Скачать 207.65 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет менеджментаПрограмма дисциплины «Глобальная конкуренция и конкурентоспособность бизнеса в новой экономике» для направления 080200.68 Менеджмент» подготовки магистра по программе «Экономика впечатлений» Авторы программы: д.э.н., проф. Философова Т.Г., tfilosofova@hse.ru Одобрена на заседании кафедры Международного Бизнеса «___»____________ 2012г Зав. кафедрой Лавров С.Н. Рекомендована секцией УМС «Менеджмент» «___»____________ 2012г Председатель Утверждена УС факультета менеджмент «___»_____________2012г. Ученый секретарь ________________________ Москва, 2012 1Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления направления 080200.68 «Менеджмент» подготовки магистра, изучающих дисциплину «Глобальная конкуренция и конкурентоспособность бизнеса в новой экономике». Программа разработана в соответствии с:
2Цели освоения дисциплиныЦелью освоения дисциплины «Глобальная конкуренция и конкурентоспособность бизнеса в новой экономике» является способствовать формированию основных компетенций в области методологии исследования рыночных структур в условиях глобализации экономики, теории и практики конкуренции в индустрии туризма и гостеприимства, теоретических и практических знаний и умений в области применения базовых принципов поведения фирмы на различных рынках с учетом особенностей новой экономики (экономики знаний), противостояния национального бизнеса глобальной конкуренции, применения технологий и инструментов формирования конкурентных преимуществ на глобальных рынках, взаимодействия туристического и гостиничного бизнеса с государственными структурами 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4Место дисциплины в структуре образовательной программыДисциплина « Глобальная конкуренция и конкурентоспособность бизнесе в новой экономике» читается студентам, обучающимся на магистерской программе «Экономика впечатлений». Курс является обязательным и читается во втором полугодии учебного года. Продолжительность курса составляет 132 учебных часов, в том числе 56 часов аудиторных занятий.Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
5Тематический план учебной дисциплины
6Формы контроля знаний студентов
Освоение материала и получение положительной оценки предусматривает посещение лекций, работу на семинарах и самостоятельную работу студентов. Проверка знаний студентов происходит следующим образом:
Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале: 1-3 балла - «неудовлетворительно» (1 – весьма неудовлетворительно, 2 – очень плохо, 3 – плохо); 4-5 баллов - «удовлетворительно» (4 – удовлетворительно, 5 – весьма удовлетворительно); 6-7 баллов - «хорошо» (6 – хорошо, 7 – очень хорошо); 8-10 баллов - «отлично» (8 – почти отлично, 9 – отлично, 10 – блестяще). Оценка за итоговый тест выставляется на основе функции нормального распределения. Пять процентов лучших работ студентов группы получают высший балл. Нижней границей оценки «хорошо» являются 80% правильных ответов от числа правильных ответов в лучшей работе по данной группе. Нижней границей оценки «удовлетворительно» являются 80% правильных ответов от нижней границы оценки «хорошо». Все работы, где количество правильных ответов меньше указанной границы оцениваются «неудовлетворительно». Например, максимальное количество баллов, которое можно набрать по тесту – 44. В группе 33 студента. Следовательно, два человека, набравшие большее количество баллов за правильные ответы, могут претендовать на высшую оценку. Лучшие работы в группе – 40 и 39 баллов. В этом случае, нижней границей оценки «хорошо» будут 32 балла, а нижней границей оценки «удовлетворительно» - 26 баллов. Если в группе будет большее число студентов, набравших одинаковое количество высоких баллов, то они все получают оценку «отлично». Любой положительный результат расчета средневзвешенной оценки округляется до ближайшего целого числа. Например, если средняя оценка студента составляет от 7.01 до 7.50, то он получает 7 баллов; если средняя оценка составляет от 7.51 до 7.99, то студент получает 8 баллов. В то же время средневзвешенная оценка ниже 4 баллов не округляется до 4-х. Так, если она составляет 3,99 балла, то это означает, что студент не перешел рубеж, необходимый для получения удовлетворительной оценки, и ему выставляется неудовлетворительная отметка «3» по десятибалльной шкале. Если за итоговый тест студент получил меньше 4-х баллов, тогда этот результат является блокирующим для вычисления средневзвешенной оценки, т. е. все предыдущие результаты не учитываются, и студент получает неудовлетворительную оценку. Затем оценка по пятибалльной и десятибалльной шкале выставляется в ведомость и зачетную книжку студента. 7Содержание дисциплиныРаздел I. Сущность и роль конкуренции в новой экономикеТема 1.1. Конкуренция как экономическая категория. Эволюция теории конкуренции в науке. Конкуренция и конкурентоспособность. Виды конкуренции. Рынок как внешняя среда. Взаимодействие спроса и предложения. Границы рынка. Типология конкуренции и входные барьеры. Роль конкуренции в экономическом развитии. Тема 1.2. Теория несовершенства рынка: виды несовершенства рынков и их использование компаниями, монополистической конкуренции, теория олигопольной защиты в современных условиях. Монополия. Трансформация конкурентной среды в современных условиях. Формирование и функционирование глобального рынка. Иерархия конкурентоспособности субъектов конкурентных отношений. Тема 1.3. Особенности современного этапа развития экономики. Глобальная конкуренция и новая экономики. Научные подходы к управлению конкурентоспособностью на современных рынках. Эволюция концепций конкурентных преимуществ. Инновации, как предпосылка формирования долгосрочной конкурентоспособности. Рекомендуемая литература:
Раздел 2. Основы теории и практики формирования конкурентных преимуществ субъектов индустрии туризма и гостеприимства на глобальном рынкеТема 2.1. Конкурентоспособность и конкурентные преимущества высокого и низкого ранга. Основные детерминанты, формирующие конкурентные преимущества на современных рынках индустрии туризма и гостеприимства. Конкурентоспособность субъектов индустрии туризма и гостеприимства. Концепция жизненного цикла, ее основные положения. Новые факторы, определяющие успех компании на рынке. Тема 2.2. Конкуренция и новые туристические продукты. Риск и неопределенность в при выходе на рынок. Анализ и оценка факторов, формирующих конкурентоспособность продукта в индустрии туризма и гостеприимства. Тема 2.3. Показатели конкурентоспособности. Методологические подходы к оценке конкурентоспособности. Рейтинги конкурентоспособности. Методы дифференциальной, комплексной и интегральной оценки конкурентоспособности. Качество, как фактор успеха. Матричный метод оценки конкурентоспособности туристического товара и услуг в сфере гостеприимства Рекомендуемая литература:
Раздел 3. Современные проблемы инвестиционного обеспечения бизнеса и его конкурентоспособностьТема 3.1.Современные проблемы взаимодействия компаний с рынком капитала. Роль и значение финансовых институтов и инвестиций в создании конкурентной среды. Особенности инвестиционного обеспечения компаний, типы и виды инвестиций, их особенности в формировании конкурентоспособности компаний в индустрии туризма и гостеприимства. Условия осуществления инвестирования. Возможности и перспективы обновления фондов в различных отраслях.. Рекомендуемая литература:
Раздел 4. Особенности формирования устойчивой конкурентоспособности компаний в новой экономикеТема 4.1. Оценка трансформации конкурентной среды. Анализ опыта конкурентной борьбы лидеров индустрии туризма и гостеприимства. Антимонопольное законодательство. Тема 4.2. Нестабильность мировой экономики и ее влияние на конкуренцию в индустрии туризма и гостеприимства. Перспективы развития глобальной конкуренции в кризисный период. Провалы рынка. Роль государства и особенности государственной поддержки компаний. Возможности формирования долгосрочной конкурентоспособности в индустрии туризма и гостеприимства, основные тенденции и проблемы. Рекомендуемая литература:
8Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента8.1Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Темы рефератов
9Порядок формирования оценок по дисциплинеПо результатам изучения дисциплины учитывается Промежуточный контроль включает оценку качества выполнения студентом реферата и контрольных работ по темам 1-2 и 3-5, а также степень активности работы студентами при разборе бизнес-ситуаций по изучаемым темам в аудитории (40 мин.) Итоговый контроль знаний проводится в форме экзамена, включающего письменную работу (60 мин.) и ее последующую устную защиту. Итоговая оценка знаний складывается из вышеназванных элементов контроля и их весовых коэффициентов:
Указанные весовые коэффициенты формирования итоговой (суммарной) оценки применяются только в случае получения студентом удовлетворительной оценки по итоговому контролю (экзамену). В случае получения студентом по итоговому контролю (экзамену) оценки «неудовлетворительно» итоговая (суммарная) оценка студента выставляется без учета вышеназванных элементов контроля (т.е. «неудовлетворительно»). Основные требования к реферату и экзамену изложены в соответствующих методических рекомендациях (см. сайт ГУ-ВШЭ) Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: полнота освещения темы в письменной домашней работе; ссылки на источники и актуальность использованных источников; владение терминологией; количество и оригинальность примеров, приводимых в домашней работе; обстоятельность расчетов и т.д.. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная. Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Отекущий = n1· Оаудиторная + n2· Осам. работа ; Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене: Опромежуточный = k1·Ореферат + k2·Оконтр.р. + k3·Оаудиторная Оитоговый = k1·Оэкзамен + k2·Ореферат + k3·О контр.р. + k4·Оаудиторная 10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины10.1Базовый учебникОтсутствует 10.2Основная литература
10.3Дополнительная литература
|
Программа дисциплины «Маркетинг в международных компаниях» для специальности... Целью курса является изучение теории маркетинга международных компаний, а также освоение практики их маркетинговой деятельности,... | Программа дисциплины «Теория и прогнозирование валютного курса. Политика... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 080102. 65 «Мировая... | ||
Программа дисциплины «Международный маркетинг» для специальности 080102. 65 «Мировая экономика» Целью курса является изучение теории маркетинга международных компаний, а также освоение практики их маркетинговой деятельности,... | Программа дисциплины «Мировая политика и Международные Отношения»... Цель курса – дать студентам представление о причинах и последствиях роста этнических и религиозных конфликтов в современном мире,... | ||
Рабочая программа дисциплины Специальность 080102. 65 «Мировая экономика» Международные валютно-кредитные отношения [Текст]: рабочая программа дисциплины для студентов специальности 080102. 65 «Мировая экономика»... | Программа дисциплины налоговые системы развитых стран для направления/... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс для специальности 080102 Мировая экономика... Министерством образования рф, и Примерной программы дисциплины «Иностранный язык» (в вузах неязыковых специальностей) от 18 июля... | Рабочая программа по дисциплине «Таможенное дело» составлена в соответствии... Лоскутова О. Н. Таможенное дело [Текст]: рабочая программа дисциплины для студентов специальности 080102. 65 «Мировая экономика»... | ||
Программа дисциплины «Деловые культуры мира» для специальности 080102. 65 «Мировая экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 080102. 65 «Мировая... | Программа дисциплины «Деловые культуры мира» для специальности 080102. 65 «Мировая экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 080102. 65 «Мировая... | ||
Программа дисциплины «Национальные интересы России в мире» для специальности... Цель курса – дать студентам целостное представление о национальных интересах России в теоретико-методологическом, внутриполитическом... | Учебно-методический комплекс Для специальности: 080102 Мировая экономика... Учебно-методический комплекс «Международные валютно-кредитные отношения» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Учебно-методический комплекс Для специальности 080102 Мировая экономика... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международная торговля» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Учебно-методический комплекс Для специальностей: 080102 Мировая экономика... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Таможенное дело» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Учебно-методический комплекс Для специальности 080102 Мировая экономика... Учебно-методический комплекс «Международные экономические отношения» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Учебно-методический комплекс для всех специальностей, кроме 080102 Мировая экономика Согласовано Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и Примерной программой дисциплины «Иностранный... |