Скачать 187.06 Kb.
|
ББК 22.100 Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика отрасли» составлена в соответствии с требованиями ООП бакалаврской подготовки по направлению 080200.62 «Менеджмент» профиль 080200.62 «Менеджмент нефтехимических производств и газового комплекса». Составитель: Балдина Ю.В., ассистент кафедры менеджмента Утверждена на заседании кафедры менеджмента, протокол № 20 от 03.06.2014 г. Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института управления ВГУЭС, протокол № 2 от 09.06.2014г. Владивосток Издательство ВГУЭС 2014 ВВЕДЕНИЕ Учебная дисциплина «Экономика отрасли (нефтехимических производств и газового комплекса)» является важной составной частью общепрофессиональной и специальной экономической подготовки специалистов нефтегазовой отрасли. В курсе предмета изучается экономическая деятельность нефтегазовых предприятий и основы управления ими в условиях перехода к рыночным отношениям. В современных условиях центр экономической деятельности перемещается к основному звену экономики — предприятию. На предприятии решаются вопросы экономного расходования ресурсов, снижения издержек производства, применения современной высокопроизводительной техники. Специфика нефтегазовых предприятий, обусловленная высокой ресурсоемкостью продукции, усугубляет важность решения выше перечисленных вопросов. Все это требует глубоких экономических знаний, опираясь на которые специалист сумеет верно оценить реальную экономическую ситуацию и, в конечном счете, обеспечить высокую эффективность производства в современных экономических условиях. Дисциплина «Экономика отрасли (нефтехимических производств и газового комплекса)» связана с рядом других изучаемых предметов. Теоретические положения рыночной экономики рассматриваются в учебном курсе «Экономическая теория»; «Экономика организаций (предприятий)». Программа дисциплины разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и отвечает основным задачам его освоения. В рамках дисциплины «Экономика отрасли (нефтехимических производств и газового комплекса)» рассматриваются темы: «Современное состояние нефтегазового комплекса»; «Промышленность и ее место в экономике и структуре общественного производства»; «Отрасль и отраслевая структура»; «Проблемы и тенденции развития топливно-энергетического комплекса России. Экономическая модель развития ТЭК. Государственная энергетическая политика»; «Концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства»; «Конкуренция и монополия на рынке»; «Экономическая сущность основных и оборотных фондов, значение повышения эффективности их использования»; «Эффективность функционирования промышленности: прибыль и рентабельность»; «Государственное регулирование нефтегазового комплекса». 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 1.1 Цели освоения учебной дисциплины Целями освоения учебной дисциплины «Экономика отрасли» изучить теоретические основы экономики нефтехимической и газовой отрасли, помочь студентам в овладении знаниями, необходимыми в повседневной работе на предприятиях. Содержание курса лекций ориентировано на раскрытие сущности экономических категорий. Задачи курса: - изучить структуру отраслей народного хозяйства, механизм их функционирования и развития; - рассмотреть особенности экономического развития отрасли нефтехимического и газового комплекса; - ознакомить с организацией управления предприятиями в соответствии с их размерами, отраслевой специализацией и формами собственности. - изучить государственную политику в нефтегазовом комплексе 1.2 Место учебной дисциплины в структуре ООП (связь с другими дисциплинами) Данная учебная дисциплина отнесена к базовой части естественнонаучного цикла (Б.3 группа Д). Раскрывает основные идеи и средства методологии организации научных исследований, помогает студентам успешнее выполнять курсовое и дипломное проектирование. Дисциплина базируется на следующих дисциплинах ООП:
При освоении данной дисциплины компетенции одновременно формируются следующими дисциплинами ООП.
1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины. Дисциплина направлена на формирование профессиональных качеств в соответствии с квалификационной характеристикой выпускника по направлению 080200.62 «Менеджмент. В результате изучения дисциплины будут сформированы следующие компетенции: Таблица. Формируемые знания, умения, владения
1.4 Основные виды занятий и особенности их проведения при изучении дисциплины Объем и сроки изучения дисциплины: Общая трудоемкость дисциплин составляет 2 зачетные единицы, общий объем 72 часа, в т.ч. 17 часов лекционных занятий, 17 часов практических занятий, на самостоятельную работу приходится 38 часов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах составляет 30 процентов аудиторных занятий (10часов). Промежуточная аттестация по курсу - зачет. 1.5 Виды контроля и отчетности по дисциплине Контроль успеваемости осуществляется в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний бакалавров. Текущий контроль производится в виде устных опросов по теории курса, дискуссий, обсуждения конкретных ситуаций, написания индивидуальных самостоятельных работ на практических занятиях; проведение контрольных работ по блокам изученного материала (предварительные аттестации). Промежуточный контроль знаний бакалавров осуществляется при проведении зачета в форме письменного теста.
2.1 Темы лекций Тема 1. Введение Роль нефти и газа в экономике России. Энергетический баланс. Характеристика областей применения нефти, газа и продуктов их переработки. Межотраслевые связи нефтегазового комплекса. Геополитические и внешнеэкономические аспекты нефтегазового комплекса. Тема 2. Современное состояние нефтегазового комплекса Основные проблемы: интенсификация воспроизводства запасов, повышение коэффициента нефтеизвлечения, углубление процессов нефтепереработки, рациональная система нефтеснабжения, повышение эффективности использования нефтепродуктов. Характеристика запасов, производства, потребления, экспорта газа. Основные проблемы в области структурных преобразований в газовой отрасли. Важнейшие инвестиционные проекты. Газосбережение и его значение. Возрастающая роль природного газа в экономике, переход к «эпохе метана». Тема 3. Промышленность и ее место в экономике и структуре общественного производства Роль промышленности в развитии экономики страны (модели организационного устройства национального хозяйства). Различные концепции экономической системы. Студент должен знать: роль промышленности в развитии экономики страны Тема 4. Отрасль и отраслевая структура Отраслевая структура промышленности и факторы, влияющие на ее изменение. Роль государства и его экономическая политика в изменении отраслевой структуры и развитии прогрессивных отраслей промышленности. Показатели, характеризующие отраслевую структуру. Динамика изменения отраслевой структуры промышленного производства в России. Классификация отраслей промышленности. Взаимосвязь отраслей промышленности. Общее понятие о межотраслевом балансе. Межотраслевые комплексы и их роль в развитии экономики страны. Студент должен усвоить и запомнить: понятие отрасли промышленности и отраслевой структуры, показатели анализа отраслевой структуры, понятие межотраслевого комплекса. Тема 5. Проблемы и тенденции развития топливно-энергетического комплекса России. Экономическая модель развития ТЭК. Государственная энергетическая политика. Состояние ТЭК, его роль в экономике страны. Основные факторы, сдерживающие развитие ТЭК. Принципы экономической модели развития ТЭК в рыночных условиях хозяйствования. Перспективный топливно-энергетический баланс страны. Приоритетная государственная энергетическая политика. Тема 6. Концентрация производства Концентрация, как одна из форм рациональной организации общественного производства, наряду со специализацией, кооперированием и комбинированием. Сущность концентрации, основные формы и виды концентрации. Преимущества и недостатки крупных предприятий, методы определения оптимального размера предприятия. Проблема связи концентрации и монополизации, показатели, используемые для оценки степени концентрации на рынке (отрасли) и выявление на ее основе степени монополизации рынка. Вмешательство государственных антимонопольных органов в процессе формирования конкурентной среды на данном товарном рынке. Сущность диверсификации производства и ее роль в повышении конкурентоспособности предприятия и демонополизации рынка. Студент должен усвоить и запомнить: формы и показатели уровня концентрации, экономические аспекты концентрации производства, определение оптимального размера предприятия. Тема 7. Специализация и кооперирование производства Сущность специализации и кооперирования, формы специализации и кооперирования, показатели ее уровня и развития, виды специализации, в зависимости от масштаба деятельности, виды связей кооперирования. Сущность кооперирования, как одной из форм интеграции предприятий. Влияние развития специализации и кооперирования на эффективность общественного производства, методика расчета экономического эффекта от развития специализации и кооперирования; негативные аспекты специализации и кооперирования. Студент должен усвоить и запомнить: экономическую эффективность специализации и кооперирования, показатели уровня специализации и кооперирования, сущность стандартизации и ее роль в развитии специализации. Тема 8. Комбинирование производства и его экономическая эффективность Сущность комбинирования, как одной из прогрессивных форм общественной организации производства, формы комбинирования, их применение в различных отраслях промышленности, показатели оценки уровня развития комбинирования. Основные направления повышения эффективности производства при развитии комбинирования на макро и микроэкономических уровнях. Методы расчета экономического эффекта, и факторы, обеспечивающие его получение. Расширение сырьевой базы промышленности, ресурсосбережение и другие экономические аспекты комбинирования. Студент должен усвоить и запомнить: сущность комбинирования производства, формы комбинирования, показатели уровня комбинирования, экономические аспекты комбинирования. Тема 9. Конкуренция и монополия на рынке Понятие монополии как рыночной структуры и условия ее существования. Монопольная власть и ее измерение. Причины изменения объема сбыта реализуемой продукции при изменении цены. Источники монопольной власти. Сущность эластичности спроса. Число фирм на рынке. Понятие концентрации рынка. Взаимодействие между фирмами. Экономические последствия монополии. Ценовая дискриминация. Методика конкурентного анализа отрасли. Методические принципы уточнения профиля отрасли и движущих сил и ее развития, оценка сил конкуренции и конкурентных позиций соперничающих предприятий. Студент должен усвоить и запомнить: основные механизмы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность, сущность конкурентного анализа отрасли, движущие силы развития отрасли. Тема 10. Экономическая сущность основных и оборотных фондов, значение повышения эффективности их использования Основной и оборотный капитал. Составляющие основного капитала. Структура оборотного капитала. Оборот основного капитала фирмы. Кругооборот оборотного капитала. Время производства и обращения. Студент должен усвоить и запомнить: что понимается под основными средствами, по каким признакам и как они классифицируются, какие существуют виды стоимостных оценок основных средств и для чего они применяются, какие основные показатель характеризуют уровень использования основных средств, в чем отличие оборотных фондов и оборотных средств предприятия (по назначению, функциям, со-ставу). Тема 11. Эффективность функционирования промышленности: прибыль и рентабельность. Сущность и виды издержек производства фирмы. Себестоимость продукции. Пути снижения себестоимости. Чистый доход и прибыль фирмы. Экономическая рентабельность фирмы. Студент должен усвоить и запомнить: что такое явные и альтерна-тивные издержки фирмы, в чем состоит экономический смысл разделе-ния издержек на постоянные и переменные, каковы основные статьи себестоимости продукции. Тема 12. Государственное регулирование нефтегазового комплекса. Роль государства в управлении нефтегазовой промышленностью. Структура государственного экономического регулирования: тарифная; ценовая; налоговая; таможенная; инвестиционная; антимонопольная и конкурентная политика. Основные принципы и приоритеты государственной энергетической политики. Особенности влияния государства на управление нефтегазовым комплексом в России. 2.2 Перечень тем практических занятий ЗАНЯТИЕ 1 Вопросы для обсуждения:
ЗАНЯТИЕ 2 Вопросы для обсуждения:
ЗАНЯТИЕ 3 Вопросы для обсуждения:
ЗАНЯТИЕ 4 Вопросы для обсуждения:
ЗАНЯТИЕ 5 Вопросы для обсуждения:
ЗАНЯТИЕ 6 Вопросы для обсуждения: 1. Концентрация в промышленности, формы и показатели уровня концентрации. 2. Экономические аспекты концентрации производства. Определение оптимального размера предприятия. 3. Концентрация и монополизация в экономике, их взаимосвязь. Оценка степени концентрации. 4. Концентрация и диверсификация производства. 5. Преимущества и недостатки крупных предприятий. ЗАНЯТИЕ 7 Вопросы для обсуждения: 1. Специализация и кооперирование в промышленности, их определение и формы. 2. Экономическая эффективность специализации и кооперирования. 3. Показатели уровня специализации и кооперирования. 4. Сущность стандартизации и ее роль в развитии специализации. 5. Планирование специализации и кооперирования в промышленности. ЗАНЯТИЕ 8 Вопросы для обсуждения: 1. Сущность комбинирования производства. 2. Формы комбинирования. 3. Показатели уровня комбинирования. 4. Комбинирование производства в машиностроении. 5. Экономические аспекты комбинирования. 6. Методика расчета экономического эффекта от комбинирования производства. ЗАНЯТИЕ 9 Вопросы для обсуждения: 1. Основные механизмы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность. 2. Роль отраслевых союзов в функционировании отрасли. 3. Сущность конкурентного анализа отрасли. 4. Движущие силы развития отрасли. 5. Оценка сил конкуренции. 6. Важнейшие показатели состояния развития отрасли ЗАНЯТИЕ 10 Вопросы для обсуждения: 1. Что понимается под основными средствами, по каким признакам и как они классифицируются? 2. Какие существуют виды стоимостных оценок основных средств и для чего они применяются? 3. Какие основные показатель характеризуют уровень использования основных средств? 4. В чем отличие оборотных фондов и оборотных средств предприятия (по назначению, функциям, составу)? 5. Что понимается под структурой оборотных средств? Какие фак-торы влияют на ее изменение? 6. Как влияет управление оборотными средствами предприятия на конечные результаты его работы? ЗАНЯТИЕ 11 Вопросы для обсуждения: 1. Что такое явные и альтернативные издержки фирмы? 2. В чем состоит экономический смысл разделения издержек на постоянные и переменные? 3. В чем различие понятия себестоимости в статистике, бухгалтерском учете 4. Каковы основные статьи себестоимости продукции? 5. В чем различие между бухгалтерской и экономической прибылью? 6. Дайте понятие экономической рентабельности предприятия. ЗАНЯТИЕ 12 Вопросы для обсуждения:
2.3 Самостоятельная работа студентов В соответствии с учебным планом студенты дневной формы обучения по согласованию с руководителем могут выполнить самостоятельную индивидуальную работу в течение семестра. Самостоятельная работа может выполняться по тематике разделов 2.2, 4.1 в форме рефератов, эссе, докладов. 3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИРеализация компетентностного подхода в рамках данного курса предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий таких, как: дискуссия, проведение ролевых игр, анализ практических ситуаций по тематике курса, связанной со сферой деятельности выпускника для закрепления навыков и умений, в том числе и в форме командной работы. Лекционные занятия проводятся с использованием презентационных материалов в аудитории с мультимедийным оборудованием, доступом к ресурсам университета с помощью Интернет. Практические занятия проводятся в малых группах в форме дискуссий, а также в аудитории с презентационным оборудованием для демонстрации и обсуждения студенческих проектов (PowerPoint презентаций). 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА 4.1. Перечень и тематика самостоятельных работ студентов по дисциплине 1. Нефтегазовые компании России 2. Нефтегазовые компании Китая 3. Государственная политика России в нефтегазовой отрасли 4. Государственная политика КНР в нефтегазовой отрасли 5. Научно-технический прогресс в нефтегазовом комплексе 6. Закономерности развития мирового рынка нефти и газа 7. Глобализация нефтяного рынка
Самостоятельная работа студентов (СРС) — это деятельность уча-щихся, которую они совершают без непосредственной помощи и указа-ний преподавателя, руководствуясь сформировавшимися ранее пред-ставлениями о порядке и правильности выполнения операций. Цель СРС в процессе обучения заключается как в усвоении знаний, так и в формировании умений и навыков по их использованию в новых услови-ях на новом учебном материале. Самостоятельная работа призвана обеспечивать возможность осуществления студентами самостоятельной познавательной деятельности в обучении и является видом учебного труда, способствующего формированию у студентов самостоятельности. Для студентов в качестве самостоятельной работы предполагается подготовка докладов по вышепредложенной тематике. 4.3. Рекомендации по работе с литературой по дисциплине В процессе изучения дисциплины «Экономика отрасли (нефтехимических производств и газового комплекса)» бакалавр должен обращаться к основным и дополнительным источникам литературы, а также к полнотекстовым базам данных и интернет ресурсам для поиска информации при подготовке к практическим занятиям, написании докладов и контрольных работ. 5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ5.1. Основная литература
5.2. Дополнительная литература
5.3. Полнотекстовые базы данных http://www.book.ru – Электронно-библиотечная система BOOK.ru http://rucont.ru – Электронно-библиотечная система РУКОНТ http://znanium.com – ЭБС издательства «ИНФРА-М» http://grebennikon.ru/ – Электронная библиотека Издательского дома Гребенников http://www.biblioclub.ru – Университетская библиотека online http://diss.rsl.ru/ – Электронная библиотека диссертаций http://elibrary.ru/ – Научная электронная библиотека 5.4. Интернет-ресурсыhttp://www.vvsu.ru/ddm – хранилище полнотекстовых материалов ВГУЭС http://eup.ru – библиотека экономической и управленческой литературы 6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫЛекционные занятия проводятся с использованием презентационных материалов в аудитории с мультимедийным оборудованием, доступом к ресурсам университета с помощью Интернет. Основная часть практических занятий проводится в аудитории с презентационным оборудованием для демонстрации и обсуждения студенческих проектов (PowerPoint презентаций). |
Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Международные валютно-финансовые и кредитные отношения» составлена в соответствии с требованиями... | Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа... ... | ||
Основная образовательная программа 080100. 62 Экономика. Мировая... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов, обучающихся по ооп 080100. 62 Экономика. Мировая... | Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика отрасли» Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Государственного образовательного стандарта (далее гос) среднего профессионального... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Конспекты лекций Учебно-методический комплекс дисциплины «История отрасли» составлен в соответствии с учебным планом по специальности 080502. 65 Экономика... | Рабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Логика» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62 Направление Юриспруденция на... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Логика» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62 Направление Юриспруденция на... | Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины Экономика Рекомендуется... Основная цель изучения дисциплины Экономика формирование у студентов научного экономического мышления | ||
Рабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Теория Государства и Права» составлена в соответствии с требованиями гос впо направления подготовки... | Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Рынок труда» составлена в соответствии с требованиями ооп 080400. 62 Управление персоналом,... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа... Рабочая программа предназначена для студентов направления подготовки Управление персоналом очной формы обучения | Рабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «История предпринимательства России» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» составлена в соответствии с требованиями ооп всех направлений подготовки... | Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Англий-ский язык» составлена в соответствии с требованиями ооп: 031900. 62 Международные отношения... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Краеведение» составлена в соответствии с требованиями ооп 100400. 62 Туризм и 101100. 62 Гостиничное... | Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности труда» составлена в соответствии с требованиями ооп: 080400. 62 Управление... |