Экономика отрасли рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа





Скачать 187.06 Kb.
НазваниеЭкономика отрасли рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа
Дата публикации09.03.2015
Размер187.06 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Экономика > Рабочая программа

Бакалавриат

Министерство образования и науки Российской Федерации
Владивостокский государственный университет

экономики и сервиса
Институт управления
Кафедра менеджмента

Ю.В. Балдина
экономика отрасли

Рабочая программа учебной дисциплины



Основная образовательная программа
080200.62 МЕНЕДЖМЕНТ

080200.62 МЕНЕДЖМЕНТ НЕФТЕХИМИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВ И ГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА




Владивосток

Издательство ВГУЭС

2014

ББК 22.100

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика отрасли» составлена в соответствии с требованиями ООП бакалаврской подготовки по направлению 080200.62 «Менеджмент» профиль 080200.62 «Менеджмент нефтехимических производств и газового комплекса».
Составитель: Балдина Ю.В., ассистент кафедры менеджмента
Утверждена на заседании кафедры менеджмента, протокол № 20 от 03.06.2014 г.

Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института управления ВГУЭС, протокол № 2 от 09.06.2014г.

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2014

ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина «Экономика отрасли (нефтехимических производств и газового комплекса)» является важной составной частью общепрофессиональной и специальной экономической подготовки специалистов нефтегазовой отрасли. В курсе предмета изучается экономическая деятельность нефтегазовых предприятий и основы управления ими в условиях перехода к рыночным отношениям.

В современных условиях центр экономической деятельности перемещается к основному звену экономики — предприятию. На предприятии решаются вопросы экономного расходования ресурсов, снижения издержек производства, применения современной высокопроизводительной техники. Специфика нефтегазовых предприятий, обусловленная высокой ресурсоемкостью продукции, усугубляет важность решения выше перечисленных вопросов.

Все это требует глубоких экономических знаний, опираясь на которые специалист сумеет верно оценить реальную экономическую ситуацию и, в конечном счете, обеспечить высокую эффективность производства в современных экономических условиях.

Дисциплина «Экономика отрасли (нефтехимических производств и газового комплекса)» связана с рядом других изучаемых предметов. Теоретические положения рыночной экономики рассматриваются в учебном курсе «Экономическая теория»; «Экономика организаций (предприятий)».

Программа дисциплины разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и отвечает основным задачам его освоения. В рамках дисциплины «Экономика отрасли (нефтехимических производств и газового комплекса)» рассматриваются темы: «Современное состояние нефтегазового комплекса»; «Промышленность и ее место в экономике и структуре общественного производства»; «Отрасль и отраслевая структура»; «Проблемы и тенденции развития топливно-энергетического комплекса России. Экономическая модель развития ТЭК. Государственная энергетическая политика»; «Концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства»; «Конкуренция и монополия на рынке»; «Экономическая сущность основных и оборотных фондов, значение повышения эффективности их использования»; «Эффективность функционирования промышленности: прибыль и рентабельность»; «Государственное регулирование нефтегазового комплекса».

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1.1 Цели освоения учебной дисциплины

Целями освоения учебной дисциплины «Экономика отрасли» изучить теоретические основы экономики нефтехимической и газовой отрасли, помочь студентам в овладении знаниями, необходимыми в повседневной работе на предприятиях. Содержание курса лекций ориентировано на раскрытие сущности экономических категорий. Задачи курса:

- изучить структуру отраслей народного хозяйства, механизм их функционирования и развития;

- рассмотреть особенности экономического развития отрасли нефтехимического и газового комплекса;

- ознакомить с организацией управления предприятиями в соответствии с их размерами, отраслевой специализацией и формами собственности.

- изучить государственную политику в нефтегазовом комплексе
1.2 Место учебной дисциплины в структуре ООП (связь с другими дисциплинами)

Данная учебная дисциплина отнесена к базовой части естественнонаучного цикла (Б.3 группа Д). Раскрывает основные идеи и средства методологии организации научных исследований, помогает студентам успешнее выполнять курсовое и дипломное проектирование. Дисциплина базируется на следующих дисциплинах ООП:

  1. Экономический анализ

  2. Экономика

  3. Планирование нефтегазового производства

  4. Анализ деятельности предприятия нефтегазового комплекса

При освоении данной дисциплины компетенции одновременно формируются следующими дисциплинами ООП.

  1. Теория организации

  2. Экологическое право

  3. Экономика организаций (предприятий)

  4. Экономический анализ


1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины.

Дисциплина направлена на формирование профессиональных качеств в соответствии с квалификационной характеристикой выпускника по направлению 080200.62 «Менеджмент.

В результате изучения дисциплины будут сформированы следующие компетенции:

Таблица. Формируемые знания, умения, владения

ООП

Коды компетенций

Знания, Умения, Владение

080200..62, Менеджмент. Менеджмент нефтехимических производств и газового комплекса

ПК-1

Знания:

принципы развития и закономерности функционирования организации

Умения:

ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций

ПК-8

Умения:

ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций

ПК-26

Знания:

основы экономического образа мышления

особенности правового регулирования различных областей финансовой деятельности и правового положения участников финансовых правоотношений правовой режим финансовой деятельности хозяйствующих субъектов

принципы развития и закономерности функционирования организации

Умения:

анализировать разнообразие управляемой ситуации с точки зрения экономической эффективности принимаемых решений

использовать правовые знания во взаимодействии с органами государственной власти и управления

ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций

Владения:

навыками системного подхода к оценке функционирования организации

способами и методами экономического анализа, бизнес-планирования, инновационного менеджмента

ПК-30

Знания:

экономические основы продуктивности нефтегазовой отрасли и ее технико-экономические показатели

Умения:

разбираться в разнообразии структур рынков нефтегазовой отрасли

Владения:

методами оценки эффективности использования экономических ресурсов нефтегазового предприятия

способами и методами анализа конкурентной среды нефтегазовой отрасли


1.4 Основные виды занятий и особенности их проведения при изучении дисциплины

Объем и сроки изучения дисциплины:

Общая трудоемкость дисциплин составляет 2 зачетные единицы, общий объем 72 часа, в т.ч. 17 часов лекционных занятий, 17 часов практических занятий, на самостоятельную работу приходится 38 часов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах составляет 30 процентов аудиторных занятий (10часов). Промежуточная аттестация по курсу - зачет.
1.5 Виды контроля и отчетности по дисциплине
Контроль успеваемости осуществляется в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний бакалавров.

Текущий контроль производится в виде устных опросов по теории курса, дискуссий, обсуждения конкретных ситуаций, написания индивидуальных самостоятельных работ на практических занятиях; проведение контрольных работ по блокам изученного материала (предварительные аттестации).

Промежуточный контроль знаний бакалавров осуществляется при проведении зачета в форме письменного теста.


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1 Темы лекций

Тема 1. Введение

Роль нефти и газа в экономике России. Энергетический баланс. Характеристика областей применения нефти, газа и продуктов их переработки. Межотраслевые связи нефтегазового комплекса. Геополитические и внешнеэкономические аспекты нефтегазового комплекса.

Тема 2. Современное состояние нефтегазового комплекса

Основные проблемы: интенсификация воспроизводства запасов, повышение коэффициента нефтеизвлечения, углубление процессов нефтепереработки, рациональная система нефтеснабжения, повышение эффективности использования нефтепродуктов.

Характеристика запасов, производства, потребления, экспорта газа. Основные проблемы в области структурных преобразований в газовой отрасли. Важнейшие инвестиционные проекты. Газосбережение и его значение. Возрастающая роль природного газа в экономике, переход к «эпохе метана».

Тема 3. Промышленность и ее место в экономике и структуре общественного производства

Роль промышленности в развитии экономики страны (модели организационного устройства национального хозяйства). Различные концепции экономической системы. Студент должен знать: роль промышленности в развитии экономики страны

Тема 4. Отрасль и отраслевая структура

Отраслевая структура промышленности и факторы, влияющие на ее изменение. Роль государства и его экономическая политика в изменении отраслевой структуры и развитии прогрессивных отраслей промышленности. Показатели, характеризующие отраслевую структуру. Динамика изменения отраслевой структуры промышленного производства в России. Классификация отраслей промышленности. Взаимосвязь отраслей промышленности. Общее понятие о межотраслевом балансе. Межотраслевые комплексы и их роль в развитии экономики страны. Студент должен усвоить и запомнить: понятие отрасли промышленности и отраслевой структуры, показатели анализа отраслевой структуры, понятие межотраслевого комплекса.

Тема 5. Проблемы и тенденции развития топливно-энергетического комплекса России. Экономическая модель развития ТЭК. Государственная энергетическая политика.

Состояние ТЭК, его роль в экономике страны. Основные факторы, сдерживающие развитие ТЭК. Принципы экономической модели развития ТЭК в рыночных условиях хозяйствования. Перспективный топливно-энергетический баланс страны. Приоритетная государственная энергетическая политика.

Тема 6. Концентрация производства

Концентрация, как одна из форм рациональной организации общественного производства, наряду со специализацией, кооперированием и комбинированием. Сущность концентрации, основные формы и виды концентрации. Преимущества и недостатки крупных предприятий, методы определения оптимального размера предприятия. Проблема связи концентрации и монополизации, показатели, используемые для оценки степени концентрации на рынке (отрасли) и выявление на ее основе степени монополизации рынка. Вмешательство государственных антимонопольных органов в процессе формирования конкурентной среды на данном товарном рынке. Сущность диверсификации производства и ее роль в повышении конкурентоспособности предприятия и демонополизации рынка. Студент должен усвоить и запомнить: формы и показатели уровня концентрации, экономические аспекты концентрации производства, определение оптимального размера предприятия.

Тема 7. Специализация и кооперирование производства

Сущность специализации и кооперирования, формы специализации и кооперирования, показатели ее уровня и развития, виды специализации, в зависимости от масштаба деятельности, виды связей кооперирования. Сущность кооперирования, как одной из форм интеграции предприятий. Влияние развития специализации и кооперирования на эффективность общественного производства, методика расчета экономического эффекта от развития специализации и кооперирования; негативные аспекты специализации и кооперирования. Студент должен усвоить и запомнить: экономическую эффективность специализации и кооперирования, показатели уровня специализации и кооперирования, сущность стандартизации и ее роль в развитии специализации.

Тема 8. Комбинирование производства и его экономическая эффективность

Сущность комбинирования, как одной из прогрессивных форм общественной организации производства, формы комбинирования, их применение в различных отраслях промышленности, показатели оценки уровня развития комбинирования. Основные направления повышения эффективности производства при развитии комбинирования на макро и микроэкономических уровнях. Методы расчета экономического эффекта, и факторы, обеспечивающие его получение. Расширение сырьевой базы промышленности, ресурсосбережение и другие экономические аспекты комбинирования. Студент должен усвоить и запомнить: сущность комбинирования производства, формы комбинирования, показатели уровня комбинирования, экономические аспекты комбинирования.

Тема 9. Конкуренция и монополия на рынке

Понятие монополии как рыночной структуры и условия ее существования. Монопольная власть и ее измерение. Причины изменения объема сбыта реализуемой продукции при изменении цены. Источники монопольной власти. Сущность эластичности спроса. Число фирм на рынке. Понятие концентрации рынка. Взаимодействие между фирмами. Экономические последствия монополии. Ценовая дискриминация. Методика конкурентного анализа отрасли. Методические принципы уточнения профиля отрасли и движущих сил и ее развития, оценка сил конкуренции и конкурентных позиций соперничающих предприятий. Студент должен усвоить и запомнить: основные механизмы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность, сущность конкурентного анализа отрасли, движущие силы развития отрасли.

Тема 10. Экономическая сущность основных и оборотных фондов, значение повышения эффективности их использования

Основной и оборотный капитал. Составляющие основного капитала. Структура оборотного капитала. Оборот основного капитала фирмы. Кругооборот оборотного капитала. Время производства и обращения.

Студент должен усвоить и запомнить: что понимается под основными средствами, по каким признакам и как они классифицируются, какие существуют виды стоимостных оценок основных средств и для чего они применяются, какие основные показатель характеризуют уровень использования основных средств, в чем отличие оборотных фондов и оборотных средств предприятия (по назначению, функциям, со-ставу).

Тема 11. Эффективность функционирования промышленности: прибыль и рентабельность.

Сущность и виды издержек производства фирмы. Себестоимость продукции. Пути снижения себестоимости. Чистый доход и прибыль фирмы. Экономическая рентабельность фирмы. Студент должен усвоить и запомнить: что такое явные и альтерна-тивные издержки фирмы, в чем состоит экономический смысл разделе-ния издержек на постоянные и переменные, каковы основные статьи себестоимости продукции.

Тема 12.  Государственное регулирование нефтегазового комплекса.

Роль государства в управлении нефтегазовой промышленностью. Структура государственного экономического регулирования: тарифная; ценовая; налоговая; таможенная; инвестиционная; антимонопольная и конкурентная политика. Основные принципы и приоритеты государственной энергетической политики. Особенности влияния государства на управление нефтегазовым комплексом в России.
2.2 Перечень тем практических занятий

ЗАНЯТИЕ 1

Вопросы для обсуждения:

  1. Основные характеристики нефтяной промышленности,

  2. «Нефтяная цепочка» и взаимосвязь отдельных отраслей.

  3. Сырьевая база и проблемы ее воспроизводства.

  4. Основные характеристики газовой промышленности.

  5. «Газовая цепочка» и взаимосвязь отдельных звеньев.

  6. Структура сырьевой базы газовой промышленности. Газовый рынок и его особенности.

ЗАНЯТИЕ 2

Вопросы для обсуждения:

  1. Зарождение, формирование и основные этапы развития добычи нефти и бурения скважин.

  2. Основные этапы развития добычи нефти в послевоенные годы: первый период (1946-1965 гг.); второй период (1966-1985 гг.); третий период (1986-1991 гг.).

  3. Развитие нефтяной промышленности в рыночных условиях.

  4. История развития газовой промышленности.

  5. Особенности размещения газовой промышленности.

ЗАНЯТИЕ 3

Вопросы для обсуждения:

  1. Современное состояние нефтегазового комплекса

  2. Характеристика запасов в количественном и качественном отношениях. Динамика изменения дебитов нефтяных и газовых скважин; использование фонда скважин.

  3. Особенности размещения предприятий в отдельных отраслях нефтяной и газовой промышленности. Принципы размещения.

ЗАНЯТИЕ 4

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие отрасли промышленности.

  1. Понятие отраслевой структуры промышленности.

  2. Факторы, определяющие отраслевую структуру промышленности.

  3. Важнейшие направления совершенствования отраслевой струк-туры промышленности в современных условиях.

  4. Показатели анализа отраслевой структуры.

  5. Понятие межотраслевого комплекса.

ЗАНЯТИЕ 5

Вопросы для обсуждения:

  1. Основные принципы и приоритеты государственной региональной политики ТЭК России.

  2. Энергетические ресурсы России на длительную перспективу XXI века.

  3. Интеграция России в международное энергетическое пространство. Перспективные внешние нефтяные и газовые рынки России.

  4. Экономическая политика России в освоении Азиатско-Тихоокеанского рынка.

  5. Рынки Ближнего Востока, Южной Америки и Африки как потенциальные потребители российских нефтегазовых компаний.

  6. Формирование единой энергетической и энерготранспортной инфраструктуры в сопредельных регионах Европы и Азии.

ЗАНЯТИЕ 6

Вопросы для обсуждения:

1. Концентрация в промышленности, формы и показатели уровня концентрации.

2. Экономические аспекты концентрации производства. Определение оптимального размера предприятия.

3. Концентрация и монополизация в экономике, их взаимосвязь. Оценка степени концентрации.

4. Концентрация и диверсификация производства.

5. Преимущества и недостатки крупных предприятий.

ЗАНЯТИЕ 7

Вопросы для обсуждения:

1. Специализация и кооперирование в промышленности, их определение и формы.

2. Экономическая эффективность специализации и кооперирования.

3. Показатели уровня специализации и кооперирования.

4. Сущность стандартизации и ее роль в развитии специализации.

5. Планирование специализации и кооперирования в промышленности.

ЗАНЯТИЕ 8

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность комбинирования производства.

2. Формы комбинирования.

3. Показатели уровня комбинирования.

4. Комбинирование производства в машиностроении.

5. Экономические аспекты комбинирования.

6. Методика расчета экономического эффекта от комбинирования производства.

ЗАНЯТИЕ 9

Вопросы для обсуждения:

1. Основные механизмы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.

2. Роль отраслевых союзов в функционировании отрасли.

3. Сущность конкурентного анализа отрасли.

4. Движущие силы развития отрасли.

5. Оценка сил конкуренции.

6. Важнейшие показатели состояния развития отрасли

ЗАНЯТИЕ 10

Вопросы для обсуждения:

1. Что понимается под основными средствами, по каким признакам и как они классифицируются?

2. Какие существуют виды стоимостных оценок основных средств и для чего они применяются?

3. Какие основные показатель характеризуют уровень использования основных средств?

4. В чем отличие оборотных фондов и оборотных средств предприятия (по назначению, функциям, составу)?

5. Что понимается под структурой оборотных средств? Какие фак-торы влияют на ее изменение?

6. Как влияет управление оборотными средствами предприятия на конечные результаты его работы?

ЗАНЯТИЕ 11

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое явные и альтернативные издержки фирмы?

2. В чем состоит экономический смысл разделения издержек на постоянные и переменные?

3. В чем различие понятия себестоимости в статистике, бухгалтерском учете 4. Каковы основные статьи себестоимости продукции?

5. В чем различие между бухгалтерской и экономической прибылью?

6. Дайте понятие экономической рентабельности предприятия.

ЗАНЯТИЕ 12

Вопросы для обсуждения:

  1. Механизмы и структура государственного участия на различных этапах освоения нефтегазовых ресурсов: от поисково-разведочных работ до прекращения эксплуатации месторождений и демонтажа оборудования.

  2. Рациональное взаимодействие государства и других участников инвестиционного процесса в нефтегазовом комплексе.

  3. Нефтяной комплекс России и его влияние на геополитическое и экономическое положение страны в целом.

  4. ТЭК и государство: стратегия устойчивого развития энергетики с точки зрения энергетической безопасности.

  5. О приоритетах нефтяной дипломатии России.

2.3 Самостоятельная работа студентов

В соответствии с учебным планом студенты дневной формы обучения по согласованию с руководителем могут выполнить самостоятельную индивидуальную работу в течение семестра. Самостоятельная работа может выполняться по тематике разделов 2.2, 4.1 в форме рефератов, эссе, докладов.

3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Реализация компетентностного подхода в рамках данного курса предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий таких, как: дискуссия, проведение ролевых игр, анализ практических ситуаций по тематике курса, связанной со сферой деятельности выпускника для закрепления навыков и умений, в том числе и в форме командной работы.

Лекционные занятия проводятся с использованием презентационных материалов в аудитории с мультимедийным оборудованием, доступом к ресурсам университета с помощью Интернет. Практические занятия проводятся в малых группах в форме дискуссий, а также в аудитории с презентационным оборудованием для демонстрации и обсуждения студенческих проектов (PowerPoint презентаций).
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

4.1. Перечень и тематика самостоятельных работ студентов по дисциплине

1. Нефтегазовые компании России

2. Нефтегазовые компании Китая

3. Государственная политика России в нефтегазовой отрасли

4. Государственная политика КНР в нефтегазовой отрасли

5. Научно-технический прогресс в нефтегазовом комплексе

6. Закономерности развития мирового рынка нефти и газа

7. Глобализация нефтяного рынка


    1. Методические рекомендации по организации СРС


Самостоятельная работа студентов (СРС) — это деятельность уча-щихся, которую они совершают без непосредственной помощи и указа-ний преподавателя, руководствуясь сформировавшимися ранее пред-ставлениями о порядке и правильности выполнения операций. Цель СРС в процессе обучения заключается как в усвоении знаний, так и в формировании умений и навыков по их использованию в новых услови-ях на новом учебном материале. Самостоятельная работа призвана обеспечивать возможность осуществления студентами самостоятельной познавательной деятельности в обучении и является видом учебного труда, способствующего формированию у студентов самостоятельности.

Для студентов в качестве самостоятельной работы предполагается подготовка докладов по вышепредложенной тематике.
4.3. Рекомендации по работе с литературой по дисциплине
В процессе изучения дисциплины «Экономика отрасли (нефтехимических производств и газового комплекса)» бакалавр должен обращаться к основным и дополнительным источникам литературы, а также к полнотекстовым базам данных и интернет ресурсам для поиска информации при подготовке к практическим занятиям, написании докладов и контрольных работ.

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



5.1. Основная литература

  1. Ивасенко А.Г., Никонова Я. И. Макроэкономика. - М.: КНОРУС, 2013

  2. Ланин Г.А. Экономика перерабатывающих предприятий потребительской кооперации. - М.: Вузовский учебник, 2011

  3. Поздняков В. Я., Казаков С. В., Экономика отрасли. - М.: ИНФРА-М, 2009

  4. Рогожа И.В. Нефтяной комплекс России: государство, бизнес, инновации. - М.: ИНФРА-М, 2013

  5. Сафронов Н.А., Экономика организации (предприятия). - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2013

  6. Стариков Н.В. Шерше ля нефть. Почему наш Стабилизационный фонд находится ТАМ? - СПб.: Питер, 2009

5.2. Дополнительная литература

  1. Бобылев С. Н., Ходжаев А. Ш. Экономика природопользования. - М.: ИНФРА-М, 2010

  2. Бобылев Ю. Н., Четвериков Д. Н. Факторы развития рынка нефти. - М.: ИЭПП, 2006

  3. Денк С. О., Перспективы нефтегазодобычи. - Пермь: Электронные изд. системы, 2006

  4. Пушкарева В. М., Экономика. Словарь. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012


5.3. Полнотекстовые базы данных

http://www.book.ru – Электронно-библиотечная система BOOK.ru

http://rucont.ru – Электронно-библиотечная система РУКОНТ

http://znanium.com – ЭБС издательства «ИНФРА-М»

http://grebennikon.ru/ – Электронная библиотека Издательского дома Гребенников

http://www.biblioclub.ru – Университетская библиотека online

http://diss.rsl.ru/ – Электронная библиотека диссертаций

http://elibrary.ru/ – Научная электронная библиотека

5.4. Интернет-ресурсы


http://www.vvsu.ru/ddm – хранилище полнотекстовых материалов ВГУЭС

http://eup.ru – библиотека экономической и управленческой литературы

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Лекционные занятия проводятся с использованием презентационных материалов в аудитории с мультимедийным оборудованием, доступом к ресурсам университета с помощью Интернет.

Основная часть практических занятий проводится в аудитории с презентационным оборудованием для демонстрации и обсуждения студенческих проектов (PowerPoint презентаций).



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Экономика отрасли рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа iconРабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Международные валютно-финансовые и кредитные отношения» составлена в соответствии с требованиями...
Экономика отрасли рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа iconРабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа...
...
Экономика отрасли рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа iconОсновная образовательная программа 080100. 62 Экономика. Мировая...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов, обучающихся по ооп 080100. 62 Экономика. Мировая...
Экономика отрасли рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа iconРабочая программа учебной дисциплины «Экономика отрасли»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Государственного образовательного стандарта (далее гос) среднего профессионального...
Экономика отрасли рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа iconРабочая программа учебной дисциплины Конспекты лекций
Учебно-методический комплекс дисциплины «История отрасли» составлен в соответствии с учебным планом по специальности 080502. 65 Экономика...
Экономика отрасли рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа iconРабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Логика» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62 Направление Юриспруденция на...
Экономика отрасли рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа iconРабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Логика» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62 Направление Юриспруденция на...
Экономика отрасли рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины Экономика Рекомендуется...
Основная цель изучения дисциплины Экономика формирование у студентов научного экономического мышления
Экономика отрасли рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа iconРабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Теория Государства и Права» составлена в соответствии с требованиями гос впо направления подготовки...
Экономика отрасли рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа iconРабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Рынок труда» составлена в соответствии с требованиями ооп 080400. 62 Управление персоналом,...
Экономика отрасли рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа iconРабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа...
Рабочая программа предназначена для студентов направления подготовки Управление персоналом очной формы обучения
Экономика отрасли рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа iconРабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «История предпринимательства России» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62...
Экономика отрасли рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа iconРабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» составлена в соответствии с требованиями ооп всех направлений подготовки...
Экономика отрасли рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа iconРабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Англий-ский язык» составлена в соответствии с требованиями ооп: 031900. 62 Международные отношения...
Экономика отрасли рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа iconРабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Краеведение» составлена в соответствии с требованиями ооп 100400. 62 Туризм и 101100. 62 Гостиничное...
Экономика отрасли рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа iconРабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности труда» составлена в соответствии с требованиями ооп: 080400. 62 Управление...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск