Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики





Скачать 144.44 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Дата публикации18.08.2013
Размер144.44 Kb.
ТипСамостоятельная работа
100-bal.ru > Экономика > Самостоятельная работа


Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования
Национальный исследовательский университет

Высшая школа экономики

Факультет Логистики

Кафедра Управления логистической инфраструктурой

Программа дисциплины

«Технико-экономический анализ предприятия (в логистике)»
для подготовки бакалавров по направлению 080200.62 Менеджмент Профиль специальных дисциплин

«Логистика и управление цепями поставок»
Автор: канд. экон. наук, доцент Григорян М. Г.

Одобрена на заседании кафедры


Управление логистической инфраструктурой

Зав. кафедрой

_____________________________ д.э.н., проф. Федоренко А.И.

«_____» __________________ 2012 г
Утверждена на заседании Факультета Логистики

Декан факультета Логистики

д.э.н., проф. Дыбская В.В.

_________________________________

« ____» ___________________2012 г.


Москва, 2012


Тематический план учебной дисциплины


Наименование разделов

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Всего

Введение




1




1




Раздел 1. Основные принципы, цель и задачи анализа




1




1




Раздел 2. Организация аналитической работы в звене логистической системы




2




2




Раздел 3. Методы проведения анализа деятельности субъекта логистической системы




4




4




Раздел 4. Анализ результатов деятельности субъекта логистической системы




8

12

20




И Т О Г О




16

12

28





Базовый учебник
Савицкая, Г. В. Анализ эффективности и рисков предпринимательской деятельности: методологические аспекты. М.: ИНФРА-М, 2011.
Формы контроля знаний студентов
Текущий контроль по дисциплине проводится в форме тестовых опросов и экспресс опросов по отдельным темам лекционного материала, а также в форме проверки заданий, выполняемых на практических занятиях. На последних предполагается выполнение ситуационного анализа, проведение определенных расчетов, использование традиционных и специфических методов анализа финансово-хозяйственной деятельности логистической организации. По результатам текущего контроля выставляются баллы, по сумме которых определяется рейтинг студента.

Формы итогового контроля – контрольная работа, зачет. Зачет проводится в виде тестового опроса.
Содержание программы
Введение

Цель и задачи дисциплины, ее место в подготовке логистов. Анализ как универсальный метод исследования и диагностики состояния логистической системы и ее субъектов. Отечественный и зарубежный опыт развития практики анализа финансово-хозяйственной деятельности организации. Информационная база изучения дисциплины.
Раздел 1. Основные принципы, цель и задачи анализа

Анализ как метод определения стратегии развития логистической организации и как функция управления. Предмет экономического анализа. Цель и основные задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности субъекта логистической системы. Содержание анализа и его связь с результатами деятельности организации.

Принципы анализа, их сущность. Процесс анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности логистической организации и его этапы.

Комплексный и тематический анализ и этапы их проведения в организации.
Раздел 2. Организация аналитической работы в звене логистической системы

Пользователи информации о деятельности звена логистической системы, их классификация. Характеристика отдельных пользователей информации.

Источники информации и их идентификация.

Организация массивов информации, и ее аналитическая обработка. Характеристика внешнего и внутреннего информационного потенциала субъекта логистической системы.

Структура аналитической записки и презентация результатов анализа. Требования к таблицам данных, аналитическим таблицам, диаграммам, схемам, рисункам и графикам.

Использование прикладных компьютерных программ при проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности логистической организации.
Раздел 3. Методы проведения анализа деятельности субъекта логистической системы

Предпочтительная область и границы использования основных методов анализа в субъекте логистической системы. Прием сравнения и процедура его проведения. Метод и виды детализации. Метод и виды группировки аналитических данных. Графоаналитический метод анализа. Метод сетевого планирования. Метод функционально-стоимостного анализа. Маржинальный нализ.

Особенности использования факторных методов при проведении анализа субъекта логистической системы. Детерминированный факторный анализ: индексный метод, элиминирование, интегральный метод, метод расчета абсолютных разниц, кольцевой метод и др. Стохастический факторный анализ: метод корреляционного анализа, метод регрессионного анализа и др.

Область и правила использования социологических и социально-психологических методов при проведении анализа субъекта логистической системы. Анкетирование, интервью, наблюдение, метод социометрии и др. Особенности практического применения аналитической информации, получаемой с помощью этих методов.
Раздел 4. Анализ результатов деятельности субъекта логистической системы

Тема 4.1. Ситуационный анализ

Цель и основные задачи ситуационного анализа. Способы получения информации, необходимой для выполнения анализа. Основные элементы ситуационного анализа и их характеристика.



Тема 4.2. Анализ эффективности использования производственных ресурсов звена логистической системы

Анализ обеспеченности материальными ресурсами, их состояния и использования. Цель и основные задачи анализа. Оценка надежности поставок Оценка надежности поставок материальных ресурсов. Оценка степени обеспеченности звена логистической системы материальными ресурсами, а также организации снабжения. Анализ состояния и использования материальных ресурсов. Нормирование запасов. Анализ материалоёмкости продукции по основным видам ресурсов. Выявление резервов экономии материальных затрат.

Анализ обеспеченности основными средствами, их состояния и использования. Цель и основные задачи анализа. Оценка состава и структуры основных фондов логистической организации. Анализ движения основных фондов. Оценка и анализ показателей интенсивности, экстенсивности использования основных фондов. Факторный анализ фондоотдачи. Резервы улучшения использования основных средств.

Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами, их состояния и использования. Цель и основные задачи анализа. Количественная и описательная оценка обеспеченности логистической организации трудовыми ресурсами. Анализ показателей движения кадров. Характеристика трудового потенциала. Факторный анализ производительности труда. Анализ использования рабочего времени. Анализ и оценка непроизводительных затрат рабочего времени. Оценка эффективности систем мотивации труда. Оценка соотношения темпов роста производительности труда и роста средней заработной платы.


Тема 4.3. Анализ себестоимости продукции логистической организации

Цель и основные задачи анализа. Состав, структура и динамика затрат, включаемых в себестоимость продукции. Факторный анализ себестоимости. Анализ постоянных и переменных затрат. Анализ прямых и косвенных затрат.

Использование результатов анализа для оптимизации структуры затрат и для снижения непроизводительных затрат.
Тема 4.4. Анализ финансовых результатов

Цель и основные задачи анализа. Анализ состава, динамики и структуры прибыли (убытка) логистической организации. Факторный анализ прибыли (убытка) по видам продукции.

Анализ операционных (эксплуатационных) расходов и доходов.

Анализ внереализационных расходов и доходов.

Оценка и анализ показателей рентабельности звена логистической системы. Оценка уровня рентабельности и ее факторный анализ по видам продукции.

Прогнозирование банкротства и оценка возможностей восстановления платежеспособности.

Использование результатов анализа для определения финансовой устойчивости субъекта логистической системы.
Тема 4.5. Анализ управленческой деятельности логистической организации

Цель и основные задачи анализа. Специфические методы анализа управленческой деятельности. Основные способы получения аналитической информации. Направленность отдельных элементов анализа управленческой деятельности.

Анализ миссии логистической организации. Анализ целеполагания деятельности логистической организации. Анализ организационной структуры и оценка эффективности методов управления.

Оценка качества жизни работников организации. Анализ степени развития корпоративной культуры субъекта логистической системы. Диагностика социально-психологического климата в коллективе.

. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Рекомендуемая основная литература


  1. Борисова, Л. А. Конспект лекций по технико-экономическому анализу предприятия в схемах и таблицах [Электронный ресурс].

  2. Алексеева, А. И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. М.: КноРус, 2007.

Рекомендуемая дополнительная литература


  1. Корпоративная логистика: 300 ответов на вопросы профессионалов / В. И. Сергеев, Л. Б. Белов, В. В. Дыбская и др.; Под общ. ред. В. И. Сергеева  М.: ИНФРА-М, 2008.

  2. Бердникова, Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: ИНФРА-М, 2010.

  3. Асланов, М. А. Системный анализ и принятие решений в деятельности учреждений реального сектора экономики, связи и транспорта. М.: Экономика, 2010.

  4. Григорян, М. Г. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия. СПб.: СПбГИЭУ, 2006.

  5. Томас, Р. Количественные методы анализа хозяйственной деятельности. М.: Дело и Сервис, 1999.



Методические рекомендации преподавателю по дисциплине
Учебные задачи дисциплины заключаются в том, что в результате ее освоения студент должен:

  • знать основы проведения технико-экономического анализа субъекта логистической системы;

  • уметь ставить цель проведения технико-экономического анализа звена логистической системы и структурировать ее в виде отельных задач; формировать аналитическую команду; решать задачи координации в ходе проведения анализа; использовать специальные программные продукты; планировать и контролировать ход анализа; оценивать эффективность проведения анализа;

  • иметь представление о задачах и функциях менеджера-аналитика по организации и проведению технико-экономического анализа;

  • обладать навыками проведения технико-экономического анализа и разработки предложений, направленных на повышение результативности деятельности звена логистической системы.

В соответствии с рабочей программой дисциплины запланировано проведение следующих видов занятий со студентами: лекции, семинарские занятия.
Лекции. Лекции проводятся в соответствие с рабочей программой дисциплины.

В процессе изучения дисциплины «Технико-экономический анализ предприятия (в логистике)» необходимо добиться освоения студентами методов анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности звена логистической системы и формировании умения пользоваться результатами анализа для обеспечения устойчивости логистической организации, определения тенденций развития и повышения эффективности ее деятельности. Целесообразно во время лекционных занятий напоминать студентам общий теоретический материал по дисциплинам «Основы логистики», «Логистика снабжения», «Экономика организации», «Общий менеджмент», «Логистика производства», «Бизнес-планирование в логистике».

Исходя из содержания дисциплины, целесообразно начать изучение дисциплины с общих понятий, включающих постановку цели, задач, выявления предмета анализа. Далее следует перейти к принципам проведения анализа и раскрытию их сущности. Особое внимание при изучении дисциплины преподаватель должен уделить организации аналитической работы в звене логистической системы, в частности, подробно остановиться на объяснении структуры аналитической записки.

После подробного раскрытия названных вопросов преподаватель переходит к рассмотрению методов проведения анализа деятельности субъекта логистической системы. В этом разделе дисциплины акценты необходимо сделать на предпочтительной области использования отдельных методов анализа в субъекте логистической системы и на особенности практического применения аналитической информации, полученной с помощью этих методов.

Заканчивается дисциплина разделом, в рамках которого рассматриваются вопросы анализа результатов деятельности субъекта логистической системы. При проведении лекций по отдельным темам этого раздела преподаватель должен придерживаться единой схемы подачи материала: 1) цель и задачи анализа; 2) способы получения информации, необходимой для выполнения анализа; 3) направленность отдельных элементов анализа; 4) характеристика элементов анализа; 5) использование результатов анализа для принятия результативных управленческих решений в звене логистической системы.

При изложении лекционного материала наряду с информационным методом необходимо использовать проблемный метод изложения материала, в ходе которого ставятся проблемы, строится мысленный эксперимент, делаются выводы по аналитическим запискам и принимаются управленческие решения. В отличие от информационного проблемное изложение не только предусматривает восприятие, осознание и запоминание студентом излагаемого материала, но и обеспечивает логичность доказательств тезисов.

Для чтения лекций необходимы: мультимедийный проектор и ноутбук.
Семинарские занятия. В соответствии с рабочей программой дисциплины проводятся семинарские занятия по определенным темам. Все задания индивидуальны и выдаются каждому студенту на занятиях. Задание содержит: постановку цели работы, исходную информацию и задание. При проведении занятий используются комплекс исследовательских и тренинговых методов обучения. Также используются метод мозгового штурма, анализ справочных материалов, ситуационное проектирование, а в качестве активного метода – элементы деловой игры.

В начале семинарского занятия преподаватель кратко (до 15 минут) повторяет материал, необходимый для выполнения конкретного задания. Далее студенту выдается задание, результатом выполнения которого служит подготовленный аналитический отчет. Во время занятия преподаватель активно консультирует студентов по ходу выполняемых ими заданий.

На следующем семинарском занятии преподаватель объявляет студентам оценки за предыдущее задание и останавливается на обобщенных основных недостатках работ.

Отдельные практические работы могут проводиться с использованием элементов деловой игры. Преподавателю следует помнить, что в ходе деловой игры отрабатываются конкретные профессиональные компетенции, непосредственно связанные с профессиональной деятельностью студентов.
Контроль знаний студентов. Итоговой формой контроля является зачет. К зачету допускаются студенты, успешно выполнившие учебные задания на семинарских занятиях.

Форма проведения зачета – тестирование. Студенты отвечают на вопросы теста (в тесте содержится 15 вопросов закрытой формы и 5 вопросов открытой формы) в течение 30 минут. Для получения зачета необходимо правильно ответить минимум на 65% вопросов теста. Затем преподаватель оглашает оценки и подробно комментирует ответы, обращая внимания на основные ошибки и неточности. Обязательно представление правильного варианта ответа.
Порядок проведения зачета. Зачет по дисциплине «Технико-экономический анализ предприятия (в логистике)» проводится с целью проверки знаний студентов, обучающихся по специальности 080506.65 «Логистика и управление цепями поставок». Программа зачета составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы по специальности 080506.65.

Вопросы, выносимые на зачет, соответствуют темам, входящим в содержание учебной дисциплины. Они сгруппированы по отдельным содержательным блокам и представлены в форме общих вопросов (открытого и закрытого типов). В билетах вопросы конкретизируются в форме тестов. Содержание тестов ежегодно корректируется и утверждается на заседании кафедры Управления логистической инфраструктуры.

Студенты, допущенные к зачету, отвечают на 15 тестовых заданий: 10 заданий закрытого типа, 5 заданий открытого типа (ситуационные задачи).

Для оценки ответов студентов на тестовые задания используется пятнадцати балльная шкала, трансформируемая затем в традиционную пяти балльную шкалу. Время, предоставляемое студенту для ответа на тест, - 30 минут.
Самостоятельная работа студента по дисциплине «Технико-экономический анализ предприятия (в логистике)» включает освоение теоретического материала по базовому учебнику и основной литературе; подготовку к семинарским занятиям; выполнение контрольной работы. Организация самостоятельной работы предполагает ориентацию студентов на поиск и работу с учебно-методической и научной литературой в рамках тематики лекционных, семинарских занятий и контрольной работы. Результатом самостоятельной работы могут являться выполненные студентами научно-исследовательские работы, подготовленные доклады и рефераты по отдельным темам дисциплины. Во время самостоятельной работы студенты сбирают и структурируют данные для выполнения контрольной работы.
Критерии оценки знаний на зачете. Критерием оценки знаний студента являются уровень освоения материала учебной дисциплины «Технико-экономический анализ предприятия (в логистике)», включающим:

  • полноту представленного ответа;

  • верную логику ответа;

  • глубину знаний;

  • оригинальность предложенного ответа.

Оценка знаний студента осуществляется преподавателем.

Общая оценка знаний студента выставляется по сумме баллов по шкале, представленной в таблице.

Таблица

Шкала оценки знаний студентов по дисциплине

«Технико-экономический анализ предприятия (в логистике)»

Вид выполненных работ

Вес

Максимально возможный балл

Экспресс опросы на лекциях

0,1

10

Защита аналитических записок на семинарах

0,3

10 за каждую работу (всего 7 работ,

коэф. пересчета 0,043)

Контрольная работа

0,2

10

Решение тестовых заданий (зачет)

0,4

10

Итого

1,0

10

Преподаватель имеет право снизить оценку на один балл за множественность исправлений, допущенных в листе тестовых заданий.

Итоговая оценка по результатам проверки тестовых заданий выставляется преподавателем в ведомость. Ведомость заполняется преподавателем и сдается им в деканат в день проведения зачета.

Автор рабочей программы

канд. экон. наук, доц. Григорян М. Г.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Тема I: Методологический характер дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов»
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Баскаков Владимир Анатольевич, старший преподаватель кафедры Маркетинга и Рекламы
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Нормативные документы, использованные при разработке основной образовательной программы 5
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос утвержденного ученым советом юргту(нпи) протоколом №4 от...
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Искать учебные ресурсы лучше на соответствующих страницах крупных образовательных порталов
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Устав образовательного учреждения. (Наличие и правильность оформления раздела по охране труда)
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Тема Дискретная случайная величина, способы ее задания. Числовые характеристики. Функция распределения и ее свойства. 19
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Гос впо по специальности подготовки 080507. 65 Менеджмент организации, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000...
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
В соответствии с Законом Челябинской области "О стимулировании туристско-рекреационной деятельности в Челябинской области" Правительство...
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Охватывает все виды смыслов, имеющих различное терминологическое оформление, а именно
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа 020400....
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос, переутвержденного ученым советом юргту (нпи) протоколом...
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики icon"Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"- санкт-Петербург
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск