МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Экономический факультет
УТВЕРЖДАЮ
___________________________ "__" _________ 2011 г
Рабочая программа дисциплины СОЦИОЛОГИЯ
Направление подготовки
080100 «Экономика»
профиль подготовки
«Экономика предпринимательства»
Квалификация (степень) выпускника
«Бакалавр»
Саратов 2011 Цели дисциплины. Программа «Социология» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для направления подготовки 080100 «Экономика» (квалификация выпускника (степень) бакалавр).
Социология как учебная дисциплина принадлежит к сфере социального знания. Это - наука о становлении, функционировании и развитии общества, а также о социальных взаимодействиях индивидов, групп, общностей.
Изучение дисциплины «Социология» направлено на достижение следующих целей: приобретение студентами теоретических знаний об обществе как целостной системе, о социальном взаимодействии и социальных отношениях, о методах социологического исследования; формирование активной жизненной и гражданской позиции.
Основные задачи дисциплины: выработать представления о динамике социальных изменений; способствовать усвоению навыков принятия управленческих решений на основе социологических знаний социальных процессов; подготовить к эффективной работе в современной организации. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Дисциплина «Социология» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла. Социология является интегративной наукой, обеспечивает взаимосвязь естественных, гуманитарных и социальных дисциплин. Изучение социологии направлено на усвоение социологических категорий и инструментария и их применение в области теории и практики управления социальными процессами. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Социология». Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 «Экономика»:
общекультурных (ОК):
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
профессиональных (ПК):
способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);
способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
классические и современные социологические теории; понятие общества как целостной системы, особенности функционирования и общественного воспроизводства; особенности взаимодействия экономики, социальных отношений и культуры; актуальные проблемы управления социальной сферой в современном российском обществе; суть социальных явлений и процессов современной России, включая вопросы социального неравенства, стратификации и социальной мобильности, изменений в социальных институтах российского общества; законы общественного развития и их реализация посредством управления; социологическое понимание личности, понятие социализации и социального контроля; закономерности формирования мировой системы, место России в мировом сообществе; методы социологического исследования.
Уметь:
работать с социологической литературой и первоисточниками; ориентироваться в мировом историческом процессе; анализировать социальные явления, происходящие в российском обществе; постигать особенности взаимоотношений социальных групп и управления как способа разрешения противоречий их интересов; проявлять активность на практических занятиях, вести диалог, быть толерантным; аргументировано отстаивать свою позицию; применять полученные знания по социологии при изучении специальных дисциплин.
Владеть:
общесоциологической культурой; навыками целостного подхода к анализу проблем общества; социологической информацией и способностью ее использовать в профессиональных целях; основой методики и техники социологического исследования.
Структура и содержание дисциплины Трудоёмкость дисциплины составляет 4 зачётных единиц - 144 часа,
№
п/п
|
Раздел дисциплины
|
Семестр
|
Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Формы промежуточной аттестации (по семестрам)
| Всего
| Лекции
| Практические
| СРС
| 1
|
Социологическое знание
| 2
| 1,2,3,
| 16
| 4
| 2
| 10
| Конспект. Овладение приемами работы с источниками и социологической литературой
| 2
| Общество как система
| 2
| 4,5,6,
| 18
| 6
| 2
| 10
| Учебный кроссворд
| 3
| Социальная структура и социальные процессы
| 2
| 7,8,9,
| 20
| 6
| 4
| 10
| Доклад
Дискуссия
| 4
| Социальные институты и социальные организации
| 2
| 10,11,
12,
| 18
| 6
| 2
| 10
| Ролевая игра
Тест
| 5
| Социология в современном мире
| 2
| 13,
14,
| 16
| 4
| 2
| 10
| Кейс-метод
Эссе
| 6
| Методы социологического исследования.
| 2
| 15,16,
17,18
| 20
| 6
| 4
| 10
| Социологический практикум
|
| экзамен
|
|
|
|
|
| 36
|
|
|
|
|
| 144
| 32
| 16
| 96
|
|
Раздел I. Социологическое знание
Тема 1. Социология как наука
Определение социологии. Объект, предмет и задачи социологии. Роль и функции социологии в современном обществе. Методы, законы и категории социологии. Социология в системе гуманитарных и общественных наук. Структура, уровни и отрасли социологии.
Тема 2. Становление и развитие социологии
Объективные предпосылки возникновения социологии. Основные периоды становления социологической дисциплины.
Классическая социология XIX—начала XX века. Западная социологическая традиция. Основные направления в русской социологии XIX века. Характерные черты зарубежной и отечественной социологии в XX веке.
Эволюция социологических взглядов на управление.
Основные этапы развития социологии в СССР. Социологическая наука и «перестройка». Социология в постсоветский период: теоретические проблемы и практические трудности.
Раздел II. Общество как система
Тема 1. Понятие общества
Основные концептуальные подходы к построению теории общества. Взаимодействие природы и общества. Общество как социетальная система. Типы социальных систем. Социальная сфера как объект управления: понятие, территориальная и отраслевая организация. Актуальные проблемы управления социальной сферой в современном российском обществе. Социальные общности
Тема 2. Культура общества
Определение культуры в социологии. Компоненты культуры. Роль норм и ценностей в системе культуры. Культура и нормативная регуляция поведения. Культура социальных общностей. Культура и глобализация.
Тема 3. Личность и общество
Личность как социальная система. Особенности социологического изучения личности. Типы личности. Социальная среда, активность и социализация личности. Основные этапы социализации личности. Статусно-ролевая концепция личности.
Тема 4. Социальные группы и общности
Социальные группы и их классификация. Понятие социальной общности. Виды социальных общностей. Факторы, влияющие на их формирование. Классификация социальных общностей. Национально-этнические общности и социальные отношения. Нации и этнические группы как объект социологии.
Тема 5. Социальное взаимодействие и социальные отношения
Определение социального взаимодействия. Механизм взаимодействия. Способ взаимодействия. Коммуникация как способ социального взаимодействия. Понятие социального отношения. Виды социальных отношений. Управление в системе общественных отношений. К. Маркс об управлении и его месте в системе общественных отношений капиталистического производства.
Тема 6. Социальный контроль и девиация.
Социальный контроль, его роль и структура. Механизм социального контроля. Основные группы отклоняющегося поведения. Социальные характеристики девиации. Природа отклоняющегося поведения и опыт его изучения в социологии. Микросреда и ее влияние на отклоняющееся поведение. Раздел III. Социальная структура и социальные процессы
Тема 1. Основные понятия социальной структуры
Определение социальной структуры. Социальная структура общества и ее динамика. Виды социальной структуры. Основные объекты социальной структуры и тенденции развития современной социальной структуры.
Тема 2. Социальная стратификация и социальная мобильность
Понятие стратификации. Сущность социальной стратификации. Концепции социальной стратификации.
Факторы и механизм стратификационного деления. Системы социальной стратификации. Сущность классов. Бедность и социальное неравенство. Теории социального неравенства.
Функции стратификации в обществе. Взаимодействие личности с системой стратификации. Социальная мобильность. Формы социальной мобильности.
Тема 3. Социальные процессы общества. Понятие и виды социального процесса. Факторы социальных изменений. Эволюции и революции. Массовое сознание и массовые действия. Социальные движения. Социальная трансформация и реформы. Социальное развитие и социальный прогресс.
Проблема стабильности современного общества. Источники социального напряжения. Пути достижения социальной стабильности.
Раздел IV. Социальные институты и социальные организации
Тема 1. Социальные институты, их место и функции в обществе Понятие социального института. Структура, функции и дисфункции социальных институтов. Социальные институты и институциональные отношения. Социальная дезорганизация и социальная сплоченность. Роль социальных институтов в поддержании стабильности и устойчивости общества. Виды социальных институтов. Основные социальные институты традиционного и современного общества.
Тема 2. Социальные организации
Возникновение организаций. Характерные черты организации. Строение организаций. Типология организаций. Функционирование организаций. Формальная и неформальная организации. Теория бюрократии М. Вебера. Бюрократия как идеальный тип легального господства. Управление в организациях. Роль организации в современном обществе.
Раздел V. Социология в современном мире
Тема 1. Мировая система и процессы глобализации.
Основные направления развития цивилизации в XXI веке. Многообразие форм социального развития. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Глобальные проблемы современности. Место России в мировом сообществе. Социальные проблемы управления в современном российском обществе
Тема 2. Социология сегодня и перспективы
развития социологической науки
Новейшие социологические концепции. Новые понятия в социологии. Теория постмодерна и «постмодернизм» в социологии. Проблема дезинтеграции социологического знания.
Социальная теория, социальные технологии и культурные исследования. Современные технологические инновации в эмпирических исследованиях. Социальное прогнозирование и проектирование. Социология в России: актуальные проблемы, теоретические перспективы и практические трудности. Раздел VI. Методы социологического исследования.
Тема 1.Организация и проведение социологического исследования.
Методологические подходы и методологические принципы анализа социальных отношений в системе управления. Макросоциологические и микросоциологические исследования систем управления. Социологические исследования как элемент технологии социального управления. Учет общественного мнения в процессе принятия управленческого решения. Программа исследования. Исследовательские гипотезы. Генеральная и выборочная совокупность. Методы сбора и анализа первичной информации. Формы представления отчетности по результатам исследований. Образовательные технологии. Реализация компетентностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 080200 - «Менеджмент» предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: дискуссия, социологический турнир, социологический учебный практикум, учебный кроссворд, кейс-метод, деловые и ролевые игры, тренинги, рефераты и доклады, компьютерное тестирование, защита проектов, социологический опрос. В сочетании с этими способами активизации обучения в учебном курсе предусмотрена самостоятельная работа студентов с целью формирования и развития профессиональных навыков, а также знакомство с деятельностью Центра региональных социологических исследований Социологического факультета СГУ, мастер-классы экспертов и специалистов. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
|