Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе





НазваниеТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
страница1/3
Дата публикации19.04.2015
Размер0.57 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
  1   2   3


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Л.М. Волосникова/

__________ _____________ 201__г.

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 080200.68 «Менеджмент»

магистерская программа «Международный бизнес»

очная и заочная форма обучения
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор (ы) работы _____________________________/Л.М. Симонова /

«______»___________2013 г.
Рассмотрено на заседании кафедры мировой экономики и международного бизнеса «___»_________2013 г. №____

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________стр.

Зав. кафедрой ______________________________/Л.М. Симонова/

«______»___________ 2013 г.

Рассмотрено на заседании УМК Финансово-экономического института

«___»_______________2013 г. №_______

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.
«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Е.С. Корчемкина/

«______»_____________2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

И.о. директора Информационно-библиотечного центра ________________/Е.А. Ульянова/

«______»_____________2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/И.Ю. Фарафонова/

«______»_____________2013 г.



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Финансово-экономический институт
Кафедра мировой экономики и международного бизнеса

Симонова Л.М.
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 080200 «Менеджмент»

программ «Маркетинг», «Финансовый менеджмент», «Международный бизнес», «Управление человеческими ресурсами»

очной и заочной форм обучения

Тюменский государственный университет

2013


Симонова Л.М. Управленческая экономика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной и заочной форм обучения (направления 080200 «Менеджмент» программ «Маркетинг», «Финансовый менеджмент», «Общий и стратегический менеджмент», «Международный бизнес», «Управление человеческими ресурсами»). Тюмень, 2013, 30 с.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Управленческая экономика [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой мировой экономики и международного бизнеса. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.




ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Симонова Л.М., заведующий кафедрой мировой экономики и международного бизнеса, докт. эконом. наук, профессор






© Тюменский государственный университет, 2013.

© Симонова Л.М., 2013.

1.Пояснительная записка

1.1.Цели и задачи дисциплины


Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управленческая экономика» составлен в соответствии с учебными планами программ специализированной подготовки магистров «Маркетинг», «Финансовый менеджмент», «Общий и стратегический менеджмент», «Международный бизнес», «Управление человеческими ресурсами» направления 080200 «Менеджмент» и соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки магистра по базовой части профессионального цикла государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения.

Цель рабочей программы дисциплины – сформировать у студентов базовые, профессиональные знания закономерностей развития современной экономики и общих принципов поведения фирм в условиях рынка, а также навыки и умения использовать экономические понятия и методы анализа при выработке и принятии управленческих решений.

Задачи изучения дисциплины:

теоретическое освоение студентами знаний, связанных с рыночным равновесием и неравновесием, поведением потребителя, выявление и формулирование актуальных научных проблем потребительского спроса, предложения и потребительского поведения;

исследование современных представлений о предпринимательстве, фирмах, издержках и прибыли;

приобретение практических навыков сбора, обработки и оценки информации для подготовки и принятия управленческих решений, анализ существующих форм организации управления, обоснование предложений по их совершенствованию;

моделирование основных типов экономических и управленческих решений, которые должны принимать менеджеры применительно к распределению ограниченных ресурсов фирмы;

приобретение систематических знаний о закономерностях, правилах и процедурах формирования организационных структур управления и экономического механизма функционирования организаций, варианты их построения, достоинства и недостатки;

понимание механизма взаимодействия правительственных структур с бизнесом, определение воздействия этих структур на результативность деятельности коммерческих организаций.

Предлагаемое учебно-методическое издание имеет явно выраженную практическую направленность и выступает как инструмент освоения конкретных управленческих технологий и навыков.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина «Управленческая экономика» является базовой дисциплиной профессионального цикла дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования ФГОС ВПО) по направлению «Менеджмент» для магистров и представляет продвинутый курс экономики с выходом на решение прикладных управленческих проблем. Дисциплина «Управленческая экономика» предшествует специализированным экономическим и управленческим дисциплинам (корпоративные финансы, современный стратегический анализ, международная экономика, экономическая безопасность и риск-менеджмент и др.), и закладывает фундамент для изучения механизма управления на уровне бизнес – организации.

Для освоения данной синтетической дисциплины необходимы знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения на уровне бакалавриата следующих предметов: институциональная экономика, мировая экономика, общий менеджмент, маркетинг и др.

Знания, приобретенные при изучении данной дисциплины, необходимы также при выполнении магистерских исследований.

1.3.Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) магистра:

Для магистерской программы «Управление человеческими ресурсами»:

- способностью принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия (ОК-4);

Для магистерских программ «Маркетинг», «Финансовый менеджмент», «Общий и стратегический менеджмент», «Международный бизнес»:

- способностью принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия (ОК-4);

- способностью управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями (ПК-1);

- способностью использовать количественные и качественные методы для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами (ПК-5);

- владением методами экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде (ПК-6);

- способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- знать основы экономических процессов, необходимые для принятия управленческих решений;

- уметь принимать решения по оптимальному распределению ограниченных ресурсов между конкурирующими направлениями как в частном, так и в государственном секторах экономики;

- владеть навыками принятия основных типов решений, которые должны принимать менеджеры применительно к распределению дефицитных ресурсов, ценовой политики и объемов производства компании; а также

методами выстраивания результативных отношений между властными структурами и бизнесом.

КАРТА КОМПЕТЕНЦИЙ


Код компетенции

Формулировка компетенции*

Результаты обучения в целом**

Результаты обучения по уровням освоения материала

Виды занятий (лекции, практические, семинарские, лабораторные)

Оценочные средства (тесты, творческие работы, проекты и др.)

минимальный

базовый

повышенный

0К-4

способен принимать организационно-управленческие решения и оценивать их последствия


Знает:

Теоретические основы в области принятия управленческих решений

основы экономических процессов, необходимые для принятия управленческих решений.


модели поведения экономических агентов и рынков, основные понятия; теоретические концепции микро и макро экономики в разрезе практических задач стоящих перед фирмой.


методы и инструменты количественного и качественного анализа процессов управления.


Лекции, семинары

Ответы на семинаре, дискуссии, полемика, тесты, доклад

Умеет:

Рассчитывать экономические показатели, проводить анализ данных о состоянии рынка и компании для решения поставленных задач и принятия решений, для разработки стратегии развития организации

рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические показатели, характеризующие деятельность компании;

анализировать и интерпретировать данные о состоянии рынка и компании;

осуществлять анализ данных, необходимых для решения перед руководителем поставленных задач.

принимать экономически обоснованные решения для эффективного управления бизнесом на уровне организации, подразделения, проекта и рабочей группы;

подготавливать аналитические материалы для управления бизнес-процессами, а также для оценки их эффективности.

управлять развитием организации, осуществлять разработку и анализ стратегии организации на основании современных методов и передовых научных достижений;

использовать методы экономического анализа поведения агентов и рынков в глобальной среде.

Лекции, семинары

Ответы на семинаре, дискуссии, полемика, тесты, доклад

Владеет:

Методами стратегического, количественного и качественного анализа для принятий решения, навыки разработки корпоративной стратегии и взаимодействия организации с властными структурами

основными методами стратегического анализа;

количественного и качественного анализа для принятия управленческих решений;

навыки разработки корпоративной стратегии и её обоснования с помощью современных научных методов.


навыками принятия основных типов решений, которые должны принимать менеджеры применительно к распределению дефицитных ресурсов, ценовой политики и объемов производства компании.

методами выстраивания результативных отношений между властными структурами и бизнесом.

Семинары

Ответы на семинаре, дискуссии, полемика, тесты, доклад




ПК-1

Способность управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями

Знает:

методику планирования деятельности организации; принципы поведения организаций

принципы поведения и взаимодействия организаций в рыночной среде

методику планирования деятельности организации, основные элементы бизнес-плана

теоретическую сторону вопроса применения экономической теории на практике

Лекции, семинары

Написание эссе; решение тестов; коллоквиум.



Умеет:

определять стратегию поведения организации на рынке;

планировать деятельность;

принимать экономически обоснованные решения для эффективного управления бизнесом

определять стратегию поведения организации на рынке, проводить оперативный экономический анализ;

планировать деятельность, анализировать результаты деятельности организации.

принимать экономически обоснованные решения для эффективного управления бизнесом на уровне организации, подразделения, проекта и рабочей группы

Лекции, семинары

решение тестов, задач; коллоквиум, бизнес-игра.


Владеет:

навыками анализа экономических показателей и применения результатов;

средствами управленческого моделирования и анализа;

навыками количественного и качественного анализа для принятия управленческих решений

инструментальными средствами управленческого моделирования и анализа с целью определения стратегического направления деятельности организации на рынке.

навыками анализа экономических показателей и применения результатов в управленческой деятельности

навыками количественного и качественного анализа для принятия управленческих решений;

готовить аналитические материалы для управления бизнес-процессами и оценки их эффективности; владение методами стратегического анализа для принятия решения управленческих решений.

Семинары

решение задач, тестов,

кейс-задач;

коллоквиум; контрольная работа, зачет

ПК-5

способность использовать количественные и качественные методы для проведения научных исследований и управления бизнес-процессами

Знает:

гипотезы максимизации прибыли;

микроэкономические теории производства;

концепции эластичности


гипотезы максимизации прибыли; факторы и характеристики, определяющие структуру рынка.

микроэкономические теории производства; отличительные черты совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, монополии, олигополии.


концепции ценовой эластичности, перекрестной эластичности и эластичности по доходам; модель скоординированной олигополии, дуополии Курно.

Лекции, семинары

Ответы на семинаре; контрольные работы;

тесты; задачи репродуктивного и реконструктивного уровня; подготовка докладов, сообщений презентаций; решение кейс-задач.

Умеет:

определить рыночное равновесие по Вальрасу и по Маршаллу; анализировать альтернативные модели поведения фирм;

измерять показатели и коэффициенты концентрации продавцов и их рыночной власти.

анализировать альтернативные модели поведения фирм; выявить влияние эластичности на выручку компании.

определить рыночное равновесие по Вальрасу и по Маршаллу; определять уровни ценовой дискриминации.


строить квазидинамическую модель рыночного равновесия Аллена; измерять показатели и коэффициенты концентрации продавцов и их рыночной власти.

Лекции, семинары

Ответы на семинаре; контрольные работы;

тесты; задачи репродуктивного и реконструктивного уровня; подготовка докладов, сообщений презентаций; решение кейс-задач.

Владеет:

способами определения оптимального объема выпуска фирмы;

анализом различных видов многономенклатурного ценообразования.

навыками обоснования различий экономических и бухгалтерских издержек; знаниями способов неценовой конкуренции.


способами определения оптимального объема выпуска фирмы; анализом безубыточности.

анализом различных видов многономенклатурного ценообразования.

Семинары

Ответы на семинаре; контрольные работы;

тесты; задачи репродуктивного и реконструктивного уровня; подготовка докладов, сообщений презентаций; решение кейс-задач..

ПК-6

владение методами экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде

Знает:

теории и концепции поведения на различных уровнях организации;

результаты новейших исследований по проблемам менеджмента

модели поведения экономических агентов и рынков

современные теории и концепции поведения на различных уровнях организации

основные результаты новейших исследований по проблемам менеджмента

Лекции, семинары

Ответы на семинаре, контрольная работа, блиц-опрос, тест.

Умеет:

управлять развитием организации;

анализ и разработку стратегии организации на основе современных методов

разрабатывать стратегии развития организации

управлять развитием организации

осуществлять анализ и разработку стратегии организации на основе современных методов и передовых научных достижений

Лекции, семинары

Ответы на семинаре, контрольные работы, эссе, доклады, презентации

Владеет:

навыками количественного и качественного анализа для принятия управленческих решений;

методикой построения организационно-управленческих моделей

методикой построения организационно-управленческих моделей

навыками количественного и качественного анализа для принятия управленческих решений

инструментальными средствами анализа (моделирования) проекта и решения типовых задач анализа и оптимизации

Семинары

Ответы на семинаре, контрольные работы, кейс-метод, выполнение проекта

ПК-8

способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной

статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения

социально-экономических показателей

Знает:

способы выявления тенденций изменения социально-экономических показателей рынка;

способы статистического анализа структуры рынка;

особенности российской экономики, ее институциональную структуру

способы статистического анализа структуры рынка;

виды и формы аналитических отчетов.


способы выявления тенденций изменения социально-экономических показателей рынка, влияющих на принятие управленческих решений.

Основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства, влияющих на деятельность организации.

Лекции, семинары

Ответы на семинаре; контрольные работы;

тесты; подготовка докладов, сообщений презентаций; решение кейс-задач.

Умеет:

анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики;

использовать источники статистических данных, необходимых для принятия бизнес-решений;

прогнозировать на основе стандартных теоретических и эконометрических моделей

использовать источники статистических данных, необходимых для принятия бизнес-решений;

осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач.

анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики по показателям деятельности компаний

готовить аналитические материалы для управления бизнес - процессами и оценки их эффективности

прогнозировать на основе стандартных теоретических и эконометрических моделей поведение экономических агентов.

Лекции, семинары

Ответы на семинаре; контрольные работы;

тесты; сообщений презентаций; решение кейс-задач.

Владеет:

современными методиками расчета, характеризующих экономические процессы и явления на уровне компании;

навыками оформления результатов аналитической работы в формах необходимых аналитических отчетов


навыками количественного и качественного анализа для принятия управленческих решений;

методологией исследования данных необходимых для принятия управленческих решений

навыками оформления результатов аналитической работы в формах необходимых аналитических отчетов


современными методиками расчета, характеризующих экономические процессы и явления на уровне компании в их взаимосвязи.


Семинары

Ответы на семинаре; контрольные работы;

тесты; задачи репродуктивного и реконструктивного уровня; подготовка докладов, сообщений презентаций; решение кейс-задач..

2.Структура и трудоемкость дисциплины

Семестр - 1. Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 4 зачётные единицы, 144 часа.

3.Тематический план

Очная форма обучения

    Таблица 3.1.



    Тема

    Недели семестра

    Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

    Итого часов по теме


    Из них в интерактивной форме

    Формы контроля

    Лекции

    Семинарские (практические) занятия

    Самостоятельная работа







    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9




    Введение. Предмет, содержание и задачи курса

    1-2







    4

    4




    Эссе

    1.

    Экономические цели фирмы и оптимальное принятие решений. Альтернативные модели поведения фирмы.

    1-2

    2

    4

    6

    12

    2л/2с

    Эссе Кейс реферат

    2.

    Спрос и предложение. Эластичность спроса

    3-4

    2

    4

    10

    16



    Тест ситуац. задачи

    3.

    Теория и оценка производства. Значение издержек в управленческих решениях

    5-6

    2

    4

    10

    16



    Тест, эссе, реферат, ситуац. задачи

    4.

    Решения о ценовой политике и объемах производства: совершенная конкуренция и монополия

    7-8

    2

    4

    10

    16



    ситуационные задачи тест реферат эссе

    5.

    Решения о ценовой политике и объемах производства: монополистическая конкуренция и олигополия.

    9-10

    2

    4

    10

    16



    ситуационные задачи тест реферат эссе

    6.

    Пять сил конкуренции

    11-12

    2

    4

    10

    16



    Кейс эссе реферат

    7.

    Конкурентное преимущество фирмы

    13-14

    2

    4

    10

    16



    Кейс эссе реферат

    8.

    Глобализация и управление многонациональной корпорацией

    15-16

    2

    4

    10

    16



    Кейс эссе реферат

    9.

    Проблемы правительственного вмешательства в рыночную экономику

    17-18

    2

    4

    10

    16




    Контр. работа реферат эссе




    Итого (часов, баллов):




    18

    36

    90

    144

    26

    экзамен




    Из них в интерактивной форме:




    2

    24







    26






  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Лингвистика, профиль подготовки: Перевод и переводоведение (английское отделение)
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии»
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии»
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Лингвистика», профиль подготовки: Перевод и переводоведение (английское отделение)
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Психофизиологические механизмы адаптации человека и методы функциональной диагностики
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №11 от 12. 05. 2011 г
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №10 от 12 2011 г
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Информационные системы и технологии в административном управлении» очная форма обучения
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании умк института филологии и журналистики от 31. 10. 2013, протокол №1
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Государственно-конфессиональные отношения: отечественный и зарубежный опыт правового регулирования
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск