Кафедра мировой экономики и международных отношений





Скачать 274.76 Kb.
НазваниеКафедра мировой экономики и международных отношений
Дата публикации21.02.2015
Размер274.76 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА И ЭКОНОМИКИ
КАФЕДРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС
Рабочая программа учебной дисциплины
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
080100.68 ЭКОНОМИКА. МИРОВАЯ экономика

080100.68 ЭКОНОМИКА МЕЖДЕНАРОДНЫЙ БИЗНЕС

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2013

ББК 65.298

Рабочая программа учебной дисциплины Международный бизнес составлена в соответствии с требованиями ООП: 080100.68. Экономика на базе ФГОС ВПО.

Составители:

Матвейчук Л.И.., доцент кафедры мировой экономики и международных отношений
Утверждена на заседании кафедры МЭМО от16.05.2013 г., протокол № 11, редакция 2013 г.

Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС.


© Издательство ВГУЭС 2013
ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с учебными планами подготовки бакалавров по профилям «Мировая экономика» и «Международный бизнес», составленными с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, учебная дисциплина «Международный бизнес)» входит в перечень дисциплин вариативной части профессионального цикла по направлению подготовки 080100.68 Экономика.

Изучение дисциплины «Международный бизнес», продолжает процесс подготовки студентов по комплексу дисциплин, дающих знания в области международной предпринимательской деятельности.

Актуальность дисциплины состоит в исследовании современных проблем международного бизнеса и активизации участия российских предприятий в международной бизнес деятельности. Основные направления международного бизнеса и применяемые бизнес-технологии рассматриваются в данном курсе с учетом достижений научных разработок и практического опыта международной деятельности иностранных и российских компаний.

При разработке учебной программы по дисциплине «Международный бизнес» учитывались практика и современные образовательные технологии ведущих российских университетов.


  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.1 Цели освоения учебной дисциплины
Целью освоения дисциплины «Международный бизнес» является формирование у студентов системного представления о природе, сущности и организации международной предпринимательской деятельности, об особенностях международной среды, в которой осуществляется экономическая деятельность субъектов международного бизнеса.

Задачи дисциплины:

- дать теоретическую и методологическую базу для понимания процессов и явлений, отражающих состояние и перспективы развития международного бизнеса;

- сформировать у студентов навыки, связанные с анализом бизнес-операций и использованием экономических инструментов, характеризующих интенсивность параметров развития форм и видов бизнеса в международной среде;

- развить у студентов навыки, необходимые для самостоятельного приобретения и использования в профессиональной деятельности знаний и умений, позволяющих определять особенности механизма управления бизнес-процессами в сфере международного бизнеса.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре ООП (связь с другими дисциплинами)
Дисциплина «Международный бизнес» относится к вариативной части профессионального цикла. Данная дисциплина базируется на компетенциях, полученных при изучении дисциплин «Экономическая теория», «История экономических учений», «Мировая экономика». «Международные экономические отношения». В то же время компетенции, полученные при освоении дисциплины «Международный бизнес» необходимы для изучения следующих дисциплин: «Международный менеджмент», «Международные валютно-финансовые и кредитные отношения», «Международный финансовый менеджмент», «Внешнеэкономическая деятельность на предприятии».
1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины.
В результате освоения дисциплины у обучающегося должны быть сформированы компетенции:

ООП

Блок

Вид компетенций

Компетенции

080100.62, Экономика. Международный бизнес

080100.62, Экономика. Мировая экономика


Б.3/Вариативная часть



ПК-7

способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений

ПК-8


способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей

ПК-9

способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор

Таблица - Формируемые знания, умения, владения

ООП

Коды компетенций

Знания, Умения, Владения

080100.62, Экономика. Международный бизнес

080100.62, Экономика. Мировая экономика


ПК-7

Знание:

основ анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов в среде международного бизнеса

ПК-8

Знания:

закономерностей функционирования компаний в международной бизнес-деятельности

Умения:

формировать прогнозы развития форм и видов международной предпринимательской деятельности

ПК-9

Знания:

цели, сферы применения, объектов, средств и методов разработки международных бизнес-проектов

Умения:

обрабатывать, анализировать и систематизировать информацию по многопрофильной международной предпринимательской деятельности



1.4 Основные виды занятий и особенности их проведения

Объем и сроки изучения дисциплины:

Дисциплина читается для бакалавров третьего курса в весеннем семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетные единицы, 180 часа. Из них 68 час аудиторной работы, 112 часов самостоятельной работы. Промежуточная аттестация по дисциплине — экзамен.

Для реализации компетентностного подхода при изучении дисциплины предусматривается проведение интерактивных лекций, проблемных семинаров, групповых дискуссий. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 25 % процентов аудиторных занятий.

1.5 Виды контроля и отчетности по дисциплине

Контроль успеваемости бакалавров осуществляется в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний студентов.

Для аттестации бакалавров по дисциплине фонды оценочных средств включают: индивидуальные задания, тесты, проблемные ситуации по актуальным вопросам международного бизнеса для ведения дискуссий.

Текущий контроль и отчетность предполагает:

- проверку уровня самостоятельной подготовки студента при выполнении индивидуального задания,

- проведение коллективной дискуссии по проблемным аспектам международного бизнеса,

- тестирование по разделам дисциплины,

- написание реферата.

Промежуточный контроль проводится в форме экзамена – выполнение тестового задания в СИТО.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Темы лекций
Тема 1. Международный бизнес, его особенности и формы (4 час)

Понятие «международный бизнес». Субъекты и объекты международной предпринимательской деятельности. Международный бизнес в условиях глобализации. Особенности международной деятельности фирмы. Формы международного бизнеса. Факторы, учитываемые при выборе форм международного бизнеса.
Тема 2. Среда международного бизнеса (4 час)

Факторы, формирующие среду международного бизнеса. Правовая среда. Разрешение споров в международном бизнесе. Политическая среда. Политические риски. Экономическая среда. Культурная среда. Пять факторов Хофстеде. Технологическая среда.
Тема 3. Промышленная кооперация в системе международного бизнеса (2час)

Промышленная кооперация, ее формы и виды. Особенности договора о промышленной кооперации. Классификации форм промышленной кооперации международных организаций. Толлинг и процессинг в системе форм промышленной кооперации.

Подходы к промышленной кооперации в ЕС и России.
Тема 4.Иностранные инвестиции – основное условие международного бизнеса. (2час)
Виды и формы привлечения иностранных инвестиций. Специфика привлечения иностранных инвестиций. Инвестиционные льготы и преимущества. Инвестиционные рейтинги. Значение политических рисков. Последствия применения иностранных инвестиций. Инвестиционные параметры международного бизнеса.
Тема 5. Иностранный бизнес как особая форма международного предпринимательства (2час)
Особенности привлечения иностранных бизнес-агентов и использования иностранных активов. Партнерские отношения в режиме «нерезидент» - «резидент». Приоритеты иностранного бизнеса. Последствия иностранного бизнеса.
Тема 6. Региональные аспекты международного бизнеса (2 час)
Понятие трансграничные и приграничные территории. Подходы к изучению приграничных и трансграничных территорий. Правовые основы приграничного сотрудничества. Потенциал приграничных территорий.

Модели и типы приграничного сотрудничества. Приграничное сотрудничество России.

Тема 7. Международный бизнес в основных секторах мировой экономики (6 час)
Тенденции развития основных секторов мировой экономики. Особенности международной торговли товарами и услугами. Состояние мировых рынков товаров и услуг. Формы международной предпринимательской деятельности в основных отраслях мировой экономики. Международные предпринимательские структуры и их роль в развитии международной торговли товарами и услугами.

Тема 8. Организация логистики в международном бизнесе (2 час)
Национальная и международная логистика. Формы и методы организации логистики в международном бизнесе. Концепции ее развития. Национальное и международное правовое регулирование международной логистики.
Тема 9. Международные стратегические альянсы (2час)
Понятие «стратегические альянсы». Потенциальные преимущества стратегических альянсов.

Типы стратегических альянсов. Государственно-частное

предприятие. Сложности функционирования стратегических альянсов.
Тема 10. Международные стратегии компаний (4 час)
Понятие «международная стратегия», особенности разработки. Ключевые решения при выборе и разработке стратегии

Виды стратегий в международном бизнесе. Международные стратегии: подход Майкла Портера. Базовые международные стратегии с точки зрения охвата рынков и масштаба.

Сравнительные характеристики базовых стратегий МНК.
Тема 11. Управление международным бизнесом (4час)
Международный бизнес как управляемый процесс. Отличительные признаки управления международной бизнес-деятельностью. Национальная специфика и международные особенности

управления международным предпринимательством.

Корпоративный менеджмент и его инструменты. Государственные органы в системе механизма управления международным предпринимательством.

Международные услуги в области управления бизнесом. Виды межгосударственного регулирования международным бизнесом. Направления совершенствования механизма управления международным предпринимательством.

2.2 Перечень тем практических занятий
Тема 1. Международный бизнес, его особенности и значение для современной экономики (2часа, семинар)

Сущность международного бизнеса и его роль в современной мировой экономике. Условия и предпосылки международной предпринимательской деятельности.

Направления влияния глобализации на международный бизнес. Признаки и особенности организации международной предпринимательской деятельности. Участие российских компаний в международном бизнесе.
Тема 2. Формы международной предпринимательской деятельности (4часа, проблемный семинар, презентация индивидуальных работ)

Существующие подходы к классификации форм международного бизнеса. Факторы, учитываемые при выборе форм международного бизнеса. Бизнес за рубежом. Иностранный бизнес. Глобальный бизнес. Транснациональный и трансконтинентальный бизнес.

Разновидности совместного предпринимательства. Совместные предприятия в российской экономике.

Импорт. Экспорт. Зарубежные инвестиции. Лицензирование. Франчайзинг. Управленческие контракты. Мировая и российская практика их использования как форм международного бизнеса.

Тема 3. Среда международного бизнеса (4 часа, проблемный семинар, презентация индивидуальных работ)

Особенности ведения бизнеса в условиях обычного, гражданского и теократического права. Законы, ориентированные на внутренний рынок. Законы, непосредственно регулирующие международные деловые операции. Законы, направленные против иностранных компаний.

Влияние форм правления на ведение международной бизнес-деятельности. Расчет политических рисков.

Динамика условий экономической и финансовой среды в современном международном бизнесе.

Учет культурных традиций в деятельности международных кампаний. Особенности среды для ведения предпринимательской деятельности зарубежными компаниями в России.
Тема 4. Промышленная кооперация в системе международного бизнеса. (2часа, семинар, подготовка рефератов)

Признаки и сущность промышленной кооперации. Техническая основа и технологическая база промышленной кооперации. Специфика использования промышленных активов. Кооперационная природа международной предпринимательской деятельности. Промышленная политика и международные производственно-кооперационные связи. Включение российских компаний в промышленную кооперацию.
Тема 5. Иностранные инвестиции – основное условие международного бизнеса (2часа, дискуссия, презентация индивидуальных работ)

Формы финансирования международного бизнеса. Практика применения иностранных инвестиций для организации международной предпринимательской деятельности. Инвестиционный климат, его особенности в России. Накопленные иностранные инвестиции в российской экономике: региональный и отраслевой аспект. Мировой инвестиционный рейтинг России.
Тема 6. Иностранный бизнес как особая форма международного предпринимательства

(4 часа, дискуссия, расчетное задание, подготовка рефератов)

Особенности иностранного бизнеса. Специфика организации иностранного бизнеса. Особенности привлечения и использования иностранных активов. Подходы к оценке иностранными партнерами рациональности их участия в иностранном бизнесе. Бизнес-экран General Electric. Влияние иностранного бизнеса на социально-экономическое развитие принимающей стороны. Основные тенденции развития иностранного бизнеса в России.
Тема 7. Региональные аспекты международного бизнеса. (4часа, семинар, презентация индивидуальных работ)

Место трансграничных и приграничных территорий в развитии международного бизнеса. Подходы к изучению приграничных и трансграничных территорий. Изучение потенциала приграничных территорий.

Модели и типы приграничного сотрудничества России на примере конкретных территорий.
Тема 8. Международный бизнес в основных секторах мировой экономики (4часа, дискуссия, презентация индивидуальных работ)

Условия ведения бизнеса в отраслях аграрно-промышленном комплекса (АПК). Взаимодействие государства и бизнеса в АПК. Состояние и тенденции развития мировых рынков продовольствия. Формы международного бизнеса в АПК.

Международный бизнес в топливно-энергетическом комплексе. Формы собственности и система управления ТЭК в разных странах. Тенденции развития международного сотрудничества России в ТЭК мировой экономики.

Особенности ведения международного предпринимательства в ведущих отраслях промышленности и сфере услуг.

Тема 9. Международные стратегические альянсы. (2часа, дискуссия, подготовка рефератов)
Место стратегических альянсов в системе международного бизнеса. Выбор форм стратегического сотрудничества. Совместное предприятие как форма стратегического альянса. Практика государственно-частного партнерства. Примеры успешной деятельности стратегических альянсов. Российские компании в международных стратегических альянсах.
Тема 10. Международные стратегии компаний. (4 час, проблемный семинар, презентация индивидуальных работ)

Подходы к разработке международных стратегий компаний. Элементы международной стратегии. Последовательность решений при выборе и разработке международной стратегии. Уровни международной стратегии. Корпоративная стратегия. Бизнес-стратегия. Функциональные стратегии.

Практика использования подхода Майкла Портера и базовых международных стратегий с точки зрения охвата рынков и масштаба.

Сравнительные характеристики базовых стратегий иностранных и российских ТНК.
Тема 11. Управление международным бизнесом. (2 часа, проблемный семинар)
Особенности механизма управления международным бизнесом. Национально-государственная специфика управления международным предпринимательством.

Межгосударственное управление международной бизнес-деятельностью.

Практика управления международным бизнесом ведущих стран и международных организаций.

3 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

При изучении дисциплины предусмотрено применение инновационных технологий обучения, таких как интерактивные лекции, семинары в диалоговом режиме по обсуждению актуальных проблем международного бизнеса, работа в команде для решения теоретических и практических задач, выступления с презентациями результатов индивидуальной работы.

Самостоятельная работа бакалавров предполагает подготовку к дискуссиям в аудитории, написание рефератов, выполнение индивидуальных работ по решению задач и аналитических отчетов, подготовку презентации по результатам этой работы.
4 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Перечень и тематика самостоятельных работ студентов по дисциплине

Ниже приведены примерные темы докладов и рефератов. Бакалавры могут подготовить работу по предложенной ими теме, предварительно согласовав ее с преподавателем. На аудиторных занятиях студенты представляют результаты индивидуальной работы по теме занятия в форме презентации.



  1. Особенности формирования центров деловой активности в мировом хозяйстве.

  2. Развитие процессов глобализации и их влияние на составляющие международного бизнеса.

  3. Современные направления развития международного бизнеса.

  4. Международный бизнес в условиях западноевропейской интеграции.

  5. Влияние внешней среды на параметры международного бизнеса.

  6. Подходы к выбору форм международного бизнеса.

  7. Проблемы установления и развития промышленной кооперации между российскими и иностранными компаний.

  8. Промышленная кооперация как стратегическое направление взаимодействия бизнес-структур и предпосылка международного бизнеса.

  9. Особенности привлечения иностранных инвестиций в Россию.

  10. Иностранные инвестиции – основное условие развития международного бизнеса.

  11. Модели и виды приграничного сотрудничества в России.

  12. Современные формы международной бизнес-деятельности в основных отраслях мировой экономики (на примере конкретной отрасли).

  13. Логистические концепции, применяемые в международном бизнесе.

  14. Направления деятельности современных стратегических альянсов.

  15. Российские компании в международных стратегических альянсах.

  16. Стратегии российских ТНК на мировых рынках.

17. Формирование стратегического альянса между государственной и частной компаниями.

18. Россия в глобальном бизнесе.

19. Национальная специфика управления международным предпринимательством .

20. Особенности управления международным бизнесом.
4.2 Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения учебной дисциплины.

При работе с учебной литературой, методическими пособиями и другими источниками информации в процессе подготовки к аудиторным занятиям и к экзамену бакалавры должны воспользоваться следующим списком контрольных вопросов.


  1. Дать определение международному бизнесу. Каков характер зависимости между национальной и международной бизнес-деятельностью?

  2. Каковы условия и предпосылки международной бизнес-деятельностью?

  3. Какими характеристиками обладают субъекты международного бизнеса.

  4. Какие формы международного бизнеса выделяют? Каковы различия между ними?

  5. Как учитывается воздействие внутренней и внешней среды на международный бизнес?

  6. Каковы виды рисков в международной бизнес-деятельности? Особенности расчета политических рисков.

  7. Дайте характеристику четырех типов правовых систем, с которыми приходится иметь дело международным компаниям?

  8. Каковы особенности и преимущества промышленной кооперации?

  9. Каково значение промышленной кооперации в сфере международных бизнес-отношений?

  10. Каковы сущность и виды толлинга? Что представляет собой процессинг?

  11. Специфика привлечения иностранных инвестиций.

  12. В чем состоят особенности накопленных иностранных инвестиций в России?

  13. Как составляются инвестиционные рейтинги?

  14. В чем состоит специфика иностранного бизнеса и его особенности?

  15. Каковы основные тенденции в развитии иностранного бизнеса?

  16. Дайте понятие трансграничные и приграничные территории.

  17. Как выделяют модели и типы приграничного сотрудничества?

  18. Перспективы развития приграничного сотрудничества субъектов РФ?

  19. Каковы последствия либерализации агропродовольственной политики в мире на развитие международного предпринимательства?

  20. Каковы особенности слияний и поглощений в отраслях мировой промышленности?

21.Охарактеризуйте влияние совершенствования технологий перевозок на развитие мирового транспорта и системы международного бизнеса.

22.В чем особенности современного международного кредитного рынка и направлений деятельности ТНБ в сфере кредитования?

23.Каковы особенности современного оффшорного бизнеса?

24.Что понимается под международной логистикой? Роль основных участников в международной логистике.

25.Как осуществляется регулирование международной логистики и в каких формах?

26.Дайте краткое описание четырех типов функциональных стратегических альянсов.

27. Назовите основные различия между совместным предприятием и другими

типами стратегических альянсов.

28.Каковы основные способы управления стратегическим альянсом.?

29. При каких обстоятельствах возможно формирование стратегического альянса

между государственной и частной компаниями?

30. Перечислите этапы формирования международной стратегии. В чем их отличие от этапов формирования стратегии компании на внутреннем рынке?

31.Каковы основные типы функциональных стратегий, используемых международными компаниями?

32. Перечислите три уровня международной стратегии. Почему важно провести различие между этими тремя уровнями?

33.Корпоративный менеджмент и его инструменты для управления международной деятельностью.

34. В чем состоит международный бизнес-менеджмент?

35. Какова национально-государственная специфика управления международным бизнесом?

4.3 Методические рекомендации по организации СРС

Для бакалавров в качестве самостоятельной работы предполагается подготовка докладов и рефератов по наиболее важным проблемам международного бизнеса, выполнение индивидуальных заданий. Студенты должны работать с рекомендованными источниками информации, находить в них ответы на контрольные вопросы, приведенные в пункте 4.2 данной программы.


    1. Рекомендации по работе с литературой


Для изучения дисциплины «Международный бизнес» в качестве базового учебника следует использовать учебник под редакцией В.В. Полякова «Мировая экономика и международный бизнес». Системно излагается материал, посвященный важнейшим направлениям и факторав развития международного бизнеса. На многочисленных конкретных примерах рассматриваются основные тенденции, методы регулирования, исследования, прогнозирования и моделирования мирового рынка и международного бизнеса.

В учебнике Б.Г. Дякина «Международный бизнес» предложена авторская концепция системы международного предпринимательства, основанная на сквозном использовании различных классов активов. Учебник содержит многочисленные примеры из опыта международной предпринимательской деятельности и построен на новейших исследованиях в области мировой экономики и международного бизнеса.

Учебник Гриффин Р., Пастей М. «Международный бизнес» раскрывает концепцию управления международными компаниями. Особое внимание уделяется развитию навыков управления, приведено много примеров иллюстрирующих подходы к разработке и принятию решений по важнейшим аспектам международного бизнеса.

5 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1 Основная литература

1.Чиненов М.В., Основы международного бизнеса: Организационные основы; Инфраструктура; Тактика и стратегия: Учебное пособие для вузов. Гриф УМО. — М.: КНОРУС, 2012

2. Дякин Б.Г. Международный бизнес: Учебник Том 1.Бакалавриат.- М.: ROSBI,ТЕИС 2009. – 528с.

2. Мировая экономика и международный бизнес : учебник / кол. авторов ; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. В.В. Полякова и д-ра экон. наук, проф. Р.К. Щенина. — 5-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2008. — 688 с.
5.2 Дополнительная литература

1. Гриффин Р., Пастей М. Международный бизнес / Пер. с анг. Под ред. А.Г. Медведева. – СПб.: Питер, 2006.- 1088с.

2. Погорлецкий А.И. Экономика зарубежных стран, 2-е издание / А.И. Погорлецкий - СПб. 2008г.

3.Фаминский, И.П. Мировое хозяйство: динамика, структура производства, мировые товарные рынки (вторая половина XX - начало XXI в.): учебное пособие для студентов вузов / И. П. Фаминский. - М. : Магистр, 2010. - 670 с.

4. Глобальное экономическое регулирование: учебник для студентов вузов / [авт. кол. : В. Н. Зуев и др.] ; под ред. В. Н. Зуева ; Гос. ун-т - Высшая школа экономики (ГУВШ). - М. : Магистр, 2011. - 574 с.

5. Шкваря Л.В. Международная экономическая интеграция в мировом хозяйстве. Учебное пособие / Л.В. Шкваря – М.: ИНФРА-М, 2011.

6. Ямароне, Р. Основные экономические индикаторы: учебное пособие [для студентов вузов] / Р. Ямароне ; пер. с англ. [Н. Запорович]. - М. : СмартБук, 2010. - 320 с.
5.3 Периодические издания

1. Вопросы экономики

2. Мировая экономика и международные отношения

3. ЭКО. Всероссийский экономический журнал

4. Проблемы экономики

5. Экономическая наука современной России

6. Экономические исследования

7. Экономический журнал

5.4 Интернет-ресурсы

1. Федеральная служба государственной статистики: [Офици­альный сайт]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.

2. Министерство экономического развития РФ: [Официальный сайт]. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru.

3. Российский союз промышленников и предпринимателей: [Официальный сайт]. - Режим доступа: http://www.rspp.ru.

4. Торгово-промышленная палата РФ: [Официальный сайт]. - Режим доступа: http://www.tpprf.ru.
5.4 Интернет-ресурсы

1.http://www.wto.int.

2.http://www.ec.org.

3.http://imf.org.

4.http://unido.org.

5.www.worldbank.org
6 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) программное обеспечение: правовая информационная система «Консультант-плюс»;

б) техническое и лабораторное обеспечение – аудитория с мультимедийным оборудование.
7 СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

Аутсорсинг — выполнение отдельных бизнес-функций (производственных, сервисных, информационных, финансовых, управленческих и пр.) внешней организацией, располагающей необходимыми для этого ресурсами, на основе долгосрочного соглашения.

Бартерная сделка — товарообменная операция с передачей права собственности на товары без платежа деньгами (натуральный обмен).

Беспатентная лицензия — лицензия на использование ноу-хау без патента на изобретение.

Беспошлинный ввоз — импорт товаров, свободных от обложения таможенными пошлинами.

.

Венчурные предприятия - фирмы, кото­рые функционируют в сфере научных иссле­дований, инженерных разработок, инноваций, осуществляемых, как правило, по заказам крупных компаний и государственным контрак­там.

Встречная торговля - совокупность раз­ного рода сделок, при осуществлении которых приобретение продукции сопровождается от­ветными поставками товаров в интересах под­держивания баланса экспортно-импортных операций.

Встречную торговлю обычно подразде­ляют на бартерные сделки, встречные закупки, компенсационные соглашения, клиринг, сделки «оффсет».
Встречные закупки - одна из важней­ших форм встречной торговли, осуществляе­мая, как правило, в сроки от 1 года до 5 лет. Эта форма торговли предполагает, что поку­патель может рассчитываться за поставки (в основном, оборудования) из-за рубежа сво­ей продукцией различной степени обработки. Удельный вес подобного обмена в общем объеме встречной торговли превышает 50%.

Гарант — лицо, организация, государство, предоставляющие определенные гарантии и наблюдающие за их осуществлением.

Глобализация экономики — качественно новая стадия интернационализации хозяйственной жизни: процесс нарастающего взаимодействия между субъектами мировой экономики приобретает всемирный характер.
Двойное налогообложение — взимание с одного и того же дохода идентичного налога в разных странах. Обычно применяется к прибыли иностранного участника в совместном предприятии при ее переводе за границу. Для защиты от двойного налогообложения заключаются межправительственные соглашения, принимаются нормативные акты и законы.

Денонсация, денонсирование — уведомление одним государством другого о расторжении заключенного между ними договора, сделанное в порядке и в сроки, в нем предусмотренные.

Индекс потребительских цен - показа­тель, который характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и ус­луги, приобретаемые населением для не­производственного потребления.
Индекс транснационализации — среднее значение отношения зарубежных активов компании к общему объему активов, зарубежных продаж к общему объему продаж и численности работников, занятых за рубежом, к общему числу занятых.
Инсорсинг — использование компанией собственных ключевых компетенций и ресурсов для расширения сферы собственной деятельности, включение в структуру бизнес-процессов компании функций, ранее выполняемых другими организациями.

Клиринг - система безналичных расчетов за товары и услуги, которая основана на взаи­мозачете требований и обязательств. В прак­тике международной торговли и других форм мирохозяйственных связей такие расчеты происходят на основе международных пла­тежных соглашений.

Компенсационные сделки - форма долгосрочных внешнеторговых соглашений, предполагающая оплату приобретаемых по­купателем товаров поставками иных товаров или предоставлением услуг.
Концессионная деятельность — деятельность концедента и концессионера по выполнению ими договора концессии.
Логистика в международном бизнесе (международная логистика) — планирование, организация, контроль и управление движением потоков (материальных, финансовых, информационных и др.), пересекающих национальные границы, от точки их возникновения до конечного потребителя в пространстве и во времени.
Национальное регулирование международного бизнеса — система мер, сочетающих прямое законодательное регулирование деятельности международного бизнеса в пределах данного государства с рычагами таможенной, инвестиционной, налоговой, валютной и антимонопольной политики, призванными защитить и улучшить структуру внутреннего рынка.
Неосязаемые активы (гудвил) — престиж, деловая репутация, клиенты, кадры и другие нематериальные активы компаний, приобретающие рыночную стоимость при слияниях и поглощениях компаний.
Партнерство государства и международного бизнеса — представляет собой

институциональный и организационный альянс между государством и частными зарубежными компаниями, банками, международными финансовыми организациями и другими институтами в целях реализации общественно-значимых проектов.

Ревальвация — повышение курса национальной или международной валютно-денежной единицы по отношению к валютам других стран, международным денежным единицам.

Реимпорт — приобретение с ввозом из-за границы ранее экспортированного и не подвергшегося там переработке товара.

Реэкспорт — продажа с вывозом за границу ранее импортированного и не подвергшегося переработке товара.

Рестрикция — ограничение производства, продажи и экспорта производителем с целью повышения цен на производимые товары и получения более высокой прибыли.

Сделки «оффсет» - одна из форм встречной торговли, предполагающая не только обмен товарами и услугами, но и пре­доставление возможности для осуществле­ния каких-либо инвестиций в ответ на разно­образные услуги и льготы. Наибольшее распространение эта форма контактов приобрела в сфере торговли дорогостоящим оборудованием и поставок узлов и деталей в рамках соглашений о производственной кооперации.

Субвенция, субсидия — вид государственного финансового пособия местным органам власти или отдельным отраслям хозяйства, предоставляемого в отличие от дотации на определенные цели.

Стержневая компетенция компании — уникальное соединение определенных видов передовых знаний, умений, технологий, лучших механизмов их генерирования, освоения производством и рынком, повышающих устойчивость конкурентных преимуществ в международном бизнесе.

Трансферт — перенос сделки с одного счета на другой, или перевод денег из одного финансового учреждения в другое или из страны в страну, или перевод именных ценных бумаг с одного владельца на другого.

Чартер — договор между судовладельцем и фрахтователем на аренду всего судна или его части на определенный рейс или срок.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кафедра мировой экономики и международных отношений iconКафедра «Мировой экономики и международных отношений»
Фос рассмотрена и принята на заседании кафедры «Мировой экономики и международных отношений»
Кафедра мировой экономики и международных отношений iconМировой экономики и международных отношений Фонд оценочных средств по учебной дисциплине/модулю
Фос рассмотрена и принята на заседании кафедры мировой экономики и международных отношений
Кафедра мировой экономики и международных отношений iconМировой экономики и международных отношений Фонд оценочных средств по учебной дисциплине/модулю
Фос рассмотрена и принята на заседании кафедры мировой экономики и международных отношений
Кафедра мировой экономики и международных отношений iconМировой экономики и международных отношений Фонд оценочных средств по учебной дисциплине/модулю
Фос рассмотрена и принята на заседании кафедры мировой экономики и международных отношений
Кафедра мировой экономики и международных отношений iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Факультет мировой экономики и мировой политики Кафедра международных валютно-финансовых отношений
Кафедра мировой экономики и международных отношений iconКафедра мировой экономики и международных отношений
Рабочая программа учебной дисциплины Международные транспортные операции составлена в соответствии с требованиями ооп: 080100. 62....
Кафедра мировой экономики и международных отношений iconЭволюционно-генетические механизмы развития мировой экономики
Диссертация выполнена на кафедре мировой экономики и международных отношений экономического факультета Государственного образовательного...
Кафедра мировой экономики и международных отношений iconКафедра мировой экономики и международных отношений
...
Кафедра мировой экономики и международных отношений iconКафедра мировой экономики и международных отношений
Рабочая программа учебной дисциплины «Международные валютно-финансовые и кредитные отношения» составлена в соответствии с требованиями...
Кафедра мировой экономики и международных отношений iconКафедра мировой экономики и международных отношений
Рабочая программа учебной дисциплины Экономическая география зарубежных стран составлена в соответствии с требованиями ооп: 080100....
Кафедра мировой экономики и международных отношений iconФакультет мировой экономики и мировой политики Программа дисциплины
Цель курса – дать студентам представление об основных международных экономических организациях, их роли в современной системе международных...
Кафедра мировой экономики и международных отношений iconФакультет Мировой экономики и мировой политики Отделение Международных...
Презентация представляет собой наглядное пособие, с помощью которого студент иллюстрирует свой доклад к дипломной (курсовой) работе....
Кафедра мировой экономики и международных отношений iconПримерный перечень вопросов по предмету «История международных отношений и мировой политики»
История международных отношений как история сменяющих друг друга международных систем
Кафедра мировой экономики и международных отношений iconКафедра мировой экономики и международных отношений
Рабочая программа учебной дисциплины Микроэкономика составлена в соответствии с требованиями гос впо РФ для студентов очно-заочной...
Кафедра мировой экономики и международных отношений iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Факультет/отделение факультета/Подразделение Мировой экономики и мировой политики Кафедра Мировой экономики
Кафедра мировой экономики и международных отношений iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Факультет/отделение факультета/Подразделение: Мировой экономики и мировой политики, Кафедра Мировой экономики


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск