Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области
«МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИРОДЫ, ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА «ДУБНА»
Факультет экономики и управления Кафедра менеджмента
Рабочая программа дисциплины
Современные проблемы менеджмента
Наименование магистерской программы
«Инновационный менеджмент»
Направление подготовки
080500.68- Менеджмент
Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Форма обучения – очная
Уровень подготовки магистр
Курс (семестр) : 5( 9 )
г. Дубна
2011
АННОТАЦИЯ
Дисциплина формирует современное представление о процессах решения стратегических задач.
Дисциплина относится к блоку специальных дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 521500 - Менеджмент. Степень (квалификация) магистр менеджмента. Регистрационный № 410 гум/маг (утвержден Министерством образования Российской Федерации 10 мая 2000 г.) , магистерская программа «Инновационный менеджмент»
Курс « Современные проблемы менеджмента» дополняет и углубляет курсы: «Основы менеджмента», «История менеджмента», «Теория организации», «Исследование систем управления», «Маркетинг-менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Методология принятия решений в инновационном менеджменте», «Организация инновационной деятельности ».
2. Цели и задачи изучения дисциплины
Цель изучения дисциплины – получение систематизированного представления о возникновении, настоящем состоянии и будущих тенденциях развития теории и практики стратегического менеджмента, базирующихся на достижениях и традициях мировой науки и культуры.
Задачи изучения дисциплины
Основная задача дисциплины – познакомить студентов с :
- основными методологическими подходами и принципами стратегического
менеджмента;
- основными методами анализа макро- и микросреды организации, оценкой
конкурентоспособности ;
- принципами выдвижения и оценки целей предприятия, определениями
иерархии задач, решение которых необходимо для достижения главной
цели, определения профиля (миссии) фирмы;
- основными методами выбора альтернативных стратегий и их анализа;
- принципами управления реализацией стратегии и контроля.
- методикой управления организацией в условиях динамично
изменяющейся, неопределенной внешней среды.
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Студенты после освоения курса должны знать :
- понятийный аппарат дисциплины;
- стратегические группы прямых конкурентов;
- современные проблемы менеджмента;
- современные школы менеджмента;
- механизм стратегических изменений
Должны уметь:
- анализировать происходящие на конкретном предприятии (организации) стратегические изменения;
- применять полученные теоретические знания на практике
Обладать навыками:
- анализа современных проблем менеджмента ;
- анализа стратегических изменений;
- построения модели для разработки стратегий;
- использования теста для оценки привлекательности отрасли
Организационно-методические рекомендации по изучению дисциплины
Формы работы студентов
Программа изучения дисциплины предусматривает:
Лекционные . практические занятия и самостоятельное изучение курса по настоящей программе с использованием рекомендуемой учебной и дополнительной литературы, Интернет – ресурсов
Виды контроля
Текущий контроль осуществляется с помощью устного опроса и анализа докладов студентов на практических занятия. Форма промежуточной аттестации - зачет.
Методика формирования результирующей оценки
На протяжении изучения данной дисциплины обучающиеся работают и самостоятельно. Методика формирования результирующей оценки включает посещение всех лекционных и практических занятий, выполнение заданий в рамках подготовки к практическим занятиям и ответов на контрольные вопросу по дисциплине.
Требования к студентам
Материал использует знания, полученные студентами в процессе изучения дисциплин «Основы менеджмента», «История менеджмента», «Теория организации», «Исследование систем управления», «Маркетинг-менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Методология принятия решений в инновационном менеджменте», «Организация инновационной деятельности ». 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид занятий
| Всего часов
| 9-ый семестр
| Общая трудоемкость
| 60
| 60
| Аудиторные занятия:
| 22
| 22
| Лекции
| 10
| 10
| Практические занятия (ПЗ)
| 12
| 12
| Семинары (С)
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
| Самостоятельная работа:
| 38
| 38
| Курсовой проект (работа)
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
| Реферат
|
|
| Вид итогового контроля (зачет, экзамен)
| зачет
| зачет
| Разделы ( темы) дисциплины
-
№ п/п
| Раздел (тема) дисциплины, содержание
| Л1
| ПЗ (С)
| ЛР
| СР
| Раздел 1. Конфигуратор школ стратегий
| 1
| Тема 1. Становление школ стратегического управления
| 1
| 2
|
| 5
| 2
| Тема 1.2. Стратегическое управление как научная дисциплина
| 1
|
|
| 5
| 3
| Тема 1.3. Современная структура школ менеджмента
| 2
| 2
|
| 5
| Раздел 2. Конкурентные стратегии организации
| 4
| Тема 2.1. Типология конкурентов
| 2
| 2
|
| 5
| 5
| Тема 2.2. Стратегические направления конкуренции
| 2
| 2
|
| 5
| 6
| Тема 2.3. Факторы, влияющие на ситуацию в отрасли
| 1
| 2
|
| 5
| Раздел 3. Стратегические изменения
| 7
| Тема 3.1. Стратегические изменения
| 1
| 2
|
| 8
|
| ИТОГО:
| 10
| 12
|
| 38
| Практические занятия
Становление школ стратегического управления.
Современная структура школ менеджмента
Типология конкурентов
Стратегические направления конкуренции
Факторы, влияющие на ситуацию в отрасли
Стратегические изменения
Рекомендуемая литература
Основная
1. Грушенко В.И. Стратегии управления бизнесом. От теории к практической разработке и реализации: Монография / Грушенко Валерий Иванович; Рец. Э.М.Коротков и др.; Гл.ред. Н.Д.Эриашвили; Ред. И.В.Галкина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. - 295с.
2. Долгов А.И., Прокопенко Е.А.Стратегический менеджмент: Учебное пособие [Электронный ресурс] . - М. : Флинта; МПСИ, 2011.- 277с. // ЭБС «КнигаФонд». - URL: http://www.knigafund.ru/books/114196 (дата обращения: 19.01.2012).- Режим доступа: ограниченный по логину и паролю
3. Лапыгин Ю.Н., Лапыгин Ю.Д.Стратегический менеджмент: Учебное пособие [Электронный ресурс] . - М. : Эксмо, 2010.- 428с. // ЭБС «КнигаФонд». - URL: http://www.knigafund.ru/books/48546 (дата обращения: 19.01.2012).- Режим доступа: ограниченный по логину и паролю
4. Фомичев А.Н.Стратегический менеджмент: учебное пособие [Электронный ресурс] . - М. : Дашков и К, 2010.- 468с. // ЭБС «КнигаФонд». - URL: http://www.knigafund.ru/books/76372 (дата обращения: 19.01.2012).- Режим доступа: ограниченный по логину и паролю
5. Глумаков В.Н. Стратегический менеджмент: Практикум / Глумаков В.Н., Максимцов М.М., Малышев Н.И.; Всероссийский заочный финансово-экономический институт (ВЗФЭИ). - М.: Вузовский учебник, 2010. - 186с.
Дополнительная
1. Курс MBA по стратегическому менеджменту / Портер Майкл, Самплер Джефри, Айзенштат Рассел и др.; Пер.с англ. В.Егоров; Науч.ред. В.Осипов; Ред. Л.Фаэй, Р.Рэнделл. - 4-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 587с.
2. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / Боумэн Клифф; Пер.с англ.под ред. Л.Г.Зайцева, М.И.Соколовой. - М.: Банки и биржи; : ЮНИТИ, 1997. - 175с. –
3. Аналоуи Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий: Учебник / Аналоуи Фархад, Карами Аждар. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 400с.
4. Грант Р.М. Современный стратегический анализ: Учебник / Грант Роберт М.; Пер.с англ.под ред. В.Н.Фунтова. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 560с.:
5. Менеджмент: Учебно-методический комплекс для подготовки магистров: В 2 ч. Ч.1 / Алексеев Ю.П., Барышников Ю.Н., Гапоненко А.Л. и др.; Российская академия государственной службы при Президенте РФ (РАГС); Под общ.ред. А.Л.Гапоненко; Рец. Л.М.Бадалов, А.З.Бобылева. - М.: РАГС: Инфра-М, 2010. - 480с.
6. Пименов В. Построение модели реализации стратегии производственного предприятия на основе стратегических изменений / Пименов В., Чамаев М. // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2009. - № 4. - С. 124 - 130: схем., табл. - Библиогр.
7. Брыкин А.В. Опыт применения форсайта как инструмента государственно-частного партнерства в области стратегического развития экономики / Брыкин А.В., Шумаев В.А. // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2009. - № 4. - С. 12 - 14. - Лит. в конце статьи.
8. Озеров Г. Стратегические карты открывают новые возможности / Озеров Г. // Рынок ценных бумаг. - 2008. - № 9. - С. 28 - 32 : рис. - Интервью.
9. Баринов В.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Баринов Владимир Александрович, Харченко Виктор Львович. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 285с.
Электронно-библиотечные системы:
1.Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки (ЭБД РГБ)
URL:http//diss.rsl.ru
2. ЭСБ «Книга Фонд» - собрание учебной и учебно-методической литературы.
URL:http://www.knigafund.ru
Ресурсы Интернета
http://www.aup.ru Административно - управленческий портал - публикации по экономике, финансам, менеджменту и маркетингу.
2. http://www.econline.h1.ru Сборник ресурсов по экономике и менеджменту.
Формы контроля и оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Примерные вопросы к зачету по дисциплине
Генри Минцберг и его книга «Школа стратегий».
Школы, имеющие предписывающий характер : школа дизайна, школа планирования, школа позиционирования.
Шесть школ, уделяющих внимание специфическим аспектам формирования стратегии.
Стратегическое управление как циклический процесс, состоящий из процедур формулирования, внедрения и контроля.
Проблемы, возникающие при разработке стратегии
Проблема сложности, проблема интеграции стратегии.
Проблема стандартизации стратегии, проблема контроля процесса создания эффективной стратегии ( в отношении степени ее продуманности).
Проблема коллективного взаимодействия, проблема изменений (источник изменений, наличие этих изменений в организации, определение характера этих изменений).
Проблема выбора стратегии, проблема мышления.
Современная структура школ менеджмента
Этапы в истории развития ( с 1955- по настоящее время) стратегического мышления.
Школа ресурсного направления
Школа материнства (школа корпоративной стратегии).
Стратегия конкурентного преимущества.
Тест для оценки привлекательности отрасли (сегмента).
Типология конкурентов
Конкуренция как сотрудничество между товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров.
Понятие конкурентоспособности организации.
Стратегические группы прямых конкурентов.
Характеристика типовых конкурентных стратегий : стратегия низких издержек, дифференциации, стратегия вертикальной интеграции ( преимущества и проблемы).
Проведение структурного анализа деятельности конкурентов как часть общей системы их оценки.
Модель цепочки ценностей.
Факторы, влияющие на ситуацию в отрасли
Модель пяти сил конкуренции М. Портера.
Стратегические изменения
Проведение стратегических изменений и проблемы, возникающие при их проведении.
Понятие новации и инновации.
Определение эффективности стратегии.
Новая парадигма стратегии.
|