Введение в экономику





Скачать 129.45 Kb.
НазваниеВведение в экономику
Дата публикации27.02.2015
Размер129.45 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы

Совместный бакалавриат ВШЭ-РЭШ, 2013-14 учебный год, 1-й курс ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ


ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ
Преподаватель:

Андрей Бремзен (РЭШ)
Аннотация: В курсе «Введение в экономику» студенты узнают о вопросах, стоящих перед современными экономистами, и о том, как экономисты пытаются ответить на эти вопросы. Основная задача курса состоит не в систематическом изложении экономической теории, а в том, чтобы научить слушателей искусству чтения и критического осмысления научных текстов, новостных сообщений и публицистических статей, способности излагать и отстаивать разные точки зрения. При этом будут освещены основные темы, которыми занимается экономическая наука: информационная роль цен, принцип равновесия, отраслевая организация, провалы рынка, экономический рост и макроэкономическая политика. Большинство вопросов, затронутых в рамках курса, ещё не раз встретятся студентам в последующие годы обучения – пока же все они будут рассматриваться без привлечения технического инструментария.
Занятия: Каждую неделю будет проводиться два занятия по два академических часа каждое. Они будут представлять собой интерактивные лекции, посвященные экономическим концепциям, и дискуссии под руководством лектора. Часть времени будет уделяться обсуждению экономических новостей, а также заранее прочитанных студентами статей и отрывков из книг.
Оценивание: Оценка будет выставляться на базе письменных заданий, которые студенты должны будут сдавать каждую неделю (с помощью системы my.nes.ru), участия в дискуссии во время занятий, а также одного выступления с презентацией (в ноябре, дата и тема будут объявлены позже). Вместе эти задания составят 70% оценки, презентация – 10% и участие в дискуссиях – 20%.
Для пересдачи письменных эссе, составляющих 70% оценки, студенту, получившему неудовлетворительную оценку за курс, будет предложено в установленные для осуществления пересдач сроки написать реферат на установленную тему. 30% оценки, выставляемые за участие в дискуссии и презентацию, являются формами текущего контроля, не подлежащими пересдаче.
Сроки сдачи приведены у каждого задания и являются «несдвигаемыми». Если Вы опасаетесь, что сроки сдач по нескольким курсам или подготовка к контрольным наложатся друг на друга, сделайте и сдайте задание заранее.
Базовыми материалами для письменных работ является литература, обозначенная в программе курса. Однако студентам следует не ограничиваться этой подборкой и искать дополнительные источники (важным ресурсом являются, например, популярные экономические блоги). При использовании всех материалов обязательно нужно ссылаться на источник. При цитировании необходимо заключать цитату в кавычки с подробной ссылкой на источник. Не рекомендуется приводить цитаты длиннее одного предложения, а лучше, части предложения. На авторе эссе лежит конечная ответственность за выбор надёжных и авторитетных источников (например, если статья в Википедии написана плохо, часть ответственность лежит на том, кто её использует в качестве источника).
Важно Обязательно соблюдение общих норм академической этики: за идентичные работы, или работы, содержащие заимствования, будет ставиться оценка "0", а их податели будут нести ответственность в соответствии с принятыми в РЭШ и ВШЭ принципами. В частности, за нарушение правил цитирования может быть поставлена неудовлетворительная оценка за весь курс без права пересдачи. Совместная работа над домашними заданиями не запрещается, но каждое эссе должно быть написано индивидуально.
Литература:
Основным учебником по курсу является Г.Мэнкью «Принципы экономикс», 4-е изд. Питер, 2009.

(Если есть возможность, предпочтительно пользоваться оригинальными изданиями на английском языке.)
Литература к каждому занятию приводится ниже. Материалы, которые должны быть обязательно прочитаны при подготовке к занятию, помечены “*”. Остальные материалы являются дополнительными; тем не менее, предполагается, что и они все будут прочитаны. Кроме того, материалы для чтения (и обязательные, и дополнительные) могут добавляться по мере необходимости.
В курсе используются материалы из следующих книг:
Адам Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов», любое издание

Уильям Истерли, «В поисках роста», ИКСИ, 2006

Йозеф Шумпетер, «Капитализм, социализм и демократия», www.schumpeter.ru

Фридрих фон Хайек, «Дорога к рабству», http://www.pavroz.ru/dov/hayekroad.pdf

Р. Хайлбронер, «Философы от мира сего»,

Милтон Фридман «Капитализм и свобода», http://www.inliberty.ru/assets/files/books/friedman_capitalismfreedom.pdf

Егор Гайдар, «Гибель империи», Corpus, Астрель, 2012.

Сергей Гуриев, «Мифы экономики», Альпина Бизнес Букс, 2010,

Константин Сонин, «Уроки экономики», Альпина Бизнес Букс, 2011.

Содержание курса:

Экономический подход

1.Экономический образ мышления


В каких ситуациях можно применять методы экономического анализа? О чем вообще наука «экономика»? Стивен Левитт из Чикагского университета доказывает делом, что экономическая наука позволяет отвечать на вопросы, не связанные, казалось бы, с экономической тематикой. В каких ситуациях можно и в каких нельзя пользоваться инструментами экономического анализа?
Г.Мэнкью «Принципы экономикс», гл. 1-2
Задания для письменной работы:
(1) внимательно прочитайте следующий отрывок из Адама Смита (это самое начало главы III книги I):
"Так как возможность обмена ведет к разделению труда, то степень последнего всегда должна

ограничиваться пределами этой возможности обмена, или, другими словами, размерами рынка. Когда рынок незначителен, ни у кого не может быть побуждения посвятить себя целиком какому-либо одному занятию ввиду невозможности обменять весь излишек продукта своего труда, превышающий собственное потребление, на нужные ему продукты труда других людей."
Изложите этот фрагмент своими словами, как вы его понимаете. Приведите собственные примеры, иллюстрирующие мысль автора.
Объем: от 500 до 700 знаков (здесь и далее - включая пробелы), срок сдачи - четверг 5 сентября, 22.00. Задание оценивается "+/-", оценка в итоговую оценку не входит.
(2) Прочтите главы I-III книги I Смита целиком. Ответьте письменно, своими словами, на следующие вопросы: как видит автор роль разделения труда в современном (ему) обществе? Каковы предпосылки возникновения разделения труда? Какова роль развития транспорта в разделении труда? Оцените аргументы автора с современных вам позиций. Можно ли считать, что тезисы автора продолжают сохранять актуальность в современной экономике? Приведите примеры.
Объем: от 1000 до 1200 знаков, срок сдачи - воскресенье 15 сентября, 22.00. Задание оценивается “+/-”, оценка в итоговую оценку не входит.

2.Инструменты экономического анализа


Основные методы экономического анализа: построение моделей и формулирование гипотез. Модели, в том числе модели математические, нужны для того, чтобы сделать процесс перехода от исходных посылок и предположений к явным и прозрачным выводам. В этом случае можно проверить логическую непротиворечивость предпосылок и рассуждений. Результат такого анализа можно сформулировать в виде фальсифицируемой гипотезы, что позволит проверить её с помощью реальных данных.
*Г.Мэнкью, гл. 2

*К.Сонин «Защита экономиста», послесловие к книге А.Хиршмана «Выход, голос и верность»

П.Кругман «Взлет и падение экономики развития», www.pkarchive.com
Задание для письменной работы: прочитайте статью К. Поппера "Предположения и опровержения". Перескажите ее своими словами, стараясь заменять иллюстративные примеры на свои собственные.
Объем работы: от 1000 до 1500 знаков, срок сдачи – воскресенье, 22 сентября, 22.00. Задание оценивается "+/-", оценка в итоговую оценку не входит.

3.Методология научного подхода


Что делает науку наукой? Как устроен научный процесс? Чем он выделяется из прочих мыслительных процессов? Является ли экономика наукой? Почему экономисты дают разные практические советы?
Задание для письменной работы: прочитайте главу 1 (Введение. Роль Истории) книги Томаса Куна "Структура научных революций" (например, на http://www.philosophy.nsc.ru/BIBLIOTECA/PHILOSOPHY_OF_SCIENCE/KUN/Kun.htm). Напишите развернутый ответ на вопрос: "Как Томас Кун оценил бы вклад Адама Смита в развитие экономической науки". Объем: до 1000 знаков, срок сдачи - воскресенье 29 сентября, 22.00. Задание оценивается "+/-", оценка в итоговую оценку не входит.
Задание для письменной работы: Составьте воображаемое интервью с Томасом Куном, в котором вы расспрашиваете ученого о его взглядах на структуру научной деятельности. Его ответы вам следует почерпнуть из текста книги, но изложены они должны быть более простым языком, сообразно жанру интервью (который стилистически отличается от жанра монографии). Постарайтесь вставить примеры из других научных дисциплин, лучше всего, экономики.
Объем: от 3000 до 4000 знаков, срок сдачи – воскресенье, 6 октября 22.00. Задание входит в итоговую оценку с весом 10%.

Рынок, деньги и цены

4.Риск и ставка процента. Информационный смысл цен.


О чём говорит ставка процента, по которой банк согласен выдать фирме кредит? Какую информацию она несёт? Несмотря на то, что формы выдачи кредита в разных странах на протяжении истории человечества были самыми разнообразными, суть оставалось неизменной: процентная ставка несёт информацию о том, что кредитор думает о шансах заёмщика вернуть кредит. Выданный кредит и полученная за него плата – пример рыночной транзакции. При каждом переходе товара или услуги от продавца к покупателю, происходит информационный обмен. Эту информацию получают не только (и не столько) участники обмена, но и все остальные. Цена – основное средство передачи этой информации. Эффективность рынка – его способность обеспечивать передачу товаров в руки тех, кто сможет использовать их с наибольшей выгодой – зависит от того, насколько много информации выявляет механизм ценообразования.
*Н. Фергюссон «Восхождение денег»

*Ф.Хайек «Дорога к рабству», гл 3-6

*К.Сонин «Уроки экономики», урок №1

5.Равновесие


Основными инструментами микроэкономического анализа являются кривые спроса и предложения. Анализ происходящего на любом рынке невозможен без хотя бы приблизительного определения того, как выглядят спрос и предложение. С того момента, как спрос и предложение определены, можно говорить про механизм ценообразования, ключевым элементом которого – как бы ни выглядел этот механизм – является равновесие, то есть ситуация, в которой у каждого экономического субъекта нет возможности единолично улучшить своё положение.
*Г.Мэнкью, гл. 4-6
Задание для письменной работы: найдите пять-семь газетных статей (можно на английском языке), в которых с нормативной точки зрения обсуждается цена на тот или иной товар и делаются выводы о ее справедливости. Изложите аргументы авторов своими словами; какие экономические особенности присущи данным товарам? Вытекает ли из этих особенностей обоснованность нормативного суждения автора в каждом случае? В чем товары сходны и в чем отличаются? Как связаны нормативные суждения с тезисом об информационном содержании цен? С концепцией рыночного равновесия?
Объем: от 3000 до 4000 знаков, срок сдачи: для подбора статей - суббота, 12 октября, 22.00 (но лучше подбирать статьи раньше - мы не будем разрешать многократное использование одной и той же статьи, приоритет будет отдаваться тем, кто прислал ссылки на тексты раньше других), для сдачи самой работы - воскресенье, 27 октября, 22.00. Задание входит в итоговую оценку с весом 15% (из них 5% за подбор статей и 10% за собственно эссе).

Экономика производства

6.Конкуренция и «созидательное разрушение». Монополия.


Главная экономическая характеристика любого рынка – уровень конкуренции на нём. От этого зависят цены, объём выпуска и качество товара, который получает потребитель; уровень конкуренции определяет стратегию фирм-участников рынка. Особенно интересны примеры рынков, на которых в течение многих лет конкурируют одни и те же фирмы (например, фармацевтика или прохладительные напитки) и те, на которых вчерашние лидеры могут исчезнуть со сцена за несколько лет (рынки, связанные с IT).
В ситуации, когда на рынке есть только одна фирма-продавец, есть и привлекательные, и негативные стороны. Возможность получить временную монополию на рынке какого-то продукта – важнейший стимул к изобретательству и инновациям. (См. пример фирмы Apple – в течение двух лет после выпуска iPhone многие фирмы в мире выпустили функционально сходные смартфоны по более низкой цене, но какой-то срок фирма была де-факто монополистом.) С другой стороны, у фирмы-монополиста есть стимулы занижать предложение по сравнению с тем, который бы был оптимален для потребителей и для общества в целом. Это делает монополии предметом регулирования со стороны правительства и поводом для постоянных общественных дискуссий.
*Г.Мэнкью, гл. 13,14

*Й. Шумпетер, «Капитализм, социализм и демократия», гл. 7
Задание для устной презентации: история монополизации и демонополизации в отдельно взятой стране (см. детальное описание в отдельном файле).

Капитализм и свобода

7.Капитализм и свобода


Системы государственного управления – разные формы демократий и диктатур – различаются тем, в какой степени они учитывают предпочтения граждан страны. Иными словами, выявляют информацию, которая есть у каждого человека, относительно того, сколько ему хотелось бы работать, отдыхать, потреблять, сберегать, и т.п. Разные системы госуправления по-разному сочетаются с разными система устройства экономики. Основной пример успешного сочетания – сочетание рыночной экономики и демократической формы правления.
*Л.Зингалес, Р.Раджан «Спасение капитализма от капиталистов», гл. 3, 13

*М.Фридман «Капитализм и свобода»

*Ф.Хайек «Дорога к рабству», гл. 3-6
Задание: сравните взгляды Ф.Хайека и М.Фридмана на капитализм как гарантию личной свободы. Как они оценивают современный им социализм (например, советского образца)? В чем их взгляды сходны, а в чем различаются? Оцените их взгляды с позиций более позднего опыта. Выберите какого-нибудь современного экономиста, который ведет блог. Как бы он(а) оценил(а) взгляды Хайека и Фридмана? Приведите его/ее возможные аргументы.
Объем: от 3000 до 3500 знаков, срок сдачи: воскресенье, 10 ноября, 22.00. Задание оценивается, оценка входит в итоговую оценку с весом 10%.

Введение в макроэкономику

8.История макроэкономической мысли и базовые макроэкономические понятия.


Макроэкономика как раздел экономической науки имеет короткую, но яркую историю. Здесь мы обсудим эту историю, начиная от зарождения кейнсианской макроэкономики в 1930-е годы до разделения макроэкономики на неокейнсианское и неоклассическое направления в 1970-1980-е годы, особенно в рамках объяснения источников делового цикла. Здесь мы также определим базовые экономические понятия, такие как ВВП, инфляция, безработица, и обсудим проблемы их измерения.
*Г. Мэнкью, «Принципы экономикс», гл. 15-16

О.Замулин, «Концепция реальных экономических циклов и ее роль в эволюции макроэкономической теории», 2005, Вопросы экономики, №1

9.Долгосрочный экономический рост


В долгом периоде экономическая активность определяется производственными возможностями экономики. Размер экономики определяется количеством факторов производства, таких как труд и капитальные мощности, а также их производительностью. Первый и основной вопрос – как долго экономика может расти за счет накапливания капитальных мощностей, то есть, за счет инвестиций в новое производство.
*Г. Мэнкью, «Принципы экономикс», гл. 17

*У.Истерли, В поисках роста, Главы 2-3

10.Оптимальная политика экономического роста.


Идея о том, что политика, которую проводит правительство, может помочь экономическому развитию, относительно нова. Мы будем обсуждать опыт международных организаций по содействию экономическому развитию бедных стран в ХХ веке. Этот опыт сродни лабораторному эксперименту. Он отличается от опыта правительств, пытавшихся стимулировать экономическое развитие в собственных странах; у правительств выбор проводимых реформ куда в большей степени зависит от политических факторов.
*У.Истерли «В поисках роста», гл. 11-14

*К. Сонин, «Уроки экономики», гл.4-5

А. и Б.Стругацкие «Трудно быть богом»

11.Внешний баланс экономики


Торговля товарами/услугами и иностранные инвестиции. Разница между реальным и номинальным обменным курсом. Что такое голландская болезнь и как ее лечить.
*С.Гуриев, «Мифы экономики», гл.7

*К.Сонин, Уроки экономики, урок №21

С.Гуриев и К.Сонин, «Экономика ресурсного проклятия», апрель 2008 г., Вопросы экономики

12.Деньги и инфляция


Милтон Фридман сравнил деньги с моторным маслом. Слишком малое количество денег выводит экономику из строя, так как она лишается важного инструмента обмена. Слишком большое их количество ведет к инфляции, что рушит макроэкономическую стабильность и тоже вредит экономике. Почему же очень многие страны не могут поддерживать «правильное» количество денег в экономике?
*Г. Мэнкью, «Принципы экономикс», гл. 21-22

*С.Гуриев, «Мифы экономики», Миф 14

*К.Сонин, Уроки экономики, урок №23

*О. Замулин, «Инфляция: оставьте её Центробанку», Ведомости, 4 апреля 2006 г.

А.Улюкаев, О.Замулин, М.Куликов, «Предпосылки и последствия внедрения таргетирования инфляции в России», Экономическая политика 3, Ноябрь 2006, стр. 19-38.

13.Денежная и бюджетная политика


Самое главное для макроэкономиста – способность различать краткосрочную и долгосрочную перспективу. Как влияют действия центральных банков на экономику. Как проводится денежная политика в развитых странах. Что такое инфляционные ожидания и таргетирование инфляции.
*Г. Мэнкью, «Принципы экономикс», гл. 23-24

*О.Замулин, «Уроки Фелпса – для мира и для России», 2007, Вопросы экономики, №1

*Р.Хайлбронер, «Философы от мира сего», глава про Кейнса
Теория и экономическая практика

14.Экономический крах СССР


Альтернативой рыночному механизму формирования цен (то есть выявлению информации) является плановая экономика, в которой товары распределяются в соответствии с решениями какого-то центрального органа. Можно говорить про экономику СССР как про реальный эксперимент, максимально приближенный к «плановому идеалу». Обсуждая заключительную стадию этого эксперимента, завершившегося одним из самых жестоких экономических кризисов в ХХ веке, мы будем говорить об информационных преимуществах рыночной системы.
*Е.Гайдар, «Гибель империи», гл. 3-4

*Ф.Хайек, «Дорога к рабству», гл. 3-6
Письменное задание: составьте список литературы и заслуживающих доверия источников для написания работы на тему «Можно ли было плавно реформировать советскую экономику» (не менее десяти позиций). Составьте тезисный план такой работы, с указанием ключевых мест в этих источниках (не более 1000 знаков). Срок сдачи: воскресенье, 1 декабря, 22.00. Задание оценивается, оценка входит в итоговую оценку с весом 5%.
Письменное задание: напишите эссе в соответствии с представленным планом (с учетом комментариев преподавателя). Объем не более 3000 знаков. Срок сдачи: воскресенье, 15 декабря, 22.00. Задание оценивается, оценка входит в итоговую оценку с весом 10%.

15.Рыночные реформы в России.


Российские реформы 1990-х годов, которые стали необходимы после краха плановой экономики - один из самых масштабных естественных экономических экспериментов в наше время. Мы обсудим самые важные реформы и обстоятельства, которые влияли на выбор конкретных мер.
А.Ослунд «Рождение капитализма в России» (отрывок)

*К.Сонин «Реформы и институты: взгляд экономиста», НЛО.

Е.Ясин «История российских экономических реформ»

Н.Носов «Незнайка на Луне»

*Д.Трейсман, А.Шлейфер, «Нормальная страна»
Письменное задание: напишите эссе на произвольную тему, посвященную реформам 1990-х годов в России (или одной из стран бывшего СССР). В эссе постарайтесь представить альтернативные точки зрения (чем больше авторитетных точек зрения вы сможете привести и сопоставить, тем лучше). Настоятельно рекомендуем согласовать тему эссе и источники (для этого их надо прислать нам по почте не позднее 22.00 четверга, 19 декабря). Объем не более 6000 знаков. Срок сдачи: среда, 25 декабря, 22.00. Задание оценивается, оценка входит в итоговую оценку с весом 20%.

10/08/2013


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Введение в экономику iconРабочая учебная программа по дисциплине «Введение в экономику» разработана...
Введение в экономику [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. 28 с
Введение в экономику iconРабочая учебная программа по дисциплине «Введение в экономику» разработана...
Введение в экономику [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. 28 с
Введение в экономику iconРабочая учебная программа по дисциплине «Введение в экономику» разработана...
Введение в экономику [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. 28 с
Введение в экономику iconПрограмма дисциплины «Введение в мировую экономику и международные отношения»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по направлению...
Введение в экономику iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Совместный бакалавриат вшэ-рэш, 2013-14 учебный год, 1-й курс введение в экономику
Введение в экономику iconПрограмма для 9, 10 классов общеобразовательных школ (одно-двухгодичное...
Место работы: Муниципальное образовательное учреждение Болтинская средняя общеобразовательная школа
Введение в экономику iconТематическое планирование по обществознанию (включая экономику и право). Класс: 7 Учитель
Экономику и Право). (М.: «Дрофа», 2007) и программы курса «Обществознание» для 5-7 классов общеобразовательных учреждений (М.: Русское...
Введение в экономику iconВопросы для подготовки к письменному экзамену. Модуль Введение в...
Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Тульский институт управления и бизнеса имени...
Введение в экономику iconВлияние инфляции на экономику страны и проблемы стабилизации денежного...
Изучая экономику, нельзя не затронуть тему инфляции, поскольку это явление чрезвычайно тесно вплетено в политическую и экономическую...
Введение в экономику iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Введение в мировую экономику». Реферат должен представлять собой результат самостоятельной работы студента на основе полученной...
Введение в экономику iconТематическое планирование по обществознанию (включая экономику и право). Класс: 11 Учитель
Планирование составлено на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая Экономику...
Введение в экономику iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная программа по экономике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Введение в экономику iconФгос во рабочая программа дисциплины рабочая программа дисциплины введение в экономику

Введение в экономику iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
При сопоставлении Федеральной примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) с Федеральным...
Введение в экономику iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
При сопоставлении Федеральной примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) с Федеральным...
Введение в экономику iconРабочая программа по Обществознанию 8 класс. (Базовый уровень)
При сопоставлении Федеральной примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) с Федеральным...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск