Программа дисциплины «Глобализация на востоке и многополярный мир»





Скачать 195.21 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Глобализация на востоке и многополярный мир»
Дата публикации26.05.2015
Размер195.21 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Экономика > Программа дисциплины



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины

«Глобализация на востоке и многополярный мир»

для направления подготовки бакалавра 032100.62 Востоковедение, африканистика




Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Факультет мировой экономики и мировой политики, школа востоковедения

Программа дисциплины
«Глобализация на Востоке и многополярный мир»

в секции межгосударственные отношения
для направления 032100.62 «Востоковедение, африканистика»

подготовки бакалавра
Авторы программы: А.В. Чупрыгин, Д.А. Щербаков

Одобрена на заседании кафедры цивилизационного развития Востока «___»______2014 г.

Зав. кафедрой Маслов А.А.

Рекомендована секцией УМС «___»__________2014 г.

Председатель Маслов А.А.__________________ (подпись)

Утверждена УС факультета мировой экономики и мировой политики

«___»__________ 2014 г.

Ученый секретарь ._____________ (подпись)

Москва, 2014

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 032100.62 Востоковедение, африканистика подготовки бакалавра со специализацией «Японоведение».
Программа разработана в соответствии с положениями и нормативными требованиями:

  • федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 032100 Востоковедение и африканистика (уровень подготовки «бакалавр»);

  • образовательного стандарта Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" по направлению подготовки 032100.62 Востоковедение и африканистика (уровень подготовки «бакалавр») от 2010 года;

  • основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 032100 Востоковедение и африканистика Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики";

  • рабочего учебного плана Университета по направлению подготовки/специальности 032100.62 Востоковедение, африканистика подготовки бакалавра, утвержденного в 2014 г.



Цели и задачи освоения дисциплины:


Основная цель дисциплины состоит в том, чтобы ознакомить студентов с двумя ведущими тенденциями развития современных международных отношений (МО): глобализации и регионализма. Указанные тенденции определяют развитие мировой политики и экономики, вносят принципиальные изменения во многие устоявшиеся представления в сфере изучения межгосударственных отношений, поведения международных акторов (ТНК, наднациональные образования и др.), роли государств в мирохозяйственных связях и т.д.
Задачи дисциплины состоят в:

  1. комплексном изучении природы и динамики глобализационных процессов, их предпосылок, сущности и основных форм;

  2. выявлении противоречий глобализации, ее преимуществ, с одной стороны, и ее угроз с другой стороны; определении причин и истоков антиглобализма, анализе мнений представителей антиглобалистских движений;

  3. анализе деятельности международных акторов (ТНК, наднациональных образований и др.), их места и роли в процессах глобализации;

  4. изучении особенностей внешнеэкономической политики государств в условиях глобализации; проведении взаимосвязи между задачами роста конкурентоспособности национальной экономики и обеспечения национальной безопасности;

  5. изучении феномена «регионализма» и понятия «регион»;

  6. рассмотрении регионализма как особого этапа глобализации и как следствия развития региональной экономической интеграции; определении границ регионов; определении движущих сил интеграции, ее сущности и основных форм; анализе этно-конфессиональных, культурно-цивилизационных, колониальных, экономико-политических факторов формирования регионов;

  7. анализе особенностей функционирования зон свободной торговли (ЗСТ), таможенных союзов (ТС), общего рынка (ОР), экономического и валютного союза (ЭС/ВС) и т.д.;

  8. подробном изучении основных региональных интеграционных объединений на Востоке: Ассоциации государств Юго-восточной Азии (АСЕАН), форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), Восточноазиатской экономической группировки (ВАЭС), Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Лиги арабских государств (ЛАГ), Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭс) и др.

  9. показать место России в глобализации, возможности ее участия в региональных интеграционных процессах, происходящих в Азии, регионах Ближнего Востока и СНГ (ЕврАзЭс и др.)



Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


Дисциплина призвана дать студентам систему знаний в сфере основных тенденций развития межгосударственных отношений на современном этапе: глобализации и регионализма. Данные тенденции определяют основные перспективы развития мировой политики, поведение международных акторов; изменяют функции и роль государств в международных связях. Студенты, изучившие данную дисциплину, приобретают следующие основные компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности

базовые и профессионально профилированные знания естественнонаучных

дисциплин, основ филологии, истории, экономики, социологии и культурологи;

ОНК-2

  • понимание природы, динамики и основных форм глобализации;

  • способность обрабатывать и анализировать информацию о процессах и тенденциях глобализации и регионализации;

  • навыки по выявлению противоречий глобализации, ее преимуществ, с одной стороны, и ее угроз и рисков, с другой стороны.

  • семинарские занятия с предварительно назначенными докладами студентов и их обсуждением;

  • семинарские занятия в форме общей дискуссии студентов семинарской группы (с домашней подготовкой)

  • семинарские занятия в форме анализа и обсуждения конкретных ситуаций

Анализ и синтез




  • Обладать навыками по выявлению особенностей региональных интеграционных объединений; использования имеющегося опыта для выстраивания стратегий отдельных участников ВЭД (государственных и частных компаний), а также внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии России в целом;

  • Способность к выявлению особенностей регионализма как специфического этапа глобализации и как следствия развития региональной экономической интеграции; способность формулировать аналитические предложения о поведении российских компаний и органов государственной власти в сфере развития отношений с региональными объединениями и отдельными странами.

  • семинарские занятия с предварительно назначенными докладами студентов и их обсуждением;

  • семинарские занятия в форме общей дискуссии студентов семинарской группы (с домашней подготовкой)




стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

СЛК-2

  • Способность к принятию самостоятельных решений и решений в группе;

  • способность к способность к регулярному мониторингу состояния дел основных интеграционных объединений стран Востока: АСЕАН, АТЭС, ВАЭС, ШОС, ЛАГ, ССАГПЗ, ЕврАзЭс и др.;

  • умение самостоятельно готовить информационно-справочные и аналитические материалы к переговорам с партнерами России в странах Азии с учетом интеграционных тенденций.

  • Способность к работе в международной среде, включая работу в представительствах и головных офисах ТНК, государственных учреждениях внешнеэкономического и внешнеполитического блока, росзагранучреждениях и др.

  • практические занятия в виде анализа статистической информации;

  • семинарские занятия в форме анализа и обсуждения конкретных ситуаций;



Тематический план учебной дисциплины


[Тематический план отражает содержание дисциплины (перечень разделов), структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в соответствии с РУП]




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия



Тема 1. Феномен «глобализации» в современной экономике и политике

14

2

2

 

10



Тема 2. «Вызовы» глобализации и национальные интересы государств

(на примере Японии).

14

2

2

 

10



Тема 3. Региональные особенности глобализации. Регионализм как следствие региональной экономической интеграции и как особый этап глобализации.

22

4

4

 

14



Тема 4. Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе

26

6

6

 

14



Тема 5. Региональное сотрудничество и интеграция на Ближнем Востоке

14

2

2

 

10



Тема 6. Место России в глобализирующемся Востоке.

18

4

4

 

10




ИТОГО ЧАСОВ

108

20

20

 

68


Требования к уровню освоения дисциплины.

По окончанию изучения дисциплины «Глобализация на Востоке и многополярный мир» слушатель должен:

  • Иметь представление о

  1. многообразии терминологических парадигм глобализации и регионализма;

  2. многообразии российских и западных концепций глобализации;

  3. влиянии глобализации на все формы и систему современных МО;

  4. значении понимания государственными органами и компаниями требований (вызов глобализации);

  5. противоречиях и рисках глобализации;

  6. взаимосвязи глобализации с процессами региональной интеграции в мировой экономике.




  • Знать

  1. определения глобализации и регионализма, их диалектическую взаимозависимость;

  2. основные направления и систему показателей глобализации;

  3. особенности проявления преимуществ и рисков (ловушек глобализации);

  4. влияние финансовой глобализации на устойчивость мировой экономики;

  5. различия между основными этапами и формами региональной интеграции.




  • Уметь (владеть навыками)

  1. определять конкретные показатели участия стран в глобализации и региональной интеграции;

  2. вести деловые переговоры по заключению региональных интеграционных соглашений;

  3. определять новые функции международных экономических организаций в условиях глобализации и регионализма;

  4. проанализировать внешнеэкономическую политику государства с учетом вызовов глобализации;

  5. выявлять ценный опыт региональной интеграции для интеграционного строительства в СНГ и ЕврАзЭС.


Формы контроля знаний студентов

Текущий контроль – обсуждение изучаемых проблем на семинарских занятиях, ответы на вопросы, подготовка домашних эссе, докладов, выступлений. В процессе изучения дисциплины могут выполняться 2 промежуточных контрольных задания и 2 домашних задания в виде написания инормационно-аналитических материалов (реферат, справка, эссе) по выбранной теме. Совокупный результат выполнения этих заданий являются основанием для выставления оценок текущего контроля. Выполнение всех заданий является обязательным для всех слушателей. Слушатели, не выполнившие в полном объеме все эти задания, не допускаются к сдаче зачета.

Итоговый контроль – дифференцированный зачет по программе курса в конце учебного года.

Итоговая оценка – результирующая всех форм контроля с акцентом на результатах устного зачета.
Содержание дисциплины

Тема 1. Феномен «глобализации» в современной политике и экономике. Понятие «глобализации», существующие в науке концепции. Глобализация как явление экономическое, ретроспективный взгляд на экономический рост на Западе и Востоке. Новая волна глобализации во второй половине XX в. Глобализация как новое качество интернационализации. Предпосылки и факторы, определяющие процессы глобализации. Роль информационно-технологической революции, внешнеэкономической либерализации и открытости национальных хозяйств, деятельности международных акторов (ТНК, ВТО, МВФ, Всемирного банка и др.), региональных соглашений в развитии глобализации в современной экономике и политике. Преимущества глобализации, развитие международного неотехнологического разделения труда в условиях современной информационно-коммуникационной революции. Сочетание взаимосвязанности и взаимоуязвимости национальных экономик. Последствия процессов глобализации для отдельных стран и групп стран мирового сообществ: внутренние и внешние риски, с которыми сталкиваются государства и бизнес-структуры в условиях глобализации.

Тема 2. «Вызовы» глобализации и национальные интересы государств
(на примере Японии).
Внешнеэкономическая стратегия государства в условиях «новых вызовов» глобализации мировой экономики на примере Японии. «Глобальная экономическая стратегия» и «Стратегия нового экономического роста» Японии, принятые в 2006 г. и определяющие стратегию развития страны на ближайшие десятилетия. Основные аспекты внешнеэкономической политики Японии в условиях глобализации: поддержка экспорта и инвестиций зарубеж; привлечение ПИИ в Японию; обеспечение стабильных поставок ресурсов и сырья; улучшение имиджа Японии и бренда Японии в мире.

Тема 3. Региональные особенности глобализации. Регионализм как следствие региональной экономической интеграции и как особый этап глобализации. Понятие «региональная экономическая интеграция». Место и роль процессов региональной интеграции в МЭО. Формы и этапы интеграционных процессов. Специфика зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка, экономического и валютного союза как проявлений региональной интеграции. Основные последствия таможенных союзов для экономик стран-участниц: “создание торговых потоков” (trade creation) и “отклонение торговых потоков” (trade deviation), их статический и динамический эффекты. Преимущества от присоединения к интеграционным союзам. Множительное (“мультипликативное”) воздействие интеграции на макроэкономические показатели (доход, совокупное потребление, занятость). Эффект обширного экономического пространства (масштаба производства, возросшей конкуренции, структурных изменений в экономике, создания предприятий оптимальной мощности и др.). Возможные негативные эффекты региональных торгово-экономических соглашений: для стран-участниц, третьих стран, опасность межрегиональных торговых войн и т.д.

