ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ НА РЫНКЕ ТРУДА: РОЛЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В. В. Борщ1, Е. Г. Абрамова2 1Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), г. Москва 2Директор Центра трудоустройства и практической подготовки «МАДИ-ПРОФИ», г. Москва profi@madi.ru Одними из наиболее проблематичных участников российского рынка труда являются молодые специалисты – выпускники высших профессиональных учреждений. В России насчитывается 1156 вузов [1], а если считать филиалы, то и все 3 тысячи, из которых ежегодно выпускается 1,1 млн. дипломированных специалистов [2]. Несбалансированность объемов и профилей подготовки специалистов с потребностями рынка труда в ряде случаев усугубляет проблемы трудоустройства выпускников образовательных учреждений (особенно коммерческого сектора профессионального образования).
Из 1,7 млн. студентов, поступивших в вузы в 2007 г., лишь 569 тыс. человек (33,5 %) проходят обучение за счет бюджетных средств с преимуществом трудоустройства после окончания обучения. В настоящее время около 834 тыс. человек (37,9 %), окончивших образовательные учреждения, из числа молодежи в возрасте до 29 лет являются безработными [3].
Вышеперечисленные проблемы являются «стандартными» в условиях роста экономики, так как все исследования прошлых лет (начиная с 2005 г. и заканчивая 2008 г.) показывают одни и те же тенденции в вопросе трудоустройства выпускников вузов. Но с началом финансового кризиса (с осени 2008 г.) ситуация изменилась: некоторые вышеперечисленные проблемы усугубились, появились новые, связанные с трудоустройством молодых специалистов.
Изменившиеся условия социально-экономического, социокультурного и технологического развития г. Москвы и Московской области требуют нового подхода к установлению взаимодействия сфер образования, организаций-работодателей и органов исполнительной власти. Главное содержание такого взаимодействия – подготовка специалистов, способных на высоком профессиональном уровне решать сложные современные задачи в условиях научно-технического прогресса, дифференциации и интеграции производства.
В связи с тем что выпускников вузов в нашей стране с каждым годом все больше, весьма актуальной становится проблема установления взаимодействия между высшими профессиональными учебными заведениями и организациями-работодателями.
В последние годы в г. Москве предприняты определенные усилия по регулированию отношений между образовательными учреждениями и организациями-работодателями. На региональном уровне они законодательно закреплены в совместных постановлениях совета ректоров вузов Москвы и Правительства Москвы «О взаимодействии с московскими государственными вузами федерального подчинения в 1999/2000 (2000/2001, 2001/2002 и 2002/2003) учебном году», рекомендациях совещания проректоров по учебной работе высших учебных заведений РФ, постановлении Президиума совета ректоров вузов Москвы «О создании комиссии по координации деятельности вузов г. Москвы в области профессиональной ориентации и трудоустройства студентов и выпускников», постановлениях правительства Москвы и других документах.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» одним из условий повышения качества профессионального образования выдвинуто «создание эффективной системы содействия трудоустройству выпускников, включая развитие целевой контрактной подготовки, формирование у всех выпускников вузов... готовности к самоопределению в вопросах подбора работы...».
Для содействия занятости выпускников учебных заведений высшего профессионального образования Министерство образования и науки РФ совместно с Федеральным агентством по образованию проводит работу по созданию центров содействия занятости для указанной категории граждан. В настоящее время в 342 вузах, подведомственных Рособразованию, создано 336 центров, из них 77 региональных.
Основными задачи служб трудоустройства являются:
помощь выпускникам в трудоустройстве;
трудоустройство студентов как на постоянную работу, так и на временную во время каникул;
организация взаимодействия вуза с предприятиями-работода-телями;
оказание консультационной (правовой и психологической) помощи выпускникам и студентам во время поиска ими работы;
постоянное информирование студентов вуза о вакансиях.
Анализ московского опыта показывает, что организация трудоустройства выпускников определяется только самим учебным заведением и, как показывает практика, формы и методы ее организации различны. Однако, как нам кажется, в период, когда фундаментально изменились почти все направления человеческой деятельности, экономические и производственные отношения, не следует ограничиваться построением очередной формализованной организационной структуры. Служба (центр, отдел) трудоустройства выпускников должна быть той соломинкой, за которую можно ухватиться выпускнику и начать свое карьерное продвижение.
Для того чтобы продуктивно организовать работу в службе (центре, отделе), сотрудникам необходимо понимать, как происходит процесс трудоустройства выпускников вуза. С целью получения объективной и достоверной информации о трудоустройстве выпускников вузов на момент завершения обучения в Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете (МАДИ) в 2010 г. была разработана и реализована информационно-аналитичес-кая система «PROвуз» (далее – PROвуз).
PROвуз позволяет получать информацию об эффективности трудоустройства выпускников вуза, на основе которой можно анализировать характеристики процесса трудоустройства как одной, так и группы специальностей. В основе системы «PROвуз» лежит исследование, целью которого является анализ результатов трудоустройства выпускников вузов и выявление факторов, оказывающих ключевое влияние на эффективность трудоустройства.
PROвуз включает:
методику сбора первичной информации, в т. ч. анкетный материал;
информационно-аналитический комплекс, позволяющий обрабатывать результаты исследования;
методику интерпретации результатов исследования.
Сбор первичной информации о результатах трудоустройства выпускников вуза осуществляется на основе их опроса на момент завершения обучения в университете (институте), который проводится методом сплошного (опрос всех представителей выборки) очного (в присутствии исследователя-анкетера) анкетирования. Данные, полученные в ходе опроса, вносятся в программу «PROвуз», что значительно сокращает время их обработки. Система строит отчет, включающий информационно-аналитические таблицы, содержащие статистическую информацию по всему выпуску, диаграммы, гистограммы и графики для наглядного представления полученной информации, а также рассчитанные информационно-аналитические показатели, отражающие основные характеристики трудоустройства выпускников вуза.
PROвуз позволяет получать информацию, отражающую не только основные характеристики трудоустройства, но учитывать факторы, оказывающие на них влияние (табл.).
Таблица
Характеристики трудоустройства и факторы, оказывающие на них влияние
Характеристика (информационно-аналитический показатель)
| Факторы
| Уровень востребованности (УВ), %
| Опыт работы
Успеваемость
| Уровень профессиональной востребованности (УПВ), %
| Опыт работы
Успеваемость
| Уровень заработной платы (УЗП), руб.
| Опыт работы
Успеваемость
Способ трудоустройства
| Уровень профессиональной самоидентификации (УПС), %
| Опыт работы
Успеваемость
Способ трудоустройства
| Окончание табл.
Уровень ожидаемого дохода работающего (УДР), руб.
| Опыт работы
Успеваемость
Способ трудоустройства
| Уровень ожидаемого дохода соискателя (УДС), руб.
| Успеваемость
Способ трудоустройства
| Уровень карьерного сопровождения (УКС), %
| Способ трудоустройства
| Эффективность карьерного сопровождения (ЭКС), руб.
| Способ трудоустройства
|
PROвуз позволяет не только провести комплексный анализ процесса трудоустройства выпускников, но и оценить степень участия вуза в трудоустройстве выпускников с помощью анализа показателей УКС и ЭКС.
Организация взаимодействия с работодателями оценивается при помощи информационно-аналитических показателей УКС, ЭКС, УЗП а также результатов графической интерпретации.
Чем больше значение УКС (максимально 100 %), тем выше число специальных мероприятий, организуемых вузом совместно с заинтересованными работодателями с целью повышения уровня востребованности выпускников вуза на рынке труда. Большие значения УКС указывают на то, что:
значительное число преподавателей включены в работу по трудоустройству выпускников;
на регулярной основе и высоком качественном уровне проводятся информационно-коммуникативные мероприятия по подбору персонала (ярмарки вакансий, презентации компаний и т. д.);
значительная доля выпускников получают образование на условиях целевой контрактной подготовки (по договорам с предприятиями);
организована деятельность студенческих строительных отрядов;
организовано информирование студентов о вакансиях через СМИ вуза.
Эффективность комплекса специальных мероприятий, организуемых вузом совместно с заинтересованными работодателями с целью повышения уровня востребованности выпускников вуза на рынке труда, оценивается величиной
При 85 % – эффективность высокая. Вуз в направлении трудоустройства выпускников сотрудничает с современными, конкурентоспособными предприятиями, активными участниками рынка, предоставляющими выпускникам достойный уровень оплаты труда.
При 85 % – эффективность взаимодействия вуза с работодателями низка (даже при больших значениях УКС), т. к. уровень оплаты труда на данных предприятиях существенно ниже среднерыночного.
Разработанная Центром трудоустройства и практической подготовки «МАДИ-ПРОФИ» информационно-аналитическая система была применена для анализа процесса трудоустройства выпускников Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета и показала свою эффективность. Использование системы «PROвуз» при анализе процесса трудоустройства выпускников обеспечивает:
максимальную достоверность за счет опроса всех выпускников вуза и контроля заполнения анкет;
многофакторный анализ процесса трудоустройства (получаемая при исследовании информация отражает не только результаты трудоустройства, но и факторы, оказывающие на него влияние);
систематизация информации за счет представления результатов исследования в виде таблиц, диаграмм и графиков, а также карты показателей;
возможность проводить анализ трудоустройства по различным выборкам (по вузу в целом; по факультетам (институтам); по специальностям или группам специальностей; по укрупненным группам специальностей; по уровням подготовки).
Результаты анализа трудоустройства можно использовать для формирования прогнозных данных о распределении выпускников по каналам занятости в соответствии с требованиями Министерства образования и науки РФ; предварительной оценки (самообследования) состояния работы вуза в направлении содействия трудоустройству выпускников на этапе прохождения государственной аккредитации и лицензирования; внутривузовского мониторинга качества образовательного процесса; информирования потребителей образовательных услуг, общества о востребованности выпускников вузов на рынке труда и др.
Список литературы
Образование в мире. – Режим доступа: http://htfi.org/?p=274
http://mamarama.ru/viewby/user/id/7121
Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-р «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.».
Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.».
|