарки вакансий, презентации компаний и т. д.);

  • значительная доля выпускников получают образование на условиях целевой контрактной подготовки (по договорам с предприятиями);

  • организована деятельность студенческих строительных отрядов;

  • организовано информирование студентов о вакансиях через СМИ вуза.

Эффективность комплекса специальных мероприятий, организуемых вузом совместно с заинтересованными работодателями с целью повышения уровня востребованности выпускников вуза на рынке труда, оценивается величиной

При 85 %  – эффективность высокая. Вуз в направлении трудоустройства выпускников сотрудничает с современными, конкурентоспособными предприятиями, активными участниками рынка, предоставляющими выпускникам достойный уровень оплаты труда.

При  85 % – эффективность взаимодействия вуза с работодателями низка (даже при больших значениях УКС), т. к. уровень оплаты труда на данных предприятиях существенно ниже среднерыночного.

Разработанная Центром трудоустройства и практической подготовки «МАДИ-ПРОФИ» информационно-аналитическая система была применена для анализа процесса трудоустройства выпускников Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета и показала свою эффективность. Использование системы «PROвуз» при анализе процесса трудоустройства выпускников обеспечивает:

  • максимальную достоверность за счет опроса всех выпускников вуза и контроля заполнения анкет;

  • многофакторный анализ процесса трудоустройства (получаемая при исследовании информация отражает не только результаты трудоустройства, но и факторы, оказывающие на него влияние);

  • систематизация информации за счет представления результатов исследования в виде таблиц, диаграмм и графиков, а также карты показателей;

  • возможность проводить анализ трудоустройства по различным выборкам (по вузу в целом; по факультетам (институтам); по специальностям или группам специальностей; по укрупненным группам специальностей; по уровням подготовки).

Результаты анализа трудоустройства можно использовать для формирования прогнозных данных о распределении выпускников по каналам занятости в соответствии с требованиями Министерства образования и науки РФ; предварительной оценки (самообследования) состояния работы вуза в направлении содействия трудоустройству выпускников на этапе прохождения государственной аккредитации и лицензирования; внутривузовского мониторинга качества образовательного процесса; информирования потребителей образовательных услуг, общества о востребованности выпускников вузов на рынке труда и др.

Список литературы

  1. Образование в мире. – Режим доступа: http://htfi.org/?p=274

  2. http://mamarama.ru/viewby/user/id/7121

  3. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-р «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.».

  4. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное Государственное бюджетное образовательное...
«руководство студией декоративно-прикладного творчества» в соответствии с Федеральным образовательным стандартом высшего профессионального...
Высшего профессионального образования iconГосударственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 03. 2000 №686 “Об утверждении государственных...
Высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Пермский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (фгос впо) по специальности 060101...
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального...
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОтчет по результатам самообследования основной профессиональной образовательной...
Высшего профессионального образования национальный исследовательский университет
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОбразовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки
Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Нормативные документы, являющиеся основой для основной образовательной программы высшего профессионального образования 4
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск