Скачать 2.13 Mb.
|
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ НОВЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС БУХГАЛТЕРСКИЙ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ Уровень основной образовательной программы Бакалавриат Направление подготовки 080100.62 Экономика Профили Бухгалтерский учет, анализ и аудит Финансы и кредит Формы обучения Очная, очно-заочная, заочная Срок освоения ООП Нормативный Кафедра Бухгалтерского учета и финансов Заведующий кафедрой (Бурлаков Н.Н.) МОСКВА, 2013 При разработке учебно-методического комплекса в основу положены: - ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация (степень) "бакалавр") утвержденный Министерством образования и науки РФ от 21 декабря 2009 г. N 747. Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 февраля 2010 г. N 16500 - Учебные планы по направлениям подготовки (бакалавриат) Экономика, одобренные Ученым советом НОЧУ ВПО «МНЮИ» от «17» мая 2012 г. Протокол № 8 Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию Учебно-методическим советом Протокол №1 от 24 января 2013 года Заведующий кафедрой Н.Н.Бурлаков Разработчики: Н.Н.Бурлаков, кандидат экономических наук, доцент Рецензент: доктор экономических наук, профессор, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, В.В. Дроздов. Настоящий учебно-методический комплекс является собственностью МНЮИ и не может быть использован другими вузами и иными структурами без разрешения МНЮИ. Программа составлена с использованием справочно-правовой системы «Консультант плюс». © МНЮИ Оглавление РАЗДЕЛ 3. ОЦЕНКА УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ. ТЕКУЩИЙ И ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ. ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ 14 РАЗДЕЛ 7. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 30 РАЗДЕЛ 8.ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (CРC) 46 РАЗДЕЛ 10. ИСТОЧНИКИ 72 РАЗДЕЛ 11. ГЛОССАРИЙ (СЛОВАРЬ) 76 РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Цель и задачи освоения учебной дисциплины Целью изучения данной дисциплины является реализация требований к освоению соответствующих компонентов профессиональных компетенций ПК-7 и ПК-17 на основе формирования у студентов системных теоретических знаний, умений и практических навыков в области бухгалтерского управленческого учета: обучить студентов использовать приемы и методы бухгалтерского управленческого учета для эффективного управления коммерческой деятельностью организаций различных форм собственности. Задачи освоения учебной дисциплины: -Расширить и углубить знания в области бухгалтерского управленческого учета, показать роль бухгалтера-аналитика в управленческом процессе организаций. -Быть ознакомленным с классификацией производственных затрат в российской и международной практике управленческого учета, уметь применять ее для осуществления процесса контроля и регулирования. -Овладеть различными приемами и методами калькуляции себестоимости продукции (позаказный, попроцессный, попередельный, «стандарт – костинг», «директ – костинг», нормативный) для принятия управленческих решений, контроля и планирования. -Анализировать взаимосвязь показателей «затраты - объем производства – прибыль», то есть овладеть методикой проведения CVP – анализа, широко применяемой в международной практике. -Ознакомиться с основами сметного планирования (бюджетирования), видами бюджетов, их функциями, разработкой и применением на практике. -Раскрыть проблемы адаптации западного управленческого учета к российской практике. В результате изучения курса студенты должны: освоить и знать категориальный (понятийный) аппарат, отличие управленческого учета от бухгалтерского финансового учета. Уметь пользоваться различными классификациями для анализа структуры затрат организаций; описывать и применять методы калькуляции себестоимости с полным и неполным распределением затрат. Овладеть основами бюджетирования для целей краткосрочного и долгосрочного планирования. 1.2. Дидактические единицы содержания учебного курса Исходя из цели изучения данной дисциплины подлежат освоению следующие дидактические единицы: Сущность, содержание, принципы и назначение управленческого учета; производственный учет как составная часть управленческого учета; концепции и терминология классификации издержек; центры расходов, прибыли, ответственности и бюджетирования; цели и концепции систем подготовки смет; виды сметных систем, фиксированные и гибкие сметы, нулевые и приростные сметы, периодические и непрерывные сметы; основные модели учета затрат; выбор и проектирование систем учета и контроля затрат в организациях; учет и контроль издержек производства и продаж продукции по видам расходов; учет и исчисление затрат по местам формирования и центрам ответственности; учет и распределение затрат по объектам калькулирования; маржинальный доход и методы списания постоянных расходов; методы калькулирования как базы ценообразования; нормативный учет и стандарт – кост; директ – костинг; использование данных управленческого учета для анализа и обоснования решений на разных уровнях управления. Указанные дидактические единицы положены в основу рабочей учебной программы дисциплины. 1.3. Место учебной дисциплины в структуре ООП Учебная дисциплина «Бухгалтерский управленческий учет» относится к вариативной (профильной) части профессионального цикла в структуре основной профессиональной образовательной программы. Настоящий УМК составлен для подготовки студентов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика» (бакалавриат), профили «Бухгалтерский учет , анализ и аудит» и «Финансы и кредит». 1.3.1. Знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами Для изучения учебной дисциплины «Бухгалтерский управленческий учет» необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами «Бухгалтерский учет и анализ» и «Бухгалтерский финансовый учет». Знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами, приведены в таблице №1. Таблица №1. Знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами
1.3.2. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: -Комплексный анализ хозяйственной деятельности; -Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету. 1.3.3.Объем и виды учебной работы по дисциплине ООП- Экономика, Код дисциплины по УП – Б.3.В.2 Трудоемкость – 5 ЗЕТ. 180 часов.
1.4. Требования к результатам освоения учебной дисциплины В результате изучения дисциплины студенты должны освоить: 1.4.1. Требования к освоению компонентов компетенции ПК-7
1.4.2. Требования к освоению компонентов компетенции ПК-17
1.4.3. Требования к освоению дисциплины Исходя из цели курса в результате изучения дисциплины студенты должны : Знать: -содержание, принципы и назначение управленческого учета; - категориальный (понятийный) аппарат, отличие управленческого учета от бухгалтерского финансового учета. - классификацию производственных затрат в российской и международной практике управленческого учета -порядок учета издержек производства и продаж продукции по видам расходов; -нормативный учет и учет по системам стандарт – кост; директ – костинг -технологии формирования центров расходов, прибыли, ответственности и бюджетирования; -модели формирования издержек в финансовом и управленческом учете; - системы учета издержек по видам затрат; - основы сметного планирования (бюджетирования), виды бюджетов, их функции, методы разработки и применения на практике. - проблемы адаптации западного управленческого учета к российской практике. Уметь: -Выбрать и проектировать системы учета и контроля затрат в организациях; -использовать данные управленческого учета для анализа и обоснования решений на разных уровнях управления. - пользоваться различными классификациями для анализа структуры затрат организаций; -- применять методы калькуляции себестоимости с полным и неполным распределением затрат - применять классификацию производственных затрат в практике управленческого учета для осуществления процесса контроля и регулирования. - анализировать взаимосвязь показателей «затраты - объем производства – прибыль», - интерпретировать информацию, содержащуюся в управленческой отчетности; - формулировать рекомендации по результатам анализа. Владеть: -методикой исчисление затрат по местам формирования и центрам ответственности; -методикой учета и распределения затрат по объектам калькулирования; - основами бюджетирования для целей краткосрочного и долгосрочного планирования. - различными приемами и методами калькуляции себестоимости продукции (позаказный, попроцессный, попередельный, «стандарт – костинг», «директ – костинг», нормативный) для принятия управленческих решений, контроля и планирования. - методикой составления , анализа управленческой отчетности и формирования рекомендаций по результатам анализа - методикой маржинального анализа; -методами калькулирования как базы ценообразования; -методами нормативного учета и учета по системам стандарт – кост; директ – костинг; РАЗДЕЛ 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ 2.1. Состав образовательных технологий по дисциплине В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Экономика» реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе традиционных, активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой студентов. По данной учебной дисциплине предусмотрены следующие образовательные технологии: 1. Лекции 2.семинарские и практические занятия в традиционной форме; 3. практические занятия в активной / интерактивной форме; 4. подготовка к контрольной работе и тестированию; 5. выполнение заданий на самостоятельную работу; 6.подготовка к экзамену. Методические рекомендации для преподавателей и студентов по реализации образовательных технологий изложены в разделаз 3.2 и 9 настоящего УМК. 2.2. Формирования компонентов компетенций Образовательные технологии по освоению компетенций и схема формирования знаний, умений и навыков приведены в таблице №2. Таблица № 2. Образовательные технологии по освоению компетенций
Примечания к таблице 3: 1. Знаком «+» обозначен виды учебной работы по освоению соответствующего компонента компетенции. В ячейках текст обозначает форму обучения и номера лекций, практических занятий и тем СРС. 2. Содержание подготовки к экзамену приведены в соответствующих разделах настоящего УМК и являются едиными для всех форм обучения. 2.3. Состав, содержание и методика реализации активных и интерактивных образовательных технологий, применяемых при изучении дисциплины Состав, содержание и сроки реализации активных и интерактивных образовательных технологий по формам обучения приведены в таблице №3 Таблица № 3 Содержание и схема реализации активных и интерактивных технологий обучения
Методика реализации активных и интерактивных образовательных технологий Активное обучение студентов по данной дисциплине обеспечивается диалоговым взаимодействием преподавателя и студентов с целью формирования практических навыков бухгалтерского финансового учета. Задачами активного и интерактивного обучения по дисциплине являются: - закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины; - овладение методикой и практическими навыками бухгалтерского управленческого учета хозяйственных операций и финансово-экономического анализа виртуального предприятия; -систематизация практических навыков ведения управленческого учета; - обобщение всего комплекса знаний по дисциплине; - приобретение навыков публичных выступлений. Реализация активных технологий по дисциплине осуществляется на аудиторных семинарских и практических занятиях для всех форм обучения .. Тематические тренинги построены на задачах, ситуациях, вопросах., обсуждениях проблем. Методика проведения тренинга предусматривает наличие общей программы тренинга, подготовленной преподавателем, рабочего сценария тренинга, набора заданий и задач для отработки, набора раздаточных материалов. Вводная часть тренинга составляет не более 10 минут от всего времени занятия и предназначена для определения и разъяснения преподавателем конкретных условий модели тренинга. Цель и содержание практических занятий в активно-интерактивной форме изложены в планах проведения практических занятий . План тренинга включает:
Наименование и содержание активных и интерактивных технологий по формам обучения, а также цель и сроки их проведения изложены в таблице №3 настоящего раздела УМК и планах практических занятий. Все практические занятия предусматривают вводные установки преподавателя по теме (или нескольким темам) занятия в течение до 10 минут с целью определения и разъяснения основных задач практического занятия, однозначности интерпретации содержания финансово-учетных категорий и методологических основ бухгалтерского управленческого , финансового учета и анализа применительно к теме практического занятия. |
Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине... Курсовая работа по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет» является для студентов обучающихся по специальности «Бухгалтерский... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Бухгалтерский управленческий... Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 октября 2011 г. №2267 на основе требований Государственного образовательного... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине бухгалтерский управленческий... При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Учебно-методический комплекс по дисциплине бухгалтерский управленческий... Форма обучения очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине бухгалтерский финансовый... При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Учебно-методический комплекс дисциплины «Управленческий учет» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Примерная программа дисциплины «Бухгалтерский управленческий учет» Сд гос впо второго поколения по специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» | Методические указания для выполнения курсовой работы 18 раздел тексты... Тексты лекций по учебной дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет» | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине бухгалтерский учет и аудит... Гос впо по специальности 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000... | Учебно-методический комплекс по дисциплине бухгалтерский учет и аудит... Фгос спо по направлению специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденный Министерством образования... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и др финансово-кредитных организаций)» | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и др финансово-кредитных организаций)» | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и др финансово-кредитных организаций)» | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и др финансово-кредитных организаций)» | ||
080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Авторы: к э. н., доцент... Тексты лекций по учебной дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет» | Учебно-методический комплекс по дисциплине «бухгалтерский учет и аудит» Учебное пособие Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры бухгалтерского учета и аудита (протокол №7 от 16 марта 2009... |