Скачать 293.84 Kb.
|
Открытое акционерное общество «газпром» Негосударственное образовательное учреждение Среднего профессионального образования Новоуренгойский техникум газовой промышленности Р а б о ч а я п р о г р а м м а учебной дисциплины ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ для специальностей технического профиля среднего профессионального образования /базовый уровень/ Новый Уренгой, 2004
Разработал: О.А. Санжаревская – преподаватель техникума Рецензенты:
Рабочая программа разработана на основании примерной программы дисциплины «Экономика отрасли», утвержденной ИПР СПО Минобразования России в 2002 году и предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям технического профиля и является единой для всех форм обучения. Рабочая программа «Экономика отрасли» является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания для получения профессиональных знаний и умений. В условиях становления современных рыночных отношений меняется характер экономической деятельности организаций (предприятий), методы управления ими. В результате изучения дисциплины студент должен: Иметь представление:
знать:
уметь:
Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов современного экономического мышления. При изучении дисциплины постоянно обращается внимание студентов на ее прикладной характер, доводится до сведения студентов, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности. Для проведения занятий могут использоваться лекционно-семинарские занятия, организационно-деятельностные и деловые игры, разбор производственных ситуаций, будут проводиться дискуссии по актуальным проблемам экономики, работа с методическими и справочными материалами, применяться технические средства обучения и вычислительная техника, организовываться экскурсии на предприятия и учреждения отрасли. При изложении дисциплины по соответствующим разделам и темам используются законодательные и нормативные акты Российской Федерации, а также инструктивные и руководящие материалы отраслевых министерств и ведомств. Для развития творческой активности студентов предусмотрено выполнение самостоятельных творческих работ по экономическим проблемам развития организации (предприятия). Освоение дисциплины предполагает практическое осмысление ее разделов и тем на практических занятиях, в процессе которых студент должен закрепить и углубить теоретические знания, приобрести необходимые навыки и умения. По завершению изучения дисциплины предусмотрены формы промежуточной аттестации в форме экзамена и курсовой работы
Введение. Студент должен: иметь представление
Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия, различных форм собственности. Раздел 1. Отрасль в условиях рынка. Тема 1.1. Отрасль в системе национальной экономики. Студент должен: иметь представление:
знать:
Народнохозяйственный комплекс России. Сферы и подразделения экономики. Отрасль экономики. Межотраслевые комплексы. Особенности и направления структурной перестройки экономики в России. Роль и значение конкретной отрасли в системе рыночной экономики. Перспективы развития отрасли. Формы организации производства: концентрация специализация, кооперирование, комбинирование производства, их сущность, виды, экономическая эффективность. Факторы, влияющие на экономическую эффективность каждой из форм организации производства в отрасли. Самостоятельная работа студентов. Обзор журналов «Газовая промышленность», «Нефтегазовые технологии», «Трубопроводный транспорт» и др. о перспективах развития отрасли. Тема 1.2. Материально-техническая база отрасли. Студент должен: знать:
Основные понятия и классификация материально-технических ресурсов. Виды сырья, используемые в качестве сырьевой базы отрасли, организации (предприятия). Основные направления рационального использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. Формы обеспечения ресурсами: через товарно-сырьевые биржи; прямые связи; аукционы, конкурсы; спонсорство; собственное производство и др. Плата за природные ресурсы. Важнейшие обобщающие показатели уровня использования материальных ресурсов. Ресурсо- и энергосберегающие технологии. Технические ресурсы отрасли, их структура и классификация. Показатели эффективного использования. Тема 1.3. Трудовые и финансовые ресурсы отрасли Студент должен: знать:
Трудовые и финансовые ресурсы отрасли, показатели их эффективного использования, отраслевой рынок труда. Самостоятельная работа студентов. Подготовка рефератов по теме. Решение задач на определение показателей использования трудовых и финансовых ресурсов. Раздел 2. Производственная структура организации (предприятия) Тема 2.1. Организация (предприятия) как хозяйствующий субъект в рыночной экономике. Студент должен: знать:
Организация (предприятие): цель деятельности, основные экономические характеристики (форма собственности, степень экономической свободы, форма деятельности, форма хозяйствования). Организационно-правовые формы организаций (предприятий): хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, акционерное общество: сущность и особенности функционирования. Виды предприятий в отрасли. Учредительный договор, Устав и паспорт организации (предприятия). Тема 2.2. Производственная структура организации (предприятия) Студент должен: знать:
Типы производства, их технико-экономическая характеристика. Влияние типа производства на методы его организации. Производственная структура организации (предприятия), факторы ее определяющие. Элементы производственной структуры. Функциональные подразделения организации (предприятия). Производственная инфраструктура как необходимая основа для экономического развития организации (предприятия). Инструментальное, складское ремонтное хозяйство. Организация транспортного хозяйства. Организация сбыта продукции. Тенденции развития производственной инфраструктуры организации (предприятия), пути ее совершенствования. Самостоятельная работа студентов. Построение и изучение структуры региональных предприятий отрасли. Тема 2.3. Производственный и технологический процессы Студент должен: знать:
уметь:
Производственный процесс в организации (на предприятии): понятие, содержание, основные принципы рациональной организации. Структура производственного процесса. Отраслевые особенности организации производственных процессов и организации (предприятии). Производственный цикл, его длительность. Организация производственного процесса в пространстве. Виды движения предметов труда в процессе производства. Поточное производство как эффективная форма организации производственного процесса: сущность, принципы, признаки организации, расчет основных параметров. Технологический процесс, его элементы. Практическая работа № 1 Расчет показателей уровня организации производственного процесса: использования производственной мощности, коэффициента технической оснащенности труда, уровня специализации и автоматизации производственного процесса. Самостоятельная работа студентов.
Раздел 3. Экономические ресурсы организации (предприятия) Тема 3.1. Имущество и капитал Студент должен: иметь представление:
Имущество организации: понятие, состав. Капитал организации. Источники формирования капитала. Уставный капитал – основа создания и функционирования организации. Особенности формирования уставного капитала акционерных обществ. Основной и оборотный капитал. Самостоятельная работа студентов. Работа по учебнику Дунаева В.Ф. «Экономика предприятия нефтяной и газовой промышленности», раздел 2,3, стр. 48-52, по теме «Имущество и капитал». Тема 3.2. Основные средства организации (предприятия) Студент должен: знать:
уметь:
Экономическая сущность и воспроизводство основных средств (фондов). состав и классификация основных средств по сферам производства, секторам экономики и отраслям. Виды оценки и методы переоценки основных средств. Службы оценки имущества (основных средств). Износ и амортизация основных средств, их воспроизводство. Показатели использования основных средств. Пути улучшения использования основных средств организации (предприятия). Производственная мощность предприятия (цеха, участка), методика расчета. Аренда основных производственных средств. Лизинговая фирма аренды, ее преимущества. Практическая работа № 2 Расчет показателей использования основных средств. Самостоятельная работа студентов.
Тема 3.3. Оборотные средства организации (предприятия) Студент должен: знать:
уметь:
Экономическая сущность, состав и структура оборотных средств. Элементы оборотных средств, нормируемые и ненормируемые оборотные средства. Источники формирования оборотных средств. Определение потребности в оборотных средствах. Нормирование материалов, незавершенного производства и готовой продукции. Показатель использования оборотных средств. Значение и пути снижения материалоемкости продукции. Практическая работа № 3 Расчет показателей использования оборотных фондов и оборотных средств. Самостоятельная работа студентов.
Тема 3.4. Трудовые ресурсы. Организация, нормирование и оплата труда Студент должен: знать:
уметь:
Производственный персонал организации (предприятия). Планирование численности и состава персонала. Баланс рабочего времени работника (бюджет рабочего времени). Производительность труда. Классификация и характеристика основных показателей производительности труда. Методы измерения производительности труда. Факторы и резервы роста производительности труда. Роль рационального использования внутрипроизводственных резервов организации (предприятия) в условиях рыночной экономики. Нормирование труда в организации (предприятии): цели и задачи. Основные виды норм затрат труда. Методы нормирования труда в зависимости от типа и формы производства. Фотографии рабочего времени, хронометраж, метод моментных наблюдений. Материальное стимулирование труда. Сущность заработной платы, принципы и методы ее начисления и планирования. Тарификация труда. Единая тарифная система, ее использование бюджетных и коммерческих организациях. Формы и системы заработной платы Надбавки и доплаты. Бестарифная система заработной платы. Учет выработки и заработной платы в ценах. Практическая работа №№4,5 Расчет нормативной численности рабочих. Расчет заработной платы различных категорий работников Самостоятельная работа студентов.
Раздел 4. Маркетинговая деятельность организации (предприятия) Тема 4.1. Маркетинг. Его основы и концепции Студент должен: иметь представление:
Маркетинг, его основы. Понятия и концепции маркетинга: концепция совершенствования производства, концепция качества товаров, концепция сбыта. Принципы и цели маркетинга: ориентация производства на рынок, конкурентоспособность, высокая рентабельность. Тема 4.2. Функции маркетинга и этапы его организации Студент должен: знать:
Функции маркетинга и этапы его организации: сбор информации и комплексное развитие рынка; отбор целевых рынков и сегментация; изучение запросов и поведения потребителей; формирование стратегии производства и товарной политики; планирование производства и ассортимента товаров; формирование ценовой политики и установление цен на товары, определение жизненного цикла товаров и формирование цен на товары, определение жизненного цикла товаров и формирование цен на различных его стадиях; организация сбыта и распространение товаров через оптовую и розничную торговлю; стимулирование сбыта. Самостоятельная работа студентов. Написание рефератов по темам:
Тема 4.3. Реклама Студент должен: иметь представление:
знать:
Реклама: назначение, классификация, требования к рекламе; правовая база рекламной деятельности; планирование и проведение рекламных кампаний; виды рекламы; эффективность рекламы разных видов. Тема 4.4. Качество и конкурентоспособность продукции. Студент должен: Знать:
Сущность и значение повышения качества продукции. Система показателей качества продукции. Конкурентоспособность продукции, ее сущность и методы определения. Показатели конкурентоспособности. Факторы, влияющие на качество продукции. Экономическая эффективность повышения качества продукции. Государственные и международные стандарты и системы качества. Система стандартов в Российской Федерации. Международные стандарты и системы качества. Система управления качеством продукции организации (предприятия). Тема 4.5. Инновационная и инвестиционная политика организации (предприятия) Студент должен Знать:
Инновационная деятельность организации, ее содержание. Показатели потенциала организации. Показатели технического уровня и эффективности новой техники и технологии. Инвестиционная политика организации. Капитальные вложения: структура, источники финансирования и показатели эффективности. Самостоятельная работа студентов. Расчет экономического эффекта от инвестиций: определение срока окупаемости инвестиций по условным данным предприятия. Раздел 5. Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность – основные показатели деятельности организации (предприятия) Тема 5.1. Себестоимость продукции Студент должен: Знать:
уметь:
Понятие о себестоимости продукции, работ и услуг. Состав и структура затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции. Виды себестоимости продукции, работ и услуг. Факторы и пути снижения себестоимости. Практическая работа № 6 Составление калькуляции изделия, сметы затрат Самостоятельная работа студентов.
Тема 5.2. Ценообразование в рыночной экономике Студент должен: Знать:
уметь:
Сущность и функции цены как экономической категории. Система цен и их классификация. Факторы, влияющие на уровень цен. Ценовая конкуренция. Антимонопольное законодательство. Практическая работа № 7 Определение цены и стоимости товара Самостоятельная работа студентов.
Тема 5.3. Прибыль и рентабельность Студент должен: Знать:
уметь:
Планирование прибыли и ее распределение в организации. Рентабельность – показатель эффективности работы организации. Показатели рентабельности. Расчет уровня рентабельности организации (предприятия) и продукции. Пути повышения рентабельности. Практическая работа № 8 Расчет прибыли и рентабельности отдельных видов товара Самостоятельная работа студентов.
Раздел 6. Планирование деятельности организации (предприятия) Тема 6.1. Бизнес-планирование Студент должен: Знать:
уметь:
Составные элементы, этапы и виды внутрифирменного планирования. Основные принципы и элементы планирования. Бизнес-план как одна из основных форм внутрифирменного планирования. Типы бизнес-планов. Структура бизнес-плана: характеристика продукции и услуг, оценка сбыта, анализ конкуренции на рынке; стратегия маркетинга; план производства; юридический план; оценка риска и страхование; финансовый план (бюджет); стратегия финансирования инвестиций; сводка контрольных показателей. Практическая работа № 9 Составление бизнес-плана организации (предприятия) Самостоятельная работа студентов.
Тема 6.2. Финансы организации (предприятия) Студент должен: Знать:
Сущность организации (предприятия), отношения с государством. Источники финансовых ресурсов организации. Внутренние источники: выручка от реализации продукции, амортизационные отчисления и нераспределенная прибыль. Внешние источники: выпуск собственных долговых обязательств (веселей и облигаций), выпуск акций, кредиты банков, государственное финансирование. Соотношение собственных и заемных средств. Денежные фонды организации (предприятия): фонд оборотных средств, амортизационный фонд, фонд заработной платы, резервные фонды, валютные фонды. Кредит и кредитная система. Банки и их роль в рыночной экономике. Смешанные формы финансирования организаций (предприятий), сочетающие аренду, кредит и расчеты, лизинг и факторинг. Самостоятельная работа студентов. Написание рефератов по темам:
Тема 6.3. Методика расчета основных технико-экономических показателей работы организации (предприятия) Студент должен: Знать:
уметь:
Показатели по производству продукции: натуральные и стоимостные. Производственная мощность предприятия, порядок е расчета в организациях. Технико-экономические показатели использования оборудования. Показатели технического развития и организации производства, их расчет. Нормы и нормативы, их классификация и порядок расчета. Показатели экономической эффективности капитальных вложений в новую технику: приведенные затраты, коэффициент эффективности и срок окупаемости. Показатели использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Практическая работа № 10 Расчет основных технико-экономических показателей деятельности организации (предприятия) Самостоятельная работа студентов.
Раздел 7. Внешнеэкономическая деятельность организации (предприятия) Тема 7.1. Организация (предприятие) на внешнем рынке Студент должен: Иметь представление:
Значение внешнеэкономических связей для экономики отрасли. Выход организаций (предприятий) на внешний рынок. Конкурентоспособность продукции. Виды сделок во внешнеэкономической деятельности. Совместное предпринимательство. Неторговые и торговые операции по внешнеэкономической деятельности. Таможенная тарифная система. Лизинг и инжиниринг как форма кредитования экспорта на мировом рынке. Средства расчетов во внешнеэкономической деятельности. Конвертируемость рубля. 4 Перечень практических работ
литератураосновная:
Дополнительная:
|
Рабочая программа учебной дисциплины физика по специальности среднего... Министерства образования и науки РФ от 17. 05. 2012 г. №413, и примерной программы учебной дисциплины «Физика» для профессий начального... | Рабочая программа предназначена для специальностей среднего профессионального... Рабочая программа предназначена для специальностей среднего профессионального образования технического профиля | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Рабочая программа предназначена для специальностей среднего профессионального образования технического профиля | Рабочая программа учебной дисциплины «химия» Рабочая программа учебной дисциплины Химия для специальностей среднего профессионального образования технического профиля: 110809... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального... «Экономика» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (2008г.)... | Рабочая программа учебной дисциплины экономика по специальности среднего... Государственное автономное образовательное учреждение мурманской области среднего профессионального образования «кандалакшский индустриальный... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины физика по специальности среднего... Государственное автономное образовательное учреждение мурманской области среднего профессионального образования «кандалакшский индустриальный... | Рабочая программа учебной дисциплины биология по профессии среднего... Государственное автономное образовательное учреждение мурманской области среднего профессионального образования «кандалакшский индустриальный... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины биология по специальности среднего... Государственное автономное образовательное учреждение мурманской области среднего профессионального образования «кандалакшский индустриальный... | Рабочая программа учебной дисциплины Биология для специальностей... Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» для специальностей среднего профессионального образования техниче- ского профиля | ||
В жизнеописание Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» для специальностей среднего профессионального образования техниче- ского профиля | Среднего профессионального образования Рабочая программа учебной дисциплины одб. 06 География специальностей среднего профессионального образования социально- экономического... | ||
Среднего профессионального образования Рабочая программа учебной дисциплины одб. 02 Литература специальностей среднего профессионального образования социально- экономического... | Тестовые задания для абитуриентов, поступающих по профессии Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» для специальностей среднего профессионального образования техниче- ского профиля | ||
Паспорт примерной программы учебной дисциплины структура содержание... У спо «Казанское училище олимпийского резерва» по специальности 100401 Туризм, в соответствии с примерной программой учебной дисциплины... | Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» для специальностей среднего профессионального образования техниче- ского профиля |