Скачать 216.25 Kb.
|
Министерство экономического Министерство образования развития и торговли Российской Федерации Российской Федерации Государственный университет - Высшая школа экономики Программа дисциплины «Организационное проектирование и реконструкция» для направления 521500 - Менеджмент (третья ступень высшего профессионального образования) Магистерская программа 521504 - «Управление человеческими ресурсами» Москва 2003 г. I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Автор программы: доктор социологических наук, профессор В.Л. Доблаев. Требования к студентам. Студент должен: обладать знаниями по экономики, по курсам: теории оганизаций и организационного поведения, общего и стратегического менеджмента, маркетинга. Уметь оперировать основными категориями мультиструктурного моделирования организаций, определять способы выживания и стратегические направления аккомодации, быстрого роста и развития в зависимости от типов сред и их состояний, проектировать основные и главные функции, стратегические и оперативные цели, определять критерии эффективности тотального качества, проектировать типы структур организации и исследовать их характеристики, определять формальные позиции статусов подразделений и должностных лиц, проектировать рабочие места. Аннотация: Курс «Организационное проектирование и реконструкция» - новое и важное звено в Щгстеме образования магистров, ориентирующий на конструктивное управление и модернизацию брга-низации в зависимости от сложившейся рыночной ситуации и желаемых конечных результатов. Курс предусматривает ознакомление студентов с мультиструктурными концепциями теории организаций, лежащими в основе организационного инжиниринга. Практическая ориентация курса предполагают значительный объем самостоятельной аналитической и эмпирической работы студентов, в которой они на реальных и учебных примерах приобретают опыт анализа организационной среды, в зависимости от этого учатся выбирать и строить оптимальные конфигурации функций, целей и структур изучаемых организаций. Особенностью курса является то, что объектами проектирования и реконструкции выбраны разнопрофильные организации: промышленные, финансовые, торговые и сервисные предприятия, а также предприятия бюджетной сферы. Не исключаются также и общественные организации. Таким образом, студенты обучаются строить и перестраивать формальную оболочку организаций, определять и позиционировать статусы подразделений и должностных лиц, проектировать рабочие места. Тем самым они приобретают необходимый опыт проектирования и реконструкции организаций. В завершающем разделе студенты получат представление о некоторых наиболее актуальных и востребованных практикой темах организационного проектирования. Курс построен в форме лекций и практических занятий и предполагает систематическую работу над теоретическим материалом лекций и рекомендуемой учебной и научной литературы, выполнение коллективных и индивидуальных заданий. Практические занятия, помимо домашней подготовки, представлены в двух своих формах - аудиторной и внеаудиторной. Аудиторная форма - это работа студентов на семинарах, которая состоит из ответов на вопросы по общим заданиям преподавателя; написания рефератов на заданные темы; докладов о результатах исследований по индивидуальным заданиям на семинаре; участия в коллективном обсуждении результатов и выработке итоговой интерпретации полученных результатов; участия в ролевых играх, как в качестве исполнителей, так и в качестве экспертов и наблюдателей. Внеаудиторная исследовательская работа состоит в подготовке и самостоятельном проведении полевых исследований (для неработающих студентов в границах университета, для работающих студентов - непосредственно на их рабочих местах) с последующим обсуждением на семинаре. Учебная задача дисциплины. В результате изучения дисциплины студент должен:
Формы контроля. Текущий контроль осуществляется в ходе практических занятий на основе оценки индивидуальной и коллективной работе по выполнению различных заданий и письменных работ (рефератов). Итоговый контроль - экзамен. Промежуточный контроль является рубежным, т.к. дисциплина преподается в одном модуле. Результирующая оценка итогового контроля является средневзвешенной оценкой, которая складывается из: оценки выполнения письменных заданий (индивидуальных заданий, рефератов) и оценки итогового контроля (теста) как округленная средневзвешенная оценка с учетом оценок относительной важности: \Vp = 0.4; Wt = 0.6; Оср = Op x Wp (0.4) + Ot x Wt (0.6) II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Тема 1. ИЗУЧЕНИЕ И КОНСТРУИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ 1.1. Принципы исследования и дизайна организаций. Системная двойственность. Трехмерная масштабность.. Принцип ситуативности-условности. 1.2. Предмет дисциплины. Модели организаций и организационные проекты. Проектирование и репроектирование организаций в российских условиях. Структура курса. 1.3. История и современное состояние дисциплины. От теории организации к организационному дизайну. Методы исследования и диагностики организаций. Тема 2. СРЕДА ОРГАНИЗАЦИЙ 2.1. Основные типы и компоненты среды и их значение для проектирования организаций. Главная трудность учета организационной среды, аналогии и метафоры. Среда и ее субъекты. Влияние среды на дифференциацию и интеграцию организационных структур (по исследованиям П.Лоуренса и Дж.Лорша). Общая среда организаций и ее характеристики. Специфическая среда организаций и ее компоненты. Взаимодействие организаций со своей средой, организационные формы и ниши. Межорганизационные формы в российских условиях. 2.2. Оценивание состояний среды организаций. Типология состояний среды Ф. Эмери и Е. Триста. Гипертурбулентная среда организаций, социальная сортировка, анклавы и воронки в социальной среде организаций. Современные тенденции динамики рыночной среды: интернализация, мультинационализа-ция, транснационализация, глобализация. 2.3. Способы выживания и стратегии организаций в различных средах. Выживание и адапта-эдг ция. Выбор стратегического направления: аккомодация, быстрый рост, развитие. Поиск и дизайн ниши. Формы слияния, поглощения, разъединения. Формы межорганизационных объединений и взаимодействий. Тема 3. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПОЛЕ ОРГАНИЗАЦИИ. ДИЗАЙН ФУНКЦИЙ И ЦЕЛЕЙ3.1. Функции и цели организации. Процессы и их разновидности в организации. Процессы: операции и процедуры, объективная и субъективная стороны организационных процессов. Особенности функциональных и целевых процессов, стратегические цели, официальные и оперативные цели организации. Функции против целей, интересы участников организации. Системный и целевой подходы к организационным процессам. 3.2. Основные и главные функции организаций. Основные функции и профиль организации. Особенности основных функции коммерческих и некоммерческих предприятий. Специфика основных функций финансовых, промышленных, торговых и сервисных предприятий. Главные функции организации, методы их построения. Стратегический выбор и проектирование главных функций организации. Ключевые процессы и функциональные модули организации по Дж.Коттеру. 3.3. Эффективность организации: общие критерии и оценки. Значение оценивания эффективности организации. Рейтинги компаний. Основные подходы к эффективности, история и развитие. Критерии эффективности. Проблема оценивания: системный и целевой подходы, их преимущества и недостатки. Экономический и психологический подходы к оценке эффективности организаций. 3.4. Менеджмент тотального качества. Эффективность и качество. Статистический контроль качества. Премия У.Деминга. Тотальный контроль качества. Премия М.Болдриджа. Оценивание эффективности организации по критериям TQM. Эффективность и безопасность 3.5. Диагностика функций и целей организации и практическая постановка проблемы эффективности. Организация процедуры выработки и принятия стратегических целей. Элементы SWOT-анализа. Опера-ционализация стратегии, бизнес-план, режимы планирования. Тема IV. СТРУКТУРНОЕ ПОЛЕ ОРГАНИЗАЦИИ. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР 4.1. Общие представления о структуре организации и ее проектировании. Частные и общее понятия структуры организации. Структура организации против структуры управления. Менеджер как исследователь и реконструктор организационной структуры; 4.2. Характеристики (параметры) структуры организации. Размер, административный ком-.цонент, дифференциация интеграция, стандартизация, централизация, конфигурация. Принципы дифференцирования структуры: департментализация, разделение на штабные и линейные подразделения. Плюсы и минусы наиболее распространенных вариантов построения структуры. Реструктуризация российских предприятий: основные проблемы и их решения. 4.3. Организация как мультиструктурная система. Структура как предмет дизайна. Мультиструк-турные модели организации (Г.Минтцберг, В.Л.Доблаев). Структурные модули организации и их критерии. Структура и определение границ организации как системы. Тема V. ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА 5.1. Технологии в Организациях. Технологическая шкала Дж.Вудворд. Типы технологий в организациях (Ч.Перроу, Дж.Томпсон). Основные и главные функции, элементный состав производственно-технологической структуры. Значение и конструкция технического ядра организации (Дж. Томп-Сон). 5.2. Основы проектирования производственно-технологической структуры. Построение структурного модуля управления производством и технологией. Профиль организации и дизайн технологической структуры банка, промышленного предприятия, торговой фирмы, предприятия сферы услуг. Типовые конструкции технологической структуры федеральных и муниципальных учреждений: учреждения образования, учреждения здравоохранения, социальные службы. Тема VI. ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНАЯ СТРУКТУРА 6.1. Финансовая функция, ее отличие от других основных функций организации. Основные и главные функции, элементный состав финансово-бюджетной структуры. Категории и понятия финансового менеджмента. Структурный модуль управления финансами. 6.2. Основы проектирования финансово-бюджетной структуры. Три модели финансового контроля (Г.Минтцберг). Централизация и децентрализация финансовой деятельности организации. Управленческий учет: менеджер производства и его роли в сфере управления финансами. Центры финансовой ответственности. Тема VII. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА7.1. Организация как социальная система. Основные и главные функции, элементный состав социальной структуры. Устройство социальной власти и коммуникации в организации. Корпоративная культура, ее значение, разновидности и основные характеристики. 7.2. Дизайн службы управления персоналом организации. Принципы построения кадровой и социальной политики организации. Сферы компетентности службы. Проектирование и реорганизация службы в связи с изменениями. 7.3 Социальное проектирование и внешняя деятельность организации. Социальное прогнозирование и социальная экспертиза в организации. Тема VIII. Процессы управления и их структурное обеспечение8.1. Директивное управление и власть в организации. Структура директивного управления, ее функции. Контроль и его проектирование. Диапазон контроля и индекс надзора. Контроль как показатель реальной власти в организации. Разделение власти в организации (три вида власти). Децентрализация и дивизионализация, их преимущества и недостатки. 8.2. Информационная коммуникация (MIS). Структура коммуникативного управления, ее функции. Дизайн формальных и неформальных коммуникативных сетей. Организационные формы штабных подразделений: комитеты, комиссии, оперативные рабочие группы, интегративные образования и др. 8.3. Реконструкция штабов и линий с учетом рыночных показателей. Властные полномочия штаба и линии в их сравнении. Прогнозирование конфликтов штаба и линии. Дизайн штабных и линейных подразделений. Организация центров прибыли и центров затрат. 8.4. Организация рабочих мест и проектирование работы с учетом мотивации. Функции и структура различных подразделений и их оформление в организации. Дизайн формальных правил и статусов в организации. Определение формальных ролей и статусов работников. Функциональные обязанности и их разновидности. Проектирование работы в целевом и партисипативном менеджменте. Построение системы материального стимулирования: схемы оплаты работы и вознаграждения. Методы организации заданий в работу. «Качество трудовой жизни», «Социотехническое проектирование». Тема IX. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДИЗАЙНА ОРГАНИЗАЦИИ 9.1. Централизация и децентрализация в организации. 9.2. Проектирование эффективных рабочих групп. 9.3. Проектирование сокращения организации. 9.4. Проектирование роста и развития организации. ПРОГРАММА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Принципы исследования и дизайна организаций. Цель -представление и усвоение ряда категорий общей теории систем, необходимых для понимания аналитических аспектов дизайна организаций. Овладение основами аналитического подхода и усвоение студентами основополагающих принципов понимания организации как разнокачественной, многомерной системы с двумя рядами противоположных признаков. Тема 2. Среда в проектировании организаций. Цель - знакомство с известными типологиями организационной среды и ее качественных состояний, ситуационным подходом в диагностике и проектировании. Освоение навыков аналитического подхода к оценке среды в совокупности с выбором подходящего стратегического направления, обеспечивающего выживание. Тема 3. Дизайн функций и целей. Цель - выработка представлений о многообразии функций и целей организации, их свойств и предназначения. Приобретение навыков в определении и формулировании основных и главных функций, выявлении их стратегической специфики и применительно к организациям разного профиля деятельности. Усвоение основных категорий, составляющих эффективность организации, умение студентов ориентироваться в оценках по шкалам тотального качества. Тема 4. Структура и ее характеристики. Цель - формирование представлений об организации как мультиструктурной системе, о возможностях и методах проектирования структуры. Научение приемам измерения характеристик структуры. Тема 5. Структурные модули: производственно-технологическая структура. Цель - знакомство с известными технологическими подходами и усвоение принципов проектирования производственно-технологической структуры на практике. Самостоятельное построение производственно-технологического структурного модуля заданного профиля. Тема 6. Структурные модули: финансово-бюджетная структура. Цель - получение представлений о специфике финансово-бюджетной структуры организации и ее разновидностях. Освоение трех методов финансового управления и контроля. Тема 7. Структурные модули: социальная структура. Цель - получение представлений о специфике социальной структуры организации и ее разновидностях. Освоение методов проектирования социальной и кадровой политики и построение соответствующих служб в организациях различного профиля. Знакомство с проблемами и методами социального прогнозирования и социальной экспертизы. Тема 8. Процессы управления и их структурное обеспечение. Цель - формирование представлений о директивном и коммуникативном режимах управления и их структурном обеспечении. Освоение методов проектирования штабных и линейных функций и построение соответствующих структурных фрагментов с учетом рыночных требований. Приобретение навыков проектирования рабочих мест, отвечающих требованиям эффективности. Тема 9. Актуальные проблемы дизайна организаций. Цель - формирование представлений о наиболее актуальных проблемах в проектировании и реконструкции организаций. Приобретение опыта работы реконструкции по индивидуальным проектам в связи с задачами: централизации и децентрализации, создания эффективных рабочих групп, сокращения, роста и развития организации. Тематика рефератов 1. Исследование организационной среды в работах П.Лоуренса и Дж.Лорша. 2. Возникновение организационных форм как результат взаимодействия организации со своей средой. 3. Примеры состояний среды по Ф. Эмери и Е. Тристу. 4. Анализ конкретной стратегии предприятия и ее соотнесение со стратегическими направлениями: аккомодации, быстрого роста, развития. 5. Эволюция подходов пониманию эффективности. Критерии эффективности организации в современной интерпретации. \ 6. Системный и целевой подходы к организационным процессам и эффективности (на конкретном примере). 7. Диагностика функций и целей организации. Операционализация стратегии, бизнес-план, режимы планирования. 8. Структура и ее характеристики: сравнительный анализ двух примеров структуры по их характеристикам. 9. Принципы дифференциации структуры: разновидности департментализации и разделения на линию и штабы. 10. Теория «технологического ядра» организации Дж.Томпсона. 11. Производственно-технологический структурный модуль организации и его функции на конкретномпримере (по выбору). 12. Технология продаж и технология обслуживания. 13. Финансово-бюджетная структура организации и его функции на конкретном примере (по выбору). 14. Структурное обеспечение управленческого учета и контроллинга в организации. 15. Кадровая и социальная политика на примере конкретной организации, анализ плюсов и минусов. 16. Проектирование кадровой и социальной служб организации (по выбору). 17. Социальные проекты организации. 18. Социальная культура организации и ее диагностика. 19. Структура директивного и коммуникативного управления предприятия. 20. Исследование нормы управляемости и диапазона контроля на конкретном примере. 21. Коммуникативные структурные образования конкретной организации и их функции. !\ 22.Интегративные функции коммуникативных структурных образований и их значение для выживания организации. 23. Сравнительный анализ возможностей классической линейно- штабной структуры и структуры, ориентированной на рыночные показатели. 24. Профит- и кост-центры в современных организациях. 25. Проекты централизации и проекты децентрализация организации на учебном примере. 26. Эффективные рабочие группы: технология создания и поддержания. 2 7. Технология составления должностной инструкции (анализ конкретных должностных инструкций). 2 8. Проектирование сокращения организации на конкретном примере. 29. Проектирование роста и развития организации на конкретном примере. Требования к написанию рефератаПри написании реферата должны быть соблюдены следующие требования: 1. Развернутый план работы, содержащий «Введение» (1.5-2 с.); «Основную часть», «Заключение» (0.5-1 с.) и «Библиографию». 2. Во введении необходимо: обозначить актуальность темы; сформулировать проблемную ситуацию, побудившую студента к выбору темы; четко обозначить цели и задачи работы; обозначить объект и определить предмет исследования. 3. В основной части: должны быть представлены конкретные исследования либо содержаться анализ проблемы и ее решений, а также конструктивная критика имеющихся подходов, отражающая известные и, возможно, авторские позиции; теоретический материал необходимо дополнять примерами желательно более конкретными и самостоятельно подобранными. Выполнение этого требования способствует более высокой оценке реферата; реферат должен опираться на литературу, новую в сравнении с рекомендуемой по данной теме (не менее 3-х источников). В работе необходимо продемонстрировать способность самостоятельно подбирать источники и работать с ними. 4. Заключение должно содержать краткие выводы и авторские предложения. 5. Библиография: должна включать список не менее 10 источников, из которых не менее 5 источников, непосредственно «работающих» в тексте; ' - ссылки и сноски в тексте оформляются по стандартным правилам (как в научной литературе). Работа выполняется в компьютерном или машинописном виде и должна содержать не менее 10 с. м.п. текста, интервал 1.5. Вопросы к экзамену 1. Место и статус дисциплины «Реконструкция и проектирование организаций» в системе управленческих наук. Общие принципы исследования и дизайна организаций. 2. Среда как фактор формирования организационной структуры (по исследованиям П.Лоуренса и Дж.Лорша). 3. Разновидности сред организации, связь типа среды с типом общества. Типология состояний среды по Ф.Эмери и Е.Тристу. 4. Современные тенденции динамики организационной среды. Гипертурбулентность и ее последствия для организации. 5. Способы выживания и стратегии организаций в различных средах. 6. Объективные и субъективные условия создания и реконструкции организаций. 7. Основные разновидности процессов, относящиеся к организации. Общее и отличие функциональных и целевых процессов организации. 8. Стратегические цели и интересы участников. Типология целей организации. Процедура утверждения стратегических целей организации. 9. Основные функции и профиль организации. Типовые пакеты основных функций различных организаций. 10. Главные функции организации. Стратегический выбор и проектирование пакета главных функций организации. 11 .Значение оценивания эффективности организации. Эволюция взглядов на эффективность. Системный и целевой подходы к оценке эффективности. 12. Эффективность и качество. Оценивание эффективности по критериям TQM. 13. Соотношение понятий «структура» и «функции» организации в проектировании. 14. Определение и характеристики структуры организации. 15-Мультиструктурные модели организации. Структурные модули и их критерии. 16. Стандартизация и формализация организационных процессов. Какие преимущества дает управлению стандартизация и формализация, и в каких случаях можно управлять, обходясь без них? 17. Основные документы, представляющие формализацию и их общее содержание: Ш положение о подразделении, должностная инструкция и др. Разница между прямыми и непрямыми функциональными обязанностями. 18. Типы управляющих в современных организациях: линейный менеджер, офис-менеджер, управляющий вообще; сходства и отличия. Категории деятельности менеджера, статусы менеджера в различных структурах организации. 19. Функциональный и дивизиональный принципы проектирования структуры. Исходя из каких соображений следует строить организационную структуру по функциональному принципу? В каких случаях следует строить организационную структуру по дивизиональньш принципам? 20. Плюсы и минусы матричной структуры. 21 .Производственно-технологическая структура организации (основные и главные функции, элементный состав). 22. Финансово-бюджетная структура организации (основные и главные функции, элементный состав). Типы финансового контроля и управления в организациях. 23. Социальная структура организации (основные и главные функции, элементный состав). 24. Социализация, карьерные линии и их проектирование. Связь социализации и кадровая политика организации. 25.Принципы построения кадровой политики организации. Сферы действия кадровой политики. 26. Социальное проектирование и его методы. 27. Социальная культура организации. 2 8. Директивное и коммуникативное управление в организации, сравнительный анализ. 29.Диапазон контроля, его определение и оценивание. 30. Формальные и неформальные коммуникативные структурные образования. 31 .Реконструкция линий и штабов с учетом рыночных показателей. 32. Проектирование рабочих мест с учетом мотивации. 33. Актуальные проблемы: централизация и децентрализация. 34. Актуальные проблемы: проектирование эффективных рабочих групп. 35. Актуальные проблемы: проектирование сокращения организации. 36. Актуальные проблемы: проектирование роста и развития организации. III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1. Базовый учебник: Доблаев В.Л. Организационное поведение. - М.: «ИКФ-ЭКМОС», 2002. Основная литература 1. Щербина В.В. Социология организаций. Словарь-справочник. М.: 1996. 2. Мильнер Б.3. Теория организаций. Курс лекций. - М.: ИНФРА-М., 1998. 3. Соловьев B.C. Организационное проектирование систем управления. М.- ИНФРА - М, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. Дополнительная литература 1. Контроллинг как инструмент управления предприятием. Под ред. Н.Г. Данилочкиной. - М: ЮНИТИ -ДАНА, 2003. 2. Мескон М.Х., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М. ИНФРА-М, 1996. 3. Минтцберг. Г. Структура в кулаке. - Сп-б. Питер, 2001. 4. 0'Шонесси Дж. Принципы организации управления фирмой. - М: Прогресс, 1979. 5. Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. - М., Прогресс, 1986. 6. Пузыревский Л.С. Основы организационного проектирования. - Л.Изд-во ЛГУ, 1975. 7. Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникации в организациях. - М.: Экономика, 1980. 8. Синк Д.С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение. -М.: Прогресс, 1989. 9. Справочник директора предприятия.- М: ИНФРА-М, 1996. 10.Управление - это наука и искусство. - М.: Республика, 1992. 11 .Харрингтон Дж. Управление качеством в американских корпорациях. - М.: Экономика, 1990. 12.Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. Спб. Притер, 2001. 13.Хоскинс А. Курс предпринимательства. - М.: Междунар. отношения, 1993. 12.Handbook of organizational design vol.1-2., ed. P.S. Nystrom, W.H. Starbuck Oxford university press, 1981. 13.Kotter J.P. Organizational Dynamics: Diagnosis and Intervention. - Addison Wesley, 1978. 14.Lawrence P.R., Lorsch J.W. Organization and Environment: Managing Differentiation and Integration. -Cambridge, 1967. 15-Mintzberg H. The Structuring of Organizations. - Prentice Hall, 1979. 16-Robey D.,.Sales C.A. Designing organizations. - Miami, 1994. 17. Organizational Change and Redesign. Ed. Huber G.P., Glick W.H. - Oxford University Press, 1993. 18.Thompson J.D. Organizations in Action. - N.Y., 1967. 19.Woodward J. Industrial Organizations: Theory and Practice. - Oxford, 1965. IV. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ЧАСОВ
|
Программа дисциплины «Модели современной теоретической социологии»... Автор программы: профессор, доктор социологических наук, Покровский Н. Е. Требования к студентам | Рабочая программа Шифр Наименование дисциплины б. 8 Управление человеческими ресурсами Структура и содержание дисциплины «Управление человеческими ресурсами» соответствуют требованиям государственного образовательного... | ||
Программа дисциплины «Управление человеческими ресурсами» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Управление человеческими ресурсами», учебных ассистентов и студентов,... | Программа дисциплины Управление человеческими ресурсами для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Программа дисциплины «Анализ внешней среды учр» для направления 080200. 68 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Программа дисциплины «Анализ внешней среды учр» для направления 080200. 68 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Программа «Управление человеческими ресурсами» Симонова Л. М. Cравнительный менеджмент человеческих ресурсов. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной... | Программа дисциплины "методы стратегического менеджмента" для направления... Министерство экономики Министерство общего и Российской Федерации профессионального образования Российской Федерации | ||
Программа дисциплины «Социология труда, социология профессий» для... Материалы лекций и практические занятия лягут в основу становления их общего социологического профессионализма в сфере управления... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080200. 68 «Менеджмент» ... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080200. 68 «Менеджмент» ... | Рабочая учебная программа Шило И. Н. Коммуникации в управлении человеческими... Шило И. Н. Коммуникации в управлении человеческими ресурсами. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для магистров... | ||
Рабочая программа для магистров магистерской программы «Управление Человеческими Ресурсами» Рабочая программа для магистров магистерской программы «Управление Человеческими Ресурсами» направления 080200. 68 «Менеджмент» очной... | Программа дисциплины «Правовые основы управления персоналом» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Управление человеческими ресурсами» бакалаврской образовательной программы по профилю «Управление человеческими ресурсами» по направлению... | С. М. Попова управление человеческими ресурсами Менеджмент, профиль «Государственное и муниципальное управление» разработаны доцентом кафедры экономики зип сибупк с. М. Поповой... |