
| Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Литературная традиция изучаемого региона»
для направления 41.03.03 «Востоковедение и африканистика» подготовки
академического бакалавра
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет мировой экономики и мировой политики
Школа востоковедения Программа дисциплины
Литературная традиция изучаемого региона
(Китай)
для направления 41.03.03 «Востоковедение и африканистика» подготовки академического бакалавра
Автор программы: ст. преподаватель Д.А.Худяков, к.филол.н. (dkhoudiakov@hse.ru)
Одобрена на заседании кафедры цивилизационного развития Востока «___»____________ 2014 г.
Зав. кафедрой А.А.Маслов _______________________ Рекомендована Академическим советом ОП «Востоковедение и африканистика» «___»____________ 2014 г.
Председатель Д.А.Худяков _______________________ Утверждена УС факультета мировой экономики и мировой политики «___»_____________2014 г.
Ученый секретарь Т.Б.Коваль _____________________
Москва, 2014
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
КИТАЙ
1. Область применения и нормативные ссылки
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Литературная традиция изучаемого региона» (Китай). Дисциплина изучается в течение 3 и 4 модулей 3-го курса и 1 модуля 4-го курса. Программа разработана в соответствии с положениями и нормативными требованиями:
федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 43.01.01 «Востоковедение и африканистика» (уровень подготовки «академический бакалавр»);
основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 43.01.01 «Востоковедение и африканистика» Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики";
рабочего учебного плана Университета по направлению подготовки/специальности 43.01.01 «Востоковедение и африканистика» подготовки академического бакалавра, утвержденного в 2014 г.;
Положения об организации контроля знаний, утвержденного Ученым советом НИУ ВШЭ, протокол от « 21 » декабря 2012 г. № 42.
2. Цели освоения дисциплины.
Целями освоения дисциплины «Литературная традиция изучаемого региона» (Китай) в соответствии с общими целями основной образовательной программы по направлению 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра являются формирование универсальных и предметно-специализированных компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и способствующих его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда:
- выработать у студентов умение использовать в дальнейшей профессиональной деятельности знание традиционных и современных востоковедных исследований в области изучения литературной традиции Китая; умение применять общемировой и региональный (национальный) подходы в интерпретации литературного развития изучаемого региона;
- сформировать у студентов умение использовать в профессиональной деятельности знание истории развития и этапов становления китайской литературы, синхронного и диахронного процессов в контексте общемирового литературного процесса;
- сформировать знания о национальной самобытности китайской литературной традиции, её выдающихся представителях; сформировать представления об основных особенностях и этапах развития китайской литературы с древности до наших дней;
- развить у студентов навыки системного подхода к анализу памятников китайской литературы, знать ключевые фигуры и имена китайских литераторов, их творчество с древности до современного периода;
- сформировать и развить навыки проведения научных исследований 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
- знать основные сведения о культурно-исторических, социокультурных и этно-культурных особенностях и характеристиках развития литературной традиции изучаемого региона (Китай) ; своеобразие китайской литературы в общемировом литературном процессе;
- уметь понимать, излагать необходимые сведения по истории развития литературного процесса в Китае, реферировать и рецензировать образцы литературных произведений китайских писателей, использовать знания и навыки по литературному переводу на русский язык произведений китайских авторов;
- иметь навыки (приобрести опыт) корректного применения понятийного аппарата востоковедных исследований в сфере изучения китайской культурной традиции и при анализе историко-литературных памятников.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Умение использовать в профессиональной деятельности знание традиционных и современных проблем востоковедных исследований в области изучения литературы Китая; цивилизационные и региональные подходы; логику построения востоковедного литературоведческого исследования; применять компаративные методы в изучении типологии развития восточных и западных литературных традиций в различные периоды; компаративный анализ культурных ценностей и приоритетов восточных и западных культур; знать развитие художественной культуры; жанровое разнообразие литературного творчества в Китае
|
ПК-1
ОНК-2
| Овладел материалом лекций и основных учебников и учебных пособий по дисциплине.
Ознакомился с наиболее репрезентативными произведениями китайской словесности.
Воспроизводит основные теоретические идеи отечественных и зарубежных специалистов в области изучения литературной традиции региона.
Использует при изучении истории китайской литературы методы научного исследования, разработанные в отечественной и зарубежной синологической науке.
| Прослушивание лекций, участие в семинарах, чтение художественной и научной литературы на русском, китайском и европейских языках, самостоятельное изучение источников;
метод проблемного изложения с элементами дискуссии и разбора практических задач (семинар);
Объяснительно-иллюстративный метод (лекция) с использованием видео- и аудиоматериалов на русском, китайском или английских языках;
исследовательский (семинар, самостоятельная работа).
| Владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности на родном, западном и восточном языках;
| ИК-1
| Излагает основное содержание программных произведений, основных этапов развития литературного процесса, а также направлений изучения китайской литературы, её истории в современной китаистике
| Написание эссе и контрольных заданий: чтение на китайском языке, литературные переводы оригинальных произведений (частично) китайских авторов на русский язык
| Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и профессионального мастерства;
| СЛК-2
| Способен находить и усваивать необходимую научную информацию в специальной, справочной и энциклопедической литературе.
| Подготовка и представление докладов к семинарам
|
4. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую (общепрофессиональную) подготовку.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Базовый курс восточного языка (китайский);
История изучаемого региона (Китай);
Культурное развитие изучаемого региона (Китай);
Классический восточный язык (китайский).
Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
способностью научно анализировать исторически и культурные процессы, умением использовать основные положения и методы гуманитарных наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОНК-1);
способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания естественнонаучных дисциплин, основ филологии, истории, экономики, социологии и культурологии (ОНК-2);
способностью приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОНК-5), умение пользоваться базами данных (ИК-2);
владением культурой мышления, способностью в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности на родном, западном и восточном языках (ИК-1);
способностью к проявлению творческого подхода, инициативы и настойчивости в достижении целей профессиональной деятельности (СЛК-5);
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
Религиозные и философские традиции Востока (и изучаемого региона);
Актуальные проблемы востоковедения;
Духовная культура и интеллектуальная история изучаемого региона;
Методология исторического исследования изучаемого региона
|