Налогообложение регионов России: эволюция, приоритеты, направления реформирования





Скачать 321.42 Kb.
НазваниеНалогообложение регионов России: эволюция, приоритеты, направления реформирования
страница1/2
Дата публикации22.03.2015
Размер321.42 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Экономика > Автореферат
  1   2


На правах рукописи

Рахманин Виталий Павлович

Налогообложение регионов России:

эволюция, приоритеты, направления

реформирования

Специальность: 08.00.10 - финансы, денежное

обращение и кредит
АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Ростов–на–Дону – 2006

Диссертационная работа выполнена в Ростовском институте сервиса

Южно – Российского государственного университета

экономики и сервиса

Научный руководитель:

доктор экономических наук, профессор

Клюкович Зинаида Александровна

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор

Андреева Лариса Юрьевна

кандидат экономических наук, доцент

Челышева Эльвира Александровна

Ведущая организация:

Кубанский государственный аграрный университет


Защита состоится «24» октября 2006 г. в 15-30 часов на заседании диссертационного совета Д.212.208.02 по экономическим наукам при Ростовском государственном универси­тете по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, пер. Соборный , 26 , ауд. 307

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Ростов­ского государственного университета (г. Ростов–на–Дону, ул. Пушкинская, 148)

Автореферат разослан «21» сентября 2006 г.

Отзывы на автореферат, заверенные печатью, просим направлять по адресу: 344007, г. Ростов-на-Дону, ул. Горького, 88, РГУ, экономический факультет, диссер­тационный совет Д.212.208.02 .Ученому секретарю

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат экономических наук, доцент


Л.П. Малейко

Общая характеристика работы



Актуальность исследования. Задача построения эффективной системы налогообложения регионов является одной из главных задач институциональной реформы налоговой системы России в посткризисной экономике.

Необходимость разработки новой концепции обусловливают отсутствие теоретических обоснований, наличие проблемы нерационального соотношения федерализма и децентрализации, организации, функционирования системы территориального налогообложения, логики генезиса противоречий в налогообложении субъектов Федерации.

Сложная структура хозяйственной системы России, зависимость государственной экономической политики от действенности средств ее реализации на уровне субъектов Федерации придают важность исследованию территориальной компоненты налоговой системы.

Присущая дореформенной России межрегиональная дифференциация в процессе реформ значительно увеличилась. Это обстоятельство отразилось на системе налогообложения субъектов Федерации, характеризующейся в настоящее время высоким уровнем неоднородности хозяйственного пространства. Положение о необходимости совершенствования налогообложения регионов сохраняет актуальность и предполагает наличие ряда институциональных различий.

Методологическое обоснование механизма урегулирования отношений в системе налогообложения территорий России позволит решить вышеуказанную проблему. Управление территориальным развитием реализуется через систему различных средств государственной политики: налоговой, бюджетной, кредитной, инвестиционной, социальной и др.

Проблемы, возникающие в связи с применением налоговых, бюджетных и других инструментов в конкретных локализованных территориях – следствие их разнообразия, сложности механизмов согласования общегосударственных, региональных и местных интересов.

Необходимость формирования новых моделей регионального налогообложения в экономике России, важность рассматриваемой проблемы, ее теоретическая и практическая значимость придают теме настоящего диссертационного исследования особую актуальность.

Степень разработанности проблемы. Анализ монографической и периодической литературы по проблематике диссертации показал, что проблемы реформирования налоговой системы страны, совершенствования регионального налогообложения являются традиционными и в целом достаточно широко освещены в научной литературе.

Однако, несмотря на наличие достаточно мощной исходной концептуально-методологической базы исследования, существуют теоретические пробелы, связанные с недостаточной проработкой методических основ формирования модели регионального налогообложения в условиях реформирования налоговой системы страны, осложняющие формирование системно-целостного представления о предмете исследования.

Научные публикации в исследуемой области можно условно сгруппировать следующим образом:

- среди теорий налогообложения следует выделить классическую теорию А.Смита, Д.Риккардо;

- проблемам взимания налогов посвящены работы Д.Боголепова, И.Тургенева;

- вопросы теории налогов широко отражены в трудах Дж.Стиглица, Д.Стюарта, Б.Франклина;

- существенный вклад в определение границ налогообложения внесли исследования известных ученых А.Лаффера, В.Петти, М.Фридмена;

- теоретико-методологические аспекты налогообложения заложены в трудах О.Богачевой, И.Горского, Ю.Данилевского, Ю.Любимцева, Л.Павловой, В.Панскова;

- исследования современных моделей налогообложения нашли отражение в работах А.Брызгалина, А.Козырина, В.Князева, С.Пепеляева, В.Пушкаревой, Д.Черника, С.Шаталова.

- существенный вклад в исследование проблемы бюджетного федерализма и регионального реформирования налогообложения внесли работы Л.Абалкина, С.Глазьева, Б.Златкис, В.Кирпичникова, А.Колесова, Л.Лаврова, В.Лексина, Р.Новоселова, С.Павленко, В.Мокрого, Л.Прониной, Т.Поляк, В.Родионовой, М.Яндиева.

При этом следует отметить, что, несмотря на разноаспектное и многоплановое освещение актуальных проблем регионального налогообложения, вопросы направлений его реформирования являются во многом дискуссионными, что обусловлено существующим различием в методико-методологических подходах исследователей к их определению. Данное обстоятельство в сочетании с актуальностью диссертационной проблематики обусловили выбор темы, объекта и предмета исследования, формулировку его цели и задач.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы на основе анализа эволюции налогообложения регионов России, сформировать и обосновать методические и инструментальные подходы к формированию системы приоритетов и направлений реформирования регионального налогообложения в условиях рыночной экономики России.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

  • определения условий становления налоговой системы и формирования основных налогов в рыночной экономике России;

  • исследование проблем фискального федерализма в системе налогообложения субъектов Федерации;

  • рассмотрения порядка налогообложения муниципальных образований в посткризисной экономике;

  • выявления условий организации налогообложения в регионах Российской Федерации;

  • определения тенденций в динамике практического налогообложения субъектов Федерации;

  • обоснование направлений реформирования налоговой системы России;

  • изучения методов государственного регулирования налоговой политики в регионах на современном этапе.

Объектом исследования является налоговая система Российской Федерации и современные тенденции ее развития на региональном уровне.

Предметом исследования выступает совокупность экономических отношений между федеральными, региональными органами управления по поводу формирования и распределения налоговых доходов между бюджетами различных уровней в посткризисной экономике России.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют концептуальные положения экономической теории, фундамен­тальные классические концепции по налогообложению отечественных и зарубеж­ных ученых. Наиболее широко в работе использовался методологический аппарат теории налогообложения А. Смитта, Дж. Кейнса о государственном регулировании экономики.

В основу диссертационной работы положены принципы системного подхода, институционального анализа, методы структурно-функционального исследования.

Инструментарно-методический аппарат работы. В процессе исследования закономерностей развития налоговой системы, системы налогообложения регионов, их ин­ституциональной основы, определения тенденций и особенностей функционирования использо­ваны категориальный, субъектно-объектный, историко-генетический, комплекс­ный, системный подходы, сравнительный анализ, динамические ряды.

Информационно–эмпирической базой исследования послужили данные Федерального агентства государственной статистики, Министерства финансов, Федеральной налоговой службы РФ, а также территориаль­ных ИФНС, нормативные и директивные документы Президента и Правительства РФ, законодательные документы Российской Федера­ции, программные положения Правительства, Интернет-ресурсы, материалы научно-практических конференций по исследуе­мой проблеме, собственные расчеты соискателя за период 2000 – 2004гг.

Нормативно-правовую базу составили Конституция РФ, Гражданский, Таможенный, Налоговый, Бюджетный кодексы РФ, федеральные и региональные нормативные акты в области налогообложения.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в обосновании необходимости и определении направлений реформирования регионального налогообложения с целью обеспечения его эффективного функционирования в условиях рыночной экономики, которое требует становления системы налогообложения территорий, основанной на приоритетах: снижение централизации бюджетных прав и ресурсов на уровне центрального правительства, изменение методических подходов в выделении регионам целевых средств, восстановление отдельных видов местных налогов, разработка нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, использование методов долгосрочного квотирования налоговых платежей, разделение расходных полномочий бюджетов федерального, регионального и муниципального уровней.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Предпосылками становления современной налоговой системы в России, в том числе и впервые созданной региональной системы налогообложения, послужили институциональные изменения в сфере отношений собственности, переход к рыночным отношениям, изменение правового статуса предприятий, потребовавших применения новых видов налоговых технологий, специфичных и ориентированных на субъекты рынка с определенными формами собственности, и необходимость ужесточения фискальной политики государства за счет создания децентрализованной системы налоговых изъятий.

2. Эффективное функционирование новой системы налогообложения регионов, основанной на способности субъектов Федерации к социально-экономическому развитию, в условиях единого экономического пространства страны, с ее федеративным устройством, должно формироваться на обеспечении принципа бюджетного федерализма, предполагающего финансовую самостоятельность бюджетов всех уровней (покрытие расходных обязательств федеральных, региональных и органов власти муниципальных образований доходными источниками соответственно федерального, регионального и местного бюджетов).

3. Баланс противоречий, возникших в системе функционирования низового уровня регионального налогообложения (муниципальных образований), определение его приоритетов, может быть достигнут путем перераспределения налоговых полно­мочий с перегруппировкой доходов бюджетов, восстановления ряда ранее действовавших муниципальных налогов и сборов, отличавшихся высоким уровнем собираемости ресурсов, что позволит повысить фис­кальную автономию муниципалитетов, снизить их зависимость от решений вышестоящих уровней власти.

4. Для улучшения организации регионального налогообложения необходимо уточ­нение расходных обязательств уровней бюджет­ной системы, разработка нор­мативов мини­мальной бюджет­ной обеспеченно­сти, совершенство­вание механизма рас­пределения средств Фе­дерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, что будет способствовать улучшению современной организации территориального налогообложения, определенности в разделении налогов между уровнями бюджетной системы, в отличие от частых изменений пропорций «расщепляемых» налогов, которые при изменении соотношения расходов, приводят к необходимости прямого перечисления денежных средств из федерального бюджета в виде дотаций, субвенций и субсидий для большинства субъектов Федерации и негативным последствиям, вследствие неполноты требуемого объема и несвоевременности перечислений.

5. Главной характеристикой налогообложения исследуемого региона – Ростовской области – является: ориентация на косвенное налогообложение, что влечет усиление налоговой нагрузки на население; зависимость налогового потенциала региона от движения финансовых потоков крупных налогоплательщиков; отставание темпов прироста начислений налогов от темпов прироста валового регионального продукта.

6. Направления реформирования налогообложения регионов необходимо реализовывать на уровне Федерации. Основные изменения заключаются в обеспечении социального характера налогообложения (НДФЛ, налог на имущество), устранении многоступенчатости местных бюджетов, закреплении доходов за конкретным уровнем бюджетной системы на долговременной основе, внесении изменений в методику расчета трансфертов, систематизации льгот и преференций регионального уровня, формировании оптимальной налоговой политики.

7. Современная налоговая политика должна учитывать специфику отдельных территорий при установлении налоговых режимов. Налоговая политика, наряду с применяемыми принципами, должна базироваться на следующих: функционировании целевых налогов, прогрессивных шкал и постоянных объектов налогообложения, введении новых и отмене неэффективных налогов, поиске обоснованной налогооблагаемой базы, возврате льгот, стимулирующих реконструкцию и обновление основных фондов. Системность и единство в федеральном и региональном налогообложении позволит ускорить процесс становления и развития российской экономики, укрепить единое экономическое пространство страны.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в развитии базовых принципов и подходов к формированию эффективной системы налогообложения регионов, основанной на децентрализации ряда федеральных налогов и возвращения им законодательного статуса «регулирующих», восстановлении ранее отмененного налога на содержание жилфонда и объектов социально-культурной сферы, приоритетности дифференцированного налогообложения доходов и имущества физических лиц, систематизации льгот, выработке и закреплении критериев разграничения расходных полномочий бюджетов различных уровней.

Элементы научной новизны состоят в следующем:

1. Определены предпосылки и условия возникновения региональной системы налогообложения связанные с изменением форм собственности, правового статуса предприятий, потребовавших создания жесткой фискальной структуры государства за счет формирования децентрализованной системы налоговых изъятий.

2. Доказана необходимость диверсифицированного подхода к изменению местного налогообложения с восстановле­нием ранее отмененного наиболее собираемого налога на содержание жилищного фонда и объектов социально–культурной сферы, долгосрочным квотированием (не 3-летним, а 5-летним) налоговых отчислений в местные бюджеты, что должно способствовать увеличению размеров налого­вых поступлений в местные бюдже­ты, повышению их финансовой самостоятельности.

3. Выявлена региональная структура налоговых платежей в Ростовской области с большим удельным весом косвенных налогов, позволившая обосновать целесообразность соотношения при определении направлений реформирования регионального налогообложения прямых и косвенных налогов, что позволит снизить налоговую нагрузку на население.

4. Обосновано, что повышению эффективности регионального налогообложения будет способствовать обеспечение социального характера подоходного налогообложения путем отмены сглаживания и приведения к единому уровню ставки по налогу на доходы физических лиц согласно действующему законодательству, что позволит снизить дифференциацию доходов среди различных социальных групп населения регионов.

5. Предложена авторская модель направлений реформирования регионального налогообложения, основанная на новых методических подходах в обосновании принципов формирования налоговых доходов территориальных бюджетов, с учетом взаимоувязанных изменений федерального и регионального блоков.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Налогообложение регионов России: эволюция, приоритеты, направления реформирования icon«Приоритеты индустриально-инновационной модернизации и возможности...

Налогообложение регионов России: эволюция, приоритеты, направления реформирования iconД. В. Лазутина Налогообложение физических лиц
Д. В. Лазутина Налогообложение физических лиц: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для бакалавров направления 080100....
Налогообложение регионов России: эволюция, приоритеты, направления реформирования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В книге американского педагога Филиппа С. Шлехта «Школа для 21 века. Приоритеты реформирования образования» есть такой диалог
Налогообложение регионов России: эволюция, приоритеты, направления реформирования iconВы думаете, что знаете?
Юбилейная Автоэкзотика-Ярославия 2011 – эволюция в мире увлеченных автомобилями людей! Более 1500 участников. Более 100 автомобильных...
Налогообложение регионов России: эволюция, приоритеты, направления реформирования iconПравила балльно-рейтинговой системы для студентов направления 080100....
Курс ««Налоги и налогообложение» является семестровым. Учебным планом предусматривается проведение 34ч лекционных и 17ч практических...
Налогообложение регионов России: эволюция, приоритеты, направления реформирования iconПрограмма дисциплины «Налоги и налогообложение» для направления 38....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 Менеджмент...
Налогообложение регионов России: эволюция, приоритеты, направления реформирования iconРабочая Учебная программа дисциплины «Налогообложение предпринимательской деятельности»
«Налогообложение предпринимательской деятельности» для студентов направления подготовки
Налогообложение регионов России: эволюция, приоритеты, направления реформирования iconРабочая Учебная программа дисциплины «Налогообложение предпринимательской деятельности»
«Налогообложение предпринимательской деятельности» для студентов направления подготовки
Налогообложение регионов России: эволюция, приоритеты, направления реформирования icon«Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания...
Изучить основные приоритеты воспитательной деятельности в системе образования в условиях реализации фгос
Налогообложение регионов России: эволюция, приоритеты, направления реформирования iconМеры по снижению в россии выбросов парниковых газов и приоритеты...
Меры по снижению в России выбросов парниковых газов и приоритеты работы российских неправительственных организаций. – 2012, Москва,...
Налогообложение регионов России: эволюция, приоритеты, направления реформирования icon«Налоги и налогообложение»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100....
Налогообложение регионов России: эволюция, приоритеты, направления реформирования iconПрограмма дисциплины «Налоги и налогообложение»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 Менеджмент...
Налогообложение регионов России: эволюция, приоритеты, направления реформирования iconПрограмма дисциплины «Налоги и налогообложение»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 Менеджмент...
Налогообложение регионов России: эволюция, приоритеты, направления реформирования iconМеждународная деятельность библиотек как ресурс развития экономической...
Сборник содержит материалы и решение Общероссийской научно-практической конференции «Международная деятельность библиотек как ресурс...
Налогообложение регионов России: эволюция, приоритеты, направления реформирования iconРабочая программа по дисциплине Туристское регионоведение России
России, роль различных факторов региональной дифференциации рф; специфике культурно-исторических регионов России. Для реализации...
Налогообложение регионов России: эволюция, приоритеты, направления реформирования iconПрограмма дисциплины «Эволюция стратегического менеджмента» направления 080200. 68 «Менеджмент»
Программа дисциплины «Эволюция стратегического менеджмента» направления 080200. 68 – «Менеджмент» подготовки магистра


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск