Скачать 51.61 Kb.
|
Человеческий (потенциал) капитал и его роль в современной экономике Содержание Введение 3 1. Концепция человеческого капитала в современной экономической теории 5 1.1. Общее представление о человеческом капитале и его роли в экономике 5 ВведениеСовременная экономика характеризуется значительным усложнением хозяйственных связей, внедрением новых форм организаций, ужесточением требований по защите окружающей среды. Эти факторы являются причиной того, что традиционная рыночная экономика приблизительно с середины XX века, по мнению многих ученых, выходит на новую фазу, наполняется новым содержанием, адекватным научно-технической и информационной революциям. Исследователи по-разному определяют эту новую эпоху, дают ей разные названия и выделяют разные ее характеристики, но большинство из них в той или иной мере подчеркивает ведущую роль человека и его знаний, умений и способностей как ключевого фактора развития экономики на новом этапе. Переоценка приоритетов, во главе с человеческим капиталом, позволяет перейти к следующей ступени в экономическом развитии. В мире быстротечных новшеств и постоянной модернизацией технологических процессов, увеличиваются запросы к качеству человеческого капитала. Следовательно, повергает в необходимость модифицирования и совершенствования методологических подходов в его оценке. За разработку теории человеческого капитала были присуждены нобелевские премии Теодору Шульцу в 1979 г. и Гери Беккеру в 1992 г., которые определили человеческий капитал – как «имеющийся запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации. Целью работы является изучение понятие, сущности и роли человеческого капитала в современной экономике. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Объектом исследования выступает человеческий капитал. Предмет исследования – основные теории и концепции, раскрывающие понятие, сущность, структуру, тенденции развития человеческого капитала в современных условиях. Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы. 1. Концепция человеческого капитала в современной экономической теории1.1. Общее представление о человеческом капитале и его роли в экономикеКонцепция человеческого капитала развивалась во второй половине прошлого века в трудах Т. Шульца, Г. Беккера, Б. Вейсброда, Дж. Минцера, Л. Хансена, М. Блауга, С. Боулса, Й. Бен-Порэта, Р. Лейарда, Дж. Псахаропулоса, Ф. Уэлча, Б. Чизвика и др. Эти авторы по-разному трактуют данное понятие, делая упор на его отдельные составные элементы: одни склонны акцентировать внимание на функциональной стороне человеческого капитала, на его способности приносить доход, другие – на его сущностной характеристике как форме личного фактора производства и т.д. Практически во всех определениях человеческого капитала после 60-х гг. ХХ в. соблюдается принцип расширительной трактовки: речь идет не только о реализуемых знаниях, навыках и способностях, но и о потенциальных (в том числе и возможностях их приобретения); не только о внешнем стимулировании, но и о внутренней мотивации работника Можно согласиться с суждением о том, что концепция человеческого капитала была окончательно легитимизирована и получила международное признание к концу ХХ в., когда была присуждена Нобелевская премия по экономике Т.Шульцу (в 1979 г.) и Г. Беккеру (в 1992 г.) за их оценку значимости индивида как фактора экономического роста, согласно которой «человеческий капитал начинает рассматриваться как ценный ресурс, гораздо более важный, чем природные ресурсы или накопленное богатство. Именно человеческий капитал, а не оборудование или производственные запасы являются краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности»1. Большой вклад в обосновании понятия человеческого капитала внес Дж. Р. Уолш, который рассматривая инвестиции в образование с точки зрения получения прибыли, видел в высшем и послевузовском образовании основу для долгосрочной успешной экономической реализации способностей индивида. Он показал, что ценность образования, полученного в колледже, превосходит стоимость его приобретения. Значение высшего образования связывается им не только с сугубо материальной выгодой, но и с такими показателями, как удовлетворенность индивида собственным жизненным сценарием, его способность самостоятельно распоряжаться временем, большая мобильность и востребованность на рынке труда и т.п. В трудах Ф. Нойманна образование выделяется уже как особый элемент человеческого капитала. В качестве основных его составляющих выделяются четыре компонента: культурно-этнические особенности; общееобразование; профессиональное образование; ключевые квалификационные качества Если попытаться обобщить различные трактовки понятия «человеческий капитал», то в нем можно выделить три основные составляющие: 1) здоровье, которое из общего психосоматического, физиологического состояния человека превращается в определенный образ жизни, направленный на поддержание его здоровья; 2) культура, задающая стереотипные модели поведения и ценности индивида, определяющая характер его реализации в процессе трудовой деятельности (допустимое– недопустимое поведение в бизнесе, например, что отражает отличия, заложенные в рамках различных культур); 3) образование, которое определяет максимально достижимый данным индивидом социальный статус и создает объективно-субъективные основания для его карьерного роста, где объективными основаниями являются требования для определенного вида деятельности и должности, связанные с образованием, а субъективными – способность индивида применить в производственной деятельности полученные в процессе обучения навыки и умения, увеличивающие его способность к креативности и инновационной деятельности. Сегодня наиболее значимой в человеческом капитале является третья составляющая трактуемая следующим образом: человеческий капитал – это накопленные знания, умения и навыки, полученные человеком в процессе обучения и практической деятельности и позволяющие ему успешно выполнять свою профессиональную деятельность. Этот капитал формируется в процессе образования, творческой деятельности и используется в определенной сфере общественного производства.2 В целом характерный для отечественного гуманитарного знания подход рассматривает человеческий капитал как конечный продукт деятельности системы образования и связывает его развитие с возможностью перехода России к инновационному пути развития. При этом именно вуз выступает тем центром, в рамках которого возможно «воспитание инновационной культуры и инновационного мышления» .3 Итак, главным содержанием человеческого капитала является обоснование и признание человека как объекта капитальных вложений, как объекта экономической деятельности, поскольку капитальные вложения в человека столь же прибыльны, как и инвестиции в любой другой фактор производства. 1 Корицкий А.В. Введение в теорию человеческого капитала. http://sibupk.nsk.su/New/04/chairs/c_ectheory/kapital/book1.htm 2 Соболева И.В.. Парадоксы измерения человеческого капитала. Научный до клад. — М.: Инстиут экономики РАН, 2009. 3 Добрынин А.Н., Дятлов С.А. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: «Наука», 1999. |
Основы экономической теории Дать студентам общее представление о направлениях экономической науки, освоить терминологию и методологию экономики и подготовить... | Рабочая программа по элективному курсу «Основы экономической теории»... «Основы экономической теории» составлена на основе авторской программы курса С. И. Иванова, М. А. Скляра «Основы экономической теории»/... | ||
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по экономике для... И. Иванова «Основы экономической теории», 1- часть, Рабочая программа по экономике составлена на основе Федерального государственного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Говорит, задает вопросы: На прошлых уроках экономической теории мы с вами говорили о деньгах, об их роли в экономике рынка, функциях... | ||
Обучающийся должен знать Целью изучения дисциплины является формирование у будущих специалистов современных фундаментальных знаний в области теории кредита,... | Обучающийся должен знать Целью изучения дисциплины является формирование у будущих специалистов современных фундаментальных знаний в области теории кредита,... | ||
Использование потенциала человеческого капитала для инициирования... Автономная некоммерческая организация среднего профессионального образования «Ставропольский колледж экономики и дизайна» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: дать общее представление о многообразии тканей в человеческом организме и их функциях | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательная: сформировать у учащихся представление о роли управления собой и другими людьми в человеческом обществе; сформировать... | Тематика рефератов по экономической теории и основные требования... Социальная роль государства в рыночной экономике (опыт экономически развитых стран и современная российская практика) | ||
Методическое пособие для студентов магистратуры, изучающих дисциплину м б. 01 «Микроэкономика» Экономика и структура экономической науки. Предмет экономической теории. Методы экономической теории | Институционализация интеллектуального капитала как предпосылка формирования экономики знаний Диссертация выполнена на кафедре экономической теории экономического факультета фгаоу впо | ||
Самостоятельная работа студентов Цель курса – сформировать представление студентов о предмете экономической теории, рассмотрение этапов формирования экономической... | I. рабочая программа Цель преподавания дисциплины Эконометрика дать студентам научное представление о методах, моделях и приемах, позволяющих получать... | ||
Темы рефератов по курсу «Микроэкономика» Методология экономической теории. Уровни экономического анализа. Моделирование в экономике | Методические рекомендации к изучению дисциплины В результате у студентов должно сформироваться представление о человеческом обществе как надорганической реальности в его всеобщности,... |