Проект на тему «Повышение эффективности взаимодействия семьи и школы как основа сохранения и укрепления здоровья обучающихся»





НазваниеПроект на тему «Повышение эффективности взаимодействия семьи и школы как основа сохранения и укрепления здоровья обучающихся»
страница1/11
Дата публикации16.08.2013
Размер1.19 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ

ПРОЕКТ
на тему
«Повышение эффективности взаимодействия семьи и школы как основа сохранения и укрепления здоровья обучающихся»


Разработчики:


Грачева Евгения Васильевна

Гривнак Наталья Александровна

Кочергина Любовь Анатольевна

Могилёва Людмила Алексеевна

Подзорова Елена Александровна

Савельева Светлана Анатольевна

Татаренко Михаил Михайлович

Тлецери Разиет Азаматовна


Ростов-на-Дону

2013
ПАСПОРТ ПРОЕКТА


Заказчик проекта

Муниципальное образование

Руководители проекта

Администрация ОУ, Управляющий совет

Целевая группа

Обучающиеся ОУ и их родители, педагогический персонал

Партнеры-участники проекта

Учреждения здравоохранения, дополнительного образования, психолого-педагогическая и методическая службы

Продолжительность проекта

27 месяцев

1 этап - подготовительный (6 месяцев)

2 этап - основной (19 месяцев)

3 этап – оценочный (3 месяца)

Стоимость проекта

выполнение проекта обеспечивается за счет различных источников финансирования:

  • средства субвенций;

  • муниципальный бюджет;

  • дополнительные привлеченные средства (добровольные пожертвования, внебюджетные средства)

Имеется

Необходимо

Всего

938860 руб.

459000руб.

1397860 руб.



  1. ВВЕДЕНИЕ

В последнее десятилетие государство уделяет большое внимание проблемам воспитания, обучения и социализации школьников. В одобренной Правительством РФ Концепции модернизации российского образования заявлен целый комплекс мероприятий, способствующих формированию у подрастающего поколения ответственности за собственное благополучие и развитию у них необходимых навыков, позволяющих эту ответственность реализовать. В утвержденной в 2010 году Президентом РФ Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» определены главные задачи системы образования. К ним относятся сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни. Современная экономическая и социальная действительность требует подготовки принципиально нового типа выпускника школы – человека инициативного, способного к постоянному обновлению знаний, умеющего нестандартно мыслить и заботиться о своем здоровье.

Группа экспертов, состоящая из руководителей образовательных учреждений Краснодарского края, Ростовской области и Республики Адыгея, провела анализ состояния образовательного комплекса в этих регионах. В процессе деловой игры группой был выявлен ряд основных проблем, системный анализ которых показал, что наиболее актуальными в настоящее время являются:

  • несоответствие организационно-педагогических условий требованиям сохранения здоровья школьников в условиях перехода на ФГОС;

  • неэффективное взаимодействие семьи и школы;

  • отсутствие традиций воспитания здорового образа жизни в семье;

  • гипертрофированный приоритет больничной помощи в системе здравоохранения.

Из-за стремительного развития медицины общество все меньше внимания уделяет профилактике заболеваний, ошибочно полагая, что современные технологии, лекарства и методики если и не всесильны, то, по крайней мере, могут многое. Поэтому ни взрослые, ни тем более дети не хотят тратить время на долгие и, как им кажется, бесполезные профилактические мероприятия, считая, что куда легче принять нужную таблетку, выпить микстуру или сделать пусть и болезненную, но очень быструю инъекцию и забыть о недомогании. Это распространенное заблуждение сдерживает процесс формирования положительной мотивации населения к здоровому образу жизни и воспитания ответственного отношения к собственному здоровью.

Мы считаем, что в современных условиях значительно возрастает роль взрослых в формировании всесторонне развитой личности, в сохранении и укреплении здоровья наших детей. В решении таких важных задач, как привитие навыков здорового образа жизни, воспитание ответственного отношения школьников к своему здоровью, особое значение имеет целенаправленно организованная просветительская и физкультурно-оздоровительная работа с активным участием родителей, педагогов и медицинских работников. Изменение сложившейся ситуации зависит, прежде всего, от правильного взаимодействия школы и семьи.

Школа, семья и общественность – главные социальные институты, объединить которые идеей ответственности за здоровое будущее наших детей могут только образовательные учреждения. В этой ситуации от них требуется создать такую модель здоровьесберегающего пространства, которая охватила бы не только образовательный процесс, но и всю инфраструктуру, способствующую формированию здорового образа жизни.

Отсутствие научно-обоснованных педагогических рекомендаций по взаимодействию семьи и школы в формировании идеологии здорового образа жизни и необходимость разработки эффективной модели организации здоровьесберегающей деятельности в школе определили выбор темы настоящего проекта: «Повышение эффективности взаимодействия семьи и школы как основа сохранения и укрепления здоровья обучающихся».

  1. Содержание проекта

2.1. Актуальность темы проекта

2.1.1. Значимость решаемой проблемы

Неблагополучное состояние здоровья школьников, наблюдающееся в последние десятилетия в Российской Федерации, вызывает серьезные опасения специалистов, поскольку здоровье подрастающего поколения является частью национальной безопасности нашей страны.

Актуальность темы проекта подтверждают многочисленные исследования последних лет, которые показывают, что около 30-35 % детей, поступающих в первые классы, имеют хронические заболевания и значительные отклонения в состоянии здоровья. По статистическим данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации более 80 % выпускников общеобразовательных школ имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Всё более широкое распространение получают не только сердечнососудистые, но и нервно-психические и другие опасные заболевания (гепатит, аллергические заболевания, заболевания желудочно-кишечного тракта и морфофункциональные отклонения, среди которых преобладают нарушения осанки).

По данным НИИ ФК Российской Федерации, сегодня в России регулярно занимаются физической культурой и спортом всего 17 % детей и подростков. Отсутствие баланса разных видов активности детей, нарушение режима учебно-воспитательного процесса, его несоответствие возможностям и уровню подготовленности школьников также отрицательно влияют на их здоровье и работоспособность.

Острота данной проблемы становится еще более очевидной в связи с ухудшением демографической ситуации в нашей стране. Ростовская область по численности населения занимает шестое место среди 83 субъектов Российской Федерации. По данным статистики, в 2012 году на Дону, как и в большинстве российских регионов, численность населения продолжает сокращаться. Так, в 2011 году общая убыль населения составила 14 тыс. человек. Переломить ситуацию призваны принятые и реализуемые Правительством Российской Федерации национальные проекты «Образование» и «Здравоохранение», где особо подчеркивается необходимость повышения качества организации просветительской, лечебно-профилактической и физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях, направленной на формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья детей школьного возраста.

2.1.2.Цели проекта

Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей посредством формирования у обучающихся и их родителей здорового образа жизни.

2.2. Задачи проекта

Данный проект разрабатывается для Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 г. Зверево. В школе, расположенной в центре города в жилом микрорайоне, обучаются 950 человек. Школа располагает 4-х этажным зданием, футбольным полем, баскетбольной и гандбольной спортивными площадками, спортивным, тренажерным и гимнастическим залами, столовой, пищеблоком, миниполиклиникой со стоматологическим кабинетом, кабинетом психологической разгрузки. В 2006 году в школе был сделан капитальный ремонт.

С 2012 года МБОУ СОШ №2 участвует в пилотном проекте по созданию Региональной сети здоровьесберегающих образовательных учреждений Ростовской области.

Таким образом, мы считаем, что выбранное нами образовательное учреждение обладает необходимым набором условий для реализации данного проекта.
В настоящее время оздоровительная работа ведется школой в рамках ее полномочий (рис.1).



Рис.1. Действующая модель организации здоровьесберегающей
деятельности в школе

В эту важную работу фактически не включено важнейшее звено – родители ребенка.Привлечение родителей особенно важно и актуально, так как, придя из школы, дети попадают в домашнюю среду, которая подчас далека от идеалов здоровьесбережения. Для общества крайне важно добиться понимания родителями важности и безотлагательности решения проблемы сохранения здоровья своих детей. Это – трудная задача, ведь современный родитель постоянно занят, он считает важным одеть, обуть и накормить своего ребенка, не забивая себе голову проблемами, которых «пока» не видно.

Предлагаемый инновационный подход к организации здоровьесберегающей деятельности в школе основан на использовании совместного потенциала педагогов и родителей.

Поэтому предлагаемая нами модель (рис.2) будет наиболее эффективной в сложившейся ситуации.



Рис.2. Предлагаемая модель организации здоровьесберегающей

деятельности в школе

Здоровье ребенка

Центром любой деятельности в нашей модели является ребенок и его здоровье. Задача работы всех элементов модели – поддержание и сохранение здоровья обучающихся.

Образовательный процесс

Основой деятельности любого образовательного учреждения является учебный процесс, который в настоящее время в большей мере ориентирован на развитие интеллектуальных способностей школьников и отодвигает заботу о сохранении и укреплении их физического и психического здоровья на второй план. Но в нашей модели и он должен подчиняться здоровьесберегающему принципу – выбору педагогически целесообразных форм и методов проведения уроков посредством личностно-ориентированного подхода, гуманизации отношений участников образовательного процесса, нормализации двигательной активности учащихся, выбору физиологически обоснованных направлений. Эти задачи могут быть реализованы посредством проведения:

  • уроков по всем школьным дисциплинам на свежем воздухе не реже 1 раза в месяц (прил.1);

  • зрительной, дыхательной и физической гимнастик (прил. 2) в соответствии с графиком;

  • обязательной утренней зарядки;

  • занятий в специальных группах для детей с ослабленным здоровьем;

  • пятиминуток психокоррекционной направленности в 1-11 классах (прил. 3).

Внеучебная деятельность

Чтобы ценность школьной воспитательной системы не преуменьшалась в сравнении с учебной деятельностью, необходимо строить ее также четко и нормативно обоснованно. Специалисты считают, что высоких результатов в достижении поставленных задач добиваются в тех школах, где, кроме всего прочего, существует хорошая дисциплина и хорошие доверительные отношения между учащимися, родителями и учителями. Поэтому главное, на что нацелен наш проект – это создание дружеских, доверительных отношений между всеми участниками образовательного процесса (прил.4-5).

Личный пример родителей и педагогов

Эффективными методами сотрудничества с родителями, на наш взгляд, являются:

  • проведение совместных праздников, встреч (прил.6);

  • совместное участие в спортивных мероприятиях;

  • привлечение родителей и педагогов к участию в мероприятиях дополнительных образовательных программ (прил.7-10);

  • индивидуальные и коллективные беседы, семинары, лекции, диспуты, консультации, родительские собрания и конференции (прил.11);

  • совместные экскурсии, походы;

  • ведение просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни (прил.12);

  • дни открытых дверей.

Немаловажным является и поддержание, укрепление здоровья педагогов и всех сотрудников школы. Мы считаем, что только личным примером можно добиться хороших результатов. Работа в этом направлении будет основана на мотивации работников образовательного учреждения к ведению здорового образа жизни, что должно способствовать поддержанию, укреплению здоровья педагогов и всех сотрудников школы:

  • введение корпоративной этики школы;

  • создание групп здоровья для сотрудников ОУ (например, «Мы здоровы – присоединяйтесь!»);

  • участие педагогов в спортивных мероприятиях всех уровней;

  • проведение обучающих семинаров в области здоровьясбережения.

Оптимизация физического пространства школы

Для многих школ очень актуален вопрос организации физического пространства школы. Это направление очень важное и, пожалуй, самое затратное. В условиях гиподинамии очень важно использовать имеющиеся в ОУ свободные площади для создания зон физической разгрузки обучающихся:

  • уголки отдыха;

  • спортивные зоны (например, с теннисными столами, шахматами, сухими бассейнами и т.п.);

  • игровые зоны для обучающихся начальных классов.

Социально-психологическая служба

Для полноценной и эффективной работы данной службы запланировано оборудование сенсорной комнаты для проведения занятий по психологической разгрузке, проведение психопрофилактической работы, направленной на повышение степени устойчивости при стрессовых ситуациях.

Медицинская служба

Считаем целесообразным, что работа данного структурного подразделения должна быть направлена не только на:

  • обеспечение своевременного проведения профилактических прививок;

  • обеспечение качественного и рационального питания школьников и педагогов;

но и на:

  • работу по закаливанию обучающихся.

Таким образом, основными задачами нашего проекта являются:

  1. Совершенствование здоровьесберегающей системы учебных условий, нацеленных на оптимизацию воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса.

  2. Организация просветительской работы с родителями, направленной на повышение знаний по проблемам охраны и укрепления здоровья, вовлечение родителей в сферу системы гигиенического обучения и воспитания.

  3. Адаптация учащихся к жизни в обществе; формирование у всех участников образовательного процесса осознания необходимости здорового образа жизни.

  4. Создание системы диагностики и мониторинга эффективности новой модели школы здоровья.

  5. Обеспечение учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

  6. Организация консолидированного пространства, включающего семью, школу и различные ведомства, для создания здоровой среды пребывания детей в школе.

  7. Анализ и обработка полученных результатов и создание методических рекомендаций.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проект на тему «Повышение эффективности взаимодействия семьи и школы как основа сохранения и укрепления здоровья обучающихся» iconНаименование программы «Совершенствование организации питания обучающихся...
«Совершенствование организации питания обучающихся мбоу сош №5 как фактор сохранения и укрепления здоровья детей и подростков на...
Проект на тему «Повышение эффективности взаимодействия семьи и школы как основа сохранения и укрепления здоровья обучающихся» iconАдминистрация муниципального района
С целью укрепления института семьи, материнства и детства, возрождения и сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений,...
Проект на тему «Повышение эффективности взаимодействия семьи и школы как основа сохранения и укрепления здоровья обучающихся» iconРеферат актуальные подходы к построению взаимодействия школы и семьи...
История становления взаимодействия российской школы и семьи в период XIX- начала XXI вв
Проект на тему «Повышение эффективности взаимодействия семьи и школы как основа сохранения и укрепления здоровья обучающихся» iconРеферат На тему зож-как необходимое условие сохранения и укрепления...
Более того, в результате вредных привычек сокращается продолжительность жизни, повышается смертность населения, рождается неполноценное...
Проект на тему «Повышение эффективности взаимодействия семьи и школы как основа сохранения и укрепления здоровья обучающихся» iconЦель: координация усилий школы и семьи в решении проблемы сохранения...
Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), требованиями Государственных...
Проект на тему «Повышение эффективности взаимодействия семьи и школы как основа сохранения и укрепления здоровья обучающихся» iconТема: «Где прячется здоровье?»
Формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни
Проект на тему «Повышение эффективности взаимодействия семьи и школы как основа сохранения и укрепления здоровья обучающихся» iconПрограмма «Здоровье»
Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования...
Проект на тему «Повышение эффективности взаимодействия семьи и школы как основа сохранения и укрепления здоровья обучающихся» iconПредмет и задачи общей биологии
Земле. Общая биология как один из источников формирования диалектико-материалистического мировоззрения. Общебиологические закономерности...
Проект на тему «Повышение эффективности взаимодействия семьи и школы как основа сохранения и укрепления здоровья обучающихся» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пропаганда передового педагогического опыта в аспекте сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного пространства. Повышение...
Проект на тему «Повышение эффективности взаимодействия семьи и школы как основа сохранения и укрепления здоровья обучающихся» iconКонспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Где прячется здоровье»
Формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни
Проект на тему «Повышение эффективности взаимодействия семьи и школы как основа сохранения и укрепления здоровья обучающихся» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебный кабинет начальных классов – это учебно-воспитательное подразделение школы, являющееся средством реализации фгос начального...
Проект на тему «Повышение эффективности взаимодействия семьи и школы как основа сохранения и укрепления здоровья обучающихся» iconРефератов для студентов II курса
Физическая культура и спорт как средство сохранения и укрепления здоровья студентов
Проект на тему «Повышение эффективности взаимодействия семьи и школы как основа сохранения и укрепления здоровья обучающихся» iconПлан работы педагога-психолога школы №1050 на 2012-2013 учебный год
Цель: содействие созданию условий для сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся и педагогов
Проект на тему «Повышение эффективности взаимодействия семьи и школы как основа сохранения и укрепления здоровья обучающихся» iconТемы рефератов: Валеология как наука, понятие о здоровье и факторах...
Оптимальный двигательный режим, рациональное питание важные факторы укрепления и сохранения здоровья (с учетом пола, возраста и состояния...
Проект на тему «Повышение эффективности взаимодействия семьи и школы как основа сохранения и укрепления здоровья обучающихся» iconТемы рефератов для студентов II курса, временно
Физическая культура и спорт как средство сохранения и укрепления здоровья студентов
Проект на тему «Повышение эффективности взаимодействия семьи и школы как основа сохранения и укрепления здоровья обучающихся» icon“Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы”
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск