Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования





Скачать 300.71 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/4
Дата публикации05.03.2015
Размер300.71 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Экономика > Программа дисциплины
  1   2   3   4


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Факультет экономики


Программа дисциплины
ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

Для направления 080100.68 - «Экономика»

подготовки магистра

Авторы: к.э.н., проф. Ананьин О.И., к.ф.н., ст.преп. Болдырев И.А.
Одобрена на заседании кафедры экономической методологии и истории

«___» _____________ 20__ г.

Зав. кафедрой В.С.Автономов ___________________
Рекомендована секцией УМС Экономическая теория «___»___________ 20__ г.

Председатель секции О.И.Ананьин _______________
Утверждена УС факультета экономики «___» _______________ 20__ г.

Ученый секретарь Т.В. Коссова ___________________

Москва 2010
Учебный курс ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ рассчитан на студентов-экономистов первого года магистратуры, будущих аналитиков, исследователей или преподавателей, регулярно применяющих в своей работе экономико-теоретические знания. Курс призван развивать творческий потенциал и научный кругозор студента, учить ориентироваться в плюралистическом мире современной экономической науки, вырабатывать осознанное отношение к теоретическому инструментарию.

Курс знакомит с основными понятиями современной философии науки, тенденциями развития экономической методологии, содержит обзор методологических установок ведущих экономистов прошлого и настоящего.

Занятия по курсу включают лекции, семинары, а также подготовку студентом письменных работ – домашнего задания и реферата.

Изучение большинства тем курса предполагает их предварительную проработку студентами по рекомендованной литературе и последующее обсуждение в аудитории.

Основные критерии оценки знаний: владение философско-методологическим инструментарием анализа экономико-теоретических знаний; умение оценивать существующие теоретические концепции с точки зрения их познавательного потенциала и сферы применимости; умение самостоятельно применять эти знания и навыки к анализу одного из направлений экономической теории.

По итогам работы студенты сдают устный экзамен.

Формы контроля:


  • Текущий контроль осуществляется на основе оценки знаний и активности студента, проявляемых на семинарских занятиях.




  • Промежуточный контроль знаний проводится по результатам проверки письменных работ: реферата и домашнего задания.




  • Итоговый контроль проводится на в виде устного экзамена.


Итоговая оценка определяется как частное от деления суммарной оценки в баллах на 10.

Суммарная балльная оценка (максимум – 100 баллов) складывается из:

  • оценки работы на семинарах (до 40 баллов);

  • оценки за реферат (до 20 баллов);

  • оценки за письменное домашнее задание (до 10 баллов);

  • оценки за устный экзамен (до 30 баллов).


Требования к реферату:

Реферат - это самостоятельная письменная работа студента на темы, предложенные преподавателем. Она должны содержать:

- введение, содержащее постановку проблемы;

- основную часть, содержащую логически последовательное изложение темы (предпосылок и путей решения поставленной проблемы);

- краткие выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме;

- список использованной литературы (указывается только та литература, которой фактически пользовался автор; все случаи использования источников - цитаты, сведения, оценки и т.д. - отмечаются ссылками в виде сносок или примечаний с указанием страниц источника).
Объем реферата - 7-10 страниц (до 4 тыс. слов) печатного текста (шрифт Times, размер 12, один интервал). Включение в реферат материалов, не имеющих прямого отношения к теме, а также источников, не указанных в базовом списке литературы (в частности, текстов из Интернета), служит основанием для признания работы не соответствующей требованиям или существенного снижения общей оценки.
Реферат оценивается по следующим критериям:

  1. самостоятельность выполнения работы, способность аргументировано защищать основные положения и выводы (+/-); реферат, выполненный несамостоятельно, по другим критериям не оценивается;

  1. соответствие формальным требованиям: структура, наличие списка литературы, сносок, грамотность изложения;

  1. способность сформулировать проблему;

  1. уровень освоения темы и изложения материала: обоснованность отбора материала, использование первичных источников, способность самостоятельно осмысливать выявленные факты, логика изложения;

  1. четкость и содержательность выводов.


Формирование итоговой оценки


Оценка по десятибалльной системе

Количество баллов

10 (блестяще)

94-100

9 (отлично)

87-93

8(почти отлично)

80-86

7 (очень хорошо)

70-79

6 (хорошо)

60-69

5(весьма удовлетворительно)

50-59

4 (удовлетворительно)

40-49

3 (плохо)

30-39

2(очень плохо)

20-29

1 (неудовлетворительно)

19 и ниже


Базовый учебник
Блауг М. Методология экономической науки, или как экономисты объясняют. М.: НП «Журнал ВЭ», 2004.
Основная рекомендуемая литература:


  1. Философско-методологический анализ экономических теорий. Составитель – У.Мяки. М.: ГУ-ВШЭ, 2002.

  2. The Handbook of Economic Methodology. Ed. by J. Davies, W. Hands and U.Maki. Cheltenham: Edward Elgar. 1998.

  3. Elgar Companion to Economics and Philosophy. Ed. by J. Davies, A. Marciano and J. Runde. Cheltenham: Edward Elgar. 2004

  4. Foundations of economic research. How do Economists do Economics. Ed. by S. Medema and W. Samuels. Cheltenham: Edward Elgar.1996.

  5. Is Economics Becoming a Hard Science? Ed. by A. D’Autume and J. Cartelier. Elgar: 1997.

  6. Cartwright N. Hunting Causes and Using Them. Approaches in Philosophy and Economics. Cambridge: Cambridge University Press. 2007.

  7. Hands W. Reflection without Rules. Cambridge: Cambridge University Press. 2002.

  8. Facts and Fiction in Economics. Ed. by U. Maki. Cambridge: Cambridge University Press. 2002.

  9. The Economic World View. Studies in the Ontology of Economics. Ed. by U. Maki Cambridge: Cambridge University Press. 2001.

  10. Ананьин О.И. Структура экономико-теоретического знания: методологический анализ. М.: Наука. 2005.

  11. Экономика как искусство. Методологические вопросы применения экономической теории в прикладных социально-экономических исследованиях. Под ред. О.И. Ананьина. М.: Наука. 2008.



Тематический план учебной дисциплины



№№

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

Всего часов

Аудиторные часы: лекции | семинары

Самостояте-льная работа

1

Введение в философию науки

32

10

6

18

1.1

Основы философии познания и научного метода. Рационализм и эмпиризм

10

4

-

6

1.2

Проблема специфики социального познания

8

2

2

4

1.3

Позитивизм и попперианство

8

2

2

4

1.4

Постпозитивизм и постмодернизм

8

2

2

4

2

Методологические установки экономистов

46

10

10

26

2.1

Методологические предпосылки классической политэкономии

8

2

2

4

2.2

Диалектический метод К. Маркса

10

2

2

6

2.3

«Спор о методе»

8

2

2

4

2.4

Эпистемология и методологические установки кембриджской школы

10

2

2

6

2.5

Методологические полемики в рамках «мейнстрима»

10

2

2

6

3

Современная экономическая методология

66

14

14

38

3.1

Рациональные реконструкции истории экономической науки, экономические онтологии

8

2

2

4

3.2

Эпистемологические проблемы познания экономических явлений

10

2

2

6

3.3

Междисциплинарные связи в экономических исследованиях

8

2

2

4

3.4

Эпистемологическая структура экономического знания

10

2

2

6

3.5

Диалектика позитивного и нормативного в экономической науке

10

2

2

6

3.6

Философско-методологические основания неортодоксальных школ современной экономической науки

10

2

2

6

3.7

Тенденции эволюции философско-методологичес-кой рефлексии в экономической науке

10

2

2

6

4.

Домашнее задание

16





16




ВСЕГО:

162

34

30

98


Содержание программы
Раздел 1. Введение в философию науки
ТЕМА 1.1. Основы философии познания и научного метода.

Вопросы к теме:

  • гносеология, эпистемология, философия науки

  • две философские традиции: рационализм и эмпиризм – Бэкон и Декарт

  • развитие философии познания: Юм, Кант; проблема причинности, аналитические и синтетические суждения

  • основы теории познания Гегеля

  • классический позитивизм; гипотетико-дедуктивная модель научного объяснения

  • типы научной рациональности, по В.С. Стёпину

Основная литература

Лекторский В.А. Теория познания (гносеология, эпистемология). Мышление. / Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.: УРСС. 2001 (с.103-114; 137-150).

Блауг М. Методология экономической науки, или как экономисты объясняют. М.: НП «Журнал ВЭ», 2004. Гл. 1 (с. 43-54).

Дополнительная литература

Стёпин В.С. Философия науки: общие проблемы. М.: Гардарики. 2008. Гл.1, 6.
ТЕМА 1.2. Проблема специфики социального познания

Вопросы к теме:

  • эпистемология неокантианцев (Риккерт, Виндельбанд)

          • образование понятий в науках о природе и науках о культуре

          • принцип отнесения к ценности

  • Макс Вебер о специфике социального познания

          • «идеальный тип» и его роль в познании

          • свободе от оценки

Основная литература

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика. 1998. (§§ III – XI, c. 50-110).

Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания. / Вебер М. Избр. произведения. М.: 1980.

Дополнительная литература
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск