Скачать 466.76 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)» Экономический факультет Организация нормирование и оплата труда на предприятиях городского хозяйства Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов направления подготовки 081100 – «Государственное и муниципальное управление» Составитель: к.э.н., стар. преподаватель Бекоев А.В. Владикавказ 2013 УДК 334. ББК 65.44 Б Рецензент: к.э.н., доцент кафедры «Экономики и управления на предприятии» ФГБОУ ВПО «СКГМИ (ГТУ)»Чельдиева З.К. Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов направлений 081100 – «Государственная и муниципальная служба»/ Сост. А.В. Бекоев; Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет). – Владикавказ: Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет). Рекомендована решением заседания Ученого совета экономического факультета Протокол № ____ от ______________2013 г. СОДЕРЖАНИЕ
Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям План семинарского занятия № 1 (2 часа). Методические основы организации труда Цель: обсуждение материала лекции о предмете учебной дисциплины «Организация и нормирование труда». Основные задачи дисциплины и ее роль в подготовке экономических кадров. Роль организации и нормирования труда в развитии и обеспечении конкурентоспособности организаций, предприятий. Значение организации и нормирования труда в решении экономических и социальных задач в условиях рыночной экономики. Межотраслевой подход к преподаванию дисциплины «Организация и нормирование труда». Содержание и структура курса: теоретические основы организации и нормирования труда; методические основы совершенствования организации и нормирования труда на предприятиях, в организациях; особенности организации и нормирования труда служащих; управление организацией и нормированием труда. Связь данной дисциплины с общепрофессиональными дисциплинами и использование их выводов. Взаимосвязь дисциплины «Организация и нормирование труда» с изучаемыми специальными дисциплинами. Организация труда на предприятии: сущность, содержание. Организация труда в производственно-хозяйственной системе предприятия. Организация труда как система (ее элементы) и как практическая деятельность. Место организации и нормирования труда в системе организации производства, в организационной системе предприятия. Основные направления и виды деятельности в области организации труда, их взаимосвязь с развитием организации производства и управления и с другими направлениями практической деятельности на предприятии. Организация и нормирование труда в системе управления персоналом. Нормирование труда на предприятии: понятие, содержание и функции. Роль и значение нормирования труда для организации и планирования производства, повышения производительности труда, организации вознаграждения персонала. Понятие об орграционализации и оргнововведениях. Научная организации труда (НОТ) – понятие, цель, задачи и функции, принципы. Наука об организации труда в системе экономико-организационных и социальных наук. Ее современное состояние и возможные направления развития на основе различных концепций (концепции НОТ, концепции качества трудовой жизни, концепции социо-технической организации труда и др.). Концептуальные основы нормирования труда. Вопросы для самопроверки:
5.Охарактеризуйте содержание и направления НОТ. Литература: а) основная:
б) дополнительная:
План семинарского занятия № 2 (2 часа). Трудовой процесс и принципы его организации Цель: усвоение материала о понятии и структуре производственного процесса. Основные и вспомогательные процессы производства. Классификация производственных процессов по характеру участия рабочего в осуществлении производственного процесса, по его характеру и содержанию, по периодичности повторения и продолжительности производственного процесса, по типу организации производства. Значение данной классификации для нормирования труда. Понятия технологического процесса и операции, их составляющие. Технологическая операция и ее характерные признаки. Операция как объект нормирования, организации и планирования труда. Деление операций по характеру выполнения: ручные, машинно-ручные, механизированные (машинные), автоматизированные и аппаратурные. Факторы, влияющие на продолжительность операции. Элементы технологических операций. Понятия установки, перехода, прохода, позиции. Рабочий и вспомогательный ход. Понятие трудового процесса и его взаимосвязь с производственным процессом. Индивидуальные и коллективные трудовые процессы. Классификация трудовых процессов по различным признакам. Информационные трудовые процессы, их значение. Структура операции в трудовом отношении. Понятия трудового приема, действия, движения. Понятие оптимально организованного трудового процесса как условия повышения уровня производительности труда, работоспособности человека и решения социальных задач организации труда. Необходимость комплексного подхода при оптимизации трудового процесса. Оптимально организованный трудовой процесс – основа нормирования труда. Вопросы для самопроверки: 1.Раскройте понятия производственного, технологического и трудового процессов. 2.Приведите классификацию трудовых процессов. Для каких целей она необходима? 3.Что такое «производственная операция», каковы ее характеристики и составные части? 4. Чем характеризуются трудовые приемы, действия, движения. 5.Что понимают под термином «оптимально организованный трудовой процесс»? Литература: а) основная: 1.Бычин В.Б., Малинин С.В. Нормирование труда: Учебник /Под ред. Ю.Г. Одегова. М.: Издательство Рос.экон. акад., 2009.С.463 2.Генкин Б.М. Организация, нормирование и оплата труда на промышленном предприятии. М.: Норма, 2008. С.480 3.Пашуто В.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии. М.: Кнорус, 2009. С.320 4.Рофе А. И. Организация и нормирование труда. М: Инфра-М, 2009. С. 359 б) дополнительная: 1.Березина Н.С. Организация, нормирование и оплата труда. М.: Новое знание, 2005. С.539 План семинарского занятия занятия № 3 (2 часа). Разделение и кооперация труда Цель: на этом занятии на предварительном опросе студенты должны повторить понятие разделения и кооперации труда, их взаимосвязь. Экономическое и социальное значение разделения и кооперации труда. Основные формы разделения и кооперации труда в организации (на предприятии). Особенности кооперации труда по технологическому и предметному признакам. Изменение содержания, форм и характера разделения и кооперации труда в процессе в процессе научно-технического и социально-экономического развития. Необходимость, значение и основные направления совершенствования внутрипроизводственного разделения и кооперации труда. Обоснование целесообразности применяемых форм разделения и кооперации труда, критерии эффективности. Границы разделения труда. Условия экономической целесообразности углубления разделения труда. Совмещение профессий: сущность, условия осуществления и разновидности совмещения профессий в зависимости от организационно-технических факторов. Проектирование совмещения профессии. Критерии выбора совмещаемых профессий. Расширение трудовых функций, его отличие от совмещения профессий. Опыт организаций, предприятий по использованию совмещения профессий и функций. Многостаночное обслуживание, его сущность и значение. Организация труда при многостаночном обслуживании. Цель анализа применяемых на предприятии форм разделения и кооперации труда. Исследование общих исходных условий производства. Методика анализа форм разделения и кооперации труда. Последовательность и содержание проектирования разделения и кооперации труда в подразделении предприятия. Применение математических методов и ЭВМ при разработке рациональных форм разделения и кооперации труда. Вопросы для самопроверки: 1.Назовите основные формы разделения и кооперации труда на предприятии и тенденции их развития. 2. Какие границы разделения труда Вам известны? В чем их суть? 3.Что такое совмещение профессий, каковы важнейшие условия и принципы его использования?
Литература: а) основная: 1.Бычин В.Б., Малинин С.В. Нормирование труда: Учебник /Под ред. Ю.Г. Одегова. М.: Издательство Рос.экон. акад., 2009.С.463 2.Генкин Б.М. Организация, нормирование и оплата труда на промышленном предприятии. М.: Норма, 2008. С.480 3.Пашуто В.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии. М.: Кнорус, 2009. С.320 4.Рофе А. И. Организация и нормирование труда. М: Инфра-М, 2009. С. 359 б) дополнительная: 1.Березина Н.С. Организация, нормирование и оплата труда. М.: Новое знание, 2005. С.539 План семинарского занятия № 4 ,5(4 часа). Организация и обслуживание рабочих мест Цель: на этом занятии студенты должны повторить и усвоить Социально-экономическое значение и задачи рациональной организации рабочих мест. Понятие рабочего места. Рабочее место как первичное звено организации производства и труда. Виды рабочих мест, их классификация. Понятие организации рабочего места, сущность и взаимосвязь ее элементов. Общие требования к организации рабочих мест. Особенности организации рабочих мест в зависимости от их вида и конкретных условий трудовой деятельности. Специализация и оснащение рабочих мест. Основные элементы материально-технического и организационного оснащения рабочих мест, их характеристика. Эргономические требования к элементам оснащения рабочих мест. Планировка рабочего места. Рациональное пространственное размещение элементов рабочего места как условие высокой эффективности трудового процесса. Эргономическое обоснование планировки рабочих мест. Рабочая зона, ее структура. Зоны досягаемости. Углы видимости в рабочей зоне. Рабочая поза. Виды планировки. Основные требования, предъявляемые к размещению орудий и средств труда в рамках общей и частной планировки. Анализ уровня оснащенности рабочих мест и рациональности их планировки. Обслуживание рабочих мест. Значение бесперебойного и качественного обслуживания рабочих мест. Основные функции обслуживания рабочих мест. Формы и системы обслуживания рабочих мест. Зависимость форм и систем обслуживания от типа производства, степени разделения труда между основными и вспомогательными рабочими. Требования, предъявляемые к системе обслуживания рабочих мест. Анализ уровня обслуживания рабочих мест. Проектирование системы обслуживания рабочих мест. Технологическая и организационная регламентация обслуживания. Гибкие рабочие места: понятие, назначение и особенности организации. Система аттестации и рационализации рабочих мест: значение, этапы и организация проведения. Вопросы для самопроверки: 1.Раскройте понятие рабочего места, приведите классификацию рабочих мест по важнейшим признакам. 2.Что понимается под организацией рабочего места, каковы общие требования и задачи рациональной организации рабочих мест? 3.Перечислите и охарактеризуйте основные элементы оснащения рабочих мест, требования к ним. 4.Что представляет собой рациональная, общая и частная планировка рабочих мест? 5.Назовите основные виды и формы обслуживания рабочих мест, охарактеризуйте их достоинства и недостатки, сферу использования. 6. Каково назначение аттестации рабочих мест? Охарактеризуйте основные этапы ее проведения. Литература: а) основная: 1.Бычин В.Б., Малинин С.В. Нормирование труда: Учебник /Под ред. Ю.Г. Одегова. М.: Издательство Рос.экон. акад., 2009.С.463 2.Генкин Б.М. Организация, нормирование и оплата труда на промышленном предприятии. М.: Норма, 2008. С.480 3.Пашуто В.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии. М.: Кнорус, 2009. С.320 4.Рофе А. И. Организация и нормирование труда. М: Инфра-М, 2009. С. 359 б) дополнительная: 5.Березина Н.С. Организация, нормирование и оплата труда. М.: Новое знание, 2005. С.539 План семинарского занятия № 6(2 часа). Приемы и методы труда. Цель: студенты должны усвоить, значение методов и приемов труда. Принципы экономии движений. Рационализация приемов и методов труда. 1.Понятие приемов и методов труда. 2.Содержание направлений рационализации приемов и методов труда. 3.Группы трудовых движений выделяют в трудовом процессе? 4.Физиологические принципы эффективности трудовых движений 5.Анализ приемов и методов труда. 6.Критерии можно устанавливать эффективность трудового процесса? 7.Карта совмещения трудовых движений Литература: а) основная: 1.Бычин В.Б., Малинин С.В. Нормирование труда: Учебник /Под ред. Ю.Г. Одегова. М.: Издательство Рос.экон. акад., 2009.С.463 2.Генкин Б.М. Организация, нормирование и оплата труда на промышленном предприятии. М.: Норма, 2008. С.480 3.Пашуто В.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии. М.: Кнорус, 2009. С.320 4.Рофе А. И. Организация и нормирование труда. М: Инфра-М, 2009. С. 359 б) дополнительная: 1.Березина Н.С. Организация, нормирование и оплата труда. М.: Новое знание, 2005. С.539 |
Курс лекций по дисциплине. Методические указания по подготовке к... Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям | Библиография Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям | ||
Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и... Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и практическим занятиям | Методические указания и планы к семинарским и практическим занятиям... Орлов И. И., Половинкина М. Л. Методические указания и планы к семинарским и практическим занятиям по курсу «История культуры и искусств»... | ||
Методические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)» | Ииаэ днц ран за 2011 год Важнейшие итоги Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям | ||
Методические указания к семинарским занятиям Часть1 И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть I / Сост. Г. А. Табейкина. Казань: ктасу, 2009. 39 с | Методические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине... ... | ||
Тема: гражданское право Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и практическим занятиям | Методические указания для студентов по подготовке к практическим (семинарским) занятиям Практические (семинарские) занятия проводятся по наиболее трудноусвояемым и актуальным темам курса. Именно на практических (семинарских)... | ||
«Право социального обеспечения» «Social Security Law» ... | Методические указания к практическим занятиям рпк «Политехник» Русский язык и культура речи: Методические указания к практическим занятиям / Сост. Т. В. Латкина; Волгоград гос техн ун-т. – Волгоград,... | ||
Оформление доски: снежинки со стихами, письмо от Зимы, иллюстрации... Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям | Методические указания к семинарским занятиям Часть II И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть II / Сост. Г. А. Табейкина. Казань: кг асу, 2009. 23 с | ||
Методические указания к семестровым и практическим занятиям рпк «Политехник» Правоохранительные органы рф: Методические указания к семестровым и практическим занятиям / Сост. – И. И. Евтушенко; Волгоград гос... | Методические рекомендации по подготовке к семинарским и практическим занятиям 22 Макаров Аркадий Иванович, кандидат экономических наук, доцент кафедры административного, финансового и коммерческого права |