Тема 4. Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Происхождение термина «Азиатско-Тихоокеанский регион», «великая восточноазиатская сфера сопроцветания», идеи об экономическом объединении стран по обе стороны Тихого океана в 1960-е-1970-е гг. Усиление экономической взаимозависимости стран АТР в 80-2000-е годы (интенсификация внутрирегиональной торговли, внутрирегионального движения капиталов, других форм взаимных хозяйственных связей). Понятие АТР в настоящее время. Регионализм и субрегионализм в АТР: их сочетание и противоречивое взаимодействие. Различие интересов и подходов к направлениям регионального экономического сотрудничества. Центробежные и центростремительные процессы в АТР. Новая «мягкая» модель регионализации в АТР.

Основные интеграционные объединения в АТР:

АСЕАН: основные результаты интеграционных инициатив (создание Зоны свободной торговли и Инвестиционной зоны);

АТЭС и его роль в формировании интеграционной зоны в АТР. Соотношение сил и противостояние США и Японии за лидерство в интеграции;

Сотрудничество в рамках ШОС: основные направления и перспективы развития;

Востосточноазиатский саммит (ВАС);

Проекты объединений: ВАЭС (Восточноазиатская экономическая группировка), ТТП (Транстихоокеанское партнерство), Азиатско-тихоокеанское сообщество. Предпосылки и ход реализации проектов;

ССТ и СЭП с участием Японии, КНР, Респ. Корея, государств-членов АСЕАН.

Тема 5. Региональное сотрудничество и интеграция на Ближнем Востоке. Высокая степень количественного роста региональных группировок в развивающихся странах. Отличие целей объединения национальных потенциалов государств “третьего мира” от индустриально развитых стран. Сдерживающие факторы интеграционного сотрудничества: факторы внутреннего состояния экономики, факторы взаимных отношений, факторы внешнего порядка. Специфика взаимного регионального сотрудничества вследствие низкого уровня развития экономики, монокультурности, слабой материальной базы интеграции, разобщенности транспортных систем и пр.

Основные интеграционные объединения на Ближнем Востоке:

Основные интеграционные объединения на Ближнем Востоке:

Лига арабских государств (ЛАГ), Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), Организация экономического сотрудничества (ОЭС): основные предпосылки создания; структура организаций; направления сотрудничества; современное состояние и перспективы развития организаций. Деятельность Совета Арабского сотрудничества и Союза Арабского Магриба. ССТ и СЭП интеграционных объединений стран Ближнего Востока.

Тема 6. Место России в глобализирующемся Востоке. Россия в контексте мировых интеграционных процессов. Основные проблемы и препятствия на пути превращения экономики России в интегральную часть мирового хозяйства. Задача роста национальной конкурентоспособности и обеспечения внешнеэкономической безопасности. Россия в АТР. Вступление России в АТЭС, учреждение ШОС, диалоговое партнерство Россия-АСЕАН и присоединение к системе Восточноазиатских саммитов: новые задачи внешнеэкономической политики. Потенциал, потребности и возможности Дальнего Востока и Сибири как российских регионов, особо заинтересованных во взаимодействии со странами АТЭС.
Самостоятельная работа слушателей

Виды самостоятельной внеаудиторной работы:

  1. самостоятельное изучение научной литературы и источников в СМИ по тематике разделов дисциплины;

  2. повторение лекционного материала и материала учебников;

  3. подготовка информационно-аналитических материалов (рефератов, докладов, эссе);

  4. подготовка к практическим занятиям, текущему контролю и др.


Примерные темы для подготовки информационно-аналитических материалов (рефератов, докладов, эссе, проектов и т.д.)

  1. "Союз пяти" (Россия - Беларусь - Казахстан - Кыргызстан - Таджикистан): проблемы становления и функционирования таможенного союза.

  2. “Арабская весна” как результат воздействия глобализации на политические процессы в регионе MENA.

  3. «Массовая потребительская культура» как глобальный феномен.

  4. «Национальное государство» как фокус глобальных проблем.

  5. Властные отношения в странах Востока в условиях глобализации.

  6. Глобализация и природные ресурсы.

  7. Глобализация и развивающиеся страны.

  8. Глобализация как движение к международному миру.

  9. Глобализация мирового экономического и политического пространства. Повышение роли КНР в мировой экономике и политике.

  10. Глобализация экономики как новое качество интернационализации. Сущность понятия «глобализация экономики».

  11. Глобальное неравенство как главная международно-политическая проблема эпохи глобализирующегося мира.

  12. Границы политического регулирования глобальных экономических процессов.

  13. Изменение роли и функций государства в условиях глобализации.

  14. Интеграционные тенденции на Ближнем и Среднем Востоке.

  15. Истоки антиглобализма.

  16. Концепции мира как «одного места» и как «единого целого»: их содержание и соотнесение с другими теоретическими концептами глобализации.

  17. Место России в глобальной экономике.

  18. Мусульманские финансы как ответ “вестернизации” глобализационных процессов.

  19. Объективная необходимость и значение международной экономической интеграции в современном мире.

  20. Основные направления глобализации мировой экономики.

  21. Основные теории региональной экономической интеграции в зарубежной науке.

  22. Основные формы региональной интеграции и классификация торгово-экономических союзов.

  23. Особенности регионального сотрудничества и интеграции в развивающемся мире.

  24. Перспективы влияния Совета сотрудничества стран Персидского залива (ССАГПЗ) и Союза арабского Магриба (САМ) на процессы глобализации в MENA.

  25. Перспективы и возможности включения Дальневосточного региона РФ и Сибири в интеграционные процессы в АТР.

  26. Предпосылки и факторы, определяющие процессы глобализации в МЭО.

  27. Преимущества глобализации, «шансы» для роста конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобализации.

  28. Противоречивость процесса глобализации, ее «вызовы» и «ловушки».

  29. Региональные интеграционные объединения в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

  30. Россия и региональное сотрудничество в АТР. Россия в АТЭС.

  31. Стратегии японских (корейских, китайских) ТНК на рынках стран Азии.

  32. Субрегиональная межарабская экономическая интеграция в условиях глобализации.

  33. Теория международных отношений как политический анализ глобализации

  34. Формирование интеграционной зоны в АТР. Регионализм и субрегионализм.

  35. Формула «Думай глобально. Действуй локально» и ее соотношение с принципами глобализации.

  36. Центробежные и центростремительные тенденции в СНГ.

  37. Энергетическая политика России в MENA и трансформация мирового рынка нефти в условиях глобализации.

  38. Япония и США как лидеры интеграционных процессов в АТР.


Образовательные технологии

В ходе проведения семинаров для студентов 3 курса предусматриваются различные активные формы проведения занятий, в т.ч.:

  • семинарские занятия с предварительно назначенными докладами студентов и их
    обсуждением;

  • семинарские занятия в форме общей дискуссии студентов семинарской группы (с домашней подготовкой)

  • практические занятия в виде анализа статистической информации на английском и японском языках

  • семинарские занятия в форме анализа и обсуждения конкретных ситуаций.

Студенты изучают статьи японских СМИ по заданной тематике и литературу, представленную в списке литературы. Студенты просматривают видеоматериалы в сети Интернет на японском и английском языках.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


Основная литература:

  1. Караганов С.А. Азиатский многоугольник. М. ГУ-ВШЭ, 2007. - 221 с. http://library.hse.ru/opac/elcat_info.htm?livre=0154437

  2. Торкунов А.В. Современные международные отношения и мировая политика. Просвещение, 2005. - 990 с. К 60-летию МГИМО http://library.hse.ru/opac/elcat_info.htm?livre=0159652

Дополнительная литература:

  1. Осьмова М.Н. Глобализация мирового хозяйства. М. ИНФРА-М, 2006. - 383 с. http://library.hse.ru/opac/elcat_info.htm?livre=0121193

  2. Костюнина, Г. М. Азиатско-тихоокеанская экономическая интеграция: основные тенденции, проблемы и перспективы. М. МГИМО - Университет, 2003. - 401 с. http://library.hse.ru/opac/elcat_info.htm?livre=0175297

  3. Ливенцев Н.Н. Международная экономическая интеграция. М. Экономистъ, 2006. - 430 с. http://library.hse.ru/opac/elcat_info.htm?livre=0144271

  4. Бордачев Т.В. Будущее Азии и политика России // Россия в глобальной политике, №2, 2006 http://library.hse.ru/opac/elcat_info.htm?livre=0030536

  5. Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. Консалтбанкир, 2002. – 621 с. http://library.hse.ru/opac/elcat_info.htm?livre=0035185

  6. Мурадов К.Ю., Двусторонние соглашения о свободной торговле: «комок вермишели» или «альянс единомышленников»? // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - N 7. http://library.hse.ru/opac/elcat_info.htm?livre=0000226

  7. Пефтиев В.И. Межгосударственная экономическая интеграция в начале XXI века. Изд-во ЯГПУ, 2008. - 167 с. http://library.hse.ru/opac/elcat_info.htm?livre=0165252

  8. Потапов М.А. Внешнеэкономическая модель развития стран Восточной Азии. М. Междунар. отношения, 2004. - 239 с. http://library.hse.ru/opac/elcat_info.htm?livre=0059350

  9. Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. НП "III тысячелетие", 2001. - 479 с. http://library.hse.ru/opac/elcat_info.htm?livre=0191975

Бауман З. Глобализация. Весь Мир, 2004. - 185 с. http://library.hse.ru/opac/elcat_info.htm?livre=0130447

  1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М. Academia, 1999. - 787 с. http://library.hse.ru/opac/elcat_info.htm?livre=0002584

  2. Бжезинский З. Выбор: мировое господство или глобальное лидерство. М. Междунар. отношения, 2007. - 287 с. http://library.hse.ru/opac/elcat_info.htm?livre=0148084

  3. Братимов О. В. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. М. ИНФРА-М, 2000. - 342 с. http://library.hse.ru/opac/elcat_info.htm?livre=0243229

  4. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб. Университетская книга, 2001. - 416 с. http://library.hse.ru/opac/elcat_info.htm?livre=0018864

  5. Кастельс (Кастеллс), М. Информационная эпоха. М. ГУ-ВШЭ, 2000. - 608 с. http://library.hse.ru/opac/elcat_info.htm?livre=0009276

  6. Колесов В.П. Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России. М. ТЕИС, 2002. - 631 с. http://library.hse.ru/opac/elcat_info.htm?livre=0191832

  7. Западня глобализации: Атака на процветание и демократию / Г.Мартин, Х.Шуманн; пер. с нем. Контарев Г.Р.; Науч. ред. Ильин А. М. – М.: Альпина, 2001. – 330 c. http://library.hse.ru/opac/elcat_info.htm?livre=0029243

  8. Бабурин С. Н. Глобализация в перспективе устойчивого развития. Магистр, 2011. - 494 с. http://library.hse.ru/opac/elcat_info.htm?livre=0214337

  9. Алаев Э.Б. Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме). Алетейя, 2000. - 320 с. http://library.hse.ru/opac/elcat_info.htm?livre=0016529

  10. Stiglitz, J. E. Globalization and its discontents. London Penguin Books, 2002. - 288 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Глобализация на востоке и многополярный мир» iconПрограмма дисциплины «Глобализация на Востоке и многополярный мир»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...
Программа дисциплины «Глобализация на востоке и многополярный мир» iconДоклад На тему : «Глобализация и человеческая безопасность»
«глобализация». Это связано с тем, что глобализация становится важнейшей отличительной чертой развития современной цивилизации. Известно...
Программа дисциплины «Глобализация на востоке и многополярный мир» iconРеферат «египет»
Географическое положение. Государство на северо-востоке Африки и юго-западе Азии. На востоке граничит с Израилем, на юге с Суданом,...
Программа дисциплины «Глобализация на востоке и многополярный мир» iconРеферат «агроклиматическая характеристика московской области»
Граничит: на северо-западе и на севере с Тверской областью, на севере — с Ярославской, на северо-востоке и на востоке — с Владимирской,...
Программа дисциплины «Глобализация на востоке и многополярный мир» iconРабочая программа учебной дисциплины глобализация и глобальные процессы...
Рабочая программа учебной дисциплины глобализация и глобальные процессы современности
Программа дисциплины «Глобализация на востоке и многополярный мир» iconГлобализация страховой отрасли: последствия для Украины
Глобализация довольно распространенное понятие, особенно у экономистов, хотя политики, футурологи, да и представители мас-медиа тоже...
Программа дисциплины «Глобализация на востоке и многополярный мир» iconПрограмма дисциплины «Международные экономические отношения на Востоке»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления/ специальности...
Программа дисциплины «Глобализация на востоке и многополярный мир» iconПрограмма курса Планы семинарских занятий
Понятия "глобальный мир", "глобализация", "глобалистика". Особенности "нового журнализма". Окинавская хартия глобального информационного...
Программа дисциплины «Глобализация на востоке и многополярный мир» iconПо́льша польск. Polska, официальное название Респу́блика По́льша,...
Германией, на юго-западе с Чехией, на юге со Словакией, на юго-востоке с Украиной, на востоке с Белоруссией, на северо-востоке с...
Программа дисциплины «Глобализация на востоке и многополярный мир» iconБелая армия на дальнем востоке: возникновение и структура
Статья напечатана в сборнике научных статей Из истории Гражданской войны на Дальнем Востоке (1918-1922 гг.). Выпуск Хабаровск, 2000....
Программа дисциплины «Глобализация на востоке и многополярный мир» iconРеферат о Ростовской области
Ворошиловградской областями усср, на севере – с Воронежской областью, северо-востоке и востоке с Волгоградской областью и Калмыцкой...
Программа дисциплины «Глобализация на востоке и многополярный мир» iconВолго-Вятский экономический район
России, в бассейнах рек Волги и Вятки. Район с юго-запада на северо-восток вытянулся почти на 1000 км. Граничит: на востоке с Уральским...
Программа дисциплины «Глобализация на востоке и многополярный мир» iconЗаконодательная власть
Африки. На востоке граничит с Мозамбиком, на юго-востоке, юге, запада и севере с Южной Африкой. Площадь страны 17363 к На западе...
Программа дисциплины «Глобализация на востоке и многополярный мир» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Новохоперский муниципальный район образован в 1928 году, расположен на юго-востоке Воронежской области, граничит с Аннинским, Борисоглебским,...
Программа дисциплины «Глобализация на востоке и многополярный мир» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Глобализация и мировая экономика»
Контрольный экземпляр находится на кафедре государственного и муниципального управления шэм двфу
Программа дисциплины «Глобализация на востоке и многополярный мир» iconРеферат На тему: „ Глобализация страховой отрасли: возможные последствия...
Это явление выражается в концентрации страхового и перестрахового капитала; сращении банковского и страхового капитала; увеличении...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск